Оглавление
Представители проекта
Ракетные катера проекта 1241.1 (1241-Т), 1241РЭ и 12417
Название | Верфь | Зав. № | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние |
«Р-5» («Калининградский комсомолец» до 02.1992) | Приморский ССЗ | 401 | 1977 | 30.01.1979 | , КФл | Списан 10.04.2002. С 02.1992 — «Р-49» | |
«Р-255»(«Кировский комсомолец» до 02.1992) | Приморский ССЗ | 403 | 1979 | 30.12.1980 | БФ | Списан 10.04.2002. | |
«Р-256»(«Полтавский комсомолец» до 02.1992) | Приморский ССЗ | 404 | 1982 | С 15.12.1990 «Мулния-101» в ВМС Болгарии . | |||
«Р-6» | Приморский ССЗ | 405 | 30.12.1983 | БФ | Списан 10.04.2002. | ||
«Р-26» | Рыбинский ССЗ | 01710 | 30.03.1981 | БФ | Списан 10.04.2002. Проект 1241РЭ. | ||
«Р-42» | Хабаровский ССиМЗ | 901 | 30.03.1983 | ТОФ | Списан 03.05.2001. | ||
«Р-45» | Хабаровский ССиМЗ | 902 | 26.12.1983 | ТОФ | Списан 04.08.1995. | ||
«Р-69» | Хабаровский ССиМЗ | 903 | 1980 | 30.09.1984 | ТОФ | Списан 04.08.1995. | |
«Р-79» | Хабаровский ССиМЗ | 904 | 1980 | 19.12.1984 | ТОФ | В строю. | |
«Р-54»(«Краснодарский комсомолец» до 02.1992) | Средне-Невский ССЗ | 200 | 21.04.1981 | 18.12.1982 | 30.12.1983 | ЧФ | В резерве. В 1997—2014 гг. в ВМС Украины. C 15.03.2002 — U155 «Приднепровье». |
«Р-71» «Шуя» | Средне-Невский ССЗ | 201 | 12.08.1981 | 14.09.1983 | 10.06.1985 | ЧФ | В строю. Проект 12417. Демонтирован ЗРАК Кортик. |
«Р-63»(«Куйбышевский комсомолец» до 02.1992) | Средне-Невский ССЗ | 202 | 19.11.1981 | 23.12.1983 | 31.08.1985 | ЧФ | Списан 7.11.2012. С 15.08.1997 U156 «Кременчуг» в ВМС Украины. |
«Р-101» «Ступинец» | Средне-Невский ССЗ | 203 | 04.08.1982 | 27.06.1984 | 30.09.1985 | , КФл | В строю. |
«Р-129» «Кузнецк» | Средне-Невский ССЗ | 204 | 03.02.1983 | 19.11.1984 | 28.12.1985 | БФ | В строю. |
«Р-257» | Средне-Невский ССЗ | 205 | 03.05.1983 | 01.08.1985 | 31.10.1986 | БФ | В строю. |
Ракетные катера проектов 12411 (12411-М)
Название | Верфь | Зав. № | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние |
«Р-46» | Приморский ССЗ | 402 | 21.03.1976 | 20.03.1980 | 29.12.1981 | Списан 17.12.1994. | |
«Р-66» | Хабаровский ССиМЗ | 905 | 31.05.1985 | ТОФ | Списан 04.08.1995. | ||
«Р-85» | Хабаровский ССиМЗ | 906 | 30.09.1985 | ТОФ | Списан 16.03.1998. | ||
«Р-103» | Хабаровский ССиМЗ | 907 | 31.05.1985 | ТОФ | Списан 16.03.1998. | ||
«Р-113» | Хабаровский ССиМЗ | 908 | 30.12.1985 | ТОФ | Списан 17.07.1997. | ||
«Р-158» | Хабаровский ССиМЗ | 909 | 30.10.1986 | ТОФ | Списан 31.07.1996. | ||
«Р-76» | Хабаровский ССиМЗ | 910 | 30.12.1986 | ТОФ | Списан 31.07.1996. | ||
«Р-83» | Хабаровский ССиМЗ | 911 | 30.12.1986 | ТОФ | Списан 03.05.2001. | ||
«Р-229» | Хабаровский ССиМЗ | 912 | 30.09.1987 | ТОФ | Списан 10.04.2002. | ||
«Р-230» | Хабаровский ССиМЗ | 913 | 30.12.1987 | ТОФ | Списан 17.07.1997. | ||
«Р-240» | Хабаровский ССиМЗ | 914 | 30.10.1988 | ТОФ | Списан 10.04.2002. | ||
«Р-261» | Хабаровский ССиМЗ | 915 | 31.12.1988 | ТОФ | В строю. | ||
«Р-271» | Хабаровский ССиМЗ | 916 | 05.09.1989 | ТОФ | Списан 22.06.2005. | ||
«Р-442» | Хабаровский ССиМЗ | 917 | 16.12.1989 | ТОФ | Списан 22.06.2005. | ||
«Р-297» | Хабаровский ССиМЗ | 918 | 08.09.1990 | ТОФ | В строю. | ||
«Р-298» | Хабаровский ССиМЗ | 919 | 31.12.1990 | ТОФ | В строю. | ||
«Р-11» | Хабаровский ССиМЗ | 920 | 01.09.1991 | ТОФ | В строю. | ||
«Р-14» | Хабаровский ССиМЗ | 921 | 28.12.1991 | ТОФ | В строю. | ||
«Р-18» | Хабаровский ССиМЗ | 922 | 24.08.1992 | ТОФ | В строю. | ||
«Р-19» | Хабаровский ССиМЗ | 923 | 07.12.1992 | ТОФ | В строю. | ||
«Р-20» | Хабаровский ССиМЗ | 924 | 1989 | 17.10.1991 | 18.11.1993 | ТОФ | В строю. |
«Р-24» | Хабаровский ССиМЗ | 925 | 1989 | 06.12.1991 | 27.12.1994 | ТОФ | В строю. |
«Р-29» | Хабаровский ССиМЗ | 926 | 1992 | 27.09.2003 | ТОФ | В строю. | |
«Р-47» («Тамбовский комсомолец» до 15.02.1992) | Средне-Невский ССЗ | 206 | 02.06.1983 | 21.08.1986 | 13.02.1987 | Переоборудуется в музей в г. Кронштадт | |
«Р-60» «Буря» | Средне-Невский ССЗ | 207 | 10.12.1985 | 30.12.1986 | 12.12.1987 | ЧФ | В строю. Установлен ЗРАК «Палаш». |
«Р-160» «МАК-160» | Средне-Невский ССЗ | 208 | 27.02.1986 | 29.09.1987 | 08.08.1988 | ЧФ, КФл | В строю. Демонтированы ПУ ПКР «Москит». |
«Р-187» «Заречный» | Средне-Невский ССЗ | 209 | 18.07.1986 | 16.04.1988 | 04.03.1989 | БФ | В строю. |
«Р-239» «Набережные челны» | Средне-Невский ССЗ | 210 | 05.10.1987 | 30.12.1988 | 21.09.1989 | ЧФ | В строю. |
«Р-334» «Ивановец» | Средне-Невский ССЗ | 211 | 04.01.1989 | 28.07.1989 | 30.12.1989 | ЧФ | В строю. |
«Р-109» «Бриз» | Средне-Невский ССЗ | 212 | 24.07.1989 | 13.04.1990 | 20.10.1990 | ЧФ | В строю. |
«Р-291» «Димитровград» | Средне-Невский ССЗ | 213 | 25.07.1989 | 19.10.1990 | 30.05.1991 | БФ | В строю. |
«Р-293» «Моршанск» | Средне-Невский ССЗ | 214 | 30.04.1991 | 23.08.1991 | 17.02.1992 | БФ | В строю. |
«Р-2» «Чувашия» | Средне-Невский ССЗ | 215 | 1991 | 1994 | 26.02.2000 | БФ | В строю. |
Ракетные катера проектов 12418 и 12421
Название | Верфь | Зав. № | Борт. № | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот |
ССЗ «Вымпел» | 29.09.2006 | 2007 | ВМС Вьетнама | ||||
ССЗ «Вымпел» | 2007 | 2007 | ВМС Вьетнама | ||||
Edermen | Средне-Невский ССЗ | 217 | 828 | 03.2009 | 08.2010 | 06.2011 | ВМС Туркмении |
Gayratly | Средне-Невский ССЗ | 218 | 829 | 07.2009 | 05.2011 | 10.2011 | ВМС Туркмении |
Ahmed Fadel («Р-32» до 04.08.2016) | ССЗ «Вымпел» | 700 | 801 | 27.01.1994 | 1999 | 23.05.2000 | ВМС Египта |
ССЗ «Вымпел» | 01301 | 11.2018 | ВМФ России | ||||
ССЗ «Вымпел» | 01302 | 11.2019 | ВМФ России |
История
Работы по созданию новых малых ракетных кораблей ударного назначения начались в СССР в середине 1960-х годов в ОКБ ЦМКБ «Алмаз». Благодаря большим размерам от ракетные катера, должны были иметь больший диапазон и морское мастерство, чем они. Благодаря размерам и соотношению длины к ширине, которые составляли 5: 1, можно было установить пусковые установки более эффективных тяжелых. противокорабельные ракеты П-120 Малахит (в Министерстве обороны США код НАТО: SS-N-9 «Сирена») с дальностью действия 120 км и массой боевой части 840 кг. Эти ракеты предназначались для борьбы с крупными частями, в первую очередь авианосцы Страны НАТО. Новые корветы были первыми в мире малыми ударными частями с такими характеристиками.
Строительство первых блоков началось в . Первый вариант кораблей для ВМФ СССР назывался проект 1234его вооружение, помимо 6 ракет П-120, было дополнено зенитной ракетной установкой малой дальности. Оса-М и двухстворчатая 57-мм пушка на корме. В разработан улучшенный проект 1234.1в котором 57-мм пушка была заменена одной 76-мм пушкой. АК-176 добавлена артиллерийская установка прямой защиты АК-630 калибр 30 мм (шестиствольный). Эти версии обозначены в коде НАТО соответственно. Нанучка I а также Нанучка III. Строительство последних блоков было начато в г. , они поступили на вооружение . Корабли были названы в основном из-за атмосферных и природных явлений.
Версия предназначена для экспорта в Индию и арабские страны (проект 1234Э) был намного беднее, прежде всего он был оснащен 4 менее совершенными противокорабельными ракетами. П-21 / П-22 комплекс П-20 (в МО США, код НАТО: SS-N-2C Стикс); в кодексе НАТО он известен как Нанучка II. Эта версия имела значительно сниженные ударные возможности, сравнимые с размерами ракет-резаков вдвое. разработан 1241RE, с еще более слабым артиллерийским вооружением.
Всего было построено 47 кораблей всех модификаций (строительство еще одного не было завершено), из них 10 отправлено на экспорт (пр. 1234Э — 3 в Индию, 3 в Алжир и 4 в Ливию).
Корвет проекта 1234 (г.Нанучка I)
Конструкция
Корабль оснащён интегрированной мачтой с размещёнными на ней двумя неподвижными фазированными антенными решётками многофункционального радиолокационного комплекса «Минерал-М».
Корабли серии 22800 должны обладать, по сравнению с представителями МРК другого российского проекта 21631, лучшей мореходностью, так как изначально предназначены для использования на открытых морских театрах.
Силовая установка
Главная энергетическая установка — дизель-электрическая, производства . В состав ГЭУ входит 3 главных двигателя М-507Д-1, выработку электроэнергии обеспечивают 3 дизель-генератора ДГАС-315.
Вооружение
Вооружение кораблей проекта 22800 включает в себя комплексы ударного и противовоздушного оружия, системы боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи.
Ракетное
Основой ударного ракетного вооружения являются ракеты семейства «Калибр-НК» (КРБД и ПКР). Восемь ячеек универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК) 3С14 расположены, как и на кораблях проекта 21631, в задней части надстройки — за ходовой рубкой, но в отличие от них, размещается поперёк, а не вдоль диаметральной плоскости корабля. УКСК 3С14 также способен производить пуск ракет «Оникс», а в перспективе «Циркон». Корабельная система управления стрельбой (КСУС) — 3Р14Н-22800.
Артиллерийское
По предварительным данным из разных источников артиллерийское вооружение кораблей проекта должно было включать или 100-мм автоматическую универсальную артиллерийскую установку А-190 и ЗРАК «Палаш» или 76-мм автоматическую универсальную артиллерийскую установку АК-176 и две 30-мм артиллерийские системы АК-306, или 57-мм артиллерийскую установку А-220М и две 30-мм установки АК-630. Фактически на первых двух кораблях установлены:
- одна 76,2-мм автоматическая универсальная артиллерийская установка АК-176МА исп. 1 («стелс»)
- две шестиствольные 30-мм установки АК-630М
- две 12,7 мм пулемётные установки «Корд»
Противовоздушное Первоначально противовоздушную оборону корабля планировалось обеспечивать за счёт боевых возможностей ЗРАК «Палаш». Фактически первые два представителя проекта не несут специализированного противовоздушного вооружения, вместо которого используются две АУ АК-630М. Начиная с третьего корабля взамен последних на МРК устанавливается зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Панцирь-МЕ». Все МРК также вооружены ПЗРК типа «Игла-С», «Верба» (боекомплект 8 ЗУР).
Противолодочное
«Каракурты» не несут противолодочного вооружения. Для борьбы с подводными диверсантами корабли комплектуются гранатометом ДП-64 (индекс 97У), обнаружение противника осуществляется опускаемой ГАС МГ-757.
Радиотехническое
Радиотехническое вооружение включает в себя: РЛС «Позитив-МК» (на первых двух), РЛК «Минерал-М» (на первых двух — с двумя плоскими ФАР, на остальных — со стандартной антенной), 4 ФАР 1РС-3 комплекса «Панцирь-МЕ» (начиная с третьего корпуса), артиллерийская РЛС МР-123-02 «Багира», навигационная РЛС МР-231, АМКОИ «Трасса», БИУС «Сигма». Также имеются штатные средства РЭБ — комплекс радиотехнического подавления МП-405-1 и комплекс постановки пассивных помех КТ-216 (в составе 4-х ПУ).
Примечания
- ↑ 12345Вадим Иванов. Минобороны заключит контракт на шесть МРК «Каракурт» в 2020 году (рус.).tvzvezda.ru . ТРК ВС РФ «Завезда» (5 мая 2018). Проверено 4 августа 2018.
- ↑ 12345678 Состоялась торжественная церемония спуска на воду головного малого ракетного корабля проекта 22800 «Ураган», стр. № 251 (рус.).www.pellaship.ru . ОАО «Пелла» (29 июля 2017). Проверено 31 июля 2020.
- ↑ 12 «Каракуртов» прикроют «Панцирем» (рус.).flotprom.ru . Flotprom. Проверено 31 июля 2020.
- ↑ 1234Герман Костринский. «Каракурты» размажут по верфям (рус.).www.kommersant.ru . Коммерсант.ru (30 июля 2017). Проверено 31 июля 2020.
- Дмитрий Григорьев. «Ураган» и «Тайфун» придут на флот через два года (рус.). RG.ru (23.12.2015). Проверено 11 марта 2020.
- ↑ 12 В России завершается разработка новейшего корвета проекта 22800 (рус.). РИА Новости (11.08.2015). Проверено 11 марта 2020.
- ↑ 12345678Юрий Макаров, Александр Мозговой. Через тернии… к здравому смыслу (рус.). Национальная оборона, №1, январь 2020. Проверено 1 августа 2020.
- ↑ 12Юрий Иванов. В России завершается разработка новейшего корвета проекта 22800 (рус.). Оружие России (12.08.2015). Проверено 1 августа 2020.
- ↑ 12 Минобороны заявило, что ОПК «немножко сорвал» срок сдачи двух фрегатов (рус.). РИА Новости (24.12.2015). Проверено 11 марта 2016.
- Состоялась торжественная церемония спуска на воду третьего серийного малого ракетного корабля проекта 22800 «Буря». 23.10.2018
- Состоялась торжественная церемония спуска на воду второго серийного малого ракетного корабля проекта 22800 «Шквал», стр. № 253 (рус.), ОАО «Пелла» (5 мая 2018).
- https://iz.ru/767554/aleksei-ramm-aleksandr-kruglov/nastroilis-na-pozitiv-voennye-korabli-poluchat-sovremennye-rlk
- Осуществлена торжественная закладка двух малых ракетных кораблей проекта 22800 стр. № 251 «Ураган» и стр. № 252 «Тайфун». (рус.). pellaship.ru (24.12.2015). Проверено 11 марта 2020.
- https://government.consultant.ru/documents/3713544
- В Ленинградской области заложили четвертый ракетный корабль типа «Каракурт»
- «Говорят, замминистра обороны Юрий Борисов сильно любит завод имени Горького…»
- Предприятие «Пелла» построит 18 малых ракетных кораблей до 2022 года
- Головной «Каракурт» сдадут флоту в 2020 году
- ↑ 1234567 ГОДОВОЙ ОТЧЕТ Акционерного общества «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» за 2020 год.www.e-disclosure.ru . Центр раскрытия корпоративной информации. Проверено 31 июля 2017.
- ВМФ получит головной корабль проекта 22800 в 2020 году (рус.). ria.ru . РИА Новости (22 августа 2017). Проверено 31 октября 2020.
- Начаты государственные испытания головного малого ракетного корабля проекта 22800 «Ураган», зав. № 251
- Состоялась торжественная церемония спуска на воду первого серийного малого ракетного корабля проекта 22800 «Тайфун», стр. № 252 (рус.), Пелла (25.11.2017).
- Форумы Balancer’а / Image view — ШКВАЛ 15.jpg — (рус.). www.wrk.ru. Проверено 4 мая 2020.
- ↑ 12 Состоялась торжественная церемония спуска на воду второго серийного малого ракетного корабля проекта 22800 «Шквал», стр. № 253 (рус.).pellaship.ru . Открытое акционерное общество «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“» (5 мая 2018). Проверено 6 мая 2020.
- В Ленобласти заложили малый ракетный корабль «Шквал» для ВМФ (рус.). ria.ru . РИА Новости. Проверено 23 апреля 2020.
- В Феодосии судостроители торжественно заложили малый ракетный корабль нового поколения «Шторм»
- В Феодосии заложили малый ракетный корабль проекта «Каракурт» (рус.), РИА Новости . Проверено 17 марта 2020.
- Малый ракетный корабль «Вихрь» заложили для ВМФ России в Феодосии
- Состоится торжественная церемония спуска на воду малого ракетного корабля проекта 22800 «Буря»
- Явление «Панциря-М», ВПК.name . Проверено 3 мая 2020.
- ↑ 1234Алексей Заквасин. В чем уникальность новейших ракетных кораблей России проекта 22800 «Каракурт» (vpk-news.ru).vpk-news.ru . «Военно-промышленный курьер» (11 июля 2017). Проверено 6 августа 2020.
- ↑ 123 АО «ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ЗАВОД им. А. М. ГОРЬКОГО». БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ. 2020. Пояснительная записка (сопутствующая информация) к годовой бухгалтерской отчетности. www.e-disclosure.ru. Проверено 3 августа 2020.
- Зеленодольский завод построит пять малых ракетных кораблей до 2020 года. Lenta.ru. Проверено 31 июля 2020.
- Продолжаем «буянить»: Зеленодольск получил заказ на корабли
- ↑ 123456 Минобороны в 2020 году закажет шесть кораблей проекта 22800 для Тихоокеанского флота (рус.),ТАСС . Проверено 6 мая 2020.
- ↑ 123456789101112 Дальневосточные верфи построят для Минобороны шесть «Каракуртов» (рус.),ТАСС . Проверено 31 августа 2020.
История создания малых ракетных кораблей проекта 1234 «Овод»
В 60-ые годы 20-го века перед советским ВМФ встала большая задача — нужен был даже не новый корабль, а новый тип корабля — промежуточное звено между ракетными крейсерами и ракетными катерами (РКА). Малые ракетные корабли (МРК), как их окрестили, должны были быть небольшими, недорогими, но в то же время мореходными, дальнобойными и очень мощными боевыми единицами.
Тактико-техническое задание было утверждено 17 августа 1965 г. (ЦМКБ «Алмаз») и предполагало создание ещё не МРК, но РКА, однако уже имеющего все признаки первого. Кораблю присвоили номер проекта 1234 и шифр «Овод», главным конструктором был назначен Иван Петрович Пегов, а главным наблюдающим от ВМФ — капитан 1 ранга В.В. Дмитриев.
Задача решаемая конструкторами была сложной — в относительно небольшое водоизмещение вчерашнего катера необходимо было «впихнуть» фактически полновесный «корабельный» комплект: две пусковые установки противокорабельных ракет «Малахит» (каждая из 6-и ракет весит 5,4 тонны), радиолокационный комплекс целеуказания «Титанит», средства радиоэлектронной борьбы, зенитный ракетный комплекс «Оса-М» и артиллерийскую установку АК-725.
Подходящей по мощности и габаритам турбины для нового корабля ещё не было, поэтому было найдено оригинальное решение установить трехвальную главную энергетическую установку с работой на каждом валу двух дизелей типа М-504. Завод «Звезда» удачно соединил два М-504 в один М-507, получив на выходе «движок» в 112 цилиндров, способный выдавать 10000 лошадиных сил. Всего таких двигателей было три.
Получившийся на выходе «монстр» даже в весьма расплывчатое определение «ракетный катер» не вписывался никак. Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков, главный радетель за судьбу «Овода» специально для проекта 1234 утвердил новый класс — «малые ракетные корабли». Когда первый из них («Буря») был спущен на воду, то посетив его, главком с гордостью произнес — «эти МРК — пистолет у виска империализма».
МРК «Буря» с кормы
И надо сказать — С.Г. Горшков не погрешил против истины. Ни один флот не имел ничего, способного даже близко сравниться по комплексу характеристик с «Оводами» — шутка ли, корабль с габаритами речного судна, способный, практически в одиночку утопить вражеский авианосец? И это при несоизмеримых затратах на производство — как раз по этому параметру (стоимость/эффективность) даже сейчас, в 21-м веке корабли проекта 1234 не имеют аналогов в мире.
«Оводы» это не только ударные корабли, но успешно справляются и с другими боевыми задачами — обеспечивают работу авиации и подводных лодок, несут пограничную службу, выступают в роли противолодочных и сторожевых кораблей.
Недостатков проект 1234 также не лишен — корабли «не уютно» чувствуют себя в открытом море, при волнении в 5 баллов плохо слушаются руля и практически лишены возможности стрелять «главным калибром». Сравнительно слабое ПВО (см. историю службы кораблей «Муссон» и «Эйн Закит»), малая автономность, трудности с охлаждением двигателей при действиях во льдах- все это никак нельзя считать признаками идеального корабля.
Однако, несмотря на все недостатки «Оводов», этот «пистолет» безотказен и всегда попадает в цель — успешность пусков и точность поражения целей (учитывая не малое число самих кораблей и тем более — ракетных пусков) совсем немного не дотягивает до 100%.
МРК «Пассат» с кормы
Модификации и производство малых ракетных кораблей проекта 1234
- По проекту 1234 «Овод» было построено 17 кораблей (Ленинград) + 3 (Владивосток). 3 последних «ленинградских» МРК были переоборудованы в проект 1234Э.
- По проекту 1234Э («Овод-Э») — экспортный вариант, отличавшийся установкой 2-х 2-х контейнерных установок противокорабельных ракет (ПКР) П-15 «Термит», вместо 2х 3х ПКР «Малахит». Всего было построено 7 МРК для Алжира и Ливии (3 переоборудованных в 1234Э «Овода» были поставлены Индии, они упомянуты выше).
- В 1974 году был разработан проект 1234.1 (улучшенный) с усиленным артиллерийским вооружением в виде 76-мм установки АК-176 и 30-мм зенитного автомата АК-630, и более современным радиоэлектронным вооружением, улучшенными условиями обитаемости экипажа, пожаростойкости корпуса. Было построено 15 кораблей для ВМФ СССР и 1 недостроенный, разобран на стапеле.
- В 1982 году был разработан проект 1234.7 (экспериментальный). Создавался для испытаний более совершенных ПКР «Оникс», которые и составляли его главное вооружение. Построен 1 корабль.
- В 1999 году был разработан проект 1234ЭМ (модернизация). Проект модернизации ранее проданных кораблей 1234Э. Главной ударной силой корабля стали 4 пусковые установки с 16 противокорабельными ракетами «Уран-Э», также был изменен комплекс бортовой аппаратуры. Модернизирован 1 корабль для Алжира.
Всего было построено 47 кораблей всех проектов.
МРК проекта 1234.1 «Пассат» и «Зыбь», 2008 год
«Флот влияет на политику уже самим фактом своего существования»
На самом же деле столь масштабные учения наш ВМФ провёл здесь впервые в истории постсоветской России. После распада СССР и расформирования 5-й оперативной средиземноморской эскадры, здешняя акватория рассматривалось стратегами НАТО, как собственный пруд. Однако с возрождением оперативного соединения ВМФ России в 2013 году, началом операции российских ВКС в Сирии и «реанимацией» военно-морской базы МТО в Тартусе, ситуация в бассейне Средиземноморья изменилась. И не в пользу стран Североатлантического альянса, привыкших действовать здесь на правах хозяина.
Это им очень не нравится, поэтому любая сегодняшняя активность российского флота их очень напрягает. А когда они собственными глазами увидели, какую мощь в виде надводных крейсеров и атомных подводных лодок может подтянуть сюда российский флот, откровенно «поджали свои хвосты». И наверняка вспомнили слова американского контр-адмирала Альфреда Мэхэна — одного из основателей геополитики, которые тот произнёс в начале прошлого века: «Флот влияет на политику уже самим фактом своего существования».
mil.ru
Масштабное учение в восточной части Средиземного моря с участием более 20 боевых кораблей, катеров и судов обеспечения ВМФ, а также летательных аппаратов морской авиации и ВКС России.
А корабли Тихоокеанского и Северного флотов, принимавшие участие в манёврах в Средиземноморье, уже держат курс к местам постоянного базирования в Североморск и Владивосток. Кстати, в главную базу ТОФа на прошлой неделе, после масштабных учений в Японском и Охотском морях, проходивших с конца января, возвратились около двух десятков кораблей и судов. Почти два месяца их экипажи выполняли полный комплекс зенитных ракетных и артиллерийских стрельб по морским и воздушным целям, уничтожали макеты плавающих мин, проводили тренировки по противовоздушной, противодиверсионной и противолодочной обороне. После прохождения техобслуживания, пополнения материальных запасов, экипажи кораблей продолжат выполнять задачи по предназначению.
Проект 12300: Ракетный-артиллерийский катер «Скорпион»
В 2001 году в Рыбинске на стапелях открытого акционерного судостроительного общества «Вымпел» состоялась церемония закладки ракетно-артиллерийского катера нового поколения «Скорпион».Назначение и особенности
Этот корабль четвертого поколения (по западной классификации относящийся к классу малый корвет) создан с использованием технологии снижения радиолокационной и тепловой заметности. По мнению главного конструктора ЦМКБ «Алмаз» Юрия Арсеньева, развитие ракетных катеров велось по двум основным направлениям — усиление вооружения и улучшение мореходных качеств. На сегодняшний день «Скорпион» — вершина эволюции в этом типе кораблей. Он вооружен противокорабельной ракетой «Яхонт» вертикального старта. Ее основным достоинством является сверхзвуковая скорость полета, делающая ракету малоуязвимой для средств ПВО противника. «Яхонт» имеет дальность стрельбы 300 км, массу боевой части — 200 кг.
Что касается корпуса, то он у «Скорпиона», по словам Юрия Арсеньева, очень экономичный. Если дальность плавания ракетного катера предыдущего поколения «Молния», имеющего на борту запас топлива 104 тонны, составляет 2200 миль, то «Скорпион» с 64 тоннами топлива имеет запас хода 2500 миль при движении с экономической скоростью 12 узлов. Кроме того, корпусу катера придана возможность самостабилизироваться на волне, он оснащен кормовыми интерцепторами, которые являются успокоителями качки. В результате уровень бортовой качки катера уменьшается в 5 раз.
Катер имеет комбинированную силовую установку, состоящую из двух дизельных двигателей для маршевых режимов плавания и газовой турбины ГТУ-12, предназначенной для выхода на скорость перехвата. ГТУ-12 приводит в движение вентилируемый водомет, разработанный в ЦМКБ «Алмаз». Он состоит из обечайки, в которой на больших оборотах работает полупогруженный винт.
Артиллерийское вооружение «Скорпиона» состоит из установки калибра 100 мм А-190-5П-10. Для воздушной обороны на ближнем рубеже, то есть на дальности 5-6 километров, служит зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан-1». Корабль оснащен активной трехкоординатной РЛС общего обнаружения надводных и воздушных целей «Позитив-МЭ1». Она может обнаруживать на дальности до 150 км и сопровождать одновременно до 50 целей, обеспечивает их классификацию и выдачу целеуказания сопряженным системам управления огнем.
Управление ракетной стрельбой осуществляется РЛС «Гарпун-Б» 3Ц-25Э. Активный канал этой станции использует сложный модулированный сигнал, который имеет способность, работая в приводном слое, огибать поверхность земли. Тем самым дальность обнаружения в зависимости от условий радионаблюдаемости составляет до 250 км, а в ходе испытаний в Индийском океане, как рассказал Юрий Арсеньев, была получена дальность 400 км. Таким образом, «Скорпион» имеет возможность загоризонтного целеуказания прямо на борту, без привлечения каких-то внешних систем.
Базовые ТТХ
Водоизмещение, т: стандартное — нет данных, полное: 465 Размеры, м: длина — 56,7, ширина — 10,3, осадка — 2,7, Скорость полного хода, уз. – 38, Дальность плавания, эконом. ход – 12 узлов — 2000 миль, Автономность, сут. — 10 Силовая установка: 2х5000 л.с., 2 дизеля М-530, 1х15000 л.с., ГТУ, 2 ДГ по 200 кВт, 1 ДГ 100 кВт, Вооружение: 2х2 ПУ ПКР «Яхонт», 1 ЗРАК «Каштан-1» (4 ЗУР с 2000 снарядов), 1х1 100 мм А-190Э (80 снарядов) – 5П-10А («Пума»), РТВ: РЛС «Позитив-М1.1», «Монумент-12301», «Ладога-МЭ-12300», СН-3101, «Буран», изделие 6730-7 системы госопознавания, «Горизонт-25», комплекс помех ПК-10 (4 ПУ), ГАС ПДСС «Анапа»; Экипаж, чел. – 37.
ЗРАК Каштан-М.
Возможные модификации: проект 12300П – пограничный сторожевой корабль с взлётно-посадочной площадкой, проект 12301 — вариант с ПКР «Оникс», А-190, БИУС «Сигма», проект 12301П – пограничный сторожевой корабль, проект 12302 – вариант с ПКР «Уран».
Планировалось построить головной катер в 2005 году, а затем строить серию для ВМФ РФ — 10, для ФПС РФ – 10 и до 30 катеров на продажу, катером заинтересовались страны АТР и ряд других. К сожалению, проект «заглох», не достроили даже головной ракетно-артиллерийский катер.
Перспективный проект ЦМКБ Алмаз — пр.12300 «Скорпион». Главная особенность — наличие ВПП, позволяющая применять с корабля вертолеты легкого класса,а в дальнейшем — и БПЛА.
Первые пассажирские корабли на подводных крыльях: «Ракета» и «Метеор»
Параллельно ракетному катеру, Алексеев в 1949 году инициативно разработал скоростной пассажирский А-7, ставший эталонным крылатым судном.
Даже сегодня корабли, построенные на основе седьмой компоновки Алексеева, бороздят реки страны: те самые «Метеоры» и «Кометы», знакомые многим с детства, стали серийным воплощением конструкции.
В них сохранены пропорции, общая схема подводных крыльев и даже их профиль. Но признание пришло не сразу, ведь в начале эры СПК о пассажирах ещё никто не думал.
Только появление в 1955 году серийных пассажирских кораблей на подводных крыльях Supramar PT 20 изменило мнение руководителей государства.
Секретность с подводных крыльев сняли, и в 1957 году на основе ракетных катеров и проекта А-7 конструктор при поддержке правительства спустил на воду головной теплоход «Ракета».
Появившись на Фестивале молодёжи и студентов, удивительный самолёто-корабль произвёл фурор мирового масштаба, закономерно получив серийное продолжение.
После первая экспериментальная «Ракета» была отправлена в опытную эксплуатацию на Волгу на линию Горький—Казань: расстояние в 420 км судно преодолевало за 7 часов против обычных 30.
С 1959 года по 1976 год было построено 389 «Ракет», из них 30 ушло на экспорт в самые неожиданные страны. Они долгое время являлись не только транспортом, но и популярным видом отдыха.
«Ракеты» эксплуатировались между городами Тарту и Псковом, на озере Ильмень, на маршруте Новгород — Старая Русса и обратно, между Кёльном и Дюссельдорфом на Рейне, бороздили Темзу между Лондоном и Грейвзендом.
Были они и в Канаде, и в США, и даже в Никарагуа. О соседних с СССР странах можно даже не вспоминать.
В 1958 году спустили на воду первый улучшенный пассажирский корабль на подводных крыльях «Метеор», ставший на пару с «Ракетой» главным речным средством транспорта на много лет.
Он был рассчитан на 64-66 пассажиров, второй в зависимости от модификации умещал от 74 до 128 человек. Вдвое больше, чем в автобусе.
На крейсерской скорости в 60 километров в час по кратчайшему водному пути у них не было равных в Союзе: быстрее, удобней, надёжней транспорта не существовало.
Гиганты в 30 метров длиной стали основой советского речного флота, не теряя возможности заходить в большинство речных портов. Всего было выпущено около 400 кораблей этого типа.
Модернизированный для морских условий «Метеор» получил название «Комета». Эти суда, как и их предшественники, так же высоко оценили страны Запада: только 52 корабля из 86 остались в СССР.
«Метеор» стал самым известным из всех судов на подводных крыльях, самым распространённым. Но не последним — и не самым лучшим.
Ударная мощь
На новейшие российские малые ракетные корабли обратили внимание и на Западе. Так, американский военно-политический портал The National Interest в ноябре 2021 года опубликовал материал под заголовком «ВМФ России готовится принять на вооружение три продвинутых малых ракетных корабля проекта «Каракурт». Издание подчеркнуло, что принятие на вооружение таких кораблей демонстрирует модернизацию ВМФ России
«Корабли проекта «Каракурт» разрабатывались в качестве дополнения, а не замены для МРК модернизированной серии «Буян-М». Корабли «Каракурт» и «Буян» обладают водоизмещением примерно 850 и 950 т соответственно и являются отражением стратегии по модернизации российского флота, всё больше сконцентрированной на преобразовании в эффективную силу локального оперативного реагирования», — пишет The National Interest.
Одними из основных преимуществ кораблей проекта 22800 издание называет их манёвренность и скорость хода.
Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский в разговоре с RT подчеркнул, что при небольшом водоизмещении эти корабли благодаря своему вооружению могут наносить удары и на стратегическую глубину.
«Возможности этих кораблей весьма широки, несмотря на их небольшое водоизмещение. Фактически их водоизмещение менее 1000 т, но при этом они могут поражать цели на стратегических дальностях при применении комплексов «Калибр». Эти крылатые ракеты уже успешно использовались для нанесения ударов по наземным объектам террористов в Сирии», — заявил Мураховский.
Несмотря на то что основная задача кораблей «Каракурт» — охрана ближней морской зоны, оснащение высокоточными крылатыми ракетами, а в перспективе и гиперзвуковым вооружением делает возможным их использование в качестве стратегического средства сдерживания, считает аналитик.
В свою очередь, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко в комментарии RT также высоко оценил боевые возможности этих кораблей.
«Главное их оружие — это ударный комплекс ракетного вооружения, огневая мощь которого весьма велика для относительно небольшого водоизмещения. Поэтому это важнейший элемент для устойчивости флота и проецирования возможностей в современном морском бою. Новые разработки с точки зрения комплектации и систем управления, навигации, отображения информации и ракетного оружия — в этот корабль заложен очень серьёзный потенциал, который необходим сегодня российскому боевому флоту», — заключил эксперт.
Особенности проекта 1234ЭМ
В середине 90-х г. 20 века в ЦМКБ «Алмаз» разработан (главный конструктор Ю.В. Арсеньев) проект модернизации кораблей проекта 1234Э, по заказу Алжира. Главным ударным комплексом корабля стали 4 пусковых установки с 16 противокорабельными ракетами «Уран-Э». В кормовой части надстройки была установлена шестиствольная 30-мм артустановка АК-630М, на крыше рубки вместо РЛС типа «Рангоут» установили антенну радиолокационного комплекса «Гарпун-Э». На мачте разместили трехкоординатную РЛС общего обнаружения типа «Позитив-МЭ-1» (отсутствие характерного «колпака» «Оводов»), установили РЛС управления оружием «Ласка», оптико-электронную систему управления артустановками «Ракурс» и радионавигационную систему «Горизонт-25». В Санкт-Петербурге по этому проекту модернизировали 1 корабль для ВМФ Алжира.
Модернизированный алжирский МРК проекта 1234ЭМ. Облик корабля заметно изменился.
• Справочник ВМФ • Корабли того же периода • ВМФ России •

Эта тема закрыта для публикации ответов.