Мс-21

Алан-э-Дейл       10.09.2023 г.

Оглавление

[править] Перспективы

Сертификация

В 2022 году усилия будут сосредоточены на расширении сертификата типа МС-21.

Завершение лётных испытаний МС-21 с двигателем ПД-14 по состоянию на ноябрь 2020 года было запланировано на II квартал 2022 года.

Производство

План производства МС-21 предполагает пошаговый — 10, 20, 30 — выход на производство до 70 самолётов МС-21 в год к 2025 году.

В августе 2013 года вице-президент по маркетингу и продажам корпорации «Иркут» Кирилл Будаев заявил, что компания рассчитывает выпустить примерно 1080 самолётов МС-21 до 2035 года. Порядка 300—350 из них будет продано на внутреннем рынке и ещё 650—700 самолётов — на внешнем. По мнению Будаева, проект разработки МС-21 окупится примерно на трёхсотом проданном самолёте.

Поставки

2021

Полет пассажирского самолёта с российским крылом МС-21-300

В середине декабря 2021 года российский авиалайнер МС-21-300, разработанный компанией «Иркут» (входит в ОАК госкорпорации «Ростех») и использующей крыло из полимерных композиционных материалов российского производства, совершил первый тренировочный полет в штатных условиях гражданского аэропорта и впервые совершил посадку в аэропорту Иркутска. Лайнер вылетел из аэропорта Жуковский и, преодолев более 4 тыс. км, приземлился в Иркутске.

Разработка и производство российских полимерных композиционных материалов для крыла пассажирского самолета МС-21 начались после введения США торговых ограничений в отношении компании «АэроКомпозит» в сентябре 2018 года.

«Иркут» выпустил пассажирский самолёт с российским крылом

Использование прочных и легких композитов позволило конструкторам сделать крыло большого удлинения и улучшить аэродинамику самолета одновременно с увеличением диаметра фюзеляжа, — говорит генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов. — Отмечу, что специалисты «Иркута» в максимально короткие сроки смогли решить задачу импортозамещения и приступить к постройке серийных самолетов с российским крылом. Сборка первого лайнера – большой шаг для ОАК и всего российского авиастроения. Это доказательство зрелости наших авиационных технологий и ещё одна победа над санкциями.

Доля композитов в конструкции МС-21 составляет порядка 40% – это рекордный показатель для среднемагистральных самолетов. Отечественные материалы для силовых композитных конструкций разработаны при участии ученых МГУ и предприятий «Росатома». Консоли крыла и центроплан самолета МС-21-300 производятся на предприятии «АэроКомпозит-Ульяновск». При производстве крыла применяется технология вакуумной инфузии, которая запатентована в России.

Как пояснили в «Ростехе», долгое время было распространено мнение, что композиты выгодно использовать только на больших летательных аппаратах – широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнерах. Не такие большие, хотя и более массовые узкофюзеляжные самолеты, получали лишь некоторые композитные детали, такие как элементы механизации крыла. В проекте МС-21 конструкторы корпорации «Иркут» продемонстрировали, что использование композитов для изготовления крыла среднемагистрального самолета выгодно по всем параметрам.

Сертификация самолета МС-21 отложена из-за иностранных санкций

В январе 2021 года стало известно, что сертификация самолета МС-21 снова откладывается. Пока планируется, что первый самолет будет передан заказчику в конце 2022 года. В 2023 году планируется произвести 10-15 машин.

Одна из причин торможения вывода на рынок самолета – это введенные санкции. Еще 40% комплектующих требуют импортозамещения – вице-премьер Юрий Борисов.

Ранее сертификацию по российским нормам предполагалось завершить в 2015 г., по международным – в 2016 г.

Полет в будущее

Объединенная авиастроительная корпорация представила на международном авиакосмическом салоне МАКС-2019 долгосрочный обзор рынка гражданской авиации до 2038 года. Согласно этому документу основной мировой спрос будет сосредоточен на узкофюзеляжных лайнерах на 166-200 пассажиров. Емкость рынка составляет около 20,5 тысячи единиц, из которых 2 тысячи могут быть реализованы российским авиаперевозчикам. В то же время авиарынку требуется около 6,5 тысячи авиалайнеров вместимостью от 201 пассажира и около 3,5 тысячи самолетов вместимостью от 135 до 165 пассажиров. Похожие цифры дают и прогнозы крупнейших авиапроизводителей, таких как Boeing и Airbus.

По прогнозам экспертов МС-21 может занять от 5 до 10% мирового рынка в своем сегменте. На рынке в этой нише пока представлены только различные модификации Boeing 737 и Airbus 320, включая их ремоторизированные версии Boeing 737MAX и Airbus A320neo. Также проходит испытания и готовится к выходу на рынок перспективный китайский самолет Comac C919.

МС-21 еще находится на стадии сертификационных испытаний, но покупатели уже проявляют к нему интерес. Корпорация «Иркут» уже имеет 175 твердых заказов от отечественных компаний на поставку самолетов МС-21, по которым получены авансовые платежи

Иностранные заказчики пока в ожидании – им важно, чтобы новый самолет вышел в серию и получил отзывы после реального использования. Первым эксплуатантом МС-21 станет компания «Аэрофлот», в которой по планам к 2030 году российские самолеты должны составить половину авиапарка.

Выдача сертификата Росавиации на МС-21 предполагается до конца 2020 года. Ведутся работы по сертификации двигателя ПД-14 и самолета в Европе. Корпорация «Иркут» планирует поэтапно выйти на уровень производства в 72 самолета МС-21 в год.

2018

Второй опытный самолет МС-21-300 совершил беспосадочный перелет из Иркутска в Жуковский

20 июля 2018 г. второй опытный самолет МС-21-300, участвующий в программе летных испытаний, совершил перелет из Иркутска на аэродром ЛИИ им. М.М.Громова «Раменское» (г. Жуковский Московской области). Полет продолжался шесть часов.

Самолет пилотировал экипаж в составе:

  • командир воздушного судна – летчик-испытатель 1 класса ОКБ им. А.С.Яковлева Василий Севастьянов;
  • второй пилот – летчик-испытатель 1 класса ОКБ им. А.С.Яковлева Андрей Воропаев.

Василий Севастьянов сообщил: «Перелет прошел в штатном режиме, все системы работали без сбоев».
Летные испытания второго самолета МС-21-300 стартовали 12 мая 2018 г. на аэродроме Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Корпорация «Иркут». В ходе полетов с заводского аэродрома суммарной продолжительностью около 14 часов самолет достиг высоты 12 000 м, скорости М=0,8, истинной скорости 850 км/час. В рамках летных испытаний выполнены следующие работы:

  • подтверждены характеристики устойчивости и управляемости самолета в различных конфигурациях механизации крыла с выпущенными и убранными шасси;
  • проведена калибровка системы измерения высотно-скоростных параметров на соответствие их реальным значениям в полете;
  • проверены различные режимы работы силовой установки, в том числе, отключение и запуск двигателя в воздухе;
  • проверена работоспособность самолетных систем.

Дальнейшие испытания двух опытных самолетов МС-21-300 будут проводиться на базе Летно-испытательного и доводочного комплекса (ЛИиДК) ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева».

Для обеспечения испытательных работ в ЛИиДК построен новый ангар, развернуты средства наземного обслуживания, создан высокопроизводительный комплекс сбора, обработки и анализа полетной информации. Новые технологии обработки результатов летных испытаний обеспечивают высокую информативность полетов, в каждом из которых система бортовых измерений позволяет регистрировать более 30 000 параметров.

Цифровые технологии нового поколения в программе МС-21

https://youtube.com/watch?v=rPU7rw7BZzg

Примером применения цифровых технологий нового поколения в самолетостроении является программа создания российского среднемагистрального самолета МС-21, которая ведется на базе корпорации «Иркут» в тесной кооперации с другими предприятиями ОАК.

Все участники программы МС-21 работают в единой информационной среде. Ключевой компонент этой среды – электронный макет авиалайнера, который содержит исчерпывающую информацию о самолете в целом, его агрегатах, системах и оборудовании на всех этапах жизненного цикла. Электронный макет постоянно детализируется и развивается.

Участники программы имеют доступ к электронному макету в реальном времени. Обмен информацией ведется по высокоскоростным каналам связи.

Цифровые технологии позволяют более точно и эффективно решать широкий круг конструкторских, производственных и эксплуатационных задач программы МС-21, в процессе производства обеспечивают высокое качество изделия и точную стыковку агрегатов планера.

В ходе эксплуатации данные по каждому самолету заносятся в специализированную информационную систему. Взаимодействие электронного макета и информационной системы позволяет вести мониторинг состояния каждого самолета и прогнозировать его техническое обслуживание.

Первые полеты и первые пассажиры

Перед тем, как принять на борт пассажиров, самолет активно испытывают в воздухе – он должен доказать свою безопасность и заявленные характеристики непосредственно в небе. Финальная часть таких полетов традиционно осуществляется в гражданские аэропорты различных регионов. Самолеты МС-21-300 уже летали в Архангельск, Минеральные Воды, Краснодар, Пермь, и даже за границу – в Стамбул и Дубай.

Четыре опытные машины совершили в общей сложности более 700 сертификационных полетов. Один из них состоялся пару месяцев назад, 15 декабря 2021 года, из подмосковного Жуковского в Иркутск. Особенностью данного полета стало то, что на борту находились необычные пассажиры – создатели МС-21. Это были сотрудники и руководители Инженерного центра корпорации «Иркут», которые непосредственно занимались разработкой лайнера, работники ОКБ им. Яковлева, ответственные за испытания нового самолета, представители сертификационных центров.

https://youtube.com/watch?v=bq6QP6evcDk

Несмотря на такой значимый пассажирский состав, полет в остальном был самым обычным. Все системы воздушного судна отработали штатно, включая кухню. Поскольку полет продолжался более пяти часов, в воздухе пассажирам предложили завтрак и обед. 

Первые пассажиры поделились своими впечатлениями о путешествии на новейшем российском лайнере. Главный конструктор самолета Константин Попович в очередной раз подчеркнул, что такой полет – это возможность показать сертификационным органам, что «обслуживание на борту и в аэропорту соответствует тем требованиям, которые предъявляются к самолетам данного класса». Впрочем, по некоторым параметрам МС-21 даже обгоняет своих «одноклассников».

«Хотелось бы отметить, что самолет очень светлый. У него очень светлый салон, большие иллюминаторы, как на широкофюзеляжных самолетах. Очень удобно сидеть, намного удобнее, чем в самолетах-аналогах, потому что очень много места», – рассказал один из пассажиров рейса, эксперт по логистике Максим Макаров. Такой комфорт стал возможен благодаря конструктивному решению расширить фюзеляж. МС-21 – самый «широкофюзеляжный» узкофюзеляжный самолет.

Предыстория создания самолета нового поколения МС-21

Если российский военный авиапром к началу века уже шагал на уровне мировых достижений, то для гражданской авиапромышленности давно назрела необходимость в модернизации. Аэробус начали разрабатывать еще в начале нулевых в ОКБ имени А.С. Яковлева. За основу была взята конструкция Як-242, который был создан еще в 1995 году. Уже в 2004 году «яковлевцы» влились в состав «Иркута», где, со временем, было сформировано отдельное подразделение знаменитого ОКБ. С учетом современных тенденций инженеры-конструкторы разрабатывали новое семейство пассажирских самолетов. Первый полет МС-21 стал настоящим триумфом российских авиаконструкторов.

В текущей работе над новой революционной для российской гражданской авиации моделью конструкторы использовали потенциал таких известных российских предприятий, как ЦАГИ имени Н.Е. Жуковского, ОАК, североамериканских и европейских корпораций. Свою роль сыграли ульяновский и воронежский филиалы корпорации «Иркут».

Особое место было отведено подбору силовой установки. В 2012-м Иркут и Pratt & Whitney договорились о сотрудничестве благодаря чему был поставлен базовый двигатель МС-21 — PW1400G, который в перспективе заменит ПД-14, создаваемый отечественной компанией ОДК. В начале лета 2016 года завершилось создание самолета модели МС-21-300. А на этом историческом фото самолета МС-21 Иркут, сделанном 8 июня того же года запечатлен момент его выкатки.

Презентация МС-21

История создания

В новый XXI век наши авиаперевозчики вошли с технически и морально устаревшими Ту-134, Ту-154 и Як-42, серийный выпуск которых уже был завершён. Требовался новый авиалайнер и если на внутренних региональных авиалиниях эту нишу сегодня способен занять SSI-100, то в сектор, где работают современные Boeing и Airbus может успешно вписаться отечественный самолёт МС-21.

К разработке нового проекта приступили совместно ОКБ им. Яковлева и компания «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», но в 2008 году «ильюшинцы» отказались от участия в проекте. Продолжили разработку ОКБ им. Яковлева и корпорация «Иркут» с авиационным заводом в городе Иркутске.

«Магистральный самолёт XXI века» МС-21

Осенью 2010 года закончились испытания воздухозаборников для силовой установки МС-21 и выработаны рекомендации по безопасности для установки двигателей. Американская компания Pratt & Whitney и корпорация «Иркут» в июне 2012 года подписали контракт на поставку двигателей PW1400G, а уже в октябре того же года для российских государственных заказчиков был предложен вариант МС-21 с отечественными моторами ПД-14.

Ещё в начале 2011 года решили приступить к сборке модели МС-21 на 180 пассажирских мест. В феврале 2014 года на заводе в городе Иркутске приступили к изготовлению опытного образца авиалайнера, летом того же года модель МС-21 в натуральную величину закончила испытания в ЦАГИ.

МС-21 на выставке в Иркутске

Сертификация

Уже одобрен сертификационный базис самолета МС-21-300, и поданы заявки в российские сертификационные органы и международные — EASA.

Маршевый двигатель PW-1400G-JM сертифицирован в РФ, FAA, EASA.

Одновременно ведутся сертификационные испытания на стендах: всего 56 стендов, закончены испытания на 22 стендах.

Ведутся квалификационные испытания материалов.

Сертификационные испытания самолета МС-21-300 идут по графику.

В план-график сертификационных летных испытаний самолета МС-21-300 включена 1 тыс. полетов.

Плановый срок получения российского сертификата типа – середина 2019 г. Плановый срок получения сертификата типа EASA – середина 2020 г.

[править] История

Основная статья: История МС-21

В конце 2002 года «Росавиакосмосом» был объявлен тендер на проект среднемагистрального самолёта. На тендер было выдвинуто три проекта: МС-21, Ил-214 и Ту-234. Победитель тендера должен был получить из госбюджета $150 млн на подготовку самолёта к серийному производству и его сертификацию. В итоге победителем тендера стал проект МС-21.

Мозговым центром проекта стал Инженерный центр им. А. С. Яковлева — ведущее конструкторское подразделение корпорации «Иркут». Именно здесь были заложены основные инновационные решения для нового самолёта. В итоге корпорация «Иркут» объявлена единственным исполнителем разработки и сертификации самолётов семейства МС-21.

Программа МС-21, стартовавшая в 2008 году, опиралась на полученный опыт в проекте «Суперджет» и изначально предполагала другое соотношение между национальными компетенциями и международной кооперацией. Наиболее важными стали два принципа, взятые на вооружение руководителями и специалистами корпорации «Иркут». Первый из них — дать заказчику, там, где это возможно и целесообразно, право выбора между отечественными и импортными системами. Воплощением этого принципа в жизнь стало применение на самолёте маршевых двигателей двух типов — российского ПД-14 и американского PW1431G. Второй принцип — привлечь в программу максимальное число российских головных поставщиков — интеграторов систем. Именно в их руках сосредоточены все ключевые технологии и самые важные компетенции. Поставщиков отдельных компонентов может быть много (в том числе и зарубежные), а интегратор каждой системы, который держит в своих руках «ключи ко всем дверям» — один. В проекте МС-21 головными интеграторами и поставщиками систем являются либо сам «Иркут» и его «дочки», либо ведущие отечественные предприятия.

В декабре 2015 года на Иркутском авиационном заводе был полностью собран фюзеляж для первого самолёта МС-21.

8 июня 2016 года в Иркутске общественности был представлен первый экземпляр МС-21.

28 мая 2017 года на аэродроме Иркутского авиационного завода состоялся первый полёт пассажирского самолёта МС-21-300.

В декабре 2021 года МС-21 получил базовый сертификат типа Росавиации.

[править] Модификации

Семейство самолётов МС-21 включает три модели:

  • МС-21-200 вместимостью 150 пассажиров
  • МС-21-300 вместимостью 181 пассажир
  • МС-21-400 вместимостью 212 пассажиров

Семейство МС-21 позволит авиакомпаниям оптимизировать парк самолётов, как по размерности, так и за счёт предложения для каждой модели ряда модификаций, отличающихся дальностью полёта в диапазоне от базовой (Basic) до увеличенной (ER). Модификации могут быть изменены по желанию заказчика в произвольный момент жизненного цикла за счет перенастройки программного обеспечения.

Первым по времени появления самолётом семейства стал МС-21-300.

Помимо основных модификаций в активной проработке находится МС-21-200LR с увеличенной, по сравнению с ER, более чем на 1500 км дальностью полёта. Также прорабатываются грузовые и административные варианты МС-21.

С целью минимизации затрат авиакомпаний в самолётах семейства предусмотрен рациональный уровень унификации в части силовой установки, агрегатов планера, кабины экипажа, структурных схем самолетных систем, комплектующих изделий, технологии монтажа, методов и средств эксплуатации.

Санкционный эффект

МС-21-300/310 — гражданский лайнер вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Одна из его ключевых особенностей заключается в крыле, изготовленном из полимерных материалов. Как пояснили эксперты, российским конструкторам удалось существенно облегчить этот важнейший элемент конструкции самолёта, сохранив при этом высокие стандарты прочности.

Ранее часть композитов для крыла закупалась за рубежом, но осенью 2018 года иностранные компании прекратили поставку необходимых компонентов. В этой ситуации в ОАК решили не сокращать долю новейших материалов, и российской промышленности было поручено разработать не уступающие по качеству аналоги.

Также по теме


Удар «Ориона»: какими новыми возможностями обладает российский БПЛА

На испытаниях в Крыму находящийся на вооружении ВС РФ разведывательно-ударный беспилотник «Орион» впервые поразил воздушную цель,…

Введённые санкции и старт импортозамещения привели к переносу сроков развёртывания серийного производства МС-21. Планируется, что массовый выпуск самолёта нового поколения начнётся в 2022 году. Об этом в конце февраля в интервью RT на полях международной оборонной выставки IDEX-2021 в Абу-Даби заявил Сергей Чемезов.

В проекте по замене импортных материалов приняли участие институты Академии наук РАН, МГУ, Российский химико-технологический университет (РХТУ) им. Менделеева, организации «Росатома», Всероссийский научно-исследовательский институт (ВИАМ), АО «АэроКомпозит-Ульяновск».

Как отмечают эксперты, создание новейших полимеров стало большим вызовом для российской науки и промышленности. Тем не менее определённый задел в этой области уже был, что и позволило решить поставленные задачи.

Так, до введения санкций ВИАМ не изготавливал композиты непосредственно для конструкций МС-21. Предприятие участвовало в проекте отечественного двигателя ПД-14 для данного самолёта. Благодаря использованию так называемых аддитивных технологий институт смог добиться серьёзных успехов в изготовлении комплектующих из композитных материалов.

  • Лайнер нового поколения МС-21

«Впервые в отечественной инженерной и технологической практике сконструирована и изготовлена мотогондола ПД-14 из отечественных полимерных композиционных материалов, которые обеспечили снижение массы конструкции при сохранении требуемых упруго-прочностных свойств», — сообщается на сайте ВИАМ.

Методом аддитивных технологий из отечественной металлопорошковой композиции коллектив института изготовил завихритель фронтового устройства камеры сгорания. Эта деталь выполняет функцию регулятора воздушного потока. В общей сложности с учётом сплавов для ПД-14 ВИАМ разработал 20 новых материалов.

Также по теме


Ручная работа: как развивается производство российского авиадвигателя ПД-14

В 2024 году Объединённая двигателестроительная корпорация планирует увеличить темпы производства авиационного силового агрегата нового…

Для крыла МС-21 специалисты института создали аналог волокон, которые поставлялись из Соединённых Штатов. До этого Россия не имела технологий производства материалов с необходимыми характеристиками.

Как пояснил заслуженный военный лётчик, заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама» Владимир Попов, при проектировании МС-21 изначально предполагалось использование зарубежных комплектующих и материалов, хоть и не настолько широкое, как в SSJ-100.

«При проектировании МС-21 объективно не всего хватало, были проблемы и с производством нужных композитов. Санкции США стали неприятным событием. Тем не менее к 2019 году наша промышленность подтянулась и в целом была готова заместить американские технологии и материалы. Потребовалось два года, но я считаю, что рано или поздно мы бы всё равно столкнулись с санкциями и провели бы эту работу», — подчеркнул Попов в интервью RT.

«Прорывной проект»

Олег Пантелеев полагает, что появление ПД-14 защитит отечественный пассажирский лайнер от методов недобросовестной конкуренции со стороны западных государств. При этом, как рассуждает эксперт, Россия не станет полностью отказываться от американского агрегата — МС-21 будет предлагаться заказчикам машины как с двигателями PW1400G, так и с ПД-14.

«Мы знаем, что уже есть контракты на самолёты и с тем, и с другим типом двигателя. Тут сохраняется конкуренция между производителями силовых агрегатов, и каждый из них должен будет доказывать эксплуатантам, что его продукт лучше. При этом российская сторона даёт понять, что по стоимости эксплуатации, включая расходы на авиационное топливо и техническое обслуживание, ПД-14 выглядит предпочтительнее», — говорит Пантелеев.

Также по теме


Связать регионы: каким будет российский пассажирский лайнер Ил-114-300

Заводы Объединённой авиастроительной корпорации приступили к агрегатной сборке двух перспективных пассажирских самолётов Ил-114-300….

В комментарии RT заслуженный лётчик РФ генерал-майор Владимир Попов заявил, что по совокупности характеристик российский двигатель в процессе эксплуатации должен доказать своё преимущество над детищем Pratt & Whitney. Первый полёт МС-21 с ПД-14 эксперт назвал большим успехом российской промышленности на пути к полноценному импортозамещению.

«Практически все детали и части конструкции МС-21 должны изготавливаться только на российских предприятиях и только с помощью российских технологий. ПД-14 — ключевой элемент в лайнере на этом пути

Сейчас важно наладить серийное производство этого высокоинтеллектуального продукта. Этот процесс подтянет за собой и другие отрасли и окажет в целом положительный эффект на развитие науки и промышленности России», — пояснил Попов

Эксперт убеждён, что поставки МС-21 с ПД-14 позволят вытеснить из парка отечественных авиаперевозчиков значительное количество машин компаний Boeing и Airbus. Кроме того, как считает Попов, семейство российских лайнеров, скорее всего, будет пользоваться коммерческим успехом за рубежом.

Некоторые особенности конструкции

По аэродинамической схеме МС-21 – это свободнонесущий моноплан со стреловидным крылом низкого расположения, с выдвинутыми вперёд моторами на подкрыльных пилонах и традиционным хвостовым оперением.

Планер авиалайнера выполнен из новейших сплавов и композитных материалов, что позволит эксплуатантам снизить расходы на топливо и техническое обслуживание. Кессон крыла МС-21 выполнен из углепластика методом вакуумной инфузии и имеет чёрный цвет, его так и называют – «чёрное крыло».

МС-21 будет оснащён силовой установкой из двигателей PW1400G американского производства или по желанию заказчика отечественными двигателями ПД-14. Оба типа двигателя относятся к пятому поколению, соответствуют всем правилам по защите окружающей среды, а уровень шумности их значительно ниже, чем требуется по шкале ИКАО.

Пассажирский салон МС-21

Шасси авиалайнера трёхопорное, убирающееся в полёте, со стойками амортизационного типа будет производиться на заводе «Гидромаш» в Нижнем Новгороде, который выиграл тендер по изготовлению этого узла.

Ширина пассажирского салона МС-21 больше на 11–36 см, чем у таких же салонов Боинга-737 и Аэробуса-320, что создаёт комфортные условия для пассажира и снижает утомляемость от пятичасового перелёта. Стандартный проход между креслами в самолёте МС-21 составляет 56,25 см, где спокойно расходятся два человека и стюардесса свободно провозит сервисную тележку во время обслуживания.

Через широкие иллюминаторы авиалайнера в салон пассажиров проникает достаточно света, можно создать освещение согласно настроению у каждого пассажира с помощью светодиодов с широким цветовым спектром. В просторном салоне поддерживается естественный микроклимат благодаря отличной системе кондиционирования, а отделка шумоизолирующими панелями и низкий уровень шума самих двигателей позволяют комфортно и спокойно переносить перелёт.

Пассажирский салон

Кабина экипажа МС-21 соответствует всем современным требованиям по эргономике и безопасности. Электродистанционная система управления с помощью боковых джойстиков разрешает пилотам свободно изменять положение самолёта в пространстве и при достижении полётных ограничений предупреждает лётчиков вибрацией высокой частоты, возникающей на джойстике. Автоматическое управление сохраняется вплоть до касания полосы, что соответствует категории ICAO IIIB.

Концепция «стеклянная кабина» обеспечивает хорошую визуальную информацию при помощи цветных ЖК-дисплеев широкого формата, а также проецированием на лобовое стекло полётной информации, что позволяет эффективно действовать при плохой видимости в сложных метеоусловиях.

Кабина пилота

Самолет, созданный для пассажиров

Как сообщает корпорация «Иркут», «широкий фюзеляж самолета МС-21 позволяет увеличить личное пространство для пассажиров и экипажа, и обеспечить комфорт на уровне широкофюзеляжного самолета». Увеличенное личное пространство значительно снижает утомляемость от полета, справедливо отмечают конструкторы.

Считается, что десятая часть всех пассажиров – скрытые или открытые аэрофобы. В салоне МС-21 им точно не будет так страшно. Во-первых, много естественного света благодаря очень широким иллюминаторам снижает негативное воздействие замкнутого пространства на человека. Специальные дизайн решения буквально «раскрывают» салон – нет эффекта трубы, и есть ощущение, что вы сидите в широкофюзеляжном самолете.

Помимо этого, в МС-21 увеличено давление в пассажирском салоне. Повышенное давление позволяет пассажиру чувствовать себя лучше на борту, а также не быть уставшим после перелета. Особенно это ощутимо на длительных перелетах – если провести на высоте пять часов, усталость дает о себе знать, и это касается не только пассажиров, но и членов экипажа. Так что, повышенное давление – это не только про комфорт, но и безопасность.

Конечно, полет – это всегда некий праздник, приятное времяпровождение и возможность «возвыситься» над житейской суетой. Поэтому самолет будет оборудован и системой развлечений, и спутниковой системой связи. Безусловно, – розетки для подпитки смартфонов, Wi-Fi и другие сервисы. Есть даже специальная многоцветная система освещения пассажирского салона для создания подходящего настроения на борту. Одним словом, скучно точно не будет.

[править] Комплектующие

Авиационный двигатель ПД-14

Подробнее см. также: Комплектующие и материалы МС-21

В отличие от самолёта SSJ 100, МС-21 будет содержать намного больше отечественных комплектующих. Это стало возможно, поскольку он создаётся в новых промышленных условиях. Когда проектировали SSJ, промышленность только начинала возрождаться после кризиса 1990-х годов, поэтому пришлось вступать в широкую кооперацию с иностранными компаниями. Теперь промышленность, в основном на росте оборонзаказа существенно поднялась, обновились мощности, появились передовые разработки и т. п.

Например, сейчас уже около 40 % авионики и 90 % программного продукта для МС-21 производит концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), входящий в корпорацию «Ростех». Холдинг «Авиационное оборудование», также входящий в Ростех, будет поставлять для МС-21 новейшие авиационные системы и агрегаты шасси. В целом же Госкорпорация планирует поставлять на МС-21 до 80 % всего бортового радиоэлектронного оборудования.

Холдинг «Авиационное оборудование» разрабатывает в том числе для МС-21 системы электроснабжения, пожарной защиты, кислородную систему, приводы механизации и нейтрального газа. Специально для нового лайнера делает вспомогательную силовую установку и агрегаты взлётно-посадочного устройства. По словам пресс-секретаря «Авиационного оборудования» Екатерины Павловой, поставляемые системы не будут уступать ни по функциональности, ни по надёжности системам, устанавливаемых на самолётах семейств А320 и Boeing-737.

В качестве основного двигателя для самолёта МС-21 используются два перспективных двигателя нового поколения, закреплённых под крылом. По выбору заказчика это могут быть либо моторы PW1400G компании Pratt & Whitney, либо ПД-14 Объединённой двигателестроительной корпорации.

Основные поставщики изделий из композиционных материалов для МС-21 — компании «АэроКомпозит» (входит в «ОАК») и «РТ-Химкопозит» (входит в «Ростех»).

Контекст

  • Под антироссийские санкции попала и авиационная отрасль. В частности, ЕС объявил о запрете продажи самолетов, запчастей и оборудования российским авиакомпаниям, а также о запрете на оказание им услуг по страхованию и техническому обслуживанию. 
  • Американский авиаконцерн Boeing заявил, что временно прекращает техническое обслуживание российских авиакомпаний и поставки им запчастей.
  • Европейский авиапроизводитель Airbus также прекратил отправку запчастей в Россию и приостановил оказание услуг по поддержке российских авиакомпаний.
  • Также иностранные партнеры ОАК прекратили поставки комплектующих для российских SSJ-100 и МС-21.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.