Оглавление
Особенности эксплуатации
Перед началом зимней эксплуатации необходимо слить все замерзающие жидкости, радиатор заправить антифризом. Проверить работоспособность предпускового отопителя, отвернуть болт крепления дренажной трубки и слить конденсат. При хранении транспортера на открытых площадках при температуре воздуха ниже -15°С рекомендуется снимать батареи на ночь. Для защиты платформы от снега использовать штатный брезентовый чехол.
При эксплуатации вездехода в условиях пустынь и степей необходимо регулярно проверять уровень электролита в батареях и доливать дистиллированную воду. После 20-30 часов работы дизеля (по счетчику) следует промывать фильтр и удалять скопившуюся грязь из бункера циклона. Если планируется ремонт агрегатов, связанный с разборкой узлов, то работы следует выполнять под защитным навесом, не допускающим попадания песка и пыли на сопрягаемые поверхности.
В горных условиях требуется заправить систему охлаждения антифризом, если в контуре используется вода, то она сливается на ночь. При обнаружении в радиаторе следов накипи следует промыть узел специальными реагентами, растворяющими отложение. Уровень электролита в аккумуляторах необходимо проверять через 3-4 дня эксплуатации, для доливки использовать дистиллированную воду. После преодоления загрязненных участков дороги следует очистить радиаторы от посторонних отложений, не допускается попадание воды в картеры бортовых передач вездехода.
Технические характеристики боевой машины МТЛБ
Вес МТЛБ | 9,7 т |
Масса буксируемого прицепа | 4,5 т |
Длина х Ширина х Высота, м | 6,45 х 2,86 х 1,86 |
Полезная нагрузка | 2 т |
Максимальная скорость по шоссе | 61 км/ч |
Средняя скорость по пересеченной местности | 30 км/ч |
Расход топлива в зависимости от местности | 90-120 литров на 100 км |
Клиренс | в среднем 40 см |
Тягач МТЛБ способен передвигаться по воде со скоростью | 6 км/ч |
Одним из таких проектов стал МТЛБ (расшифровка: «Многоцелевой тягач легкий бронированный»). В первую очередь боевая машина МТЛБ предназначался для нужд армии. При помощи него планировалось подвозить боеприпасы, личный состав, артиллерию.
Для непосредственного контакта с противником тягач не предназначался: бронирование противопульное, а из вооружения только 7,62-мм пулемет.
МТЛБ. Вид спереди
Сейчас в частях ВС РФ активно используются в районе 4 тысяч этих бронемашин. На основе этой платформы существуют не только тягачи, но и самоходные артиллерийские установки и минометы.
Разработаны модификации с улучшенным бронированием и усиленным стрелковым вооружением.
МТ-ЛБ используется в армиях 20 стран включая Украину, Казахстан и Азербайджан.
Тягач МТЛБ
- Статья опубликована 04.12.2016 09:26
- Последняя правка произведена 04.12.2016 06:31
МТЛБ (многоцелевой транспортёр (тягач) лёгкий бронированный, «Объект 6») — советский плавающий бронетранспортёр. Создан для транспортировки (перевозки) людей и грузов, также широко используется в роли артиллерийского тягача (в некоторых частях используется для перевозки личного состава мотострелковых подразделений, хотя и не предназначался для этой роли, в отличие от принятых ранее на вооружение БТР-60).
Принят на вооружение в 1964 году, выпускался на Харьковском тракторном заводе. В настоящее время в Российской Федерации ряд модификаций МТ-ЛБ производится на ОАО Муромтепловоз и на Рубцовском филиале ОАО НПК «Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского.
МТ-ЛБ применялся советскими войсками в Афганской войне, а после распада СССР использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. В значительных количествах МТ-ЛБ также поставлялся союзникам СССР и нейтральным странам, использовался в ряде региональных конфликтов.
Использовался как база для ряда машин специального назначения, а шасси бронетранспортёра использовалось для гражданских вездеходов. Хотя с середины восьмидесятых годов и сам МТ-ЛБ в варианте без башни и пулемётного вооружения с успехом использовался в народном хозяйстве в условиях Крайнего Севера как вездеход.
Имеет прозвище «мотолыга» («маталыга»), «эмтээлбэшка».
После распада СССР производственная база МТ-ЛБ осталась на территории Украины. На шасси этой машины Харьковским тракторным заводом разработан и выпускается гражданский вездеход ХТЗ-3Н.
Гражданский вездеход весьма популярен среди охотников и рыболовов. Приобрести запчасти, в частности бортовую передачу мтлб можно на данном сайте.
Применение в бою
В среде военных, имеющих косвенное представление об этой машине, бытует мнение о ней, как о машине низкоскоростной, слабозащищённой, со слабой огневой мощью. Такой подход к МТ-ЛБ основан на сравнительном анализе этой машины с БМП и БТР. Ошибочно негативная оценка МТ-ЛБ имеет корни в сравнении его характеристик как боевой машины пехоты
Не принимается во внимание тот факт, что МТ-ЛБ с одной стороны и БМП/БТР с другой стороны — это совершенно разные классы военной техники. В отличие от БМП, БТР, БМД, при проектировании МТ-ЛБ не ставилось задачи создать боевую машину поддержки пехоты. Он изначально проектировался как вездеход для транспортировки грузов, артиллерийских орудий, а также — как санитарная машина
С учётом предъявленных требований, лёгкая броня и пулемёт Калашникова рассматриваются не как недостаток, а как достоинство. Фактически, в отличие от обычного армейского грузовика, функции которого он выполняет, МТ-ЛБ имеет гусеничный ход, что повышает его проходимость, противопульную броню и пулемётное вооружение
Он изначально проектировался как вездеход для транспортировки грузов, артиллерийских орудий, а также — как санитарная машина. С учётом предъявленных требований, лёгкая броня и пулемёт Калашникова рассматриваются не как недостаток, а как достоинство. Фактически, в отличие от обычного армейского грузовика, функции которого он выполняет, МТ-ЛБ имеет гусеничный ход, что повышает его проходимость, противопульную броню и пулемётное вооружение.
Тягач не предназначен для использования в наступательных целях. Пулемётное вооружение он имеет исключительно для собственной обороны. Опыт Афганской войны показал, что, помимо своего прямого назначения, МТ-ЛБ мог в случае необходимости эффективно защитить пулемётным огнём не только себя, но и орудийные расчёты, за которыми машина закреплена как тягач.
Технические характеристики Тягач МТЛБ:
Классификация | бронетранспортёр |
Боевая масса, т | 9,7; 12,2 с грузом |
Компоновочная схема | трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой |
Экипаж, чел. | 2 |
Десант, чел. | 11 |
Годы эксплуатации | с 1964 |
Количество выпущенных, шт. | более 9600 |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 6399—6509 |
Ширина корпуса, мм | 2820—2865 |
Высота, мм | 1835—1890 |
База, мм | 3700 |
Колея, мм | 2500 |
Клиренс, мм | 395—415 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса, мм/град. | 14 |
Вооружение | |
Прицелы | ПП-61Б |
Пулемёты | 1 × 7,62-мм ПКТ |
Подвижность | |
Тип двигателя | ЯМЗ-238В |
Мощность двигателя, л. с. | 240 |
Скорость по шоссе, км/ч | 61,5 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 5—6 на плаву |
Запас хода по шоссе, км | 500 |
Удельная мощность, л. с./т | 19,7—24,7 |
Тип подвески | независимая торсионная |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,45 |
Преодолеваемый подъём, град. | 35° |
Преодолеваемая стенка, м | 1,1 |
Преодолеваемый ров, м | 2,8 |
Преодолеваемый брод, м | плавает |
Машины на базе
Пожарная машина МТ-ЛБу-ГПМ-10
Советские и российские
- МТП-ЛБ — машина технической помощи. Башенная установка с пулемётом отсутствуют, на крыше установлена грузовая платформа
- МТ-ЛБу (Объект 10) — удлинённая версия, шасси имеет 7 катков с каждой стороны.
- Объект 26 — шасси 122-мм самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика».
- 1РЛ232 «Леопард» — советская станция наземной артиллерийской разведки СНАР-10
- 2С24 — самоходное шасси миномётного комплекса 2К32 «Дева»
- 9А34 — боевая машина ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» (вариант без радиопеленгатора)
- 9А35 — боевая машина ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» (вариант с радиопеленгатором)
- 9П149 — боевая машина ПТРК 9К114 «Штурм-С»
- К-611 — машина радиационной разведки
- К-612 — машина радиационной разведки
- АЗМ — российская аэротранспортабельная землеройная машина
- УДЗМ — российская универсальная дорожно-землеройная машина
- РХМ «Кашалот» — советская разведывательная химическая машина
- РПМ — радиационно-поисковая машина
- 2К21-2 — самоходный миномёт с установкой 82-мм миномёта 2Б14 «Поднос» и 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд»
- 2К32 «Дева» — самоходный миномёт с установкой 82-мм миномёта 2Б24
Болгарские
- МТ-ЛБ АТ-И — гусеничный минный заградитель
- МТ-ЛБ МРХР — машина радиохимической разведки
- MT-LB SE — бронированная медицинская машина
- МТ-ЛБ ТМХ — самоходный миномёт с 82-мм миномётом М-37М
- БМП-23 — боевая машина пехоты, вооружённая 23-мм автоматической пушки 2А14 и ПТРК 9К11 «Малютка». В конструкции ходовой части используются элементы МТ-ЛБ и 122-мм самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика»
- БМП-30 — боевая машина пехоты с установкой боевого отделения советской боевой машины пехоты БМП-2
- БРМ «Сова» — боевая разведывательная машина. Имеет три варианта исполнения:«Сова-1» — с радиостанцией Р-130М и телескопической мачтой
- «Сова-2» — с радиостанцией Р-143
- «Сова-3» — с РЛС наземной разведки 1РЛ133 переносной станции наблюдения и разведки ПСНР-5 «Кредо»
КШМ-Р-81 «Дельфин» — командно-штабная машина
«Тунджа» — самоходный миномёт с установкой 120-мм миномёта М-120
«Тунджа-Сани» — самоходный миномёт с установкой 120-мм миномёта 2Б11
Р-80 — станция наземной артиллерийской разведки
Польские
- TRI — инженерная разведывательная машина
- ISM «Kroton» — миноукладчик на базе МТ-ЛБ производства «Huta Stalowa Wola S.A.»
- WEM Lotos — бронированная медицинская машина
- WPT Mors — машина технической помощи
- R-137T — передвижная радиостанцияZWD-1 «Irys» — командный пункт автоматизированного комплекса «Irys».
WDSz — командно-штабная машина артиллерийского дивизиона
MT-LB-23M «Krak» — зенитная самоходная установка, вооружённая 23-мм зенитными автоматами (в серийное производство не запущен).
«Przebiśnieg» — комплекс РЭБ, состоит из трёх машин:SZ — станция радиопомех;
SR — станция распознавания;
WD krel — командный пункт
«Opal-I» /«Opal-II» — модернизация МТ-ЛБ с изменением корпуса, водомётов, установкой нового двигателя SW680/167/1 и башенки с 12,7-мм зенитным пулемётом НСВТ (не пошёл в серию)
BWO-40 — боевая машина пехоты с 40-мм орудием Bofors, в начале 1990х годов построен один прототип
Украинские
- ХТЗ-3Н — демилитаризованный МТ-ЛБ. Транспортная гусеничная снегоболотоходная машина, предназначенная для выполнения транспортных и других специальных работ в условиях бездорожья и в труднодоступных районах. Производитель — Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе.
- ТГМ-126 — транспортная гусеничная машина на шасси МТ-ЛБ. Производитель — Харьковский автомобильный ремонтный завод.
- БМП «Тур» разрабатывается частной украинской
Технические характеристики тягача
Коротко о технических данных вездехода МТЛБу:
- Вес без экипажа и груза в рабочем состоянии с комплектом ЗИП и полной заправкой топливом – 12 тонн.
- Грузоподъемность без прицепа – 6 т, при буксировании прицепа – 6,5 т.
- Количество спальных мест – 5, посадочных – 13.
- Габариты вездехода: ширина – 3,15 м, длина – 8,36 м, высота – 2,81 м.
- Колея – 2,5 м.
- Клиренс – 0,39-0,41 м.
- Наибольшая скорость при частоте вращения мотора 2100 оборотов в минуту – 61,5 км в час.
- Средняя скорость по грунту с груженым прицепом – 30 км в час.
- Расход топлива с прицепом и грузом – 100 литров на 100 км пробега.
- Расход моторного масла – не выше 2% от топлива.
- Тип двигателя – турбированный ЯМЗ-238Н, мощностью 300 л. с.
Исторические факты о создании вездехода МТЛБ
В 60-х годах правительство СССР совместно с руководящим составом вооруженных сил приняло решение провести обновление артиллерийского тягача АТ-П. В качестве экономии бюджета на общем совете постановили разрабатывать транспортное средство не с нуля, а использовать базовую серийную модель. Для нужд советской армии по характеристикам больше всех подходил на роль вездехода — МТ-Л. Основополагающим изменениям подвергся корпус — его заменили на бронированный. Остальные узлы и механические части практически не были затронуты.
Разработкой и внедрением обновления МТЛБ (фото) занимались конструкторы Харьковского тракторного завода. Первые шаги на пути к современному вездеходу были сделаны в 64 году. Спустя 24 месяца тягач поставили в серийное производство.
Название «многоцелевой тягач» было присвоено инженерами на начальном этапе. При этом вряд ли, специалисты догадывались, насколько термин будет соответствовать действительности. Так, в армии России сегодня на базе МТ-ЛБ уже создано больше 80 модификаций и специальных транспортных средств. Обусловлено это тем, что машина зарекомендовала себя, как надежный вездеход в различных военных конфликтах.
Примечательно, что перед вездеходом МТЛБ не ставится цели принимать непосредственное участие в бою, т. к. сначала он разрабатывался, как бронетранспортер орудий, расчетов и боевых снарядов. Соответственно, он не предназначен для атаки, а установка пулемета используется в качестве обороны.
Популярность тягач завоевал за счет следующих свойств:
- высокий уровень надежности;
- простое обслуживание;
- возможность проведения ремонтных работ вне бокса;
- относительно небольшой вес;
- высокая мощность;
- проходимость обеспечивается за счет гусеничного тракта.
К сведению: помимо того, что вездеход числиться на вооружении в России, тягач приобретается десятками других государств по всему миру. С момента запуска в серию МТЛБ был выпущен свыше девяти тысяч раз. На 2010 г. в ВС РФ находится порядка четырех тысяч машин разной модификации.
История
Первый гусеничный тягач был представлен в 1958 году, но окончательный модернизированный вариант выпустили только в 1960. Производством агрегата занялся Харьковский тракторный завод, который буквально за несколько лет стал одним из основных поставщиков тяжёлых машин. Например, ГТТ полностью вытеснил такие модели, как ЗИЛ-Э167 и многие другие.
Вездеход ГТГ прекрасно маневрирует даже на водной поверхности
Вскоре после презентации вездеход поступает на конвейерное производство и начинает использоваться в различных сферах. Правда, массовым выпуском автомобилей занялся уже Рубцовский машиностроительный завод, построенный в конце 50-х годов. Руководство СССР приняло решение перенести производство в Алтайский край по причине создания нового модернизированного завода, который на то время соответствовал всем современным требованиям.
Изначально гусеничный тягач поставлялся в очень маленьком количестве, и, например, за 1963 год выпустили всего 120 машин. Для сравнения уже в 1966 Рубцовский завод вышел на стабильный показатель 110 автомобилей в месяц. В 70-х годах на базе вездехода даже была разработана специальная лесосплавная машина, получившая широкое распространение на ВДНХ. В 1980 году массовым производством гусеничных тягачей также занялся Семипалатинский завод, которому удалось быстро выйти на показатель 700-800 вездеходов в год.
Если рассматривать современную историю автомобиля, то последний вездеход ГТТ новой серии был поставлен на конвейер в 2007 году. На сегодняшний день сохранилось немало агрегатов, как советского производства, так и российских модернизированных моделей.
Модификации машины МТЛБ
Вездеход МТЛБ — универсальная машина, на которую можно устанавливать различные устройства, передвижные лаборатории, буровые установки за счет базы из 7 катков шасси. Тягач используется не только на вооружении ВС России, но также применяется в нефтегазовой отрасли, георазведке в качестве транспорта по бездорожью и воде.
Применяя различные модификации бронетранспортера можно добиться использования тягача не только для перевозки грузов и десанта, но и в качестве командно-штабного передвижного пункта. Или как МТ-ЛБВ-Н для с/х нужд.
Разработано свыше 80 вариантов модификаций, например:
- базовым вариантом является МТЛБУ;
- многоцелевой тягач — МТ-ЛБу-Н;
- вездеход с расширенной кабиной — МТ-ЛБу-М;
- пожарное транспортное средство на гусеничном тракте, в т. ч. авианаводчик-разведчик — МТ-ЛБу-ГПМ-10;
- насосная станция — МТ-ЛБу-ПНС-1;
- вездеход для лесопожарных нужд — МТ-ЛБу-ЛПВ;
- и другие виды.
МТЛБ создавался, как универсальная платформа, на которую можно устанавливать боевые орудия и гаубицы. Однако в ходе испытаний стало понятно, что 6 катков не в состоянии вынести нагрузку, а корпус не позволяет монтировать тяжелое вооружение или ПВО. Поэтому корпус удлинили, установив седьмое колесо, заменили старый мотор, что позволило увеличить параметры грузоподъемности.
В обновленной машине способны размещаться десять пассажира и личный состав, либо боевые припасы. На основании этих факторов тягач стал популярен не только у военных, но и у гражданского населения.
Мотолыга — это легкая, но мощная машина, предназначенная для выполнения различных задач — от перевозки гражданских лиц до транспортировки грузов. Высокий запас хода, отличные технические характеристики и проходимость дают возможность использовать вездеход практически в любых условиях местности.
Гусеничная пожарная машина МТ-ЛБу-ГПМ-10
История и основное предназначение
Первая гусеничная модель была произведена на Харьковском машиностроительном заводе в 1964 году. Среди инженеров, а впоследствии и других жителей СССР, агрегат получил прозвище «Мотолыга». После провозглашения независимости, Россия начала самостоятельно выпускать модифицированные версии МТЛБ 2 и другие модели. На сегодняшний день бронетранспортёры активно изготавливаются в городе Муроме и на Иркутском заводе, занимающимся производством тяжёлой техники.
Вездеход предназначен как для военных операций, так и для гражданских потребностей
Основное предназначение вездехода заключается в перевозке военных приспособлений и транспортировке людей. В некоторых случаях гусеничный тягач также может использоваться как санитарная машина для устранения последствий стихийных и других бедствий.
Широкое применение автомобиль получил во время Афганской войны, когда советские солдаты вели боевые действия, а руководство СССР лично контролировало крупные поставки в горячие точки. Собственно, с этого момента начался новый этап развития МТЛБ, но уже в качестве военного танка. Увидев автомобиль в действии, многие нейтральные и дружественные страны, начали активно заказывать бронетранспортёры для собственных оборонительных целей.
Помимо варианта модификации с силовыми установками, вездеход МТЛБ часто эксплуатируется в сельскохозяйственном и гражданском секторах. После распада Советского Союза, техническая база осталась на территории современной Украины и стала основой для создания новой модели харьковского вездехода ХТЗ-3Н.
Дополнительно на танк можно крепить различное техническое оборудование благодаря уникальной конструкции шасси, а также использовать его для обслуживания транспортных магистралей. По сути, вездеход МТЛБ можно применять практически для любых целей, включая перевозку небольших грузов. Качественные технические характеристики машины позволяют свободно передвигаться при плохих погодных условиях и преодолевать различные препятствия.
Обязательно почитайте: Гусеничная платформа Метелица
Вездеход МТЛБ (описание, тех.характеристики, компоновка)
Благодаря своей универсальности и высокой проходимости вездеход МТЛБ стал применяться также и для гражданских служб. Широкую популярность МТ-ЛБ получил у жителей труднодоступной местности.
На базе МТЛБ выпускались вездеходы повышенной проходимости для экспедиций и геологоразведки. Уникальное шасси вездехода и его технические характеристики, простота управления и маневренность позволили производить вездеходы специально для транспортных и других специализированных служб с использованием различного навесного оборудования.
Вариации вездехода МТ-ЛБ (для геологоразведки)
Отличная проходимость вездехода МТЛБ в песчаной, снежной и заболоченной местности делают МТЛБ незаменимым помощником в суровых условиях болот, заболоченной местности, лесных зарослях и даже тундры. Вездеходы МТ-ЛБ способны транспортировать грузы, перевозить людей, форсировать водные преграды, а также преодолевать возвышенности под углом 35 градусов.
Преимущества вездеходов МТ-ЛБ
- Высокая проходимость;
- Отличная маневренность;
- Простота эксплуатации;
- Низкая цена.
Двигатель вездехода (моторный отсек)Вездеход МТЛБ комплектуется четырехтактным дизельным двигателем V8 ЯМЗ 238-В c рабочим объемом 14,86 л, непосредственным впрыском топлива, жидкостным охлаждением.
Варианты компоновки вездеходом (на общем шасси, с общими техническими характеристиками)
Модель | ЯМЗ-238ВМ |
Число и расположение цилиндров | V8 |
Диаметр цилиндра, мм | 130 |
Ход поршня, мм | 140 |
Рабочий объем цилиндров, л | 14,86 |
Мощность, кВт (л.с.) | 176 (240) |
Частота вращения, об/мин | 2100 |
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 883 (90) |
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1250–1450 |
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 220 (162)* |
Сцепление | ЯМЗ-238 |
Габариты, мм | 1225×1005×1035 |
Масса, кг | 1105 |
ТНВД | 80.7-20 |
Ходовая часть
Ходовая часть вездехода МТЛБ состоит из двух ведущих колес, двух направляющих колес с натяжными устройствами, двух гусеницы, двенадцати опорных катков и четырех гидроамортизаторов.
Ходовая часть вездехода МТ-ЛБ (Россия)
Подвеска ходовой системы смягчает удары и толчки, возникающие при движении вездехода МТЛБ на неровностях колеи. Подвеска независимая, торсионная.
Максимальная скорость | 61,5 км/ч |
Средняя скорость по сухой грунтовой дороге с грузом и прицепом | 28-35 км/ч |
Масса в рабочем состоянии (без груза на платформе и экипажа, но с комплектом возимого ЗИП и ГСМ) | 9,5 т |
Мест в кабине | 2 |
Мест на платформе | 11 |
На час работы двигателя | 42-43 л |
На 100 км пути | 80-100 л |
Расход масла | не более 2% от расхода топлива |
Грузоподъемность номинальная, при буксировке прицепов | 2,1 т |
Грузоподъемность максимальная, при перевозке грузов без прицепа | 2,3 т |
Масса буксирного прицепа | 6,7 т |
Колея | 2,5 м |
База | 3,7 м |
Дорожный просвет | 0,395-0,415 м |
Длина (по тягово-сцепному прибору) | 6,5 м |
Ширина (по гусенице) узкая или РМШ/широкая снегоболотоходная | 2,9/3,2 м |
Высота (при клиренсе 0,4 м) | 1,9 м |
К особенности компоновки шестикатковым шасси относятся переднее расположение ведущих колес и узлов трансмиссии, продольное расположение двигателя в средней части корпуса и заднее расположение грузовой платформы.
Трансмиссия вездехода МТЛБ состоит из главной передачи, сцепления, карданного вала и бортовых передач. Главная передача МТЛБ служит для изменения тягового усилия на ведущих колесах, для изменения скорости движения вездехода, а также для поворота транспортера.
Устройство вездехода МТ-ЛБ
Вездеход МТЛБ оснащен цельнометаллической кабиной на 3-х человек, закрытым кузовом, где могут расположиться до 10-ти человек, а также для перевозки груза.
В передней части вездехода МТЛБ расположены трансмиссия, органы управления. Отделение управления отделено от трансмиссии перегородкой. В отделении управления установлены механизмы управления и два сиденья.
Сиденье механика-водителя расположено между главной передачей и двигателей с левой стороны от центрального карданного вала. Сиденье регулируется по длине, высоте и углу наклона спинки.
В средней части вездехода МТЛБ в специальной отделении размещен двигатель со всеми его агрегатами и системами.
Задняя часть корпуса используется для размещения и перевозки людей и груза. Отделение двигателя отделено от кабины и пассажирского отсека теплошумоизоляционными перегородками.
Для сообщения кабины водителя и грузовой платформы с правой стороны от двигателя имеется проход, в котором размещены два откдных сиденья.
Частые поломки и ремонт
Распространенные дефекты и способы восстановления работоспособности:
- Увеличенный расход моторного масла при одновременном падении мощности и появлении дымного выхлопа указывают на износ поршневой группы дизеля. Ремонт заключается в переборке агрегата с заменой вышедших из строя деталей.
- При эксплуатации из-за неправильного натяжения происходит постепенное разрушение гусеничной ленты, отверстия под пальцы разбиваются и принимают очертания эллипса. Восстановить детали нельзя, требуется установка новой гусеницы.
- Из-за несвоевременного технического обслуживания разрушается направляющий элемент торсиона, через щели начинает вытекать смазка. Для восстановления работоспособности необходимо вырезать изношенную направляющую и приварить новый узел, поскольку закрепить втулку в старом гнезде невозможно.
- Резиновые кольца катков изнашиваются и повреждаются острыми кромками камней, боковины алюминиевого диска истираются зубцами гусеницы, имеющей неправильное натяжение. Амортизирующие кольца можно поменять при условии сохранения бортов на колесах, если элементы стерты, то необходима замена опорных колес в сборе.
- Фильтрующий блок при несвоевременной очистке начинает пропускать мелкую пыль, которая попадает в цилиндры и масляный поддон, вызывая преждевременный износ трущихся частей. Из-за увеличения зазоров падает мощность и ухудшается запуск, мотор нуждается в проведении капитального ремонта.
- При движении по лесу корпус вездехода подвергается воздействию веток, которые счищают краску и повреждают элементы светотехники. Металл начинает ржаветь, но сквозные отверстия не появляются из-за большой толщины деталей (7-14 мм). Рекомендуется периодически освежать лакокрасочное покрытие и своевременно менять разбитые стекла в фарах, поскольку вода разрушает отражатели.
Ограниченная материальная ответственность военнослужащих
За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более: военнослужащие по контракту — одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие по призыву — двух окладов месячного денежного содержания. Указанные величины удержания применяются при возмещении ущерба за исключением случаев, когда «Федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности
19
История создания
Вам будет интересно:”Ягуар F-Pace”: отзывы, описание, характеристики, плюсы и минусы
В шестидесятых годах прошлого столетия перед советскими военными инженерами стала задача: чем заменить морально устаревшие тягачи АТП? Выход нашли одновременно с экономически выгодным эффектом: переоборудовать для армейских потребностей серийно выпускаемую технику. Работа водителем вездехода МТЛБ стала востребованной после трансформации транспортера МТЛ в аналог с бронированным корпусом. При этом все основные узлы и детали остались прежними.
Создавалась машина отделением Харьковского тракторного комбината. Начало работ датируется 1964 годом, а выпуск первой серийной машины — двумя годами позже. Корпус вездехода сделан из стальных плит методом сварки, эффективная защита брони рассчитана только против стрелкового оружия. Такой подход позволил сохранить относительно небольшой вес транспортно средства (9,7 т). Плюсом такого решения стало сохранение высокого показателя плавучести. Кроме того, гусеницы техники оказывают низкое давление на грунт, что способствует улучшению параметров проходимости. Корпусная часть включает в себя несколько отсеков: транспортно-грузовое, контрольное, трансмиссионное и моторное отделение. Салон машины довольно просторен и удобен для размещения экипажа и личного состава.
Вам будет интересно:Как натягивать цепь на ВАЗ-2106: краткое руководство

Эта тема закрыта для публикации ответов.