Корабли-драконы: что известно о драккарах викингов? (8 фото)

Алан-э-Дейл       09.03.2023 г.

Викинги были настолько сумасшедшими, что дома их приходилось держать в узде

Представь, что ты викинг. Ты зарабатываешь на жизнь грабежами, рейдерством и похищением людей. Ты действительно хорош в гребле, отлично ориентируешься даже в пасмурную погоду, безупречен в раскалывании черепов. Но тебе пора возвращаться домой, и что ты будешь делать дальше? Выключишь режим кровожадности? Но ведь ты безумен. Поэтому с тобой боятся связываться соседи, ведь ты деморализуешь врага своими воплями еще до начала сражения.

Для того, чтобы держать мореходов в узде, были написаны исландские саги — эдакий инструмент связи суровой физиологии с личностью

В них было сказано, на что стоит обратить внимание, каким должен быть правильный викинг, и как вести себя в быту

типы кораблей викингов

Существовало несколько типов кораблей, каждый из них соответствовал своему назначению. В дальние плавания викинги чаще всего отправлялись на дракарах — удлиненное мелкосидящее судно с симметрично загнутыми вверх конечностями одну, из которых украшала вырезанная голова дракона призванная вызывать ужас у врага.
 

корабль викингов дракар

Дракар — боевой корабль до 30 м в длину под парусом и веслами, команда которого состояла из 60 — 80 человек. Каждый член команды боевого корабля вез с собой оружие и снаряжение и был готов вступить в бой. Для повышения устойчивости судна на дно укладывали балласт. На таких кораблях отважные мореплаватели совершали свои походы в Англию, Францию, Испанию, страны Средиземноморья, Гренландию и добирались до берегов Северной Америки.
 
knorr

 
Основным грузовым судном считался широкий «knorr» с парусом площадью 90 кв. м., осадкой 1,5 м и грузоподъемностью 40 тонн.

Были также небольшие суда для рыболовства, переправы и местного сообщения.
 
грузовое судно

 
Весла кораблей викингов были сделаны из сосны с узкой торцевой частью, были легкими и достаточно эффективными. 

Якоря были сделаны из камня или железа и достигали полутораметровой длины с железной цепью. Паруса изготовлялись из шерстяных тканей, которые ткали женщины. 

Представление о конструкции кораблей викингов хорошо дают сохранившиеся суда «Oseberg» и «Gokstad», названные в честь населенных пунктов возле которых были найдены.
 
корабль викингов «Oseberg»

корабль викингов «Gokstad»

 
морская битва викингов

Происхождение и образ жизни

Скандинавию заселили ещё до бронзовой эры, но это были единичные племена, искавшие пригодные для земледелия места. Вскоре люди поняли, что вторым промыслом может рыболовство. Началось развитие судов.

Настоящий переворот случился в железном веке, когда население Скандинавии улучшило орудия труда. Улучшение урожайности привело к росту населения, а это уже порождало дефицит земли. Скандинавия — достаточно бедный для земледелия регион. Выход был один: создавать суда и отправляться на поиски новых земель.

Фердинанд Лике «Набег викингов»

В философии существует теория «географического детерминизма». В ее основе тот факт, что история народа находится под прямым влиянием географических факторов. Варяги — яркий пример. Они, как и монголы (и другие кочевники), после того как у них случился демографический бум, сели на свой транспорт и отправились на завоевания. Только вместо степи у них были моря и океаны, а вместо лошадей — корабли. Да еще и какие!

Именно викинги к VIII веку нашей эры изобрели суда, с которыми они могли плавать на огромные расстояния. Назывались они “драккары” — быстрые корабли с устрашающими головами драконов на носах. На драккарах викинги и отправились покорять европейский континент и открывать новые земли.

Драккар викингов / Mateusz Horbowiec / mateuszhorbowiec.artstation.com

Особенности кораблестроения Скандинавии

Изобилия дубов как на Руси, в Скандинавии, конечно же не было, поэтому дальние предки норвежцев и датчан приучились делать килевые корабли, а назвали их так, потому что основой судна была балка, которая называлась килью. Корпус кораблей состоял из еловых досок а закреплялось это все на заклепки из железа. В наше время, чтобы получить из бревна доску достаточно распилить ее, а вот в то время бревна раскалывались с помощью специальных станков.

Суда викингов имели идентичную форму — одинаковая корма и нос, слегка острые и корпус, который суживался от центра к концам лодки. Данная форма в то время считалась довольно таки удачной, так как и в наше время доводится ее видеть, к примеру, в спасательных шлюпках.

Форма древних судов викингов

Корабли, которые были предназначены для войны носили имя “драккар” или же “дракон“. В длину драккар доходил до 31 метра и имел вместительность до 75 воинов. Драконы приводились в движении при помощи весел и парусов, которые имели своеобразную прямоугольную форму. Для придания грозного вида, викинги украшали свои драккары щитами, и подбирали паруса с изображением скандинавских богов. Такие судна являлись самими быстрыми кораблями, которые в свою очередь имели очень маленькую посадку, а так же очень низкий борт. Но викинги сооружали не только быстроходных драккаров, также у них были ладьи, которые называли «скейд».

Берсерки – спецназ викингов?

Из-за скудности исторических упоминаний в летописях ученые так и не пришли к единому мнению об этих уникальных воинах, посвятивших себя Одину. Они использовались викингами в первых рядах, сражающихся для начала сражения и преодоления первых рядов противника. Другими словами, берсерки были боевым механизмом, на уровне подсознания владеющим мастерством воина с дыхательными и звукоколебательными приемами, с установкой на победу.

Они владели боевой магией, известной у восточных славян еще с 4 века. Плюс ко всему твердой верой, что в случае гибели они попадут в мифическую Валгаллу. То есть не стремление выжить, а как можно дороже «продать» свою жизнь. Берсерк таким образом получал яростное удовольствие от битвы. Поэтому они в большинстве случаев оставались живы. И ко всему прочему их просто боялись. Все остальное: кусание щитов, нечеловеческие крики и так далее, не более чем психологическая атака.

Законом от 1123 г. провозглашенным в Исландии запрещалось «бешенство берсерка» и каралось 3 г. ссылки. Стой поры, великие бойцы растворились бесследно. Некоторые из этой элиты смогли приспособиться к новому образу жизни, некоторые бежали в другие страны или просто были убиты и остались в легендах. Старания современных ученых понять происхождение понятия «берсерк» пока не увенчались успехом.

Эволюция судов викингов

Развитие скандинавского судостроения происходило по общепринятым законам: сложные формы постепенно заменяли архаичные. Первые корабли викингов не имели паруса и управлялись исключительно гребками. Такие суда не требовали особенных конструкторских ухищрений. Надводный борт подобных моделей отличался малой высотой. Она ограничивалась длиной гребка.

Ранние драккары отличались малым размером, из-за чего малым был и руль таких транспортных средств. С ним мог совладать и один человек. Однако по мере увеличения кораблей и усложнения их конструкции руль становился все больше и тяжелее. Для его регулировки стали использовать трос, который перебрасывался через планширь. Постепенно появилась и стала всеобщей поддержка руля. К концу эпохи викингов (в XII столетии) корабли стали исключительно парусными. Изменился и метод крепления мачты: она получила подъемные модификации. Ее опускали при прохождении прибоя.

Берсерки как монахи Одина

Первым делом важно уточнить, кем именно были берсерки. То, что это были самые ужасающие воины викингов, которые впадали в неистовство и дрались чуть ли не голыми, вы знаете и так

Но есть любопытные нюансы.

О берсерках мы, прежде всего, знаем благодаря великому скальду Снорри Стурлусону, который рассказал нам в «Саге об Инглингах»:

То есть в представлении скальда берсерки были не просто бешеными машинами для убийства. Они были слугами Одина, которых он защищал и направлял с помощью своей магии. Битва для них являлась самым что ни на есть религиозным обрядом, а ярость в сражении выглядела не какой-то «крутой психопатией», а некой правильной и очень духовной вещью. Даже само имя Одина буквально означает «неистовство». Можно сказать, что этот бог и был самым первым из берсерков. Он пестовал их, и он же предавал.

Известный религиовед Мирча Элиаде в своей «Истории веры и религиозных идей» (глава «Война, экстаз и смерть») :

Еще больше образ берсерка усложняет то, что их поведение — реликт древних охотничьих культов. Считалось, что эти воины были оборотнями, которые способны превращаться в волков или медведей. Само слово «берсерк», судя по всему, означает «человек в шкуре медведя». Также их знали под именем ulfhedhnar, «люди в волчьей шкуре». Существуют свидетельства даже о «кабаньих» берсерках, которых называли svinfylking. Кстати, боевой строй Svinfylking или «кабанья голова», известный нам со школы благодаря тевтонцам, как раз предположительно пошел от этих воинов.

Воины-кабаны.

Получается забавная ситуация: главное свойство берсерка — это умение довести себя до экстатического состояния, во время которого в него входит дух-тотем (волк, медведь или кабан), а собственная смерть кажется частью обряда и желанным даром Одину. Боевое неистовство — это лишь побочный эффект духовных практик. Но, как Дюмезиль: «В представлениях германцев, война охватывает и расцвечивает все сферы жизни». Какая жизнь, такая и духовность.

Хольмганг[править]

Хольмганг с участием Эгиля Скаллагримссона на картине Юханнеса Флинту (1787 — 1870).

Хольмганг — поединок двух викингов, служивший способом обогащения для многих берсерков.

О правилах воины договаривались, как правило, непосредственно перед боем (например о том, сколько раз допускается менять пробитый щит). В IX—X веках хольмганг приобретал форму узаконенного разбоя: опытному воину достаточно было заявить притязания на собственность либо женщину другого, чтобы обязать противника к вступлению в поединок. Отказ от поединка навлекал на провинившегося социальную стигму — объявление нидингом, что обычно было равнозначно статусу изгоя. Причинение смерти на хольмганге не считалось убийством.

На исходе периода викингов (рубеж X и XI веков) стали предприниматься попытки законодательного регулирования хольмганга с тем, чтобы избежать бессмысленной гибели воинов. Обряд, который и ранее сопровождался жертвоприношением богам, стал всё более формализовываться. В исторические времена борьба велась до первой крови и заканчивалась уплатой трёх мер серебра победителю.

Хольмганг фигурирует в сагах об Эгиле, о йомсвикингах, о Гуннлауге, о Кормаке. В последней поединок происходит на шкуре в три метра шириной, которая закреплялась на земле колышками. Выход за пределы отведённого пространства приравнивался к проигрышу.

Чем занимаются современные потомки викингов?

На данный момент в Норвегии работает несколько месторождений газа и нефти, поэтому страна самостоятельно себя обеспечивает ресурсами. Большое количество водопадов и рек способствует построению электростанций. Рыбный промысел также развит в Норвегии, что позволяет продавать большое количество рыбы и икры в соседние государства. Кроме того, Норвегия является туристической страной, и в эту сферу государством вкладывается большое количество средств.

Чем занимаются современные потомки викингов:

  • В древние времена рыбный промысел был основой заработка викингов. Изначально они были вовсе не воинственным народом, а занимались рыбной ловлей и ремеслом. Однако из-за переселения небольшого кусочка земли, младшие сыновья, которым не досталось земельных угодий, были вынуждены отправиться в поисках лучшей судьбы.
  • Естественно, самый простой способом заполучить большое количество денег — отобрать их. Викинги очень быстро поняли, что государство, которое находилось на территории нынешней Великобритании, вовсе не готово к нападкам, тем более со стороны моря.
  • Это обусловлено развитостью судоходства у викингов, по причине наличия большого количества рек и популярностью рыбного промысла. Поэтому жители нынешней Великобритании не ожидали, что небольшие группы мореходов будут приплывать, забирать большое количество ценностей, грабить монастыри. Догнать злодеев в открытом море достаточно сложно, особенно если для этого нет соответствующих судов и кораблей.

Норвежский викинг

Много интересных статей и полезной информации можно найти на нашем сайте:

На каком языке говорят в Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, Исландии?

Скандинавские страны помимо общей географии имеют общую культуру и историю. В каждой из стран Скандинавии вы встретите проживающих там финнов, шведов, норвежцев и представителей малых скандинавских племен и народностей.

Спортивные болельщики из Швеции

Самым распространенным языком Скандинавии является шведский: на нем говорят жители Швеции и часть граждан Финляндии. В финских школах базовое изучение шведского языка входит в обязательную программу.

Финский язык – официальный язык Финляндии, который также можно встретить в Швеции и Норвегии в виде разных диалектов местных финских общин

Исландия долгое время находилась под протекторатом Дании, поэтому исландский и датский языки встречаются и в Дании, и в Исландии. В Дании также распространен немецкий.

В Норвегии дело с языками обстоит интересно. Из-за огромного разнообразия диалектов в стране существует два официальных норвежских языка и два варианта национальной письменности. В целом норвежский язык по своему происхождению очень близок к исландскому и датскому языкам

Саамы- самая распространенная народность в Финляндии

На английском языке (базовый уровень) могут изъясняться большинство городских жителей Скандинавии.

История походов и завоеваний[править]

На Руси их звали варягами, в Западной Европе — норманнами, а в историю они вошли, как викинги: бесстрашные мореплаватели, грозные воины.
Отправляясь в далекие походы, викинги последовательно, терпеливо, с нордической выдержкой и упрямством добивались поставленных целей. Неистовая отвага, воспетая скандинавскими сагами, создала необыкновенный ореол, благодаря которому в памяти человечества мореплаватели Севера остались непобедимыми воинами, превыше всего ценившими доблесть, богатство и славу.

С чего же началась эпопея викингов? В 789 году, в правление датского короля Беотрика, возле берегов Англии появились три корабля датчан из Хардаланда. Посланец английского короля приехал на место, где причалили корабли, и попытался заставить моряков прибыть к своему владыке, — но был убит… Так англосаксонская летопись повествует о первом нападении и первой жертве викингов.

Четыре года спустя, в 793 году, последовал гораздо более известный набег на монастырь британского острова Линдисфарн. «Вероломное разрушение язычниками церкви Божией сопровождалось грабежом и кровопролитием. Никогда раньше Британия не переживала такого ужаса, как теперь от языческого племени, — писал ученый Алькуин, — сама мысль о вторжении с моря казалась невозможной. 

Так, церковь святого Кутберта была залита кровью священнослужителей Божиих и лишена практически всей утвари; величайшая святыня Британии пала жертвой язычников». После первых набегов викингов на Англию в конце VIII века последовал сорокалетний период относительного спокойствия. Но в 835 году, как говорит летопись, «язычники» разрушили Шеппи. Впоследствии не проходило и года без набегов северных пиратов на какую-либо часть страны.

Вначале эти экспедиции были не более, чем грабительскими рейдами в поисках добычи и рабов; но в 850-851 годах наметились перемены в стратегии викингов. Под этим годом летопись отмечает, что «в первый раз язычники остались на зиму» на острове Танет. В 855-856 годах войско викингов опять «осталось на всю зиму», в этот раз на острове Шеппи; в 864-865 годах викинги снова зимовали на Танете; наконец, в 865-866 гг. «огромная флотилия язычников», прибыв с континента, зазимовала в Восточной Англии. На этот раз викинги прибыли, чтобы остаться.

Несчастные случаи

— в хронологическом порядке —

18 июня 2016 года около 2 часов ночи с 170 путешественниками и 50 членами экипажа Viking Bragi протаранил строительные леса на мосту Святой Анны возле Риденбурга на реке Альтмюль , который был преобразован в канал Майн-Дунай . ⊙ Корабль проехал по мосту на заблокированной стороне во время подъема. Травм нет, но материальный ущерб составляет около 800 000 евро. Viking Брага уже разрушила мост на Рейне в 2013 году.48,96334 11,6845

19 июня 2016 года Viking Tor задел колонну моста на железнодорожной линии Регенсбург — Ингольштадт на Дунае возле Пойкам в Бад-Аббахе и остановился напротив. ⊙ Был нанесен только материальный ущерб, восстановление 186 пассажиров и 51 члена экипажа было затруднено из-за текущих условий и проводилось с помощью поворотной лестницы с земли.48.9276 12.01049

Viking Скади сел на мель в ранние утренние часы 19 августа 2016 года с 226 пассажирами на борту на Рейне возле Rees / Калкаре и застрял там.

Viking Freya была авария на Майн-Дунай близ Эрлангена в ночь с 10 на 11 сентября 2016 в 1:30 утра , потому что рулевой рубки не был понижен во времени. Сначала он протаранил мост окружной дороги ER 2 , которая там называется Сильваниастрассе, а затем железнодорожный мост промышленной железнодорожной линии, на котором судно остановилось непосредственно к северу от района Фрауэнаурах на MDK-км 47.6. ⊙ Шкипер и еще один член экипажа погибли при столкновении. Восстановление 181 пассажира и 49 членов экипажа заняло несколько часов, потому что сначала нужно было построить аварийный мост, по которому в основном пожилые пассажиры из Северной Америки могли пешком покинуть потерпевший крушение корабль. Здесь дежурили около 220 спасателей. Из-за высокой степени разрушения поста управления точную причину аварии определить невозможно.49,56543 10,97074

1 ноября 2016 г. Викинг Ingvi столкнулся с водосливом мостиком ⊙ из в замке Obernau . При этом рулевая рубка была разрушена.49.93398 9.12887 113

Вечером 29 мая 2019 года Viking Sigyn столкнулся в Будапеште возле моста Маргарет с небольшим экскурсионным кораблем Hableány , который перевернулся и затонул в считанные секунды. На борту затонувшего корабля находились южнокорейская туристическая группа из 33 человек и двое венгерских членов экипажа. Семь пассажиров были найдены живыми и еще семь пассажиров погибли в течение первого дня.

5 июня 2019 года судно Viking Idi серьезно повредило подводные ворота шлюза Риденбург у входа , что впоследствии привело к закрытию канала Майн-Дунай на две недели и затору более 100 судов внутреннего плавания.

Прочие аварии:

Дальнейшие аварии кораблей Viking в 2010-х годах:

  • Викинг Эгир сел на мель на Майне в сентябре 2013 года.
  • В сентябре 2013 года компания Viking Forseti потерпела три аварии, в том числе возле Форхгайма

Викинги-первопроходцы

Норвежские викинги предпринимали походы ко многим отдаленным островам. Так, в VIII веке они захватили Оркнейские и Шетлендские острова, в IX веке – Фарерские, Гебридские острова, а также восточную часть Ирландии. Викинги образовали поселение даже в Исландии. Хоть эта северная страна была открыта и заселена ирландскими монахами, в конце 9 в. там твердо утвердились норвежские викинги. Норвежскими переселенцами были предводители со своим окружением, бежавшие из Норвегии от деспотии короля Харольда, прозванного Прекрасноволосым.

В течение нескольких веков Исландия оставалась независимой, ею управляли влиятельные предводители, которых называли годар. Они ежегодно встречались летом на собраниях альтинга, который был прообразом первого парламента. Этот старейший на Западе парламент и по сей день является руководящим органом Исландии. Однако альтинг не мог урегулировать распри предводителей, и в 1262г. Исландия была подчинена норвежскому королю. Она вновь обрела независимость только в 1944.

В 985 году викинг по имени Эрик Рыжий основал колонию в Гренландии. Несколько сотен переселенцев прибыли на юго-западное побережье Гренландии, открытое Эриком Рыжим на несколько лет раньше. Они поселились в местности Вестербюгден (“западное поселение”) у края ледниковой шапки на берегу Амералик-фьорда. Даже для выносливых исландцев суровые условия южной Гренландии оказались трудным испытанием. Занимаясь охотой, ловлей рыбы и промыслом китов, они прожили в этом районе около 400 лет. Однако примерно в 1350 поселения были полностью заброшены. Здесь, вероятно, могли сыграть главную роль похолодание климата, хроническая нехватка зерна и почти полная изоляция Гренландии от Скандинавии после эпидемии чумы в середине 14 века.

В двух исландских семейных сагах – Саге об Эрике Рыжем и Саге о гренландцах – подробно сообщается о посещении американского побережья ок. 1000. Согласно этим источникам, Северная Америка была открыта Бьярни Херьолфссон, сыном гренландского первопоселенца. Бьярни Херьолфссон отчалив от берегов Исландии, направился в Гренландию к своим родителям. Но он сбился с курса и проплыл мимо Гренландии. “Бьярни, очевидно, первым из норманнов подплыл к берегам Северной Америки”, – говорится в одной из книг о культуре викингов.

Главными героями скандинавских саг являются также Лейф Эрикссон, сын Эрика Рыжего, и Торфинн Тордарсон по прозвищу Карлсэбни. База Лейфа Эрикссона, по-видимому, находилась в местности Л’Анс-о-Медоу, расположенной на крайнем севере побережья Ньюфаундленда. Лейф Эриксон отправился после 1000 года на запад от Гренландии к Баффиновой земле, а затем к берегам Лабрадора. Он высадился у мыса, которому дал название Винланд. Лейф провел там зиму, прежде чем вернуться в Гренландию. Карлсэбни собрал отряд, чтобы создать колонию в Винланде в 1004 или 1005, но был там убит в стычке с коренными жителями. Из-за растущей вражды с туземцами уже через три года викинги они покинули эти места и больше никогда туда не возвращались.

Заселение Исландии и Гренландии норвежцами. Открытие Америки

Разбойничьи и военные походы викингов в Англию и Францию, а также экспедиции в Средиземное море, во время одной из которых, например, 62 судна под руководством легендарного Хааштейна в 895 г. дошли до Византии, далеко не полно характеризуют достижения их как мореплавателей. О навигационном искусстве викингов и мореходности их судов свидетельствуют плавания, завершившиеся заселением Исландии и Гренландии и открытием Америки.

Первые норвежцы появились на Гебридских островах около 620 г. Почти 200 лет спустя, в 800 г., они поселились на Фарерских («Овечьих») островах, а в 802 г. — на Оркнейских и Шетландских. В 820 г. в Ирландии они создали государство, которое располагалось в районе современного Дублина, и просуществовало до 1170 г.

Сведения об Исландии викингам доставил швед Гардар Свафарссон, который в 861 г. перевозил с Гебридских островов наследство своей жены. Во время перехода его судно штормом отнесло к северному побережью Исландии, где он и перезимовал с командой. Когда в 872 г. Харальд Прекрасноволосый силой создал в Норвегии великое королевство, Исландия стала целью для тех норвежцев, которые не хотели подчиняться королю. Полагают, что до 930 г. в Исландию переселилось от 20000 до 30000 норвежцев. С собой они везли предметы домашнего обихода, семена и домашних животных. Ловля рыбы, земледелие и скотоводство были основными занятиями викингов в Исландии.

Дошедшие до нас исландские саги, передававшиеся из поколения в поколение и записанные только в XIII и XIV вв., являются важнейшими источниками сведений о викингах. Саги сообщают нам о поселениях викингов в Гренландии и открытии Америки, названной ими Винланд.

Так, в саге об Эйрике Рауде (Рыжем), записанной около 1200 г. Хауком Эрлендссоном, говорится, что в 983 г. Эйрик, изгнанный из Исландии на три года за убийство, поплыл на поиски страны, которую видел Гунбьёрн, когда плавал в «Западном море». Эйрик достиг Гренландии и поселился там с группой исландцев. Поселение было названо Братталид. Там же жил Бард Херьюльфссон. В 986 г. его сын Бьярни отплыл из Исландии с намерением попасть в Гренландию. Во время плавания он трижды натыкался на незнакомую землю, пока наконец не разыскал своего отца, жившего на южной оконечности Гренландии. По возвращении в Норвегию Бьярни рассказал о своем плавании при дворе короля Эйрика. Сын Эйрика Рыжего — Лейф Эйрикссон — приобрел у Бьярни судно и поплыл на нем с 35 людьми в Братталид. После тщательной подготовки они вначале повторили путешествие Бьярни на п-ов Лабрадор. Достигнув его, они повернули на юг и проследовали вдоль побережья. Согласно гренландской саге, записанной в 1387 г. Йоном Тодарссоном из Флатейбука, они достигли местности, названной ими Винланд — Страной винограда. Там бурно рос дикий виноград, маис, в реках встречался лосось. Южная граница распространения лосося приблизительно соответствовала 41° широты. Северная граница дикорастущего винограда проходила около 42-й параллели. Таким образом, Лейф со своей командой примерно в 1000 г. достиг мест, где в настоящее время находится Бостон (рис. 10).

Рис. 10. В 983 г. исландцы по примеру Эйрика Рыжего направились на запад и поселились в Гренландии в Братталиде. В 1000 г. Лейф Эйрикссон со своей командой доплыл до Винланда, который находился в районе современного Бостона.

Брат Лейфа — Торвальд — после его рассказа на том же самом судне с 30 людьми тоже добрался до Винланда, где прожил два года. Во время одной из стычек с местными жителями Торвальд был смертельно ранен, и викинги покинули поселение. Позже второй брат Лейфа — Торстейн — на том же судне хотел достичь Винланда, но не смог найти эту землю.

На побережье Гренландии в ряде мест были поселения исландцев, всего до 300 дворов. Большие трудности для проживания там возникали из-за недостатка леса. Лес рос на Лабрадоре, находящемся ближе к Гренландии, чем Исландия, однако плавания к п-ову Лабрадор вследствие сурового климата были опасны. Поэтому жившим в Гренландии викингам приходилось везти все необходимое из Европы на судах, которые были похожи на суда из Скуллелева. Это подтверждают раскопки захоронений в Гренландии, в которых найдены и остатки судов. В XIV в. поселения викингов в Гренландии перестали существовать.

На каких кораблях викинги совершали боевые походы?

Основным судном для военных походов викингов служили так называемые драккары, которые были достаточно легкими для гребли и переноса по суше. Корабли могли спокойно заходить с моря в узкие речные русла, что позволяло завоевателям захватывать населенные пункты на берегах рек, заставая жителей врасплох.

Драккары представляли собой узкие и длинные суда протяженностью до 18 метров, в которых размещалось до 70 гребцов. Помимо весел, на них устанавливали прямоугольный парус, а нос украшали деревянной головой дракона, которая символизировала собой высокий статус владельца плавсредства. Отсюда драккары получили другое название – «драконьи корабли».
Самые крупные суда викингов могли развивать скорость до 12 узлов, что для подобных суден считается очень высоким показателем. Их использовали как для дальних путешествий, так и для военных действий или транспортировки грузов. Благодаря низким бортам корабли были мало заметны посреди морских волн, что позволяло викингам маскироваться до последнего момента перед нападением.

Другой разновидностью военных кораблей мореплавателей были снеккары. Они имели меньший размер по сравнению с драккарами и вмещали в себя до 60 гребцов. На судах также устанавливали прямоугольный парус, однако в силу небольших размеров такие корабли могли передвигаться гораздо быстрее. В открытом море их скорость достигала 20 узлов. Свое название снеккары получили по деревянному украшению в виде змеиной головы, установленной на носу.

Основные особенности

Плотники викингов прекрасно владели своим делом

Обратите внимание на большой кусок дерева ( рыба-мачта ), который служит балластом для корпуса и опорой для мачты (Музей викингов в Осло).. Под кораблем викингов мы подразумеваем большое разнообразие кораблей (см

Выше), которые отличаются друг от друга своими размерами и материалами, в зависимости от места их постройки, морей, по которым они плавают, и задач, для которых эти разные модели были развитый.

Под кораблем викингов мы подразумеваем большое разнообразие кораблей (см. Выше), которые отличаются друг от друга своими размерами и материалами, в зависимости от места их постройки, морей, по которым они плавают, и задач, для которых эти разные модели были развитый.

Однако в общем дизайне все они похожи:

  • обшита вагонкой, соединенной железными заклепками;
  • лук из цельного куска дерева и резной;
  • киль с тавровым сечением;
  • одноместная мачта с квадратным парусом ;
  • руль-весло расположено по правому борту.

Викинги строили свои корабли в соответствии с главным принципом: союз гибкости с легкостью. Такой дизайн корабля отличается от южной Европы, где жесткость корпуса утяжеляет корабль. На кораблях викингов систематически устраняется лишний вес.

Орнамент лодок был важен. Высокая и изогнутая форма носа здесь украшена переплетенным фризом , узоры которого напоминают узоры ирландских кельтов .

Лодка Viking также почти симметрична между передней и задней частью, которые реагируют друг на друга по обе стороны от мачты , что позволяет ей двигаться вперед и назад одинаково ( амфидромия ).

Его киль держится как одно целое, что требует очень больших деревьев. Руль представляет собой что-то вроде короткого весла с очень большой лопатой, прикрепленной кожаными стяжками к корме правого борта. Плоское дно и неглубокая осадка также позволяют ему перемещаться на мелководье и садиться на мель прямо на пляже во время рейда. Корпус состоит из наложенных друг на друга досок (сайдинг) , которые уменьшают ее прогиб при полной загрузке . Этот тип сборки также обеспечивает прочность, которая позволяет установить определенную гибкость досок между ними. Кроме того, это облегчает любой ремонт, при котором доски можно легко заменить. Судно также имеет большую мачту, которую легко поднимать и опускать, которая поддерживает прямоугольный парус, позволяющий ему идти против ветра.

Мачта, парус и оснастка лангскипа .

Материалом для строительства служил дуб, иногда сосна или ясень для досок, а также ива для досок . Для заклепок, якоря и некоторых деталей арматуры викинги использовали железо. В составе различных такелажных канатов использовались растительные и животные волокна, например конский волос для листов или коровое волокно (известь) для вантов. В дополнение к этим материалам, для покрытия корпуса использовалась сосновая смола , а основы разного цвета можно было использовать для изготовления покрытий для окраски корпуса или паруса. Внутренняя деятельность , осуществляемой скромно в IV — м  века, распространение битуминозных ям (называемых шведским tjärdal ) в непосредственной близости от лесов с VIII — го  века, является доказательство экспоненту рост спроса смолы также в происхождении цветущих промышленностей. Все более крупные печи создавались между 680 и 900 годами, в период экспансии компании Viking.

Паруса часто были разноцветными.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.