Организация танковых войск германии

Алан-э-Дейл       29.06.2022 г.

Развитие танкостроения

Немецкое производство танков началось в 1934 году в нарушение Версальского договора . Немецкая промышленность не производила оружие в течение многих лет, и требовалось время для разработки необходимых методов закалки стали и разработки инструментов для производства оружия. Первым произведенным типом танка стал двухместный легкий танк Pz I с воздушным охлаждением, разработанный и произведенный заводом Крупп в качестве учебно-тренировочной машины. Он не был предназначен для использования в бою; Вместо этого основным боевым танком немецкой армии должен был стать Panzer III, но задержки с его разработкой и производством привели к производству промежуточной машины — Panzer II с жидкостным охлаждением , производство которой началось в следующем году. Еще не было ясно, как танки будут использоваться в следующей войне, и не было очевидно, что бой танков против танков будет важен; некоторые военные теоретики предполагали, что танки будут действовать для поддержки пехоты. Кавалерийское подразделение Heer считало, что основная функция танков — разведка . Это явно противоречило идеям сторонников бронетанковой войны в Германии, главным образом Хайнца Гудериана , Вильгельма Риттера фон Тома и Вальтера фон Райхенау . Лишь в 1937–1938 годах начали появляться первые средние танки Panzer III и Panzer IV.

Отметив, что Германия была третьим по величине производителем автомобилей в мире, Гудериан прогнозировал, что Германия будет конкурентоспособна со своими основными противниками — довольно оптимистичный прогноз, поскольку Германии было очень трудно восполнить потери транспортных средств на протяжении всей войны, Соединенные Штаты считались несостоявшимися. -боевой, и это игнорировало советские производственные мощности.

В начале разработки Heer остановился на концепции танка, в котором командир будет поддерживать радиосвязь со своим начальством. Таким образом, базовая конструкция основных боевых танков предусматривала большую башню, в которой размещались бы командир танка, наводчик и заряжающий, в то время как механик-водитель и пулеметчик располагались внизу в корпусе. Гудериан настоял на том, чтобы командир танка поддерживал радиосвязь как со своим взводом, так и с членами его собственного танкового экипажа. Хотя Panzer III задумывался как основной боевой танк Вермахта, вермахт не ожидал, что в 1939 году он будет в состоянии войны с крупными державами Европы, и в начале войны их было мало. За исключением танков чешского производства, 1 сентября 1939 года вторжение в Польшу было предпринято немецкими бронетанковыми силами из 3195 танков, равномерно разделенных между учебным танком Pz I и легким танком Pz II; Из основных боевых танков только 98 Pz III находились на вооружении во время вторжения в Польшу, вместе с 211 Pz IV, причем 215 танков различных моделей также доступны в качестве командирских танков после доработки за счет снятия основного вооружения и установки дополнительного оборудования связи. .

Panzer VI (Тигр)

Panzer VI Ausf. H Тигр I

1942 г. 1943 г. 1944 г. 1945 г. Общий
Тигр I 78 649 623 1,350
Штурмтигер (18) (18)
Тигр II 1 377 112 490
Ягдтигер 51 28 год 79
Общий 78 650 1,051 140 1 919

Panzer VI Ausf. B Тигр II

Примечания:

  • Tiger I (Panzer VI E / H) был вооружен 88-мм пушкой L / 56 (Sd.Kfz.181).
  • Sturmtiger — на базе шасси Tiger I. 380-мм реактивный миномет на шасси Tiger I (переоборудован из подбитых в боях танков)
  • Tiger II (Panzer VI B, также известный как Königstiger ) был вооружен 88-мм пушкой L / 71 (Sd.Kfz.182).
  • Jagdtiger — на базе шасси Tiger II. ПТ-САУ, вооруженная 128-мм пушкой L / 55 PaK44 (Sd.Kfz.186)

Доктрина морских сражений

Основную ставку в планируемой войне на море нацистская Германия сделала на подводные лодки, хорошо зарекомендовавшие себя в Первой мировой. За годы Второй мировой войны фашистские подводные лодки потопили две тысячи семьсот семьдесят девять кораблей союзников общим водоизмещением 14,1 миллиона тонн. Экипаж подлодки П-48 потопил пятьдесят один корабль, общим водоизмещением 306,874 тонны.

В морских сражениях Кригсмарине использовалась тактика волчьей стаи: охота групп подлодок за океанскими конвоями.

Подводные лодки, как и другая немецкая техника времен Второй мировой войны, были оснащены современным вооружением: по 4-6 торпедных аппаратов, свыше 40 мин.

Атаки подводных лодок заставили союзников замедлить поток войск и военных материалов через Атлантику и организовать конвои для защиты караванов судов. К 1943 году новая тактика конвоя, радиолокационные и противолодочные патрульные самолеты вызвали серьезные проблемы с германскими лодками типа VII.

Первоначально мощный подводный флот Третьего рейха был в конечном итоге истреблен контрмерами союзников. В течение войны Германия потеряла семьсот шестьдесят пять подводных лодок, но так и не смогла прервать линии связи между Северной Америкой и Западной Европой.

Опыт боевого применения и оценка бронетранспортера M3

Первоначальный опыт боевого применения бронетранспортеров M3 в Северной Африке нельзя было назвать успешным. Дебют новых боевых машин пришелся на операцию «Факел». С самого начала бронетранспортеры использовались американцами достаточно массово, в каждой бронетанковой дивизии насчитывалось 433 бронетранспортера M3 или тягача M2: 200 в танковых полках и 233 в пехотном полку.

Достаточно быстро американские солдаты прозвали такие машины «Пурпурное сердце», это был нескрываемый сарказм и отсылка к одноименной американской медали, которую выдавали за боевые ранения. Наличие открытого корпуса не защищало десантников от снарядов воздушного подрыва, а бронирование часто пасовало даже перед пулеметным огнем противника.

Однако основные проблемы были связаны не с техническими особенностями машины, а неправильным использование бронетранспортеров и неопытностью американских войск, которые еще не научились правильно использовать все преимущества новой техники, привлекая бронетранспортеры к решению несвойственных им задач. В отличие от солдат и младших офицеров генерал Омар Бредли сразу оценил возможности и потенциал подобной техники, отметив высокую техническую надежность бронетранспортера M3.

По своим габаритным размерам, боевой массе и другим характеристикам американский колесно-гусеничный БТР M3 был сравним с самым массовым бронетранспортером Вермахта Sd Kfz 251, вошедшим в послевоенную историю под прозвищем «Ганомаг». При этом внутренний полезный объем американского бронетранспортера был больше примерно на 20 % за счет более простой формы корпуса, что обеспечивало десанту больший комфорт и удобство.

В то же время немецкий бронетранспортер отличался более мощным бронированием, в том числе за счет установки бронелистов под рациональными углами наклона. При этом за счет более мощного двигателя и наличия переднего барабана американский аналог превосходил немецкую машину в подвижности и проходимости по пересеченной местности. В плюс можно было добавить также оснащение почти всех американских бронетранспортеров крупнокалиберными 12,7-мм пулеметами.

А вот отсутствие бронированной крыши было общим недостатком массовых серийных бронетранспортеров периода Второй мировой войны.

Со временем американцы выработали тактические модели и приемы использования новой техники, исправили детские болячки и достаточно активно использовали бронетранспортеры M3 на всех театрах военных действий.

Уже во время боевых действий на Сицилии и в Италии количество жалоб на новую технику существенно уменьшилось, а отзывы из войск сменились на положительные. Во время операции «Оверлорд» бронетранспортеры использовались особенно массово и в дальнейшем активно применялись американцами и их союзниками до завершения боевых действий в Европе.

О том, что машина получилась достаточно удачной, свидетельствует как огромный выпуск как самих бронетранспортеров M3 и специальной техники на их базе, так и бронированных полугусеничных артиллерийских тягачей M2, суммарное производство которых за войну превысило 50 тысяч единиц.

//

«Королевский Тигр»

Внешне «Тигр II» (его ещё называют «Королевским Тигром») разительно отличался от своего предшественника. В конфигурации «Королевского Тигра» ощущалось влияние Т-34 с его расположенными под наклоном бронелистами корпуса и башни. Однако размеры и масса «Королевского Тигра» были намного больше: советский Т-34 весил 32 т, а немецкий танк – 68! Это был самый тяжёлый серийный танк в мире. Но главное, на «Королевском Тигре» стояла ещё более мощная пушка. Лобовая броня «Королевского Тигра» была просто фантастической по тем временам – 150 мм в корпусе и 180 мм в башне!

Даже днище корпуса «Королевского Тигра» имело 40-мм толщину – почти как лобовая броня Т-34 (на нашем танке толщина лобовой и бортовой брони была 45 мм). Борта нового танка были в два раза толще

В 1943 г., когда «Королевский Тигр» ещё создавался, на поле боя главным калибром танковых и противотанковых пушек был калибр 76 мм. Тогда броня «Королевского Тигра» казалась непробиваемой. Но на войне всё меняется очень быстро. И когда в 1944 г. «супертигры» пошли в бой, их было чем встретить: Т-34-85, ИС-2 и тяжёлые САУ били «Королевских Тигров» с таким же успехом, что и «Тигров» обычных. Так, попадания 122-мм снаряда танка ИС-2 не мог выдержать вообще ни один танк в мире. К примеру, башню «Королевского Тигра» такой снаряд пробивал насквозь чуть ли не с полутора километров. А тут у немцев начались новые проблемы.

К концу войны Германия потеряла базы, снабжавшие сталелитейную промышленность таким важным для производства брони элементом, как молибден. В результате этого броня для танков стала не такой прочной, как ранее. Но главным недостатком «Королевского Тигра» оказалась его большая масса. Эти танки практически невозможно было быстро перебросить с одного участка фронта на другой. К тому же этих чудо-танков было слишком мало (всего было построено менее 500 штук), и они не оказали никакого влияния на исход Второй мировой войны. Советские «тридцатьчетвёрки» и американские «Шерманы» в конце войны обычно применялись в больших количествах, им не составляло особого труда обойти и расстрелять противника с разных направлений. Тут немцам спасения не было. Известно немало примеров, как экипажи «Королевских Тигров», видя, что их обходят сбоку, бросали свои танки и спасались бегством вскоре после начала боя. Так несколько германских супертанков достались нашим войскам в качестве трофеев.

Запас хода «Королевского Тигра» при полной заправке даже по шоссе не превышал 100 км, а специальных тягачей-трейлеров у немцев не было. Застрявший танк-гигант нельзя было сдвинуть с места

  • Главные советские танки Второй мировой войны
  • Главные танки союзников СССР во Второй мировой войне
  • Чешские танки Второй мировой войны
  • Японские танки Второй мировой войны

Поделиться ссылкой

Доктринальные дилеммы

Ко второй половине 20-х теоретические изыскания подкрепило развитие технологий. Бронетехника усовершенствовалась, стала быстрее и надёжнее, что создало предпосылки для внедрения независимых механизированных соединений и концепций их применения.

На ту же тему Бронеоскар-2018: самые крутые танкособытия года

Однако старая проблема никуда не исчезла — все без исключения страны, вступившие втанковую гонку», столкнулись с важнейшим доктринальным вопросом: как уравнять скорости быстрых механизированных соединений и медленных родов войск, таких как артиллерия или пехота?

Вопрос этот был важен по двум причинам. Во-первых, не было смысла стремительно наступать танкамина всю глубину боевого порядка» противника, если за ними не успевали все остальные. Во-вторых, основные козыри бронетанковых соединений — это их автономность и высокая подвижность. Все элементы должны двигаться с одинаково высокой скоростью. Намеренное ограничение подвижности — напримерпривязка» скорости танков к скорости пехоты — лишает соединение смысла существования.

В качестве очевидного ответа напрашиваласьфуллерианская» всеобщая механизация. Проблема была в том, что она требовала совершенно неприличных расходов. Даже Советский Союз со всеми его широкими возможностями в концентрации ресурсов и мобилизационной экономикой не мог себе этого позволить.

Танковые батальоны 1-й танковой бригады под командованием Перси Хобарта наступают в плотных боевых порядках во время манёвров в 1934 году

Менее радикальным вариантом стала частичная механизация и моторизация. Техникой максимально насыщали ударные соединения, а остальные… ну, насколько бюджета хватит.

Отечественная военная мысль склонялась к первому варианту. В начале 30-х советские механизированные войска переживали стремительный рост и имели на вооружении или в разработке все возможные виды боевой и вспомогательной техники, включая и БТР. К некоторым из разработок армия вернулась только в 60-е годы, а кое-каких до сих пор нет на вооружении.

Опытный санитарно-транспортный и десантный БА-22 на базе грузовика ГАЗ-ААА

К сожалению, с 1936 года РККА вошла в период почти непрерывных изменений и постепенной деградации в теории и практике применения бронетанковой техники, который продолжался до 1941 года. Именно из этого периода и растут ноги большинства странных решений и мифов, связанных с бронетранспортерами и БМП

К ним и перейдём.

Описание конструкции

Современная реконструкция «Ханомага»

Конструкция SdKfz 251 предусматривала открытый корпус, на который навешивались листы брони. Сама машина подразделялась на три отделения — моторное, отсек управления и грузовое. В первом находился двигатель, топливные баки и система управления колесами.

От моторного отделения отсек управления отделялся противопожарной защитой. Здесь размещались места для механика-водителя и командира. Управление обеспечивалось стандартным рулем, передачами и педалями. Приборы позволяли контролировать состояние двигателя.

Боевое отделение оборудовано сиденьями для солдат. Боковые полки над гусеницами были рассчитаны на грузы — ящики и снаряжение. Верхняя часть машины перекрывалась брезентом, при необходимости бойцы могли отстреливаться поверх бортов. Десантирование осуществлялось через задние двери.

Гусеничная часть с каждого борта имела три ряда опорных катков. Наружный и внутренний ряды — по три катка, средний — шесть. Задние выполняли направляющую роль, передние — ведущую.

Боевые принципы

Главное командование сухопутных сил (Oberkommando des Heeres) вермахта 1 марта 1939 г. издало
наставление 645. Учебное наставление по ведению боя для легкой и средней
танковых рот легло в основу немецкой танковой тактики и во многом обусловило
немецкий «блицкриг» 1939-40 гг.

В разделе «принципы ведения боя», среди прочего, говорится:

  • основной боевой стиль танковой роты – это атака;
  • атака ведется при взаимной огневой поддержке с
    постоянной и плановой сменой движения и огня;
  • огонь с места более эффективен, чем в движении,
    поэтому следует стремиться к нему;
  • командиры взводов поддерживают постоянную связь
    с командиром роты по радио; одиночная боевая машина должна всегда находиться на
    радио- и визуальной связи с командиром взвода;
  • поддержка атаки танков другими видами оружия, в
    основном артиллерией, саперами и пехотой является обязательной;
  • как только появятся противотанковые средства
    противника, следует немедленно отклониться от намеченного плана, атаковать и
    уничтожить все виды противотанковых средств;
  • таран даже малой бронетехники противника не
    имеет смысла; обычно он приводит к собственным повреждениям и, следовательно, к
    потере подвижности.

По материалам
военно-исторического журнала «Militär&Geschichte»

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал и получайте мгновенное сообщение о новых публикациях!

Технические характеристики

ТТХ «Ханомагов» обеспечивало их высокую проходимость

Технические характеристики SdKfz 251 позволяли обеспечивать мобильную переброску солдат к линии фронта. Машина преодолевала подъемы до 24 градусов, двухметровые рвы и броды высотой до полуметра. Высокая проходимость бронетранспортера и эффективность применяемой тактики обеспечили его массовое производство — за годы войны было собрано 15252 машины.

Габариты и вес

По габаритам «Ханомаг» имел следующие характеристики:

  • масса — 9,14 т;
  • длина корпуса — 5,98 м;
  • ширина — 2,1 м;
  • высота — 1,75 м;
  • колея — 1,775 м;
  • клиренс — 0,32 м.

Модель SdKfz 250 отличалась сниженными габаритами — вес уменьшен до 5,8 т, снижены и размеры машины. Это уменьшило количество перевозимых солдат, но улучшило ходовые свойства бронетранспортера. Данный образец выпускался для узкоспециализированных задач и быстрой переброски малых групп солдат. Всего было произведено 7326 таких машин.

Скорость

Бронетранспортер SdKfz 251 развивал скорость до 50 км/ч по шоссе. Запас хода при этом составлял до 300 километров. Облегченная модель SdKfz 250 могла развивать скорость в 60 км/ч, запас хода — 320 км.

Мощность двигателя

Обе модели Ханомага использовали один и тот же шестицилиндровый карбюраторный двигатель Майбах HL 42 TURKM, работающий на жидкостном охлаждении. Его мощность составляла 100 л. с., удельная мощность — 10,9 л. с./т.

Экипаж

Экипаж обеих моделей Ханомага составлял два человека — механик-водитель и командир. Разница габаритов и комплектации сказывалась на количестве перевозимых солдат — 4 и 10 человек у SdKfz 250 и SdKfz 251 соответственно.

Автомобили Великой Отечественной Войны: машины немецкой армии

Немецкие инженеры были подготовлены к боевым действиям очень хорошо. В первую очередь это касалось техники. И в данной статье будет рассмотрена самая лучшая военная техника Германии, которая трудилась во времена Великой Отечественной Войны.

«Хорьх-901 Тип 40». Этот большой внедорожник, который имел массу около 3,5 тонн, был самый популярный транспорт для командного состава немецкой армии. Автомобиль прежде всего отличался хорошей вместительностью, так как мог принять на борт почти 1 тонну груза, а также двигатель объемом 3,5 литра и мощностью 80 л.с. В качестве КПП использовались четырехступенчатые трансмиссии разных типов. Особой динамикой транспорт обладать не мог, но даже по плохим дорогам он мог передвигаться со скоростью 90 км/ч.

Stoewer R200. Для немецкой армии нужен был небольшой рамный внедорожник. И выбор пал на Stoewer R200. Этот автомобиль выпускался ведущими немецкими компаниями: BMW, Hanomag и другими производителями. На самом деле внедорожник получился действительно компактным. При этом он весил всего 2,2 тонны, имел клиренс 23,5 см и полный привод. В сочетании с пятиступенчатой КПП автомобиль хорошо передвигался по бездорожью, а улучшить показатели проходимости помогла короткая колесная база в 2400 мм.

NSU HK-101 Kleines Kettenkraftrad. Этот транспорт был очень популярен в немецкой армии, так как он представлял собой симбиоз тягача и мотоцикла. Сам по себе авто в передней части имел детали от мотоцикла, в том числе и водительское сиденье, и управление. В задней же части NSU может разместить полезный груз в виде боеприпасов или же солдат.

Kubelwagen Typ 82. Этот небольшой военный внедорожник сначала не был создан для нужд армии. Но потом его стали активно использовать в целях армии, так как именно Kubelwagen был легким, весил всего 1,175 тонны, а также был прост в ремонте. Двигатель был очень слабым — оппозитный мотор мощностью 23,5 л.с. Потом его все же форсировали до 25 л.с. но благодаря небольшим габаритам и короткой колесной базе, немецкий внедорожник разгонялся до 80 км/ч.

Итог. Военная техника Германии всегда представляла особый интерес. Особенно интересно и то, что выпуском ее занимались в основном самые лучшие автопроизводители страны. Также занимателен тот факт, что государство самостоятельно стимулировало развитие милитаризационной индустрии. Главное место в этом сегменте занимали внедорожники.

В основном особой популярностью пользовались легкие автомобили с короткой колесной базой. Ведь они имели отличную динамику для того времени, мобильность и большой запас надежности. Следом уже шли большие тягачи и другие виды транспорта.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.