Оглавление
- Защита бронетранспортера
- Бронемашина Sd.Kfz.234
- Мы идём по Африке
- Описание конструкции
- Mercedes l4500r Half-Truck
- Полугусеничный немецкий тягач Sd Kfz 7/1 (Sonderkraftfahrzeug)
- Чем занимался volkswagen с 1933 по 1945
- Бронемашина Sd.Kfz.251
- Легкая бронетехника 1965–1985 гг
- Колесная бронированная техника – концепции и классификация
- Бронемашина Sd.Kfz.231 (6r)
- Танки
- Где применялся БТР
- Стрелковое оружие СССР Второй мировой войны
- Типовой штатный состав танкового полка 1943г.:
- Бронемашина Sd.Kfz.247
- Borgward B3000
- Бронемашина Sd.Kfz.221
Защита бронетранспортера
БТР Hanomag приобрел немалую популярность именно благодаря броне. Конечно, от фугаса, заложенного на лесной дороге, или кинжального огня из пулемета она не спасала. Но все-таки шансы на выживание солдат значительно повышала.
Самая мощная броня была установлена на лобовой части – вполне разумно, если учесть, что бронетранспортеры часто использовались при наступлении на позиции противника. Здесь толщина составляла 14 мм. Борта и корма имели менее мощную защиту – всего 10 см. Но везде она была установлена под определенным углом – 14,5-15 градусов. Именно такое расположение обеспечивало максимальную вероятность рикошетов, без пробивания корпуса.
Самая слабая броня, как и у любого бронетранспортера, располагалась сверху и снизу – всего 8 миллиметров. Вполне разумно – сложно представить себе ситуацию, при которой стрельба велась бы по нему под таким углом. А при взрыве фугаса экипаж и машину едва ли спасла бы и куда более мощная броня.
Бронемашина Sd.Kfz.234
Бронемашина Sd.Kfz.234
5 августа 1940 года начальник управления вооружения сухопутных войск подписал приказ о создании бронированной разведывательной машины, пригодной для использования в условиях африканской пустыни. В прилагавшихся технических условиях было указано что в конструкции нового бронеавтомобиля следует использовать автомобильные компоненты четырехосной бронемашины Sd. Kfz.231, а в качестве силовой установки — дизельный двигатель воздушного охлаждения, корпус должен быть несущим и хорошо бронированным, при боевой массе машины не свыше 20 тонн лобовая броня должна иметь толщину 30 мм, а бортовая выдерживать обстрел 7,92-мм бронебойными пулями.
Бронемашину с
…
Читать дальше »
Мы идём по Африке
Для возрождения армии и промышленности денег у освобождённой Франции было не то чтобы завались. Американская помощь — хорошо, но чересчур подсаживаться на эту иглу дружбы себе дороже. Опять же импортозамещение.
И французы обратили внимание на лёгкие машины
Их и перебрасывать в неспокойные колонии проще, и стоят они — что важно — подешевле. Так на свет появился очень оригинальный лёгкий танк AMX-13 c автоматом заряжания для 75-мм пушки на два револьверных барабана по шесть снарядов в каждом
Так на свет появился очень оригинальный лёгкий танк AMX-13 c автоматом заряжания для 75-мм пушки на два револьверных барабана по шесть снарядов в каждом.
Вот именно башню FL-11 с 75-мм пушкой от АМХ-13 получил новый броневик. Над машиной, нужной для замены ветерана мировой войны, в фирмеПанар» начали работать в 45-м. Точнее, вернулись к своему же довоенному проекту.
Ещё перед войной французы захотели броневик будущего, который для них и создали конструкторы фирмыПанар-Левассор».Панар AM 40Р» представлял собой настоящего девятитонного четырёхосного крокодила на колёсах.
Французские военные осматривают восьмиколёсное чудо-юдо
Низкий профиль, хищные изгибы, толстая броня, огромные ребристые колёса. Впереди и сзади — пулестойкие шины. Средние пары — с монструозными грунтозацепами(при ходе по шоссе они поднимались вверх). Он впечатлял!
Таких машин заказали в количестве 600 штук, но случилось это 1 мая 1940, и по понятным причинам броневик остался в единственном экземпляре.
Именно на основеПанар AM 40Р» и создалиПанар EBR»(Engin Blindé de Reconnaissance —разведывательная бронемашина»).
В борьбу за новый разведывательный броневик включился иГочкисс» со своим трёхоснымГочкисс EBR», но конкуренции выдержать не смог.
Производство доработанной версииПанар EBR» началось в 1950 году и шло до 70-х. В 1953-м эскадрон EBR отправился в Алжир.
EBR 8-го гусарского полка в Алжире
Интересно, что по массе бронеавтомобиль не сильно отличался от танка AMX-13. Бронирование примерно такое же: лоб — 40 мм, борт — 20. А огневая мощь одинакова.
Независимая подвеска обеспечивала движение даже с повреждёнными колёсами. Броневик мог пролезть даже там, где застрял бы танк.
И как только 75-мм пушки на лёгких гусеничныхбарабанщиках» стали меняться на 90-мм орудия, аналогичную модернизацию в 60-х прошёл и EBR — став EBR 90. Огневая мощь броневиков стала приближаться к основным боевым танкам.
Панар» EBR побывал во многих горячих точках. Даже в условиях жаркой Африки показывал свою надёжность. Хотя порой случалось и такое
Бронемашина стала одним из символов военной мощи Франции. EBR без башни проводил в последний путь генерала де Голля, став катафалком на похоронах президента. Но за рубежом бо́льшую популярность получила более лёгкая, однако не менее вооружённая машина.
В 60-х в заморских департаментах Франции спокойнее не становилось, а с партизанами всех мастей бороться было нужно.Панар»(а кто ж ещё) выкатил лёгкий двухосный броневик. Первый вариант был совсемколониальным» — пулемёт и 60-мм миномёт в башне.
AML-60 в Ирландии
Но этого показалось мало. Как так, у EBR уже 90 миллиметров, а у AML — нет? Непорядок! Сказано — сделано!
В составе Армии обороны Израиля машины поучаствовали в шестидневной войне.
АМL купили Ирландия, Ливан, Сальвадор, Венесуэла, Аргентина, ЮАР. Затем в Южно-Африканской Республике стали выпускать собственную версию машины, которая отлично подходила для гонок за всякими партизанами по саванным просторам. У этих броневиков богатая боевая биография.
Описание конструкции
Современная реконструкция «Ханомага»
Конструкция SdKfz 251 предусматривала открытый корпус, на который навешивались листы брони. Сама машина подразделялась на три отделения — моторное, отсек управления и грузовое. В первом находился двигатель, топливные баки и система управления колесами.
От моторного отделения отсек управления отделялся противопожарной защитой. Здесь размещались места для механика-водителя и командира. Управление обеспечивалось стандартным рулем, передачами и педалями. Приборы позволяли контролировать состояние двигателя.
Боевое отделение оборудовано сиденьями для солдат. Боковые полки над гусеницами были рассчитаны на грузы — ящики и снаряжение. Верхняя часть машины перекрывалась брезентом, при необходимости бойцы могли отстреливаться поверх бортов. Десантирование осуществлялось через задние двери.
Гусеничная часть с каждого борта имела три ряда опорных катков. Наружный и внутренний ряды — по три катка, средний — шесть. Задние выполняли направляющую роль, передние — ведущую.
Mercedes l4500r Half-Truck
Эта модель Mercedes l4500 Half-Track оснащена гусеничным приводом на заднюю ось. Эта модификация позволила уменьшить вес машины. Но, несмотря на это, максимальная скорость грузовика снизилась до 36 км/час. Автомобиль оснащался 6-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 112 л. с. Главный минус этой полугусеничной машины – это расход топлива, который составлял 200 литров на 100 километров. Тем не менее немецкая армия не отказалась от его использования, так как именно он помогал Вермахту ездить по бескрайним непроходимым полям России.
Стоит отметить, в период с 1943 по 1944 год Mercedes L4500R стал одной из основных лошадок Восточного флота. В этот период Mercedes произвел 1486 автомобилей.
Полугусеничный немецкий тягач Sd Kfz 7/1 (Sonderkraftfahrzeug)
Этот полугусеничный тягач оснащался 8.8-сантиметровой зенитной пушкой и 150-мм гаубицей. Также Вермахт использовал тягачи Sd Kfz 7 с 20-мм и 37-мм зенитными орудиями. Минус этих машин в том, что по сравнению с колесными транспортными средствами, полугусеничные тягачи более трудны в обслуживании, в результате чего они часто выходили из строя.
Тем не менее немцы не отказались от этих боевых машин, поскольку они имели превосходную внедорожную маневренность. Правда, скорость движения по шоссе оставляла желать лучшего. Но в условиях бездорожья России эта машина для Вермахта была незаменима.
Чем занимался volkswagen с 1933 по 1945
Известная всем газировка «Фанта» появилась в Германии в 1940 году при интересных обстоятельствах. После начала Второй мировой все иностранные предприятия национализировали, и завод по производству «Кока-колы», который при таком раскладе уже фактически не принадлежал США, встал, так как Штаты отказались поставлять необходимый для изготовления напитка концентрат. Немцам пришлось в срочном порядке изобрести свой напиток, который они назвали «Fanta». По легенде, управляющий попросил придумать запоминающееся название и включить свою ФАНТАзию, и кто-то сразу же выкрикнул «Фанта!». Все мы привыкли к апельсиновой «Фанте», но изначально напиток имел яблочный вкус. Его изготавливали из яблочного жмыха и молочной сыворотки и разливали в бутылки из-под «Кока-колы». Напиток полюбился немцам, и, когда после войны завод снова вернулся американцам, то они оставили «Фанту». В 2015 году, когда оранжевому напитку стукнуло 75 лет, «Кока-кола» выпустила рекламу, где происхождение газировки аккуратно объяснялось дефицитом необходимых для производства Колы ингредиентов. Ролик довольно быстро сняли с показа, так как в нем компания обещала вернуть потребителей в «старые добрые времена», выпустив «Фанту» в оригинальной бутылке.
Volkswagen
Еще один бренд, который появился в Третьем Рейхе, — это «Volkswagen». На автосалоне в 1933 году Гитлер произнес свою первую речь как вождь нации и пообещал каждой немецкой семье автомобиль. Потом была историческая встреча в шикарной гостинице напротив рейхсканцелярии с Якобом Верлином и Фердинандом Порше, где Гитлер потребовал создать качественный немецкий автомобиль, который будет собираться на новом немецком заводе, и стоимость его не будет превышать 1000 рейхсмарок (средняя годовая зарплата врача в то время была 9000 рейхсмарок в год). Выполнять правительственный заказ был назначен Порше. Первая модель называлась Kdf Wagen (Kraft durch Freude — «Сила через радость») и сошла с конвейера в 1938 году. Для привлечения дополнительных средств немцам предложили откладывать по пять марок каждую неделю на специальный счет в качестве предоплаты. Таким образом собрали 110 миллионов рейхсмарок, но вместо машин честные бюргеры получили повестки, а автомобиль не стал народным, так как заводы были загружены производством военной техники. После войны главой разрушенного союзниками завода в Вольфсбурге становится британский майор и получает заказ от британского правительства на 20 000 машин. Так постепенно «Жук» (немного измененная модель Kdf) становится не просто популярным, но самым массовым автомобилем в истории, а название Volkswagen постепенно начинают воспринимать, не вспоминая при этом о корчиневой чуме.
Hugo Boss
Хуго Босс, владелец небольшой швейной фабрики на грани разорения, вступил в НСДАП в 1931 году. В 1932 году партиям запретили иметь военизированные отряды и носить военную униформу. Нацисты же ходили в форме, которая осталась от Первой мировой и была предназначена для войны в Африке и Ближнем Востоке (те самые коричневые рубашки). В связи с этим запретом по приказу Гиммлера советник рейхсфюрера СС по «вопросам искусства» Карл Дибич и штурмгауптфюрер (капитан) СС Вальтер Хекк разработали дизайн новый формы вместе с рунами, мертвыми головами и дубовыми листочками. Первоначально такую униформу надели исключительно офицеры СС, но к концу 1933 года она была уже у всех чинов. Для пошива были привлечены проверенные в партии люди, в первую очередь Босс со своей фабрикой. Получив крупный правительственный заказ, Хуго Босс быстро разбогател, открыл новые фабрики, которые до конца войны поставлял мундиры административно-хозяйственному управлению. После войны Босса объявили пособником нацистов, закрыли предприятие, оштрафовали, лишили избирательного права, а в 1948 году он умер. В 1953 году «Hugo Boss» возобновил работу и стал выпускать гражданскую одежду и постепенно стал тем мировым брендом модной одежды, каким мы его знаем. Кстати, в 2000 году компания вступила в фонд, который выплачивает компенсации бывшим подневольным рабочим.
Бронемашина Sd.Kfz.251
Бронемашина Sd.Kfz.251
Во время второй мировой войны немецкая армия первой в мире приняла на вооружение полугусеничные бронетранспортеры Sd. Kfz.251 — широко известные под названием «Ганомаг». Они использовались для транспортировки пехоты и тяжелого вооружения минометов, крупнокалиберных пулеметов, орудий, огнеметов и ракетных пусковых установок. Кроме того, они применялись в качестве санитарных машин, машин управления и связи. Sd. Kfz.251 был одной из первых машин, на которых устанавливался прибор ночного видения. Идея создания полугусеничных боевых машин родилась в Германии еще в годы первой мировой войны. В то время технически было невозможно разработать надежную полугу
…
Читать дальше »
Легкая бронетехника 1965–1985 гг
Бронетранспортеры (БТР) лишь транспортировали пехоту к полю боя, а атаковали пехотинцы уже «на ногах». К середине 1960-х гг. военные решили повысить мощь огня пехоты (без учета приданных танков и артиллерии). Так появился новый класс легкой бронетехники – бронированные машины пехоты (БМП) с более мощным вооружением.
Оружие и боекомплект БМП занимают место, поэтому и «пассажировместимость» БМП обычно меньше, чем у транспортеров. За счет более мощного оружия и более толстой брони БМП, как правило, тяжелее БТР, поэтому у них гусеничный движитель, хотя попытки создания колесных и колесно-гусеничных машин предпринимались не раз.
Главное отличие БМП от БТР – в тактике применения. Бронированная машина пехоты не только доставляет пехоту к месту боя, но и сопровождает ее в атаке, поддерживая огнем и гусеницами. БМП может двигаться вслед за атакующими танками, и только потом, ближе к линии вражеской обороны, высаживать десант. Высадка идет под огнем, поэтому люки БМП должны быть такими, чтобы десант мог быстро покинуть машину и укрыться в складках местности.
БМП-1. СССР. 1966 г.
Первой в мире боевой машиной пехоты стала советская БМП-1 (1966 г.), защита которой была относительно слабой. Зато она была легкой, подвижной и даже умела плавать, да при этом несла довольно мощное 73-мм орудие, опасное даже для танков противника. Экипаж БМП-1 состоял из командира машины, механика-водителя и наводчика, в десантном отсеке размещалось 8 человек, то есть в БМП как раз помещалось мотопехотное отделение.
В 1969 г. на вооружении бундесвера (армии ФРГ) поступила БМП «Мардер». При такой же вместимости она была более чем в 2 раза тяжелее БМП-1, да и по огневой мощи заметно уступала советской машине. Зато защита «Мардера» была заметно сильнее. По опыту войны в Афганистане (1979–1989 гг.) в советских войсках появилась БМП-2. Главное отличие этой потяжелевшей на тонну по сравнению с предшественницей машины – замена основного вооружения: в башне установили 30-мм автоматическую пушку.
БМП-2. СССР, 1980 г.
Форсирование рек всегда было важным для армии, поэтому послевоенные БТР и БМП старались делать плавающими. БМП-1 и БМП-2 гребли гусеницами, действовавшими подобно гребным колесам парохода. Для повышения скорости на воде использовались гребные винты, но на мелководье они могли цепляться за дно. Поэтому на БТР-60/70/80 использовали водометы, которые засасывали воду через отверстие в днище машины и выбрасывали ее назад. Поворотные колеса двух передних осей на плаву играли роль рулей. У плавающих машин впереди был щит-волноотражатель, а внутри – насосы для откачки попавшей в корпус воды.
Американский БТР М113, воюя во Вьетнаме, оказался слабоват и по бронированию, и по вооружению. Несколько попыток создания на базе этого транспортера БМП – с усилением брони и установкой пушек, не дали положительного результата. Время было потеряно, и разработанная «с нуля» БМП М2 «Брэдли» поступила на вооружение только в 1981 г. Она оказалась тяжелее советской, но легче немецкой БМП – 20 т. Броня машины была комбинированной – стальные и алюминиевые листы, разделенные воздушным зазором. Вооружение тоже оказалось «средним» – 25-мм пушка и две пусковые установки ПТУР. Вместимость «Брэдли» была меньше, чем у «конкурентов» – только 6 десантников.
БМП «Мардер». ФРГ. 1969 г.
БМП М2 «Брэдли». США. 1981 г.
БМП была дорогим оружием, поэтому основную массу легкой бронетехники по-прежнему составляли более дешевые бронетранспортеры. В СССР по схеме БТР-60 разработали БТР-70. Он был лучше защищен, но сохранил основной недостаток предшественника – два двигателя. Предполагалось, что это улучшит выживаемость БТР (поврежден один двигатель, едем на другом). Однако на практике машина оказалась не слишком надежной, а два двигателя «мешали» друг другу. В результате следующий транспортер – БТР-80, имел один мощный дизель. Кроме того, машина получила высокий боковой люк, облегчивший высадку десантников.
БТР-70. СССР. 1972 г.
БТР-80. СССР. 1984 г.
Колесная бронированная техника – концепции и классификация
Согласно взглядам немецкого командования, особое значение «защищенная тактическая мобильность» (Geschutzte Taktische Beweglichkeit) имеет для сухопутных войск (СВ), несущих основную нагрузку по выполнению зарубежных миссий.
Анализ операций, проведенный специалистами бундесвера, начиная с 1990-х годов, показал, что основы защищенности и живучести войск на поле боя за прошедший период существенно изменились.
В прошлом высокую защиту имела, главным образом, техника боевых войск и сил боевой поддержки. Напротив, транспорт подразделений обеспечения оставался незащищенным. Это существенно повышало его уязвимость от засад повстанцев, непредсказуемых атак террористов-смертников, самодельных взрывных устройств (СВУ) и других видов ассиметричных угроз.
Подрыв на СВУ
Концептуальные основы
Поскольку в миссиях бундесвера последних лет активно использовалась колесная техника, ее защищенность с 1990-х годов приобрела для ВС Германии особую актуальность. Разработка фундаментальных основ защиты колесного транспорта бундесвера началась в 2004 году. Результаты нашли отражение в ряде документов:
- «Защита войск и объектов вооруженных сил в операциях» (Schutz von Kräften und Einrichtungen der Streitkräfte im Einsatz) от 2006 года;
- «Боевые возможности защищенной тактической мобильности в рамках наземных операций» (Fähigkeit zur geschützten taktischen Beweglichkeit im Rahmen landgebundener Operationen);
- «Автомобильный транспорт в операциях» (Straßentransport im Einsatz).
Свойства и классификация
В указанных документах колесная бронированная техника получила определение категорий защиты, систему требования в отношении ее боевых возможностей и тактико-технических характеристик (ТТХ). В частности, согласно новым стандартам минимальные показатели защищенности обязательно должны дополняться соответствующим уровнем стойкости в отношении СВУ.
Самодельные взрывные устройства (СВУ)
В настоящее время новая колесная бронированная техника, поставляемая бундесверу, помимо максимально возможной защиты должна обладать и другими свойствами. В частности, обладать высокой мобильностью, обеспечивать возможность поражения противника из транспортного средства, иметь оптимальную общую функциональностью.
Кроме того, потребности войск предписывается реализовываться ограниченным числом типов транспортных средств. Вследствие чего, минимизируются расходы на закупку, эксплуатацию, обслуживание и обучение личного состава.
В итоге, согласно «заключительным функциональным требованиям» (Abschließenden Funktionalen Forderungen), колесная бронированная техника сухопутных войск и объединенных силах обеспечения (ОСО) бундесвера представлена в трех основных категориях:
- бронированные командные и функциональные автомобили (Geschützten Führungs- und Funktionsfahrzeuge, GFF, далее БКМА);
- бронированные транспортные автомобили (Geschützten Transportfahrzeuge, GTF, или БТА);
- защищенные специальные автомобили (Geschützte Sonderfahrzeuge, GSF, или ЗСА).
Кроме указанных категорий группу защищенной военной техники бундесвера дополняют боевая бронированная техника боевых войск, войск боевой поддержки и частично защищенный транспорт ОСО.
Бронемашина Sd.Kfz.231 (6r)
Бронемашина Sd.Kfz.231 (6r)
К середине 30-х годов немецкая армия приняла на вооружение целую гамму разведывательных бронеавтомобилей, которые, подобно всем военным машинам, рассчитанным на выполнение специальных функций, получили обозначение «Sonder-kraftfahrzeug» — специальная машина, или сокращенно Sd. Kfz. В этот период номера обозначали не конкретную машину а целый класс машин, вследствие чего в армии царила попная неразбериха, машины которые не имели ничего общего друг с другом имели один и тот же номер под обозначением Sd. Kfz. В качестве примера такой ситуации можно привести случай с тяжелым бронеавтомобилем Sd. Kfz.231.
Первые модели выпускались на
…
Читать дальше »
Танки
Во время войны трофейная бронетехника вермахта ограниченно использовалась в боевых целях армиями его противников, особенно Красной Армией. Ещё в декабре 1941 года в составе Автобронетанкового Управления РККА создали Отдел по эвакуации и сбору трофеев. А в феврале 1943 года стали создаваться специальные трофейные бригады для сбора и вывоза всякого захваченного имущества. Они подчинялись образованному в апреле 1943 году Трофейному комитету ГКО во главе с маршалом Ворошиловым. Всего за время войны и после неё трофейные бригады собрали более 24 тысяч немецких танков и штурмовых орудий.
Часть немецких танков и бронемашин доставалась советским войскам в исправном состоянии или могла использоваться после небольшого ремонта. Однако их боевое применение было ограниченным. Сказывалось отсутствие собственной ремонтной базы для вражеской техники и недостаток боеприпасов нужного калибра.
Ближе к концу войны большинство захваченной техники составляли новые модификации. Они были очень сложны в эксплуатации для неподготовленных к ним советских экипажей. Боевое применение трофейных танков «Тигр» и «Пантера» было единичным и, как правило, очень коротким по времени после их захвата. Тем не менее, такие случаи имели место.
В конце войны Германия производила только танки «Тигр», «Королевский тигр» и «Пантера». Их производство было ограниченным. Так, «Королевских тигров» было выпущено менее пятисот штук, а «Тигров» – чуть более полутора тысяч. Почти все они были выбиты ещё зимой 1944/45 г. в Арденнах и в марте 1945 г. при немецком наступлении у озера Балатон. Множество немецкой техники было уничтожено во время уличных боёв в Берлине и Кёнигсберге.
Тем не менее, по окончании войны в распоряжении Красной Армии находилось некоторое количество трофейных немецких танков, особенно «Пантер», коих немцы изготовили более 5000. В июне 1945 года в советских войсках насчитывалось 307 «Пантер», однако исправных среди них числилось всего 111. Спустя месяц, после сортировки и отбраковки части машин, «Пантер» на ходу осталось 63, ещё 83 штуки требовали ремонта.
На вооружении Советской Армии после войны немецкие трофеи не состояли. Они использовались в основном как мишени на учебных стрельбах и испытаниях, реже как тягачи и учебные машины. По мере их износа они не ремонтировались, а списывались и шли в переплавку. К концу 1946 года немецкой трофейной бронетехники в Советской Армии не осталось.
В странах – союзниках СССР по Восточному блоку жизнь немецких танков оказалась более долгой. Так, на вооружение армии Чехословакии поступили 167 немецких танков (в том числе 65 «Пантер»). Поскольку в Чехословакии располагались танковые заводы бывшего Рейха, там эти танки состояли на вооружении до 1955 года. 15 «Пантер» до начала 50-х гг. имелось в армии Болгарии. Со списанных после этого танков сняли башни и установили в качестве дотов вдоль границы с Турцией. В Румынии до конца 40-х гг. использовались 13 «Пантер».
Где применялся БТР
Начнем с того, что немецкий бронетранспортер «Ханомаг» эффективно использовался на протяжении всей Второй Мировой войны – начиная с захвата Польши в 1939, заканчивая обороной Берлина в апреле 1945 года.
При оккупации стран Европы он позволил значительно повысить мобильность, перебрасывая крупные силы в нужные места в самые сжатые сроки.
Но в полной мере оценить ее смогли только главнокомандующие на Восточном фронте и в Африке. Бездорожье, грязь, песок – все это делало применение обычных грузовых автомобилей практически невозможным. А гусеничный привод позволял бронетранспортеру эффективно преодолевать любые препятствия, блестяще выполняя поставленные задачи.
Стрелковое оружие СССР Второй мировой войны
Стрелковая дивизия Красной Армии в канун Великой Отечественной войны представляла собой весьма грозную силу – около 14,5 тыс. человек. Основной вид стрелкового вооружения составляли винтовки и карабины – 10420 штук. Доля пистолет-пулеметов была незначительной – 1204. Станковых, ручных и зенитных пулеметов было соответственно 166, 392 и 33 единицы.
Дивизия имела свою артиллерию из 144 орудий и 66 минометов. Огневую мощь дополняли 16 танков, 13 бронемашин и солидный парк вспомогательной автотракторной техники.
Винтовки и карабины
Трехлинейка Мосина
Трехлинейка Мосина
Трехлинейка – идеальное оружие для вновь призванных солдат, а простота конструкции создавала огромные возможности для ее массового производства. Но как любое оружие, трехлинейка имела недостатки. Постоянно примкнутый штык в сочетании с длинным стволом (1670 мм) создавали неудобства при передвижении, особенно в лесистой местности. Серьезные нарекания вызывала рукоятка затвора при перезарядке.
После боя
На ее базе была создана снайперская винтовка и серия карабинов образца 1938 и 1944 года. Судьба отмерила трехлинейке долгий век (последняя трехлинейка была выпущена в 1965 г.), участие во многих войнах и астрономический «тираж» в 37 млн. экземпляров.
Снайпер с винтовкой Мосина (c оптическим прицелом ПЕ образца 1931 года)
СВТ-40
Прицельная дальность СВТ-40 — до 1 км. СВТ-40 с честью отвоевала на фронтах Великой Отечественной. Ее по достоинству оценили и наши противники. Исторический факт: захватив в начале войны богатые трофеи, среди которых было немало СВТ-40, немецкая армия… приняла ее на вооружение, а финны создали на базе СВТ-40 свою винтовку — ТаРаКо.
Советский снайпер с СВТ-40
Творческим развитием идей, реализованных в СВТ-40, стала автоматическая винтовка АВТ-40. От своей предшественницы она отличалась возможностью вести автоматическую стрельбу с темпом до 25 выстрелов в минуту. Недостатка АВТ-40 — низкая кучность стрельбы, сильное демаскирующее пламя и громкий звук в момент выстрела. В дальнейшем по мере массового поступления в войска автоматического оружия ее сняли с вооружения.
Пистолет-пулеметы
ППД-40
Рассчитанный на пистолетный патрон кал. 7,62 х 25 мм, ППД-40 имел внушительный боекомплект из 71 патрона, размещенном в магазине барабанного типа. Имея вес около 4 кг, он обеспечивал стрельбу со скоростью 800 выстрелов в минуту с эффективной дальностью до 200 метров. Однако уже через несколько месяцев после начала войны его сменил легендарный ППШ-41 кал. 7,62 х 25 мм.
ППШ-41
ППШ-41
Боец с ППШ-41
От своего предшественника – ППД-40, ППШ унаследовал барабанный магазин на 71 патрон. Чуть позже для него был разработан более простой и надежный секторный рожковый магазин на 35 патронов. Масса снаряженных автоматов (оба варианта) составляла соответственно 5,3 и 4,15 кг. Скорострельность ППШ-41 достигала 900 выстрелов в минуту с прицельной дальностью до 300 метров и с возможностью вести одиночную стрельбу.
Цех сборки ППШ-41
Для освоения ППШ-41 достаточно было нескольких занятий. Он легко разбирался на 5 частей, изготовленных методом штамповочно-сварной технологии, благодаря чему за годы войны советская оборонка выпустила около 5,5 млн. автоматов.
ППС-42
ППС-42
Сын полка с автоматом Судаева
ППС-42 был легче (вес 3,6 кг) и требовал в три раза меньше времени на изготовление. Однако, несмотря на вполне очевидные преимущества, массовым оружием он так и не стал, оставив пальму первенства ППШ-41.
Ручной пулемет ДП-27
К началу войны ручной пулемет ДП-27 (Дегтярев пехотный, кал 7.62мм) стоял на вооружении Красной Армии почти 15 лет, имея статус основного ручного пулемета пехотных частей. Его автоматика приводилась в действие энергией пороховых газов. Газовый регулятор надежно предохранял механизм от загрязнений и высоких температур.
ДП-27 мог вести только автоматический огонь, но даже новичку достаточно было нескольких дней для того, чтобы освоить стрельбу короткими очередями по 3-5 выстрелов. Боекомплект из 47 патронов размещался в дисковом магазине пулей к центру в один ряд. Сам магазин крепился сверху ствольной коробки. Масса неснаряженного пулемета составляла 8,5 кг. Снаряженный магазин увеличивал ее еще почти на 3 кг.
Пулеметный расчет ДП-27 в бою
Это было мощное оружие с прицельной дальностью 1,5 км и боевой скорострельностью до 150 выстрелов в минуту. В боевом положении пулемет опирался на сошки. На конце ствола навинчивался пламегаситель, значительно уменьшающий его демаскирующее действие. ДП-27 обслуживался стрелком и его помощником. Всего было выпущено около 800 тыс. пулеметов.
Типовой штатный состав танкового полка 1943г.:
- Штабная рота полка — 8 танков Pz Kpfw IV.
- 1-й танковый батальон:
- Штаб — 8 танков Pz Kpfw IV.
- 1-я танковая рота — 17 танков Pz Kpfw IV (3 взвода по 5 танков).
- 2-я танковая рота — 17 танков Pz Kpfw IV (3 взвода по 5 танков).
- 3-я танковая рота — 22 танка Pz Kpfw III (4 взвода по 5 танков).
- 2-й танковый батальон:
- Штаб — 8 танков Pz Kpfw IV и Pz Kpfw III.
- 1-я танковая рота — 17 танков Pz Kpfw IV (3 взвода по 5 танков).
- 2-я танковая рота — 22 танка Pz Kpfw III (4 взвода по 5 танков).
- 3-я танковая рота — 22 танка Pz Kpfw III (4 взвода по 5 танков).
Чаще всего реальное количество танков в подразделениях отличалось от штатного.
В мае 1943 г. новые танки Pz Kpfw V «Пантера» получили 51-й и 52-й отдельные танковые батальоны, затем ими вооружались 23-й и 2б-й отдельные танковые полки и танковые полки дивизий СС «Дас Рейх» и «Лейбштандарте Адольф Гитлер».
По штату 1944 г. немецкая танковая дивизия имела танковый полк двухбатальонного состава. Первый батальон был вооружен танками Pz Kpfw V «Пантера», второй – танками Pz Kpfw IV. В состав батальона входили четыре роты по 17 танков в каждой. В штабе насчитывалось 8 танков. Всего в танковом батальоне «Пантер» по штату полагалось иметь 76 танков. В состав батальона входили также саперный взвод, взвод ПВО, с лета 1944 г. вооруженный самоходными 37-мм ЗСУ «Мёбельваген» или 20-мм четырехствольными ЗСУ «Вирбельвинд» и техническая рота, укомплектованная БРЭМ и различными автомашинами. В действительности в танковых батальонах вермахта бывало в среднем по 51-54 «Пантеры», а в войсках СС – до 64 танков этого типа. На самом деле танки Pz Kpfw V «Пантера» поступили на вооружение не всех танковых дивизий вермахта. В некоторых танковых полках оба батальона имели на вооружении только Pz Kpfw IV.
В начале 1944 г. штатный состав танковых рот составлял 17 танков, летом — уже 14, а в ноябре 1944 г. — по 10 танков в каждой роте.
В ходе всей войны наблюдалась тенденция общего сокращения количества танков в дивизии. Например, в 1939 г. по штату на танковую дивизию приходилось 328 танков, в 1941 г. – 160 — 221, в 1944 г. — 170, а весной 1945 г. – всего от 40 до 54 (в том числе «Ягдпанцер»). Уменьшение количества танков в 1939-1941 гг. было связано с увеличением количества дивизий, так как промышленность не могла обеспечить их полностью боевой техникой. Дальнейшие сокращения обусловливались изменением характера вооруженной борьбы на советско-германском фронте. Стремясь восстановить боевые возможности дивизий, германское командование включило в состав каждой из них более 40 САУ, а один из двух батальонов танкового полка перевооружался тяжелыми танками Pz Kpfw V «Пантера». В связи с переходом гитлеровской армии к стратегической обороне с осени 1943 г. и до конца войны происходит уменьшение численности личного состава, а также различных образцов боевой техники и вооружения.
Бронемашина Sd.Kfz.247
Бронемашина Sd.Kfz.247
В 1937 году фирма «Даймлер-Бенц» построила десять бронеавтомобилей с открытым верхом, взяв за основу шасси легких трехосных грузовиков «Крупп» L2H 143. Машины получили обозначение Sd. Kfz.247 Ausf. А и использовались в немецкой армии в качестве штабного бронеавтомобиля. Эти бронемашины были построены по компоновочной схеме с передним расположением двигателя передними управлявмыми колесами и двумя ведущими задними мостами.
Открытый сверху корпус сваривался их 8-мм листов катаной стали, которые устанавливались с большими углами наклона с целью повышения их пулестойкости. Борта состояли из двух поясов бронелистов — узкого верхнего и широкого нижнего, которые приваривал
…
Читать дальше »
Borgward B3000
Borgward B3000S
К концу 30-х после поглощения Hansa-Lloyd фирма Карла Боргварда стала одним из самых крупных автопроизводителей Германии. От Hansa-Lloyd компании достались многочисленные военные заказы на грузовики различной грузоподъемности, в основном на трехтонки. В классе последних и был представлен Borgward B3000.
В базовом и самом массовом исполнении, Borgward B3000 представлял собой заднеприводный грузовик с классической двухскатной ошиновкой задней оси. Он оснащался бензиновым 3,5-литровым мотором мощностью 65 л.с. или 64-сильным дизелем объемом 4,4 л. С 1942 года грузовик получил более мощные двигатели: 5-литровый 75-сильный дизель или 3,75-литровый бензиновый мотор на 78 л.с. В дополнение к моноприводной версии выпускалась и полноприводная. Она обозначалась литерой А на конце индекса.
Borgward B3000 стал вторым после Opel Blitz трехтонным грузовиком вермахта, до 1944 года их выпустили в количестве 30 тысяч единиц.
Бронемашина Sd.Kfz.221
Бронемашина Sd.Kfz.221
Начало 1934 года ознаменовалось появлением целого семейства двухосных бронемашин, спроектированных как «основной бронеавтомобиль сухопутных войск». Новое семейство бронеавтомобилей было создано согласно техническому заданию управления вооружений сухопутных войск. Новый легкий бронеавтомобиль должен был быть полноприводным приспособленным для движения по пересеченной местности, иметь четыре управляемых колеса и усиленную подвеску, быть простым в производстве, обслуживании и ремонте, унифицированным с другой техникой того же класса, и иметь надежную тормозную систему.
Управление вооружений сухопутных войск разослало техническое задание всем крупным
…
Читать дальше »

Эта тема закрыта для публикации ответов.