Нк-32-02: первое испытание ту-160м

Алан-э-Дейл       27.10.2022 г.

Двигатель будущего — в Самаре

Помимо того, согласно ГОЗ, в Самаре ведут сбор пилотного образца двигателя для стратегического бомбардировщика будущего. Работу планируют завершить к Новому году.

Об этом стало известно в ходе пресс-тура, проведённого «Объединённой двигателестроительной корпорацией» (из состава ГК «Ростех») по самарской площадке — ПАО «ОДК-Кузнецов». Речь идёт об изделии «РФ» для Перспективного авиационного комплекса Дальней авиации» (ПАК ДА). «Первый двигатель для ПАК ДА, — сообщил заместитель генерального директора — управляющий директор «ОДК-Кузнецов» Алексей Соболев, —  изготовлен в металле и находится на сборке. До конца года он будет собран для начала стендовых испытаний».

mil.ru
«Изделие 80» (ПАК ДА) — перспективный авиационный комплекс дальней авиации.

По словам руководителя предприятия, этому предшествовала огромная работа по линии конструкторской документации, проведения испытаний, технологической подготовки производства, изготовления деталей и усовершенствования стендовой базы. Согласно распределению работ внутри корпорации, «ОДК-Кузнецов» поручена роль лидера-интегратора по изделию «РФ». При поддержке ОДК самарские моторостроители наладили широкую производственную кооперацию с привлечением лучших компетенций других заводов корпорации. «Сейчас в этой программе участвуют рыбинский «Сатурн», Пермский моторный завод и «СТАР», Омское и Уфимское машиностроительные производственные объединения. Привлечение этих и других компаний ОДК позволило нам в короткие сроки завершить (в этом году) разработку чертежей. С учётом того, что документация на новое изделие выполнена «в цифре», мы смогли оперативно обеспечить производственные процессы, изготовить детали для первого образца и поставить его на сборку», — пояснил Соболев.

uecrus.com
«ОДК-Кузнецов» поручена роль лидера-интегратора по изделию «РФ».

Большой объём работ предстоит выполнить на двигателе пятого поколения в классе тяги 25 тонн. По замыслу Чупина, соответствующий проект с самого начала ведётся вместе с Самарским национальным исследовательским университетом им. С.П. Королёва и в сфере подготовки кадров, и в области научных исследований и прикладных разработок.

Как стало известно этим летом, первым проектом новой структуры станет разработка перспективного газогенератора. Поставлена амбициозная задача: обеспечить авиамоторам рекордную экономичность, сократив расход топлива до 480 граммов в час в расчёте на килограмм тяги.

«Мы достаточно плотно и регулярно взаимодействуем не только в рамках подготовки кадров и обучении, но и вовлечении университетских научных кадров к выполнению наших НИОКР, — рассказывает Павел Чупин. — Инженерный центр Университета привлекался, и будет привлекаться к нашим проектам, в том числе работам по отдельным элементам Изделия «РФ». Но самая крупная совместная работа, которая уже ведётся, — над газогенератором двигателя следующего поколения. Принципиальное требование, которое мы предъявляем, — значительное улучшение топливной эффективности и снижение массы. Показатели по отношению к газогенератору двигателя НК-32 по массе и удельному расходу топлива требуется улучшить как минимум на 10-15%. Это говорит о том, что проектируемый газогенератор подходит для двигателя следующего поколения».

«Эта работа ведётся для того, чтобы предложить главному заказчику двигатели с существенно лучшими характеристиками, чем те, которые есть сегодня. Сопоставимые и как минимум не хуже характеристик двигателей, которые сегодня разрабатывают наши западные конкуренты. Говоря о разработке нового газогенератора, мы в первую очередь думаем о создании в будущем на его базе целой линейки двигателей, как военного, так и гражданского назначения, а также индустриальных турбин. Учитывая научный потенциал Самарского университета, его компетенции по цифровым двойникам, методам прототипирования и оптимизации конструкции, мы рассматриваем его в качестве ключевого партнёра. Словом, речь идёт не про какие-то разовые мероприятия, а системную работу», — считает генеральный конструктор.

Возвращение к будущему

Десять дней спустя на сайте «ОДК-Кузнецов» появилось информационное сообщение, рапортующее о сдаче заказчику установочной партии моторов с улучшенными характеристиками. Там, в частности, говорится, что «завод приступил к регулярным поставкам новых двигателей — в рамках государственного контракта с ПАО «Туполев» и Министерством обороны Российской Федерации заказчику отправились ещё два серийных мотора НК-32-02, собранных полностью из отечественных материалов».

Таким образом, «ОДК-Кузнецов» удалось вернуть статус серийного производителя газотурбинных двигателей для авиации, утраченный в 1993 году. «Завод, поставляющий такую технику, имеет перспективы на многие десятки лет, что является для сотрудников не только гарантией стабильности, но также даёт им возможность развиваться, участвуя в перспективных проектах», — подчеркнул Алексей Соболев.

Зри в корень

Проект по газогенератору рассчитан на три года, и в 2021 году будут подводиться его итоги. «На этом первом этапе будут проведены научно-исследовательские работы, которые должны завершиться достаточно глубокой проработкой конструкции двигателя, включая трёхмерную геометрическую модель с детализацией узлов, но без выпуска конструкторской документации, — поясняет Павел Чупин. — Здесь пока мы поставим точку для того, чтобы оценить результаты проведённой работы и принять решение о его продолжении, либо о проведении новой НИР, связанной с изготовлением демонстратора и опытных образцов установок этого газогенератора с последующим проведением испытаний».

Пока учёные и конструкторы занимаются перспективным газогенератором, производственные мощности «ОДК-Кузнецов» загружены выпуском двигателей четвёртого поколения. Перезапущено производство НК-32, причём в обновлённом виде — так называемой второй серии.

В чём разница?

uecrus.com
На «ОДК-Кузнецов» перезапущено производство НК-32, причём в обновлённом виде — так называемой второй серии.

Уже проведены первые испытания модернизированного бомбардировщика Ту-160. Сейчас у предприятия задача простая — выйти на планомерные поставки. Первые отгрузки НК-32-02 произведены ещё в августе 2020 года, когда во время МВТФ «Армия-2020» были отправлены шесть двигателей. Следующие два — в середине октября. Очередные двигатели в металле уже есть, проходят испытания перед передачей заказчику. «На рубеже декабря-января будем их передавать заказчику. Производство организовано таким образом, что планомерно, без каких-либо проблем, в адрес заказчика мы будем поставлять всё новые и новые изделия», — заверил генеральный конструктор «ОДК-Кузнецов» Павел Чупин.

Важнейшим событием уходящего года по технике для Дальней авиации ВКС России стал первый полёт Ту-160М в комплектации с НК-32-02, состоявшийся 3 ноября сего года.

ОАО «Моторостроитель»: Газотурбинные двигатели ГТД НК-12СТ, ГТД НК-14СТ/НК-14 СТ-10/НК-14Э/НК-14ЭБР, НК-36СТ/НК-37

ГТД НК- 12СТ

Разработчик –ОАО «СКБМ»

Серийное производство – ОАО «Моторостроитель»

      Газотурбинный двигатель, номинальной мощностью 6,3 МВт, был создан в начале 70-х годов на базе авиационного двигателя НК-12МВ, созданного для использования на стратегическом бомбардировщике Ту-95. Это был один из первых опытов применения авиационных технологий в промышленных целях.

       ГТД НК-12СТ стал основной газоперекачивающего арсенала советской газовой промышленности. За время серийного производства изготовлено около 2000 двигателей. Они эксплуатируются более чем на 100 компрессорных станциях в составе 800 газоперекачивающих агрегатов.

       Применение: в составе газоперекачивающих агрегатов на компрессорных станциях магистральных газопроводов.     Общая наработка – более 40 млн. часов, Суммарная наработка лидерного двигателя НК-12СТ составляет 53 555 час.

ГТД НК-14СТ/НК-14 СТ-10/НК-14Э/НК-14ЭБР

Разработчик – ОАО «СКБМ»

Серийное производство – ОАО «Моторостроитель»

        ГТД  семейства НК-14 были созданы на базе авиационного двигателя НК-12, с использованием технологий, примененных при разработке НК-12СТ. Установки закрывают важную нишу в классе промышленных ГТУ мощностью 8-10 МВт.

       Газотурбинный двигатель НК-14СТ с улучшенными экологическими характеристиками, сконструирован по заказу ОАО «Газпром» на базе  ГТД НК-12 СТ и полностью с ним взаимозаменяем в газоперекачивающих агрегатах, имеет улучшенные основные характеристики. За время серийного производства изготовлено 210 двигателей. Лидерный  двигатель НК-14 СТ 1994 года выпуска, отработал  без капитального ремонта 50 010 час.

Газотурбинный двигатель НК-14СТ-10 предназначен для работы в качестве привода центробежного нагнетателя при модернизации «ГПА-Ц-6,3», «ГПА-Ц-10Б»,«ГТК-10И»,спроектирован на базе серийного двигателя НК-14СТ. За счет конструкторских изменений повышена мощность двигателя с 8 до 10 МВт, а КПД с 32% до 34%. Изготовлено 7 двигателей. Лидерный двигатель имеет суммарную наработку 6 670 час.

Самарскими двигателестроителями подготовлен к серийному выпуску ряд энергетических установок с использованием конвертированных авиационных газотурбинных двигателей марки «НК»- НК-14Э, НК-14 ЭБР, действующих в составе блочно-модульных электростанций и охватывающих мощностной ряд от 8 до 10 МВт.           

Применение: В составе газоперекачивающих агрегатов на компрессорных станциях магистральных газопроводов (НК-14СТ, НК-14СТ-10).

В составе электростанции АТГ-10 (НК-14 ЭБР, НК-14 Э)

НК-36СТ/НК-37

Разработчик – ОАО «СНТК имени Н.Д.Кузнецова»

Серийное производство – ОАО «Моторостроитель»

      Высокоэффективный газотурбинный двигатель НК-36СТ предназначен для привода центробежного  нагнетателя в составе ГПА «Нева-25НК». Двигатель  отличает высокая надежность в работе, высокий КПД — 36%, улучшенные технические характеристики. При этом следует отметить, что отечественных аналогов на данную мощность нет. Наработка лидерного двигателя НК-36СТ с момента ввода в эксплуатацию  (2004г.)  составляет 16 717 час.

Газотурбинный двигатель НК-37 разработан для энергетиков по заказу РАО «ЕЭС-России». На его базе создана первая в России блочно-модульная теплоэлектростанция электрической мощностью 25 МВт, тепловой мощностью 39 Гкал/час и с тепловым КПД 88%. Первый экземпляр такой ТЭС успешно работает на Безымянской ТЭЦ г. Самара, наработка газотурбинной установки с начала ввода в эксплуатацию в 1999г. — свыше 35 000 час.

Применение:

В составе газоперекачивающих агрегатов (ГПА) ГПА-Ц-25 и Нева-25НК на компрессорных станциях магистральных газопроводов (НК-36СТ).

В составе теплоэлектростанции ГТЭ-25/НК (НК-37)

Сводная таблица технических характеристик ГТУ

предприятий самарского двигателестроительного комплекса.

НК-12СТ

НК-14СТ

НК-14СТ-10

НК-36СТ

НК-14ЭБР

НК-14 Э

НК-37

Базовый двигатель

НК-12МВ

НК-12СТ

НК-14СТ

НК-32

НК-14СТ

НК-32

Применение

В составе ГПА

В составе теплоэлектростанций

Выходная мощность на валу, МВт

6,3

8,6

10,6

26,5

10,5 (10)

26,5

Скорость вращения приводного вала, об/мин

8200

8200

8200

5000

8250 (3000)

3000

Температура выхлопных газов, К

583

810

788

730

820 (803)

726

Расход газового топлива, кг/час

1820

1920

2180

5230

2280 (2180)

5253

КПД,  %

26,1

32

34

36

33

36,4

Масса, кг

3500

3600

3600

8690

3100

9840

Длина, мм

4742

4742

4742

6000

4901

6300

Диаметр,  мм

1520

1520

1520

2350

1350

2200

Ресурс, час

50000

100000

100000

100000

100000

100000

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.