«отработать новые технологии»: как продвигается создание российского авиационного гибридного двигателя

Алан-э-Дейл       31.12.2022 г.

Подвиг генерала Ефремова

Если свернуть по указателю, обнаружится грунтовая дорога, вьющаяся среди полей и перелесков. Дальше ни единого намека на жилье, никаких указателей, просто разбитая дорога в национальном парке «Угра». Через пару километров она выводит к небольшому водному потоку с переброшенным через него шатким мостиком.

Чуть выше речушки Собжа, прямо по тропинке, ведущей в горочку, стоят за оградкой скромные обелиски. Табличка на самом высоком из них гласит, что именно здесь 19 апреля героически погиб генерал-лейтенант Ефремов Михаил Григорьевич.

В этих местах много лет назад на километры растянулись тяжелые бои. 33-я армия, которой командовал генерал Ефремов оказалась в огненном кольце противника. Истощенная, обескровленная, с иссякающими боеприпасами армия продолжала обороняться вплоть до весны 1942 года, когда гитлеровцы перешли в контрнаступление. 

За генералом Ефремовым был выслан самолет из ставки главнокомандующего, но Михаил Григорьевич не бросил своих подчиненных и остался на поле боя, отправив на самолете боевые знамена армии. 19 апреля тяжело раненый генерал предпочел застрелиться, чем сдаться в плен. В этих же краях погиб практически весь штаб армии. Отдельные части оставшихся военных соединений выходили из окружения еще очень долго и впоследствии оказалось, что из всех крупных групп не вышла только группа Ефремова.

По свидетельствам некоторых очевидцев, немецкие солдаты, обнаружившие тело генерала, похоронили его с почестями в деревне Слободка, проявив уважение к доблести погибшего генерала.  В послевоенные годы эти места были неоднократно исследованы, буквально просеяны поисковыми отрядами, историками и реконструкторами. Каждая найденная мелочь: будь то стреляные гильзы или останки оружия – были переданы в музей Ефремова, который был открыт в 2002 году в д. Климов Завод.

Первые годы

Не успело предприятие начать работу, как началась 1-я мировая война. Обществу поступили заказы на военную продукцию. Прежде всего военное ведомство интересовали тяговитые моторы, которые можно было бы устанавливать на транспортные средства, бронетехнику и даже аэропланы. Завод Климова начал собирать и ремонтировать силовые установки серии Renault 12F.

К 1916 году это было уже крупное предприятие с производственными мощностями в Петербурге и Рыбинске. В Северной столице работало порядка 10 000 человек, многие из которых имели высокую квалификацию. Кстати, авиамоторы «Рено», производимые в России, использовались как на аэропланах французской конструкции, так и на отечественных моделях. В частности, они устанавливались на тяжелом аэроплане Слесарева и самолете-гиганте «Илья Муромец» конструкции Сикорского.

История уфимских моторов

95 лет назад на базе авторемонтных мастерских бывшего акционерного общества «Русский Рено» города Рыбинска был основан авиамоторный завод. Через два года новое предприятие заработало под номером 26. В 1928 году завод на Верхней Волге выпустил первые моторы для советской авиации. Например, рыбинские двигатели устанавливались на гигантский самолет АНТ-9, пролетевший 9000 км через всю Европу. 

В 1931 году в 1400 км на восток от Рыбинска, в Уфе, было запущено строительство завода по производству моторов для комбайнов. В 1940 году уфимское предприятие передано в ведение Наркомата авиационной промышленности. С началом Великой Отечественной войны в Уфу эвакуируется рыбинский завод и другие производители авиамоторов. Все они объединяются под номером 26. 

Благодаря самоотверженному труду моторостроителей за годы войны на заводе было выпущено более 51 тыс. авиамоторов, которые поднимали в небо самолеты Яковлева, Лавочкина, Петлякова и др. На каждом третьем советском боевом самолете стоял уфимский двигатель. Самолет Як-9У с мотором ВК-107А был признан самым быстрым истребителем Второй мировой. А самым массовым мотором в период Великой Отечественной стал М105-ПФ. В Уфе их было произведено более 35 тыс. штук. За станками работали женщины и подростки. С 1942 по 1945 годы завод 23 раза завоевывал знамя Государственного Комитета Обороны, а в 1945 году был награжден орденом Красного Знамени. Так труд моторостроителей был приравнен к боевому подвигу.

После Великой Отечественной войны завод выпускает реактивные авиадвигатели, осваивает производство двигателей для ракет различного класса. Уфимские двигатели устанавливаются практически на все отечественные истребители. За 95 лет завод выпустил силовые установки для 170 модификаций самолетов. В их числе – самый массовый истребитель третьего поколения МиГ-21, истребитель-бомбардировщик МиГ-27, перехватчик Су-22, штурмовик Су-25. 

В 1978 году завод становится Уфимским моторостроительным производственным объединением. С начала 1980-х годов на УМПО выпускается один из лучших в мире двигателей для фронтовой авиации − двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой АЛ-31Ф. Он устанавливается на истребители Су-27 и его модификации. Этот двигатель стал базовым для большого семейства и сегодня сохраняет потенциал для развития. 

В настоящее время ОДК-УМПО входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха и является крупнейшим разработчиком и производителем авиадвигателей в России. В состав предприятия в качестве филиалов включены ОКБ им. А. Люльки и Лыткаринский машиностроительный завод. ОДК-УМПО участвует в ряде масштабных проектов Корпорации – это выпуск двигателя для истребителя пятого поколения Су-57, деталей и узлов двигателя ПД-14 для гражданского авиалайнера МС-21, компонентов для вертолетной силовой установки ВК-2500 и создание новых газотурбинных приводов для газоэнергетики. 
 

Как менялись выручка, прибыль и активы фирмы

Ниже на графике представлено, как изменились за последние годы ключевые результаты деятельности АО «ОДК-КЛИМОВ» — выручка и чистая прибыль.

График изменения выручки и чистой прибыли по годам

Собственный капитал (чистые активы) и общая величина капитала организации изменялась следующим образом:

График изменения активов и чистых активов по годам

* В качестве показателя чистых активов в 2015 г. указан капитал организации. Для точного расчета чистых активов требуются дополнительные бухгалтерские данные.

Чистые активы показывают сумму, которая подлежит распределению между собственниками фирмы в случае продажи имущества и погашения всех обязательств организации.

Внешние ссылки [ править ]

Викискладе есть медиафайлы, связанные с авиадвигателями Климова .
  • «Разработка двигателя полного цикла» в ОДК Климов
  • ВСУ самолета Климова (Вспомогательная силовая установка) — Общие сведения (архивная копия)
vтеUnited Engine Corporation
Дочерние компании
  • Авиадвигатель
  • ОАО Кузнецов
  • ОАО «Звезда»
  • Климов
  • ОДК-Пермь Двигатели
  • Машиностроительное объединение Салют
  • ОДК Сатурн
Совместные предприятия
Материнская компания: Оборонпром ( Ростех )
vтеКлимов авиадвигатели
Поршневые двигатели
  • М-100
  • М-103
  • М-105
  • М-110
  • М-120
  • ВК-106
  • ВК-107
  • ВК-108
  • ВК-109
  • ВК-110
  • ВК-150
Турбореактивные двигатели
  • РД-45
  • ВК-3
  • РД-500
Турбовентиляторы РД-33
Турбовинтовые и турбовальные двигатели
  • ГТД-350
  • ТВ2-117
  • ТВ3-117
  • ТВ7-117
  • ВК-800
  • ВК-1500
  • ВК-2500
  • ВК-3000

Ключевые финансовые показатели

Показатель Сравнение показателей за 2017 год
с отраслевыми(30.30.1 «Производство силовых установок и двигателей для летательных аппаратов, включая космические; наземных тренажеров для летного состава; их частей», все организации (34) *) с общероссийскими(9 тыс. организаций с выручкой свыше 2 млрд. руб.)
1. Финансовая устойчивость
1.1. Коэффициент автономии (финансовой независимости)

0,16

0,34

0,16

0,23

1.2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

-0,3

0,04

-0,3

0,05

1.3. Коэффициент покрытия инвестиций

0,5

0,6

0,5
0,4

2. Платежеспособность
2.1. Коэффициент текущей ликвидности

1,5

1,7

1,5
1,3

2.2. Коэффициент быстрой ликвидности

0,7

1,1

0,7

0,9

2.3. Коэффициент абсолютной ликвидности

0,3
0,3

0,3
0,1

3. Эффективность деятельности
3.1. Рентабельность продаж

3%

14,5%

3%

3,6%

3.2. Норма чистой прибыли

0,9%

5,7%

0,9%

1,5%

3.3. Рентабельность активов

0,7%

4,9%

0,7%

3,7%

Итоговый балл -1,0Финансовое состояние организации хуже среднего по отрасли. -0,4Финансовое состояние организации хуже среднего по РФ.

* Сравнение проведено с организациями отрасли 30.30.1 «Производство силовых установок и двигателей для летательных аппаратов, включая космические; наземных тренажеров для летного состава; их частей», т.к. для отрасли 30.30.11 «Производство двигателей летательных аппаратов с искровым зажиганием и их частей» в базе ФНС нет данных.

Ссылки [ править ]

  1. ^ a b c d e «Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2017 г.» Проверено 24 октября 2018 года .
  2. ^ «Структура (Объединенной двигателестроительной корпорации)» . Объединенная моторная корпорация . Проверено 16 апреля 2017 года .
  3. ^ История ОДК Климов на klimov.ru По состоянию на 10 января 2018 г.
  4. ^ «Завод АО» Русский Рено «Завод» Красный Октябрь «ОАО» Климов «, Конструктивизм, Большой Сампсониевский пр., 69х» . www.citywalls.ru . Проверено 11 июля 2020 .
  5. ^ «Производственное здание завода» Русский Рено «- машиностроительного завода им. Климова, Кантемировская ул., 11Б, Большой Сампсониевский пр., 67у» . www.citywalls.ru . Проверено 11 июля 2020 .
  6. ^ «На территории завода Климова от Группа компаний ПИК, акции официального застройщика, отзывы, ход строительства, форум» . www.novostroy.su . Проверено 11 июля 2020 .
  7. ^ web.archive.org/web/20160304142121if_/ http://www.missiles.ru/_foto/Klimov_muz/IMG_7412.jpg

Новые горизонты

Ведутся работы по созданию линейки новых двигателей мощностью 500-650 л.с. и 1400-1800 л.с. В «ОДК-Климов» отмечают, что закладываемые в них характеристики призваны обеспечить высокую конкурентоспособность на рынке существующих моторов. Эти проекты планируется реализовать в сжатые сроки.

Истребитель МиГ-29К

Источник изображения: Петр Ковалев/ТАСС

«В этом году мы начали работу над двумя моторами — ВК-1600 (мощностью 1600 л.с., для вертолета Ка-62) и газотурбинным турбовальным двигателем ВК-650В для Ка-226Т, Ка-126 и для всех версий «Ансата». Поэтому мы закроем всю эту линейку», — говорит Ватагин.

Многоцелевой легкий вертолет «Ансат» (вверху) и вертолет Ка-226

Источник изображения: Марина Лысцева/ТАСС

Именно двигатели этой размерности, которых на сегодняшний день в стране нет, будут достаточно востребованы и с большой вероятностью, полагает глава предприятия, могут стать массовыми. «Потому что количество легких летательных аппаратов в нашей стране недостаточно, если сравнивать с авиационными державами мира. И еще целое направление — это беспилотники, где могут применяться эти двигатели. Поэтому задача предприятия и корпорации — иметь в свой продуктовой линейке двигатель такой размерности, — говорит он. — В этом году эскизные проекты по этим двум двигателям мы планируем завершить».

Многоцелевой легкий вертолет «Ансат» (вверху) и вертолет Ка-226

Источник изображения: Петр Ковалев/ТАСС

Еще одно перспективное направление — беспилотники. И к этой работе с учетом достижений предприятия (опыт работы с РСК «МиГ» по проекту «Скат») тоже готовы. «У нас 100-процентная уверенность, что если будет объект, которому наши двигатели будут соответствовать по тяге, то с точки зрения управляемости это будет идеально, — говорит Ватагин. — В БЛА основное — это управление. Главные сложности, которые при создании БЛА требуют решения, — это именно вопросы управления: взлет/посадка, заход на цель и так далее. Все остальные становятся вторичными. И в области системы управления, считаю, наше предприятие продвинулось достаточно далеко, и мы готовы к такой работе».

Многоцелевой легкий вертолет «Ансат» (вверху) и вертолет Ка-226

Источник изображения: Петр Ковалев/ТАСС

Еще одно интересное направление, о котором говорит Ватагин, — возврат к легким однодвигательным истребителям

Стоит только обратить внимание на зарубежную тенденцию: у множества стран есть однодвигательные истребители F-16, на смену которым идут самолеты пятого поколения F-35. Огромный потенциал РД-33 позволяет на его базе создать более современный мотор с тягой до 11 тонн

На наш взгляд, однозначно нужно создавать однодвигательный истребитель, дешевый. У него есть рынок. Предприятиям Ростеха это под силу. Мы рассчитываем на то, что руководство госкорпорации более внимательно посмотрит на это направление, и надеемся, что такая работа будет открыта

Александр Ватагин, исполнительный директор АО «ОДК-Климов»

Личная жизнь

Музой и единственной любовью жизни для Климова стала режиссер Лариса Шепитько. Девушка была не просто красавицей, но и мастером с глубоким дарованием, что делало ее в глазах влюбленного мужчины совершенством

Лариса не сразу обратила внимание на Элема, но тот оказал ей помощь во время болезни. Мужчина не жалел времени на монтаж отснятого девушкой материала для дипломной работы, и в итоге они сблизились

Повстречавшись 2 года, влюбленные поженились в 1965-м, а спустя 7 лет у них родился сын Антон. Пара производила эффект: оба красивые, деятельные, вдохновенные и творчески независимые. При этом дополняли друг друга, становясь единым целым. Лариса с каждым годом все больше расцветала, снимая серьезное авторское кино и становясь режиссером с именем. На фото Шепитько неизменно выглядит красавицей со жгучим взглядом.

https://youtube.com/watch?v=YwzoSsQx084

Документальный фильм «Лариса Шепитько и Элем Климов. Больше, чем любовь»

2 июля 1979 года произошла трагедия: отправляясь на съемки фильма “Прощание с Матерой”, женщина попала в автомобильную катастрофу и погибла на месте аварии. Смерть жены Климов увидел в тот момент во сне и проснулся в состоянии леденящего ужаса. Мужчина не успел попрощаться с любимой. Отношениям двух режиссеров посвящена документальная лента “Больше, чем любовь” из цикла телеканала “Культура”.

Оставшись с малолетним сыном на руках, Климов больше не пытался устроить личную жизнь. Элем Германович говорил, что утрату Ларисы не способна восполнить ни одна женщина, любые отношения стали бы компромиссом.

Революция

По иронии судьбы, на одном из самых богатых предприятий С.-Петербурга действовала мощная ячейка революционеров. Отряд заводчан даже принимал участие в штурме Зимнего дворца, предпринятом большевиками в 1917 году.

После прихода новой власти завод Климова был национализирован. Так как производственные связи с Францией были потеряны, предприятие искало новые ниши для развития. Важным достижением стал запуск в серию самолета М24 класса «летающая лодка» с двигателями от ЗиК. В 1925 году начался выпуск мотоциклов моделей «Л» и «С». Одновременно совершенствовалось производство моторов. В частности, здесь собирались силовые установки М5 для легких танков серии Т-26, Т-28.

О методике анализа

Выше приведен сравнительный анализ финансового положения и результатов деятельности организации.
В качестве базы для сравнения взята официальная бухгалтерская отчетность организаций Российской Федерации за 2017,
представленная в базе данных ФНС (2.1 млн. организаций).
Сравнение выполняется по 9 ключевым финансовым коэффициентам (см. таблицу выше).
Сравнение финансовых коэффициентов организации производится с медианным значением показателей всех организаций РФ и организаций в рамках отрасли,
а также с квартилями данных значений. В зависимости от попадания каждого значения в квартиль присваивается
балл от -2 до +2 (-2 – 1-й квартиль, -1 – 2-й квартиль, +1 – 3-й квартиль; +2 – 4-й квартиль;
0 – значение отклоняется от медианы не более чем на 5% разницы между медианой и квартилем, в который попало значение показателя).
Для формирования вывода по результатам анализа баллы обобщаются с равным весом каждого показателя,
в итоге также получается оценка от -2 до +2:

значительно лучше (+1 — +2вкл)
лучше (от 0.11 до +1вкл)
примерно соответствует (от -0.11вкл до +0.11вкл)
хуже (от -1вкл до -0.11)
значительно хуже (от -2вкл до -1)

Изменение за год вычисляется путем сравнения итогового балла финансового состояния в рамках отрасли за текущий год с баллом за предыдущий год.
Результат сравнения может быть следующим:

значительно улучшилось (положительное изменение более чем на 1 балл).
улучшилось (положительное изменение менее чем 1 балл);
не изменилось (балл не изменился или изменился незначительно, не более чем на 0,11);
ухудшилось (ухудшение за год менее чем на 1 балл);
значительно ухудшилось (ухудшение за год более чем на 1 балл);

Источник исходных данных: При анализе использованы официальные данные Росстата и ФНС,
публикуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если вам доступен оригинал бухгалтерской отчетности,
рекомендуем сверить его с отчетностью АО «ОДК-КЛИМОВ» по данным ФНС, чтобы исключить опечатки и неточности возможные при занесении отчетности в электронную базу налогового ведомства.

Нужен официальный отчет? Если вам требуется письменное заключение по результатам сравнительного анализа,
пишите нам, мы подготовим детальный отчет аудиторской фирмы (услугу оказывают аттестованные аудиторы на платной основе).

Внимание: Представленный анализ не свидетельствует о плохом или хорошем финансовом состоянии организации,
а дает его характеристику относительно других российских предприятий. Для детального финансового анализа воспользуйтесь
программой «Ваш финансовый аналитик»
— загрузить данные в программу >>

Газотурбинные двигатели [ править ]

ТРДД-33 Климов от МиГ-29

Климов ТВ7-117 турбовальный

Ми-38 на базе Климова ТВ7-117

Климов ВК-800 турбовальный

  • РД-10 (вдоль А.И. Ивченко Прогресс (Мотор Сич), КМПО и СНТК Кузнецов (ОАО Моторостроитель), др.)
  • РД-33 и варианты, производные: РД-5000Б для БЛА БПЛА типа МиГ Скат
  • РД-93МА является производным от РД-33 и специально разработан для однодвигательных легких истребителей. Использует систему автоматического управления БАРК-93МА.
  • Климов ВК-10М от 22 до 24 200 фунтов (97,87 — 107,647 кН)
  • РД-35 , договор со словацкой PSLM ZVL
  • РД-45
  • ГТД-350
  • РД-500 , копия Rolls-Royce Derwent V
  • ТВ2-117 (построил Исотов в 1959–1964 гг.)
  • ТВ3-117 варианты
ТВ3-117ВМ ВМА для вертолетов Миля и Камова
Турбовинтовой ТВ3-117ВМА-СБМ1 для Ан-140 , МиГ-110, Бе-32К

ТV7-117 варианты

Турбовинтовой ТВ7-117С для самолетов
  • Климов Т.В. и В.К. разработали силовые установки турбовинтовых и турбовентиляторных двигателей.
  • Климов ТВ17-117 новый перспективный двигатель, продолжение семейства ТВ
  • ВК-1
  • Турбореактивный ВК-3
  • Турбореактивные двухконтурные двигатели ВК- (и ТВ-), газовые турбины, турбовальные двигатели
  • ТРДД ВК-13
  • ВК-800 , ВК800В также в Мотор Сич
  • Вариант ВК-1500 или производная от двигателя ТВ3-117
  • ВК-2500 усовершенствование ТВ3-117
  • ВК-650В 400 5 — турбовальный двигатель мощностью 750 л.с. для Ка-226 . Проект ВК-1600В для Ка-62
  • ПДВ-4000 4 турбовальный, мощностью 5000 л.с. (3,8 МВт)
  • ВК-3000 (ВК300В также в ОМКБ ОМО Баранов), ВК3500 (ТВа-3000) также в Мотор Сич, перспектива ВК-5000 и / или ВК-6000
  • ГТУ-18П ГТУ-14Ф ГТУ-24Р Газовые турбины ГТУ-28Н
ОБТ и автомобили, вагоны локомотивы ГТ
  • ГТД-1000Т, ГТД-1250
  • ГТД-1400, ГТД-1500

Начало истории

За свою историю «ОДК-Климов» сменил несколько названий и направлений деятельности. Начало было положено в 1914 году указом императора Николая II об открытии в Санкт-Петербурге завода Акционерного общества «Русский Рено». Задачей нового предприятия стал выпуск продукции для фронта Первой мировой войны, а первым заказом – моторы для самолетов и ремонт автомобилей. Основные мощности располагаются в Петрограде, а в 1916 году начали строить завод-дублер в Рыбинске. Двигателями «Русского Рено» оснащались некоторые модификации первого многомоторного бомбардировщика «Илья Муромец».  

С приходом советской власти завод был национализирован. В 1930-е годы на нем выпускаются детали для тракторов «Фордзон-Путиловец», «Катерпиллер», «Джон Рид», «Интернационал», производятся первые советские мотоциклы, бронебойные снаряды, узлы для танков Т-26 и адаптируются двигатели М-5 для танков БТ-2 и БТ-5.

С этим читают

[править] История

Основная статья: История компании «Климов»

1990-е годы

1994 год. Разработка газотурбинных электростанций и насосных установок на базе выработав авиационных и танковых двигателей.

1995 год. Первый совместный проект по разработке двигателя СМР-95 для модернизации иностранных истребителей «Мираж».

В 1996 году состоялся первый показ вертолёта Ка-52 на авиашоу Aero India.

09.01.1997. Завершение сертификационных испытаний двигателя ТВ7-117С.

1998 год. Первый показ на выставке МАКС-98 всеракурсного отклоняемого сопла ОВТ, созданного по технологии КЛИВТ (Климовский вектор тяги).

9 июля 1999 года прошёл первый пассажирский рейс регионального самолета Ил-114 с двигателями ТВ7-117С.

2001 год

2002 год

В рамках заключённого в 2002 году лицензионного договора между ОАО «Климов» и ОАО «Мотор Сiч» украинское предприятие не имеет права осуществлять поставки двигателей ВК-2500 для Министерства обороны России.

2005 год

Истребитель МиГ-29

2005 год:

  • Первый полёт МиГ-29 ОВТ на выставке МАКС.
  • Запуск серийного производства двигателя РД-33 (3 серия).

2006 год

2006 год:

  • Первые испытания вертолетного двигателя нового поколения ВК-800, подтвердившие его характеристики.
  • Запуск в серийное производство двигателя ТВ7-117СМ.

В 2006 году компания «Климов» определена ответственным за программу организации в России серийного производства вертолетных двигателей своей разработки, которые выпускаются на Украине.

2007—2012 годы

19 января 2007 года прошёл первый полёт корабельной модификации МиГ-29К с двигателями РД-33МК «Морская Оса».

В 2007 году состоялся запуск в серийное производство двигателя РД-93.

В 2008 году состоялся запуск в серийное производство:

  • Коробки самолетных агрегатов КСА-33М.
  • КПА (контрольно-проверочной аппаратуры).
  • Блока автоматического регулирования и контроля БАРК-42, предназначенного для турбореактивных двигателей семейства РД-33.
  • Двигателя РД-33МК.

В январе 2010 года проектный комитет ОАО «ОПК „Оборонпром“» одобрил проект строительства Конструкторско-производственного комплекса (КПК).

2011 год. ГСИ коробки самолётных агрегатов КСА-33М, подтверждающие соответствие изделия требованиям российских вооружённых сил.

18.12.2012. ГСИ двигателя РД-33МК, подтверждающие соответствие изделия требованиям российских вооруженных сил.

2014 год

Вертолёт Ми-38

В 2014 г. закончен первый этап реализации проекта «Петербургские моторы», который заключался в полном перебазировании предприятия из центра города в Шувалово (Приморский район) без остановки производственного процесса.

В 2014 г. успешно прошли квалификационные испытания новой цифровой электронной системы автоматического управления и контроля двигателя РД-33 — БАРК-88. Изделие пришло на замену технически устаревшим агрегатам, выполненным на аналоговой элементной базе.

В 2014 г. БАРК-88 был поставлен в серийное производство.

2015 год

В 2015 году доходы «Климова» увеличились на 54 %, до 15,2 млрд рублей. Чистая прибыль завода по итогам 2015 года составила 484 млн рублей против 745 млн рублей годом ранее.

В 2015 г. началась реализация второго этапа модернизации производства, включающая реконструкцию действующей научно-производственной и стендовой базы, приобретение нового технологического оборудования.

В 2015 г. в рамках программы «Импортозамещение» коллектив АО «Климов» успешно реализовал задачу, поставленную Минпромторгом России по организации кооперации и постановке на серийное производство авиационного турбовального двигателя ВК-2500 на территории России.

В 2015 г. АО «Климов» был получен сертификат типа АР МАК на новый отечественный турбовальный двигатель ТВ7-117В собственной разработки. Сертификат типа выдан в соответствии с новыми требованиями авиационных правил. Двигатель ТВ7-117В будет устанавливаться на новейшем отечественном вертолете Ми-38.

Время не стоит на месте

В конце 1970-х на предприятии создали легендарный РД-33. Это самый массовый реактивный двигатель в своем классе, стоит на вооружении 25 стран мира в составе истребителей МиГ-29.

Для сверхманевренного самолета МиГ-29ОВТ была разработана модификация двигателя с отклоняемым вектором тяги (ОВТ). Уникальная конструкция сопла обеспечивает возможность всеракурсного изменения вектора тяги, наибольшую угловую скорость его отклонения и наименьшее увеличение массы двигателя. С двигателями РД-33ОВТ самолет может совершать любые маневры, которые не под силу другим истребителям.

МиГ-29ОВТ

Источник изображения: Роман Азанов/ТАСС

Имеется и еще одна модификация — РД-33МК, которая разработана специально для палубного истребителя МиГ-29К/КУБ, также устанавливается на МиГ-35. Этот мотор с повышенной тягой и ресурсом, которого нет больше ни у одного двигателя.

ОВТ — это опция, которой может быть оборудован двигатель РД-33МК. В этом направлении мы не стоим на месте. Сейчас мы далеко ушли вперед по углу и по скорости перекладки, по ресурсу ОВТ, ведь там колоссальная нагрузка. Всеракурсное сопло уникально, такого нет ни у кого в мире

Александр Ватагин, исполнительный директор АО «ОДК-Климов»

РД-33МК

Источник изображения: Сергей Бобылев/ТАСС

«Интерес со стороны инозаказчиков к этому мотору есть, и сейчас заявки на ОВТ отдельно рассматриваются. Есть определенная процедура. И если будет разрешение, то будем работать», — говорит Ватагин. По его словам, определенный интерес есть и у нашего Минобороны. По сути, самолет МиГ-29ОВТ летал с нарушением законов аэродинамики. «Если есть то, что выходит за пределы законов физики, то это то, к чему и нужно стремиться, — полагает он. — Когда воздушное судно (боевой самолет) нарушает те законы, по которым он создавался и по которым все летают, то это дорогого стоит».

Что касается РД-33МК, то для него разработаны коробки самолетных агрегатов КСА-33 (обеспечивает работу электрических, топливных и гидравлических систем самолета и является важнейшим элементом силовой установки — прим. ТАСС). «Это крайне сложное изделие. Продукт, который выдерживает самые тяжелые нагрузки. Если тяга двигателя больше 9 тонн, а с ней в паре работает эта коробка КСА, то представьте, какая точность расчетов и прочностей должна быть в ней», — рассказывает Ватагин.

Блок автоматического регулирования и контроля (БАРК-42), разработанный для РД-33МК, тоже уникальное изделие, которое позволяет адаптироваться к условиям работы двигателя. «Конечно, говорить, что это искусственный интеллект, — перебор, но это движение уже в данном направлении», — отмечает глава предприятия.

Истребитель МиГ-29К

Источник изображения: Андрей Лузик/пресс-служба Северного флота/ТАСС

Еще один мотор — РД-93 и коробки самолетных агрегатов КСА-54. «Это суперпродукт, и уже можно говорить, что это массовый двигатель», — говорит Ватагин.

Выводы аудитора

Мы провели сравнительный анализ бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах АО «ОДК-КЛИМОВ» (далее – Организация) за 2017 год, содержащихся в базе данных ФНС. Основным видом деятельности Организации является производство двигателей летательных аппаратов с искровым зажиганием и их частей (код по ОКВЭД 30.30.11). В ходе анализа мы сравнили ключевые финансовые показатели Организации со средними (медианными) значениями данных показателей конкретной отрасли (вида деятельности) и всех отраслей Российской Федерации. Среднеотраслевые и среднероссийские значения показателей рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности за 2017 год, представленной ФНС. При расчете среднеотраслевых данных учитывались организации, величина активов которых составляет более 10 тыс. рублей и выручка за год превышает 100 тыс. рублей. Из расчета также исключались организации, отчетность которых имела существенные арифметические отклонения от правил составления бухгалтерской отчетности. Поскольку вид деятельности производство двигателей летательных аппаратов с искровым зажиганием и их частей (код по ОКВЭД 30.30.11). представлен в базе ФНС отчетностью менее чем 20 организаций, удовлетворяющей указанным выше критериям, сравнение финансовых показателей Организации проведено с показателями вида деятельности производство силовых установок и двигателей для летательных аппаратов, включая космические; наземных тренажеров для летного состава; их частей (код по ОКВЭД 30.30.1) По результатам сравнения каждого из девяти ключевых показателей с медианным значением нами сделан обобщенный вывод о качестве финансового состояния Организации.

В результате анализа ключевых финансовых показателей Организации нами установлено следующее. Финансовое состояние АО «ОДК-КЛИМОВ» на 31.12.2017 хуже финансового состояния половины всех крупных предприятий, занимающихся видом деятельности производство силовых установок и двигателей для летательных аппаратов, включая космические; наземных тренажеров для летного состава; их частей (код по ОКВЭД 30.30.1). При этом в 2017 году финансовое состояние Организации существенно ухудшилось.

Такой же вывод можно сделать и при сравнении показателей Организации со средними показателями для всех отраслей Российской Федерации. Финансовое положение АО «ОДК-КЛИМОВ» хуже, чем у большинства сопоставимых по масштабу деятельности организаций Российской Федерации, отчетность которых содержится в информационной базе ФНС и удовлетворяет указанным выше критериям.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.