Оглавление
- История ордена Тамплиеров
- Расцвет
- Наша задача
- Символика тамплиеров
- Деятельность Ордена
- С Кипра — на костёр
- Тевтонский орден
- Падение тамплиеров
- Ассасины были террористами, а не скрытными убийцами
- Успенский собор
- Кодекс тамплиеров
- Какую тайну хранили тамплиеры?
- Какими были тамплиеры?
- Что делали тамплиеры?
- Самый надёжный банк
- Взаимоотношения тамплиеров и мусульман
История ордена Тамплиеров
В отличие о менее известных, но более удачливых госпитальеров, тамплиеры не самая древняя организация. Орден был основан в 1119 году, французским рыцарем Гуго де Пейном и несколькими его товарищами.
Почему тамплиеры так называются?
Первоначальной задачей французов была охрана паломников, следующих в «Святую землю». Только что закончился Первый крестовый поход, были образованы новые христианские королевства на востоке, времена были неспокойные, а паломничество в Иерусалим было очень популярно.
Но в отличие от госпитальеров (которые владели госпиталями) у французов не было своего помещения, и Гуго обратился к королю Иерусалима с предложением обеспечивать охрану пилигримов.
Королю идея понравилась, рыцарям, для организации штаб-квартиры, была предоставлена мечеть Аль-Акса, размещенная на Храмовой горе. С тех пор за ними закрепилось название «храмовники», или «рыцари храма». Настоящее же название ордена длиннее:
«Орден бедных рыцарей Иерусалимского храма» или «Бедные воины Христа и Храма Соломона».
В обоих вариантах подчеркивается бедность. И это не спроста.
Бедные рыцари
В самом начале своего существования тамплиеры действительно были бедны, а в конце — стали самой богатой организацией своего времени. На их печати были изображены два рыцаря скачущие на одном коне — по пол лошади на человека. Таким образом, подчеркивалась бедность.
Через 10 лет после своего основания во время собора в городе Труа им был дарован устав и рыцари стали Орденом. В уставе был прописан запрет на владение собственностью. Надлежало быть умеренными в еде и одежде, не носить украшения (в том числе не украшать оружие), не жениться…. Все таки, монашеский орден.
Интересно, что в уставе указано количество коней на одного рыцаря, но уже не более трех.
Еще через десятилетия Пара римский утвердил устав, освободил тамплиеров от уплаты налогов, и, главное, подчинил орден непосредственно себе (от чего авторитет рыцарей еще более вырос, ведь подчиняясь Папе, они более не подчинялись никому).
В орден начали вступать многие знатные дворяне, дарить ему земли и замки. Бедные рыцари получали в распоряжение собственность, которой не могли владеть согласно своего же устава. Но как можно осуществлять функции охраны не имея замков, что есть, где брать лошадей и оружия не владея полями, лесами и деревнями? Все нужно они, конечно, получили.
Как воевали тамплиеры
Благодаря тому, что рыцарского ордена был устав, была организация и дисциплина. Материальная база позволяла разделить обязанности: братья монахи молились и занимались хозяйством, братья-воины — занимались боевой подготовкой и воевали. По сравнению с любой средневековой армией, у которой не было не дисциплины, ни опыта совместного взаимодействия, тамплиеры были хорошо организованной и слаженной боевой единицей.
Любой военачальник был счастлив видеть их (так же как и госпитальеров или тевтонцев) в своем войске. Они не отступали, не сдавались и не платили выкуп за пленных, не бросались в бой без приказа. Поэтому рыцари ордена обычно находились на самом ответственном участке — в авангарде или арьергарде.
Символы ордена
Символами ордена тамплиеров являются красный крест на белом фоне. Но одеваться в белое могли только братья-воины, монахи, сержанты и слуги носили черные и коричневые одежды.
Крест
Крест тамплиеров имеет узнаваемую форму и цвет. Красный цвет означал готовность пролить кровь во имя веры. А вот форма «лапчатый крест» или крест с расширенными концами по видимому символизировал «иерихонские трубы».
Впрочем, ни в уставе ни в других документах форма креста не регламентируется. Это просто красный крест. Первоначально он и был обычной, простой формы, иначе об форме были бы упоминания.
Расцвет
В 1120 году он выделил рыцарям место под штаб-квартиру в юго-восточном крыле Иерусалимского храма. Благодаря этому факту рыцари получили название «храмовники». По наущению короля Балдуина II Гуго де Пайен отправился к Папе Гонорию II с требованием организовать Второй Крестовый поход. Необходимость этого похода диктовалась бесчинствами мусульман на территории Иерусалимского королевства.
Гуго де Пайен и несколько рыцарей объехали почти всю Европу. Их целью было собрать войска для нового Крестового похода. Кроме того, рыцари собирали пожертвования на нужды Ордена.
В 1128 году на Великом Церковном Соборе во французском городе Труа Орден был официально признан и получил свой собственный Устав, написанный аббатом Бернардом Клервосским. Впоследствии этот Устав назвали «Латинским».
Устав Ордена тамплиеров со временем расширился до нескольких сот правил. Эти правила регламентировали все аспекты жизни рыцарей, включая одежду, питание и социальные ограничения
Внимание уделялось обетам
- бедности,
- безбрачия,
- послушания.
Тамплиерам запрещалось целовать даже мать и сестру. Нарушители правила Устава, подвергались различным наказаниям:
- Порке;
- Запрещению носить рыцарскую мантию;
- Изгнанию из Ордена.
На этом же Соборе рыцарям повелели носить белые с черным одежды, на которых был вышит красный Крест. Получили тамплиеры и прототип первого боевого знамени — Боссеан. Боевой дух зафиксировали и в новом Уставе Ордена.
После официального признания Орден, заручившись поддержкой Церкви, очень быстро превратился в серьезную военно-политическую организацию. Тамплиеры стали получать большие пожертвования, как денежные, так и имущественные. Так, в 1129 году королева Португалии Тереса подарила Ордену земельные владения. В 1134 году король Арагона Альфонсо I завещал тамплиерам земли на севере Испании. В дальнейшем тамплиеры получили владения
- в Англии,
- Франции,
- Германии,
- Греции,
- Богемии,
- Фландрии,
- Италии,
- Ирландии,
- Австрии,
- Венгрии,
- Польше,
- Иерусалимском королевстве.
Вступить в Орден теперь стремились младшие сыновья благородных фамилий. Орден имел сложную иерархию из одиннадцати степеней: от оруженосца до великого магистра. Тамплиеры получили право пересекать любые границы без уплаты налогов и пошлин. Им разрешили иметь собственное духовенство. «Братья» Ордена подчинялись только Его Святейшеству Папе. Их нельзя было отлучить от Церкви. Десятина на нужды Церкви оставалась в казне Ордена.
В 1163 году тамплиеры приняли участие в битве с армией Эмира Алеппо Нур-ад-Дина Занги. Эта битва закончилась полной победой крестоносцев.
В 1177 году состоялась битва при Рамле, в которой также приняли участие рыцари Ордена. Эта битва также закончилась победой христиан. Битва 1179 года с Саладином закончилась поражением христиан и заключением перемирия.
В 1222 году в Париже построили замок Тампль. Он считался неприступным. Именно Тампль стал резиденцией Магистра Ордена.
Наша задача
OSMTH – Международный Орден Рыцарей Тамплиеров Иерусалима стремится быть современной
организацией, каким стал бы Орден первых Рыцарей Тамплиеров, если бы не было
прервано его историческое развитие.
Как и другие Ордены, чьи традиции связаны с военными и монашескими
средневековыми орденами Иерусалима, члены нашего Ордена давно уже используют
мечи единственно в церемониальных целях и занялись благотворительной, культурной,
гуманитарной и миротворческой деятельностью, присущей гражданским организациям.
Сегодня в состав своих членов мы стремимся включить христиан, достаточно
твердых в своей вере, которые проявляли бы уважение к людям других религий или
не верующих и ценили бы их качества.
Современные Тамплиеры в OSMTH – Международном Ордене Рыцарей Тамплиеров
Иерусалима своими коллективными действиями и личным примером, стремятся воплотить
в современном мире высшие идеалы Кодекса Рыцарства, а так же правила
христианского образа жизни личности, вдохновляемые духовным отцом
средневекового Ордена святым Бернаром Клервоским.
Современный Орден придерживается также Принципов, воспринятых Общим Собранием
Ордена Тамплиеров в 1841 г. в Париже, а именно:
- Наш Орден открыт для
участия в нем христиан любой деноминации и любого социального происхождения; - Мы действуем как открытая,
ответственная, демократическая и неполитическая организация; - Наши члены обязаны защищать
идеи мира и ценности человеческого достоинства; - Наша работа в области
гуманитарной помощи проводится на пользу всех, без исключения наций, этнических
групп и рас в мире.
Символика тамплиеров
Сторонники версий о русских тамплиерах свои гипотезы часто выстраивают не на исторических документах, летописях и археологических находках, а на иллюстративном материале, который из себя представляют разнообразные символы, подсмотренные «исследователями». Символы тамплиеров можно найти везде: в восьмиконечных звездах на соборе Василия Блаженного, на крестах и розах старых кладбищенских решеток, в орнаментах лепнины сталинских высоток.
При всех недочетах и просчетах любителей «тайны тамплиеров» нельзя не сказать, что несколько влиятельных русских дворянских родов имели своими предками тамплиеров: Щукины, Назимовы, Нестеровы, Суворовы, но говорить о «тайне» здесь вряд ли приходится. За несколько поколений ассимилировавшиеся в русской среде и русской традиции, они уже не имели к Ордену Жака де Молле никакого отношения. Масонские ложи же, существовавшие и существующие в России поныне, также к тамплиерам отношение имеют далекое. Иногда лучше, чтобы тайна оставалась тайной.
Деятельность Ордена
Орден обладал развитой банковской структурой. Казначеи Ордена изобрели схему обычных и дорожных чеков. Отправляясь в путешествие, люди могли не брать с собой золото и драгоценности, а сдать их в казну Ордена и получить чек (небольшой кусочек кожи) за подписью Главного Казначея и отпечатком собственного пальца. При этом Орден брал с путешественника небольшой налог. Давали рыцари и ссуду под 10%, занимаясь по сути «банковским кредитованием». Дважды в год казначеи подводили баланс, проводили «бухгалтерский учет».
При Людовике XIX Святом даже французскую казну перенесли в резиденцию ордена, замок Тампль. Обладая несметными богатствами, тамплиеры поддерживали художников, музыкантов, поэтов, занимались благотворительной деятельностью в сфере
- геодезии,
- картографии,
- математики,
- физики,
- строительства и мореплавания.
Орден обладал собственными верфями, портами, хорошо оснащенными кораблями, на которых были даже магнитные компасы. Тамплиеры активно занимались грузоперевозками, а также доставляли паломников из Европы в Иерусалимское королевство.
Всё это приносило хороший доход.
В сферу интересов Ордена входило строительство дорог, мостов и церквей. Меньше, чем за сто лет тамплиеры построили в Европе около восьмидесяти соборов и семидесяти церквей. В голодные годы Орден помогал нуждающимся и снискал благодарность и расположение простого народа.
Но всё же большая часть казны Ордена уходила на продолжающиеся войны с мусульманами на Святой земле. Тамплиеры снискали славу бесстрашных воинов. Французский монарх Людовик VII высоко оценил помощь рыцарей Ордена во время Второго Крестового похода. Однако были и монархи, которые не так уважали надежность тамплиеров. Так, в 1228 году Фридрих II Барбаросса заключил мирный договор с сарацинами, согласно которому они передавали Иерусалим христианам.
Так как город был окружен мусульманскими территориями, он оказывался в блокаде, и это не могло понравиться Великому Магистру Ордена. Несмотря на то, что после конфликта с тамплиерами, Барбаросса покинул Святую землю, отменить договор не удалось. Король Франции Людовик Святой расторг договор с султаном Дамаска, что еще сильнее ухудшило положение. Армия мусульман, ничем больше не сдерживаемая, начала теснить христиан. Они одерживали одну победу за другой. После длительной осады и боя Иерусалим пришлось сдать. Рыцари понесли огромные потери.
Весной 1291 года в битве при Агре — последнем оплоте рыцарства в Палестине, погиб Великий Магистр Ордена. Потери среди тамплиеров были велики. Оставшиеся в живых рыцари попытались скрыться в башне. Однако сарацины начали подкопы, башня обрушилась, под обломками погибли и рыцари, и сарацины. Святое Королевство пало.
С Кипра — на костёр
В XIII веке орден Храма находился на пике финансового могущества. Несмотря на потерю главной твердыни в Святой Земле крепости Акры в 1291 году, тамплиеры прекрасно чувствовали себя и в европейских городах. На протяжении ста лет они участвовали в ряде светских и церковных интриг, боролись с императором Фридрихом II Гогенштауфеном и даже пытались отразить монгольское нашествие под Легницей.
В 1307 году именем Святой инквизиции начинаются повальные аресты французских храмовников. Церковный суд рассмотрел показания свидетелей, которые видели в рыцарях слуг дьявола и извращенцев. Жестокие казни и пытки продолжались около года, пока верховный понтифик не приостановил деятельность инквизиции. Но французский король и его сторонники надавили на папу и продолжили расправы над орденом. Многие члены духовно-рыцарского братства сознавались в грехах, имущество тамплиеров подлежало конфискации практически по всей Европе. В 1314 году магистр ордена Жак де Моле был казнён. Братья-рыцари, которые успели уйти от преследования, смогли обосноваться в Шотландии и Португалии. Таков был конец, пожалуй, самого влиятельного и могущественного духовно-рыцарского ордена в Западной Европе.
Алексей Медведь 02.03.2019
Источники
- Демурже, Ален. Жизнь и смерть ордена Тамплиеров. 1120-1314.
- Демурже, Ален. Рыцари Христа. Евразия, 2008.
- Заборов, М. А. Крестоносцы на Востоке. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1980.
- Мельвиль М. История ордена тамплиеров. — СПб: Евразия, 2003.
- История крестовых походов: Сб. / Сост Дж. Райли-Смит. — М.: Крон-Пресс, Oxford University Press, 1998.
- Гийом Тирский. История деяний в заморских землях.
Тевтонский орден
В конце XII века остатки великой армии императора Фридриха Барбароссы дошли до Палестины и образовали новый духовно-рыцарский орден.
«Помогать — Защищать — Исцелять»
Первые годы немногочисленной духовно-рыцарской братии были непростыми: вплоть до 1258 года госпитальеры требовали возвращения немецкого учреждения в состав ордена Святого Иоанна. После смерти императора Генриха VI перспективы рыцарей-монахов в Святой Земле оставались неясными. Но как только на имперском престоле оказался Фридрих II Гогенштауфен, Немецкий орден начал своё возвышение. Четвертый магистр ордена Герман фон Зальца, будучи искусным дипломатом и талантливым стратегом, смог связать интересы братства и волю правящей династии. Он являлся другом императора и часто выступал третейским судьёй в его спорах с папой Григорием IX. При этом двор Штауфенов пользовался поддержкой рыцарей Немецкого ордена.
Беспрецедентный случай в практике крестового движения на Восток: император Фридрих II в 1229 году договорился с султаном аль-Камилем и завладел Иерусалимом, не пролив при этом ни капли крови. Ордену вернули его первое пристанище, однако резиденция всё ещё располагалась в Акре. В 1230 году она переехала в крепость Монфор. Позиции тевтонцев в Святой Земле постепенно ослабевают, и немецкие воины-монахи постепенно возвращаются на европейские земли. Уже в 1207 году у ордена появляются свои церкви в Северном Гессене. В то же время рыцари получают владения в Тюрингии, в городе Марбург. В начале XIII столетия король Венгрии Андраш II пригласил рыцарей на свои земли дабы получить защиту от набегов половцев, но он быстро пожалел о содеянном: орден быстро окреп, стал требовать независимости и начал теснить венгерскую знать.
Как нельзя кстати в 1225 году польский князь Конрад Мазовецкий предложил тевтонцам стать протекторами северных границ его владений. Племена пруссов доставляли ему немало хлопот. Грамота князя 1230 года и папская булла развязали Немецкому ордену руки: отныне Кульмская земля и все в дальнейшем завоёванные территории объявлялись владением тевтонских рыцарей. Перейдя через Вислу, воинственные монахи начали жёстко вытеснять язычников с насиженных мест и довольно быстро строить свои опорные пункты, крепости и города. В 1236 году ливонские миссионеры потерпели поражение от литовцев под Шауляем и были вынуждены присоединиться к Немецкому ордену. Ливония стала филиалом тевтонцев.
Падение тамплиеров
После падения Иерусалима главная цель существования Ордена — защита Святого Королевства, была утеряна. Этим воспользовалась Церковь. Рыцарей Ордена стали обвинять в ереси и падении Иерусалима. Французскому королю Филиппу IV Красивому не нравилось особое положение Ордена. Он не терпел никакого вмешательства в дела королевства со стороны тамплиеров. Кроме того, Филипп задолжал Ордену огромную сумму. Французский монарх планировал со временем занять пост Великого Магистра, чтобы иметь право распоряжаться казной Ордена. Для этого он подал прошение на имя Жака де Мола — Великого Магистра и попросил принять его в рыцари. Жак де Мола, будучи дальновидным человеком, прошение отклонил.
Тогда Филипп решил способствовать падению Ордена. Вскоре такая возможность представилась. Бывший тамплиер, изгнанный из Ордена за убийство, находился в тюрьме. Он обвинил своих «братьев» рыцарей в грехах против веры, которые они якобы совершали. Этим признанием воспользовался король Филипп. Он потребовал от Папы Римского отказать Ордену во всех привилегиях. Одновременно король издал указ, направленный на арест тамплиеров. Всё их имущество, согласно указу, переходило в казну.
13 октября 1307 года всех тамплиеров, не успевших укрыться, арестовали и подвергли допросам инквизиции. Их обвиняли в ереси, отречении от Христа и мужеложстве. Под пытками многие рыцари признались во всех обвинениях. Папа издал буллу, согласно которой аресты и изымание имущества у тамплиеров и Ордена в пользу казны и Церкви начались по всей Европе.
В 1310 году возле монастыря Святого Антония под Парижем на костер взошли 54 рыцаря, которые отказались от ранее данных под пытками показаний. 5 апреля 1312 года Папа издал буллу об упразднении Ордена. В 1314 году вынесли приговор Великому Магистру Ордена Жаку де Молу. Его и еще нескольких человек приговорили к тюремному заключению, так как они ранее под пытками признали предъявленные обвинения. Однако на суде Жак де Мол и приор Нормандии Жоффруа де Шарне заявили о том, что предпочтут смерть тюрьме. В тот же день они были сожжены.
Образ тамплиеров нередко использовался в литературе и искусстве. Им нередко приписывали чуть ли не мистические способности, но всё это — не более, чем домыслы.
- Крестовые походы: причины, история и последствия
- Первые короли Иерусалима (+видео)
Ассасины были террористами, а не скрытными убийцами
Ассасины были не совсем орденом тайных убийц. По современным представлениям их скорее можно назвать террористами, поскольку они предпочитали не столько скрытные операции, сколько громкие (и желательно кровавые) политические убийства, которые совершались при большом скоплении народа
Устранение важного деятеля было не столько самоцелью, сколько методом политического террора. Более того, многие из убийц не сбегали с места события, но оставались и яростно выкрикивали политические и религиозные воззвания к народу, до тех пор, пока не были схвачены или убиты охраной
Примечательно, что своими главными врагами ассасины провозгласили весь класс чиновников и бюрократов.
Успенский собор
Слухи о том, что Успенский собор во Владимире был построен на деньги тамплиеров, муссируются в околонаучной литературе давно. Основываются они на предположении о том, что Андрей Боголюбский участвовал во втором крестовом походе. Достоверных сведений об этом нет, но раз их нет, то (по логике историков-ревизионистов) логично предположить, что что-то здесь нечисто, что-то скрывают. Предположение о близких отношениях владимирского князя и императора Фридриха основывается на одном упоминании в трудах Василия Татищева. Историк писал, что германский император будто бы прислал к князю Андрею Боголюбскому неких мастеров для строительства Успенского собора: «Мастеры же присланы были от императора Фридерика Перваго, с которым Андрей в дружбе был». Вот, собственно, и все «доказательства» того, что Успенский собор был построен с помощью тамплиеров. Гипотеза эта не может быть состоятельной уже хотя бы по той причине, что в годы строительства собора тамплиеры были далеко не так богаты, как о них принято думать: орден только, что называется, «набирал обороты», а то, что при его строительстве были задействованы «гастарбайтеры» Фридриха, не такая редкая практика.
Кодекс тамплиеров
Устав ордена тамплиеров, составленный при непосредственном участии Бернарда Клевроского, излагает правила поведения, регулирующие все аспекты повседневной жизни, включая одежду, питание, ночной отдых, социальные ограничения. Раздел, посвященный размеру покаяния, особенно важен для поддержания строгой дисциплины ордена. Изначальный проект (1129 год) включал перечень из 72 пунктов с правилами, призванными держать рыцарей-тамплиеров на коротком поводке. Они отражают обеты бедности, безбрачия, но особенно – послушания. По мере того как рыцарский и духовный Орден становился все больше, дисциплинарный кодекс расширился до нескольких сот правил и стал очень сложным. Написанные на латыни и французском разными авторами в течение полутора веков оригинальные документы не сохранились, но они известны благодаря переводам на другие языки.
Рыцари могли есть мясо только три раза в неделю, за исключением особых праздников, поскольку употребление мяса, как считается, портит организм. Ношение мехов, туфель с заостренными носками и любой модной одежды, категорически запрещалось. Конечно, целомудрие считалось необходимостью, но тамплиерам запрещалось целовать даже собственную мать или сестру. За нарушение правил следовало наказание. Оно варьировалось от порки до потери рыцарской мантии и изгнания из братства. За небольшие прегрешения храмовник должен был принимать пищу на полу.
Какую тайну хранили тамплиеры?
Все соглашаются с тем, что у тамплиеров была тайна. Даже сам факт быстрого роста ордена необычен. Что происходило с 1100 по 1118 год? При поиске информации о первых рыцарях находим 9 имён. И, рассматривая эти имена, которые оставила нам история, получается очень интересная картина!
Первым тамплиером, магистром, официальным основателем ордена является Хьюг де Пейн — вассал, доверенное лицо графа Хьюго де Шампаня. Если граф де Шампань не участвовал в Первом крестовом походе, мы всё равно находим связь с ним и главными героями, даже с первым королем Латинского государства.
На странице 23 своего фундаментального труда, озаглавленного «Тайны тамплиеров», Людовик Шарпантье пишет: «Среди 9 рыцарей, которые представят себя перед королём Иерусалима, есть, по крайней мере, двое, которые очень близки к Святому Бернарду: один — Хьюг де Пейнс, глава миссии, которого он назвал «моим возлюбленным Уго» , а другой — его собственный дядя, брат его матери, возможно, также цистерцианец: Андре де Монбар».
На той же странице есть предложение, которое позволит нам больше узнать о некоторых членах группы основателей ордена Храма: «Что касается фламандских рыцарей, Годфруа де Сен-Омер, Пайен де Мондидье и Архамбо де Сен-Аманд, то они, очевидно, люди из свиты Бодуэна I».
Мы помним, что Бодуэн І отдал Соломоновые конюшни в распоряжение этим бедным рыцарям, которые не бедны вовсе, потому что принадлежат к числу знатных семей Европы. И они — доверенные лица царя.
Вывод: Первый крестовый поход тайно поддерживали люди, которые знали историю Грааля. Единственная цель этого Крестового похода заключается в том, чтобы город был в распоряжении рыцарей и можно было вести поиски спокойно и беспрепятственно.
Папа римский и царь Иерусалима были в курсе. Доказательство тому — их поддержка и щедрые подарки бедным рыцарям. Поэтому для меня это единственная причина Первого крестового похода — шахматная партия от Хьюго де Шампаня, чтобы иметь доступ к городу Иерусалиму.
Какими были тамплиеры?
Все рыцари ордена тамплиеров приносили клятву бедности и безбрачия. Тамплиерам не рекомендовалось разговаривать с женщинами, даже членами их собственной семьи. Прикоснуться к женщине было немыслимо, кроме как при активной защите их безопасности.
Говорят, что тамплиеры скромно питались, жили и спали вместе и избегали мирских удовольствий. Их клятва безбрачия была священна и с серьезными последствиями для тех, кто ее не соблюдал.
В самом ордене также была строгая иерархия. Стать тамплиером можно было только, если человек уже находился в статусе рыцаря.
Рыцари были единственными бойцами того времени, которые ездили на лошадях. У каждого рыцаря были оруженосцы, которые следили за его потребностями и нуждами его лошадей.
Также у тамплиеров были слуги, которые заботились о большинстве черных дел, а также рыцари-администраторы, которые управляли всеми повседневными делами.
На самом верху общества тамплиеров находился Великий Магистр. Он был высшей властью, непосредственно под Папой. В некоторой степени, Великий Магистр был монархом королевства, в котором жил.
Влияние Великого Магистра было огромным, поскольку он занимал эту должность на протяжении всей своей жизни. Будучи вершиной личной армии Папы, Великий Магистр был обладателем великой власти.
Что делали тамплиеры?
Помимо сохранения контроля над Святой Землей, одной из главных обязанностей первых тамплиеров была сопровождение паломников из Европы в Иерусалим и обратно.
Христианские паломники были очень многочисленны, а путешествия в то время были очень опасными. Дороги кишели грабителями и убийцами.
Кто такие тамплиеры? (видео 5 минут)
Паломники без защиты были легкой добычей для бандитов и часто становились жертвами насилия. Тамплиеры же были хорошо обучены и честны. Как грозную боевую силу, их боялись и уважали.
В дополнение к сопровождению людей и товаров тамплиеры разработали гениальный план по предотвращению перевозки больших сумм денег через враждебные территории.
Некоторые считают это первым шагом к современной банковской системе. Идея была удивительно простой.
Деньги давались тамплиерам в городе отправления паломником или членом его семьи. Администраторы тамплиеров выпускали документ, подтверждающий этот факт.
По прибытии в Иерусалим или в другой город паломник передавал документ местным тамплиерам, а они отдавали ему деньги.
Стоит отметить, что тамплиеры взимали административный сбор за оказанные услуги.
Это нельзя было назвать корыстным интересом, поскольку ростовщичество считалось грехом. Но так или иначе, административные сборы помогли создать богатство тамплиеров, которое вскоре стало беспрецедентным.
Самый надёжный банк
Впрочем, военная часть — далеко не самая интересная составляющая истории тамплиеров. Бедные рыцари храма Соломона недолго были бедными. После учреждения ордена на Соборе в Труа и придания ему общекатолического статуса храмовникам со всех сторон потекли благотворительные взносы на защиту пилигримов и войну с неверными. Многие состоятельные рыцари, отправляясь в Святую землю, оставляли ордену в управление свои активы. И далеко не все из них возвращались обратно.
Уже в 1139 году рыцари Храма достигли главного своего административного успеха. Папа Иннокентий II издал буллу Omne datum optimum («Всякий дар совершённый»), согласно которой тамплиеры выходили из-под власти локальных церковников и подчинялись напрямую папе. Не распространялись на них и светские законы. В частности, рыцари Храма могли свободно пересекать любые границы и не платить таможенные сборы.
Лишь небольшая часть тамплиеров были воинами. Орден имел огромное число активов: сельскохозяйственные фермы, виноградники, ремесленные мастерские, даже собственный торговый флот — и занимался строительством дорог. Всё это обслуживала братия ордена вместе с нанятыми мирянами. Но главный бизнес, с которым рыцари Храма вошли в историю, был банковский. Орден рыцарей Храма стал первой в Европе транснациональной финансовой корпорацией.
Самый распространённый сервис, который предоставляли не только тамплиеры, но и любая средневековая церковь, — хранение ценностей. Поскольку хищение из здания храма было с юридической точки зрения не просто кражей, а святотатством, то и наказывалось гораздо более сурово. Тамплиеры же добавляли к силе закона и бога силу своего оружия, а также репутацию надёжной организации с мировым именем.
В центральный — парижский — храм тамплиеров свои сокровища сдавали на хранение не только французские, но и английские короли. Так, например, в 1261 году король Англии Генрих III отправил туда корону, которую не хотел держать в Лондоне, ожидая восстания баронов. Впрочем, сейфингом и в лондонском храме английские монархи тоже пользовались.
Французские короли доверяли тамплиерам управление государственной казной. Казначей рыцарей Храма брат Гаймар распоряжался финансами королевства на протяжении 25 лет. Его преемник, брат Жан де Милли, был одновременно и казначеем рыцарей Храма, и министром финансов Франции.
Интеграция государственной и орденской казны достигала таких масштабов, что ряд французских провинций платили светские налоги напрямую тамплиерам. Одновременно по поручению пап орден осуществлял сбор церковных налогов, финансировал из них общецерковные нужды (такие как крестовые походы) и хранил собранные средства в кассе ордена. Разумеется, к услугам тамплиеров прибегали не только монархи, но и все, кому было что хранить.
Средневековые короли сдерживались изо всех сил, но иногда всё-таки раскулачивали рыцарей. Так, в 1263 году английский наследник (будущий Эдуард I) силой забрал из храма тамплиеров 10 тысяч фунтов. А в 1250 году для выкупа попавшего в плен к сарацинам французского короля Людовика Святого рыцарей Храма раскошелили на 30 тысяч фунтов. Тамплиеры не хотели расставаться с деньгами, утверждая, что любят короля, но это — средства вкладчиков. В итоге договорились, что они будут оказывать сопротивление конфискации и тем самым сохранят лицо.
Разумеется, тамплиеры давали кредиты, хотя ростовщичество формально осуждалось католической церковью (pecunia pecuniam parere non potest — «деньги не должны рождать деньги»). Кредиты у рыцарей брали все — от королей и пап до крестьян.
Взаимоотношения тамплиеров и мусульман
Ирина Осадчая, участница МОД «АЛЛАТРА» (Вена, Австрия): Очень важно изучать историю. Когда мы говорим об истории взаимоотношений тамплиеров и мусульман — данные весьма противоречивы
В основном, упоминается о враждебности между ними. Однако нужно отметить, что в те времена было множество междоусобиц за желание править в Святой земле Иерусалима. В то время происходили жестокие бои, но далеко не всегда это были бои между христианами и мусульманами. Представители одной и той же веры часто между собой выясняли отношения. В то же время, существовали уважительные отношения между тамплиерами и мусульманами, несмотря на религиозный барьер.
При подготовке к «Калейдоскопу фактов» нами было проанализировано большое количество информации на разных языках: арабском, английском, чешском, французском и русском. И во многих источниках мы находим свидетельства мирного и уважительного взаимодействия вне поля битвы. Они поддерживали между собой активные отношения, и не только торговые. У тамплиеров не было интересов и целей бороться и идти против мусульман.
И необходимо опровергнуть распространённые поверхностные заблуждения, что первоначально рыцари-тамплиеры совершали Крестовые походы, якобы призванные уничтожить мусульман и искоренить ислам.
Храмовое правило 1129 года н.э., являющееся основополагающим уставом Ордена тамплиеров, осуждает Крестовые походы, критикует и говорит, что они грабили вместо того, чтобы защищать. Такое неэтичное поведение крестоносцев, которые не были тамплиерами, и подрыв авторитета истинных тамплиеров были вызваны коррумпированными чиновниками из светских королевств, стремящихся к политической или экономической выгоде и саморазвитию.
Авторитетный историк ХІХ века Эмиль Леон Готье проследил первоисточник этих коррупционных манипуляций. Он разоблачил первопричину со стороны династии Меровингов, которую он описал как политический клан, ведущий себя как самопровозглашенная раса правящих элит.

Эта тема закрыта для публикации ответов.