Оглавление
- Сабля в фехтовании
- Защита
- Описание
- Устройство шпаги
- Время любит счет
- Для чего создавались рапиры
- Первые упоминания
- Дуэлянт с рапирой и дагой
- Что это такое: спорт или боевое искусство?
- Дорожки для фехтования
- Особенности изделия
- История оружия
- Рекомендации
- Поражаемая поверхность
- Исторические школы фехтования на рапирах
- Устройство шпаги
- Подводим итог
Сабля в фехтовании
Определить отличия рапиры, шпаги, сабли в спорте просто, зная особенности каждой разновидности оружия. Всё представленное оборудование появилось на основе своих исторических прародителей. Так, сабля является рубящим оружием, способным наносить также и колющие удары. В сечении такое изделие имеет трапециевидную форму. Длина клинка достигает 1,05 см.
Града отличается особой конструкцией. Она способна защитить руку снизу и сверху. В процессе боя можно наносить удары исключительно в верхнюю часть тела. Это относится и к рукам (до запястий), а также область защитной маски.
Специальный аппарат фиксирует укол и удар. В одежде, которая находится в верхней части туловища фехтовальщика, есть специальная серебряная стружка. Фехтование на саблях ведется с правом на преимущество при атаках. Бой является динамичным, зрелищным. Этим он нравится многим фехтовальщикам.
Защита
Для дополнительной безопасности под костюм надевается прочная пластиковая защита для суставов (в виде велоэкипировки), паха (специальные раковины для единоборств) и для груди (нагрудник для женщин), а также применяется набочник с рукавом, защищающий туловище и действующую руку.
Маска или шлем
Для защиты головы во время дуэли используется специальная фехтовальная маска. Такая накладка должна не только защищать от ударов, но и хорошо сидеть на голове — не давить и не болтаться. От проникновения острия оружия лицо защищает ударопрочная металлическая сетка, шею — специальный металлический ворот (горже).
Фото 1. Защитная маска для фехтования модели CE 350N, выполнена в серебристо-сером цвете, производитель — «Li Ning».
При выборе маски учитывается прочность воротника и способность выдержать разную силу удара, измеряемая в ньютонах (350Н или 1600Н), а также против какого орудия требуется защита.
- Маски для шпаги. Лёгкие, удобные, но не пригодные для защиты от тяжёлых ударов. Металлическая стека изолирована пластиковыми ударостойкими накладками с обеих сторон.
- Маска для рапиры. Такая же, как и накладка для шпаги, отличается присутствием электрического воротника.
- Маски для сабли. Так как в фехтовании на саблях засчитываются удары в голову и шею, накладки для такого орудия более прочные, имеют металлический контур и выдерживают тяжёлые рубящие удары. Не изолированы пластиком и выполнены из элеткропроводящего материала.
Для тренировок применяются маски, выдерживающие силу удара 350Н, для соревнований лучше использовать накладки 1600Н.
Описание
Рапира на выставке в Château de Chillon
Слово «рапира» обычно относится к мечу с относительно длинным лезвием, характеризующемуся защитной рукоятью, которая сконструирована так, чтобы обеспечивать защиту руки, держащей меч. Некоторые исторические образцы рапиры также имеют широкое лезвие, закрепленное на типичной рукояти рапиры. Термин рапира может сбивать с толку, потому что это гибридное оружие можно отнести к типу палаша. Хотя лезвие рапиры может быть достаточно широким, чтобы в какой-то степени разрезать (но далеко не так, как у более широких мечей, используемых в Средние века, таких как длинный меч ), оно предназначено для быстрых и ловких колющих атак. Лезвие можно затачивать по всей длине или только от центра к кончику (как описано Capoferro ). Паллавичини, мастер рапиры в 1670 году, настоятельно рекомендовал использовать оружие с двумя режущими кромками. Типичный образец будет весить 1 килограмм (2,2 фунта) и иметь относительно длинное и тонкое лезвие 2,5 сантиметра (0,98 дюйма) или меньше в ширину, 104 сантиметра (41 дюйм) или больше в длину и оканчивается острым концом. Длина лезвия довольно многих исторических образцов, особенно итальянских рапир начала 17 века, значительно превышает 115 см (45 дюймов) и может даже достигать 130 см (51 дюйм).
Термин рапира обычно относится к колющему мечу с лезвием длиннее и тоньше, чем у так называемого бокового меча, но намного тяжелее, чем маленький меч , более легкое оружие, которое последует в 18 веке и позже, но точная форма Длина клинка и рукояти часто зависит от того, кто и когда пишет. Это может относиться к более раннему Spada da lato и подобной espada ropera , через период высоких рапир 17-го века через малый меч и дуэльные мечи ; таким образом, контекст важен для понимания того, что подразумевается под этим словом. (Термин « боковой меч» , используемый некоторыми реконструкторами современных исторических боевых искусств , является переводом с итальянского spada da lato — термина, придуманного спустя много лет кураторами итальянских музеев — и не относится к тонкой, длинной рапире, но только итальянскому мечу начала 16-го века с более широким и коротким клинком, который считается его предком и современным.)
Коллекция ранних современных мечей (17-18 веков) в коллекции оружия и доспехов Джорджа Ф. Хардинга, Художественный институт Чикаго
Устройство шпаги
Как и любое другое холодное оружие, шпага состоит из эфеса и клинка. Клинок прямой и плоский с двухсторонней заточкой. Имеется один или два дола на нём. Клинок плавно сужается к острию.
Какая была длина клинка?
Какая стала позже?
Иногда встречались изделия с клинком квадратной, ромбической или овальной формы. В таком случае заточка оставалась лишь у острия. Вес шпаги достигал 1,2-1,6 кг. Шпаги мушкетёров весили 1,5 кг. Самая сложная часть шпаги – это эфес, он состоял:
- рукоять выполнялась из металла или дерева и имела оплётку или рифление, для надёжного удержания изделия в руке;
- перекрестие было прямое или немного наклонное;
- защитное устройство для пальцев – дужка, была в виде полосы металла от крестовины к навершию;
- завершающее рукоять навершие, служило для балансировки шпаги, делали его в виде шара или шляпки;
- защита кисти руки – гарда, была из защитных колец м креплением к перекрестию. Были варианты в виде щитков или корзины, которые полностью закрывали руку.
Ранние образцы шпаги отличались простым эфесом. Была простая крестовина с дужкой. Поздние версии получили корзинчатую гарду, поверх развитого перекрестия. Дужек стало 2-3 штуки, они прикрывали руку.
А поверх обтягивалась металлической проволокой. Школа фехтования сказывалась на виде гарды. Испанские мастера предпочитали полностью закрытые гарды.
А вот у французов была развита кистевая техника, и гарда предпочиталась лёгкая. В дальнейшем на гражданских изделиях, которые были в ранге придворного украшения и парадного оружия, эфесы стали украшать драгоценными камнями.
Такие шпаги переходили в ряд произведений искусства. А перекрестие и вовсе исчезло. Боевые экземпляры были куда проще, они имели небольшое перекрестие, дужку и два щитка. Общая длина шпаги зависела от мастера который ковал её.
Боевая шпага.
Типы эфесов по Оукшотту
Согласно типологии известного историка Эварта Оукшотта, гарды были разделены по степени закрытия кисти. По её типу подразделяются виды шпаг, имеющие ярко выраженные свойства, характерные для этого оружия. Рассмотрим их подробнее:
- Эфес в одну четверть, имеет крестовину, полукруглые дужки, одинарное нижнее кольцо или ветвь, контр-гарда из одной дужки.
- Половинный эфес, имеет крестовину, полукруглые дужки перед крестовиной, двойное нижнее кольцо или ветви, контр-гарда как правило из двух дужек.
- Эфес в три четверти, передняя ветвь крестовины загибается образуя защитную дужку, полукруглые дужки перед крестовиной, двойное (иногда тройное) нижнее кольцо или ветви, контр-гарда как правило из двух дужек (петель).
- Полный эфес, имеет крестовину, полукруглые дужки перед крестовиной, сложное нижнее кольцо, защитную С-образную дужку, контр-гарда из трёх дужек.
- Эфес паппенхеймер, состоит из двух перфорированных раковин.
- Эфес петля, состоит из раздваивающейся дужки, образующий петлю.
- Корзинчатый эфес, который часто причисляют к мечам. Довольно развитый эфес в форме клетки или корзины.
- Эфес гнутый, отличается от предыдущего варианта более толстыми гнутыми кольцами.
- Тарелка или фламандский эфес, от этих типов шпаг произошли короткие изделия.
- Эфес кавалерийский, тяжёлый, похожий на эфес коротких шпаг, но с обязательной защитной дужкой.
- Эфес чаша, известен он как Казолета или бретта. Сам эфес чашевидной формы, был довольно популярен у дуэлянтов.
- Тип эфеса бильбо, имел две раковины.
Были шпаги и с волнистым клинком, по типу меча фламберга. Эта шпага наносила трудно заживаемые раны. Была популярна у профессиональных бретёров. Но массового распространения не получила.
Эфесы различных типов.
Время любит счет
Команда Tissot прибыла в «Олимпийский» за три дня до начала чемпионата мира — именно столько времени нужно, чтобы установить, скоммутировать и проверить все оборудование. Особенность хронометража в фехтовании заключается в том, что состязания проходят сразу на множестве дорожек. На арене «Олимпийского» разместилось 24 дорожки для отборочных туров и 8 для полуфиналов и финалов (и это не считая еще 18 тренировочных). Ключевой компонент системы — прибор под названием KRT. Это портативный компьютер, который может подключаться к соревновательному аппарату любой марки и передавать его сигналы далее по сетевому протоколу. Каждый KRT отправляет данные по трем направлениям: в скоринговую систему, где документируется результат, в систему формирования телевизионной графики (она же используется для трансляции на большой экран) и на интернет-стриминг.
Важнейшая задача для хронометриста — подготовка волонтеров, роль которых в фехтовании трудно переоценить. Ведь именно волонтер запускает и останавливает хронометраж по команде рефери, и от точности его работы может зависеть исход поединка.
Для чего создавались рапиры
Рапиры произошли от более ранних рубяще-колющих мечей и были орудием самозащиты в городе, а также на частых поединках. Для этого мастера-оружейники изготавливали быстрые, подвижные, одноручные колющие виды вооружений. Они могли быть использованы на улицах, в переулках или в местах с ограниченным пространством. Между фехтовальщиками оружейных дел мастерами было тесное взаимодействие.
Со временем новейшие виды вооружений изобретали вместе с техникой их применения. В начале XVI столетия люди не могли выходить на улицу с огромными боевыми мечами. Тогда начали появляться более легкие, тонкие и не такие огромные вооружения. Тем не менее, внешний вид тонких и легких клинков для будничных дуэлей продолжал изменяться в течение всего столетия. Окончательные формы они приобрели лишь к концу XVI столетия.
Первые упоминания
Фехтование имеет весьма богатую историю, корнями, уходящую во времена до н.э. В Древних Индии, Японии, Китае люди обучались борьбе, вот только предметы у них в руках были самые разные. Кто-то учился на бамбуковых палках, а кто-то упражнялся с настоящим боевым оружием.
В Древнем Египте для удобства и безопасности использовались палки с неким подобием рукоятки.
«Хлеба и зрелищ!». Пылкая борьба воинов распаляла сознание публики ещё в Древнем Риме. «Доктора орудий» тренировали римских солдат, прививая им умение хорошо фехтовать.
Древние греки решили не отставать от римлян и создали специальные школы, где обучали искусству владения оружием.
Во времена Средневековья фехтование было очень популярно, но важную роль играла классовая неравность. Возможность фехтовать была только у крупных феодалов или же у королей. У простолюдинов оружие имитировали палки с железной оболочкой имли алебарды.
Искусство или спорт?
Появление фехтования в качестве искусства относят к XV веку, а родиной его считается Испания.
Фехтование галопом скакало по Европе. В Англии была создана специальная ассоциация, посвящённая фехтованию, а в Германии целая корпорация тренеров-преподавателей.В Италии фехтование получило распространение в XVI веке. Фехтовальщики очень серьёзно подходили к делу, поэтому теоретиками совместно с практиками (преподавателями по фехтованию) были разработаны целые курсы тренировок и принципы, на которых они строились. Оружие для фехтования выбиралось и создавалось по принципу практичности: воину необходимо было нанести удар или укол в тонкое отверстие между латами. Поэтому вырисовалась тенденция по сужению клинка, что «породило» шпагу и рапиру.
Во Франции фехтование шагнуло ещё дальше, парижане создали целую фехтовальную Академию. В XVIII веке французы стали законодателями мод в данном боевом искусстве, введя маску для фехтования. Дуэли стали совсем не те! Появляется понятие «белая дуэль», максимально близкое к спорту по своей сути. Здесь уже присутствует судья и 4 человека – свидетели, которые следят за поединком и считают, сколько уколов нанёс каждый из противников.
19 век — время фехтования, как вида спорта. По современным понятиям соревновательная программа была введена уже в 80-х годах.Фехтование на рапирах вошло в программу Первых Олимпийских игр в Афинах в 1896 году. Прошло всего несколько лет и в программу Олимпийских игр 1900 года вошли уже три вида фехтования — на шпагах, рапирах, саблях.
В 1913 году 10 стран создали международную федерацию фехтования, которая в 1914 году разработала свод специальных правил для данного вида спорта.
В 1921 году в Париже состоялся первый официальный международный турнир.
Первый мировой чемпионат среди мужчин на шпагах состоялся в 1921, на саблях в 1922, на рапирах в 1926 году. У женщин на рапирах в 1929, на шпагах в 1989, на саблях в 1999 году.Каждый год в фехтовании что-то изменяется: модернизируется снаряжение, улучшается техника, но одно остаётся неизменным – фехтование продолжает покорять сердца людей по всему миру.
Дуэлянт с рапирой и дагой
В правой руке – рапира или шпага, что-то достаточно длинное и очень колющее. В левой – возможны варианты: это может быть баклер, плащ, пистолет или дага, в зависимости от ситуации. Плащ и баклер – варианты в основном защитные, хотя баклером можно неслабо двинуть. Пистолет – один выстрел с минимальной дистанции, затем, в случае промаха, это дубинка. Дага – полноценный кинжал с хорошо развитой гардой, пригодный не только для парирований, но и для атак.
История утверждает, что подобная комбинация долгое время неплохо работала. В современности всё несколько сложнее, а именно: благодаря развитию спортивного фехтования существующая база для фехтования в правосторонней стойке только лишь со шпагой (рапирой, саблей – без разницы) в настоящий момент значительно превосходит базу для фехтования в левосторонней стойке с дагой впереди. То есть спортивный фехтовальщик со шпагой без даги, скорее всего, окажется сильнее чем реконструктор с такой же шпагой и дагой, которой он активно пытается пользоваться, подобно правильному самураю с дайсё.
Если же встать в правостороннюю стойку и не забывать про дагу, то да, может и неплохо получиться. Атакуем и парируем шпагой-рапирой, а дага для защиты от прошедших мимо меча атак, вторая линия обороны. Но непонятно, зачем в таком варианте брать дагу, а не баклер – вы всё равно атакуете только длинным мечом, а тем, что в левой руке, только защищаетесь.
Рапира + дага против рапиры.
На 39 секунде как раз видна проблема даги: боец в красном, полагающийся только на рапиру, с большей лёгкостью делает щелчок. На 52 секунде боец в чёрном грамотно пользуется дагой, временно выводит вражескую рапиру из строя и… не успевает нанести укол, так как его правая часть тела отведена назад. На 59 секунде он же пытается атаковать рапирой, но совершенно ни о чём, так как необходимый вывод тела вперёд явным образом телеграфирует противнику о необходимости защищаться, что тот и делает, да ещё и с контратаками. Соединение в 1 минуту 20 секунд выигрывается красным рапиристом, при этом очень хорошо заметно, что дага вообще не участвует в защите – такое ощущение, что боец в чёрном о ней просто забыл. И, кстати, не вздумайте высокомерно хмыкать: помнить о ней в такой ситуации – это не так просто. Последующие атаки чёрного, в том числе и дагой, ни к чему хорошему не приводят.
Итого, по моему мнению, он мог бы лучше выступить, не взяв дагу. Или, скажем, бросив её в противника в первые секунды боя, если у них так можно. Хотя, конечно, это всего лишь тренировочный спарринг, и, возможно, ему именно интересно пробовать осваивать данный вариант экипировки.
Что это такое: спорт или боевое искусство?
Если в современном европейском мире это лишь тип спортивного состязания, то на Востоке как ранее, так и сейчас, фехтование — вид боевого искусства. В него вкладывается духовный смысл, который можно сравнить с путём воспитания воина, его боевых качеств и навыков.
Фехтование – это спорт и искусство, которое имеет свою глубокую историю, начинающуюся ещё с древнейших времён. Оно требует физической подготовки, ловкости и скорости реакции, а также интеллектуального развития. Только путём анализа психологии и поведения противника можно добиться победы. Не зря фехтование называют «шахматами в движении».
Дорожки для фехтования
Для проведения соревнований по фехтованию и для тренировок подходят залы с матовым деревянным полом с ярким, но не слепящим освещением. Дорожка для фехтования представляет из себя покрытый линолеумом или другим аналогичным материалом прямоугольник.
Ширина дорожки для всех видов фехтования колеблется от 1,80 до 2 м. Ее длина для фехтования на рапирах-12 м, на шпагах и саблях-18 м. Но из практических соображений соревнования проводятся, как правило, на дорожках длиной 14 м. Если спортсмен переступает заднюю линию границы, то в фехтовании на рапирах его возвращают на 1 м от границы, в фехтовании на шпагах-на 2 м, саблях-5 м.
При необходимости можно обозначить на полу контуры дорожки необходимой длины. Из соображений безопасности с каждого конца дорожки должно быть свободное место для пробега длиной 1,50-2 м. Для фехтования на рапирах и шпагах с электрофиксаторами дорожки изготавливаются со специальным медным покрытием (металлическая дорожка), которое заземляется, чтобы уколы об пол не фиксировались.
Особенности изделия
Шпага – благородное оружие, её выполняли из высококлассных сталей. Она несравнима с мягкими клинками мечей
Технические характеристики и разновидности шпаги, приковало к себе пристальное внимание дворян. Ориентированность изделия на укол, требовало высокого его качества производства.
Поэтому оружие стало отличительным признаком дворянства
Менее обеспеченные люди предпочитали, более дешёвые сабли и мечи. Помимо этого, шпага требовала умения фехтовать. Были созданы специальные школы. Простолюдин попасть в неё не мог.
Рассчитанные только на колющие удары итальянские шпаги, в своей технике фехтования не используют рубящих ударов. Также немало интересна и французская школа, которая также нацелена на укол, но шпага имеет более лёгкую гарду и обычно имеет трёхгранный клинок.
А вот немцы наоборот, использовали полный ассортимент ударов. Рубящие, колющие и режущие, и даже оглушающий удар плашмя. Испанская школа фехтования – дистреза, включала в себя целую философию боя на клинках. Но самыми сильными были французские и итальянские школы.
История оружия
Прообразом, отличным от сегодняшней шпаги и рапиры, в каменном веке считается палка, которую взял в руки первобытный человек для своей защиты.
Прошло очень много времени, пока первый вид оружия преобразовался в нечто более подобное современным его разновидностям.
Первым появился меч. Это случилось еще во II веке до н. э. Это было тяжелое и острое со всех сторон оружие, которым можно было колоть, рубить и резать. Применялся он в пешей схватке. Но для битвы на коне он был очень неудобен.
Три столетия спустя азиатами были придуманы сабли, которые с успехом применялись как для конного, так и для пешего боя. В 15 веке в Европе появилась шпага и рапира. Отличие их от сабли заключалось в большой тонкости лезвия. Это позволяло ему проникать в незащищенные места доспехов воинов. В Италии такое оружие получило название «шпага», а в Испании – «рапира». Раны, нанесенные ими, были смертельными в случае колющего удара и менее опасными в случае порезов.
Рекомендации
- Амбергер, Иоганн Кристоф (1999). Тайная история меча . Бербанк: Мультимедиа. ISBN 1-892515-04-0
- Британское фехтование (сентябрь 2008 г.). « Правила соревнований FIE (на английском языке) ». Официальный документ. Проверено 16 декабря 2008 года.
- Евангелиста, Ник (1996). Искусство и наука фехтования . Индианаполис: Мастерс Пресс. ISBN 1-57028-075-4 .
- Евангелиста, Ник (2000). Внутренняя игра в фехтование: совершенство в форме, технике, стратегии и духе . Чикаго: Мастерс Пресс. ISBN 1-57028-230-7 .
- Гоглер, Уильям М. (2004). «Наука фехтования: Всеобъемлющее учебное пособие для магистров и учеников: включая планы уроков по фехтованию на рапирах, саблях и шпагах». Лауреат прессы. ISBN 1884528309 .
- Ассоциация фехтования США (сентябрь 2010 г.). Правила соревнований Ассоциации фехтования США . Проверено 3 октября 2011 года.
- Васс, Имре (2011). «Фехтование на шпагах: полная система». СКА SwordPlay Книги. ISBN 0978902270 .
Поражаемая поверхность
- Поражаемая поверхность — это часть тела соперника, укол в которую приносит спортсмену очки;
- В поединке на рапирах включает в себя торс спереди и сзади (до пояса);
- Голова, руки и ноги в нее не входят;
- В случае нанесения укола за пределы поражаемой поверхности поединок останавливается, а этот и все последующие (в данном эпизоде) уколы не засчитываются;
- Поражаемая поверхность в поединке шпажистов — все тело (исключая затылок);
- У саблистов засчитываются уколы (удары) во все части тела выше пояса, включая руки и голову (кроме затылка);
- Попадания в другие части тела не засчитываются, но бой при этом — в отличие от поединка рапиристов — не останавливается;
- В бою рапиристов и саблистов судья может засчитать и укол, нанесенный вне зачетной зоны, — в случае, если защищающийся спортсмен намеренно прикрыл поражаемую поверхность какой-либо «непоражаемой» частью тела (например, ногой).
Исторические школы фехтования на рапирах
Италия
- Antonio Manciolino, Opera Nova per Imparare a Combattere, & Schermire d’ogni sorte Armi — 1531 год
- Achille Marozzo, Opera Nova Chiamata Duello, O Vero Fiore dell’Armi de Singulari Abattimenti Offensivi, & Diffensivi — 1536 год
- Anonimo Bolognese, L’Arte della Spada (Рукописи M-345/M-346) — (начало или середина 1500 годов)
- Giovanni dall’Agocchie, Dell’Arte di Scrimia — 1572 год
- Angelo Viggiani dal Montone, Trattato dello Schermo — 1575 год
- Camillo Agrippa, Trattato di Scientia d’Arme con un Dialogo di Filosofia — 1553 год
- Giacomo di Grassi, Ragion di Adoprar Sicuramente l’Arme si da Offesa, come da Difesa — 1570 год
- Marco Docciolini, Trattato in Materia di Scherma — 1601 год
- Salvator Fabris, De lo Schermo ovvero Scienza d’Armi — 1606 год
- Nicoletto Giganti, Scola overo Teatro — 1606 год
- Ridolfo Capoferro, Gran Simulacro dell’Arte e dell’Uso della Scherma — 1610 год
- Francesco Alfieri, La Scherma di Francesco Alfieri — 1640 год
- Giuseppe Morsicato Pallavicini, La Scherma Illustrata — 1670 год
- Francesco Antonio Marcelli, Regole della Scherma — 1686 год
- Bondi’ di Mazo, La Spada Maestra — 1696 год
Испания
- Camillo Agrippa
- Jeronimo Sanchez de Carranza, De la Philosofia de las Armas — 1569 год.
- Luis Pacheco de Narvaez, Libro de las Grandezas de la Espada — 1599 год.
Нидерланды
Girard Thibault, Academie de l’Espee, ou se demonstrant par Reigles mathematiques, sur le fondement Cercle Mysterieu — 1628 год.
Германия
- Paulus Hector Mair, Opus Amplissimum de Arte Athletica — 1542 год
- Joachim Meyer, Thorough Descriptions of the free Knightly and Noble Art of Fencing — 1570 год
- Jakob Sutor, Neu Kunstliches Fechtbuch — 1612 год
Классическое фехтование
Классические школы фехтования утверждают, что унаследовали аспекты форм рапиры в их системах. В 1885 году, учитель фехтования Эджерон Кастл написал: «есть мало сомнений, что французская система фехтования может быть прослежена к ее происхождению, к древнему итальянскому искусству фехтования; современная итальянская школа, конечно же произошла от того же источника». Эджерон Кастл о.
Массовая культура и развлечения
Несмотря на широкое использование рапиры в 16-17 веках, множество фильмов про этот период показывают фехтовальщиков со шпагами. Настоящий бой на рапирах не имел молниеносных уколов и изображаемого парирования ударов. Режиссер Ричарж Лестер попытался более точно показать традиционную технику фехтования на рапирах в фильмах «Три мушкетера» и «Четыре мушкетера». С тех пор многие более поздние фильмы, такие как «Принцесс-невеста» и «Королева Марго» использовали рапиры, а не более позднее оружие, хотя хореография боя не всегда точно изображала исторические методы фехтования.
Устройство шпаги
Шпага, как и другое клинковое оружие, состояло из двух основных частей: клинка и эфеса. Клинок – прямой и плоский с двухсторонней заточкой с долом или двумя, плавно сужающийся к острию. Длина клинка составляла около 1 метра, но впоследствии она уменьшилась до 700-800 мм.
Сам клинок кроме плоской в сечении формы мог быть квадратным, ромбическим или овальным, режущие кромки в этом случае оставались лишь у острия.
– это колющее оружие, обладающее длинным гранёным клинком с рёбрами.
Вес шпаги составлял около 1,2-1,6 кг. Иногда возникает вопрос, сколько весила шпага мушкетёра? Ответ на этот вопрос есть в музеях Франции. Шпага тех времён имела вес около 1,5 кг.
Эфес шпаги состоит из следующих частей:
- рукоятка шпаги, обычно изготовлена из дерева и металла и имеет оплетку или рифление для комфортного охвата рукой;
- перекрестие, защитное приспособление на переходе между клинком и эфесом, прямое или наклонное;
- дужка, защитное устройство защищающее пальцы руки, в виде полосы металла от крестовины к навершию рукоятки;
- навершие, металлическое яблоко завершающее рукоять, служащее для балансировки выполнялось в виде металлического шара или шляпки;
- гарда, защита кисти руки, состояла из защитных колец с креплением, к перекрестию, так и щитков или развитой корзины выполненной в виде сплошной или узорчатой металлической полосы, целиком закрывающей кисть.
Эфес ранних образцов представлял собой обычную крестовину с дужкой, изредка дополненную защитным кольцом. На вершине ручки крепилось балансировочное яблоко.
Более поздние эфесы получили гарду-корзину поверх развитого перекрестия, а количество дужек увеличилось до 2-3, или сплошной полосы фигурной формы прикрывающей кисть руки.
Рукоять могла иметь округлое, круглое или прямоугольное сечение, она насаживалась на хвостовик клинка и жёстко фиксировалась. Материалом для её обтяжки служили кода или ткань. Часто рукоять шпаги оплеталась металлической проволокой в несколько рядов.
Гарды клинков во многом зависели от школы фехтования, так испанские мастера фехтования предпочитали полностью закрытые гарды, при этом в фехтовании они работали рукой от предплечья, французская школа предпочитала лёгкие гарды, так как больше была развита кистевая техника.
По современной классификации Оушкотта гарды делятся по степени закрытия кисти руки на дробные числа четверти. По типу гарды подразделяются виды шпаг, имеющих ярко выраженные свойства, характерные только для этого рода оружия:
- «испанская» чаша, глубокая чаша перед перекрестием с парой колец внутри её, в бою шпага удерживается за них, либо за саму рукоять;
- бильбо, более защищённая разновидность «испанской чаши», с дополнительной дужкой и более объёмной чашей;
- папенхаймер, развитая гарда с чашкой и защитой кисти в виде сложного плетения дужек;
- фламандская гарда, в виде перекрестия с кольцами или щитками, без дужки;
- кавалерийская, развитие фламандской, но с с наличием одной или более дужек прикрывающих кисть руки.
В дальнейшем при переходе боевой шпаги в ранг придворного украшения и парадного оружия эфесы стали украшать драгоценными камнями, плетение их представляло собой произведение искусства. В то время как перекрестие практически полностью исчезло.
Боевые шпаги этого времени представляли собой упрощённые образцы с небольшим перекрестием, дужкой и двумя щитками справа и слева от клинка. На яблоке могли располагаться различного рода украшения или награды. Общая длина шпаги зависела от мастера, что её ковал и от школы фехтования владельца.
Подводим итог
Фехтование для детей бесспорно полезно, даже несмотря на некоторые минусы. Если заниматься умеренно, следить за правильным режимом и соблюдать правила безопасности, негативных последствий можно избежать.
Фехтованием можно заниматься бесплатно. Даже частные секции можно найти по доступной цене.
Фехтование уникально тем, что оно не только укрепляет все группы мышц и оказывает тонизирующее действие на организм, но и развивает интеллект. Это динамичный вид спорта, который улучшает координацию, ловкость, выносливость, а также воспитывает у ребенка качества, которые пригодятся ему в жизни: целеустремленность, силу воли, характер.
Полезно ознакомиться:
1. Порядок присвоения спортивных разрядов.2. Документы, подтверждающие разряд.3. Пакет документов для присвоения спортивного разряда, звания.

Эта тема закрыта для публикации ответов.