Пе-8

Алан-э-Дейл       05.11.2022 г.

Немного о самолете

Вам будет интересно:Многоствольный пулемет М134 «Миниган» (M134 Minigun): описание, характеристики

Этот самолет был разработан в качестве скоростного высотного тяжелого бомбардировщика, способного пролетать значительное расстояние до цели – до этого действительно надежных аналогов у Советского Союза просто не было.

Впрочем, благодаря используемым при его создании принципам самолет мог использоваться не только для бомбардировки, но и для различных военно-транспортных целей, включая перевозку личного состава и грузов на большие дистанции. По всем параметрам его можно было отнести к условной категории, получившей название «летающая крепость».

Вам будет интересно:Военные ранги: перечень званий, условия получения и знаки отличий

Если сравнивать с предыдущим советским опытом в создании тяжелых самолетов, то Пе-8 больше не напоминал угловатые машины с гофрированной обшивкой. Вместо этого он получил обтекаемую форму, что дополнительно улучшило характеристики самолета. Конструкторы сумели совместить в нем лучшие черты ТБ-3, ДБ-А и СБ – трех самолетов, каждый из которых имел определенные достоинства, но все-таки не отвечал требованиям приемной комиссии.

Основные модификации ТБ-7 (Пе-8):

Пе-8 с моторами АМ-34ФРНВ (1200 л.с.) и агрегатом центрального наддува АЦН-2 (мотор М-100А). Стрелковое вооружение согласно проекту — 2 20-мм пушки ШВАК (в верхней и хвостовой башнях), 2 12,7-мм пулемета БТ (в установках в хвостовых частях ближних к фюзеляжу мотогондол), 2 7,62-мм пулемета ШКАС (в носовой установке). Многие самолеты, выпускаемые с завода (включая и Пе-8 других модификаций) имели в хвостовой установке 2 пулемета ШКАС, а в мотогондолах — по 1 такому пулемету, но в ходе эксплуатации вооружение доводилось до стандарта. Масса бомбовой нагрузки — 4000 кг, максимальная — 5000 кг. Экипаж — 8-12 чел. Построено 5 машин, впоследствии переоборудованных двигателями АМ-35А (с демонтажем АЦН).

Пе-8 с 12-цилиндровыми моторами жидкостного охлаждения АМ-35 или АМ-35А (1350 л.с). В 1940-1942 гг. построено 29 самолетов.

Пе-8 с дизельными двигателями М-40 или М-40Ф (1500 л.с). В 1940-1941 гг. построено 5, из них 4 впоследствии переоборудовано под АМ-35А.

Пе-8 с дизельными двигателями М-30 или АЧ-30Б (1500 л.с). В 1941-1944 г. изготовлено 18 самолетов (из них 2 в пассажирском исполнении). 5 машин впоследствии переоборудовано под АМ-35А.

Пе-8 с 14-цилиндровыми моторами воздушного охлаждения М-82 (1700 л.с). С 3-го экземпляра изменена носовая часть (вместо башни с 2 ШКАСами установлен 12,7-мм пулемет УБТ в «яблочном» шарнире). Максимальная масса бомбовой нагрузки — 6000 кг. В 1942-1944 г. построено 34 самолета.

Самолётная гонка

А что же Западе? В США неспешно «доводили до ума» В-17. После первого полета в 1935 году фирма Боинг, проиграв посредственному Дугласу В-18, получила заказ лишь на 13 машин. Но затем, в апреле 1938 года, подняла в воздух новый вариант с турбокомпрессорами и достигла заветных 500 км/ч. Тут же пошли заказы, пусть и небольшие, ведь война была еще далеко. 

В Европе же война была гораздо ближе. В Германии, сразу же после прихода к власти нацистов, подняли вопрос о создании дальних тяжелых бомбардировщиков. Уже летом 1935 года (по другим данным – осенью 1934 года) фирмы Юнкерс и Дорнье получили заказ на разработку четырехмоторных «Урал-бомберов». Dо19 полетел раньше ТБ-7, в октябре 1936 года, и достиг скорости 387 км/ч. Ju89 взлетел в декабре того же года, но в силу различных причин эти самолеты не пошли в серию. Фюреру нужны были другие машины. 

В фашистской Италии было решено опередить Германию, и уже в 1935 году был построен тяжелый четырехмоторный самолет Piaggio P-23, который получил развитие в виде довольно удачных машин Piaggio P-50. Причем построено их было больше, чем ТБ-7 – около двухсот. Англичане и французы же на протяжении почти 20 лет находились в эйфории победителей, наблюдая над беспомощностью побежденной Германии. О будущей войне никто всерьез не задумывался, серийных тяжелых бомбардировщиков не было как класса. Когда спохватились, наверстывать упущенное оказалось очень тяжело. Хотя, когда советские тяжелые бомбардировщики ТБ-3 в 1934 году посетили ряд европейских стран «с дружественным визитом», и появился повод встревожиться, но, казалось, войны не хотел никто. И если бы на Западе тогда узнали, что в Казани строится завод, рассчитанный на выпуск 500 тяжелых бомбардировщиков в год, этому никто бы не поверил.

Зачем в СССР было нужно столько самолетов, можно только догадываться. Возможно не только для разрушения инфраструктуры противника, но и для массированных десантных операций. Но когда ТБ-7 стали строиться серийно (первый взлетел в июне 1939 года), в верхах еще не знали, что с ними делать и с кем воевать. Это неведение продолжалось последующие два года. Во время войны ТБ-7 то строили, то прекращали строить, и это все на фоне того, что ТБ-7 стоил в семь раз дороже Пе-2!

Именно Незваль раскрыл удивительный секрет о невыполнении решения ГКО о снятии ТБ-7 с производства: «В последних числах декабря 1941 года к нам на завод приехал первый заместитель наркома П.В. Дементьев и, вызвав меня, объявил об этом решении, но тут же добавил: «Но ты, несмотря ни на что, продолжай строить эти самолеты, я буду вам всячески помогать». Всего в Казани построили 91 экземпляр ТБ-7/Пе-8. Казалось бы, немного, но Незваля за эту работу наградили двумя орденами (Ленина и Отечественной войны 1 степени).

Боевое использование ТБ-7 (Пе-8)

Поставки серийных бомбардировщиков ТБ-7 в строевую часть — дислоцированный под Киевом 14-й тяжелый бомбардировочный полк (ТБАП) — начались в конце 1940 г. Из 27 самолетов, построенных до начала Великой Отечественной войны, в полку к июню 1941 г. числилось лишь 9 ТБ-7 (5 исправных). В боях первых недель войны они не участвовали. В июле 1941 г. началось формирование 412-го авиаполка особого назначения (АП ОСНАЗ), укомплектованного наиболее опытными пилотами гражданской авиации. Позже часть переименовали в 432-й ДБАП. В ночь на 11 августа 1941 г. состоялся первый боевой вылет — 8 ТБ-7 вылетели для удара по Берлину. Операция оказалась неудачной — было потеряно 5 самолетов, по цели отработали только 3 машины. В дальнейшем в августе-сентябре 1941 г. 432-й ДБАП выполнил несколько налетов на Кенигсберг, а с 7 сентября по 29 октября бомбил коммуникации и железнодорожные узлы на оккупированной противником территории (Оршу, Псков, Новгород, Смоленск и др.).

В начале ноября 1941 г. было выполнено несколько налетов на Данциг.

В 1942 г. полк Пе-8, переименованный к тому времени в 746-й АП ДД (авиаполк дальнего действия), продолжал обычную боевую работу. В течение января-апреля систематически выполнялись ночные налеты на Смоленск, Витебск, Оршу, Полоцк. Изредка работали по более удаленным целям — например, Вильнюсу. Интенсивность боевых вылетов была небольшой, поскольку постоянно возникали проблемы с поддержанием самолетов в боевой готовности. Например, на 18 марта 1942 г. полк располагал 11 Пе-8, но только 3 были исправными. В течение июня 1942 г. полк выполнил 50 самолето-вылетов (все ночью) для ударов по аэродромам Брянск, Харьков, Белгород, Смоленск, Сеща, Боровское, Курск. Бомбометание производилось с больших высот (4500-6000 м). Помимо боеприпасов меньшего калибра, в нескольких случаях применялись 1000-кг и 2000-кг фугасные авиабомбы.

Весной-летом 1942 г. был сформирован второй полк Пе-8 — 890-й АП ДД. Оба полка свели в 45-ю авиадивизию, располагавшую на 1 января 1943 г. 16 самолетами (13 боевых, 2 тренировочных, 1 в опытной эксплуатации). В феврале начались поставки самолетов с новыми моторами М-82, но на количественном состоянии парка это не отразилось — на 1 июля 1943 г. 45-я дивизия располагала 18 Пе-8 (11 исправных).

Фото тяжелого бомбардировщика Пе-8

Со второй половины 1943 г. и вплоть до середины 1944 г. Пе-8 применялись для ударов по железнодорожным узлам, аэродромам и скоплениям войск противника. С середины лета 1943 г. Пе-8 участвовали в уничтожении позиций немецкой тяжелой артиллерии под Ленинградом (выполнено 36 самолето-вылетов, сброшено 130 т бомб). В начале января 1944 г. 45-я дивизия располагала 20 Пе-8. Дважды, в ночь на 7 февраля и на 27 февраля 1944 г. осуществлялись вылеты всей дивизией на Хельсинки.

Во второй половине 1944 г. боевое применение Пе-8 стало ограниченным по причине износа планеров самолетов. Всего с 1941 по 1944 гг. Пе-8 выполнили 1509 боевых вылетов, сбросив 5371 т бомб. По состоянию на 10 мая 1945 г. имелось 32 Пе-8 (18 исправных). В послевоенное время служба самолетов в ВВС была недолгой — их сняли с вооружения в начале 1946 г. Ряд машин участвовал в различных испытательных программах — так, в 1944-1945 гг. 6 самолетов применялись для испытательных пусков крылатых ракет 10Х. Несколько Пе-8, прошедших ремонт и переоборудование, до середины 50-х гг. эксплуатировались Полярной авиацией.

Самолет Пе-8 принадлежал к новому поколению четырехмоторных бомбардировщиков, появившихся на рубеже 30-40-х гг. Его характеристики были вполне на уровне американских и английских аналогов, но в отличие от Боинга B-17 «Летающая крепость», Консолидейтед B-24 «Освободитель», Авро «Ланкастера» или «Галифакса», Пе-8 строился в очень незначительном количестве. Его боевое применение не носило массированного характера — в течение войны количество боеготовых Пе-8 не превышало двух десятков.

Бурная фантазия

ТБ-3поработал» не только бомбовозом. Все безумные идеи того времени — десантные воздушные корабли, транспортники, арктическиелимузины», экспериментальные торпедоносцы и даже авиатанкеры — все они оказались пресными по сравнению с разного рода смелыми мыслями, вращавшимися вокруг этого самолёта.

76-мм орудие в крыле ТБ-3

ТБ-3 мог стать   воздушным крейсером» — летающей платформой для множества огневых точек. Такиекрейсера» должны были занимать позиции по краям строя бомбардировщиков, и отгонять вражеские истребители.

На ту же тему Из чего состоит бомбардировщик?

Про советские опыты с летающими авианосцами на базе ТБ-3 мы уже писали. Но даже это было не так круто, как идея поставить на ТБ-3 полевые орудия — причём для стрельбы по самолётам! Задолго до того, как рейды   крепостей» довели немцев до массового переоборудования бомбардировщиков в истребители, в СССР отрабатывали установку на ТБ-3 аж трёх 76-мм орудий — два в крыле и один в носу.

Использовать их планировали не только против неповоротливых неприятельских бомбовозов. Конструкторы рассчитывали, что удачный залп осколочными по приближающимся истребителям противника сможет похоронить целое звено.

Но идею завернули — оказалось, что примерно такого же эффекта сможет добиться какой-нибудь снаряжённый РСами, Р-5. Только он будет намного дешевле и куда манёвренней. В чём-то даже жаль — отдыхали бы любые   Чудеса на виражах».

Технические характеристики

Теперь стоит коротко описать характеристики бомбардировщика Пе-8.

Начать хотя бы с его размеров. Длина самолета составила 23,6 метра при размахе крыла в 39 метров. Общая площадь крыла составила около 189 квадратных метров. Пустой самолет весил 19986 килограмм и имел очень хорошую грузоподъемность – 5 тонн по документам, но при необходимости он мог нести и 6 тонн. Таким образом, при полной загрузке и заправке самолет имел массу около 35 тонн.

При испытаниях самолет продемонстрировал крейсерскую скорость в 400 километров в час, но при необходимости мог развить и максимальную до 443.

Боевой радиус впечатлял – 3600 километров. Ни один аналог того времени не мог похвастать такой дальностью полета. Например, гордость ВВС США В-17, также известный как «летающая крепость», имел показатель всего в 3200 километров, а английские аналоги и вовсе от 1200 до 2900 километров.

Благодаря столь впечатляющим характеристикам можно с уверенностью утверждать, что самолет действительно опережал свое время минимум на десять лет – в этом сходятся многие эксперты — как отечественные, так и зарубежные.

Строительство

Пе-8 был тяжелым бомбардировщиком, также приспособленным для выполнения транспортных и даже десантных задач.

Корпус: цельнометаллическая корпусная конструкция. Он состоял из пяти частей. Основная часть была связана с центральное крыло. Такое разделение конструкции было продиктовано требованием приспособить самолет для перевозки по железной дороге в разобранном состоянии.

Крыло: двухбалочная, цельнометаллическая o профиль NACA-230 (или CAGI-40).

Хвост: самонесущий, цельнометаллический. Рули покрыты тканью.

Шасси: в классической аранжировке — с хвостовое кольцо. Убирается в полете в гондолу внутренних двигателей с помощью гидравлической системы. В экстренном случае колеса можно было подтянуть с помощью ручной лебедки. Колеса размером 1600х500 мм. Хвостовое колесо размером 700×300 (770×330) мм, фиксированное, управляемое, с тормозом.

Вооружение

Бомбы подвешивались на 9 эжекторах, размещенных в бомбовых отсеках фюзеляжа и центрального крыла. Вначале максимальная грузоподъемность бомб составляла 4000 кг. Со временем его увеличили до 5000 кг (это был первый самолет в истории, который мог нести бомбы такого веса). В бомбоотсеке корпуса можно было разместить следующие комплекты вооружения:

  • 1 бомба ФАБ-2000 весом 2000 кг,
  • 2 бомбы ФАБ-1000 весом 1000 кг. каждый,
  • 4 бомбы ФАБ-500 и весом 500 кг. каждый,
  • 8 бомб ФАБ-250 весом 250 кг. каждый или
  • 24 бомбы ФАБ-100 весом 100 кг. каждый.

На внешние пусковые установки можно было повесить две бомбы. ФАБ-1000, 2 ФАБ-500, 4 ФАБ-250 или 16 бомб ФАБ-100.

Под центральным крылом можно было подвесить два заправочных устройства. WAP-1000, для распыления химикатов, вращающийся бункер RRAB с небольшими осколочными бомбами или ракетами RS-132 калибр 132 мм.

Для прицеливания разряда бомбы использовался бомбардировочный прицел ОПБ-2ММ или НКПБ-3. Он находился вместе со всем оборудованием для сбрасывания бомб в кабине штурмана, который также был бомбардиром. Самолет имел дополнительную небольшую камеру для размещения молниеносных бомб. САБ-5 или САБ-25.

В на некоторых самолетах есть специальное оборудование, позволяющее сбрасывать «супербомбы». ФАБ-5000НГ. Бомба имела массу 5400 кг и диаметр 1000 мм. Его длина соответствовала длине бомбового отсека Пе-8. Однако полностью закрыть ее дверь было невозможно: впервые новая бомба была использована в ночь с 28 на 29 апреля 1943 года во время авианалета на Крулевец.

Стрелковое вооружение

На серийных самолетах было оборудовано 5 стрелковых позиций, изначально вооруженных следующим образом:

  • Конечная позиция — турель ТАТ с пушкой SzWAK кал.20 мм.
  • Фронтальная позиция — башня МТС-2 с электродвигателями с двухствольными пулеметами. ШКАС калибр 7,62 мм.
  • Хвостовое положение — башня 2Т-215 с одноместным пулеметом ШКАС калибр 7,62 мм.
  • Позиции в гондолах внутренних двигателей — одиночные пулеметы ШКАС.

В ходе боевых действий было установлено, что такого оборонительного вооружения недостаточно. По этой причине при подготовке самолетов для 412-го тяжелого бомбардировочного полка позиции наводчиков и спинки кресел летчиков бронировали дополнительно. На позициях в мотогондолах вместо пулеметов ШКАСбыли установлены пулеметы UBT калибр 12,7 мм. Кормовая башня 2Т-215 была заменена на башню ТАТ или КЕБ-42. Позже в корме самолета установили башню КЕБ-42 с пушкой. SzWAK калибр 20 мм. С 1943 года на передовой боевой позиции устанавливался одиночный 12,7-мм пулемет УБТ.

Технические характеристики (Пе-8 / АМ-35А) [ править ]

Данные Гордона, Советская авиация во Второй мировой войне , стр. 398

Общие характеристики

  • Экипаж: 11
  • Длина: 23,2 м (76 футов 1 дюйм)
  • Размах крыла: 39,13 м (128 футов 5 дюймов)
  • Высота: 6,2 м (20 футов 4 дюйма)
  • Площадь крыла: 188,66 м 2 (2030,7 кв. Фута)
  • Профиль : корень: ЦАГИ-40 (19%); подсказка: ЦАГИ-40 (15,5%)
  • Пустой вес: 18 571 кг (40 942 фунтов)
  • Полная масса: 27000 кг (59525 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 35000 кг (77162 фунта)
  • Силовая установка: 4 поршневых двигателя Mikulin AM-35A V-12 с жидкостным охлаждением мощностью 999 кВт (1340 л.с.) каждый
  • Гребные винты: 3-лопастные гребные винты постоянной скорости.

Представление

  • Максимальная скорость: 443 км / ч (275 миль / ч, 239 узлов)
  • Дальность: 3700 км (2300 миль, 2000 морских миль)
  • Практический потолок: 9300 м (30500 футов)
  • Скорость подъема: 5,9 м / с (1160 фут / мин)
  • Нагрузка на крыло: 143 кг / м 2 (29 фунтов / кв. Фут)
  • Мощность / масса : 0,140 кВт / кг (0,085 л.с. / фунт)

Вооружение

  • Орудия: ** 2 20-миллиметровых (0,79 дюйма) пушки ШВАК (спинная и хвостовая турели)
    • 2 × 12,7-миллиметровых (0,50 дюйма) пулемета УБТ (мотогондолы)
    • 2 × 7,62-миллиметровых (0,30 дюйма) пулемета ШКАС (носовая башня)
  • Бомбы: до 5000 кг (11000 фунтов), включая 5000 кг бомбу FAB 5000

Вооружение для защиты

Конечно, при создании тяжелого бомбардировщика Пе-8 разработчики уделили немало внимания и его защите. Все-таки такой самолет всегда был желанной добычей для истребителей-перехватчиков. Соревноваться с ними по скорости и маневренности бомбардировщик не мог, поэтому должен был иметь достаточно мощное и надежное вооружение, чтобы вести воздушный бой.

Самым мощным вооружением самолета стали две 20-миллиметровые пушки ШВАК, расположенные в корме и верхней части фюзеляжа. Кроме того, в задней части гондол шасси установили два крупнокалиберных пулемета УБТ – 12,7 миллиметра. Наконец, на носу машины поставили два пулемета ШКАС калибра 7,62 миллиметра.

Увы, мощная оборонительная система имела и недостатки. В первую очередь, они оказались связаны с расположением огневых точек. Не удавалось обеспечить максимально плотный обстрел во всех направлениях – некоторые из них сравнительно плохо простреливались, что представляло опасность для машины и экипажа.

Видео. Как 23 апреля бомбили Одессу

16:38. Количество погибших в результате ракетного обстрела увеличилось до трех человек.

16:41. Оперативное командование «Юг» сообщает, что по Одессе рашисты стреляли ракетами Х555 или Х101, которые запустили со стратегических бомбардировщиков Ту-95 над Каспийским морем.

Были запущены четыре ракеты, а также два беспилотника, которые корректировали огонь. Две ракеты и беспилотники были уничтожены нашими силами ПВО. Еще две ракеты попали в военный объект и два жилых дома.

16:41. Корреспондент «Думской» с места событий сообщает, что ракета пробила жилой дом насквозь в районе 3-4 этажей и застряла внутри. По предварительной информации, боевая часть ракеты не взорвалась. Из дома эвакуировали всех жильцов, на месте инцидента работают скорые помощи, взрывотехники.

ОБНОВЛЕНО 17:11. Советник министра МВД Антон Геращенко сообщает, что среди погибших — трехмесячный ребенок.

17:26. Пять человек, среди которых трехмесячный ребенок, погибли в результате ракетного удара, который нанесли российские нацисты по Одессе 23 апреля. Об этом сообщил глава Офиса президента Андрей Ермак. Также он сообщает о 18 раненых. «Это только тех, кого нашли. И, скорее всего, будет больше», — написал Ермак.

Монографии

Самая толстая и лучшая книга по сабжу, на немецком языке:
Ulrih Unger Petljakow Pe-8. Der sowjetische Fernbomber. Berlin, 1993. ISBN 3-89488-048-1

Сдвоенный журнал, монография:
М. Маслов. Пе-8. МХобби 5-6 1997

Толстая книжка 2-в-одном, в основном ценность представляет часть о ТБ-3, о Пе-8 пиратская перепечатка из MХобби, книга на французском языке:
Les bombardiers quadrimoteurs sovietiques. Tupolev TB-3 & Petlyakov Pe-8. Collection Profils Avions №3. Paris, 2001. ISBN 2-914017-05-7

Сдвоенный журнал, монография:
В.Ригмант. Бомбардировщик Пе-8. Авиация и Космонавтика 5-6, 2002. ISSN-1682-7759

Первая книжка М.Маслова в «голубой» серии:
М. Маслов. Тяжелый бомбардировщик Пе-8. Цейхгауз, Москва 2006. ISBN 5-9771-0002-7

Польская версия Цейхгаузовской книжки, текст тот же, но формат больше и качество полиграфии на порядок выше, язык польский:
Wydawnictwo Militaria #274. TB-7/Pe-8. Warszawa 2007. ISBN EAN 9788372192745

Самое объемное издание на русском языке, на данный момент:
М. Маслов. Бомбардировщик Пе-8. Коллекция, Яуза, Эксмо, 2009. ISBN 978-5-699-36247-9

Бомбардировщики-невидимки разработали в девяностые. Сегодня они – цари

B-2 стал единственным успешным “летающим крылом” Northrop

Понимание того, что в современном мире ни скорость, ни высота полета не гарантируют защиту от средств ПВО, привело к интересу военных в области малозаметных летательных аппаратов.

Поэтому, пока Rockwell проектировала B-1B, фирма Northrop начала разработку перспективного малозаметного бомбардировщика по схеме «летающее крыло», над которой активно работала с 1947 года (XB-47, XB-49).

Сложный, большой и аэродинамически нестабильный. Зато невидим

В 1983 году в воздух взлетел первый опытный образец B-2 Spirit, серийно выпускавшегося с 1986 по 1999 годы — первого стелс-бомбардировщика и первого серийного «летающего крыла» в истории.

Его околозвуковая скорость, маленький потолок, небольшой радиус действия и бомбовая нагрузка (сопоставимая с B-52, Ту-95) неплохо компенсируется чрезвычайно сложным обнаружением для противника.

Фактически, с момента появления любые бомбардировки в зоне ПВО проводятся именно с помощью этих машин, если речь не идет о массовых налетах.

Появление ответного советского проекта не произошло из-за отсутствия финансирования и наступления перестройки.

Советские проекты малозаметных самолетов разрабатывались с середины семидесятых

Тем не менее, уже в семидесятых годах КБ Сухого предлагало малозаметную версию Т-4-200 (проект «Двухсотка»). КБ Мясищева вело активные работы в области сверхбольших высот, выраженных в М-17 «Стратосфера».

Серьезные надежды возлагались так же на соответствующие модификации летающей лодки КБ Бериева А-40 и ряда проектных экранопланов.

Да и у Туполева существовали эскизные наработки, продолжающие идеи как Ту-160, так и более ранних проектов — в том числе гиперзвуковых, созданных на основе крылатых ракет конструкторского бюро.

Боевое использование ТБ-7 (Пе-8)

Поставки серийных бомбардировщиков ТБ-7 в строевую часть — дислоцированный под Киевом 14-й тяжелый бомбардировочный полк (ТБАП) — начались в конце 1940 г. Из 27 самолетов, построенных до начала Великой Отечественной войны, в полку к июню 1941 г. числилось лишь 9 ТБ-7 (5 исправных). В боях первых недель войны они не участвовали. В июле 1941 г. началось формирование 412-го авиаполка особого назначения (АП ОСНАЗ), укомплектованного наиболее опытными пилотами гражданской авиации. Позже часть переименовали в 432-й ДБАП. В ночь на 11 августа 1941 г. состоялся первый боевой вылет — 8 ТБ-7 вылетели для удара по Берлину. Операция оказалась неудачной — было потеряно 5 самолетов, по цели отработали только 3 машины. В дальнейшем в августе-сентябре 1941 г. 432-й ДБАП выполнил несколько налетов на Кенигсберг, а с 7 сентября по 29 октября бомбил коммуникации и железнодорожные узлы на оккупированной противником территории (Оршу, Псков, Новгород, Смоленск и др.).

В начале ноября 1941 г. было выполнено несколько налетов на Данциг.

В 1942 г. полк Пе-8, переименованный к тому времени в 746-й АП ДД (авиаполк дальнего действия), продолжал обычную боевую работу. В течение января-апреля систематически выполнялись ночные налеты на Смоленск, Витебск, Оршу, Полоцк. Изредка работали по более удаленным целям — например, Вильнюсу. Интенсивность боевых вылетов была небольшой, поскольку постоянно возникали проблемы с поддержанием самолетов в боевой готовности. Например, на 18 марта 1942 г. полк располагал 11 Пе-8, но только 3 были исправными. В течение июня 1942 г. полк выполнил 50 самолето-вылетов (все ночью) для ударов по аэродромам Брянск, Харьков, Белгород, Смоленск, Сеща, Боровское, Курск. Бомбометание производилось с больших высот (4500-6000 м). Помимо боеприпасов меньшего калибра, в нескольких случаях применялись 1000-кг и 2000-кг фугасные авиабомбы.

Весной-летом 1942 г. был сформирован второй полк Пе-8 — 890-й АП ДД. Оба полка свели в 45-ю авиадивизию, располагавшую на 1 января 1943 г. 16 самолетами (13 боевых, 2 тренировочных, 1 в опытной эксплуатации). В феврале начались поставки самолетов с новыми моторами М-82, но на количественном состоянии парка это не отразилось — на 1 июля 1943 г. 45-я дивизия располагала 18 Пе-8 (11 исправных).

Фото тяжелого бомбардировщика Пе-8

Со второй половины 1943 г. и вплоть до середины 1944 г. Пе-8 применялись для ударов по железнодорожным узлам, аэродромам и скоплениям войск противника. С середины лета 1943 г. Пе-8 участвовали в уничтожении позиций немецкой тяжелой артиллерии под Ленинградом (выполнено 36 самолето-вылетов, сброшено 130 т бомб). В начале января 1944 г. 45-я дивизия располагала 20 Пе-8. Дважды, в ночь на 7 февраля и на 27 февраля 1944 г. осуществлялись вылеты всей дивизией на Хельсинки.

Во второй половине 1944 г. боевое применение Пе-8 стало ограниченным по причине износа планеров самолетов. Всего с 1941 по 1944 гг. Пе-8 выполнили 1509 боевых вылетов, сбросив 5371 т бомб. По состоянию на 10 мая 1945 г. имелось 32 Пе-8 (18 исправных). В послевоенное время служба самолетов в ВВС была недолгой — их сняли с вооружения в начале 1946 г. Ряд машин участвовал в различных испытательных программах — так, в 1944-1945 гг. 6 самолетов применялись для испытательных пусков крылатых ракет 10Х. Несколько Пе-8, прошедших ремонт и переоборудование, до середины 50-х гг. эксплуатировались Полярной авиацией.

Самолет Пе-8 принадлежал к новому поколению четырехмоторных бомбардировщиков, появившихся на рубеже 30-40-х гг. Его характеристики были вполне на уровне американских и английских аналогов, но в отличие от Боинга B-17 «Летающая крепость», Консолидейтед B-24 «Освободитель», Авро «Ланкастера» или «Галифакса», Пе-8 строился в очень незначительном количестве. Его боевое применение не носило массированного характера — в течение войны количество боеготовых Пе-8 не превышало двух десятков.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.