Арабский халифат и его распад

Алан-э-Дейл       04.07.2022 г.

Первая волна

С самого начала арабам сопутствовала удача. Им удалось отвоевать у Византии Левант, а у Персии – богатую и плодородную Месопотамию. А в 633 году халифат вторгся в пределы самой империи Сасанидов. Противостояние длилось девятнадцать лет и закончилось полной победой арабов.

Династия Сасанидов перестала существовать, территория Персии отошла к халифату, а ислам пришел на смену зороастризму.

Пока шла война с персами, арабский полководец Амр ибн аль-Ас всего за год (641-642 гг.) сумел присоединить к территории халифата Египет. Чрез пять лет арабы организовали первое вторжение в Северную Африку двумя армиями, общей численностью около сорока тысяч человек. Во главе этого войска встал шейх Абдуллах ибн Саад.

Результаты этого вторжения оказались не столь впечатляющими. Под влияние халифата попал лишь Карфаген. Проведя в изнурительных походах по пустыням больше года, шейх вернулся с войском в Египет.

В 656 году внутри государства вспыхнула гражданская война, спровоцированная убийством Халифа Усмана. Престол занял Али ибн Абу Талиб, но спустя несколько лет погиб и он.

Несмотря на неразбериху, арабам удалось подчинить страны Закавказья и Дербент. Правда, ненадолго. Уже к 661 году почти вся эта территория стала независимой от халифата – сказалась помощь Византии.

Халифат династии Аббасидов

Справедливо отметить, что если в годы Праведного халифата для всех его правителей политическая власть по своему значению уступала место религиозному влиянию, то теперь она заняла главенствующую позицию. По своему политическому величию и культурному расцвету наибольшую славу в истории Востока заслуженно приобрёл Аббасидский халифат.

Что это такое — знает в наши дни большинство мусульман. Воспоминания о нём доныне укрепляют их дух. Аббасиды — династия правителей, подарившая своему народу целую плеяду блестящих государственных мужей. Среди них были и полководцы, и финансисты, и истинные ценители и покровители искусства.

Третья волна

Новая военная кампания началась в конце 780-х. Первым делом арабы рьяно взялись за возвращение потерянных территорий Закавказья. За короткий срок они смогли покорить три восточногрузинских княжества, но полноценно закрепились лишь в одном из них – Картли.

Затем халифат направил войска на запад Грузии, где находилось княжество Эгриси, зависимое от Византии. Местный правитель решил, что воевать с арабами бессмысленно и потому просто сдал город и помог захватчикам изгнать греков.

Таким образом, уже к 700 году под властью халифата оказалось почти все Закавказье, за исключением нескольких горных районов, которые подчинялись Византии.

Когда с закавказскими государствами было покончено, арабы направили свои армии в страны Магриба (так они называли североафриканское побережье). Там им уже, конечно, были «не рады». Поэтому воскам халифата пришлось заново захватывать города бывшей своей провинции Ифрикии. Но Византия ждала такого поворота событий и из Константинополя прибыла большая армия, которую поддерживали отряды из Сицилии, а также вестготы из римской Испании.

Поначалу арабы решил не ввязываться в открытый бой, а отступили к Кайруану. Но вскоре противникам все же пришлось столкнуться. Решающий бой произошел вблизи Карфагена, где арабы разгромили войска союзников и беспрепятственно вошли в город.

Еще один бой состоялся около Утики. Но и здесь халифат был сильнее. Два сокрушительных поражения заставили Византийскую империю отказаться от претензий на североафриканское побережье. А арабы продолжили завоевания.

Меньше чем за десять лет им удалось подчинить себе все страны Магриба. Единственным исключением был город Сеута, находящийся на побережье современного Марокко, напротив Гибралтара. Благодаря присоединению такой огромной территории, Арабский халифат увеличил свои «аппетиты» и стал посматривать в сторону лакомого Пиренейского полуострова.

В 711 году военачальник Тарик ибн Зияд высадился со своей армией в Испании. Война с вестготами продолжалась около трех лет, и закончилось уничтожением их государства.

Пока шла война на Пиренеях, арабы в 712 году сумели значительно расширить свои восточные границы, покорив область по нижнему течению Инда под названием Синд.

Ислам как фактор, объединивший арабов

Раздробленность и разделенность всех территорий, постоянные конфликты друг с другом привели к тому, что очень многие люди в Аравии в это время осознали необходимость объединения. Такое объединение было возможным на религиозной почве. С 570 по 632 год в городе Мекка жил человек, который получил имя Мухаммед (Рис. 1). Именно его называют основоположником не только арабской религии, но и арабской цивилизации. Таким образом, Мухаммед стал основоположником новой религии – ислама. Именно ислам в начале VII века разработал новую религиозно-философскую доктрину, опиравшуюся как на доисламские учения и традиции арабских племен, так и на христианские и иудейские традиции. Можно проследить взаимосвязь ислама и христианства: например, исламские тексты упоминают библейских пророков под арабизированными именами, считая их предшественниками ислама.

Рис. 1. Картина Н.К. Рериха «Пророк Магомет» ()

Именно такое синкретическое понимание религии стало залогом успеха ислама на территории западной Аравии, а затем и всего будущего арабского мира. Однако борьба между Мухаммедом и его видением религии и теми людьми, которые населяли в это время Аравию, не могла проходить мирным образом. Мухаммеду даже пришлось в 622 году бежать из своего родного города Мекки. Именно эта дата – 622 год – является моментом, с которого начинается отсчет истории исламской цивилизации и исламской культуры. Этот год также называется «хиджра», то есть «бегство», он стал точкой отсчета в исламском летоисчислении. Датируются события в исламском мире до сегодняшнего дня не по годам от рождества Христова, а по годам хиджры.

Из Мекки Мухаммед со своими сторонниками переехал в город Ясриб. Этот город стал называться Медина («город пророка»). Мекканцы поняли, что сторонники Мухаммеда, которые стекаются в Медину, вполне могли бы стекаться и в Мекку. В 630 году Мухаммед был приглашен обратно. Он вернулся в свой родной город, но настоял на том, чтобы именно ислам был признан официальной религией не только в Мекке, но и на тех территориях, на которые этот город распространял свое влияние. Именно в 630 году, когда Мухаммед возвращается в Мекку, начинается отсчет существования общего арабского государства. Это государство имело форму имамата (в одних руках сочеталась светская и религиозная власть). Имамат – это форма исламской теократии. После смерти Мухаммеда в 632 году к власти приходят его наследники или заместители – халифы. Первые четыре халифа, так называемые праведные халифы, правили в то время, когда арабский мир очень быстро расширяет свои границы. Халифы Абу Бакр, Оман Осман и Али, правившие до 661 года, внесли огромный вклад в распространение религии ислама на территории не только Азии и Северной Африки, но и на прилегающие территории Европы. Ислам оказался очень популярной религией благодаря тому, что исламское государство очень быстро набирало силу (Рис. 2).

Рис. 2. Первые халифы – Омар и Абу Бакр (Источник)

Росту популярности ислама не помешала даже гражданская война, которая началась в халифате в 650-е годы. Два последних праведных халифа (Осман и Али) были убиты во время междоусобиц в 656 и 661 годах. Все это не помешало расширять территорию Арабского государства. Под руководство Мекки и халифов перешла вся территория Аравии, а затем были завоеваны новые земли.

Завоевательные походы арабов в VII веке:

v 640 год – завоевание Палестины и Сирии,

v 642 год – завершение покорения Египта,

v 649 год – завоевание Карфагена,

v 651 год – распространение власти на территории современного Ирана (Рис. 3).

Рис. 3. Территории Арабского халифата (

)

Аравия до ислама

Климатические условия Аравии являлись определяющими факторами разделения населявших её народов на кочевников-скотоводов и земледельцев. На юге полуострова имелись богатые водные ресурсы, благодаря чему в этом районе процветало земледелие, основанное на сложной системе орошения.

Но основную часть жителей Аравии составляли племена бедуинов, являвшиеся кочевниками-скотоводами. Несмотря на крепкую племенную и родовую связь, среди них всё ярче проявлялось внутреннее расслоение. Была так называемая племенная знать, имевшая большие стада скота и старавшаяся завладеть общинными пастбищами. При этом появились и бедные люди, зависевшие от этой знати и вынужденные на неё работать.

Каждое из племён имело своё божество, которому поклонялось, но при этом арабы были знакомы с философскими и религиозными идеями христиан и иудеев. Для преодоления имущественного неравенства и сплочения у бедных слоёв общества проявилась острая потребность в единой религии. Именно она могла привлечь людей к началу решительных действий.

Распад арабского халифата

После смерти Мухаммада к власти пришли его друзья и последователи. Они как могли, удерживали государство в том состоянии, в каком оно им досталось, но поскольку территории были слишком велики, на отдаленные земли назначались местные правители — эмиры. Халиф не мог осуществлять контроль над слишком удаленными территориями, и эмиры имели там практически неограниченную власть. В результате они стали насильственно отделяться от халифата и образовывать свои государственные единицы вне арабского халифата. Что это такое? Эти единицы назывались по титулу правителей — эмираты.

После смерти последнего из последователей Мухаммада, которым он передал власть, к управлению в халифате пришли Омеяды. Власть при них передавалась из поколения в поколение, что сделало жизнь в государстве основанной на насилии и терроре. Все это не могло не вызывать недовольство жителей. Начались внутренние мятежи и восстания. Это сильно ослабляло Арабский халифат. Для подавления недовольства народа была создана специальная гвардия халифа. Постепенно военачальники гвардии стали сильнее халифов и имели власть по своему усмотрению их менять. Ослабляла государство и неоднородность населения как сословная, так и этническая. Каждый народ хотел восстановить свою самоидентичность. И конечно, все больший раскол претерпевала мусульманская церковь. Все это привело к распаду Арабского халифата.

Арабский халифат и исламизация

 Арабский халифат — феодальное теократическое арабо-мусульманское государство, возникшее в результате арабских завоеваний в VII-IX вв.

После смерти Мухаммеда государство возглавили халифы (по-арабски — «заместитель, преемник»), которых первоначально избирала община верующих из сподвижников пророка. Несмотря  на внутриусобицу, ислам распространяется. Перейдя через Гибралтар, арабы завоевали Испанию и, пройдя через Пиренеи, вторглись во Францию, где лишь в битве при Пуатье (732 г.) их победоносное продвижение было остановлено.

К 750 г. владения халифата (Арабского государства) раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая, Столицей халифата первоначально была Мекка, затем Дамаск в Сирии. Причиной побед стал, с одной стороны, ислам, сплотивший арабов, а с другой стороны, то, что главные противники арабов — Византия и Персидское царство — были давними соперниками и истощили друг друга во взаимных войнах, население было разорено налогами и не оказывало арабам серьезного сопротивления. В ходе завоеваний ислам превратился в мировую религию.

Арабские завоевания зиждились на весьма прочной основе, завоевание шло параллельно с исламизацией завоеванных народов. И если вначале, во времена пророка, едва ли не важнейшим побудительным стимулом для завоеваний была погоня за военной добычей, которая одна только могла возместить убытки, что понесли арабские города от упадка торговли, то позже обстоятельства изменились.

Распространение ислама достигалось разными способами, В районах близких, где издревле обитало немало арабов или родственных им семитских племен, исламизация практически свелась к арабизации. Сложнее обстояло дело в Ливане, где сравнительно сильные корни пустило христианство, но и там процесс шел достаточно успешно. Примерно такой же была ситуация в северной Африке — с той лишь разницей, что местное население здесь (особенно в долине Нила) не было семитским.

В Испании исламизация шла за счет экономических привилегий, которые были установлены для перешедших в ислам. Эти привилегии, во всяком случае вначале (позже они были пересмотрены либо отменены), сыграли очень существенную роль. Вся земля в халифате была объявлена государственной собственностью. Как правило, все земли оставляли их прежним владельцам. Рента-налог почти со всех земель стекалась в казну халифа. Но мусульмане в качестве налога платили ушр — одну десятую часть дохода, а все остальные — харадж, размер которого колебался от одной до двух третей урожая, а также подушную подать (джизию). Торговая пошлина для мусульман тоже была льготной (2,5% против 5% для остальных).

Исламизация сильно унифицировала образ жизни, систему семейных и общественных отношений, этику, право на всей территории халифата.

Арабский халифат постепенно сформировался в огромную державу, объединившую силой оружия ряд стран Азии, Африки  и Европы. Эти страны были населены народами, имевшими различное историческое прошлое, с несходным образом жизни и верованиями, языками и обычаями.

Верховным собственником всех земель халифата являлось государство. Существовало несколько категорий землевладения, которые делились на облагаемые налогами общинные земли и условные землевладения, получаемые воинами за службу.

Во второй половине VIII-IX вв. Арабский халифат переживал кризис, вызванный внутриполитической борьбой за власть среди потомков Мухаммеда, значительным социальным расслоением и неравноправным положением мусульман неарабского происхождения. В результате, к концу IX века халифат распался на ряд независимых государств.

Вы смотрели конспект по всеобщей теории «Арабский халифат и исламизация». 

Вернуться к списку конспектов по Всеобщей истории.

Распространение ислама среди других народов

Арабы начали массово селиться на завоёванных землях и смешиваться с местным населением. Постепенно распространялись арабский язык и культура. Завоеватели на протяжении длительного времени не закрывали христианские и другие храмы и не препятствовали местным жителям исполнять религиозные ритуалы. При этом все те, кто не являлись мусульманами, были обязаны платить налог, но освобождались от его уплаты в том случае, если принимали ислам.

Часто именно из-за этого многие становились мусульманами. Спустя несколько столетий некогда христианские страны, например, такие, как Палестина, Сирия и Египет, стали исламскими, а подавляющее большинство населения начало разговаривать на арабском языке. Жители Средней Азии, Ирана и Северо-Западной Индии также были обращены в ислам, но при этом местные народы сохранили свой родной язык. Со временем ислам продолжил своё распространение на другие соседние страны, которые были неподвластны арабскому халифату.

С чего начался Арабский халифат?

Примерно в 630-х арабы начали устраивать регулярные вылазки за пределы родного Аравийского полуострова. Причина проста – молодому государству требовались ресурсы и новые территории.

Подчиняя себе другие земли, арабская знать получала доступ к «рогу изобилия»: рабов, пленников, которых можно было вернуть за богатый выкуп, а главное – дань, собираемая со всех захваченных народов.

В самом начале арабы достаточно лояльно относились к населению и устройству захваченных ими стран. Они не лезли в местные традиции, не устраивали массового переселения народов и отличались веротерпимостью. Более того, они даже перенимали некие элементы культа у покоренных чужаков.

Но позже ситуация начала меняться. Во всех покоренных государствах был запущен процесс арабизации местного населения. Наиболее быстро и относительно безболезненно это проходило там, где еще до образования халифата жили многочисленные арабские общины. Например, в Сирии, Палестине, Месопотамии и Египте. Примерно то же самое наблюдалось и с распространением ислама.

Христианство, иудаизм, зороастризм на подчиненных территориях начали постепенно угасать, хоть арабы и не преследовали представителей других религий.

Правда, иноверцы были сильно ограничены в правах.

Столь быстрое превращение халифата в крупную державу многие историки до сих пор называют феноменом. Дело в том, что на своем пути к величию арабы столкнулись с двумя самыми мощными государствами того времени – Византией и Сасанидской Персией. Но выходцам из Аравийского полуострова повезло. Обе эти империи были в упадке из-за многолетнего противостояния друг с другом и внутреннего кризиса. Арабы воспользовались слабостью грозных соперников, что вылилось в три волны завоевательных походов.

Образование Арабского халифата в период раннего средневековья.

Так случилось, что окончательное объединение Аравии в единое государство и образование Арабского халифата произошлопосле смерти пророка Мухаммеда. Еще при его жизни начались завоевательные походы арабов.

Их противниками стали могущественные державы — Византия и Иран. Арабы разгромили и подчинили себе Иран, захватили принадлежавшие Византии Сирию, Палестину и Египет, а священный для иудеев, христиан и мусульман Иерусалим во избежание возможных при штурме разрушений религиозных святынь сдался им добровольно.

Священный камень Кааба в Мекке.

До начала VIII в. арабские завоеватели оставляли в покоренных странах местные порядки. В ходе завоеваний значительная часть арабов переселилась на новые, более привлекательные места. Часть из них перешла к оседлому образу жизни, другие оставались кочевниками.

Огромные завоевания и богатая военная добыча способствовали еще большему расслоению и углублению социальных противоречий в арабском обществе. Особенно это стало ощущаться при третьем халифе — Османе, который вместе со своим окружением, принадлежавшим к мекканскому роду Омейядов, порвал с прежними военно-демократическими порядками и стал проводить политику в интересах арабской аристократии.

Становление государства

Арабы с давних времен жили на Аравийском полуострове

Он не привлекал внимание соседних племен и народов из-за жаркого климата. Поэтому арабы могли спокойно жить в небольших оазисах и кочевать по полуострову в поисках пастбищ для скота

В VI веке в городе Мекка, расположенном на юго-западе Аравии, родился Мухаммед. Он был караванным торговцем, поэтому часто путешествовал. В ходе экспедиций Мухаммед познакомился с религиозными традициями людей разных вероисповеданий. В 610 году он начал проповедовать ислам. Со слов посланника Аллаха была записана священная книга — Коран.

Мухаммед создал Мединскую общину, объединяющую приверженцев ислама. При его жизни эту религию приняли все арабы. А после смерти бездетного Мухаммеда в 632 году править мусульманами стал один из его сподвижников Абу Бакр. Он получил титул «халиф» (в переводе с арабского «заместитель, наместник»). Так началась эпоха «Праведного халифата».

В эту эпоху государство существенно расширилось. Халифат занял весь Аравийский полуостров, часть Северной Африки, Кавказ и Иранское нагорье. В 661 году заговорщики убили 4-го «праведного халифа». К власти пришли Омейяды, правившие в период с 661 по 750 год.

Омейядский халифат продолжил завоевательную политику «Праведного халифата». Арабы захватили земли Северной Африки, Средней Азии и юг Пиренейского полуострова. Столицей халифата стал Дамаск. Захваченные земли были разделены на наместничества, возглавляемые эмирами. Иноверцы выплачивали поземельный налог «харадж» и подушную подать «джизья». В период правления Омейядов в исламе появились 2 течения: суннизм и шиизм.

>> Генуэзская конференция: заплатила ли Россия по счетам?

Переход от воинствующего сознания на мирное

Многие понимали, что действия правящей династии не соответствуют исламским канонам и нужно было предпринимать какие-то действия. На тот момент положение арабов на завоеванных территориях только усугублялось, так как им приходилось платить налоги, и большую часть времени они находились в постоянной боеготовности.

Важно!

Халифат, созданный для войны, не является халифатом, его главная задача создать лучшие условия жизни для людей, проповедующих ислам.

Арабский халифат – стал школой для воинов профессионалов. Их основной задачей и работой было завоевание других народов и покорение неверных. Также воинам запрещалось иметь свои земли и вести оседлый образ жизни, это полностью ограничивало их мышлением и в любом случае им приходилось кочевать с войском.

В последствие династия Омейядов исчезла и к власти пришли новые правители, которые решили выбрать мирный путь. Все запреты были сняты и исламский народ направили по мирному пути.

Нужно понимать, что халифат создается не для войны и поиска наживы, а как государство, которое сможет создать для своего народа лучшие условия жизни мирными инструментами. Именно это и пропагандировал Мухаммед, которые старался внушить своим пророкам правильные действия в отношение приближенных.

Читайте еще: Медсправка для водительских прав: как получить в 2019 году

Для большинства читателей простыми словами донести что это такое халифат очень трудно. Касаясь истории возникает множество спорных вопросов.

Ислам становится политической силой

Считается, что одной из основных причин, вынудившей знать Мекки пойти на уступки Мухаммеду и его последователям, была следующая. Ислам к тому моменту уже стал не только религиозным течением, но и серьёзной политической силой, которая была в состоянии объединить Аравию. Представители знати Мекки решили воспользоваться этим в своих интересах и старались возглавить объединение Аравии под знаменем ислама, стремясь к обращению всех арабов в новую веру. Масштабное объединение аравийских земель и принятие ислама большинством арабов (зачастую показное) осуществлялось после смерти Мухаммеда. Происходило это во время правления его самых близких преемников, называемых халифами.

Какие факторы способствовали единству Арабского халифата

Первые халифы (в переводе с арабского — преемник, заместитель) были вынуждены с помощью оружия подавлять мятежи, возникавшие в различных районах Аравии, которые возглавлялись так называемыми лжепророками. Восстания были следствием противоречия между обычными представителями племён и феодальной знатью.

Выступления были подавлены, а на внутренних социальных и экономических противоречиях старались не акцентировать внимание. Для борьбы с противоречиями и с целью воссоединения арабов правящей верхушкой была предложена концепция широких завоеваний, которая в перспективе обещала обретение новых земель и обогащение за счёт приобретённых территорий

Не желая решать нарастающие проблемы между зажиточными и бедными арабами, знать сконцентрировала внимание именно на завоевании новых земель. Внутри обывательской жизни мусульман главенствующим стал шариат (свод правил и установок, написанных Аллахом, а значит, не поддающихся изменению)

В шариате присутствуют включения из различных сфер жизни человека, таких, как:

  • Религиозная.
  • Нравственная.
  • Юридическая.
  • Бытовая.

Распад халифата

В марте 1924 года ректор престижного Каирского университета Аль-Азхар Мухаммад аль-Джизави , прямо реагируя на крах и проблему проповеди в такой обстановке, сформулировал резолюцию:

В то время как халифат в исламе подразумевает общий контроль духовного и светские дела ислама; Принимая во внимание, что турецкое правительство лишило халифа Абдула Меджида его светских полномочий, тем самым лишив его права стать халифом в том смысле, в котором этого требовал ислам; видя, что в принципе халифу предназначено быть представителем Пророка, охраняя все, что касается ислама, что обязательно означает, что халиф должен быть объектом уважения, почитания и послушания; и поскольку халиф Абдул Меджид больше не обладает такими качествами и не имеет даже силы жить на своей родине; поэтому теперь было решено созвать исламскую конференцию, на которой будут представлены все мусульманские народы, чтобы решить, кого следует назначить халифом …

Два индийских брата, Мохаммад Али Джаухар и Маулана Шаукат Али , лидеры базирующегося в Индии движения Халифат , распространили брошюры, призывающие турецкий народ сохранить Османский халифат во имя ислама. 24 ноября 1923 года Сайед Амир Али и Ага Хан III отправили письмо Исмет-паше (Инёню) от имени движения. Однако при новом националистическом правительстве Турции это было истолковано как иностранное вмешательство; любая форма иностранного вмешательства была названа оскорблением суверенитета Турции и, что еще хуже, угрозой государственной безопасности. Мустафа Кемаль-паша быстро воспользовался своим шансом. По его инициативе 3 марта 1924 года Национальное собрание отменило халифат. Абдул Меджид был отправлен в ссылку вместе с оставшимися членами Османского дома.

Халифат династии Аббасидов и ослабление халифата

Халифат династии Аббасидов является настоящим «золотым веком» в истории развития арабского государства. Воспоминания об этом времени до сих пор является гордостью всех мусульман. В эту эпоху на главенствующее место вышла не политическая власть, а религиозное влияние.

Уже в 9 веке в Арабском халифате были заложены основы тех процессов, которые в конечном итоге привели к его уничтожению. Эту ошибку совершил халиф Мутасим, который ещё до прихода власти начал готовиться, набирая для себя личную гвардию из тюрков. Для этого, он сначала скупил всех тюркских рабов в Багдаде. После прихода к власти, он продолжал выделять свою тюркскую гвардию, которая с годами сделалась подобной римской преторианской гвардии. Постепенно тюркская гвардия стала настолько влиятельной, что диктовала свои условия халифам, которые фактически потеряли реальную власть.

Хариджиты

Однако Омейяды и арабская аристократия отказалась признать Али халифом, в результате чего началась гражданская война. На стороне новоизбранного повелителя было подавляющее большинство простого народа, но из-за нерешительных действий самого Али часть сторонников разочаровалась и покинула его. Обособившаяся от Али Талиба часть мусульман начала называться хариджитами (с арабского — покинувшие).

Хариджиты ратовали за возвращение мусульман к изначальному исламу, под которыми они понимали следующее:

  • Социальное равенство среди мусульман — как арабов, так и других народов.
  • Общее владение ресурсами и землёй.
  • Равное разделение военных завоеваний.

Хариджиты требовали, чтобы халиф не назначался, а выбирался всеми мусульманами. В дальнейшем хариджиты создали своё отдельное религиозное течение в исламе.

Кровь волков

В 1040 году ядерный взрыв сельджуков сносит всех вокруг. За десять лет они захватывают Хорезм, Иран, Туркмению. Возникает свирепый Сельджукский султанат со своим султаном. Кипит кровь волков. Глобальная цель сельджуков – Великая Империя Турков и защита истинного ислама от еретиков-шиитов.

В 1052 году свирепые сельджуки поднимают ставки. Они вторгаются на арабский Восток. В мир культуры и просвещения, древних наследников пророка. Ожиревших от покоя и благоденствия.

В 1055 году турки берут Багдад, Ирак падает к ногам. Затем Армения и Грузия. На юге сельджуки давят Фатимидский халифат, отбирая у него всё до самого Египта. Настает час унижения Восточного Рима. В 1081 году турки вышвыривают Византийскую империю через Босфор, отбивая Малую Азию.

Захваченные территории становятся Великой Империей Сельджуков. От Киргизии до Египта – это триумф тюркской орды…

Но Гроза Запада великий султан Мелик-шах умирает. А затем по Палестине бьют крестоносцы. Огромная держава турков не продержалась и 20 лет, распавшись после I крестового похода. В XII век турки — сельджуки входят в абсолютном хаосе.

В Малой Азии стал независимым Конийский султанат сельджуков Рума. Он не в лучшей форме — Византия десантируется и возвращает часть земель.

Оттяпанная крестоносцами полоса средиземноморского побережья Сирии окружена сельджукскими халифатами, чьи атабеки (цари) лишь формальные вассалы Великой империи Сельджуков.

Утверждение ислама среди арабских племён

Мухаммед, считающийся у мусульман пророком, и его проповеди нашли в Медине широкую поддержку среди местных арабских племён. Мединские племена были враждебно настроены к купцам и ростовщикам Мекки, как и многие аравийские, что послужило их сближению и присоединению к последователям Мухаммеда. Все вместе они начали вооружённую борьбу против зажиточного сословия Мекки и грабили их караваны с различными товарами.

Борьба продлилась до 630 года, и после длительных переговоров Мухаммед смог заключить с правителями Мекки договорённость, по которой были признаны религиозные и политические права мусульман и принято само исламское учение. Мекка была признана религиозным центром мусульман, а Кааба — главным исламским святилищем.

Архитектура халифата

Самая богатая архитектура представлена арабскими дворцами правителей-халифов. Внешне они напоминают неприступные крепости: окружены стенами с башнями. Внутри же вид их совершенно сказочен: большие залы для приемов, уютные жилые помещения, бани и гаремы. Стены покрыты цветными орнаментами и напоминали ковры. На территории дворцов было много фонтанов и зелени. А дворы со всех сторон были оформлены колонными галереями. Везде царила удивительная роскошь.

Особое внимание следует отвести в нашем рассказе традициям арабской религиозной архитектуры, которые связаны с разработкой пророком Мухаммадом ритуала церемоний. И хотя мусульмане могут молиться Аллаху в любом месте, даже на открытом воздухе, все же в традицию исламской культуры вошло возведение специальных храмов — мечетей

За основу этого типа храма было взято строение дома Мухаммада.

Арабские завоевания в VIII веке.

Арабские завоевания. Схема. Арабские завоевания. Карта.

В начале VIII в. в Северной Африке они подчинили себе племена берберов и обратили их в ислам.

В 711 г. арабы переключились на Европу, на Пиренейский полуостров и завоевали почти полностью королевство вестготов (Испанию). Но в дальнейшем при столкновении с франками в 732 г. арабы были отброшены на юг.

На востоке они подчинили народы Закавказья и Средней Азии, сломив их упорное сопротивление. Завоевав затем Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию. Они не раз осаждали Константинополь, но взять его не смогли.

Усиление религиозного давления

Потерявшие свою прежнюю власть халифы попытались заручиться поддержкой у правоверного духовенства и воспользоваться его влиянием на массы. Правители, начиная с Аль-Мутаваккиля (847 год), своей главной политической линией сделали борьбу со всеми проявлениями вольнодумства.

В государстве, ослабленном подрывом авторитета власти, началось активное религиозное гонение на философию и все отрасли науки, включая математику. Страна неуклонно погружалась в пучину мракобесия. Арабский халифат и его распад явились наглядным примером того, сколь благотворно влияние науки и свободной мысли на развитие государства, и сколь губительно их преследование.

Аравийский полуостров и его население

В связи с природными условиями Аравийского полуострова большинство арабов были кочевыми — бедуинами («жителями пустыни»). Они разводили коз, овец и верблюдов. Жизнь бедуина невозможно представить без верблюда. Это животное — постоянный спутник и средство существования кочевых арабов.

Бедуины жили племенами, которые делились на роды и семьи. В них существовала знать — шейхи и сайиды, которые имели большие стада, рабов и получали большую долю добычи во время войн. Все члены одного племени считали себя родственниками. Большинство арабов поклонялось различным племенным богам: единой религии у них в о время не существовало. Уважаемыми были бог войны и плодородия Астар, богиня луны Син, богиня-мать Аллат.

Через Хиджаз, вдоль Красного моря, пролегал старинный торговый путь из Средиземноморья в Африку и Индию, на котором появились крупные торговые центры, которые впоследствии превратились в города — Мекку, Ясриб и другие.

В конце VI в. арабское общество охватил кризис. Население полуострова увеличилось, недоставало земли. Торговля пришла в упадок из-за нападений иранцев, которые стремились, чтобы торговые пути пролегали вдоль побережья Персидского залива и обогащали их страну. Ухудшение условий жизни подталкивало арабов к мысли о необходимости объединения, чтобы вместе вести борьбу за лучшее существование, но на пути этому стояли различные племенные верования.

Закат халифата

После этих триумфов звезда халифата начала потихоньку закатываться. Сначала из-под власти арабов освободился Иран, затем некоторые княжества в Закавказье. В IX-X веках государство и вовсе вошло в затяжной кризис. Виной тому стали сразу три причины.

Во-первых, в самом халифате начали вспыхивать гражданские войны. Власть переходила из рук одного правителя к другому чуть ли не каждые три-четыре года.

Во-вторых, покоренные народы то и дело устраивали восстания, и подавлять их становилось все сложнее. В-третьих, свою роль сыграли и многочисленные Крестовые походы, которые забирали у ослабленного государства последние силы.

Османский панисламизм

В конце 19 века османский султан Абдул Хамид II начал свою панисламистскую программу, стремясь защитить Османскую империю от западных нападений и расчленения , а также подавить демократическую оппозицию у себя дома.

Он послал своего эмиссара Джамала ад-Дина аль-Афгани в Индию в конце 19 века. Дело османского монарха вызвало религиозную страсть и сочувствие среди индийских мусульман . Большое количество мусульманских религиозных лидеров начали работу по распространению информации и расширению участия мусульман от имени халифата; из них Маулана Мехмуд Хасан попытался организовать национальную войну за независимость против британского владычества при поддержке Османской империи.

Феодальный строй в халифате.

Бесконечной вереницей тянулись в столицу из завоёванных стран караваны с награбленным добром; воины гнали тысячи пленных. Но добычу и рабов захватили халифы и знать. Разбогатели и купцы, они стали торговать в обширных владениях халифата. Простые же воины так и остались бедняками. Один арабский поэт как-то сказал: «Мы участвуем в одних и тех же походах; почему же те (то есть знать) живут в изобилии, а мы остаёмся в нищете?» Завоевания ещё более усилили неравенство среди арабов.

Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Часть земель он раздал своим родственникам и приближённым; из знати были назначены наместники в завоёванные страны. Крестьяне, которые здесь жили, стали крепостными новых господ.

В странах Востока земледелием возможно было заниматься там, где орошались поля. В народе говорили: «Где кончается вода, там кончается земля». По приказу халифа тысячи крестьян сгонялись на постройку оросительных сооружений. Каналы и плотины принадлежали халифу и крупным землевладельцам., За пользование землёй и водой крепостные крестьяне платили оброк. Сборщиков не интересовало, хорош или плох в этом году урожай. Даже если суховей нанёс на поля тучи песка и пыли, если саранча уничтожила посевы, оброк всё равно собирали сполна со всей обработанной земли.

В халифате


применялся и труд рабов. Они работали в рудниках, осушали болота, строили каналы. Рабы были слугами в домах знати, воинами в охране халифа. Но основную массу трудящихся в халифате составляли не рабы, а крепостные крестьяне.

К- IX веку в Арабском халифате окончательно установился феодальный строй, но ещё долго сохранялись остатки рабства.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.