Атомные подводные лодки ссср

Алан-э-Дейл       01.09.2022 г.

Нынешнее время

Сейчас подводных авианосцев нет, что в принципе неудивительно. Размеры современных истребителей, бомбардировщиков и разведчиков почти полностью исключают возможность их запуска с борта субмарин, даже очень крупных.

Еще в 2010 году стало известно о разработке конструкторским бюро Skunk Works беспилотника Cormorant, способного стартовать с борта субмарины «Огайо» из подводного положения.

Из шахты БПЛА будет не «выстреливаться», как ракета, а скорее всплывать. Как только он окажется на поверхности, включатся реактивные двигатели, и аппарат взлетит прямо с воды. Выполнив свою задачу, он сможет вернуться в точку встречи с подлодкой и опуститься обратно на морскую поверхность c помощью парашюта. Затем дрон «утянут» обратно, используя трос.

Огромное количество БПЛА, запускаемых с борта субмарин, могут стать серьезной головной болью для вражеского флота, особенно если их научат нести ударное вооружение.

В то же время идея выглядит дорогой, рискованной и технически сложной. К слову, за последние годы новой информации о разработке Cormorant почти не поступало.

Примечательно, что в советские годы проект создания подводного авианосца действительно существовал. В 1937 году разрабатывали проект 41а, который планировали оснащать гидросамолетом «Гидро-1». Самолет мог развивать скорость до 183 км/ч, его подготовка к полету должна была занимать примерно пять минут. Но проект так и не реализовали.

Поколения АПЛ

Отсчет поколений атомных подводных лодок начался с окончания Второй мировой войны, когда активно началась гонка вооружений между СССР и США в рамках холодной войны. Вторая мировая война показала всему миру, насколько эффективным может быть этот класс техники.

Первое поколение

Первое поколение атомоходов затрагивает период с 1945 по 1960 гг. Данное время характерно тем, что тогда в основном использовались технологии, которые были наработаны во время войны, в частности, Советским Союзом, Германией и США. Подлодки того периода оборудовались несовершенными в техническом плане энергетическими установками, которые в использовании были крайне нестабильными и небезопасными. Срок работы атомного реактора между его перезарядкой не превышал 5 лет.

Развитие подлодок СССР в первом поколении

Советские субмарины первого поколения изначально создавались для массового производства, в отличие от США. Они были вооружены крылатыми и баллистическими ракетами, а также торпедами. В большинстве своем все подлодки того периода имели в своем составе два атомных реактора вместе с турбинами.

Это обстоятельство с одной стороны повышало скорость и надежность кораблей, но с другой стороны – увеличивало шумность. Основной недостаток ядерных реакторов первого поколения подлодок – высокая протяженность трубопроводов первого контура, из-за чего часто возникали протечки, а это приводило к загрязнению и аварии на подлодке. Электрическая и энергетическая система кораблей первого поколения была сделана на постоянном токе.

Советские корабли первого поколения, благодаря своим конструктивным техническим особенностям имели гораздо больший запас плавучести, чем американские корабли того же периода. Из-за этого обстоятельства атомоходы СССР могли оставаться на плаву, даже если были затоплены два отсека. Примеры советских кораблей первого поколения: подлодки проектов 627, 627А и 659.

США в первом поколении

Первыми серийными американскими АПЛ стали лодки под названием «Скейт». Они были созданы в 1957-1959 гг. Американские подлодки первого поколения характеризовались наличием на них одного атомного реактора и нахождением на них двух линий вала.

В энергетических и электрических системах использовался переменный ток, который производился от установленных на атомных подлодках автономных турбогенераторов.

Второе поколение

Второе поколение охватывает период 1960-1975 гг. Технологический и научный прогресс позволил субмаринам во втором поколении стать полностью автономными и подводными. Уже по несколько месяцев атомоходы могли находиться под водой.

Развитие гидроакустики в 1960-е гг. привело к тому, что носовая часть подлодок стала более вытянутой. Кормовые торпедные аппараты ушли в прошлое, так как тогда появились самонаводящиеся торпеды.

СССР, второе поколение

Проектированием подлодок этого поколения занимались Ленинградское ЦКБ-16 и Горьковское СКБ-112. Ядерные реакторы второго поколения были в основном водо-водяными. Мощность их не превышала 90 МВт. Период перезарядки был до 8 лет.

Применение новых подлодочных парогенераторов, которые уже стали изготавливаться в виде интегрального блока, позволило значительно уменьшить протяженность первого контура, а также увеличило безопасность и надежность энергоустановок, работающих на ядерном топливе. Примеры субмарин Советского Союза второго поколения: атомоходы «Навага» (проект 667 А) и «Мурена» (проект 667 Б).

США, второе поколение

В этот период, в США окончательно стали серийно и массово производить атомные подлодки, чего не наблюдалось в первом поколении. В основном выпускались многоцелевые АПЛ и лодки с баллистическими ракетами. Пример многоцелевых лодок: АПЛ «Трешер/Пермит».

Третье поколение АПЛ

Развитие третьего поколения подводных лодок началось в 1980-х гг. Атомоходы данного поколения отличались от предыдущего своим большим водоизмещением, а также лучшей обитаемостью и вооружением.

Впервые на подлодках третьего поколения стали использовать специализированное оборудование для радиоэлектронной борьбы. Советские атомоходы этого времени отличались тем, что в качестве основного материала для производства лодок использовался титан.

Четвертое поколение атомоходов

Субмарины четвертого поколения на 2021 г. – самые современные АПЛ. Главное техническое отличие атомоходов от предыдущего поколения – использование водометных двигателей и широкое применение при строительстве различных звукопоглощающих покрытий нового типа. Благодаря этому, атомные подлодки современного типа стали гораздо тише, обнаружить их в открытом море стало сложнее.

U-31

Эта немецкая лодка признана лучшей лодкой времен Первой мировой войны. В период с 1912 по 1915 год было построено 11 субмарин класса U-31, которые дважды приняли участие в боевых действиях.

Германия, которая по многим показателям опережала воюющие страны в вопросах создания и применения подводных лодок, активно использовала U-31 в первый год войны. Четыре лодки этого класса стали самым кровожадными убийцами в ходе Первой мировой войны.

Вторым активным применением лодок класса U стал 1917 год, когда Германская империя всеми способами пыталась принудить страны «Антанты» и США капитулировать. Лодка этого класса U-35 занимает первую строчку в мире по числу потопленных кораблей. В ходе войны ее экипаж уничтожил 224 корабля.

Японские подводные лодки I 400, известные также под именем «Сентоку» – самая большая субмарина времен Второй мировой войны.

Длина лодки достигала 122 метров, водоизмещением 6500 тонн. Японская лодка могла развивать скорость до 18 узлов в надводном положении и 6,5 узлов при движении под водой. По конструкции лодка могла перевозить на себе самолеты. После успешной операции в Пёрл-Харбор, японцы намеревались нанести удар с помощью таких лодок непосредственно по континентальному побережью США.

В 1942 году было запланировано построить 18 лодок, но война внесла коррективы и на воду спустили только 3 подводные лодки типа I 400.

В бою эти боевые субмарины так и не побывали. После капитуляции Японии, 3 лодки были переданы США и затоплены в 1946 году. В 2013 году японским исследователям удалось обнаружить одну из лодок I 400. Она лежит на глубине 700 метров у острова Оаху.

I-400 оставалась самой большой лодкой в мире, вплоть до появления в 60-е годы ХХ столетия атомных подводных лодок.

В советском проекте 667А «Навага» была создана целая серия Ракетных подводных крейсеров стратегического назначения с баллистическими ракетами Р-27 на борту.

Первые лодки «Навага» были спущены на воду в 1958 году. Длина лодки составляет 128 метров, ширина – 11,7 метров. Корпус этой подлодки имеет цилиндрическую, обтекаемую форму диаметром 9,5 м и выполнен из стали Ю3. Корпус 128-миметровой лодки был разделен на 10 отсеков. Боевой комплект лодки в полном снаряжении насчитывал 22 ракеты, из них 2 с ядерными боеголовками. На лодках было установлено высокоточное навигационное оборудование, а с конца 80-х годов использовали спутниковую навигацию.

Судьба многих лодок проекта 667А «Навага» во многом печальна. По соглашению с США о сокращении вооружения почти все подводные лодки этого типа были утилизированы.

Принципиальное устройство подводной лодки

Любой подводный аппарат действительно очень похож на звездолёт: плотная среда, склонная к турбулентности при малейшем возмущении, заставляет разработчиков применять сложные формы для оптимизации движения.

Классическая подводная лодка с дизельным или дизель-электрическим агрегатом заимствует многое от надводных кораблей современного типа: есть палуба и остеклённая рубка и даже ватерлиния, разделяющая корпус на 2 части: надводную и подводную.

Такая лодка большую часть времени — при долгих морских переходах, «на марше», — находится в надводном положении; под водой проходит только скрытное выполнение задачи.

Рубка когда-то использовалась по назначению

Кроме внешнего («легкого») корпуса для формирования обводов, подводная лодка имеет внутренний («прочный») корпус, который и выдерживает возрастающее с глубиной забортное давление воды.

Для движения дизельных лодок под водой придумали шноркель — трубу, которая позволяет двигателю забирать воздух, необходимый для его работы, над поверхностью воды.

Палуба сохранилась и на современных атомных подводных лодках

Она позволяет увеличить продолжительность подводного хода, но для его реализации требуется достаточно низкая скорость, отсутствие волнения и небольшая глубина погружения.

Для больших глубин используются аккумуляторы, заряжающиеся от дизельного движителя во время его работы.

Первые атомные подводные лодки

Новый виток развития флота — появление атомоходов. Идеи перевести субмарины на тягу за счет ядерного реактора возникли еще в фашистской Германии. Но первые подводные лодки на атомном ходу сконструировали американцы в 1954 году.

Название первенца — «Наутилус». Благодаря ядерному реактору подлодка могла в течение нескольких месяцев проводить время в плавании и не подниматься на поверхность. Корабль спустили на воду в присутствии тогдашнего президента Дуайта Эйзенхауэра 21 января. А уже осенью того же года его приняли на вооружение ВМС Соединенных Штатов.

В тот период шла холодная война, и СССР обязан был ответить. Советская разведка получила информацию о «Наутилусе» еще на этапе проектирования. Поэтому советские инженеры, понимая, что не успевают выпустить свой атомоход раньше американцев, поставили задачу сделать его лучше — не повторяли конструкцию, а разработали свою.

Проектом руководил конструктор Владимир Перегудов. Его команда сумела спроектировать и начать строительство собственной лодки на атомном ходу уже в следующем, 1955-м, году. Она заметно отличалась от американской. Если «Наутилус» по форме повторял дизельных предшественников, русский корабль под названием «К-3» больше напоминал торпеду, как видно на фото.

В течение всего XX века и уже в текущем XXI столетии субмарины — одна из важнейших частей вооруженных сил ряда стран. С тех пор как появились первые подводные лодки, тактика и стратегия сражений на воде претерпели серьезные изменения. И сегодня невозможно претендовать на звание морской державы при отсутствии собственного подводного флота, который способен не только сражаться в море, но и запускать межконтинентальные ракеты.

Последний поход

28 февраля 1989 г. от причала базы Западная Лица лодка выходит в свой третий боевой поход. Целью похода «К-278» было скрытное слежение за авианосцем «Америка». Кроме того, в задачи «Комсомольца» входило  обнаружение иностранных подлодок.

7 апреля 1989 г., на 37 сутки плавания, в 11:03 в 7 отсеке по неустановленной причине вспыхивает пожар, от которого сразу же погибает вахтенный матрос. Постепенно пожар и едкий дым распространяются по отсекам подлодки, увеличивая количество жертв.

Вскоре командир Евгений Ванин принимает решение об аварийном всплытии. Воздух, подаваемый в балласты для всплытия, попадает и в горящие отсеки усиливая пожар, однако лодке всё же удаётся всплыть на поверхность и подать повреждёнными антеннами сигнал бедствия. В это время, терпящую бедствие лодку, обнаруживают норвежцы, однако от их помощи отказываются. В 11:54 по тревоге поднята авиация Северного флота.

Прибывшие самолёты замечают крен на лодке, стоящей в ледяной воде. Глубина Норвежского моря в этом месте превышает 1,5 км, а до советского берега 900 км. Постепенно лодка погружается под воду. Последнее сообщение с «Комсомольца» было отправлено за 16 мин. до полного затопления подлодки и выглядело следующим образом: «Дифферент резко нарастает. Весь личный состав находится наверху».

Оценив обстановку, командир Ванин принимает решение эвакуировать экипаж с подлодки на спасательные плоты, однако мест на них не хватает. На плоты стараются в первую очередь загрузить пострадавших при пожаре. Остальные подводники оказываются в ледяной апрельской воде Норвежского моря. Немыслимо, но в воде с температурой +4°С, подводники, хватаясь за скользкие плоты, вместе поют из последних сил песню «Варяг», тем самым поддерживая друг друга. Позже этот факт ляжет в основу песни, посвященной гибели «Комсомольца».

В 17 ч. 8 мин. лодка К-278 (тактический номер АПЛ «Комсомольц») идёт ко дну. Однако, и внутри тонущей подлодки находятся моряки, которые всё предыдущее время поддерживали лодку на плаву.

Ужас ощущений подводников, находящихся на лодке, камнем падающей на полуторакилометровую глубину, передаёт рассказ мичмана Слюсаренко, сумевшего воспользоваться спасательной капсулой и буквально вырваться из рук смерти. «Лодка погружалась и слышно было, как трескались переборки. Глубинометр показывал 400 м. и стрелку зашкаливало. Я спросил: «Какова глубина моря?» Кто-то ответил 1500 метров. А командир сказал, что если достигнем дна, то камеру раздавит»1

В 18:20 к месту гибели подлодки прибывает корабль «Алексей Хлобыстов», который забирает на свой борт, находящихся на поверхности моряков. Всего на борту «К-278» находилось 69 подводников, из которых 42 погибло. Выжившие моряки провели в ледяной воде полтора часа, в то время как по расчётам врачей предельное нахождение в такой воде равно приблизительно 20 минутам. Гибель «Комсомольца» произошла уже в эпоху гласности и поэтому активно обсуждалась в советских СМИ. («Правда») Причём помятуя о недавнем Чернобыле, газеты старались подчеркнуть отсутствие радиационного загрязнения на месте аварии.

В мае 1989 был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении орденом Красного Знамени членов экипажа подводной лодки «Комсомолец». А с 1995 года День гибели АПЛ «Комсомолец» — 7 апреля, станет в России Днём памяти всех погибших когда-либо подводников. Сегодня в Санкт-Петербурге существует общество памяти атомной подводной лодки «Комсомолец».

рейтинг

Тактическая оценка и воздействие

оценка

Проект 705 был классом подводных лодок с хорошими характеристиками; Помимо уникальной максимальной скорости, лодки также обладали хорошей маневренностью, что позволяло им, например, разворачиваться на 180 ° со скоростью 40 узлов всего за 42 секунды.

У этого класса был один серьезный недостаток: подводные лодки были чрезвычайно быстрыми, но они производили огромный шум при полной нагрузке и, соответственно, их было легко обнаружить. Большая глубина могла быть значительным преимуществом при использовании гидролокатора, поскольку проект 705 мог использовать больше тепловых слоев, чем потенциальные противники. Однако это преимущество проявлялось только на малых скоростях.

Эффекты

В американских спецслужбах узнали о строительстве нового класса подводных лодок и использовании титана в их конструкциях через спутниковый мониторинг верфей.

Реакторы

В частности, реактор, охлаждаемый жидким сплавом, изначально считался элегантным решением нескольких слабых мест, которые могли возникнуть в легководных реакторах, использовавшихся в Советском Союзе .

  • Высокая температура кипения теплоносителя в сочетании с низким давлением в первом контуре охлаждения вызвала взрывы с последующим выбросом радиоактивности, что могло произойти при испарении обычной охлаждающей воды, что крайне маловероятно.
  • Затвердевание охлаждающей жидкости при температуре ниже 125 ° C привело к тому, что возможная утечка в охлаждающем контуре закрылась сама собой, как только охлаждающая жидкость вступила в контакт с холодным окружающим воздухом. Таким образом, можно почти исключить потерю всей охлаждающей жидкости из-за утечки.
  • Отсутствие выделения изотопов 210 Po через выходящий пар.
  • Отсутствие выделения значительных количеств нестабильных изотопов йода .

утилизация

Поскольку проект 705 был единственным классом кораблей в Советском Союзе с реакторами LMC (Liquid Metal Coolant), было очень мало установок для выгрузки топлива из реакторов и еще меньше для обработки «замороженных» реакторов затвердевшей охлаждающей жидкостью. Распад Советского Союза в 1991 году ухудшил ситуацию, так что два реактора с затвердевшим теплоносителем , в частности , не может быть уничтожен , так как необходимые системы были либо отсутствуют , либо больше не работает.

Во-первых, в 90-х годах прошлого века американцы инициировали различные тайные операции по обезвреживанию высокообогащенного урана (в том числе для реакторов типа ОК-550 и БМ-40А) из месторождений на территории бывшего Советского Союза, которые не принадлежали России , и Дуба. Ридж, чтобы предотвратить распространение террористических групп и третьих стран, которые могли использовать их для производства ядерного оружия.

Из-за наличия высокообогащенного урана в реакторах трех подводных лодок проекта 705, наконец, были инициированы международные программы помощи для завершения работ. Поскольку последняя разгрузка реактора с катера проекта 705 произошла в 1992 году, потребовалась финансовая поддержка со стороны международных партнеров и обширная работа по планированию, прежде чем тепловыделяющие элементы были удалены из последних трех реакторов проекта 705 в Гремиче в период с 2005 по 2007 год и введены в эксплуатацию. хранилище может быть передано.

История подводного флота ВМФ России

Военно – Морской Флот России в современном мире – важнейший вид вооруженных сил страны. Он необходим для защиты государственной границы, выполнения военных учений в водных просторах, обеспечения экономических интересов страны, а также для выполнения поисково-спасательных работ

Важной составляющей ВМФ России является подводный флот отечества

История подводного флота России берет свое начало еще в 18 веке, когда русский инженер-самоучка сделал чертеж «потаенного судна», скрытого под водой. Внешний вид субмарины напоминал бочку и должен был производиться из досок и медных листов. Однако эта идея так и не смогла воплотиться в реальность. Только спустя 100 лет при царствовании Николая I была спущена на воду субмарина. Она была небольшого размера, но уже имела вооружение – одну мину и ракеты.  В конце 19 века разные кораблестроительные заводы выпускали экспериментальные варианты подводных конструкций. Первым вариантом, визуально наиболее приближенным к современным аналогам, стала субмарина «Дельфин», которая была погружена в воду в 1903 году. Она имела размер водоизмещения 124 тонны и включала в себя 2 торпедных аппарата.

Уже в I Мировую Войну разные страны, в том числе подводный флот отечества, активно использовали подлодки в сражениях. В те годы наша страна насчитывала 75 лодок различных конфигураций. Во Вторую Мировую Войну Советский морской флот включал 212 субмарин. История знает много героических сражений, где бригада подводных лодок нашего государства показала себя с героической стороны.

Стратегическое влияние

АПЛ типа «Борей» оснащены 16 баллистическими ракетами подводных лодок (БРПЛ) «Булава». Каждая имеет шесть разделяющихся головных частей (типа MIRV) мощностью по 150 Кт. Дальность полета ракеты: 8000 км. БРПЛ РСМ-56 «Булава» (также: 3K30, или 3M30; в НАТО: SS-N-32) это морская версия МБР «Тополь-М» (НАТО: SS-27).

БРПЛ «Булава»

Передача ВМФ РФ новой стратегической подводной лодоки, по взглядам зарубежных экспертов, меняется баланс внутри заключенного между США и Россией Договора о сокращении стратегических вооружений. Согласно последнему обмену данными (опубликован 1 марта 2020 г. Госдепартаментом США) Соединенные Штаты располагали 1373 боеголовками, а Россия – 1326. Добавившиеся 96 зарядов АПЛ «Князь Владимир» сдвигают маятник в пользу России.

Подводный старт МБР «Булава»

За рубежом также активно дискутируется различная информация, касающаяся дислокации АПЛ. Одни источники предсказывают сбалансированное распределение АПЛ типа «Борей» (по четыре в каждом) между Северным и Тихоокеанским флотами. По мнению других (например, «Известия» от 23 марта 2020 г.), предпочтительным останется Тихоокеанский флот. Помимо АПЛ «Рязань» (проект 667-БДР; в НАТО класс Delta III), там дислоцируются две АПЛ типа «Борей» первого проекта (проект 955) «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Лодки проекта 667-БДР также могут оснащаться 16 МБР. Возможной версией их вооружения является РСМ-50 Р-29Р «Высота» с тройной разделяющейся ГЧ. Западные аналитики приходят к выводу, что ТОФ может иметь в своем арсенале, по крайней мере, 240 разделяющихся ГЧ.

Помимо прочего, за рубежом справедливо отмечают, что с поступлением АПЛ типа «Борей» в российском флоте произойдет не только смена поколений лодок стратегического назначения. Увеличение дальности современного баллистического оружия во взаимосвязи с технологическими возможностями в судостроении позволят перенести районы патрулирования стратегического подводного флота в моря вблизи российской территории и в Арктику. Стратегической подводной составляющей России больше не потребуется преодолевать подводную оборону НАТО. Проникновение в центральную Атлантику через игольное ушко GIUK-Gaps (линия противолодочной обороны НАТО в северной Атлантике) останется в прошлом.

Вооружение

Подводная лодка «Акула» укомплектована основным и второстепенным оружием, которое предназначено для уничтожения цели противника, расположенной в прямой видимости или на расстоянии более 8 000 км.

Основное

Данная подводная лодка имеет установку Д-19 с баллистическими ракетами, имеющими стартовый вес 90 т и длину 17 м. Дальность полёта в боевом исполнении составляет 8 300 км с отделяющейся частью на 10 боеголовок по 100 килотонн каждая.

За всю историю использования такого оружия, подводная лодка проекта 941 и её последующие модификации, являлись его единственным носителем, других аналогов, способных принять на себя такое количество взрывчатого вещества нет.

Запуск полного боекомплекта осуществляется единичным выстрелом или очередными залпами, как на поверхности, так и из погружённого состояния. Максимальная глубина погружения при старте Д-19 достигает 56 м, без ограничений по погодным условиям.

Всего подводная лодка «Акула» имеет на своём борту 20 единиц таких ракет, хотя изначально Ковалёв планировал установку 24 штук, однако главнокомандующий ВМС С. Г. Горшков принял решение остановиться на 20.

Второстепенное

Помимо стратегического оружия, подводный ракетоносец имеет на своём борту систему установки минного заграждения, 6 устройств торпедного цикла со стволом 533мм, использующихся для огневой поддержки ракетным торпедам, 8 ПЗРК «Игла 1» и целый ряд радиоэлектронного вооружения:

  1. «Омнибус», военизированный информационный комплекс управления.
  2. «Скат-КС», система гидроакустики.
  3. «Арфа МГ-519», гидроакустическая установка по поиску мин.
  4. «Север МГ-518», эхолот для измерения толщины льдов.
  5. «БуранМРКП-58», устройство радиолокации.
  6. «Симфония», блок навигации.
  7. «Молния Л-1», аппарат радиосвязи, оборудованный спутниковой системой «Цунами».
  8. МТК-100, ТВ блок.
  9. 2 антенны – буйка, которые при нахождении лодки на глубине более 150 м, всплывают и принимают радиосигнал и информацию со спутника.

Начавшаяся после Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 гг. холодная, продолжавшаяся длительной гонкой вооружений двух мировых держав, закончилась благодаря частичному вкладу подводных лодок серии «Акула».

Впечатляющие размеры корабля и имеющийся на его борту огромный арсенал, позволяющий в любой момент запустить залп из 20 ракет в любую точку земного шара, внёс свой вклад в многолетнее противостояние и прекратил его, подписанием мирного соглашения.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.