Первые танки в мире

Алан-э-Дейл       29.06.2022 г.

Первая Мировая война и первые английские танки

С появлением первых автомобилей идея применять их в войнах стала очевидна для всех. Поэтому уже перед Первой Мировой почти все армии ведущих держав имели свой парк бронеавтомобилей, да и настоящие бронепоезда тоже были в ходу.

Минусы этих боевых машин были естественными. У бронеавтомобилей — невозможность езды по пересеченной местности и преодоления заграждений и траншей, а у бронепоездов — привязанность к рельсам. Поэтому, когда в ходе затяжных боев армии противоборствующих стран все больше начали окапываться, строить многокилометровые противопехотные заграждения из мин и колючей проволоки, использовать пулеметы и шрапнельные снаряды, буквально выкашивающие наступающую пехоту, инженерам стало понятно — надо что-то делать.

Когда в 1915 году британский полковник Эрнест Суинтон предложил использовать для преодоления траншей бронированную машину на гусеничном тракторном ходу, Уинстон Черчилль ухватился за эту идею и создал Комитет по сухопутным кораблям, который в срочном порядке начал разработки.

Машина Хетерингтона

Самое любопытное, что тот же Черчилль чуть не похоронил будущее танков, когда захотел реализовать идею майора Томаса Хетерингтона, который предложил создать тысячетонного монстра на огромных колесах, четырнадцати метров высотой и вооруженного корабельными пушками. Опытные инженеры объяснили министру Черчиллю, что эту махину тут же расстреляют из пушек, поэтому разработчики обратились к идее Суинтона о создании машины на основе американского гусеничного трактора Холт-Катерпиллер, который уже давно применялся в армии в качестве тягача.

Так называемый «танк Суинтона» разрабатывался в строгой секретности, и уже 9 сентября 1915 года прототип под названием «Линкольнская машина номер один», прошел первые полевые испытания, где обнаружилась куча недостатков конструкции, после устранения которых появился первый работающий прототип танка — Маленький Вилли, названный так в честь разработчика Уолтера Вильсона. Машина также имела множество недостатков, и когда ее переделали под требования боевой обстановки, был создан Большой Вилли, которого приняли на вооружение и под названием Mark I отправили на войну.

Причины создания первого танка и его предназначение

Настоящее признание танки получили во время Первой мировой войны.

Первая мировая была войной позиционной, для неё характерна многоэшелонированная сплошная линия обороны с пулемётами и архитектурными сооружениями. Для прорыва использовалась артподготовка, но из-за малой дальности стрельбы она могла подавить, и то довольно условно, только огневые точки передней линии. При захвате первой линии, захватившие неизбежно сталкивались со следующей, для подавления которой нужно было подтягивать артиллерию. Пока наступающие занимались артиллерией, обороняющие войска мобилизировали резервы и отвоевывали занятую линию и уже сами начинали переходить в атаку. Такое безрезультатное передвижение могло продолжаться довольно долго. Например. В феврале 1916 года в битве при Вердене, к которой немцы готовились почти два месяца, участвовало больше одной тысячи орудий. За десять месяцев противостояния было израсходовано больше 14 млн. снарядов, а число погибших с обеих сторон превысило один млн. При всем при этом, немцы продвинулись аж на – 3 километра в глубь обороны французов.

Перед военными четко стал вопрос о необходимости транспортного средства, которое могло б прорывать линии обороны противника с полным подавлением огневых точек или как минимум оперативно доставлять артиллерию к очередным рубежам.

Бронепоезда по понятным причинам использоваться не могли, а бронеавтомобили быстро показали свою несостоятельность — слабую броню и неэффективное вооружение. Усиление бронирования и вооружения значительно повышало вес автомобиля, что наряду с колесной подвеской и слабыми двигателями проходимость бронеавтомобилей сводило к нулю. Несколько помогло улучшить ситуацию применение гусеничного тяжителя (гусениц). Опорные катки равномерно распределяли давление на почву, что существенно повышало проходимость по мягкому грунту.

Для увеличения огневой мощи и проходимости военные инженеры начали экспериментировать с размерами и весом новой боевой машины. Пробовали комбинировать гусеницы с колесами. Было среди них и несколько довольно неоднозначных проектов. Например. В России конструктор Лебеденко, и независимо от него в Англии майор Хетерингтон, в целях большей проходимости сконструировали танк на трех огромных колесах. Идея обеих конструкторов заключалась в обычном переезде канавы боевой машиной, поэтому Лебеденко предлагал создать танк с колесами диаметром 9 метров, а Хетерингтон соответственно 12 метров. Лебеденко даже создал опытный экземпляр, но во время испытаний он… застрял в первой же яме.

Из-за несовершенства представленных броневых машин, споры о необходимости их разработки и примирения среди военных продолжались до 15 сентября 1916. Этот день стал переломный в истории танкостроения и ведения войн вцелом. Во время битвы на реке Сомме, англичане впервые использовали свои новые танки. Из 42 двух бывших в наличии, в бою участвовали 32. Во время боя 17 из них по разным причинам вышли из строя, но и оставшиеся танки смогли помочь пехоте продвинуться в глубь обороны на 5 километров по всей ширине наступления, при этом потери в живой силе составили в 20 раз! меньше расчетных. Для сравнения можно вспомнить бой при Вербене.

Тяжелый танк A7V (Германия)

Тяжелый танк A7V

В октябре 1916 г. военное ведомство Германии, озабоченное весьма успешным применением на фронте английских и французских танков, поручило специальной технической комиссии, состоявшей из таких представителей ведущих немецких компаний, как «Daimler», «Bussing», NAG, «Benz», «Opel», «Holt-Caterpillar», во главе с начальником 7-го отделения Общего управления Военного министерства (по-немецки сокращенно A7V — отсюда появилось название боевой машины) разработать проект собственного тяжелого танка.

Работы по проектированию велись в большой спешке и завершились к концу года. 16 января 1917 г. в Берлин-Мариенфельде было продемонстрировано готовое шасси с деревянным макетом бронекорпуса, а уже 20 января Военное министерство подготовило заказ на постройку 100 машин, причем предполагалось, что бронированными будут только 10 из них.

В результате испытаний опытных образцов танка A7V выявился целый ряд серьезных недостатков в системе охлаждения двигателей, трансмиссии и ходовой части, которая, как и у французских танков, была выполнена на базе трактора «Holt». Их устранение в условиях постоянно ухудшающегося экономического положения Германии и острого дефицита различных материалов сильно затянуло работы, поэтому первый серийный A7V удалось завершить только в октябре 1917 г.

Наклонная установка листов и «корабельная» форма носовой и кормовой частей несколько повышали степень бронезащиты

Для обеспечения требуемой скорости из-за нехватки мощных двигателей конструкторам пришлось применить двухдвигательную силовую установку с работой каждого мотора на гусеницу одного борта. Броневой корпус одного из двух вариантов, отличавшихся лишь количеством броневых деталей, устанавливался на раме. При этом толщина и качество брони позволяли противостоять не только бронебойным винтовочным пулям, но даже осколочно-фугасным снарядам легкой артиллерии.

Поскольку в основу компоновочной схемы машины легла симметрия в продольной и поперечной плоскостях, то в целом танк A7V представлял собой, скорее, «подвижный форт», хорошо приспособленный для ведения круговой обороны, чем средство для прорыва обороны противника и поддержки наступающей пехоты. Бронирование ходовой части и подвешенные над днищем спереди и сзади наклонные бронелисты вместе с высоким расположением центра тяжести заметно снижали проходимость машины. Танк уверенно двигался по рыхлому грунту только на ровной местности и легко опрокидывался даже при самом незначительном боковом крене.

До конца войны удалось построить всего 20 танков A7V (каждому из которых присваивалось собственное имя), успевших принять с переменным успехом участие в ряде важных сражений заключительного этапа Первой мировой войны. Если танковые атаки, предпринятые 21 марта 1918 г. под Сен-Кантеном и 24 апреля под Виллер-Бретонне, завершились успешно, то 15 июля под Реймсом все 20 участвовавших в наступлении танков (A7V и трофейные) были подбиты артиллерией противника. Но справедливости ради нужно сказать, что неудачи, постигавшие танки A7V, были обусловлены не столько недостатками конструкции, сколько малочисленностью машин и плохой подготовкой их экипажей — у немцев просто не было времени и возможности проводить должное обучение.

Танк Леонардо да Винчи

В конце 15 века великому Леонардо да Винчи (см. интересные факты о Леонардо да Винчи) удалось спроектировать танк, выполненный из дерева и металла. По форме он напоминал юлу.

По периметру окружности изобретатель разместил пушки. Такая необычная машина должна была приводиться в движение посредством сложных механизмов. Это позволяло танку эпохи Возрождения передвигаться по поверхности в автономном режиме.

Однако идеи Леонардо настолько опережали время, в котором он жил, что проект остался только на бумаге. Интересен факт, что в 2009 г. американские инженеры смогли воссоздать танк по чертежам великого итальянца.

Танковые войска России

Танковые войска составляют «ядро» сухопутных сил, взаимодействующее с мотострелковыми войсками, как в обороне, так и в наступлении. Без поддержки пехоты использование танков оказывается не эффективным.

Использованием танков решаются следующие задачи:

  • в обороне – огневая поддержка обороняющихсямотострелков, нанесение контрударов и контратак с целью подавления активности противника;
  • в наступлении – прорыв укреплений противника, вклинивание в оборонительные порядки на большую глубину, рассечение и окружение отдельных группировок с целью уничтожения.

Для этого используют:

  • танковые дивизии:
  • танковые бригады;
  • танковые полки в составе мотострелковых дивизий;
  • танковые батальоны полков и бригадмотострелков.

 Управление танковыми войсками 

В современной российской армии танковые силы не рассматриваются в качестве отдельного рода войск и не имеют централизованного управления. Вопросами, связанными с бронетехникой в вооруженных силах России занимается Главное автобронетанковое управление МО РФ, которое возглавляет генерал-майор С.В.Бибик.

В отличие от родов войск у танкистов нет своего штаба, не ведется планирование самостоятельных боевых операций. Задачи управление сведены к:

  • совершенствованию и модернизации автобронетанковой техники;
  • военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами;
  • планированию и материальному обеспечению бронетанковых подразделений, сохранению имеющегося парка машин.

То есть, основные функции — административно-хозяйственные.

Самый большой немецкий танк

Машиностроение и танкостроение в Германии с 30-х годов XX века привлекало внимание мира. Многие САУ и бронированные модели входили в топ самых надежных в мире

Ответ немцев. Sturmpanzerwagen A7V

Впечатлённые применением бронированных машин на Сомме, немецкие инженеры ускорили работы по созданию собственных танков. В октябре 1917 на базе трактора «Holt» свет увидел первый серийный немецкий танк A7V.

Всего выпустили 20 машин, и они ограниченно участвовали в боях последнего периода Первой мировой войны. Размерами походил на британский аналог, но был в два раза быстрее и мог преодолеть расстояние на 15 км больше, чем британский Mark.

Экипаж немецкого 30-тонника состоял из 18 человек. Почти все боевые машины имели имена собственные и были утрачены в боях или сданы на слом после краха Германской империи.

Е-100

Это самый большой из разработанных немецкий танк в мире, фото и краткое описание представлено выше. Для модели было характерно расположение двигателя в корме, а ведущих колес — в передней части корпуса. Разработчик был нацелен на увеличение скорости движения до 40 км/ч, что было невозможным при весе в 140 т.

Амбициозные проекты СССР

Чуть позже, между 1915 и 1916 годами, изобретатель Менделеев спроектировал сверхтяжёлый танк, оснащённый вращающейся башней, пневмоподвеской и способностью передвигаться по железным дорогам. Планировался экипаж из 8 человек под защитой противоснарядной брони толщиной до 150 мм, 120 мм орудие, пулемёт и скорость до 24 км/час.


Несколько известных советских ученых, таких как Лебеденко, Жуковский и Стечкин, создали необычный колёсный танк, который таковым, если говорить откровенно, не являлся. Точнее его стоило назвать колёсной боевой машиной. Его огромные размеры были призваны обеспечить хорошую проходимость благодаря девятиметровым ведущим колёсам — уменьшенная заводная деревянная модель, подаренная императору Николаю II 21 января, отлично преодолевала преграды в виде ковра и стопок книг. 9 сентября 1915 года танк был полностью собран и начал проходить испытания, спокойно ломая при этом деревья, однако, из-за маленького управляемого колеса сзади, машина постоянно увязала в мягком грунте, в итоге там и осталась, поскольку вытащить её не смогли. Помимо проходимости, комиссии стал очевиден ещё один критический недостаток необычного проекта — его огромные размеры делали из него отличную мишень, а колёса легко повреждались фугасами или шрапнелью. Танк охраняли около 2 лет, после чего забросили из-за революции, лишь в 1923 году вспомнив о нём и разобрав на металлолом.

Легкий танк «Whippet» (Великобритания)

Taнк Mk. A «Whippet»

Накопленный опыт использования средних французских и собственных тяжелых танков привел к распространению среди британских военных мнения о необходимости дополнить тяжелые боевые машины более подвижными легкими, которые могли бы стать своего рода «стальной кавалерией», способной развивать успех при прорыве укрепленных линий противника тяжелыми танками и действовать в его оперативном тылу.

В соответствии с теоретическими предпосылками, разработанными горячим приверженцем этой идеи начальником штаба Королевского танкового корпуса полковником Дж. Фуллером, англичане приступили к конструированию среднего танка. В связи с тем, что на фирме У. Фостера в Лидсе его проект был готов еще до поступления от военного ведомства заказа на такую машину, он и стал первым британским танком с размещением вооружения во вращающейся башне. Опытный образец был изготовлен в декабре 1916 г., прошел испытания в феврале следующего года, а в июне 1917 г. последовал заказ на 200 машин. Однако из-за возникших технологических сложностей с производством башен от них пришлось отказаться, и в результате в декабре 1917 г. танк пошел в серию в безбашенном варианте.

В марте 1918 г. первые серийные танки, получившие обозначение Mk. А, сошли со сборочной линии завода. Новая машина развивала скорость, более чем вдвое превышавшую скорость танка Mk. IV, и по этой причине Mk. А получил неофициальное название «Уиппет» («борзая»).

Экипаж из трех человек и вооружение, состоявшее из четырех пулеметов, размещались в кормовой рубке. Основной особенностью машины были два двигателя, каждый со своей коробкой передач, находившиеся вместе с бензобаками в передней части корпуса и приводившие в движение каждый свою гусеницу. При выходе из строя хотя бы одного мотора машина двигаться дальше не могла.

Задний и боковой пулеметы танка Mk. А «Уиппет». Установка пулеметного вооружения по периметру танка давала возможность вести огонь во всех направлениях, но не позволяла сосредоточить его в случае необходимости в одном — самом нужном

Несмотря на увеличение максимальной скорости, из-за того что подвеска танка осталась жесткой, реальная скорость танков Мк. А при движении по бездорожью осталась по-прежнему невысокой. Танк оказался очень сложным в управлении, и от водителя требовалось немалое мастерство, чтобы вести его, да и обзор из кормовой рубки был неважным. Тем не менее, по надежности Мк. А заметно превосходили своих более тяжелых «коллег». Танкисты говорили, что «борзые» способны своим ходом вернуться из боя на исходную позицию. Тяжелым боевым машинам Mk. I — Мк. V из-за частых поломок и небольшого запаса топлива это удавалось далеко не всегда.

Первые танки Мк. А поступили в войска в марте 1918 г., а боевое крещение нескольких первых «Уиппетов» состоялось в бою в районе Мэйн-Мэйс 26 марта. 8 августа того же года в сражении под Амьеном участвовало уже 96 машин этого типа, и там они впервые в истории танковых войск совершили нечто, похожее на оперативный прорыв: оторвавшись от своей пехоты, танки в сопровождении кавалерии провели впечатляющий рейд по тылам немецких войск.

Трофейные «Уиппеты» использовались в немецкой армии. Они также состояли на вооружении войск интервентов и белогвардейцев во время Гражданской войны в России, а затем в качестве трофеев даже попали в Красную Армию, где под названием «Тейлор» (по фамилии конструктора двигателей) эксплуатировались вплоть до начала 30-х гг. В начале 20-х гг. несколько танков было продано в Японию.

В британской же армии танки Мк. А служили недолго — вскоре после войны они были заменены более совершенными средними танками Мк. В и Мк. С.

Ход войны

1914 год

Война состояла из пяти кампаний. В ходе первой кампании в г. Германия вторглась в Бельгию и северные районы Франции, но потерпела поражение в сражении на Марне. Россия захватила часть Восточной Пруссии и Галиции (Восточно-прусская операция и Галицийская битва), но затем потерпела поражение в результате немецкого и австро-венгерского контрнаступления. В итоге произошел переход от маневренных к позиционным формам борьбы.

Первая мировая война. Европа в 1914-1915 годах.

1915 год

Кампания г. связана с вступлением в войну Италии, срывом германского плана вывода России из войны и кровопролитными безрезультатными сражениями на Западном фронте.

В ходе этой кампании Германия и Австро-Венгрия, сосредоточив основные усилия на русском фронте, осуществили, так называемый Горлицкий прорыв и вытеснили русские войска из Польши и части Прибалтики, но в Виленской операции потерпели поражение и вынуждены были перейти к позиционной обороне.

На Западном фронте обе стороны вели стратегическую оборону. Частные операции (у Ипра, в Шампани и Артуа) не имели успеха, несмотря на применение отравляющих газов.

На Южном фронте итальянские войска предприняли неудачную операцию против Австро-Венгрии на реке Изонцо. Германо-австрийским войскам удалось разбить Сербию. Англо-французские войска успешно провели Салоникскую операцию в Греции, но не смогли овладеть Дарданеллами. На Закавказском фронте Россия в результате Алашкертской, Хамаданской и Сарыкамышской операций вышла на подступы к Эрзуруму.

1916 год

Кампания г. связана с вступлением в войну Румынии и ведением изнурительной позиционной войны на всех фронтах. Германия вновь перенесла усилия против Франции, но в Верденском сражении не добилась успеха. Безуспешным оказались и операции англо-французских войск на Сомне, несмотря на применение танков.

На Итальянском фронте австро-венгерские войска предприняли Трентинскую наступательную операцию, но были отброшены контрнаступлением итальянских войск. На Восточном фронте войска Юго-Западного русского фронта провели в Галиции успешную операцию на широком фронте протяженностью до 550 км (Брусиловский прорыв) и продвинулись на 60-120 км, заняли восточные районы Австро-Венгрии, что вынудило противника перебросить на этот фронт до 34 дивизий с Западного и Итальянского фронтов.

Первая мировая война. Европа в 1916-1918 годах.

На Балтийском море произошло решающее Ютландское сражение. В итоге кампании создались условия захвата Антантой стратегической инициативы.

1917 год

Кампания г. связана с вступлением в войну США, революционным выходом России из войны и ведением на Западном фронте ряда последовательных наступательных операций (операция Нивеля, операции в районе Мессин, на Ипре, под Верденом, у Камбре). Эти операции, несмотря на использование в них крупных сил артиллерии, танков и авиации, практически не изменили общей обстановки на Западно-Европейском театре военных действий. На Атлантике в это время Германия развернула неограниченную подводную войну, в ходе которой обе стороны несли большие потери.

1918 год

Кампания г. характеризовалась переходом от позиционной обороны к общему наступлению вооруженных сил Антанты. Вначале Германия предприняла мартовское наступление союзников в Пикардии, частные операции во Фландрии, на реках Эна и Марна. Но из-за недостатка сил они не получили развития.

Со второй половины г. с вступлением в войну США союзники подготовили и развернули ответные наступательные операции (Амьенская, Сен-Мийельская, Марнская), в ходе которых ликвидировали результаты германского наступления, а в сентябре г. перешли в общее наступление, вынудив Германию к капитуляции (Компьенское перемирие).

Немецкое танкостроение в Первой мировой войне.

На первое применение британских танков 15 сентября 1916 г. в Германии отреагировали достаточно нерешительно. Несмотря на большую неожиданность и панику в немецких окопах боевая эффективность танков была неубедительна. С ограниченным приоритетом в ноябре 1916 г. военное управление проявило первую активность в отношении строительства немецкой бронированной машины. Строительство первого образца машины A7V, оснащенной бронированным корпусом, завершилось в октябре 1917 г.

Фактически, 21 марта 1918 г. под Сент-Квентином состоялось первое боевое применение девяти «Штурмпанцерваген А7V». Согласно докладам, уже на марше к линии фронта имели место многочисленные технические неисправности. Хотя бронемашина A7V и показала низкую пригодность для движения по бездорожью, она проявила более благоприятные боевые характеристики, чем британские танки.

Во второй половине Первой мировой войны, концептуальное развитие немецкого танкостроения продолжалось, и это была уже одновременная работа над несколькими проектами. В частности, существовала концепция тяжелого танка (K-Wagen) с массой 140 тонн, а также велась разработка легкой боевой машины в классе от шести до восьми тонн «Кавалериепанцер» (Kavalleriepanzer, рус. – дословно «кавалерийский танк»).

Тяжелый танк K-Wagen

Первые танки в бою

Боевое крещение танки получили на севере Франции в битве на реке Сомме 15 сентября 1916 г. В это время английская армия истекала кровью, пытаясь прорвать немецкие позиции. Но все усилия тратились напрасно. Немцы буквально косили из пулемётов ряды наступавших. И тогда английский главнокомандующий генерал Д. Хейг решил пустить в ход новое секретное оружие — танки. Он относился к ним скептически и не верил в успех. Но другого выхода не было, и он решил испробовать их в действии. Хейгу говорили, что время для выступления танков неподходящее.

Осенние дожди размыли почву, а танкам нужен твёрдый грунт. К тому же было построено всего несколько десятков танков, а для решительного удара требовались сотни. Но Хейг отдал приказ о наступлении.

Тёмной ночью сорок девять танков двинулись к передовым позициям. Стальные громады ползли, как черепахи, в ту сторону, где поминутно загорались в вышине осветительные ракеты. Через три часа на указанные для танков места прибыли тридцать две машины, семнадцать застряли по дороге из-за разных неполадок. Заглушив моторы, танкисты возились возле машин: доливали масло в моторы, воду в радиаторы, пополняли запасы бензина. За полтора часа до рассвета экипажи завели моторы, и танки поползли на противника.

Двигаться в темноте было очень трудно. То и дело попадались воронки от снарядов. Танки то ныряли вниз, то задирали носы вверх. Машины качались, как утлые судёнышки на волнах. Люди в танках хватались за всё, что придётся, чтобы удержаться на местах. На рассвете показались немецкие окопы. Сидевшие в них солдаты были поражены видом странных самодвижущихся сооружений. Немцы открыли по ним ураганный огонь из винтовок и пулемётов. Но пули отскакивали от бронированных стен, как горох. Подойдя к окопам ещё ближе, танки открыли огонь из пушек и пулемётов. От ливня снарядов и пуль в окопах стало жарко. Но немцы надеялись, что английские «монстры» застрянут в проволочных заграждениях.

Однако проволока для танков не стала серьёзным препятствием. Они подминали её, как паутину. Тут немецких солдат охватил ужас: одни, выскочив из окопов, бросились бежать, другие, подняв руки, сдавались в плен. За танками шла английская пехота. Танки проложили для неё широкие проходы в проволочных заграждениях.

К десяти часам утра запас топлива у танков был израсходован, и им пришлось вернуться в своё расположение. Так закончилась первая в истории танковая атака. Правда, немецкий фронт так и не был прорван — танков оказалось слишком мало: из тридцати двух машин, пошедших в атаку, вернулись восемнадцать. Остальные либо застряли в воронках от снарядов, либо остались на поле боя из-за различных поломок.

Тяжелая артиллерия

Новое оружие Первой Мировой войны 1914 1918 появилось и в артиллерии.

В 1914 году на заводе Круппа была выпущена 420-мм мортира, получившая название «Большая Берта». Они участвовали при штурме крепости Осовец на Восточном фронте и при битве за Верден – на Западном.

Рис. 2. Большая Берта.

В Германии на заводах Круппа было изготовлено сверхтяжелое железнодорожное орудие «Парижская пушка» калибром 210 мм. и способное добить до Парижа. Оно поступило на вооружение в 1918 году и скорее носило психологический характер, снижая боевой дух парижан и поднимая германский от ощущения наличия столь масштабного орудия.

На вооружении Австро-Венгрии находилась гаубица М14 с дальностью стрельбы до 13 км., однако она была крайне неудачна. На один выстрел уходило 6-8 часов. Более мощным вариантом была гаубица «Барбара» калибром 380 мм., способная делать по 12 выстрелов в час на расстояние 15 км.

Средство прорыва обороны

Советское танкостроение ведёт отсчёт с 1919 года. Тогда Красная армия захватила трофейный французский танк Renault FT. Машина была разобрана и тщательно исследована. Так появился советский танк МС. Первый экземпляр получил название «Борец за свободу тов. Ленин».

  • Пушечный танк Рено FT

Renault FT оказался довольно удачной, простой в производстве и дешёвой машиной. При её создании французы ушли от ромбической формы кузова и добавили поворачиваемую орудийную башню. В итоге получился лёгкий и относительно манёвренный (по меркам того времени) танк, послуживший во многом основой для всего последующего танкостроения.

Достижения англичан и французов продемонстрировали перспективность использования на поле боя небольших бронированных машин, хотя в головах европейских и советских конструкторов жила идея о создании тяжёлых и сверхтяжёлых танков, которые бы обладали мощными орудиями и непробиваемой бронёй.

Межвоенный период (1918—1939) был временем бурного развития танкостроения. Танки приняли участие почти во всех локальных конфликтах 1920—1930-х годов и зачастую играли решающую роль в сражениях.

Москва сделала ставку на производство скоростных крейсерских танков (до 30 тонн), способных в кратчайшие сроки покрывать большие расстояния и эффективно действовать на оперативных просторах. Ввиду отсутствия научно-технологической базы СССР создавал машины на основе американского танка M1931 (танк Кристи) и английского Vickers Mk E.

Переработанным вариантом M1931 стал лёгкий танк БТ-2 (семейство быстроходных танков), а лёгкий Т-26 напоминает Vickers Mk E. Обе модели стали основными танками советской армии. Причём БТ-2 был позднее модифицирован в БТ-5 и БТ-7, которые легли в основу легендарного Т-34.

  • БТ-2 серийный пушечно-пулемётный

Также центрами танковой промышленности стали Харьков и Москва.

В 1930-е годы советские конструкторы пытались создать тяжёлые танки (свыше 30 тонн). Первым стал пятибашенный Т-35. Однако идея рассредоточения огня оказалась несостоятельной: командир танка не мог управлять стрельбой одновременно из всех башен и давать целеуказания наводчикам.

  • Тяжелый танк Т-35А на параде

К началу Второй мировой войны у великих держав сложились разные представления о роли и назначении танков в бою. Французы, американцы и итальянцы отводили танкам вторичную роль сопровождения кавалерии и пехоты. 

Англичане придавали танковым войскам большее значение. На вооружении Великобритании стояли два типа танков: поддержки пехоты и крейсерские. Пехотные были слишком тихоходными, но обладали мощной бронёй. Крейсерские, наоборот, отличались быстроходностью и слабой защитой.

Южнокорейский танк К2 «Черная пантера»

Выпущенный южнокорейской компанией Rotem (подразделение Hyundai Motors) танк К2 «Черная пантера» был принят на вооружение в 2014 году

При разработке большое внимание было уделено электронной составляющей боевой машины. Все электронные системы танка были объединены в единую сеть — это стало возможным благодаря танковой информационно-управляющей системе (ТИУС)

Также появилась боевая информационно-управляющая система (БИУС), которая обеспечивает обмен боевой и разведывательной информацией с другой боевой техникой в реальном времени.

Корейский танк К2 «Черная пантера»

Боекомплект пушки составляет 40 выстрелов — танк может производить до 15 выстрелов в минуту. Защитная система способна обнаруживать вражеские снаряды на расстоянии до 150 метров и уничтожать их собственными снарядами. Масса боевой машины составляет 55 тонн, внутрь помещается до 3 человек. Скорость движения может достигать 50-75 километров в час.

Видео с танком К2 «Черная пантера»

Главным минусом К2 «Черная пантера» является его стоимость. Это самый дорогой танк в мире, который стоит 8,5 миллионов долларов. Известно, что армия Южной Кореи имеет около 260 таких танков.

Боевое крещение

Подразделение из 49 Mark I, которым предстояло вступить в первый танковый бой, затемно двинулось на передовую. Стальные громады ползли как черепахи в ту сторону, где небо постоянно подсвечивалось сигнальными ракетами. Через три часа марша на места, указанные для сосредоточения, прибыли только 32 машины: 17 танков застряли по дороге или встали из-за различных неполадок.

На рассвете показались немецкие окопы. Сидевшие в них солдаты были поражены видом странных машин. Удивление, однако, не помешало немцам открыть ураганный винтовочно-пулемётный огонь по танкам. Впрочем, он оказался неэффективным, особенно на дальней и средней дистанциях. Неуклюже переваливаясь, танки продолжили страшное в своей неотвратимости сближение. Выйдя на пистолетную дистанцию, стальные машины смерти сами открыли огонь из своих пушек и пулемётов.

Фото из архива
Британские танки атакуют.

Немцы до последнего надеялись, что медлительные бронекаты застрянут в многорядном проволочном заграждении, установленном перед окопами. Однако колючка не остановила танки. Они легко намотали её на свои гусеницы. И тут в немецких окопах началась паника. Многие солдаты самовольно оставили свои позиции и бросились в тыл. Другие поднимали руки, сдаваясь в плен. Вслед за танками, прячась за их бронёй, шла английская пехота.

Танк-туалет и голубиная почта

Маленький Вилли

Первые танки не были образцом комфорта. Как говорил один из командиров английского танка Первой Мировой, бывший моряк, — такой танк на ходу качало, как боевой катер в шторм. Тем более что во время боя температура внутри поднималась до 50, а иногда и 70 градусов по Цельсию, поэтому тепловой удар и галлюцинации преследовали экипажи на каждом шагу. Да и окошки для наблюдения часто разбивались, и ранили танкистам глаза осколками.

Связь осуществлялась тоже специфически — для нее в танках держали клетки с почтовыми голубями, правда птицы часто умирали от жары, и тогда использовали гонцов-пехотинцев, что конечно было очень неудобно и опасно.

Само название «танк» появилось из-за того, что разработка боевой машины велась в обстановке строжайшей секретности, и по железным дорогам технику перевозили под видом самодвижущихся топливных баков, предназначенных для русской армии

На них даже писали кириллицей, правда с ошибкой «осторожно Петрограа». Одним из первоначальных названий для боевых машин был «water carrier» — «резервуар для воды» или «водовоз», что полностью отражало маскировочную легенду

Но тут выяснилось, что аббревиатура «WC» в английском языке соответствует общеупотребимому выражению «water closet» — то есть туалет с водяным смывом.

Сидеть в кабинете под такой вывеской и постоянно отбиваться от желающих облегчиться никто не хотел, и тогда появилось слово «tank» (бак).

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.