«высокое достижение цивилизации»: как юрий гагарин подарил человечеству космос

Алан-э-Дейл       25.06.2022 г.

Биографические данные Гагарина

Будущий космонавт появился на свет 9 марта 1934 г. в деревушке Клушино в крестьянской семье. В этом селе прошло его детство. Здесь же он пошел в школу, но учеба вскоре прервалась из-за вторжения в Клушино немецких войск.

Вскоре семья переезжает в Гжатск. Юрий через некоторое время поступает в ремесленное училище и с отличием его заканчивает по специальности формовщик-литейщик. В 1951 году он поступает в индустриальный техникум в Саратове, который заканчивает также с отличием. Одновременно с учебой он записывается в Саратовский аэроклуб и добивается значительных успехов. Вскоре Юрий на самолете осуществляет первый самостоятельный полёт. Так начинается его карьера летчика. В 1955 году он служит в Ворошиловском истребительном авиационном полку.

Учился Юрий на отлично, единственной проблемой была посадка самолета. У него не получалось грамотно приземляться. Было решено о его отчислении. Но скоро выяснилась причина, создающую проблему с посадкой самолета. Это был маленький рост летчика, из-за которого угол обзора менялся, а также уменьшалось чувство земли. После установления толстой подкладки под Юрия, он успешно справился с посадкой самолета. В 1957 году. Гагарин с отличием заканчивает училище. А спустя 2 года получает звание старшего лейтенанта.

Испытания перед миссией

Белка и Стрелка (натурализованные), пассажиры » Спутника-5″ в 1960 году. В центре контейнер, в котором они совершили полет.

Перед полетом «Гагарин» корабль «Восток» четыре раза проходил испытания в космосе под общим названием « Спутник» , каждый раз с животными на борту. После провала Спутника 4 , тем15 мая 1960 г. (пусто) эти полеты длились год:

  • Спутник 5 (19 августа 1960 г.): несколько пассажирских животных, в том числе две суки, все выздоровели;
  • Спутник 6 (1 — го декабря 1960): две пассажирские собаки, погибшие при входе в атмосферу;
  • Спутник 9 (9 марта 1961 г.): манекен и проезжающая собака, восстановленные живыми;
  • Спутник 10 (25 марта 1961 г.): манекен и проезжающая собака, восстановленные живыми.

Вероятность успеха запуска не была стопроцентной

Факт запуска «Востока-1» никак не освещался заранее — власти стремились обеспечить секретность. И вообще у многих были сомнения в успехе этого полёта — об этом говорят многие факты. Например, известно, что накануне полёта Гагарин написал жене и детям трогательное прощальное письмо. Но так как он всё-таки смог вернуться обратно на Землю, в тот день письмо адресатам не показали. Лишь после гибели космонавта в 1968 году его передали жене.

Гагарин с женой и одной из дочек

А ТАСС (главное информационное агентство Советского Союза) заготовило заранее, ещё перед 12 апреля, три разных сообщения об этом полёте: на случай успешного его завершения, на случай поисков космонавта за рубежом и на случай летальной катастрофы.

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что до апрельского полёта «Востока-1» уже было произведено шесть тестовых стартов и три из них завершились трагедиями. 15 мая 1960 года поднятый на орбиту корабль-спутник из-за неполадок в ориентационной системе не смог спуститься к земле — он летает вокруг нашей планеты и сейчас. В сентябре 1960 года непосредственно при взлёте произошёл взрыв ракеты, на её борту находились две собаки. Запуск от 1 декабря начинался неплохо: собаки Пчёлка и Мушка поднялись, как было задумано, на орбиту. А вот спусковая траектория в конце полёта оказалась неправильной — корабль с животными внутри него взорвался и полностью сгорел.

Это интересно: 3637,Полина Дерипаска (краткая биография)

Особенности космического корабля «Восток-1»

Полёт первого человека в космос должен был осуществиться на корабле «Восток-1», состоявший из 2 частей:

  • кабины с наличием системы обеспечения жизнедеятельности;
  • отсека с тормозным двигателем и приборами.

Кресло, находящееся в кабине было также местом хранения:

  • рацией;
  • медикаментов;
  • продовольствия;
  • спасательной лодки (если посадка произойдет на воду).

Космический корабль был снаружи был покрыт специальной тепловой защитой, так как проходя плотность слоев атмосферы, он очень сильно нагревался. Для иллюминаторов использовалось жаропрочное стекло.

Сам процесс управления кораблем был полностью автоматизирован, т. е. космонавт был пассажиром. Но Гагарин получил также и секретный код, позволяющий активизировать ручное управление в случае необходимости. Однако это было возможно лишь в том случае, если космонавт мог решить математическую задачу. Она была записана на листке и запечатана в конверт. Справившись с ней, летчик получал код.

Все эти меры предосторожности были связаны с тем, что реакция человеческой психики в космосе еще не была известна. На случай, если космонавт окажется на грани помешательства (предполагался и такой момент), то он не сможет перейти на ручное управление и повредить оборудование

Траектория полёта «Восток-1».

Возвращение на Землю

Когда шла заключительная стадия полета и космический корабль проходил при спуске плотные слои атмосферы, Юрий Гагарин, увидев пламя в иллюминаторе и решив, что загорелся «Восток-1», попрощался с товарищами через радиосвязь. В то время еще не знали, что это естественный процесс, когда происходит при трении защитного жаропрочного покрытия корабля об атмосферу.

Приземление шло по заранее составленному плану. Достигнув высоты 7 км от Земли, Гагарин катапультировался. Космонавт и капсула приземлялись на отдельных парашютах. При катапультировании, в момент, когда должен был отсоединиться воздуховод корабля, случилась неполадка с клапаном скафандра, предназначенный для поступления свежего наружного воздуха. Он сразу не открылся, и космонавт стал задыхаться, но через короткий промежуток времени деталь заработала.

Другой проблемой ситуацией было посадочное место. В тормозной системе произошли некоторые отклонения во время посадки. Это послужило небольшим отклонением корабля «Восток-1» от запланированного курса и если бы Гагарин не имел хороший уровень подготовки, то мог бы оказаться при спуске в ледяных волнах Волги. Он сумел увести от реки парашют двигая стопами. Космонавт удачно осуществил приземление около деревни Смеловка (Саратовская область), в 1,5-2 км от береговой линии, недалеко от корабля. Это произошло в 10 часов 55 минут. Только через час поисковые службы смогли его обнаружить.

Юрию Гагарину — человеку, кто летал в космос было присвоено звание майора, «Герой Советского Союза», «Летчик-космонавт СССР». Он стал человеком, который смог побывать впервые в космосе и рассказать об этой еще неизведанной атмосфере.

Это позволило провести:

  1. Испытание системы корабля.
  2. Изучить влияние невесомости на человеческий организм.
  3. Исследовать воздействие полета на физиологическое и психологическое и физиологическое состояние человека.

С тех пор 12 апреля 1961 празднуется как год первого полета человека в космос.

Спускаемый аппарат космического корабля «Восток»

Легендарный полёт: 108 минут, которые изменили историю

«Восток-1», пилотируемый Юрием Гагариным, стартовал с Байконура 12 апреля 1961 года в 09:07 (время московское). Руководителем старта являлся ракетный инженер Анатолий Кириллов — он давал команды по стадиям пуска ракеты и осуществлял контроль за их выполнением, следя за ситуацией из командной рубки.

Взлёт ракеты-носителя утром 12 апреля 1961 года

Как только ракета-носитель начала подъём, Гагарин сказал то самое знаменитое слово: «Поехали!». В целом ракета-носитель исполнила свои функции без каких-либо проблем. Лишь на заключительной стадии не сработала система, отвечающая за отключение двигателей третьей ступени. Двигатели выключились лишь после того, как сработал дублирующий механизм. К этому моменту корабль-спутник уже находился на сто километров выше запланированной орбиты.

Гагарин, будучи на орбите, рассказывал о собственных наблюдениях. Он в окно иллюминатора смотрел на Землю с её облаками, горами, океанами и реками, видел облака и атмосферу из черноты космоса, Солнце и далёкие звёзды. Ему понравился открывшийся ему вид нашей планеты. Он даже призвал людей хранить эту красоту, а не разрушать её. Больше всего Гагарина впечатлила линия горизонта — она отделяла земной шар от очень чёрного неба.

Гагарин первым увидел Землю из космоса и восхитился её красотой

Гагарин также провёл несколько экспериментов: поел, выпил воду, сделал пару записей простым карандашом. В какой-то момент он отпустил карандаш, и тот сразу же начал уплывать от него. Гагарин пришёл к выводу, что подобные вещи в невесомости следует фиксировать.

До полёта оставалось загадкой, как психика человека может отреагировать на условия космоса, поэтому внутри корабля была реализована особая защита от умопомешательства пилота. Чтобы управлять кораблём, Гагарин должен был перейти на ручное управление. А для этого ему необходимо было открыть конверт с одним листочком, на котором была записана математическая задача. Только решив её, можно было узнать код доступа к панели управления.

В целом полёт прошёл спокойно, серьёзных нештатных ситуаций не случилось. Длительность этого полёта составила 108 минут, за это время корабль-спутник сделал один-единственный оборот вокруг земного шара.

Но при возвращении на Землю, во время посадки, тормозная система немного подвела и произошло небольшое отклонение от курса.

На высоте семи километров в полном соответствии с планом Гагарин осуществил катапультирование, после чего модуль и космонавт в скафандре стали спускаться вниз на двух разных парашютах (этот способ посадки использовался, кстати, и в других пяти ракетах «Восток»). Регулируя парашютные стропы, космонавт смог избежать попадания в прохладные воды Волги и приземлился на берегу. Так закончился этот космический полёт.

Капсула «Востока-1» после приземления

Рекомендации перед покупкой

Травматик Восток-1, который был улучшен из модели Восток, с 2011 г. изготавливается компанией КСПЗ для отечественного рынка оружия для самозащиты. Модель отличается от практически аналогичного пистолета лишь формой затворной рамки, на которой теперь спереди находятся насечки в дополнение к уже находящимся, это позволяет удобней эксплуатировать пистолет. При этом была установлена планка Вивера снизу спереди конструкции пистолета.

Как можно модифицировать

Крепеж Вивера дает возможность ставить на оружие различные виды дополнительных аксессуаров, например, можно поставить тактический фонарь либо лазерный указатель для удобства использования в ночное время суток. В травматике Восток применяется популярный резиновый патрон калибром 9 мм Р.А. Эффективная дальность стрельбы этой пулей составляет не больше восьми метров.

Автоматика этого оружия работает по принципу использования энергии отдачи во время свободного хода затворной рамки. Непосредственно затвор сделан из особого пластикового композита, а другие элементы и механизмы оружия делаются из оружейного металла и нержавеющей стали. Пластмассовая рама имеет в своей конструкции стальное основание, потому затворная рамка, как и в аналогичном пистолете Хорхе, передвигается по специально установленным направляющим.

Использование в конструкции Восток запасных накладок на ручке, как и в каждом травматическом оружии, дает возможность существенно улучшить удобство держания пистолета и как результат повысить точность выстрела. Ствол этого оружия имеет больший просвет между перегородками в отличие от своего аналога.

Из травматики Восток-1 можно производить выстрелы любыми изготавливающимися на сегодняшний день патронами калибром 9 мм РА, в том числе АКБС Magnum и уже снятыми с производства Magnum МдИ. Диаметр круга разброса резиновыми шариками во время выстрела с дистанции 8 метров равняется не больше 12 см.

УСМ травматического оружия Восток сделан двойным, куркового типа, есть возможность предохранительного взведения курка. Предохранитель флажкового типа находится с левой части затворной рамки. Рычаг задержки затвора установлен также слева рамы над спусковой дужкой. Защелка обоймы расположена возле основания скобы, слева корпуса.

Боеприпасы

В коробчатый магазин помещается 10 боеприпасов. Однако необходимо отдельно рассмотреть магазин травматики Восток. С учетом руководства по эксплуатации обойма пистолета помещает в себя 10 патронов и, если не изменять конструкцию, то это на самом деле так.

Обычные ребята

Первый отряд космонавтов СССР состоял из 20 человек. При отборе, согласно сохранившимся документам и воспоминаниям причастных, летные качества кандидата (а все они были летчиками реактивных истребителей) не играли вообще никакой роли. Зато были очень важны абсолютное здоровье, вес и рост: человек выше 170 сантиметров и весом более 72 килограммов просто  чувствовал бы себя в корабле некомфортно — из-за особенностей конструкции. Также при отборе кандидатов учитывали членство в партии, политическую активность и социальное происхождение. Выросший в крестьянской семье Гагарин подходил как нельзя лучше. 

Кардиограмма Гагарина за день до полета. Фото: Commons.wikimedia.org

Один из инструкторов отряда, герой войны, лётчик-испытатель Марк Галлай писал в своей книге «С человеком на борту»: «В любом авиагарнизоне можно было без труда встретить таких ребят. Плохо ли это? Напротив, убеждён, что очень хорошо! Ни в коей мере не умаляет достоинств первых космонавтов, но многое говорит в пользу «любых авиагарнизонов». 

Долгий день

Запуск «Востока-1» с Байконура произошел в 9:07 часов по московскому времени (в 12:07 по местному), еще 108 минут занял полет, а приземлился Гагарин, по официальным данным, в 10:55. Что бы сделали вы после всего пережитого в столь насыщенное утро? Гагарину же пришлось принимать первые награды и общаться с руководством, после полудня он в течение трех часов давал интервью и фотографировался. И только несколько часов спустя, уже вечером, около 18 часов, на обкомовской даче на берегу Волги космонавт смог, наконец, принять душ и нормально поесть. А в 21 час началась вечеринка — праздновали успешный полет. 

Дорога в космос

Научные работы в сфере организации космических исследований начались в России более 100 лет назад. Теоретическое обоснование возможности полётов в космос с использованием специальных аппаратов было сделано в начале ХХ века Константином Циолковским. Вскоре к аналогичным выводам пришёл изобретатель Юрий Кондратюк.

В 1921 году в Москве была создана газодинамическая лаборатория, а ещё через десять лет — группа изучения реактивного движения. Впоследствии они были объединены в Реактивный институт. В 1930-е годы конструктор Сергей Королёв провёл пуски первых отечественных ракет с жидкостным ракетным двигателем.

Также по теме


Душа советской космонавтики: 110 лет со дня рождения Сергея Королёва

Сергей Павлович Королёв родился, когда самолёты только начинали подниматься в воздух. Легендарный советский учёный отправил первых…

В 1957 году СССР удалось запустить первый в мире искусственный спутник Земли, созданный советскими учёными во главе с Королёвым, а ещё два года спустя — автоматическую межпланетную станцию «Луна-3», позволившую впервые в истории получить снимки обратной стороны Луны. Параллельно обсуждалась перспектива организации пилотируемых полётов в космос.

В 1960 году был подписан приказ главкома ВВС №267, согласно которому 12 советских лётчиков-истребителей зачислялись на должности слушателей-космонавтов. В их числе был и Юрий Гагарин — выпускник 1-го Чкаловского военного авиационного училища лётчиков им. К.Е. Ворошилова, проходивший службу в 122-й истребительной авиационной дивизии ВВС Северного флота.

«В программу подготовки первых космонавтов входили тренировки в центрифуге, в барокамере, общефизические упражнения, специальная подготовка на тренажёрах корабля», — рассказал в беседе с RT действительный член Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского Александр Железняков.

Кроме того, космонавты посещали теоретические занятия. Около месяца они проходили парашютную подготовку в Саратовской области. Познакомились космонавты и с человеком, создававшим для них космические корабли, — с Сергеем Королёвым.

  • Юрий Гагарин во время вестибулярной тренировки в Центре подготовки космонавтов. Кадр из документального фильма «Первый рейс к звёздам»
  • РИА Новости

Почти полгода продолжалась предполётная подготовка. Будущие космонавты изучали корабль и разбирались с функционированием его систем. В начале 1961 года члены отряда в течение двух дней сдавали экзамены, показав отличное знание корабля «Восток», на котором одному из них предстояло отправиться на орбиту, и других вопросов, связанных с путешествием в космос.

«В ходе подготовки были отработаны любые ситуации, которые могли бы возникнуть во время полёта, даже самые необычные. Выясняли, какой запас прочности психики и здоровья у каждого из космонавтов. А запас был великолепный. Они испытали на себе крайне трудную программу и вышли победителями», — рассказал RT заслуженный лётчик России генерал-майор Владимир Попов.

20 марта 1961 года космонавты провели тренировку по надеванию и регулировке скафандров. На следующий день космический аппарат был подготовлен к стыковке с ракетой. В конце марта для будущих покорителей космоса провели экскурсию по стартовому комплексу и занятия по коррекции глобуса на пульте пилота.

Основными кандидатами на роль первого космонавта на завершающей стадии подготовки к полёту стали Юрий Гагарин и Герман Титов. Они отрабатывали операции по ручной ориентации космического аппарата, тренировались использовать специальную радиопереговорную линию.

  • Последние напутствия главного конструктора Сергея Павловича Королёва (справа) Юрию Гагарину перед стартом. Космодром Байконур, 12 апреля 1961 года
  • РИА Новости

Согласно официальной версии, Гагарин стал основным кандидатом в космонавты номер один на заседании Госкомиссии 8 апреля 1961 года. Однако некоторые документы, в частности заявка на попытку установления рекорда по продолжительности полёта, поданная в Авиационную спортивную комиссию Центрального аэроклуба СССР начальником отдела по подготовке и обеспечению космических полётов Главного штаба ВВС Николаем Каманиным, указывают на то, что на самом деле это могло произойти по крайней мере за месяц до полёта.

За день до полёта прошли последние испытания, и ракета с космическим кораблём «Восток-1» была установлена в стартовое сооружение.

Серия космических кораблей “Восток”

“Восток” стал первой ракетой, которая совершила орбитальный полет в космос с человеком на борту. Таким же, но беспилотным аналогом, был космический корабль под названием “Восток-1”. Его разработали в Ракетно-космической организации, руководителем которой являлся Сергей Королев. Он также был доминирующим инженером.

Космический корабль «Восток-1»

Пилотируемый вариант обозначался как “Восток-3А”. В него помещался только один человек для полета в космос. Там он мог находиться около десяти дней. Ракета весила больше четырех тонн, длина — 4 метра. Она состояла из двух частей — спускаемое устройство и отсек для тормозной установки. Космонавт все время должен находиться в скафандре “СК-1”, который подсоединялся к аппарату поддержки жизнедеятельности. На космическом корабле “Восток-6” совершила полет первая женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова уже в скафандре “СК-2”.

А вы гордитесь тем, что СССР первыми отправил человека в космос?

ДАМне без разницы

Конфликт на дороге: травмат в бардачке — путевка в тюрьму

Эта история в каком-то смысле даже поучительная: любая реакция должна быть адекватна происходящей ситуации.

Рассказывает адвокат Сергей Джуринский:

Никто не хотел уступать

Сергей вместе с супругой и их маленьким ребенком ехал на машине домой, и на одном из перекрестков повздорил с водителем автобуса, двигавшемся в попутном направлении. Как это часто бывает на дороге, никто никому не захотел уступать. Вначале автобус не пропустил моего доверителя, в дальнейшем уже не пропустил он. Они с водителем некоторое время друг друга «зажимали», после чего нервы у моего доверителя сдали, и на одном из перекрестков он достал из бардачка травмат, выскочил из машины, остановился перед автобусом и выстрелил по нему несколько раз…

В машине у Сергея находился видеорегистратор. Модель интересная: с двумя камерами. Одна снимает то, что происходит на дороге, а вторая выведена так, что захватывает и салон, и заднее стекло, и даже немного боковые стекла. На записи было видно, что водитель Hyundai Universal Luxury пытается не пустить моего клиента и фактически выпихивает его на встречную полосу. Тот догоняет автобус, обгоняет, пытается снова вклиниться в свой ряд, но водитель автобуса опять всячески не дает ему такой возможности. Тут уж люди реально «заострились». Доверитель мой, в общем, психанул, опередил автобус, вышел и открыл огонь из МР-80-13Т. Стрелял, говорит, по фарам, чтобы напугать и проучить обидчика, но по факту попал в лобовое стекло.

Он оправдывается: мол, не выдержал — все-таки рядом была беременная супруга. Я ему говорю: «Сереж, тут вот какая штука. Судя по записи, водитель автобуса, конечно, неправ — как минимум потому, что едет не один, а везет с собой пассажиров, да и приоритета в движении он не имел. В конце концов, чисто по-человечески за рулем надо быть вежливее. Но максимум, что ему за это может грозить, — административный штраф и некая дисциплинарная ответственность от начальства, а вот тебе светит тюрьма» (Ст. 213 ч. 1 «Хулиганство с применением оружия» предусматривает до пяти лет лишения свободы. — Прим. ЗР.

).

Краткое изложение миссии

Юрий Гагарин, первый человек в космосе.

Орбита Востока.

Модель Восток 1.

Панель приборов Восток.

Модель ракеты-носителя для вывода космического корабля на орбиту.

Спускаемый модуль Восток.

Юрий Гагарин вышел на орбиту за 108 минут и вернулся живым и невредимым; он катапультировался из капсулы «Восток» на высоте 7  км над землей и приземлился на парашюте. Действительно, посадка капсулы была бы для космонавта слишком сложной.

Наземные диспетчеры не знали, что орбита стабильна до 25 минут после запуска. Контроль положения машины осуществлялся автоматизированной системой. Медицинская бригада и инженеры не знали, как человеческое тело отреагирует на отсутствие силы тяжести. Из-за этого органы управления полетом были заблокированы, чтобы Гагарин не мог получить ручное управление. Коды для разблокировки органов управления были помещены в бортовой конверт, который Гагарин должен был использовать только в экстренных случаях. Восток не мог изменить свою орбиту, только свое положение на орбите. В течение большей части полета положение корабля могло меняться. Автоматическая система вернула «Восток-1» в строй на торможение задним ходом примерно через час после взлета.

Ретро-ракеты загорелись, когда судно «Восток» пролетело над западным побережьем Африки , недалеко от Анголы , примерно в 8000  км от выбранного места приземления; они бежали около 42 секунд. По причинам веса ретро-ракетам замены не было. Однако на случай, если ретро-ракеты не сработают, на борту было десять дней провизии, чтобы позволить космонавту дождаться, пока космический корабль совершит вход в атмосферу, вызванный постепенным ухудшением его орбиты под действием сопротивления .

После торможения служебный модуль «Восток» ( шарик ) должен был оторваться, чтобы кабина экипажа (спускаемый аппарат) в форме шара в хороших условиях снова вышла в атмосферу. Но ремни, которыми крепились два модуля, не срезались так, как ожидалось. Корабль совершает хаотичное вращение в течение десяти минут, прежде чем сгорят ремни, позволяющие спускаемому модулю отсоединиться и принять правильную ориентацию.

В 1961 году FAI решило, что пилот должен приземлиться со своей капсулой, чтобы полет был сохранен Федерацией как официальный космический полет. Советский Союз утверждал , что Гагарин приземлился с Восток, и Федерация заверила полет. Десять лет спустя выяснилось, что «Гагарин» катапультировался и приземлился отдельно от модуля «Восток».

Когда советские официальные лица заполнили формы ISP для регистрации полета Востока-1, они заявили, что стартовой площадкой был космодром на 47 ° 22 ’00 «северной широты, 65 ° 29 ’00» восточной долготы . Фактически, стартовая площадка находилась недалеко от Тиуратама на 45 ° 55 ′ 00 ″ с.ш., 63 ° 20 ′ 00 ″ в.д. , в 250  км к юго-западу от Байконура. Они сделали это, чтобы сохранить в секрете местонахождение космического центра . В году власти России и Казахстана переименовали Тиуратам в Байконур.

Возвращающаяся капсула сейчас экспонируется в музее РКК «Энергия» в Королеве .

Предыстория

Вторая мировая, вопреки чаяниям миллионов людей, миром не закончилась. Началось противостояние Западного (во главе с США) и Восточного (СССР) блоков – сначала за доминирование в Европе, а затем во всем мире. Разразилась так называемая «холодная война», в любой момент грозившая перерасти в горячую стадию.

С созданием атомного оружия встал вопрос о наиболее быстрых способах его доставки на огромные расстояния. Советский Союз и США сделали ставку на разработку ядерных ракет, способных в считанные минуты нанести удар по противнику, находящемуся на другом краю Земли. Однако параллельно стороны вынашивали амбициозные планы освоения ближнего космоса. В результате была создана ракета «Восток», Гагарин Юрий Алексеевич стал первым космонавтом, а СССР захватила лидерство в ракетной сфере.

Шнурки Гагарин

Стать настоящего космонавта. Первого посланника человечества в Космос

Пожалуй, одним из самых запомнившихся событий, связанных с Гагариным после его успешного полета в космос, стал случай со шнурками. Первоначально никто не планировал торжественной встречи Гагарина в Москве с участием руководства страны. Все решил в последний момент Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР Никита Сергеевич Хрущёв. За Гагариным в Куйбышев прилетел самолет Ил-18.

В аэропорту «Внуково» Юрия Гагарина ожидал грандиозный прием. Огромная толпа народа, журналисты. Самолет подрулил к центральному зданию аэропорта. Спустили трап… И вот, первый в мире космонавт, советский человек майор Юрий Гагарин широко шагает по ковровой дорожке от трапа самолета к установленной у кромки взлетного поля правительственной трибуне. Передача транслируется в прямой телеэфир. За ним смотрят миллионы людей. А тут – шнурок развязался!

Эта бытовая деталь только добавила народной любви к Гагарину. Между тем Сергей Хрущёв, сын Никиты Хрущёва, присутствовавший на той церемонии, уверяет, что шнурки у Гагарина были в порядке. Советского героя космоса подвели подтяжки для носков. Раньше носки делали без резинок, и на икрах носили подтяжки, чтобы носки не сползали. У Гагарина на одной ноге отцепилась эта резинка, и железная пряжка била его по ноге.

Как проходил выбор кандидата

Юрий Алексеевич Гагарин

В этот период в военно-воздушных силах СССР проводили отбор и подготовку будущих космонавтов. 9 декабря 1959 г. Юрий Гагарин подал рапорт о зачислении его в группу кандидатов. Спустя неделю летчика-истребителя специально вызывают в Москву, чтобы пройти всестороннее медицинское обследование. В начале 1960 года была проведена еще одна специальная медкомиссия, после которой Юрия Гагарина признали годным для космического полёта.

Выбор кандидатов проводил Сергей Королёв, являющийся советским ученым, инженером конструктором, а также основоположником практической космонавтики. Отбор совершали из военных летчиков-истребителей. Всего было избрано 20 человек.

Выбор осуществлялся по конкретным физическим данным:

  • пол – мужской;
  • вес – 72 кг;
  • рост – 170 см;
  • возраст – до 30 лет.

Они были необходимы для космонавтов, поскольку у корабля «Восток» кабина имела такое строение, что в нее мог вместиться только человек, который обладал вышеперечисленными данными. А также претендент должен был быть:

  • психически здоровым;
  • с хорошей физической подготовкой;
  • коммунистом.

После окончательного отбора осталось шесть человек, претендующих на полет в космос. 1961 год знаменуется принятием на заседании ГК окончательного решения в выборе космонавта. Им стал Юрий Гагарин, а в качестве его дублера был выбран Герман Титов.

Приборная панель корабля «Восток-1»

Конструкция ПКК

Пилотируемая ракета «Восток» (Гагарин в качестве пилота) состояла из спускаемого аппарата в виде сферы наружным диаметром 2,4 метра и отделяемого приборно-агрегатного отсека. Теплозащитное покрытие спускаемого аппарата имело толщину от 30 до 180 мм. В корпусе предусмотрены входной, парашютный и технологический люки. В спускаемом аппарате находились системы электропитания, терморегулирования, управления, жизнеобеспечения и ориентации, а также ручка управления, средства связи, пеленгации и телеметрии, пульт космонавта.

В приборно-агрегатном отсеке располагались системы управления и ориентации движения, энергопитания, УКВ-радиосвязи, телеметрии, программно-временное устройство. На поверхности ПКК размещались 16 баллонов с азотом для использования системой ориентации и кислородом для дыхания, холодные навесные радиаторы с жалюзи, датчики Солнца и двигатели ориентации. Для схода с орбиты предназначалась тормозная двигательная установка, созданная под руководством А. М. Исаева.

Обитаемый модуль состоит из:

  • корпуса;
  • тормозного двигателя;
  • катапультируемого кресла;
  • 16 газовых баллонов системы жизнеобеспечения и ориентации;
  • теплозащиты;
  • приборного отсека;
  • входного, технологического и служебных люков;
  • контейнера с пищей;
  • комплекса антенн (ленточных, общей радиосвязи, системы командной радиосвязи);
  • кожуха электроразъемов;
  • стяжной ленты;
  • системы зажигания;
  • блока электронной аппаратуры;
  • иллюминатора;
  • телевизионной камеры.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.