Подводные лодки вмф россии: история создания, названия и классы

Алан-э-Дейл       29.06.2022 г.

АПЛ «Кондор», «Барракуда» и «Щука» многоцелевого использования

С начала 80-х до 90-х годов были построены 4 лодки, которые являлись проектами 945 и 945А. Они получили названия «Барракуда» и «Кондор». Согласно 945 проекту, были построены атомные подводные лодки России «Кострома» Б276 и «Карп» Б239. Что касается проекта 945А, то по нему были созданы «Нижний Новгород» Б534, а также «Псков» Б336, изначально поставленные на вооружение Северного флота. Все 4 субмарины несут службу по сей день.

Также на вооружении имеется 4 подлодки многоцелевого проекта «Щука» 671РТМК, среди которых:

  • «Обнинск» ─ Б138;
  • «Петрозаводск» ─ Б338;
  • «Тамбов» ─ Б448;
  • «Даниил Московский» ─ Б414.

Министерство обороны планирует списать эти лодки и заменить их боевыми единицам совершенно нового класса.

Конструкция проекта 955 «Борей»

Начиная с конца 1980-х годов, ПЛ проектировалась как двухвальная ПЛАРБ, аналогичная по конструкции проекту 667БДРМ «Дельфин» с уменьшенной высотой ракетных пусковых шахт под ракетный комплекс «Барк». По данному проекту ПЛ с заводским номером 201 была заложена в 1996 году. В 1998 году было принято решение отказаться от «Барка» в пользу «Булавы» с другими габаритами, что привело к перепроектированию ПЛ. Одновременно стало ясно, что ПЛ не может быть достроена в разумные сроки в условиях сниженного финансирования, разрушения кооперативных связей с предприятиями-субподрядчиками вследствие распада СССР и, в частности, прекращения поставок металлопроката специальных марок с Запорожского сталелитейного завода. Было предложено перепроектировать строящуюся ПЛ ещё и под использование заделов по недостроенным ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей».

Согласно заявлению генерального директора ЦКБ «Рубин» А. А. Дьячкова, ПЛ проекта 955 имеют в 5 раз меньшую шумность, чем ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей», который в свою очередь, как оказалось, были гораздо менее шумными чем американские АПЛ.«Бореи» являются первыми российскими АПЛ, где движение осуществляется с помощью одновального водометного движителя с высокими пропульсивными характеристиками. (Учитывая довольно большую энергоемкость, особенно удельную, корабельных ядерных энергоблоков, использование водометных двигательных установок на надводных и подводных кораблях представляется вполне оправданным.) Также, аналогично ПЛ проекта 971 «Щука-Б», ПЛ «Борей» имеют два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.

Погрузка БРПЛ 3М30 «Булава» на ПЛАРБ К-535 «Юрий Долгорукий» пр.955, г.Северодвинск, 2010-2011 г.г.

Гидроакустическое вооружение представлено МГК-600Б. «Иртыш-Амфора-Б-055» — это единый комплексированный автоматизированный цифровой ГАК, объединяющий в себе как собственно ГАК (шумопеленгование, эхопеленгование, классификация целей, обнаружение ГА-сигналов, ГА-связь) так и все гидроакустические станции «малой акустики» (измерение толщины льда, измерение скорости звука, поиск мин, поиск полыней и разводий, обнаружение торпед). Ожидается, что по дальности действия данный комплекс превзойдет ГАК подводных лодок ВМС США класса «Вирджиния».Подводные лодки проекта оснащены системой спасения — всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Спасательная камера расположена в корпусе ПЛ позади от пусковых установок БРПЛ. Также ПЛ оснащены спасательными плотами класса КСУ-600Н-4 в количестве 5 шт.

Люк для погрузки боезапаса торпедных аппаратов и крышки пусковых установок СГАПД на ПЛАРБ К-535 «Юрий Долгорукий» пр.955

Источники [ править ]

  • Блэр, Клей (1996). Война подводных лодок Гитлера . Охотники 1939-1942 гг. Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 0-394-58839-8.
  • Грей, Эдвин А. (1972). Время убийства . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера.
  • Кафка, Роджер; Пеппербург, Рой Л. (1946). Военные корабли мира . Нью-Йорк: Морская пресса Корнелла.
  • Ле Массон, Анри (1969). Военно-морские силы Второй мировой войны . Французский флот 1. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday & Company.
  • Лентон, HT (1976). Немецкие военные корабли Второй мировой войны . Нью-Йорк: издательство Arco Publishing Company. ISBN 0-668-04037-8.
  • Лентон, HT; Колледж, JJ (1964). Британские и Военные корабли Доминиона времен Второй мировой войны . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday & Company.
  • Поттер, Э.Б. Нимиц, Честер В. (1960). Морская сила . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
  • Сильверстоун, Пол Х. (1968). Военные корабли США времен Второй мировой войны . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday & Company.
  • Таррант, В.Е. (1989). Наступление подводных лодок 1914-1945 гг . Лондон: Касселл и компания. ISBN 1-85409-520-X.
  • Тейлор, JC (1966). Немецкие военные корабли Второй мировой войны . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday & Company.
  • Уоттс, Энтони Дж. (1966). Японские военные корабли Второй мировой войны . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday & Company.
vтеВоенно-морские корабли и военные корабли в эпоху позднего Нового времени
  • Классы военно-морских кораблей на вооружении
    • подводная лодка
    • вспомогательный
  • Рабочие зоны
    • Голубой флот
    • Коричнево-водный темно-синий
    • Зелено-водный флот
  • Размещение оружия
    • Бродсайд
    • Центральная батарея
    • Каземат
    • Турели
Авианосцы
  • Авиационный крейсер
  • Десантный корабль
  • Противолодочный авианосец
  • Воздушный шар
  • CAM корабль
  • Перевозчик сопровождения
  • Истребитель катапульты
  • Перевозчик флота
  • Крейсер летной палубы
  • Вертолетоносец
  • Штурмовой корабль запрета
  • Легкий авианосец
  • Торговый авианосец
  • Гидросамолет тендер
  • Подводный авианосец
  • Суперкарриер
Линкоры
  • Корабль береговой обороны
  • Дредноут
  • Быстрый линкор
  • Линкор до дредноута
  • Супер-дредноут ( линкор стандартного типа )
  • Линкор договора
Крейсеры
  • Броненосный крейсер
  • Линейный крейсер
  • Ракетный крейсер
  • Тяжелый крейсер
  • Легкий крейсер
  • Торговец-налетчик
  • Защищенный крейсер
  • Крейсер-разведчик
  • Ударный крейсер
  • Торпедный крейсер
  • Незащищенный крейсер
Эскорт
  • Авизо
  • Спасательное судно конвоя
  • Разрушитель
  • Эсминец сопровождения
  • Лидер эсминца
  • Эсминец сопровождения
  • Эскортёр
  • Фрегат
  • Управляемый ракетный эсминец
  • Kaibkan
  • Шлюп
Транспорт
  • Док-амфибия
  • Десантный корабль
  • Атакующий транспорт
  • Док-десантный корабль
  • Десантные суда
  • Десантный авианосец
  • Десантный корабль поддержки
  • Десантный корабль Heavy
  • Десантный корабль, пехота
  • Логистика десантных судов
  • Десантный корабль Средний
  • Десантный Корабль, Танк
  • Десантный корабль
  • Военный корабль
Патрульный корабль
  • Вооруженный десантный пароход
  • Вооруженная яхта
  • Прибрежная моторная лодка
  • Корвет
  • Канонерская лодка
  • Моторный старт Harbour Defense
  • Моторный старт
  • Морской дрифтер
  • Военно-морской траулер
  • Посадочное судно в океане
  • Патрульный катер
  • Q-корабль
  • Паровая артиллерийская лодка
  • Охотник за подводными лодками
  • Торпедный катер
Быстрое атакующее судно
  • Электронная лодка
  • МАС
  • МГБ
  • Ракетный катер
  • MTB
  • MTM
  • МТСМ
  • Катер PT
  • Шинъё
Противоминная война
  • Danlayer
  • Эсминец тральщик
  • Судно противоминной обороны
  • Шахтная сеялка
  • Minehunter
  • Минный заградитель
  • Тральщик
Командование и поддержка
  • Удобства корабль
  • Корабль боеприпасов
  • Вспомогательный ремонтный док
  • Вспомогательное судно
  • Кольер
  • Корабль с боевыми припасами
  • Командный корабль
  • Крановое судно
  • Корабль-депо
  • Эсминец тендер
  • Диспетчерское судно
  • Корабль быстрого боевого обеспечения
  • Корабль выдачи общего имущества
  • Госпитальное судно
  • Морской буксир
  • Сеткоукладчик
  • Ремонтное судно
  • Пополнение масленки
  • Подводный тендер
Подводные лодки
  • Ударная подводная лодка
  • Подводная лодка с баллистическими ракетами
  • Прибрежная подводная лодка
  • Подводная лодка с крылатыми ракетами
  • Крейсерская подводная лодка
  • Глубоководный аппарат
  • Подводная лодка флота
  • Человеческая торпеда
  • Сверхмалая подводная лодка
  • Подводная лодка
  • Мокрый переводник
Разнообразный
  • Корабль Арсенала
  • Корабль казарм
  • Монитор грудного вскармливания
  • Большой корабль
  • Флагман
  • Сторожевой корабль
  • Прибрежный боевой корабль
  • Монитор
  • Речной монитор
  • Учебный корабль

Классификация подводных лодок России по поколениям

Понятие «поколение» появилось после начала строительства атомных подлодок. Нормативно классификация не закреплена.

Первое поколение приходится на период с 1945 по 1960 года, когда использовались наработки Германии. В это время на субмаринах появились гидроакустика и радиолокация. Форма корпуса преимущественно затачивалась под надводный ход, а устанавливаемые атомные двигатели имели недоработки, следовательно, были небезопасными с малым сроком между перезарядками (всего 5 лет). В неатомных видах использовали в основном дизель-электрические установки, также в ряде стран строились воздухонезависимые дизельные и парогазовые модели.

Второе поколение ядерных подводных лодок России охватывает период с 1960 по 1975 года. Отличительными чертами стали:

  • Корпус имел оптимальную форму для подводного хода, что способствовало увеличению скорости до 25-30, а в некоторых моделях и до 40 узлов.
  • Новая гидроакустическая система вызвала увеличение размера носовой оконечности.
  • Отказ от торпедных аппаратов на корме благодаря торпедам с самонаведением.
  • Улучшенные модели атомных реакторов с большей надежностью и уровнем безопасности, а также сроком службы реактора до 10 лет.
  • Снижение шума работы механизмов.

Разработка субмарин пятого поколения начато в 2014 году. Сколько атомных подводных лодок у России сейчас на стадии проекта? Всего лишь два варианта атомной лодки «Хаски», ее проект имеет номер 545 и шифр «Лайка-ВМФ». Также ведется работа над созданием неатомных субмарин 5-го поколения под названием «Калина». Запуск серийного производства периодически менялся. Сначала озвучивалось, что он начнется не ранее 2030 года. В 2016 срок передвинули на 2020 год, в 2017 – на 2023. Получатель новой субмарины – ВМФ России.

Список подводных лодок России при царе

В 1902 построена первая субмарина «Петр Кошка». Предназначалась для диверсионных миссий в гаванях. В 1904 построили бензо-электрическую полноценную подводную лодку «Дельфин», снятую с баланса в 1017.

Официально признано днем образования подводного флота в России 19 марта 1906 года, когда Николай II издал указ об исключении из миноносных сил 20 подлодок.

За период 1904-1908 выпущены субмарины:

  • «Касатка»;
  • «Сом»;
  • «Осетр»;
  • «Карп»;
  • «Кета».

Позднее построены «Кайма», «Акула», «Почтовый» и иные. «Барс» — это последняя разработка подлодки при царе.

Подводные лодки СССР

После революции 1-м проект – 2-корпусной «Декабрист» с 8 торпедными аппаратами и 2 орудиями, рассчитанный на 47 человек экипажа. К началу Великой Отечественной в составе ВМФ насчитывалось 212 лодок. Во время войны их задачами были:

  • уничтожение судов врага;
  • разведывательные мероприятия;
  • установка минных заграждений;
  • транспортировка людей и топлива.

За период 1941-1945 23 судна получило орден Красного знамени, 12 признано гвардейскими, 4 краснознаменными.

Самая результативная – С-56, строительство которой начато в 1936. Это первая подлодка СССР, которая совершила кругосветное плавание за 67 дней. При этом успешно отразив 3 атаки врагов.

Введены во флот с 1980 года лодки из проекта «Акула»: «Дмитрий Донской» (1981), «Архангельск» и «Северсталь» (1987 и 1989, но сейчас на консервации). Также из «Кальмаров» «Подольск» (1979), «Святой Георгий Победоносец» (1980), «Рязань» (1982, но сейчас на ремонте). Из «Дельфинов» в составе «Верхотурье» (1984), «Екатеринбург» (1985), «Тула» (1987, в ремонте), «Брянск» (1988), «Карелия» и «Новомосковск» (1989 и 1990). Из «Антеев» на ремонте «Иркутск» (1988), в боевой готовности «Воронеж» и «Смоленск» (1989 и 1990).

Названия современных подводных лодок России

Всего реализуется 2 проекта. Первый – 955 «Борей». Подлодки заменили 667 БДР «Кальмары». Являются частью госпрограммы стратегической обороны. В рамках проекта выпущены:

  • «Юрий Долгорукий», год вступления во флот – 2012;
  • «Александр Невский» – 2013;
  • «Владимир Мономах» – 2014;
  • «Князь Владимир», начало строительства – 2012;
  • «Князь Олег» – 2014;
  • «Генералиссимус Суворов» – 2014.

Второй проект – судна с крылатыми ракетами 885 «Ясень». Строятся по индивидуальному заказу, т.к., несмотря на лучшие характеристики по сравнению с «Бореем», стоят в 2 р. дороже. Представители:

  • К-560 «Северодвинск», числится на балансе с 2013;
  • К-561 «Казань», начато ее строительство в 2009;
  • К-573 «Новосибирск» – 2013;
  • К-173 «Красноярск» – 2014.

АПЛ многоцелевого назначения

Многоцелевые атомные подводные лодки России, которые были собраны согласно проекту 971, считаются самыми многочисленными в своем классе («Щука-Б»). Они способны уничтожать цели в прибрежной акватории, на берегу, а также поражать подводные сооружения и объекты, находящиеся на поверхности воды. Северный и Тихоокеанский флоты имеют на своем вооружении 11 АПЛ этого типа. Однако 3 из них по различным причинам больше не будут эксплуатироваться. Например, АПЛ «Акула» не используется вообще, а «Барнаул» и «Барс» уже переданы в утилизацию. Подлодка «Нерпа» К152 с 2012 г по контракту была продана в Индию. Позже ее передали на вооружение индийскому ВМФ.

История создания

Выдающийся советский конструктор С. Н. Ковалев

Разработка Проекта 941 была поручена коллективу ленинградского ЦКБМТ «Рубин», которым бессменно несколько десятилетий подряд руководил выдающийся советский конструктор Сергей Никитович Ковалев. Строительство лодок осуществлялось на северодвинском предприятии «Севмаш». Во всех отношениях это был один самых грандиозных советских военных проектов, до сих потрясающих своими масштабами.

Тайфун на стапелях завода Севмаш

Своим вторым названием — «Тайфун» «Акула» обязана генсеку ЦК КПСС Л. И. Брежневу. Именно так он представил ее делегатам очередного съезда партии и всему остальному миру в 1981 году, что в полной мере отвечало ее всесокрушающему потенциалу.

Технические характеристики

При создании военного корабля во внимание берется размер баллистических ракет. Для «Акулы» разработали новые трехступенчатые межконтинентальные Р-39 «Вариант», работающие на твердом топливе

Она обладала отличными характеристиками, но имела большую длину, что требовало увеличить и размеры субмарины.

Генеральный конструктор АПЛ — Сергей Никитич Ковалев

Первой лодкой проекта стала ТК-208, при спуске на воду на ее корпус был нанесен рисунок акулы. Планировалось построить 12 субмарин, но со временем их число сократилось до 6. Основные характеристики указаны в таблице.

Параметр Показатель
Размеры (длина по ватерлинии, ширина, высота), м 172,8*23,3*26
Водоизмещение надводное/подводное, т 23200/48000
Глубина рабочая/предельная, м 400/500
Скорость передвижения надводная/подводная, узлов 12/25
Экипаж, чел 160

Подводная лодка серии «Акула» имеет уникальную конструкцию: внутри легкого корпуса покрытого тонким слоем стали расположены 5 прочных, выполненных из титановых сплавов. Все они обитаемые. Основными являются два, они расположены параллельно друг другу, диаметр каждого — 10 метров. Пройти из левого корпуса в правый можно через 3 небольших капсульных отсека, расположенных в корме, в носу и в центре лодки.

Такая конструкция позволила:

  • обеспечить максимальную звукоизоляцию;
  • создать уникальную противопожарную систему;
  • сделать лодку неуязвимой.

Особое внимание заслуживает и силовая установка, поскольку проект представляет собой серию атомных субмарин

Конструкция АПЛ

Отсеки атомной субмарины и их назначение

Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 941 в разрезе

Традиционная компоновка включает от 5 до 8 отсеков (дублируются на лодках проекта 941) со своим назначением и определенной конфигурацией, вплоть до использованных материалов.

1. Первый отсек несет торпедные аппараты и сами торпеды на нескольких палубах, поэтому в зависимости от типа и степени автоматизации лодки может быть необитаем и находиться сразу за легким корпусом.

2. Второй отсек чаще всего используется для размещения радиооборудования: здесь находится центральный пульт управления, пульты гидроакустических систем, регуляторы микроклимата и навигационное спутниковое оборудование.

Именно на втором отсеке размещается рубка, используемая для размещения антенн, перископов. Её основная цель — наблюдение из подводного положения.

3. Третий отсек на современных российских подводных лодках проектов 949А и 955 используется в качестве радиосвязного. Многие ранние типы совмещают его с центральным отсеком управления.

4. Четвертый отсек (он же третий на ряде лодок 3-4 поколений) является жилым: тут размещены каюты экипажа, помещения отдыха, камбуз. В нём проводит время основная часть экипажа, не задействованная в работе на данный момент.

Советские и российские АПЛ между этим и последующим отсеком несет дополнительный отсеки для деконтаминации членов экипажа: очистке одежды членов команды, которые работали в отсеке с реакторами.

Ракетные шахты многоцелевых подводных лодок

5. Пятый (шестой на российских АПЛ) отсеки размещают силовую установку. В зависимости от типа реактора, дизель-генераторы могут находится с ним в одном помещении или в раздельной.

На субмаринах пятого поколения, а так же на американских АПЛ «Сивулф» используется герметичная капсула реактора, которая может полностью изолироваться от остальной лодки.

Самые современные субмарины имеют 7 и 8 отсек, где размещается центр управления реактором и турбинная установка с аккумуляторами. Такая компоновка позволяет исключить контакт с реактором.

Так же в последних отсеках может располагаться автономная капсула для спасения экипажа, созданная по типу спускаемого космического аппарата.

Строительство и развитие

Строительство сом .

В XX — го  века, 1109 подводные лодки были построены России / СССР, 19% от мирового объема, в том числе 51 до русской революции , 206 в период с 1917 по 1941 год , 56 во время Великой Отечественной войны , 734 из конца Второй мировой Война, в том числе 250 атомных военно-морских единиц .

Происхождение восходит к 4 января 1901 г., Когда министерство военно — морского флота России назначены три сотрудника задачи проектирования боевой подводной лодки для Императорского русского военно — морского флота  : лейтенанты М. Н. Беклемишев и И.С. Горюнов, а также военно — морским архитектором I.G. Boubnov , сотрудник Министерства Балтике верфей , где строительство судна должен был состояться.

В 3 маяв том же году трое мужчин представили результаты своих исследований в военно-морское министерство. Предложение было принято в июле и Балтийский завод приказал построить эсминец п уплотнительное  113 (который позже был переименован в «боевой подводной лодки Дельфин  »). Бубнов был назначен главой Комиссии по строительству подводных лодок, которая после многочисленных переименований и преобразований стала «Центральным бюро морских исследований и инженерии Рубина».

Строительство Dauphin было завершено в 1903 году, и его успех стал плацдармом для создания новых типов подводных лодок, более новых и совершенных. К году 73 подводных лодки классов « Касатка» , « Минога» , « Акула» , « Мордж» и « Вепрь вошли в состав ВМФ России, и еще четыре подводных лодки нового типа « генерал-майор Бубнов» находились в стадии строительства. 32 из этих подводных лодок были спроектированы Иваном Бубновым , получившим звание генерал-майора Корпуса военно-морской архитектуры и заслуженного профессора Николаевской морской академии .

26 июня 1904 , в тайне, русский императорский купил свою первую подводную лодку , известный борец по имени леди , концепции американец немецкого происхождения Исаак Райс  (ан) (1850-1915) от General Electric Company Dynamic лодка из которых он был основателем (1899 г.). Первоначально эта подводная лодка строилась под руководством британца Артура Леопольда Буша  (в) как американский эсминец Fulton . Это был прототип, известный как класс Адлера . 14 октября 1904 года сом был официально введен в эксплуатацию у восточного побережья Владивостока. Россия переименовала его в Сом ( Силур ). Эта первая русская подводная лодка не могла поступить на вооружение во время русско-японской войны, причиной была задержка с поставкой торпед, первоначально заказанных в Германскую империю в начале 1905 года.

С тех пор одним из главных разработчиков этих машин является конструкторское бюро Rubin, потомок «Центрального управления морских исследований и инженерии Рубина

Во время холодной войны четыре верфи производили атомные подводные лодки .

  • Первый Севмаш (ранее верфи п о  402) в Северодвинске , в продукте с 1955 года.
  • Сайт Амурского (верфь ранее п о  199) в Комсомольск-на-Амуре и подразделение в Большом Камне , недалеко от Владивостока .
  • Они были построены в Красном Soromovo (ранее судоверфь н о  112) Нижнем Новгороде
  • и Адмиралтейские верфи (ранее судостроительные п о  194 и 196) в Ленинграде с 1960 года.

Скорость строительства атомных подводных лодок ( от 12 до 18 месяцев для 1 — го и 2 е  поколение) была в ущерб качеству. С по годы Советы насчитали 340 утечек в первичных контурах и «потеряли» 7 атомных подводных лодок . Таким образом, первое поколение SNLE было названо «вдовцом» . В 1992 году власти подтвердили потерю не менее 20 подводных лодок всех типов в мирное время.

До 1970-х годов советские подводные лодки были более шумными, чем их западные аналоги, и менее надежными, последние классы, выпущенные в 1980-х годах, частично исправляют эти недостатки.

Рекорды скорости и погружения боевых подводных лодок устанавливают советские корабли с титановыми корпусами . Лодка, последовательно именуемая K-18 / K-162, затем K-222 ( код НАТО  : класс Papa ), получила во время этих испытаний официальный рекорд скорости 44,7 узла (82,78 км / ч) на скорости.18 декабря 1970 г. и неофициально достиг 44,85 узла (83,06 км / ч) на 30 марта 1971 г.и запись плавания достигается с помощью K-278 комсомольца на4 августа 1984 г.с погружением на 1027  м . Шесть ПЛАРБ проекта 941 «Акула» (код НАТО: класс «Тайфун» ), введенные в строй в период с 1981 по 1989 год, являются крупнейшими в мире с водоизмещением около 23 000  т .

Прототип:

ТК-17 «Архангельск» — советская (впоследствии российская) атомная подводная лодка стратегического назначения, относящаяся к 3-ему поколению, 5-ый корпус в серии.  Проект лодки разработан в ЦКБ «МТ «Рубин». Всего было построено 6 лодок данного проекта, строительство седьмой лодки было приостановлено, закладка не производилась, корпусные секции разделаны на металл. Строились на заводе Севмаш, г. Северодвинск. Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году). Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 г. правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения. Для постройки «Акул» на «Севмаше» был специально возведён новый цех № 55 — самый большой крытый эллинг в мире. Корабли обладают большим запасом плавучести — более 40 %. В погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду, за что лодки получили на флоте неофициальное название «водовоз», а в КБ «Малахит» — «победа техники над здравым смыслом». Одной из причин такого решения являлось требование к разработчикам обеспечить наименьшую осадку корабля для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз. Также, именно большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лёд толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до Северного полюса.     Особенностью конструкции лодки является наличие внутри лёгкого корпуса пяти обитаемых прочных корпусов. Два из них являются основными, имеют максимальный диаметр 10 м и расположены параллельно друг другу, по принципу катамарана. В передней части корабля, между главными прочными корпусами, расположены ракетные шахты, которые впервые были размещены впереди рубки. Кроме того, имеются три отдельных герметичных отсека: торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек. Вынос и размещение трёх отсеков в пространство между основными корпусами позволило повысить пожаробезопасность и живучесть лодки. Две всплывающие спасательные камеры, рассчитанные на весь экипаж, размещены у основания рубки под ограждением выдвижных устройств. Основное вооружение — ракетный комплекс Д-19 с 20 трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Эти ракеты обладают наибольшей стартовой массой (вместе с пусковым контейнером — 90 т) и длиной (17,1 м) из принятых на вооружение БРПЛ. Боевая дальность ракет — 8300 км, боевая часть — разделяющаяся: 10 боеголовок с индивидуальным наведением по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая. Старт всего боекомплекта ракет «Акулы» может быть осуществлён одним залпом с малым интервалом между стартом отдельных ракет. Запуск возможен как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям.

Что мы имеем с крейсера?

В настоящее время в составе военно-морского флота России остаются два атомных ракетных крейсера проекта 1144:Адмирал Нахимов» (сейчас на модернизации) иПётр Великий»(в действующем флоте). КрейсерАдмирал Нахимов» проходит капитальный ремонт и комплексную модернизацию, в ходе которой его основное ударное вооружение — противокорабельный ракетный комплекс П-700Гранит» — будет демонтировано и заменено универсальными пусковыми ячейками под большее количество крылатых ракетКалибр» и гиперзвуковых противокорабельных ракетЦиркон».

По завершении работ надНахимовым» на такую же перестройку встанет иПётр Великий». Но насколько это вообще осмысленно — вкладывать силы и средства в корабли, спроектированные полвека назад? И что даст модернизация?

Атомный крейсерНахимов» в доке

Осмысленность поддержания 1144-х в строю напрямую связана с нынешним состоянием флота. Крупные надводные корабли, способные к длительным автономным походам — это ценный ресурс, которого в России осталось не так уж и много. Модернизационный потенциал многих старых океанских кораблей — например, ракетных крейсеров проекта 1164, больших противолодочных кораблей проекта 1155, эсминцев проекта 956 — весьма ограничен, а имеющаяся боевая ценность низка. Новые же фрегаты строятся довольно медленно.

Также следует отметить, что атомные крейсера обладают уникальными преимуществами в мобильности, способны осуществлять переходы между флотами без необходимости в дозаправке и промежуточных остановках. Для России, не имеющей обширной сети заграничных баз, вопрос манёвра силами между театрами боевых действий всегда стоял остро.

Например, на переход от Тартуса до Владивостока(15640 км) газотурбинному ракетному крейсеруМосква» потребуются 20 дней экономичным 18-узловым ходом и хотя бы одна промежуточная остановка для дозаправки. АтомныйПётр Великий» может преодолеть то же расстояние полным ходом всего за 11 дней, без единой промежуточной остановки.

Убийца авианосцев проекта 949А «Антей»

Проект 949 стал вершиной и окончанием развития узкоспециализированных подводных лодок, создаваемых для уничтожения самых больших надводных кораблей — авианосцев, охраняемых не только массой судов поддержки, но и большим числом носимой авиации.

Столь сложную задачу инженеры решили превосходно. Расстояние в 3,5 метра между легким и прочным корпусами «Антеев» обеспечивает значительный запас плавучести, до 30 % и даёт защиту от подводных взрывов. Случайная торпеда не выведет лодку из строя.

Лодки этого типа несут по 72 противокорабельных сверхзвуковых ракеты П-800 «Оникс» или 24 П-700 «Гранит». Именно для них спроектирована и гиперзвуковые ракеты «Циркон», ставшие «ужасом океанов», от которого пока не существует защиты.

Даже авианосная группа может перехватить только 1-5 «Ониксов», которые лодки проекта 949 способны запускать залпом, многократно превышающим это число. Что будет с «Цирконами», не нужно даже гадать.

К этому классу относится ещё одна трагедия флота: катастрофе АПЛ К-141 «Курск» сопереживал каждый житель России не только во время показа одноименного фильма.

Тактико-технические характеристики проекта 955 «Борей»

Разработчик проекта……………..ЦКБ МТ «Рубин»Главный конструктор……………..В. А. ЗдорновСкорость (надводная)……………..15 узловСкорость (подводная)……………..29 узловРабочая глубина погружения……………..400 мПредельная глубина погружения……………..480 мАвтономность плавания……………..90 сутокЭкипаж……………..107 человек, в том числе 55 офицеровСтоимость……………..$713 млн (первый корабль), 23 миллиарда рублейРазмерыВодоизмещение надводное……………..14 720 тВодоизмещение подводное……………..24 000 тДлина наибольшая (по КВЛ)……………..170 мШирина корпуса наибольшая………………13,5 мСредняя осадка (по КВЛ)……………..10 мСиловая установка………ОК-650В 190 МВт; ПТУ с ГТЗА; гребной вал; водомётный движительВооружениеТорпедно-минное вооружение…………6ТАx533мм + 6СГАПДx324 мм, торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты.Ракетное вооружение………..16 ПУ комплекса Д-30, БРПЛ Р-30 «Булава»Количество ракет…………..16 (проект 955), 16 (проект 955А)

Уникальные характеристики «Посейдона»

Стоит отметить, что главным преимуществом воздушного аналога «Посейдона» ударной системы «Авангард» является то, что благодаря наличию ядерного двигателя этот комплекс может совершать огромные перелеты на сверхзвуковой скорости.

Если последние модели баллистических ракет имеют лимит в 19-20 тыс. км, а их крылатые аналоги и вовсе 2-3 тыс., то «Авангард» не имеет никаких ограничений на конечное расстояние.

Комплекс «Посейдон» столь прорывной в плане ударной стратегической техники, как и «Авангард». И это доказывает интерес к этой техники всех военных экспертов в мире.

Среди преимущественных характеристик стоит выделить: большую глубину заныривания (больше 1 км), высокая крейсерская скорость, возможность обойти все морские радары и способность двигаться долго, чтобы поразить противника. Именно поэтому его практические ударные возможности поистине являются уникальными.

Подводный комплекс «Посейдон» сведет на нет главный козырь США

Разработка этого комплекса предоставит серьезные преимущества в плане стратегического противостояния с США, так как главным родом войск для Америки являются военно-морские силы. Именно они обеспечивали американцам существенное военное превосходство в течение последних 70 лет. Поэтому для Пентагона подобные российские разработки – тревожный звоночек. Для баз военно-морских сил США, рассредоточенных по всему миру «Посейдон» может стать серьезной угрозой.

Как следствие, благодаря этому подводному комплексу стратегическое военное преимущество американцев серьезно обесценилось. Для России же, нахождение американских военных баз на других континентах, теперь не представляет серьезной преграды.

Россия продолжает уверенно изменять стратегический баланс в мире в свою пользу. Все началось с того, что российским инженерам удалось разработать маленький ядерный двигатель, который и позволил подобным военным средствам преодолевать невероятные расстояния. Как следствие, новые российские стратегические средства способны кардинально изменить правила игры в мире.

Подводный комплекс «Посейдон» — огромный шаг вперед для вооруженных сил России. Интересно то, что название средства было выбрано в ходе конкурса, который организовало Министерство обороны. Помимо победителя, в финале числились варианты «Кракен» и «Язь», но они оказались менее подходящими.

На видео вы сможете посмотреть процесс подготовки и непосредственный запуск. Известно, что «Посейдон» отличается большой боевой мощью – могут использоваться как обычные боеприпасы, так и ядерные (мощность ядерного снаряда  — до 2 мегатонн).

Путин о подводном комплексе «Посейдон»

Впервые о создании подводного беспилотника Путина заявил в прошлом году. Тогда он отметил, что такие аппараты способны двигаться на большой глубине со скоростью, многократно превышающую скорость современных подлодок, преодолевая огромные расстояния.

Недавно президент В. Путин заявил, что первая атомная лодка с беспилотным комплексом «Посейдон» будет спущена на воду весной 2019 года. Глава государства отметил, что сейчас проходят ее успешные испытания. По словам президента, все работы по созданию и тестированию нового отечественного вооружения следуют точно разработанному плану.

«Посейдон» — это показатель широких возможностей отечественного кораблестроения, это демонстрация состояния главной кораблестроительной компании – Объединенной судостроительной корпорации, «Севмаша», а также всех, кто с ним сотрудничает.

Вероятный удар «Посейдона» с моря теперь пугает США больше, чем, например, нанесение ракетных ударов с космоса.

Боевой потенциал

Пусковые шахты АПЛ «Тайфун»

В случае ядерного конфликта «Тайфун» могла обрушить на врага одновременно 20 ядерных ракет Р-39, с десятью 200-кт разделяющимися боеголовками каждая. Такой ядерный «тайфун» мог бы за считанные минуты превратить в пустыню все восточное побережье США.

Кроме баллистических ракет в арсенале лодки находились более двух десятков обычных и реактивных торпед, а также ПЗРК «Игла». Специально для оснащения «Тайфунов» ракетами и торпедами был разработан транспортный корабль «Александр Брыкин» водоизмещением 16 тыс. тонн и рассчитанный на перевозку 16 БРПЛ.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.