Пр.670

Алан-э-Дейл       16.02.2023 г.

Конструкция атомной подводной лодки проекта 667 БДРМ

Головной корабль серии — атомную подлодку Б-51 «Верхотурье» — заложили на праздник, 23 февраля 1981 года. Для постройки кораблей этого проекта было выбрано основное предприятие советского атомного кораблестроения — Северодвинский машиностроительный завод «Севмаш». В течение 9 лет, начиная с 1981 года по 1990 год, предприятием было спущено на воду и введено в строй 7 кораблей проекта 667БДРМ. Последним кораблем этой серии стал РПКСН К-407 «Новомосковск».

Подводный ракетоносец «Верхотурье» получил ярко выраженный горб, в котором разместились 16 баллистических ракет. В классификации НАТО корабль получил шифр «Delta-IV», продолжая тем ряд боевых судов под шифром Delta. Размеры подлодки впечатляли. Длина корпуса лодки составила 167 м, а водоизмещение выросло до 11740 тонн. Атомная субмарина имела двухкорпусную конструкцию, ставшую традиционной для кораблей предыдущих серий. Прочный основной корпус корабля и переборки изготавливались из прочной стали, способной выдержать длительные интенсивные нагрузки и обладающей антикоррозийными свойствами. Конструкция корабля и прочностные характеристики материалов позволяли лодке опускаться на глубину до 600 м.

Основные узлы и агрегаты подводного корабля размещались на специальных амортизационных платформах, снижающих вибрацию и акустические шумы. Отсеки с энергетической установкой имели локальные звукопоглотители. Легкий корпус был покрыт специально разработанным для этих целей маскирующим материалом, обеспечивающим меньший гидроакустический фон корабля. Отличительной чертой субмарин проекта 667БДРМ стали гребные винты, которые имели пять лопастей, и обладали улучшенной гидроакустической картиной.

Во время боевых походов советские ракетные подводные крейсера «Екатеринбург» и «Подмосковье» сумели более недели оставаться в море незамеченными кораблями стран НАТО. Это стало причиной того, что американские субмарины вынуждены были приблизиться к местам постоянного базирования советских подлодок, подвергая себя большому риску быть обнаруженными.

Все корабли проекта получали автоматизированную систему управления вооружениями «Омнибус-БДРМ», с помощью которой осуществлялся анализ поступающей информации, определялись параметры боевого применения тактического оружия. Помимо этого лодки оснащались новым гидроакустическим оборудованием «Скат», имеющим две антенны. Одна антенна была расположена в носовом обтекателе, вторая — использовалась в буксируемом варианте. Ракетное вооружение обладало улучшенным навигационным комплексом «Шлюз», позволяющим с высокой точностью определять местоположение лодки во время пуска ракет.

Главной энергетической установкой для всех подлодок являлся ядерный реактор ВМ-4СГ, который обеспечивал паром две турбинные установки ОК-700А. Суммарная мощность двигательной установки составила 60 тыс. л. с. В качестве резервных двигателей на судах использовались электродвигатели по 225 л.с. каждый. Ядерная установка обеспечивала кораблям подводный ход со скоростью 24 узла.

История создания

Вообще, возникновение самой идеи о постройке подлодки, вооруженной баллистическими ракетами, связано с одним интересным фактом. Он заключается в превосходстве США перед СССР в данной сфере.

Ведь, как известно, начиная с конца 50-х до конца следующей декады в Америке успели сконструировать 4 типа стратегических ядерных ПЛ. Это были:

  • USS George Washington – главный корабль в серии из 5 атомоходов;
  • Ethan Allen;
  • Will Rogers;
  • Lafayette.

Каждый из них входил в систему «Поларис» (американская ядерная программа тех времен), будучи вооруженными баллистическими ракетами дальнего и ближнего действия. Всего в этот период ВМС США насчитывали 41 подводный ракетоносец. Они располагали 656 ракетами в сумме.

Так родился проект 667. На борту должны были размещаться баллистические ракеты Р-21 крупного размера, выпускающиеся из ракетного комплекса (РК) Д-4. Однако проект остановился на этапе проектирования из-за выявленных недочетов и появления новых ракет и комплексов.

Поэтому было решено доработать проект 667 на 667а, в котором применялись малогабаритные Р-27, стартующие с Д-5.

Главным конструктором назначили С. Н. Ковалева, по проектам которого были построены 92 субмарины.

В 1967 году К-137 официально встал в строй ВМФ СССР. Именно субмарины этого проекта стали самыми многочисленными во флоте страны (в боевой готовности были 34 единицы). В последствии ПЛ проекта 667а модифицировались, получая, в основном, новое ракетное вооружение.

Швабра, перчатки и шланг против радиации

— Сколько всего человек принимало участие в ликвидации последствий аварии?

— Точно неизвестно. Когда в 1995 году начали людей регистрировать и создавать общественную организацию, то оказалось — около тысячи, но к тому времени многие уже умерли, а многие и не знали, что идёт составление списков и объединение ликвидаторов, фактически же там было более полутора тысяч человек. Но при этом никто не считал людей, которые жили рядом с заводом, которых серьёзно задела радиация и которые ничего не знали о происходящем.

— Как отмывали лодки?

— Вручную: швабра, шланг, тряпки, перчатки — вот такими примитивными средствами и работали, счищали эту радиоактивную пыль. Всю эту ветошь собирали и потом, весной, сожгли на острове неподалёку. А вся вода шла прямиком в Волгу.

— При этом жителей города об опасности загрязнения реки предупреждать не стали?

— При этом на Западе о случившемся на «Красном Сормове», как я понимаю, узнали буквально на следующий день…

— Да, по радио о нашей аварии там сообщили. Нас всех держали в ежовых рукавицах, пикнуть нельзя было нигде, а за границей все эти наши «секреты» очень быстро узнавали, и информации там было куда больше, чем у нас. Я не знаю, почему так происходило.

  • Рубка первой подводной лодки проекта «Скат» К-43 в нижегородском парке Победы

— Правда ли, что в процессе очистки лодок рабочим (по совету учёных) предоставлялся спирт в неограниченных количествах? Якобы это давало какую-то защиту от радиации.

— Да, он лился рекой безо всяких ограничений и учёта.

Поэтому с ним тоже часто происходили разные инциденты. Люди сильно напивались, безобразничали, было воровство, было много смертей из-за спирта, особенно в ночные смены. Спустя какое-то время даже пошли разговоры о введении какой-то внутризаводской милиции, чтобы следить за порядком. При этом жизнь показала, что спирт, конечно, никак от радиации не защищает.

— А как вообще была организована уборка? Загрязнение, наверное, было неоднородным.

— Ходила дозиметрическая служба и говорила, что вот этот участок, допустим, надо очистить. Собирали партию и туда отправляли, чтобы отмывать. Потом следующий участок, но те, кто уже мыл, не шли, им давали отдых как минимум 15—20 дней. То есть из полутора тысяч задействованных рабочих одномоментно работали человек 200. За такую смену платили дополнительно по 50 рублей.

Помню, ещё кормили отлично. Если обычно мы в столовой тратили на обед 40—50 копеек, это был вполне нормальный «комплекс» с первым, вторым и третьим, то, когда очищали лодки, кормили ещё лучше, уже на рубль и 40 копеек — большая тарелка борща, стакан сметаны, мясо хорошее, салаты и так далее.

Сборка

Для начала снес всю детализацию на палубе, исправить ее не было возможности – так как она(как и у всех моделей Алангера) была выпуклая. Нарезал все по новой, руководствуясь фотографиями и чертежами. Высверлил отверстия для всплывающей камеры, сигнальных буев и ТА. Все это было изготовлено с нуля как отдельный детали. Далее, открыл все шпигаты и подклеил изнутри сетку из травленки. Вообще то, там должна бы быть решетка с 6-ю отверстиями, но не оказалось такой мелкой под рукой. След. шаг – детализация рубки: в наборе она просто девственно гладкая. Сделал поручни, двери, нарезал обтекатель ГАС. Из травленки сделал отсутствующие иллюминаторы по бокам, решетки и ходовые огни. На “крыше” нарезал люки для радиосекстана и радиопеленгатора. Прорезал щель для “Ивы”. Ко всему прочему насверлил посадочные места для недостающих ПМУ и шпигаты. Теперь палуба. Люки ракетных контейнеров должны соcтоять из из двух частей, поэтому на тех что закрыты, показал это расшивкой, а открытые распилил пополам. “Рельсы” для страховочных концов(кстати, как они правильно называются?) сделал из тонких полосок полистирола.Кнехты на носу и на корме из того же полистирола, но только круглого сечения. Те, что в начале горба, сделал опущенными из мет. трубки подходящего диаметра. Кое-где добавил лючки из травленки. Ну и в завершении, насверлил шпигатных отверстий по всей длине. Ракеты сделал из литника. В нижней части корпуса, прямо под ракетными шахтами сделал выступы из шпатлевки. Я так понимаю, что на прототипе это было сделано, так как ракеты Д-9РМ по высоте не помещались в корпус.Перенес водозаборники реактора чуть ниже – в соответствии с чертежами. Обводы корпуса где мог исправил – путем стачивания. ВУ практически все переделаны – из набора остались только 2. Что-то сделал с нуля что-то из остатков других наборов. В качестве штоков использовал медицинские иглы разных диаметров.

Задача поставлена

Да, именно эти семь субмарин были первыми на Дальнем Востоке. Да что там — первыми во всей России! Владивосток вписал себя в историю как колыбель российского подводного флота.

Отряд миноносцев продолжал прирастать новыми единицами.

В начале 1905 года во Владивосток железной дорогой прибыла еще одна субмарина американского производства — «Осётр» (ранее — Protector), но спуск ее на воду и ввод в состав отряда миноносцев произошел только в июне. 7 июля 1905 года во Владивосток прибудет еще одна «американка» — «Кефаль», но на воду ее спустят только 5 августа.

Подводная лодка «Кефаль» в Золотом Роге. Фото: портал «Старый Владивосток»

Пока же в боевом строю отдельного отряда действовали семь субмарин.

Базой для них была выбрана удобная, хорошо укрытая от волн, бухта Улисс в окрестностях города. В бухте были построены небольшие временные ремонтные мастерские и казармы для личного состава. Нередко, особенно зимой, гостили субмарины и в редко замерзающем Золотом Роге, откуда выводились на учения ледоколом «Надежный». Не раз вместе с ними за ледоколом следовали крейсера владивостокского отряда, чтобы отработать задачи по совместным действиям при нападении противника.

ПЛ «Сом» во Владивостоке. Фото: портал «Старый Владивосток»

29 января 1905 года во Владивостоке на крейсере «Громобой» состоялось секретное совещание.

Председательствовал на нем начальник отряда крейсеров, контр-адмирал Иессен, доклад делал лейтенант Плотто. На совещании обсуждали план активного применения пока только двух испытанных лодок совместно с миноносцами в районе Цугарского (Сангарского) пролива. Совещание приняло два варианта возможного применения субмарин, причем оба носили наступательный характер и предусматривали операции по нарушению японского судоходства в Корейском проливе.

По первому предполагалось, что, используя промежуточную базу в бухте Ольга, в которую перейдет также и один из транспортов, подлодки, по возможности, на буксире у миноносцев, будут подведены к берегам Японии, откуда самостоятельно проникнут в японские порты и атакуют их.

По второму — все боеготовые субмарины идут на буксире миноносцев к корейским берегам, пополняя запасы с приданного парохода. Базируясь на порт Шестакова, лодки будут вести операции против судоходства в Корейском проливе. Первый план предлагалось привести в действие по получении торпед лодкой «Сом», второй — по готовности всех подлодок.

Подготовка масштабных операций наступательного характера была смелым и решительным шагом, но не соответствовала уровню подготовки экипажей и техническому состоянию подлодок того времени.

По этим причинам оба плана не были претворены в жизнь. Никто реально не представлял, на что способны лодки и как они должны действовать. Опыт пробного плавания субмарин в заливе Петра Великого показал, что они «слишком малы для непрерывного крейсерства в открытом море».

Учитывая это, перед командирами подлодок ставилась другая, не менее важная задача — оборона порта Владивосток и прибрежных районов от набегов японского флота. Такой случай представился совсем скоро.

атомная подводная лодка проекта 667БДРМ

  В модернизированную атомную подводную лодку вооруженную лучшими в мире жидко-топливными ракетами были вложены новейшие научные достижения. Уже в 1984 году головной подводный ракетоносец вошел в состав советского военно-морского флота. В этом же году на боевое дежурство у американского континента заступили дальние бомбардировщики Ту-95 с крылатыми ракетами, но главным ответом стало развертывание у берегов США подводных крейсеров стратегического назначения. Подлетное время их ракет до территории США стало таким же, как и у «Першинг-2» из Европы до СССР. Стратегические подводные ракетоносцы ликвидировали преимущество США в наступательных вооружениях.   В 1990 году экономический кризис в Советском Союзе достиг критической отметки. Руководство страны нашло смысл в резком сокращении оборонных проектов. Вскоре СССР прекратил свое существование. На глазах главного конструктора Сергея Ковалева подводные крейсеры были объявлены «бременем милитаризма» и стали выводится из строя. Но благодаря его усилиям были разработаны уникальные меры по продлению ресурсов эксплуатации подводных крейсеров последней серии 667.   на страже морских рубежей

  В ноябре 2010 года в Центре судоремонта «Звездочка» в Северодвинске была завершена модернизация всей серии подводных ракетоносцев проекта 677 БДРМ: К-51 «Верхотурье» (1999 год), К-84 «Екатеринбург» (2003 год), К-114 «Тула» (2006 год), К-117 «Брянск» (2008 год), К-18 «Карелия» и К-407 «Новомосковск» (2010 год). В результате срок службы атомных подводных лодок продлен на 10 лет.   Подводные ракетоносцы проекта 667БДРМ являются основой морской составляющей стратегических ядерных вооруженных сил России. Все они были созданы академиком Сергеем Ковалевым – генеральным конструктором подводных лодок ЦКБ МТ «Рубин», которого называют главным конструктором стратегических сил СССР.  

  Технические характеристики ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 667 БДРМ: Водоизмещение – 11740 тонн; Длина – 167 м; Ширина – 12 м; Автономность – 90 суток; Энергетическая установка – атомная; Скорость хода подводная – 23 узла; Глубина погружения – 650 м; Экипаж – 140 человек;

Вооружение: Пусковые установки с баллистическими ракетами Р-27РМ – 16; Торпедные аппараты 533 мм – 4;

Система наблюдения и обнаружения противника на подлодке

Способность субмарины выполнить боевой приказ скрытно от сил противолодочной обороны врага является её главным оружием. Несмотря на новые типы корпусов, новые двигатели главными способами обнаружения противника остаются:

  • гидроакустический;
  • магнитометрический.

На большинстве современных боевых ПЛ работают как акустический, так и магнитометрические посты.

В боевых условиях магнитометры устанавливаются на самолётах или противолодочных вертолётах.

Главным достоинством магнитометрического метода являются его простота и незаметность: как и пассивное гидроакустическое наблюдение, такой пост практически невозможно обнаружить.

Для современных подлодок основными боевыми задачами являются:

  • уклонение от районов наземного (воздушного) противолодочного наблюдения;
  • уклонение при обнаружении вражеской ПЛ (расписанные в романах бои между подводными флотами не считаются приоритетной задачей подлодок).

Но скрытность, малозаметность для всех систем обнаружения ─ остаются важнейшим оружием субмарин.

Подарок для Ильича

— Как я понимаю, ликвидировать последствия аварии пришлось не военным, а в основном именно простым рабочим и инженерам? И прежний план по сдаче лодки флоту никто пересматривать не стал?

— Да, 1970-й был годом столетия Ленина. И тогда был принят встречный план нашего завода — сдать стране не одну подводную лодку, а две. Поэтому в пролёте цеха на стапелях рядом стояли две субмарины, разница в строительстве которых была примерно полгода. Мы в основном отмывали не аварийную, а соседнюю лодку К-308, которую надо было сдавать раньше.

В итоге К-308 уже в апреле спустили на воду, а осенью она ушла на сдачу. Что касается К-320, то её достроили в 1971 году, и она потом много лет прослужила в ВМФ, с радиацией там всё было в норме.

— А как же разрушенный реактор?

— Он был заменён. Было много хлопот с тем, чтобы уберечь людей, которые его извлекали, чтобы они не нахватались больших доз. Больше всех, конечно, досталось сварщикам. Все они работали примерно от пяти до 15 минут — дольше нельзя было. Потом они тут же менялись и их проверяли врачи, дозиметристы, отслеживали те дозы, которые они получали.

— Правда ли, что, как только рабочие завода узнали о ЧП, многие из них уволились? По разным данным, таких были сотни и даже тысячи. Это так?

— Да, три с лишним тысячи человек после аварии на лодке уволились только из того цеха.

— А сколько всего работало на «Красном Сормове»?

— Всего около 40 тыс. После аварии из других цехов тоже уходили люди, потому что многие стали ощущать головокружение и другие проявления, свидетельствующие о радиации. Со всех, кто знал и участвовал в ликвидации аварии, взяли подписку о неразглашении на 25 лет.

Литература и источники

Шунков В. Н. Подводные лодки. Поппури, Минск, 2004 Скляров А. И. Подводный ледокол стратегического назначения // Наука и Жизнь. — 1998. — № 7. Скляров А. И. Подводный ледокол стратегического назначения // Наука и Жизнь. — 1998. — № 8. Тарасов А. Е. Атомный подводный флот 1955—2005. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. — 216 с.”Севмаш” завершил испытания модернизированной подлодки”Дмитрий Донской” вернулся в Северодвинск”Дмитрий Донской” и “Северодвинск” вышли в море”Булаву” проверят с подводного крейсера “Дмитрий Донской”На самой большой подлодке в мире открылся музей “Куликово поле”К-208, ТК-208, «Дмитрий Донской»ТК-202Проект 941 с музейной полкиТК-12ТК-13ТК-17 «Архангельск»ТК-17 «Архангельск»ТК-20 «Северсталь»

Радиоэлектронное вооружение

В состав радиоэлектронного оборудования входят:

  • БИУС МВУ-106 «Алмаз-БДР».
  • КЦВС «Атолл».
  • Радиолокационный комплекс МРК-50 «Каскад» («Snoop Tray»), МРК-57 «Корма».
  • Гидроакустический комплекс МГК-400 «Рубикон» («Shark Teeth») представляющий собой модернизированный вариант МГК-300 «Рубин» с дальностью обнаружения цели до 200 км и принятый на вооружение в 1976 году,
  • ГАС «Аврора-1», ГАС «Шмель» навигационная.
  • МГ-43 — станция измерения скорости звука под водой, МГ-33.
  • средства РТР и РР МРП-21А «Залив-П» РТР, «Завеса-П» радиопеленгатор(Brick Pulp/Group; Park Lamp D/F)
  • средства ГПД 4 х ГПД МГ-44, МГ-34,ГИП-1.
  • Навигационный комплекс «Тобол-М1» или «Тобол-М2».
  • КНС «Цикада», радиосекстант (Code Eye), ИНС
  • Комплекс радиосвязи «Молния-М» (Pert Spring); ССС «Цунами-БМ», буксируемые буйковая антенны «Параван», выпускаемое буксируемое антенное устройство «Ласточка» (СНЧ), ВЧ и СВЧ-антенны, станция звукоподводной связи.
  • Средства ледовой разведки «Нок-1» навигационный обнаружитель круговой, «НОР» навигационный обнаружитель разводий, эхоледомер «ЭЛ-3».
  • телевизионные комплексы МТ-70,МТ-30;
  • корабельная система единого времени «Платан-М»

Катера проекта 670

Проект 670 получил российское кодовое название Скат (нем. Rochen ), а от НАТО — класс Чарли . Одиннадцати лодкам в классе были присвоены тактические номера, а не названия. Буква «K» в исходных идентификаторах была заменена на «B» в 1992 году на всех лодках.

К-87

Лодка заложена 6 февраля 1965 года в Горках. После запуска в 1968 году его перевезли в Северодвинск для доработки. К-87 поступил на вооружение 28 декабря 1968 года. В 1978 году его переименовали в К-212 . 19 апреля 1990 года он был исключен из списка флота и отправлен на слом.

К-25

Лодка заложена 2 декабря 1965 года в Горках. После спуска на воду в 1968 году он был переведен в Северодвинск для доработки и введен в эксплуатацию 30 декабря 1968 года. 24 июня 1991 года К-25 был исключен из авиапарка и отправлен на слом.

К-325

Лодка заложена 6 сентября 1969 года в Горках. После запуска в 1971 году он был перевезен в Северодвинск для доработки. Ввод в эксплуатацию состоялся 5 ноября 1971 года. 24 июня 1991 года К-325 был исключен из парка и предназначался для утилизации.

К-429

Основная статья : К-429

Лодка заложена 26 января 1971 года в Горках. После спуска на воду в 1972 году он был переведен в Северодвинск для доработки и введен в эксплуатацию 15 сентября 1972 года. 23 января 1983 года К-429 затонул на мелководье в результате человеческой ошибки, 16 моряков погибли. После подъема и ремонта лодка снова затонула 13 сентября 1985 года в порту. 12 октября 1986 года К-429 был исключен из авиапарка и отправлен на слом.

К-43

Основная статья : К-43

Лодка заложена 9 мая 1964 года в Горках. После запуска в 1968 году его перевезли в Северодвинск для доработки. К-43 принят на вооружение 5 ноября 1967 года. В 1984 году он был масштабно модернизирован и передан , где с 1988 года находился на вооружении как S-71 Chakra . Он был возвращен в январе 1991 года и окончательно списан в 1992 году. В сообщениях говорилось, что технологию лодки собирались скопировать в Индии, но не удалось уменьшить размеры ядерного реактора индийского производства, чтобы он поместился внутри подводной лодки.

К-143

Лодка заложена 25 ноября 1966 года в Горках. После запуска в 1969 году его перевезли в Северодвинск для доработки. 30 октября 1969 года лодка поступила на вооружение как К-143, а в 1977 году переименована в К-121 . В 1993 году он был исключен из списка флота и 6 августа 1996 года отправлен на слом.

К-313

Заложена 14 июля 1966 года в Горках. После спуска на воду в 1969 году он был переведен в Северодвинск для доработки и введен в эксплуатацию 16 декабря 1969 года. 7 марта 1993 года он был исключен из списка флота и отправлен на слом. Пока брошенная лодка ждала у причала для сдачи в металлолом, после таяния зимнего ледяного покрова 29 мая 1997 года в воду ворвалась вода, и лодка затонула на глубину около 20 метров. 5 октября после нескольких неудачных попыток его наконец подняли, но на следующий день во время шторма он оторвался от поддерживающих его понтонов и снова затонул. 10 октября его снова подняли, но неконтролируемо поднялись, наклонились и снова опустились через несколько минут. После того, как его снова подняли 13 октября 1997 года, обломок был немедленно перенесен на мелководье, а топливные стержни извлечены из реактора.

К-308

Лодка заложена 29 декабря 1969 года в Горках. После запуска в 1970 году его перевезли в Северодвинск для доработки. К-308 поступил на вооружение 20 сентября 1970 года. 30 июля 1992 года он был исключен из списка флота и отправлен на слом.

К-320

Лодка заложена 30 апреля 1968 года в Горках как К-302 . Во время работы на подводной лодке случайно включился реактор, в результате чего из трубопроводов вышел пар . Загрязнены поверхности реакторного отделения и части верфи . Облучению подверглись около 150 человек , семеро из которых получили серьезные травмы. Пришлось заменить всю реакторную секцию. Лодку переименовали в К-320, когда она еще строилась . После запуска в 1971 году К-320 был переведен в Северодвинск для доработки. Вступил в строй 15 сентября 1971 года. 5 июля 1994 года он был исключен из списка флота и отправлен на слом.

К-302

Лодка заложена 17 января 1969 года в Горках. После запуска в 1970 году его перевезли в Северодвинск для доработки. К-302 принят на вооружение 1 декабря 1970 года. 30 июня 1993 г. он был исключен из списка флота и отправлен на слом.

К-201

Заложена 16 ноября 1971 года в Горках. После запуска в 1972 году он был переведен в Северодвинск для доработки. К-201 поступил на вооружение 26 декабря 1972 года. В 1974 году она посетила сомалийский порт Бербера . 8 октября 1976 года, ныряя у Камчатки , она попалась в сеть японского рыболовного судна, и ей пришлось повернуться, чтобы разрезать сеть. В 1990-е годы К-201 был исключен из парка и предназначался для утилизации.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.