Оглавление
Версии [ править ]
Проект 671 Йорш (Виктор I)
Пр.671
Советское обозначение пр. 671 Ёрш ( ерш ) — первоначальный образец, принятый на вооружение в 1967 году; 16 были произведены. Каждый имел по шесть торпедных аппаратов для запуска торпед Тип 53, а также противолодочные ракеты и мины SS-N-15 . Подводные лодки имели мощность 24 ствола или 48 мин (или их комбинацию). Их длина составляла 92,5 м (303 фута). Все утилизированы.
Проект 671РТ Сёмга (Виктор II) править
Проект 671РТ
Советское обозначение пр. 671РТ » Сёмга» ( атлантический лосось ) — принят на вооружение в 1972 г .; семь были произведены в 1970-х годах. Изначально они были обозначены НАТО как «Единый класс». Они имели такое же вооружение, что и «Виктор I», и были первыми советскими подводными лодками, которые внедрили сплав для акустической тишины. Производство было свернуто из-за решения о разработке улучшенного класса Виктор III. Они были 101,8 м (334 фута) в длину. Все утилизированы.
Проект 671РТМ / РТМК Щука (Виктор III) править
Проект 671РТМ
Советское обозначение проекта 671РТМ / RTMK Щука ( щука ) -entered службы в 1979 году; 25 выпускались до 1991 года. Более тихие, чем предыдущие советские подводные лодки, эти корабли имели четыре ствола для запуска ракет SS-N-21 или SS-N-15 и торпед Типа 53, а также еще два ствола для запуска SS-N-16. ракеты и торпеды Тип 65 . На борту могло находиться 24 ствола ТПУ или 36 мин. Класс Victor III вызвал небольшой фурор в спецслужбах НАТО при его представлении из-за характерной капсулы на вертикальной кормовой плоскости. Сразу же возникло предположение, что капсула была корпусом для какой-то экзотической бесшумной силовой установки, возможно, магнитогидродинамического привода.единица. Другая теория предполагала, что это была какая-то система оружия. [ необходима цитата ] В конце концов, капсула была идентифицирована как гидродинамический корпус для буксируемой пассивной гидролокаторной группы ; система была впоследствии включена в SSN класса Sierra и Akula . В октябре 1983 года буксируемая группа К-324 , Виктора III, действующего к западу от Бермудских островов, столкнулась с буксируемой группой американского фрегата USS McCloy . К-324 был вынужден всплыть, что позволило силам НАТО сфотографировать капсулу в развернутом состоянии. Класс Victor-III постоянно совершенствовался во время строительства, и модели позднего выпуска обладают превосходными акустическими характеристиками. Они были 106 м (348 футов) в длину. 21 ликвидировано.
Обогнавшая техзадание
На юбилейную конференцию создателей 671-го проекта пришли десять моряков из первого экипажа головной подлодки, которые вспомнили массу любопытных эпизодов рождения корабля. Как работали в три смены без выходных, как вели готовую лодку в плавдоке через разведенные невские мосты, как на испытаниях переборщили с дифферентом и пришлось всплывать в аварийном режиме, как в стоместной подлодке на первых выходах в море жили и работали свыше 300 человек. Но особенно интересны тогдашние ноу-хау.
Уже на подлодках второго поколения было решено перейти от отдельных гидроакустических станций к комплексам. Причем новая система оказалась настолько чувствительной по дальности обнаружения цели, что в несколько раз превосходила параметры технического задания. А поскольку корректировка ТЗ очень длительный и хлопотный процесс, пошли на хитрость, заменив единицы измерения с морских кабельтовых на сухопутные километры. Переход с постоянного на переменный ток позволил уменьшить габариты бортового электрооборудования и повысить его надежность. Впервые была внедрена система управления кораблем, на которую были завязаны 250 корабельных комплексов, узлов и механизмов с полутысячей источников информации. Разработанный тогда алгоритм используется на субмаринах до сих пор. Шаг за шагом совершенствовалось вооружение подводной лодки от торпед к ПЛУР и крылатым ракетам.
В общей сложности за четверть века в Ленинграде и Комсомольске-на-Амуре было построено 48 подводных лодок 671-го проекта. Причем из-за аварий не потеряно ни одного корабля, не погиб ни один моряк.
По мере развития у 671-го проекта под кодовым именем «Ерш» появились модификации: 671В оснащалась ракетно-торпедным комплексом «Вьюга», 671К – ракетным комплексом с КРБД C-10 «Гранат» (SS-N-21). На 671РТ «Семга» установлен дизель-генератор увеличенной мощности, а два 533-мм торпедных аппарата заменены на более мощные 650-мм. На 671РТМ «Щука» один семилопастный винт заменен двумя четырехлопастными, что снизило шумность, модернизировано радиоэлектронное вооружение. 671РТМК, кроме того, вооружена КР «Гранат».
По мнению западных экспертов, 671-й проект, особенно его последние модификации отличались сравнительно низким уровнем внешнего шума и по этому показателю были близки к американским субмаринам типа «Лос-Анджелес». Достаточно вспомнить, как переполошились наши заклятые друзья, когда 29 февраля 1996 года во время учений флота НАТО в самой середине их корабельного ордера всплыла наша АПЛ К-448 «Тамбов» проекта 671РТМК, которую они до этого не видели, и попросила оказать медицинскую помощь одному из моряков – тому требовалась срочная операция из-за угрозы перитонита. Подводник был доставлен на британский эсминец «Глазго», а оттуда вертолетом в госпиталь. Поблагодарив коллег, наша лодка погрузилась и вновь исчезла из поля зрения натовских локаторов. После чего о сверхскрытности наших субмарин долго писала западная пресса.
За создание первой серии кораблей 671-го проекта в 1970 году главному конструктору Георгию Чернышеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда, большую группу специалистов наградили орденами и медалями.
Сейчас в составе ВМФ находятся три подлодки 671РТМК, хотя основную нагрузку многоцелевых атомоходов несут малахитовские субмарины 971-го проекта третьего поколения. Боевой состав пополняют и универсальные подводные крейсеры четвертого поколения 885-го проекта «Ясень», также разработанные в СПМБМ. Головной крейсер «Северодвинск» уже служит на Севере, «Казань» спущен на воду. На Севмаше в разной степени готовности «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск», «Пермь», «Ульяновск» – до 2020 года планируется сдать шесть «Ясеней».
Малахитовцы тем временем уже вовсю работают над АПЛ пятого поколения «Хаски». И как отметил Владимир Дорофеев, перед проектным бюро ставится задача по снижению трудоемкости строительства корабля при безусловном достижении технических характеристик. Ведь «Малахит» всегда создает корабли не просто конкурентоспособные, но превосходящие зарубежные аналоги. Это советская школа. При проектировании подводных лодок будущего на новом техническом уровне реализуются решения, отработанные на первой многоцелевой АПЛ 671-го проекта.
Алексей Захарцев,корреспондент «ВПК» (Санкт-Петербург)
Сборка
Сборка проходила в рамках GB: Советско-Российский ВМФ на дружеском сайте каропка.ру.
Сборку начал с доработок корпуса и рубки. В носовой и кормовой части верхней половине корпуса, а также в верхней части рубки пришлось изрядно поработать шкуркой удаляя стык пресс-форм. На корпусе высверлил посадочные места АСБ и из пластика изнутри подклеил пластины, сформировав посадочные места. Из фольги самоклейки сделал створки люка на палубе лодке за рубкой. Из этого люка в подводном положении выпускалось устройство связи по внешнему виду похожее на самолет. Китайцы изобразили люк в виде оконной рамы с перемычкой посередине, я это дело изменил, приведя в соответствие с прототипом. Поскольку шпаклевать и шлифовать расшивку не хотелось, использовал фольгу. Сборка корпуса прошла нормально, не идеально, но терпимо, шпаклевка потребовалась в небольших количествах. Затем восстановление утраченной расшивки и монтаж кормового оперения и водозаборников. Водозаборники рассверлил, сделав отверстие и закруглил у них переднюю кромку, таким образом они стали больше похожи на те, которые были на прототипе.
Далее очередь кормового оперения. Вертикальное оперение особых проблем не вызвало, просто клеим, стыки шпаклюем, шлифуем. Горизонтальное оперение потребовало небольших доработок. Расшивкой имитировал малые горизонтальные рули, странно, что китайские товарищи проигнорировали этот момент. Также срезал ступицы вспомогательных рулей. К ним приклеил травленые лопасти, которые также отрезал от соответствующих деталей травления.
Затем настала очередь доработки гребного винта. Травленые лопасти обточил, убрав излишнюю «пузатость» лопастей и немного завернул их винтом. Получилось не идеально, но чуть больше похоже на прототип. На ступице винта сточил торцевые гребни и сделал их из пластика 0,13 мм – так более масштабно.
На рубке сточил имитацию поручней и сделал их из проволоки 0,2 мм, попутно добавив отсутствующие поручни в носовой части. Также удалил наплывы с крыши рубки под т.н. «рога», поскольку у меня будет РТМ, а не РТМ(К).
Штоки НГР заменил на металлические трубки D = 0,9 мм.
Некоторые ВУ изготовил заново, у некоторых заменил штоки, некоторые просто покрасил. В качестве материалов использовал медицинские иглы различных диаметров, а также что-то из запасов.
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы, связанные с подводными лодками класса Виктор . |
- National Geographic: Виктор-класс
- Кодовые названия подводных лодок и кораблей НАТО, по состоянию на 14 марта 2004 г.
- Статья на русском языке о Викторе I
- Статья на русском языке о Викторе II
- Статья на русском языке о Викторе III
- Подводные лодки типа Victor III — Полный список кораблей на английском языке
- Статья на английском языке из ФАС
- На атомной подводной лодке Северного флота вспыхнул пожар, погибли 2 человека
vтеПодводная лодка типа Виктор | |||||
---|---|---|---|---|---|
Виктор I |
|
||||
Виктор II |
|
||||
Виктор III |
|
||||
|
vтеСоветские и российские подводные лодки после 1945 года | |
---|---|
Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами — ПЛАРБ |
|
Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами — ПЛАРК |
|
Атомные подводные лодки — SSN |
|
Обычные подводные лодки с баллистическими ракетами — SSB |
|
Обычные подводные лодки с крылатыми ракетами — SSG |
|
Обычные ударные подводные лодки — СС или ССК |
|
Вспомогательные подводные лодки — SSA |
|
|
vтеТекущие и планируемые занятия SSN | |
---|---|
Флот Народно-освободительной армии |
|
Французский флот |
|
Индийский флот |
|
ВМФ России |
|
Королевский флот |
|
ВМС США |
|
Звонки
1983: К-324, аварийно-спасательное судно » Алдан» , военный корабль США «Петерсон».
Катера класса Victor III использовались в Северном, Атлантическом, Средиземном, Карибском, Тихом и Индийском океанах для разведки военно-морских операций на западе.
Несколько катеров класса «Виктор III» приняли участие в двух крупных операциях Северного флота . Операции носили кодовые названия «Апорт» («Апорт», 1985 г.) и «Атрина» («Атрина», 1987 г.).
С мая по июль 1985 года несколько катеров и противолодочных частей отправились на противолодочную операцию «Апорт» для сбора информации о ракетах- носителях НАТО. В том числе К-502 , который использовался в банке Ньюфаундленда .
В марте 1987 года катера Виктор III К-298 , К-299 , К-324 , К-502 и, возможно, также К-524 вышли в Атлантический океан на «Атрине» . Их работа заключалась в сборе информации о маршрутах американских ПЛАРБ и противолодочной тактике НАТО . Отбытие пяти охотничьих подводных лодок не осталось незамеченным, но только после того, как лодки не направились в один из обычных участков патрулирования, а скорее исчезли неизвестным курсом, НАТО начало комплексную поисковую операцию. Операцию с подводной лодкой поддерживали советские морские разведчики с Кубы и Кольского полуострова . Когда «Атрина» закончилась через три месяца, лодки пересекли Атлантику до Бермудского треугольника и прорвали линии SOSUS практически незаметно . Они были обнаружены только в районе цели, но ошибочно опознаны как ПЛАРБ. Все командиры лодок награждены орденами Красного Знамени .
31 октября 1983 года К-324 находился в Карибском море , преследуя фрегат USS McCloy для сбора информации об американском гидролокаторе буксировки SQR-15 . Согласно американским источникам, «МакКлой» собирался собирать информацию о К-324 . Кабель гидролокатора буксировки фрегата попал в винт подводной лодки, что вызвало неисправность в системе охлаждения и сделало К-324 неспособным к маневрированию. Экипажу удалось вывести лодку на поверхность. Тем не менее, он не был скрыт от американского разведывательного самолета и был замечен на Р-3 на 1 ноября 282 морских милях к западу от Бермудских островов . Прежде чем его удалось поднять, советскому буксиру удалось подобрать лодку и отбуксировать ее в Сьенфуэгос на Кубе 5 ноября .
На Даниила Московского (К-414) в сентябре 2006 года в Баренцевом море произошел пожар в электросети, в результате которого погибли два члена экипажа. Лодка не могла маневрировать и ее пришлось буксировать.
Представители
Название | Зав. № | Закладка | Спуск | Вступление в строй, флот | Списание | Статус |
---|---|---|---|---|---|---|
К-524
1982-«60 лет шефства ВЛКСМ» 1998-«Западная Лица» |
01636 | 07.05.1976 | 31.07.1977 | 28.12.1977, СФ | 2002 | Утилизирована в 2008 |
К-254* | 01638 | 24.09.1977 | 06.09.1979 | 30.12.1979, СФ | 1998 | 1983 модернизирована по проекту 671 РТМК
Утилизирована в 2003 |
К-502*
1999-«Волгоград» |
01641 | 23.07.1979 | 17.08.1980 | 31.12.1980, СФ | 2000 | 1992 модернизирована по пр. 671 РТМК
Утилизирована в 2006 |
К-527 | 01643 | 28.09.1978 | 24.07.1981 | 30.12.1981, СФ | 1999 | Утилизирована в 2006 |
К-298 | 01645 | 25.08.1981 | 14.07.1982 | 27.12.1982, СФ | 1998 | Утилизирована в 2006 |
К-358
1987-«Мурманский Комсомолец» 1992- Б-358 |
01674 | 23.07.1982 | 15.07.1983 | 29.12.1983, СФ | 1998 | Утилизирована в 2003 |
К-299 | 01649 | 20.12.1983 | 29.06.1984 | 22.12.1984, СФ | 2000 | Утилизирована в 2008 |
К-244* | 01652 | 25.12.1984 | 09.07.1985 | 25.12.1985, СФ | 1998 | Достраивалась по пр. 671 РТМК
Утилизирована в 2007 |
К-292*
2002-«Пермь» |
01655 | 15.04.1986 | 29.04.1987 | 27.11.1987, СФ | 2005 | Достраивалась по пр. 671 РТМК
Утилизирована в 2008 |
К-388*
2005- «Петрозаводск» |
01657 | 08.05.1987 | 03.08.1988 | 30.11.1988, СФ | 2013 | Достраивалась по пр. 671 РТМК
Начата утилизация в 2017 |
К-138*
2000-«Обнинск» |
01659 | 07.12.1988 | 05.08.1989 | 10.05.1990, СФ | В строю | Достраивалась по пр. 671 РТМК |
К-414*
1996- «Даниил Московский» |
01695 | 01.12.1988 | 31.08.1990 | 30.12.1990, СФ | Списана. Готовится к утилизации | Достраивалась по пр. 671 РТМК |
К-448*
1995- «Тамбов» |
01696 | 31.01.1991 | 17.10.1991 | 24.09.1992, СФ | В ремонте | Достраивалась по проекту 671 РТМК
Проходит модернизацию |
Примечание: «*» обозначает лодки модификации РТМК.
Название | Зав. № | Закладка | Спуск | Вступление в строй, флот | Списание | Статус |
---|---|---|---|---|---|---|
К-247 | 271 | 15.07.1976 | 13.08.1978 | 30.12.1978, ТОФ | 1996 | Утилизирована в 2007 |
К-507 | 282 | 02.11.1977 | 01.10.1978 | 30.11.1979, ТОФ | 1998 | Утилизирована в 2010 |
К-492 | 303 | 23.02.1978 | 28.06.1979 | 30.12.1979, ТОФ | 1996 | Утилизирована в 2009 |
К-412 | 304 | 29.10.1978 | 06.07.1979 | 30.12.1979, ТОФ | 1996 | Утилизирована в 2003 |
К-251 | 295 | 29.07.1979 | 03.05.1980 | 30.09.1980, ТОФ | 1998 | Утилизирована в 2010 |
К-255 | 296 | 07.11.1979 | 20.07.1980 | 28.12.1980, ТОФ, с 1983 СФ | 1998 | Утилизирована в 2005 |
К-324 | 297 | 23.02.1980 | 07.09.1980 | 30.12.1980, ТОФ, с 1985 СФ | 2000 | Утилизирована в 2006 |
К-305 | 308 | 27.07.1980 | 17.05.1981 | 30.09.1981, ТОФ | 1998 | Утилизирована в 2007 |
К-355 | 299 | 31.12.1980 | 08.08.1981 | 29.12.1981, ТОФ | 1998 | Утилизирована в 2009 |
К-360 | 300 | 09.05.1981 | 27.04.1982 | 29.09.1982, ТОФ | 1998 | Утилизирована в 2010 |
К-218 | 301 | 07.11.1981 | 24.07.1982 | 28.12.1983, СФ | 1998 | Утилизирована в 2001 |
К-242
1982-«50 лет Комсомольску- на-Амуре» 1992-Б-242 |
302 | 12.06.1982 | 29.04.1983 | 25.10.1983, ТОФ | 1998 | Утилизирована в 2017 |
К-264 | 333 | 29.07.1983 | 08.06.1984 | 26.10.1984, ТОФ | 2003 | Утилизирована в 2008 |
К-315 | 334 | 1982 | 19.01.1983 снята со строительства |
Забытые темпы
Атомные подлодки 671-го проекта получились очень удачными: надежными, малозаметными, быстроходными, спокойно погружались на 400 метров, имели скорость более 30 узлов и два с лишним месяца могли находиться в автономном плавании.
Владимир Дорофеев обратил внимание на немыслимую сейчас интенсивность работы: «Технический проект корабля был защищен в 1960 году, документация передана на завод в 1962-м, головной корабль принят в состав ВМФ в 1967-м. То есть от завершения разработки техпроекта до поднятия военно-морского флага прошло всего шесть лет
С точки зрения нашей сегодняшней действительности – сроки фантастические. Да, корабли стали больше, но сроки создания выросли непропорционально».
Высокие тактико-технические характеристики АПЛ проекта 671 были получены в результате удачного сочетания новых технических решений. Это симметричная форма корпуса с оптимальными пропульсивными качествами, крестообразное оперение, где большие горизонтальные рули дополнялись малыми, предназначенными для управления на высоких скоростях, «правильная» носовая оконечность с грамотным расположением торпедных аппаратов и крупногабаритной антенной гидроакустики. Одновальная энергетическая установка с двумя водяными реакторами обеспечивала повышенную надежность. Блочная компоновка паротурбинной установки улучшила виброакустические характеристики и упростила монтаж. Из внедренных новшеств стоит назвать применение новой высокопрочной корпусной стали, использование в энергетических системах трехфазного переменного тока, широкое внедрение дистанционного управления исполнительных механизмов.
Огромный вклад в создание проекта внесли разработчики комплектующего оборудования: ОКБМ имени И. И. Африкантова, где создали ЯЭУ, СКБ Кировского завода, создавшее паротурбинную установку, специалисты ЦНИИ имени А. Н. Крылова, ЦНИИ КМ «Прометей», «Авроры», «Гранита», «Электрона», «Гидроприбора», «Новатора», «Океанприбора» и еще десятков коллективов, придумавших и изготовивших передовые по тем временам системы корабля. Как выразились участники конференции, в ходе совместной творческой работы над 671-м проектом возникла школа строительства многоцелевых АПЛ.
В 1967 году головная К-38 (заводской заказ № 600) была принята в состав Северного флота. Первым командиром корабля стал капитан 2-го ранга Евгений Чернов, будущий вице-адмирал, Герой Советского Союза.
Сборка
Сборку выполнял на дружеском сайте каропка.ру в рамках проводимого там GB: Советско-Российский ВМФ.
По сборке особо рассказывать нечего, т.к. собирать тоже практически нечего. Самое основное, как на модели АПЛ проекта 661 – это шлифование продольного шва от стыка пресс-форм. Местами присутствовали смещения этих самых пресс-форм, в общем, работа занудная, но от нее никуда не деться. Шпаклевки и шкурки ушло изрядное количество на эту операцию, но обводы были выведены. Также на корпусе высверлил посадочные места для АСБ, их же выточил из пластикового прутка D = 3.2 мм.
Далее подработал НГР, обточил их до нормально толщины, восстановил расшивку.
Затем дошло дело до ПМУ. Те заготовки, что были в наборе, пошли в помойку. РКП взял из набора от Хобби Боссовского 671РТМ, остальные сделал из медицинских игл и пластиковых прутков из запасов.
Гребной винт сделан очень грубо, но переделывать не стал. Выточить новую ступицу из пластикового прутка мне не сложно, но сделать нормальные лопасти (учитывая опыт с «Варшавянкой») у меня не получается.
Гребные винты вспомогательных движителей изготовлены с нуля, поскольку в наборе их не было.
Набор
Обзоры лодки уже подготовил наш уважаемый коллега Данила ака Danila77. Посмотреть можно здесь:СМОТРИМ ОБЗОР
Длина модели составляет 306 мм, ширина (корпуса) – 30,8 мм.
К основным недостаткам набора можно отнести:
- более сглаженный, чем на прототипе, переход обтекателя ГАС в надстройку;
- излишняя толщина торцевых гребней на ступице винта;
- неправильная форма лопастей гребного винта «тандем», лопасти должны быть более узкими;
- отсутствие имитации на КГР разделения на «малые» и «большие» рули.
- более короткий, по сравнению с прототипом, ТПЛ;
- более тонкий, как мне показалось, профиль кормовых горизонтальных стабилизаторов;
- отсутствие имитации на рубке бортовых навигационных огней, окошек устройства звукоподводной связи;
- слишком широкие шпигатные отверстия в легком корпусе на корме лодки, а также несколько неверное их расположение.
Критических как видим нет, что-то можно легко поправить, что-то нет – тут уж зависит от личных пожеланий самого моделиста.
Развитие шума
Одним из решающих свойств военной подводной лодки является ее шумообразование. Любая неровность внешней оболочки может вызвать турбулентность воды, любой источник шума внутри лодки, вызванный механизмами или рабочим шумом, может передаваться через корпус в виде вибрации в воду, так что лодку все еще можно услышать с большого расстояния. далеко. Насколько далеко можно услышать эти шумы, также зависит от таких факторов, как соленость воды, глубина подводной лодки и температура воды. Имеется некоторая информация о развитии шума класса Victor III, но это не может быть подтверждено независимо.
Согласно американской информации, в 1983 году USS McCloy удалось четко определить местонахождение К-324 как с помощью буксируемого гидролокатора, так и с помощью пассивного гидролокатора AN / SQS-26.
Со своей стороны, К-324, как сообщается, преследовал американскую подводную лодку-истребитель в течение 28 часов, прежде чем прервал контакт.
Во время операции «Атрина» ВМС США не смогли обнаружить пять подводных лодок Victor III, прорвавшихся через линии SOSUS .
единицы измерения
такт. номер | Верфь | Проект | Укладка киля | В эксплуатации с | выведен из эксплуатации | Замечания * |
---|---|---|---|---|---|---|
К-524 | Ленинград No 12 | 671RTM | 7 июня 1976 г. | 28 декабря 1977 г. | 2002 г. | имел суффикс «60 лет руководства WLKSM » |
К-502 | 23 июля 1979 г. | 31 декабря 1980 г. | 2000 г. | переименован в Волгоград | ||
К-254 | 24 сентября 1977 г. | 18 сентября 1981 г. | 1998 г. | — | ||
К-527 | 28 сентября 1978 г. | 30 декабря 1981 г. | ок. 2000 | — | ||
К-298 | 25 февраля 1981 г. | 27 декабря 1982 г. | — | |||
К-358 | 23 июля 1982 г. | 29 декабря 1983 г. | — | |||
К-299 | 1 июля 1983 г. | 22 декабря 1984 г. | — | |||
К-244 | 25 декабря 1984 г. | 25 декабря 1985 г. | — | |||
К-292 | 671РТМ (К) | 15 апреля 1986 г. | 27 ноября 1987 г. | — | переименован в Пермь | |
К-388 | 8 мая 1987 г. | 30 ноября 1988 г. | — | переименованы в Снежногорск и Сосновый Бор. | ||
К-138 | 7 декабря 1988 г. | 10 мая 1990 г. | — | переименован в Обнинск | ||
К-414 | 1 декабря 1988 г. | 30 декабря 1990 г. | — | переименован в Даниил Московский | ||
К-448 | 31 января 1991 г. | 24 сентября 1992 г. | — | переименован в Тамбов | ||
К-247 | Комсомольск-на-Амуре | 671RTM | 15 июля 1976 г. | 30 декабря 1978 г. | 1997 г. | — |
К-507 | 22 сентября 1977 г. | 30 ноября 1979 г. | ок. 2000 | — | ||
К-492 | 23 февраля 1978 г. | 30 декабря 1979 г. | — | |||
К-412 | 29 октября 1978 г. | 30 декабря 1979 г. | — | |||
К-251 | 26 июня 1979 г. | 30 августа 1980 г. | — | |||
К-255 | 7 ноября 1979 г. | 26 декабря 1980 г. | — | |||
К-324 | 29 февраля 1980 г. | 30 декабря 1980 г. | — | |||
К-305 | 7 июня 1980 г. | 30 сентября 1981 г. | 1998 г. | — | ||
К-355 | 31 декабря 1980 г. | 29 декабря 1981 г. | — | |||
К-360 | 8 мая 1981 г. | 7 ноября 1982 г. | — | |||
К-218 | 3 июня 1981 г. | 28 декабря 1982 г. | ок. 2000 | — | ||
К-242 | 12 июня 1982 г. | 26 октября 1983 г. | 1998 г. | — | ||
К-264 | 3 апреля 1983 г. | 26 октября 1984 г. | ок. 2000 | — | ||
К-315 | 1 января 1983 г. | — | 1983 г. | списано до завершения |
С 1992 года все лодки имели идентификатор «B» вместо «K».

Эта тема закрыта для публикации ответов.