Подводная лодка «пиранья»: маленькая и очень опасная

Алан-э-Дейл       14.11.2023 г.

Оглавление

Тактико-технические характеристики 865 «Пиранья»

Разработчик проекта……………..СПМБМ «Малахит»Главный конструктор……………..Л. В. Чернопятов, Ю. К. Минеев (с 1984)Скорость (надводная)……………..6 узловСкорость (подводная)……………..6,7 узловРабочая глубина погружения……………..180Предельная глубина погружения……………..200Автономность плавания……………..10 сутокЭкипаж……………..3 + 6 водолазовРазмерыВодоизмещение надводное……………..218 тВодоизмещение подводное……………..319 тДлина наибольшая (по КВЛ)……………..28,3 мШирина корпуса наиб………………4,7 мВысота……………..5,1 мСредняя осадка (по КВЛ)……………..3,9 (средняя)Силовая установка……………..дизель + электродвигатель, 220 л. с.ВооружениеТорпедно-минное вооружение…………..2 400-мм торпеды, 4 мины ПМТ

Сверхмалые подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

В связи с непрерывным укреплением флота НАТО, а также возможностью войны советское командование решило обратить свое внимание на постройку мини-подлодок, которые были бы способны действовать в реках, на мелководье, на территории баз флота противника. Для воплощения этих целей в жизнь флотское руководство поручило ленинградскому КБ «Малахит» спроектировать мини-подлодку

Разрабатываемая подлодка получила обозначение проект 865 и шифр «Пиранья». Впоследствии в Ленинграде были созданы 2-е подводных лодки данного типа – это опытная лодка МС-520 и головная лодка серии МС-521. Всего было построено только 2 лодки, обе они находились на службе с 1990 по 1999 годы.

На протяжении многих лет сверхмалые и малые подлодки не строились и не проектировались отечественной промышленностью. Их проектирование возобновилось только в 70-х годах прошлого века. С 1973 года в КБ «Малахит» приступили к работе над подводной лодкой проекта 865 «Пиранья». Главными конструкторами лодки были Ю. К. Минеев, С. М. Бавилин, Л. В.Чернопятов.

Малая подводная лодка предназначалась для осуществления спецзаданий в мелководных, прибрежных и сложных для навигации районах, в которых действия обычных подводных лодок были либо невозможны, либо серьезно затруднены, в том числе, в условиях серьезной противолодочной обороны.

Первоначально главным конструктором по проекту выступал Л.В. Чернопятов, но в 1984 году его сменил Ю.К. Минеев. Главным наблюдателем по данному проекту от ВМФ СССР был капитан 2-го ранга А.Е. Михайловский. Опыт создания и проектирования подобных технических средств на тот момент в стране отсутствовал. По этой причине работать пришлось практически с нуля. При этом новизна поставленной перед конструкторами и инженерами задачи привела к выполнению очень большого количества модельных и натурных испытаний лодки, опытных работ, проведения разнообразных экспериментов по отдельным элементам конструкции, технологическим процессам и устройствам. По этой причине закладка первой, опытной подлодки проекта 865 произошла только в июле 1984 года в Ленинградском адмиралтейском объединении.

Для выполнения поставленных перед ними задач подводные лодки «Пиранья» оснащались специализированным водолазным комплексом, который включал в свой состав 2 забортных герметичных автоматизированных контейнера (диаметр0,62 м., длина12 м.) предназначенных для хранения индивидуальных средств движения водолазов и водолазного снаряжения и камеру сухого шлюзования для выхода водолазов-диверсантов в море в подводном положении. Помимо этого имелось 2 забортных проницаемых устройства (диаметром537 мм).

Подводные лодки «Пиранья» оснащались современным комплексом радиоэлектронного вооружения, включающего в свой состав малогабаритных средств навигации, связи и наблюдения (радиолокационных и гидроакустических) и автоматизированной системой управления, которая позволяла сократить численность экипажа до минимума (всего 3 человека).

Комплекс вооружения находился в средней части надстройки лодки и состоял из 2-х грузовых контейнеров, в которых могли быть расположены 2 транспортировщика типа «Сирена-УМЭ» или 4 буксировщика типа «Протон». Помимо этого имелось 2 устройства минной постановки, в которых находились мины типа ПМТ (до 4 мин большой мощности, возможно использование ядерных зарядов), либо 2 решетки для 400-мм торпед «Латуш», которые применялись на всем диапазоне глубин погружения «самовыходом».

Однако теперь всё изменилось…

Бесшумные подводные убийцы, изделия проекта 865 «Пиранья», были по достоинству оценены ещё во времена ВМФ СССР. К сожалению, их рождение пришлось на, пожалуй, самую неблагополучную для российского ОПК эпоху — 1989-1992 годы. Конструкторы ценой запредельных усилий сумели ещё заложить и довести до сдачи заказчику две субмарины обычного типа, оснащённые дизель-электрической энергетической установкой. К сожалению, в серию проект пойти не успел. Всё ограничилось двумя прототипами — МС-520 и МС-521. Последняя была признана годной по всем параметрам. Её передача флоту состоялась в конце 1990 г.

Согласно замыслу конструкторов, небольшие подводные плавсредства предназначались для работы на небольших глубинах и даже в речных акваториях. Годились подлодки и для диверсионной деятельности, при непосредственном заходе на рейд баз ВМФ вероятного противника. Тем не менее в строю «Пираньи» пробыли совсем недолго. В 1999 г., всего лишь через 9 лет после окончания ходовых испытаний, их сдали на… металлолом.

Кадр из фильма
«Пиранья» пробралась в фильм «Особенности национальной рыбалки».

С учётом вышеизложенного легко понять восторг неравнодушных к морскому делу инженеров, когда в 2017 г. было принято решение о выделении средств из бюджета на развитие такого нужного ВМФ проекта — нового поколения субмарин мини-класса. Так изобретение получило вторую жизнь в новой России. Две подлодки, заложенные на стапелях в Санкт-Петербурге, получили соответственно литерно-цифровые обозначения и личные имена: П 650 и П 750 — «Супер-Пиранья 1» и «Супер-Пиранья 2»

Самое важное заключается в том, что предприятию удалось сохранить всю рабочую документацию и в минимальные сроки доработать проект до современного уровня. В этой связи становится ясно, что субмарины не будут проходить долгий процесс сложной обкатки, а весьма быстро пойдут в серию

mil.ru
Противокорабельная ракета «Калибр».

Наш ответ американцам и японцам

Изначала малые подлодки предназначались для каботажных целей в непосредственной близости от нашей береговой линии. Но, в принципе, с учётом несложных расчётов, можно смело утверждать, что шесть боевых единиц этого класса достаточно для надёжного контроля за всем Чёрным морем.

Кроме того, технически Россия теперь обладает возможностью расширить свою маржу стратегической инициативы в районе Охотского моря. На сегодня наши АПЛ океанического класса обязаны проходить только через пролив между Итурупом и Кунаширом. Прочие им не годятся в силу очень большой осадки.

Получается, возрождённая из небытия лодка является не только важным тактическим, но и стратегическим аргументом в борьбе с врагами России.

Вооружение[ | код]

Комплекс вооружения ПЛ размещался в средней части надстройки и состоял из двух грузовых контейнеров для транспортировки водолазного снаряжения (4 буксировщика типа «Протон» или 2 транспортировщика типа «Сирена-У») и двух устройств минной постановки, в которых размещались две мины типа ПМТ, либо две решётки для 400-мм торпед «Латуш» (специальный вариант торпеды СЭТ-72), используемых «самовыходом» на всём диапазоне глубин. Прочный грузовой контейнер заполнялся забортной водой, и представлял собой цилиндрическую конструкцию длиной около 12 метров и диаметром 62 см. Для погрузки, выгрузки и крепления водолазного снаряжения предусматривался выдвижной лоток. Привод и органы управления выдвижного лотка располагались внутри прочного корпуса.

Устройство минной постановки состояло из пусковой проницаемой решётки с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, которое обеспечивало выталкивание мины вперёд по ходу подлодки. Предусматривалась также возможность размещения торпеды вместо мины. Радиоэлектронное вооружение было специально разработано для этого проекта. На «Пиранье» был установлен малогабаритный радиолокационный комплекс МРКП-60 «Радиан-М», а также гидроакустический комплекс МГК-13С «Припять-С».

Вооружение подлодки 865 «Пиранья»

Комплекс вооружения ПЛ размещался в средней части надстройки и состоял из двух грузовых контейнеров для транспортировки водолазного снаряжения (4 буксировщиков типа «Протон» или 2 транспортировщиков типа «Сирена-У») и 2 устройств минной постановки, в которых размещались две мины типа ПМТ, либо две решётки для 400-мм торпед «Латуш»(специальный вариант торпеды СЭТ-72), используемых «самовыходом» на всём диапазоне глубин. Прочный грузовой контейнер заполнялся забортной водой, и представлял собой цилиндрическую конструкцию длиной около 12 метров и диаметром 62 см. Для погрузки, выгрузки и крепления водолазного снаряжения предусматривался выдвижной лоток. Привод и органы управления выдвижного лотка располагались внутри прочного корпуса.

Устройство минной постановки состояло из пусковой проницаемой решётки с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, которое обеспечивало выталкивание мины вперед по ходу подлодки. Предусматривалась также возможность размещения торпеды вместо мины. Радиоэлектронное вооружение было специально разработано для этого проекта. На «Пиранье» был установлен малогабаритный радиолокационный комплекс МРКП-60 «Радиан-М», а также гидроакустический комплекс МГК-13С «Припять-С».

Экипаж

Экипаж подводных лодок проекта «Пиранья» состоял из трёх офицеров: командира-штурмана, помощника по электромеханической части и помощника по радиоэлектронному вооружению. Кроме них, на борт принималась разведывательно-диверсионная группа из шести боевых пловцов. Выход боевых пловцов осуществлялся в пределах глубин до 60 метров и на грунте. Находясь вне лодки, боевые пловцы/водолазы имели возможность использовать подаваемую с неё по проводам электроэнергию, а также пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах. В ходе эксплуатации ПЛ проекта для каждой лодки было сформировано по два сменных экипажа. Существовал ещё и технический экипаж, предназначенный для обслуживания обеих лодок.

Служба

20 августа 1986 года опытная лодка, получившая тактический номер МС-520, была спущена на воду. Затем на протяжении 2 лет она проходила заводские и государственные испытания, которые завершились лишь в декабре 1988 года. С 1989 года МС-520 находилась в Лиепае в составе 22-й бригады подводных лодок. Выходы подлодки в море были сопряжены с трудностями, а боевая подготовка оказалась весьма сложной. В испытаниях подводной лодки участвовал гидронавт-испытатель 40 ГНИИ Министерства обороны А. И. Ватагин, которому впоследствии было присвоено звание Героя Советского Союза.

В марте 1999 года обе подводные лодки проекта 865 «Пиранья» были отбуксированы в Кронштадт для разделки на металлолом, прослужив менее десяти лет. Причин для досрочного вывода ПЛ из боевого состава флота было много: недостаток финансирования, мнение ряда флотских специалистов о ненужности таких кораблей, а также явные недостатки проекта (слишком большое водоизмещение и трудности эксплуатации).

Название Заводской номер Закладка Спуск на воду Вступление в строй
МС-520 01465 15 июля 1984 20 августа 1986 30 декабря 1988
МС-521 01466 1 декабря 1987 31 мая 1990 25 декабря 1990

Подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

Малые подводные лодки проекта 865

MC-520 MC-521

Построенные в 1988-1989 гг. Ленинградским – Адмиралтейским объединением по проекту 865, разработанному СПМБМ “Малахит”, две малые ПЛ Пиранья, предназначались для решения специальных задач в прибрежных, мелководных, сложных в навигационном отношении районах, где действия больших ПА либо затруднены, либо вообще невозможны. Для выполнения этих задач в указанных условиях малые ПЛ вооружены минами, торпедами и водолазным оборудованием. ПЛ обладала повышенной скрытностью по основным физическим полям (магнитному и акустическому) за счет применения новых корпусных материалов – титановых сплавов и стеклопластика, а также использования малошумных механизмов и оборудования и их эффективной акустической защиты.

В архитектурно-конструктивном плане малая ПЛ проекта 865 – двухкорпусный корабль с развитой надстройкой,is которой размещено оружие и спецоборудование ПЛ. Носовая оконечность эллипсоидной формы и веретенообразная корма малой ПЛ характерны для современных одновальных ПА. Для обеспечения повышенной маневренности малой ПА, в том числе для эффективного управления ею на малых ходах, необходимых для действий ПЛ в районах с ограниченными глубинами, предусмотрена установка движительного комплекса с гребным винтом в поворотной насадке. ПК малой ПЛ, изготовленный из титановых цилиндрических и конических обечаек, разделен газоплотной поперечной переборкой на две части (зоны). В носовой, обитаемой части расположены: ЦП, РЭВ и АБ, а в кормовой, периодически посещаемой, электромеханическое оборудование: ДГ, ГЭД, электрощиты и прочее.

Дизель-электрическая энергетическая установка малой ПА выполнена по схеме полного электродвижения (с дизель-генератором и тихоходным всережимным ГЗД), что обеспечило возможность создания эффективной акустической защиты энергоустановки и ПА в целом. У ПЛ проекта 865 были существенно меньшие, чем у обычных ПЛ, главные размерения и водоизмещение, поэтому для её постройки потребовалось создание нового малогабаритного оборудования (РЭВ, механизмов и пр.). На малой ПЛ была предусмотрена комплексная автоматизация управления кораблем и его техническими средствами, что позволило сократить до минимума численность экипажа. В целом ПЛ проекта 865, для создания которой потребовалось выполнение значительного объема проектно-конструкторских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, имела следующие основные ТТХ:

Водоизмещение надводное, м.куб. – 218 Длина наибольшая, м – 28,2 Ширина корпуса наибольшая, м – 4,7 Осадка средняя, м – 3,9 Архитектурно-конструктпвный тип – двухкорпусный Глубина погружения, м – 200 Автономность, сут. – 10 Численность личного состава, чел. экипажа – 3 легководолазов – 6 Энергетическая установка Тип – дизель-электрическая, с полным электродвижением число х мощность дизель-генераторов, кВт – 1 х 160 число х мощность ГЭД, кВт – 1 х 60 число гребных валов – 1 тип АБ – свинцово-кислотная Скорость подводного хода, уз наибольшая – 6,7 экономическая – 4,0 Дальность плавания, миль надводная и в режиме РДП – 1000 экономическая подводная – 260 Вооружение и спецоборудование: число забортных аппаратов для минных постановок и пуска торпед – 2 число забортных контейнеров для водолазного снаряжения – 2

Одной из задач, возлагаемых на малую ПЛ, являлась доставка, высадка и обратный прием на ПЛ в подводном положении десантной группы в составе шести легководолазов. Для этой цели на ПЛ предусмотрен водолазный комплекс, позволяющий выполнять операции по высадке и обратному приему легководолазов на глубинах до 60 м и включавший шлюзовую камеру. Последняя находилась в носовой части ПЛ, и ее корпус пристыкован к носовой переборке ПК корабля. Шлюзовая камера, оборудованная необходимыми системами и устройствами, имела два люка: один – связывал камеру с ПК, а через другой – осуществлялся выход (обратный прием) легководолазов с ПЛ. Необходимое для легководолазов снаряжение хранилось в двух герметических цилиндрических контейнерах длиной 12 м и диаметром 0,62 м каждый, побортно расположенных в надстройке ПЛ.

После завершения строительства и проведения испытаний обе ПЛ проекта 865 находились в составе Балтийского флота, а в 1999- 2000 гг. они были утилизированы на Кронштадтском судоремонтном заводе. В результате разделки обеих ПЛ было получено около 200 т титанового лома, а уникальные корабли со сроком службы всего 10 лет были уничтожены. Если бы наши военные моряки поступили с ПЛ проекта 865 так же, как американские – с СМПЛ Х-1, то одна “Пиранья” могла бы стать кораблем- музеем.

Подводные лодки Второй мировой войны

К началу Второй мировой войны в составе флотов ведущих морских держав имелось следующее количество подводных лодок: Великобритания — 58, Германия — 57, США — 99, Франция — 77, Италия —105, Япония — 56. ВМФ СССР к началу Великой Отечественной войны располагал 212 субмаринами.

Американская дизель-электрическая подводная лодка «Пампанито» SS-383 класса «Валао»

Одним из новшеств, примененных на флоте в конце Второй мировой войны, стал изобретенный в Германии шноркель — устройство, позволяющее дизельным двигателям работать на глубине. Благодаря его использованию отпала необходимость всплывать для подзарядки батарей. Однако операторы британских и американских РЛС достаточно быстро научились засекать выступающую из воды головку шноркеля, так что радикального снижения потерь германских подводных лодок не произошло.

Основу советского подводного флота в годы Второй мировой войны составляли лодки типа Щ (подводное водоизмещение — 700 т, вооружение — 6 торпедных аппаратов). Их действия были весьма успешными, ни один другой тип кораблей в советском флоте не получил такого количества почетных званий и наград. Например, лодка Щ-317 под командованием капитан-лейтенанта Н. Мохова, действовавшая в южной части Балтийского моря, потопила 5 транспортов противника общим водоизмещением 46 000 т.

ВМФ СССР, в свою очередь, лишился во Второй мировой войне 102 подводных лодок.

88-мм орудие, установленное на германской лодке U-35

Во время Второй мировой войны появился самый многочисленный класс подводных лодок ВМФ США за всю историю. С 1942 по 1946 г. были выпущены 122 дизель-электрические подводные лодки класса «Балао» водоизмещением 2500 т. Основное вооружение составляли десять 533-мм торпедных аппаратов с запасом 24 торпеды; кроме того, на орудийной палубе располагались автоматические зенитные пушки калибра 40 или 20 мм. К этому классу принадлежала, например, лодка «Пампанито» под номером SS-383. Сейчас это корабль-музей, Национальный исторический памятник США.

В 1938—1943 гг. на японских судостроительных верфях было построено 20 подводных лодок типа 1-15 — самого многочисленного типа крейсерских субмарин японского ВМФ. Водоизмещение составляло 3654 т, вооружение — 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов (боезапас 17 торпед), а также гидроплан. Все субмарины этого типа погибли в боях в 1942—1945 гг.

Советская лодка серии Щ — самая успешная субмарина ВМФ СССР

Самая крупносерийная партия подводных лодок в истории флота была построена для германского Кригсмарине. Субмарины типа VII были выпущены с 1935 по 1945 г. общей серией в 703 лодки. Они имели водоизмещение 871 т и относились к среднему классу. Лодки вооружались 4 носовыми и 1 кормовым торпедными аппаратами калибра 533 мм, боезапас составлял 14 торпед или 26 мин. Одна из лодок этого класса под номером U-995 окончательно была выведена из состава флота в 1965 г. и сейчас служит в качестве музейного корабля.

Во время Второй мировой войны с обеих сторон погибли 1123 подводные лодки (из 1978 принимавших участие, то есть более половины). Треть из них потоплена самолетами, треть — надводными кораблями, и только 6,5% уничтожено подводными лодками.

Подводная лодка U-995 типа VII германского Кригсмарине

За время войны германские, японские и итальянские подводные лодки потопили 2828 судов США, Англии, Франции, их союзников и нейтральных государств общей грузовместимостью 14,5 млн т (68% общих потерь судов союзников). В ответ субмарины союзников уничтожили транспорты противника общей грузовместимостью около 5,8 млн т. Кроме транспортов подводные лодки всех иностранных государств уничтожили 395 боевых кораблей: 75 подводных лодок, 17 авианосцев, 3 линкора, 32 крейсера, 122 эсминца и 146 других надводных кораблей.

Субмарина 1-19 типа 1-15 — самого многочисленного типа крейсерских подводных лодок японского Императорского флота

Советская корабельная пушка калибра 45 мм устанавливалась на боевые субмарины

Сверхмалая подводная лодка проекта 865 «Пиранья»

В середине 70-х командование ВМФ было озабочено отсутствием в составе флота малых подводных лодок, которые можно было бы использовать в целях разведки и противодействия. Поэтому в 1976 году конструкторскому бюро «Малахит» было выдано задание на проектирование сверхмалой подводной лодки. Проект определял, что такая подлодка предназначена для использования в районах мелководья на глубинах от 10 до 200 метров, где сможет решать диверсионные задачи в целях противодействия противнику, а также вести разведку. На ней необходимо было разместить водолазный комплекс для выполнения специальных задач на глубинах до 60 метров, радиоэлектронное и минно-торпедное вооружение.

Проектные работы начались за несколько лет до получения технического задания в 1974 году под руководством конструктора Сергея Михайловича Бавилина, а с 1976 года осуществлялись главным конструктором Львом Владимировичем Чернопятовым, затем, с 1984 года, Юрием Константиновичем Минеевым. Особенностями будущей подводной лодки проекта 865 «Пиранья» являлись: титановый корпус; забортный комплекс для хранения, доставки и использования водолазного снаряжения, а также минного и торпедного оружия; как малогабаритное оборудование, так и механическое; высокая степень автоматизации.

Закладка первой опытовой субмарины МС-520 проекта 865 «Пиранья» состоялась на Ленинградском адмиралтейском объединении в июле 1984 года. По конструкции — двухкорпусный корабль с развитой надстройкой, в которой размещено оружие и специальное водолазное оборудование. Длина — 28,2 м, ширина 4,7 м. Для маневренности на малых скоростях и на мелководье был предусмотрен движительный комплекс с винтом в поворотной насадке.

  • Водоизмещение нормальное — 220 т, подводное — 320 т,
  • глубина погружения — 200 м,
  • скорость хода подводная — 6,5 узлов,
  • вооружение составляло 2 забортных пусковых устройства калибром 537 мм для пуска торпед или мин.

В 1987 году была заложена вторая подлодка МС-521, а в 1988-м флот получил головную подводную лодку МС-520. В 1990 году флоту передали вторую подлодку.

Экипаж подводной лодки состоял из 3 человек: командир, он же штурман, помощник по радиоэлектронному вооружению и помощник по электромеханической части. Также на борту располагалась диверсионная группа из 6 человек. Для проведения специальных операций по высадке и приему водолазов-диверсантов был предусмотрен водолазный комплекс, в который входила располагающаяся в носовой части шлюзовая камера. Необходимое для водолазов оборудование хранилось в двух контейнерах, расположенных в надстройке. Находясь снаружи, водолазы могли использовать подаваемую с нее по проводам электроэнергию и пополнять запас газовых смесей для дыхания.

Обе субмарины хорошо показали себя во время испытаний и в первые годы эксплуатации флотом. Но, к сожалению, они не прослужили и 10 лет. В 1998-м первая, а в 2001-м — вторая, эти уникальные малые подводные лодки были выведены из состава флота и утилизированы в Кронштадте.

Причин вывода было несколько: сложность эксплуатации, так как, в силу своей специфики, выходы в море были сопряжены с определенными трудностями и мнение ряда высших флотских чинов о ненужности сверхмалых субмарин. И, конечно, главная причина — отсутствие финансирования.

Стоит добавить, что одновременно со строительством подводных лодок проекта 865 велись работы по созданию сверхмалой подводной лодки проекта 8652 (Пиранья-2) с энергетической установкой, в которой используется электрохимический генератор. Технический проект был утвержден в 1991 году, однако дальнейшие работы были прекращены из-за отсутствия финансирования. «Малахит» до сих пор продвигает эту лодку на международном рынке. К настоящему времени удалось довести водоизмещение до 250 тонн, а экипаж вырос до 4 человек. Оригинал

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.