Состав подводных флотов сша, россии, китая и ес в графиках

Алан-э-Дейл       25.06.2022 г.

Виды подводных лодок

Атомная подводная лодка, проект 941 «Акула», способна погружаться на глубину до полукилометра и нести боевую вахту в течение 6 месяцев

Подлодки принято разделять на отдельные виды, различающиеся вооружением и конструкцией. Каждое такое судно предназначается для выполнения конкретной задачи.

В основе военно-морского флота Российской Федерации находятся подлодки четырех видов:

  1. Атомные подводные лодки, оснащенные баллистическими ракетами.
  2. Многоцелевые атомные подводные лодки с крылатыми ракетами.
  3. Ударные дизельные электрические подлодки.
  4. Атомные подлодки с крылатыми ракетами.

Россия известна тем, что она строит для себя подводные лодки всех основополагающих классов.

Атомные ПЛ

Атомные субмарины принято оснащать торпедами и крылатыми ракетами.

Основная задача АПЛ (атомных подводных лодок) заключается в уничтожении подводных, береговых и надводных объектов, которые представляют угрозу.

Наиболее мощной субмариной данного типа считается «Щука-Б». Это проект 971.

В общей сумме Россия располагает 11 атомными подводными лодками. Они размещены в пределах Тихоокеанского и Северного флотов. 5 из них вынужденно отправлены на проведение ремонтных работ.

Одной из наиболее интересных эксперты считают историю подлодки атомного типа К-152 «Нерпа». Она была запланирована для России в 1991 году, но определенные трудности вызвали срыв сроков ее завершения. В 2004 году был подписан договор о достраивании субмарины и ее передаче флоту Индии. Но добиться выполнения этого плана удалось лишь к 2012 году.

Вкратце стоит пройтись по наиболее значимым подводным лодкам, для которых характерен такой тип, как атомный:

  • Проект 949А «Антей». В планах было строительство 18 данных лодок. Но получить удалось всего 11 из-за наличия ряда финансовых трудностей. На данный момент не функционируют 3 из них. Еще одна была уничтожена летом 2000 года.
  • Проект 945 «Барракуда». Было построено всего 4 таких судна. Данный проект также дал жизнь судам Б-239 «Карп» и Б-534 «Нижний Новгород». Некоторые из них сейчас находятся на стадии ремонта.
  • Проект 671РТМК «Щука». В ВМФ насчитывается 4 такие подлодки. В скором будущем все они закончат свою работу и отправятся на заслуженный покой.

В 2014 году был поднят флаг на еще одной подлодке такого типа. Речь идет о К-560 «Северодвинск». Также в мероприятии принял участие проект 885 «Ясень». До 2020 года планируется строительство еще 8 подобных субмарин, которые будут оснащены ракетами.

Дизельные ПЛ (ДЭПЛ, НАПЛ)

«Варшавянка»: водоизмещение около 2400 тонн, экипаж 52 человека

Современные подводные лодки РФ включают в себя дизельные субмарины. Их созданием начали заниматься еще в 80-е годы. На тот момент был выпущен проект 877 «Палтус».

За несколько последних лет построили еще несколько вариаций «Палтуса», за счет чего удалось успешно модифицировать устаревшую версию.

Проект 877 положил начало созданиюнового проекта 636 «Варшавянка». Морской флот России уже успел пополниться рядом таких субмарин. Одними из первых были погружены в воду «Старый Оскол» и «Ростов-на-Дону».

Подводное укрытие для подводной лодки

Другой вариант подземных баз представлял собой подводные укрытия для американскихубийц городов» — атомных подводных лодок с баллистическими ракетами. Надводное базирование в портах США было достаточно уязвимым в случае неожиданного удара русских, ровно как и существующие скальные укрытия в Норвегии, поскольку их входы можно было обвалить. А вот подводно-подземная база гораздо надёжнее — за счёт водного щита.

Размещение подобных баз рядом с Северным ледовитым океаном посчитали достаточно опасным — там их с лёгкостью могли атаковать русские субмарины с ядерными торпедами. Побережье США тоже не очень подходило — слишком далеко от советского берега. Это сейчас подлодка может запустить ракеты хоть прямо из своей гавани — в 1960-х надо было подплывать значительно ближе.

В итоге лучшим местом для подобных баз посчитали подводную горную цепь Торе в Атлантическом океане рядом с Пиренейским полуостровом. Думаю, многим известен курортный архипелаг Мадейра, являющийся частью этой цепи. Подводникам тоже было бы приятнее служить в тёплых краях, чем в суровой Норвегии.

Подводный ландшафт горной цепи Торе

Базы планировали размещать близко к вершинам подводных гор, на глубине в 50-100 метров. Каждое укрытие вмещало в себя две или три атомных подводных лодки и до 600 человек гарнизона. Там было всё необходимое для текущего обслуживания субмарин, а также арсеналы различного вооружения, в том числе и ядерного. Имелся, конечно, и свой атомный реактор.

Согласно плану, после месяца или двух патрулирования в северных морях лодка бы возвращалась на подводную базу, проводя там от пары недель до месяца. Такое дежурство длилось бы полгода, после чего субмарина возвращалась на полгода в США.

Малая подводная база, рассчитанная на одну субмарину

В планах была постройка пяти подобных укрытий. Задача довольно нетривиальная, поэтому сначала следовало набраться опыта на прибрежных убежищах в США. Кроме того, требовалось создание специализированной подводной строительной техники, а в перспективе и специальных транспортных лодок снабжения, поскольку у баз не было никакого выхода на поверхность. Неудивительно, что начало строительства первого подобного укрытия запланировали только на 1980 год.

Большая подводная база, способная принять несколько субмарин

Даже по самым предварительным расчётам проектРок-Сайт» выходил очень дорогим. Одно только создание первой опытной базы у побережья Калифорнии стоило как два атомных авианосца. Что уж говорить о куда более смелых планах более крупных убежищ? Но это было хотя бы технически возможно на тогдашнем научном уровне. Подводные же укрытия для субмарин требовали разработки многочисленных новых технологий, по стоимости превосходящих даже полёт на Луну.

В 1967 году работы надРок-Сайт» прекратили.

945 «Барракуда» – подводный ледокол

Строительство АПЛ сопряжено с поставленными стратегическими задачами, поэтому лодки этого типа конструировались для устранения авианосцев. Успешному выполнению военной задачи способствовал не только цельнотитановый сверхпрочный корпус, большое вооружение, но и звуковая тихоходность.

Проект «Барракуда» можно считать последним в этом направлении для СССР. Лодки третьего поколения могут включать персонал до 61 человека, куда входит 31 офицер. Длина этого колосса составляет 107,16 метров, а высота 12,28 метров. Максимальная глубина, на которую способно опуститься это судно составляет 550 метров, а рабочая глубина для погружения 480 метров.

Сверхпрочный корпус позволяет субмарине всплывать в Арктических водах прямо из-под льда толщиной до 2,5 метров. Так, в феврале 1992 года атомник проекта «Барракуда» столкнулась с АПЛ США «Батон Руж» проекта «Лос-Анджелес», после чего последнюю пришлось вывести из эксплуатации, а «Краб» продолжил службу. На субмарине «Батон Руж» после столкновения был пожар, однако судну удалось самоходом добраться до порта, тогда как у «Краба» была повреждена только рубка.

С учетом стратегических секретов подробности конструктивности судна малоизвестны, кроме общих фактов. Таких как:

  • Аналогичные атомные реакторы «Барракуда», «Антей», «Акула»;
  • Прочность корпуса;
  • Шумность.

U-31

Эта немецкая лодка признана лучшей лодкой времен Первой мировой войны. В период с 1912 по 1915 год было построено 11 субмарин класса U-31, которые дважды приняли участие в боевых действиях.

Германия, которая по многим показателям опережала воюющие страны в вопросах создания и применения подводных лодок, активно использовала U-31 в первый год войны. Четыре лодки этого класса стали самым кровожадными убийцами в ходе Первой мировой войны.

Вторым активным применением лодок класса U стал 1917 год, когда Германская империя всеми способами пыталась принудить страны «Антанты» и США капитулировать. Лодка этого класса U-35 занимает первую строчку в мире по числу потопленных кораблей. В ходе войны ее экипаж уничтожил 224 корабля.

Японские подводные лодки I 400, известные также под именем «Сентоку» – самая большая субмарина времен Второй мировой войны.

Длина лодки достигала 122 метров, водоизмещением 6500 тонн. Японская лодка могла развивать скорость до 18 узлов в надводном положении и 6,5 узлов при движении под водой. По конструкции лодка могла перевозить на себе самолеты. После успешной операции в Пёрл-Харбор, японцы намеревались нанести удар с помощью таких лодок непосредственно по континентальному побережью США.

В 1942 году было запланировано построить 18 лодок, но война внесла коррективы и на воду спустили только 3 подводные лодки типа I 400.

В бою эти боевые субмарины так и не побывали. После капитуляции Японии, 3 лодки были переданы США и затоплены в 1946 году. В 2013 году японским исследователям удалось обнаружить одну из лодок I 400. Она лежит на глубине 700 метров у острова Оаху.

I-400 оставалась самой большой лодкой в мире, вплоть до появления в 60-е годы ХХ столетия атомных подводных лодок.

В советском проекте 667А «Навага» была создана целая серия Ракетных подводных крейсеров стратегического назначения с баллистическими ракетами Р-27 на борту.

Первые лодки «Навага» были спущены на воду в 1958 году. Длина лодки составляет 128 метров, ширина – 11,7 метров. Корпус этой подлодки имеет цилиндрическую, обтекаемую форму диаметром 9,5 м и выполнен из стали Ю3. Корпус 128-миметровой лодки был разделен на 10 отсеков. Боевой комплект лодки в полном снаряжении насчитывал 22 ракеты, из них 2 с ядерными боеголовками. На лодках было установлено высокоточное навигационное оборудование, а с конца 80-х годов использовали спутниковую навигацию.

Судьба многих лодок проекта 667А «Навага» во многом печальна. По соглашению с США о сокращении вооружения почти все подводные лодки этого типа были утилизированы.

История создания

Выдающийся советский конструктор С. Н. Ковалев

Разработка Проекта 941 была поручена коллективу ленинградского ЦКБМТ «Рубин», которым бессменно несколько десятилетий подряд руководил выдающийся советский конструктор Сергей Никитович Ковалев. Строительство лодок осуществлялось на северодвинском предприятии «Севмаш». Во всех отношениях это был один самых грандиозных советских военных проектов, до сих потрясающих своими масштабами.

Тайфун на стапелях завода Севмаш

Своим вторым названием — «Тайфун» «Акула» обязана генсеку ЦК КПСС Л. И. Брежневу. Именно так он представил ее делегатам очередного съезда партии и всему остальному миру в 1981 году, что в полной мере отвечало ее всесокрушающему потенциалу.

Самая быстроходная «Золотая рыбка»

В строительстве этой атомной субмарины применялся единственный в своем роде метод. Его не использовали нигде в мире из-за своей трудоемкости и опасности, но он позволил создать цельнотитановый корпус для «Золотой рыбки» проекта К-16/222. Зачем нужно было так усложнять производство? Все дело в сверхпрочных особенностях титана, его способностях быть «невидимым» для магнитного оборудования обнаружения, но его сварка проводилась людьми при условиях не пригодных для дыхания. Сварка производилась в громадных камерах, которые заполнялись инертным газом, поэтому сварщики вели работы в спецзащите долгое время.

Однако, единственное в своем роде глубоководное судно могло служить дольше, но было выведено из эксплуатации в 1989, так как ремонт был чересчур дорогим. Она работала на двух реакторах, имела самый прочный корпус, развивала высокую скорость в Тихом океане, но была слишком шумной внутри корпуса, когда набирала свою быстроходность. В 2015 году судно рекордсмен было переработано на металлолом.

Самые большие флоты в мире на 2022 год

Статистика по количеству кораблей меняется ежегодно. Одни страны за неимением средств на модернизацию сокращают флот, другие строят новые суда. На рубеже XX и XXI веков численностью военных кораблей мог похвастаться Советский Союз. На страже государственных границ стояло 1053 единицы морской техники. Эту цифру сегодня можно сравнить с численностью судов современных морских держав мира.

Изменение численности подводного флота России после распада СССР и на протяжение 25 лет

Помимо военного флота значение имеют торговые корабли, о которых также следует поговорить. Для начала представим оценку самых больших флотов в мире.

1. ВМС США

По состоянию на начало 2022 года численность кораблей флота США составляет 289 единиц. Кроме того, США являются мировым лидером по числу авианосцев, их 11 штук. Флаг военно-морских сил украшен бело-красными полосами и изображением змеи с надписью «Не наступай на меня».

Многочисленный и самый технически оснащенный флот принадлежит США

В составе ВМС США:

  • авианосцы типа «Nimitz» — 10;
  • авианосец «Джеральд Р. Форд» — 1;
  • миноносцы эскадры УРО — 69;
  • ракетные крейсеры «Тикондерога» — 22;
  • патрульные и иные суда — 31;
  • подводные лодки — 71 и другие.

Состав отличается не только количественно, но и качественно. Корабли США оснащены современным оборудованием. На флоте служат 332507 человек. Имеют господствующие позиции в Тихом океане, которые были обеспечены во Второй мировой войне путем вытеснения Японии.

Гюйс военного флота США

2. ВМС КНР

Самый быстрорастущий флот в мире принадлежит Китаю. Ежегодно государство обеспечивает увеличение единиц морской техники. Впервые о строительстве этого типа войск заговорил Мао Цзедун в 1949 году. Сегодня структура разделена на три флота:

  • Северный;
  • Южный;
  • Восточный.

Флот Китая занимает первое место в мире по темпам роста

Китай сегодня противостоит Японии, а также вызывает обоснованные опасения правительства США. Численность кораблей различного типа на конец 2018 года составляет порядка 465, войск — более 324000 человек. Занимает первое место в мире по ряду параметров численности:

  • дизельных подводных лодок;
  • ракетных и сторожевых катеров (по 100 единиц каждого типа);
  • десантных кораблей.

Здесь важно отметить, что десантные суда США превосходят китайские по тоннажу и вместимости. Для бесперебойного обеспечения флота топливом Китай создает внешние базы в Тихом и Индийском океане

Так, для дозаправки по специальному договору корабли КНР заходят в порты Гвадар (Пакистан), Виктория (Сейшелы), Янгон (Мьянма) и так далее.

3. ВМФ Россия

Основным противником США на море считался СССР и его правопреемница, Россия. Общее количество судов ВМС РФ на конец 2018 года — 270, но в их число входят и те, что стоят в резерве и на модернизации. Активно используется половина из них. До конца 2020 года планируется допоставка 54 военных судов, а спустя 7 лет — еще более 100. Приоритетное направление — подводные лодки, несущие современное ракетное вооружение.

Российская подлодка «Дмитрий Донской» — крупнейшая в мире

Основная проблема ВМФ РФ — нехватка кораблей для дальних походов, и этот пробел должен восполниться до 2020 г. Россия также заявляет свои права на Арктику, считая ее зоной будущего развития. Разрабатываются проекты вертолетов Ми-38 и Ми-26 для суровых погодных условий.

Главный штаб располагается в комплексе «Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге.

4. Морские силы самообороны Японии

Впервые силы самообороны на море в Японии появились в 1954 году. В состав входят 4 группы:

  • учебная;
  • эскортная;
  • подводная;
  • авиационная.

Новый японский эсминец типа «Ширануи»

Флот Японии насчитывает 70 боевых кораблей, среди которых 17 подводных лодок, 3 легких авианосца, порядка 40 эсминцев. Основная цель создания войск — обеспечение безопасности страны, однако сегодня закон позволяет вооруженным силам действовать иначе при необходимости.

В МСС Японии служат 45000 офицеров и матросов. Береговая охрана является отдельным подразделением и не управляется министром обороны.

5. ВМС Индии

Сегодня Индия имеет один из самых больших и мощных флотов в мире, хотя 5 лет назад ее место занимала некогда великая морская держава Великобритания. В состав входят 50 кораблей, среди которых:

  • авианосец — 1;
  • дизельные подводные лодки — 13;
  • фрегаты — 14;
  • легкий авианосец — 1;
  • эсминцы — 11 и так далее.

В Индии боевая группа кораблей делится на 3 части: надводная, подводная, вспомогательная. Численность регулярных войск — 58350 человек.

Новый индийский корвет «Килтан»

В 2012 году военное ведомство заложило 6 подлодок типа «Скорпене», скоро они пополнят состав морских сил.

Холодная война

Если до начала Первой мировой войны американский флот стоял на третьем месте в мире, после Первой мировой занял второе, то после Второй мировой войны американские ВМС занимали уже лидирующее место.

После окончания Второй мировой единственным достойным потенциальным противником для США стал Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Началось силовое противостояние на грани войны и мира, которое историки назовут холодной войной. Это противостояние вылилось, в том числе, и в гонку военно-морских вооружений.

В ходе холодной войны североамериканским штатам удалось сохранить преимущество в области морского флота. В частности, СССР так и не удалось хоть сколько-нибудь приблизиться к созданию столь же мощного авианесущего флота (незначительные попытки вроде построения авианесущих крейсеров или даже возведения небольшого, сравнительно с американскими, авианосца «Адмирал Кузнецов», можно не принимать в расчет).

В то же время, в области подводного флота, в том числе несущего баллистические ракетные ядерные вооружения, СССР «не только догнал, но и перегнал Америку», выражаясь словами Н. С. Хрущева.

ВМФ США принимал самое активное участие в разнообразных и многочисленных локальных конфликтах «холодной войны». Морская пехота и боевые корабли Америки участвовали в военных событиях Корейской и Вьетнамской войн, в Ливии, Гренаде, Иране, Панаме, Ливане и в других странах.

Ударные возможности

И тот и другой тип — многоцелевые лодки с комбинированным вооружением: торпеды, крылатые ракеты, мины… но насколько разный набор! У строящихся сейчасвирджиний» 3-й и 4-й серий(Block III и IV) — 12 крылатых ракетТомагавк», при этом у лодок 4-й серии они размещаются в двух вертикальных пусковых установках по шесть ракет на каждую; и четыре торпедных аппарата с 25 торпедами к ним. Часть торпед можно заменить на морские мины — примерно по две штуки вместо одной торпеды.

USS Virginia(SSN-774)

Ясень» несёт 10 торпедных аппаратов с боезапасом в 30 торпед(вместо которых можно брать с собой мины). Такой арсенал даёт широкий набор сценариев — от формирования многоторпедного залпа по отряду боевых кораблей или конвою до подводнойдуэли» с двумя-тремя противниками одновременно.

На субмаринах обоих типов торпедные аппараты расположены в корпусах побортно под углом, в районе ограждения выдвижных устройств(которое часто ошибочно называют рубкой). Для американских подлодок такое размещение традиционно с 1960-х годов, в отечественной практике применено на серийных лодках впервые — раньше торпедные аппараты выводились в нос.

Впрочем, главное оружие проекта 885 — это совсем не торпеды, а восемь вертикальных пусковых установок в средней части корпуса, каждая из которых вмещает четыре крылатых ракеты комплексовОникс» иКалибр», итого 32. По сравнению с 12томагавками», которые способны атаковать лишь наземные цели, это и более мощный, и более разнообразный набор — учитывая обширную номенклатуру ракет в рамках того жеКалибра». Из этих пусковых установок могут применяться и беспилотные подводные аппараты различных типов. В ближайшие годы модернизированныеЯсени» получат сменные контейнерные пусковые установки, вмещающие либо четыреОникса» либо пять более компактныхКалибров», что позволит довести ракетный боекомплект до 40 единиц в максимальном варианте.

Рейтинг:

Ясень» — 5Вирджиния» — 3

Перспективы развития военного флота США

Существующая программа по развитию предполагает существенное увеличение кораблей и численности ВМС. Она предусматривает увеличение ударных групп и боевых кораблей. В качестве приоритета выбраны авианосные группы, обновление боевых единиц и введение в строй новейших десантных кораблей.

Флот является неотъемлемой частью ядерного арсенала страны. Баллистические ракеты «Трайден 2» с ядерными боеголовками размещены на атомных субмаринах класса «Огайо». 10 из них постоянно находятся на дежурстве. В соответствии с международным договором о сокращении наступательных вооружений, 4 подлодки переоборудованы для размещения ракет «Томагавк». Всего же в составе ВМС США имеется 53 МПЛ, ставя Америку в лидирующее положение. Подлодки класса «Лос-Анджелес», составляющие большую часть из несущих боевое дежурство, считаются устаревшими и списываются по мере поступления новых образцов субмарин. Наиболее современными из подводных кораблей являются субмарины «Си Вулф», на данный момент их количество составляет 3 единицы. Всего в соответствии с программой по развитию подводного флота планируется ввести в строй 32 субмарины этого класса.

Однако, незыблемым символом морского превосходства Америки всё же считаются атомные авианосцы. Именно они помогают США участвовать в отстаивании своих глобальных интересов в любой точке мира, например, Carl Vinson у берегов Кореи. Авианосцы считаются центрами АУГ ВМС США. Каждая из которых составляет основной боевой элемент оперативных флотов Америки. 10 авианосцев класса «Нимиц» несут службу в Тихоокеанском и Атлантическом флотах. Несколько кораблей переданы на консервацию. В прошлом году на вооружение поставлен авианосец новейшего типа «Джеральд Р. Форд», который по всем тактико-техническим характеристикам превосходит ранее стоявшие на посту авианосцы.

Подобный авианосец обладает более современной энергетической установкой. Экипаж корабля намного меньше, вследствие внедрения современных технологий по управлению и обслуживанию. Новейшая электромагнитная катапульта пришла на смену устаревшей паровой. Всё это позволило сократить расходы, выделяемые из бюджета на обслуживание этой боевой единицы, по сравнению с другими авианосцами. Всего по плану должно быть введено в строй 3 корабля подобного класса.

Каждый авианосец имеет размещенное авиакрыло, состоящее из нескольких эскадрилий. Авиация, дислоцирующаяся на авианосце может выполнять различные функции. Кроме истребительно-штурмовых, имеются самолёты, оборудованные приборами РЭБ и дальнего радиолокационного обнаружения, осуществляющих разведывательные действия. На авианосцах дислоцируются около 80 самолётов, часть из которых находиться в оперативном подчинении морской пехоты. Помимо самолётов на авианосце располагаются штурмовые и противолодочные вертолёты.

Вторая мировая

В последний месяц 1941 года на США напали вооруженные силы Японии, фактически разрушив несколько военно-морских баз и выведя из строя большую часть линейных кораблей ВМФ США. Следом объявила войну и Германия, в результате чего США были вынуждены сражаться на двух огромных морских театрах военных действий – на Тихом и на Атлантическом океанах.

Несмотря на первоначальный оглушительный успех, в ходе морских сражений Япония стала терять преимущество. Американский флот, вооруженный авианосцами, показал свое превосходство перед ВМФ Японии. Американские военные моряки, захватывая наиболее важные и ключевые острова Тихого океана, постепенно оттесняли японцев к берегам Японии.

Особенно важными вехами в истории тихоокеанских военных действий стали морские битвы при атолле Мидвэй, в Коралловом море и Гуадалканале. А операции 1944-45 гг. в заливе Лейте, на Марианских островах, Окинаве и Иводзиме окончательно закрепили военный успех за американцами. Сброшенные атомные боеприпасы на два японских города вынудили японское правительство в сентябре 1945 подписать мирный договор.

Если в Тихом океане Соединенные Штаты Америки вели классическую морскую войну, то на Атлантическом фронте основное сражение протекало с подводным флотом противника. Благодаря своему вновь построенному огромному флоту, включающему большое количество противолодочных кораблей, самолетов и дирижаблей, к 1943 американцам удалось добиться преимущества перед нацистами в море.

Кроме борьбы с подводным флотом Третьего Рейха, американские ВМФ приняли видное участие в масштабных африканских и европейских операциях 1942-45 гг.

Серийность

Здесь-то собака и пороется.

Как уже сказано,Вирджиний» американцы хотят наклепать 48 штук.Ясени» ограничат семью корпусами к 2022-23 году(хотя могут добавить заказ ещё на три-четыре лодки). Впрочем, в большом количестве их и не собирались делать. Массово будут строить многоцелевую лодку следующего поколения, более компактную и не столь впечатляющую по арсеналу. Какой она окажется? Когда узнаем — напишем новый сравнительный отчёт.

Рейтинг:

Ясень» — 3Вирджиния» — 5

Итоговый рейтинг:

Ясень» — 31,5Вирджиния» — 29,5

Близко? Как посмотреть. Главное достоинство американской лодки — массовость, и здесь, конечно,Ясень»Вирджинии» не конкурент. С другой стороны, должен ли люксовый седан быть таким же массовым, как малолитражка? Свою крупносерийную лодку ВМФ России ещё получит, и, конечно, её мы тоже оценим.

Спорить будем?

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.