Подлодки типа «щука». зубастые лидеры подводного флота ссср

Алан-э-Дейл       25.06.2022 г.

Проект 667-БДР. Атомные лодки «Кальмар»

По своему количеству в составе ВМФ современные атомные подводные лодки России класса «Кальмар» идут сразу за «Дельфинами». Строительство лодок по проекту 667БДР началось еще до начала 1980 г в СССР, поэтому большая часть АПЛ уже списана и пришла в негодность. На сегодняшний день на вооружении российского флота имеется лишь 3 единицы таких подводных крейсеров:

  • «Рязань» ─ К44;
  • «Святой Георгий Победоносец» ─ К433;
  • «Подольск» ─ К223.

Все субмарины состоят на вооружении Тихоокеанского флота РФ. Самой «молодой» из них считается «Рязань», поскольку ее пустили в эксплуатацию позже остальных, в конце 1982 г.

АПЛ 885 типа «Ясень»

На сегодняшний день ПЛАРК «Северодвинск» является единственной действующей подлодкой этого класса. 17 июня прошлого года на К-560 состоялось торжественное поднятие флага. В течение ближайших 5 лет планируется создать и спустить на воду еще 7 таких судов. Уже полным ходом идет постройка подлодок «Казань», «Красноярск» и «Новосибирск». Если «Северодвинск» является проектом 885, то остальные лодки будут созданы по проекту улучшенной модификации 885М.

Что касается вооружения, то АПЛ «Ясень» будут оснащаться сверхзвуковыми крылатыми ракетами типа «Калибр». Дальность стрельбы этих ракет может составлять 2.5 тыс. км,и они представляют собой высокоточные снаряды, основной задачей которых будет уничтожение вражеских авианосцев. Также планируется, что АПЛ «Казань» будет оснащаться принципиально новым оборудованием, которое ранее не использовалось при разработке подводных аппаратов. Мало того, по ряду технических характеристик, в первую очередь благодаря минимальному уровню шума, обнаружить такую субмарину будет весьма проблематично. К тому же эта многоцелевая подлодка составит достойную конкуренцию американскому SSN575 Seawolf.

В конце ноября 2012 г осуществлялись испытания ракетного комплекса «Калибр». Стрельба проводилась из погруженной субмарины «Северодвинск» по наземным целям с расстояния 1.4 тыс. км. К тому же была запущена сверхзвуковая ракета типа «Оникс». Произведенные запуски ракет оказались успешными и доказали целесообразность своего применения.

Боевой потенциал

Пусковые шахты АПЛ «Тайфун»

В случае ядерного конфликта «Тайфун» могла обрушить на врага одновременно 20 ядерных ракет Р-39, с десятью 200-кт разделяющимися боеголовками каждая. Такой ядерный «тайфун» мог бы за считанные минуты превратить в пустыню все восточное побережье США.

Кроме баллистических ракет в арсенале лодки находились более двух десятков обычных и реактивных торпед, а также ПЗРК «Игла». Специально для оснащения «Тайфунов» ракетами и торпедами был разработан транспортный корабль «Александр Брыкин» водоизмещением 16 тыс. тонн и рассчитанный на перевозку 16 БРПЛ.

Поколения АПЛ

Отсчет поколений атомных подводных лодок начался с окончания Второй мировой войны, когда активно началась гонка вооружений между СССР и США в рамках холодной войны. Вторая мировая война показала всему миру, насколько эффективным может быть этот класс техники.

Первое поколение

Первое поколение атомоходов затрагивает период с 1945 по 1960 гг. Данное время характерно тем, что тогда в основном использовались технологии, которые были наработаны во время войны, в частности, Советским Союзом, Германией и США. Подлодки того периода оборудовались несовершенными в техническом плане энергетическими установками, которые в использовании были крайне нестабильными и небезопасными. Срок работы атомного реактора между его перезарядкой не превышал 5 лет.

Развитие подлодок СССР в первом поколении

Советские субмарины первого поколения изначально создавались для массового производства, в отличие от США. Они были вооружены крылатыми и баллистическими ракетами, а также торпедами. В большинстве своем все подлодки того периода имели в своем составе два атомных реактора вместе с турбинами.

Это обстоятельство с одной стороны повышало скорость и надежность кораблей, но с другой стороны – увеличивало шумность. Основной недостаток ядерных реакторов первого поколения подлодок – высокая протяженность трубопроводов первого контура, из-за чего часто возникали протечки, а это приводило к загрязнению и аварии на подлодке. Электрическая и энергетическая система кораблей первого поколения была сделана на постоянном токе.

Советские корабли первого поколения, благодаря своим конструктивным техническим особенностям имели гораздо больший запас плавучести, чем американские корабли того же периода. Из-за этого обстоятельства атомоходы СССР могли оставаться на плаву, даже если были затоплены два отсека. Примеры советских кораблей первого поколения: подлодки проектов 627, 627А и 659.

США в первом поколении

Первыми серийными американскими АПЛ стали лодки под названием «Скейт». Они были созданы в 1957-1959 гг. Американские подлодки первого поколения характеризовались наличием на них одного атомного реактора и нахождением на них двух линий вала.

В энергетических и электрических системах использовался переменный ток, который производился от установленных на атомных подлодках автономных турбогенераторов.

Второе поколение

Второе поколение охватывает период 1960-1975 гг. Технологический и научный прогресс позволил субмаринам во втором поколении стать полностью автономными и подводными. Уже по несколько месяцев атомоходы могли находиться под водой.

Развитие гидроакустики в 1960-е гг. привело к тому, что носовая часть подлодок стала более вытянутой. Кормовые торпедные аппараты ушли в прошлое, так как тогда появились самонаводящиеся торпеды.

СССР, второе поколение

Проектированием подлодок этого поколения занимались Ленинградское ЦКБ-16 и Горьковское СКБ-112. Ядерные реакторы второго поколения были в основном водо-водяными. Мощность их не превышала 90 МВт. Период перезарядки был до 8 лет.

Применение новых подлодочных парогенераторов, которые уже стали изготавливаться в виде интегрального блока, позволило значительно уменьшить протяженность первого контура, а также увеличило безопасность и надежность энергоустановок, работающих на ядерном топливе. Примеры субмарин Советского Союза второго поколения: атомоходы «Навага» (проект 667 А) и «Мурена» (проект 667 Б).

США, второе поколение

В этот период, в США окончательно стали серийно и массово производить атомные подлодки, чего не наблюдалось в первом поколении. В основном выпускались многоцелевые АПЛ и лодки с баллистическими ракетами. Пример многоцелевых лодок: АПЛ «Трешер/Пермит».

Третье поколение АПЛ

Развитие третьего поколения подводных лодок началось в 1980-х гг. Атомоходы данного поколения отличались от предыдущего своим большим водоизмещением, а также лучшей обитаемостью и вооружением.

Впервые на подлодках третьего поколения стали использовать специализированное оборудование для радиоэлектронной борьбы. Советские атомоходы этого времени отличались тем, что в качестве основного материала для производства лодок использовался титан.

Четвертое поколение атомоходов

Субмарины четвертого поколения на 2021 г. – самые современные АПЛ. Главное техническое отличие атомоходов от предыдущего поколения – использование водометных двигателей и широкое применение при строительстве различных звукопоглощающих покрытий нового типа. Благодаря этому, атомные подлодки современного типа стали гораздо тише, обнаружить их в открытом море стало сложнее.

Спущенные на воду подлодки и их современное состояние

Советское правительство проектировало «Акулу» в разгар Холодной войны. Закладка первой лодки в 1976 году происходило наравне с американцами, которые начинали строительство «Огайо».

Схематичное изображение отсеков подлодки

Из 10 планируемых подлодок данного типа было построено лишь 6, поскольку к тому времени сложилось множество экономических и политических препятствий. Рассмотрим все 6 представителей проекта и узнаем, что с ними стало теперь.

  1. Тяжелый крейсер «Дмитрий Донской» — самая большая подводная лодка в мире и первая из проекта 941. Порт приписки — Западная Лица, где базируется Северный флот РФ, ранее постоянно базировалась в городе Северодвинск. К 1989 году ракетное оборудование и сама лодка требовали модернизации. Работы приходилось осуществлять в тяжелый для страны период, они завершились лишь в 2002 году по проекту 941У. Субмарина «Дмитрий Донской» была оснащена новейшими ракетами «Булава».
  2. Второе судно серии было менее удачным, оно именовалось как ТК-202 и было спущено на воду в сентябре 1982 г. В середине 80-х субмарина столкнулась с рыболовецким судном, после чего ей требовался ремонт. После развала СССР подлодку вывели из состава флота и разрезали на металл в эллингах Северодвинска. Сделано это было за счет средств, предоставленных США.
  3. Третий тяжелый крейсер стратегического назначения получил имя ТК-12, позже — «Симбирск» (название было предложено экипажем, но его так и не утвердили официально). В 1986 г. лодка получила незначительные повреждения при столкновении с британской субмариной, после чего была отремонтирована и отправлена в поход на Северный полюс. Утилизирована.
  4. Четвертый корабль серии также принадлежал классу ТАПКР. Проходил службу на флоте в течение 14 лет и являлся первым крейсером, произведшим залповую стрельбу ракетами, срок годности которых истек. Поскольку нового боезапаса не было, подлодка была выведена в резерв, позже — утилизирована.
  5. ТК-17, пятая подлодка серии «Акула», сооруженная на «Северном машиностроительном предприятии», служила Северному флоту 27 лет, и лишь в 2013 году была выведена из состава. Во время плановых учений 2004 г. на борту крейсера присутствовал президент России, Владимир Путин. Ввиду отсутствия боекомплекта подводная лодка выведена в резерв и ожидает утилизации.
  6. Подлодка ТК-20 завершила серию «Акула» и сегодня она также ожидает утилизации. Ей было присвоено имя «Архангельск». Боекомплекта к ней нет и уже никогда не будет. Переоборудовать субмарину под новые ракеты считается крайне дорогим мероприятием.

Таким образом, в настоящее время из шести самых больших подводных лодок в России и в мире в строю осталась лишь одна, модернизированная и оснащенная по последнему слову техники. В свое время все ракетные крейсеры данного типа входили в 18-ю дивизию, которая была сокращена до минимума.

В обход СНВ-3

В то же время американское издание The National Interest (из MAGA) опубликовала статью с фотографией АПЛ класса «Огайо» «Видите эту субмарину? Она способна уничтожить весь человеческий род (или почти весь)». Столь оптимистичное название статьи служило преамбулой аналитики, посвящённой пяти самым опасным АПЛ — американским субмаринам класса «Огайо» и «Колумбия» и российским подлодкам проекта 667БДРМ (Дельфин), 885 (Ясень) и 955 (Борей). Безусловно, предпочтение отдавалось американским АПЛ, а как же иначе: «подводные лодки класса «Огайо», эпохи холодной войны, — способны менее чем за 30 минут превратить в радиоактивную пыль 288 целей размером с город. Такие подводные корабли и находящееся на их борту вооружение на самом деле способны уничтожить человеческую цивилизацию, и на это, если начнётся Третья мировая война, им потребуется меньше времени, чем для заказа пиццы в мирное время».

Очередная пропагандистская статья, скажет внимательный читатель и окажется частично прав, т.к. за ширмой «пропаганды» скрывается интересный факт. У «Огайо» всего 24 пусковые установки для межконтинентальных ракет Trident II (D5), которые по договору СНВ-3 должны иметь по четыре ядерные боеголовки.  Стоп, а как же 288 городов? Журналисты не умеют считать?

Сценарий, который был использован при разрыве Договора РСМД, по факту написан для сериала. Пока наши дипломаты надеются на продление СНВ-3, Пентагон его по-тихому нарушает, как и с ДРСМД.

Про новую АПЛ класса «Колумбия» редакция The National Interest говорит скромно, утверждая, что эти подлодки «в некотором отношении действительно являются расширенным и более современным вариантом великолепных субмарин класса «Вирджиния». Есть только маленькое отличие — АПЛ «Вирджиния» является носителем крылатых ракет «Томагавк», а «Колумбия» станет носителем 16-ти МБР Trident II (D5) в 2031 году, когда будет принята на вооружение ВМС США.

navy.mil
Подводная лодка Minnesota (SSN 783) класса «Вирджиния» — ударной единицей в стратегии «Глобального мгновенного удара».

Удары по Британии

Британия приняла на себя первый удар гитлеровской военной машины. Как ни странно, адмиралы империи наиболее высоко оценивали опасность, исходящую от немецких линкоров и крейсеров. По опыту предыдущего крупномасштабного конфликта они предполагали, что зона действия субмарин будет ограничиваться относительно узкой прибрежной полосой, а их обнаружение не составит большой проблемы.

Оказалось, однако, что подводные лодки Германии Второй мировой войны могут стать куда более опасным оружием, чем надводный флот. Попытки установить морскую блокаду северного побережья успехом не увенчались. В первый же день войны лайнер «Атения» был торпедирован, а 17 сентября затонул авианосец «Корейджес», самолеты которого англичане надеялись использовать как эффективное противолодочное средство. Блокировать действия «волчьих стай» адмирала Денница никак не удавалось, они действовали все более дерзко. 14 октября 1939 года субмарина U-47 зашла в акваторию базы королевских ВМС Скапа-флоу и из надводного положения торпедировала стоящий на якоре линкор «Ройал Оук». Суда гибли каждый день.

Полста ─ много или мало?

На вооружении подводного флота РФ числится 76 единиц подлодок различного класса, среди которых РПКСН, АМПЛ (многоцелевые), дизельные, а также суда спецназначения. На вопрос о том, сколько атомных подводных лодок в России, можно ответить таким образом: их 47 единиц. Необходимо отметить, что это очень большое количество, поскольку постройка одной АПЛ обходится сегодня государству свыше 1 миллиарда долларов. Если учитывать суда, находящиеся на переоснащении и в судоремонтных вервях, то количество атомных подводных лодок в России будет равно 49. Для сравнения приведем некоторые данные о подлодках, стоящих на вооружении сверхдержав. Американский подводный флот насчитывает 71 боевую единицу подлодок, а у Великобритании и Франции их числится по 10 единиц.

Артиллерийское вооружение подводных лодок

В связи с принятием на вооружение 100мм орудия Минизини, на заводе Большевик с 1936 года приступили к производству специализированного неуниверсального 100-мм орудия для подводных лодок на его основе. 100-мм орудие БНМ-100 (Большевик, неуниверсальное, Минизини) устанавливалось на подводные минные заградители и большие подводные лодки. Постепенно, в ходе капитальных ремонтов, его получили и подводные лодки, выпущенные до 1936 года (Декабрист и Ленинец II серии, вооруженные пушкой 102-мм/45 Б-2)
В связи со снятием в 1934 году с вооружения 45-мм зенитной пушки 21-К, средние и малые подводные лодки первых выпусков выпускались без артиллерийской установки, хотя и с площадками для их последующей установки. Планировалось оснастить их крупнокалиберными пулеметами, но создание пулеметов затянулось до 1939 года. В 1940 году оснастить пулеметами малые и средние подводные лодки не позволила острейшая потребность в ДШК со стороны сухопутных войск и надводных кораблей. К тому же, им полагалось действовать преимущественно в зоне действия береговой авиации.
В середине 1940 года, по инициативе Артиллерийского управления военно-морских сил, оружейный конструктор Грабин завершил создание рабочих чертежей 76-мм корабельное орудие Ф-35 на основе дивизионной пушки Ф-22. В начале 1941 года после завершения заводских испытаний опытный образец 76-мм артиллерийской установки Ф-35 был установлен на подводной лодке «Щ-204» (командир – капитан-лейтенант Гриценко И. М.). После окончания корабельных испытаний Ф-35 была рекомендована для принятия на вооружение. Однако заказа на серийное производство от ВМС РККА не последовало.
Во-первых, в связи с неожиданной капитуляцией Франции летом 1940 года было совершенно очевидным приближение большой войны, и строительство новых цехов и разворачивание производства Ф-35 противоречило общему направлению военно-промышленного комплекса 1941 году: все для сухопутных войск и для авиации, минимум для флота.
Во-вторых, к 1940 году среди практикующих подводников набрала силу концепция об отказе от артиллерийского оружия для малых и средних подводных лодок

Подводниками принималось во внимание, что с учетом тихоходности малых и средних лодок, их тактическими задачами будут скорее организация подводных засад и торпедная атака, чем артиллерийская дуэль с надводными судами. Вооружение же малых и средних лодок артиллерийскими установками потребовало бы увеличить их экипаж, и так несший службу в стесненных условиях, а также повлекло бы за собой снижение подводной скорости.
Таким образом, июнь 1941 года малые и средние подводные лодки встретили без артиллерийского вооружения.
Большинство больших подводных лодок и минных заградителей были, в дополнение к 100-мм орудию, к июню 1941 были довооружены пулеметами ДШК

Моторные лодки в СССР

Плановая экономика СССР оказывала влияние и на производство моторных лодок и катеров для народного хозяйства и личного пользования. Выпускалась достаточно ограниченная линейка моторных лодок, часть из них модернизируется и выпускается до настоящего времени.


На водоемах России до сих пор присутствует значительное количество мотолодок, произведенных в СССР. Одни подвергаются тюнингу и используются в хозяйстве, другие реставрируются и используются в качестве ретро-лодок. Среди лодок и катеров СССР наиболее популярными оказались такие модели как «Прогресс», «Казанка», «Обь» и другие лодки. В 1981 году под предлогом охраны водоемов произошло значительное повышение цены на лодки, лодочные моторы и бензин. Это негативно сказалось на отрасли и привело ее в некоторый упадок.

Прототип:

ТК-17 «Архангельск» — советская (впоследствии российская) атомная подводная лодка стратегического назначения, относящаяся к 3-ему поколению, 5-ый корпус в серии.  Проект лодки разработан в ЦКБ «МТ «Рубин». Всего было построено 6 лодок данного проекта, строительство седьмой лодки было приостановлено, закладка не производилась, корпусные секции разделаны на металл. Строились на заводе Севмаш, г. Северодвинск. Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году). Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 г. правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения. Для постройки «Акул» на «Севмаше» был специально возведён новый цех № 55 — самый большой крытый эллинг в мире. Корабли обладают большим запасом плавучести — более 40 %. В погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду, за что лодки получили на флоте неофициальное название «водовоз», а в КБ «Малахит» — «победа техники над здравым смыслом». Одной из причин такого решения являлось требование к разработчикам обеспечить наименьшую осадку корабля для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз. Также, именно большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лёд толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до Северного полюса.     Особенностью конструкции лодки является наличие внутри лёгкого корпуса пяти обитаемых прочных корпусов. Два из них являются основными, имеют максимальный диаметр 10 м и расположены параллельно друг другу, по принципу катамарана. В передней части корабля, между главными прочными корпусами, расположены ракетные шахты, которые впервые были размещены впереди рубки. Кроме того, имеются три отдельных герметичных отсека: торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек. Вынос и размещение трёх отсеков в пространство между основными корпусами позволило повысить пожаробезопасность и живучесть лодки. Две всплывающие спасательные камеры, рассчитанные на весь экипаж, размещены у основания рубки под ограждением выдвижных устройств. Основное вооружение — ракетный комплекс Д-19 с 20 трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Эти ракеты обладают наибольшей стартовой массой (вместе с пусковым контейнером — 90 т) и длиной (17,1 м) из принятых на вооружение БРПЛ. Боевая дальность ракет — 8300 км, боевая часть — разделяющаяся: 10 боеголовок с индивидуальным наведением по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая. Старт всего боекомплекта ракет «Акулы» может быть осуществлён одним залпом с малым интервалом между стартом отдельных ракет. Запуск возможен как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям.

Когда появились подводные лодки

Первые подводные лодки появились еще в позапрошлом веке, но толку от них было не так много, и по сути они были нужны только для демонстрации технологий. Уже позже они стали настоящей боевой единицей. Сначала дизельные, потом атомные, но все равно очень опасные. Были даже случаи, когда они применялись не только в военных целях. Например, в первой половине прошлого века они применялись германской армией для того, чтобы топить мирные британские суда. Нельзя не отметить, что целью были именно суда, а не люди, которым давали покинуть корабль, но факт остается фактом.

Первым идею подводных лодок предложил Леонардо да Винчи, но позже он уничтожил свои чертежи, опасаясь ”подводной войны”. Тем не менее, уже в 1578 году англичанин Уильям Боурн описал гренландскую подводную лодку из тюленьих шкур со шноркелем (вытяжная труба), воевавшую в Черном море.

Первые подводные лодки были примерно такими.

В России первые подводные лодки разрабатывались еще при Петре Великом, но их конструкции тоже были далеки от совершенства. А в первый раз в бою подводная лодка применялась в войне за независимость США (1775-1783 гг.) и называлась ”Черепаха”. Правда, она так и не смогла причинить вреда атакуемому судну. Она должна была закрепить мину на днище, но была обнаружена и пришлось взорвать ее просто так, чтобы скрыться.

Вплоть до 1944 года подводные лодки были в основном надводными кораблями. Из-за несовершенства конструкции они не могли надолго уходить под воду и использовали погружение только для того, чтобы пройти опасный участок или подготовить нападение. Уже позже они постепенно начали переходить на более долгое нахождение под водой, а сейчас это вообще не является проблемой, так как запас провизии на борту большой, системы жизнеобеспечения (кислород, переработка и так далее) хорошие, а запаса ядерного топлива хватает на месяцы автономного плавания.

Рискнули бы погрузиться под воду в такой «кастрюле»?

От цистерны до миноносца

Строительство субмарин в России началось ещё в первой половине XIX века. В сентябре 1840 года в воды реки Малая Невка погрузился аппарат, спроектированный генерал-адъютантом Карлом Шильдером. Под водой субмарина пробыла три часа.

Считалось, что данное изделие может приблизиться к вражескому кораблю и уничтожить его фугасными ракетами и пороховыми минами с электровзрывателем. Однако изобретение Шильдера не получило дальнейшего развития. Всплеск интереса к подлодкам произошёл в России уже в конце 1870-х годов при царе Александре II.

Значимый вклад в развитие подводного флота внёс русский учёный польского происхождения Степан (Стефан) Джевецкий. Первый аппарат по его проекту был построен в 1877 году в Одессе. Он представлял собой небольшую по размеру одноместную цистерну со стеклянным колпаком, где располагалась голова оператора.

  • Подводная лодка Степана Джевецкого

Подлодка приводилась в движение ножным приводом. Военнослужащий дышал с помощью резервуара со сжатым воздухом. Конструкция субмарины позволяла оператору прикреплять мины к кораблю противника. Они взрывались с помощью электрического провода после отплытия субмарины на достаточное расстояние.

В 1879 году в Санкт-Петербурге была построена вторая экспериментальная подлодка Джевецкого, отличавшаяся от предшественницы более крупными габаритами, двумя гребными винтами и большей вместимостью (до четырёх человек). 

По чертежам Джевецкого было построено несколько десятков субмарин. В 1880-е годы база подводных лодок появилась в Карантинной бухте Севастополя (часть акватории Севастопольской бухты, расположенной вблизи заповедника «Херсонес Таврический»).

Однако по результатам эксплуатации военные признали подлодки Джевецкого непригодными к боевой службе. Морское ведомство приняло решение утилизировать почти все субмарины. Несколько единиц осталось в составе ВМФ для «осмотра подводной части судов, гидротехнических сооружений, водолазных работ и минных заграждений».

Также по теме

«Создатель советского океанского флота»: как адмирал Сергей Горшков изменил мировой баланс сил

110 лет назад родился адмирал Сергей Горшков, долгие годы возглавлявший Военно-морской флот СССР. По словам историков, в годы Великой…

Тем не менее труд Джевецкого не был напрасным. Для подлодок учёный разработал решётчатые торпедные аппараты, которые были приняты на вооружение императорского Военно-морского флота.

В 1901 году в структуре Морского ведомства Российской империи была образована Комиссия для проектирования подводных судов. От даты её образования начинает свою историю Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург) — ведущий в России разработчик подводных аппаратов.

При поддержке комиссии императорский флот получил подлодку «Дельфин» (миноносец №150). После успешных испытаний на Балтике в 1903 году было запущено серийное строительство субмарин.

Лодки отечественного производства назывались подводными миноносцами русского типа. Помимо них, Россия пополняла флот зарубежными аппаратами. В первой половине 1900-х годов Германия экспортировала в империю подлодки типа «Карп» и «Форель», а США поставили подлодки Protector (позже её переименовали в «Осётр») и Fulton (в России — «Сом»).

Длина данных аппаратов не превышала 20 метров, водоизмещение — 150—175 т. Максимальная скорость надводного хода субмарин составляла 10 узлов (18,52 км/ч), а подводная была ещё скромнее.

Боевое крещение подлодки получили в Русско-японскую войну (1904—1905 годы). Впервые в истории субмарины были переброшены на тысячи километров железнодорожным транспортом: с Балтики на Дальний Восток.

В январе 1905 года из семи переброшенных аппаратов был сформирован Отдельный отряд миноносцев Владивостокского порта, ставший первым в мире тактическим соединением боевых подлодок. Субмарины занимались несением дозорной службы, ближней разведкой и охраной побережья.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.