Большие противолодочные корабли проекта 1134 «беркут»

Алан-э-Дейл       02.09.2022 г.

Представители проекта

Наименование Верфь Заложен В строю Флот Состояние
«Удалой» 637 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 111 23.07.1977 05.02.1980 31.12.1980 СФ Списан

1996

Утилизирован
«Вице-адмирал Кулаков» 626 ССЗ им. А. А. Жданова 731 04.11.1977 16.05.1980 29.12.1981 СФ В строю
«Маршал Василевский» 687 ССЗ им. А. А. Жданова 732 22.04.1979 29.12.1981 08.12.1983 СФ Списан

2006

Утилизирован
«Адмирал Трибуц» 564 ССЗ им. А. А. Жданова 733 19.04.1980 26.03.1983 30.12.1985 ТОФ В строю
«Адмирал Захаров» 513 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 112 16.10.1981 04.11.1982 30.12.1983 ТОФ Списан

2002

Утилизирован
«Адмирал Левченко» 605 ССЗ им. А. А. Жданова 734 27.01.1982 21.02.1985 30.09.1988 СФ В ремонте Заложен как «Хабаровск»
«Адмирал Спиридонов» 555 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 113 11.04.1982 28.04.1984 30.12.1984 ТОФ Списан

1997

Утилизирован
«Маршал Шапошников» 543 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 114 25.05.1983 27.12.1984 30.12.1985 ТОФ В строю Модернизирован.

В 2021 году завершил ремонт и модернизацию, переклассифицирован во фрегат. Получил УКСК под 16 ракет «Калибр», «Оникс» и 8 ПУ ПКР «Уран».

«Североморск» 619 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 115 12.06.1984 24.12.1985 30.12.1987 СФ В строю До 27.12.1995 — «Симферополь»
«Адмирал Виноградов» 572(554) Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 116 05.02.1986 04.06.1987 30.12.1988 ТОФ В ремонте и модернизации С 2021 по 2025 год встал на ремонт и модернизацию под РК «Калибр», «Оникс», «Уран», переклассифицирован во фрегат.
«Адмирал Харламов» 678 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 117 07.08.1986 29.06.1988 30.12.1989 СФ Списан

2020

Выведен из состава флота, готовится к утилизации
«Адмирал Пантелеев» 548 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 118 28.01.1988 07.02.1990 19.12.1991 ТОФ В строю

Цвета таблицы:
Белый — не достроен или утилизирован неспущенным на воду Зелёный  — действующий в составе ВМФ России Синий — находится в ремонте или на модернизации Серый — выведен за штат, находится на консервации, хранении или отстое Красный  — списан, утилизирован или потерян

Под широкий круг задач

По словам Сивкова, корабли проекта 20380 являются носителями 16 ракет X-35, корветы усовершенствованного проекта 20385 будут вооружены восемью «Уранами» и восемью «Калибрами». Дальность стрельбы детища ОКБ «Новатор» по морским целям составляет 375 км, по наземным — 1,4—2,7 тыс. км.

«Корветы проекта 20380 заточены под выполнение тактических задач в ближней морской зоне. Однако функционал сторожевых кораблей проекта 20385 будет шире. «Калибры» позволяют им стать грозной военно-морской силой, способной выполнять более широкий круг задач», — сказал Сивков.

Помимо «Калибров» корабли проекта 20385 получат модификацию зенитного комплекса «Редут» с 16 ячейками (против 12 единиц у корветов проекта 20380), где могут размещаться несколько ракет различной дальности.

Строительство сторожевых кораблей проекта 20385 развёрнуто на ОАО «Северная верфь» (Санкт-Петербург). До конца года в состав ТОФ может войти корвет «Гремящий». В сентябре после проверки специальной комиссией на корабль заселился экипаж для последующего проведения ходовых испытаний. 7 июня на сайте госзакупок появилась информация о том, что на «Гремящем» будут проводиться пуски сверхзвуковой ракеты 3М55 «Оникс».

30 июня 2017 года начальник управления кораблестроения ВМФ РФ контр-адмирал Владимир Тряпичников рассказал журналистам, что серийное производство кораблей проекта 20385 ограничится четырьмя единицами. Командование военно-морского флота намерено вложить средства в создание корветов проекта 20386, которые будут более «современными и мощными».

«Можно констатировать, что в первую очередь он (корабль проекта 20386. — RT) отличается энергетическим комплексом… Это импортозамещение, это новая энергетическая установка, которая даст этому кораблю большие мореходные качества, большую скорость», — отметил Тряпичников.

Также, как добавил контр-адмирал, новейший сторожевой корабль получит многофункциональный радиолокационный комплекс «Заслон».

28 октября 2016 года на «Северной верфи» был заложен головной корабль проекта 20386, получивший название «Дерзкий». Водоизмещение корвета составит 3,4 тыс. т, длина — 109 м, ширина — 13 м, скорость — 30 узлов (55 км/ч), дальность плавания — 5 тыс. миль (8 тыс. км), экипаж — 80 человек.

«Главными особенностями перспективного корвета являются сбалансированный состав вооружения, включающий временно устанавливаемые образцы модульного исполнения, интегрированную информационно-управляющую систему открытой архитектуры, новое радиоэлектронное вооружение, роботизированные комплексы», — сообщил в августе в интервью ТАСС гендиректор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко.

По его словам, корабль проекта 20386 будет отличаться от предшественников «волнопрорезывающей» формой корпуса и комбинированной газотурбинной установкой «с частичным электродвижением». Также корвет будет оснащён автономными подводными аппаратами, безэкипажными катерами и беспилотниками. ВМФ рассчитывает получить не менее десяти подобных кораблей.

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев рассказал, что ещё одной особенностью корветов проекта 20386 является принцип модульности, который позволит менять типы вооружения. Основу арсенала корвета составят ракеты «Калибр», «Оникс», ЗРК «Редут», торпедный комплекс «Пакет-НК», артиллерийские установки АК-630М и А-190-01.

«Корветы проекта 20386 будут крупнее предшественников и, соответственно, будут обладать более серьёзными ударными и разведывательными возможностями. На мой взгляд, такой подход отражает стремление командования ВМФ выводить малые сторожевые корабли с закрытых морских театров для выполнения более широкого круга задач», — подчеркнул Корнев.

Путин выразил соболезнования в связи с крушением индонезийского Boeing

История создания кораблей проекта 1134Б «Беркут-Б»

В апреле 1966 г. совместным решением МСП и ВМФ были утверждены основные элементы нового корабля ПВО-ПЛО проекта 1134Б на базе проекта большого противолодочного корабля 1134А, но с уси­ленным зенитным ракетным и артиллерийском вооружением. Минуя стадию эскизного проекта, разработка технического проекта 1134Б была поручена Север­ному Проектному Бюро.

Главным конструктором был назначен В.Ф.Аникиев, его заместителем — А.Н.Кожевников. В ноябре 1967 г. главным конструктором пр. 1134Б был назначен А.К.Перьков — главный конструктор Северного ПКБ. Ему в помощь были назначены два заместителя — М.Г.Гольберг и В.А.Ивойлов.

Новый большой противолодочный корабль имел увеличенные размеры корпуса по сравнению с 1134А, улучшенные условия обитаемости экипажа, обновленный и расширенный комплекс вооружения (в том числе перспективные зенитные управляемые ракеты «Шторм» Б-192), и дополненный буксируемой станцией МГ-325 «Вега» гидроакустический комплекс. Естественно были обновлены и усилены средства радиоэлектронной борьбы, средства связи, а также значительно понижена шумовая заметность корабля.

Чертеж БПК «Петропавловск» проекта 1134Б

Маршевые двигатели и газотурбогенераторы разместили на подвес­ных фундаментах с двухкаскадной амортизацией, что должно было повысить живу­честь при динамических сотрясениях корпуса от взрывов и снизить структурный шум. Часть корпуса и некоторые фундаменты механизмов оклеили плас. Кроме того, были предусмотрены противошумные коффердамы со стальными звукоизолирующими зашивками, глушение шума в газоходах и прием­никах воздуха. Форма и размеры дымовой трубы были выбраны из соображений обеспечения низких уровней тепловых полей.

Внешне большие противолодочные корабли проекта 1134Б отличались от 1134А увеличенной на 12 м длинной и на 0,6 м шириной, удлиненным баком, более развитыми надстройками, башенноподобной грот-мачтой и массивной дымовой трубой. Внутренние помещения также претерпели существенные изменения и сильно отличались от изначального проекта.

Именно для кораблей проекта 1134Б был впервые разработан проект архитектурно-художественного оформления жилых и об­щественных помещений для создания комфортных условий обитания, и, также впервые, была проведена разработка согласованных чертежей для исключения переделок на корабле, неизменно возникавшие ранее при монтаже судового оборудования, из-за отсутствия детальных установочных размеров в рабочих чертежах.

Строительство «Беркутов» было развернуто на ордена Ленина заводе им.61 Коммунара Министерства судостроительной промышленности СССР в Нико­лаеве. Выбор завода-строителя был обусловлен наличием у предприятия опыта строи­тельства первых в мире серийных кораблей с газотурбинной установкой — больших противолодочных кораблей проекта 61. Немаловажным обстоятельством являлось и соседство завода-изготовителя газотурбинных двига­телей — Южного турбинного завода.

Всего в период с 1968-1976 г.г. было построено 7 кораблей проекта 1134Б («Беркут-Б»): «Николаев», «Очаков», «Керчь», «Азов», «Петропавловск», «Ташкент, «Таллин».

Корабли имели неограниченную мореходность и гарантированную непотопляемость при затоплении любых трех смежных отсеков. До введения в строй больших противолодочных кораблей проекта 1155, «Беркуты» 1134Б были сильнейшими надводными кораблями СССР в классе, а на момент ввода в строй, пожалуй, сильнейшими в мире.

Большой противолодочный корабль проекта 1134Б

БПК пр.1134Б «Николаев»

Головной корабль проекта 1134Б, был зало­жен 25 июня 1968 года на стапеле Судостроительного завода имени 61 Коммунара (заводский номер С-2001). Включен в списки кораблей ВМФ СССР 13 августа 1969 года и 19 декабря 1969 года торжественно спущен на воду.

После достройки на плаву и проведения заводских и государственных испытаний, 2 октября 1971 года на «Николаеве» был поднят Военно-Морской флаг. На церемонии присутствовал командующий Краснознамен­ным Черноморским флотом адмирал В.С.Сысоев.

После доводки корабля 31 декабря 1971 года он был принят в состав ВМФ СССР и определен 8.02.1972 г. в состав КЧФ.

С 11.03.72 г. приказом Главкома ВМФ №091 определен в состав 70 БрПК 30 ДиПК ЧФ. Со сдачей корабля приступили к отработке курсовых задач в сроки, предусмотренные курсами боевой подготовки.

С 5.11.72 г. по 1976 г. корабль проходил службу на Средиземном море и в Атлантике, заходил с визитами в порты Тартус (Сирия) и Дубровник (Югославия). В июне 1975 г. на его борту случилась трагедия — при выполнении полетов потерпел катастрофу корабельный вертолет Ка-25, в которой погибли оба члена экипажа.

В 1976-78 гг. корабль проходил текущий ремонт на заводе им.61 Коммунара в Николаеве. Были заменены ГТУ М5 на М-5Е, проведена модернизация УЗРК «Шторм».

В 1979— 1980 гг. — БС в Средиземном море. В марте 1981 г. при проведении противолодочных учений буксируемое тело ГАС «Вега» зацепило ПА и было повреждено. «Николаев»готовился в поход на Кубу, поэтому на него установили ГАС с «Азова». В апреле — официальный визит в Гавану. Старший похода — вице-адмирал В.А.Самойлов. 1 июля 1981 года начальник ГШ ВМФ СССР адмирал флота Г.М.Егоров посетил ко­рабль и совершил на нем выход в полигон боевой подготовки в районе Севастополя.

С 25.08.1982 г. корабль — в составе 21 ВрПК 30 ДиПК. В 1982-83 гг. деловые заходы в Варну и Бургас (Болгария). Перед переходом на Тихий океан на корабле были установлены салютные орудия 21-КМ-45-мм позади ПУ Б-192.

Большой противолодочный корабль проекта 1134Б «Николаев»

1983 года по 28 февраля 1984 г. отряд боевых кораблей под флагом командира 10 ОПЭСК вице-адмирала Р.Л.Дымова совершил межокеанский переход в Индийский океан, с заходом во Владивосток. В том же году участвовал в поисковой противолодочной операции в Охотском море, совместно с ТАВКР «Новороссийск», БПК «Василий Чапаев», СКР «Сторожевой», ПЛАТ «К-242» и «К-535», ПА «Б-855», «Б-229» и «Б-404», корабельными вертолетами Ка-27ПЛ с ТАВКР и самолетами Ту-142 и Ил-38.

С 1.03.85 г. выполнял боевые задачи на Тихом океане, 16 июля 1986 г. в ходе командно-штабных учений 10 ОПЭСК в Японском море, БПК «Николаев» столкнулся с БПК «Строгий» (без жертв) и встал на ремонт, после чего в мае-июле 1987 г. совершил благополучный переход в Севастополь и встал на капитальный ремонт 11 ноября того же года.

К сожалению, капитальный ремонт превратился в непрекращающуюся отстойку, а затем, в связи с недостатком финансирования, закончился исключение из списков флота, 30.09.1992.

31 декабря 1992 года БПК «Николаев» окончательно расформирован при 80-процентной готовности. 10 августа 1994 года его корпус был уведен буксирами на слом в Индию.

Бортовые номера БПК «Николаев»: 538 (1972 г.), 539 (1973 г.), 155 и 521 (1974 г.), 523, 526 и 539 (1975 гг.), 597 (1979 гг.), 741 (1979-80 гг.), 155 (1980 г.), 155 (1980 г.), 701 и 703 (1983 г.), 700 (1984 г.), 535 (1985-86 гг.), 582, 701 (1987 г.).

В разные годы кораблем командовали:

  • капитан 2 ранга Ю.А.Стадниченко
  • капитан 3 ранга К.М.Бурковский
  • капитан 3 ранга Ю.И.Ламзин
  • капитан 3 ранга А.Васильев
  • капитан 3 ранга В.И.Куренков
  • капитан 3 ранга В.Н.Баранов
  • капитан 2 ранга В.Е.Ионов
  • капитан 3 ранга Н.А.Назаров
  • капитан 2 ранга Г.Н.Тимошинов (с 1988 г.).


Большой противолодочный корабль проекта 1134Б «Очаков»

БПК пр.1134Б «Керчь»

БПК «Керчь» был включен в состав кораблей ВМФ СССР 25 декабря 1969 года, заложен 30 апреля 1971 года (заводский номер С-2003), и спущен на воду 21 июля 1972 года. Военно-Морской флаг поднят 25 декабря 1974 года и этот день объявлен общекорабельным праздником, в этот же день БПК включен в состав 70 БрПК ЗОДиПК КЧФ.

В 1976 г. в первой боевой службе БПК обозначал военное присутствие СССР в восточном Средиземноморье во время агрессии Израиля против Ливана, после возвращения в Севастополь, с 1 декабря 1977 года по 28 июня 1978 года и с 3 мая по 15 октября 1979 года, снова боевая служба в Средиземном море.

16 октября 1981 года заместитель МО СССР Маршал Советского Союза К. С. Москаленко на борту «Керчи» совершил выход в полигон боевой подготовки в районе Севастополя. В 1982 г. учавствовал в учениях «Щит-82», с 3 по 20 сентября 1983 года — в учениях КЧФ в районе Керченского пролива под флагом Главкома ВМФ СССР, с 12 по 21 марта 1984 года БПК «Керчь» участвовал в учениях «Союз-84», а с 9 по 1 августа 1984 года осуществил официальный визит в порт Варна (Болгария).

После этого визита с кораблем произошел чрезвычайно серьезный инцидент. Один из мичманов, перед выходом в обратный путь, провернул главные механизмы, не проверив наличие масла, в результате главная энергетическая установка корабля была выведена из строя. Последовал длительный ремонт на «Севморзаводе», однако, это по большому счету, корабль спасло в 1990-ые, ведь неспокойную для страны пору он встретил относительно «свежим». Из-за ремонта и модернизации, включавшей замену турбины, установку новых УРК-5 «Раструб» и УЗРК «Шторм-Н», а также новейшую станцию РЛС «Подберезовик», БПК «Керчь» вышел в плавание только в 1988 г.

С 23 июня по 2 июля 1989 года состоялся официальный визит корабля в порт Стамбул, а с 11 по 15 августа 1989 года — официальный визит в Варну.

С 25 мая по 25 октября 1991 г. БПК «Керчь» ходил в последнюю боевую службу под флагом СССР, а затем, 4 по 16 февраля 1992 г. был флагманом Средиземноморской эскадры и участвовал в совместных учениях с кораблями 6-го флота США.

1 марта 1993 г. при выполнении швартовки корабль врезался в бетонную стенку причала кормой и встал на ремонт. Тем не менее в том же году успел ещё раз сходить в боевую службу и даже завоевать Приз ГК ВМФ РФ по ракетной подготовке.

БПК «Керчь» в Черном море

В 1994 г. БПК «Керчь» обеспечивал безопасность во время визита Президента РФ Б.Н.Ельцина в Грецию, с 18 по 22 августа 1996 г. заходил с визитом в Варну, а в ноябре 1998 г. (под флагом заместителя командующего ЧФ контр- адмирала А.В.Ковшаря), с официальным визитом во Францию (Канны) и Италию (Мессина).

В 2005 г. корабль прошел текущий ремонт на Новороссийском судоремонтном заводе, в процессе которого был заменен один из турбо­генераторов, устранено биение левой валолинии, выполнен ряд корпус­ных работ, отремонтирована донно-забортная арматура.

В 2006 БПК прошел докование в Севастополе на «Севморзаводе». Там же был выполнен ремонт РЛС МР-700 «Подберезовик».

За время нахождения в составе сил постоянной готовности кораблем пройдено более 180 000 миль. В 1978 году БПК «Керчь» был награжден призом ГК ВМФ СССР по ракетной подготовке, а в 1979 году отмечен вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть». В 1980 году корабль награжден переходящим Красным знаменем Военного совета КЧФ, в 1993 г. взял приз ГК ВМФ РФ по ракетной подготовке.

Носил бортовые номера: 524 (1974 г.), 529 (1975-76 гг.), 534 (1977 г.), 703 (1978 и 1985 гг.), (1979-80 гг.), 539 (1986 г.), 708 (1987-89 гг.), 717 (1989 г.), 711 (1990 г.), 713 (2000 г.).

В разное время кораблем командовали:

  • капитан 3 (2) ранга Ю.Г.Гусев
  • капитан 3 (2) ранга В.Гришанов (1979 г.)
  • капитан 2 ранга Нягу (1981 г.)
  • капитан 3 (2) ранга А.В.Ковшарь (05.1982- 1984 гг.)
  • капитан 2 ранга Е.В.Орлов (1984-86 гг.)
  • врио — капитан 3 ранга К.Клепиков (1986 г.)
  • капитан 2 ранга Г.Шевченко (1986-87 гг.)
  • капитан 2 ранга А.И.Павлов (1987-89 гг.)
  • капитан 2 ранга Авраменко (04.1993 г.)
  • капитан 2 ранга А.Е.Демиденко
  • капитан 2 ранга С.Б.Зинченко (1997 г.)
  • капитан 2 (1) ранга О.Игнасюк
  • капитан 1 ранга О.Пешкуров (с конца декабря 2006 г.).

Большой противолодочный корабль проекта 1134Б «Азов»

СКР для КГБ СССР

Для нужд пограничных войск КГБ СССР был разработан отдельный проект СКР. Ему определялись следующие задачи:

  • обеспечение несения дозорной службы;
  • выполнение охранных мероприятий в экономической зоне СССР;
  • борьба с контрабандой.

Разработанный проект в начале семидесятых годов стал называться 1135.1 «Нерей». Это было дальнейшее развитие проектов 1135 и 1135М. Отличия заключались в составе вооружения и наличии на корабле вертолетной площадки и места для размещения вертолета.

Предполагалось изготовить серию из 12 кораблей. Основной зоной их применения был определен Тихий океан. Головной корабль для пограничных войск построен на и принят в эксплуатацию в декабре 1983 года.

Всего по проекту 1135.1 были построены: СКР «Дзержинский»; СКР «Орел»; СКР «Анадырь»; СКР «Кедров».

Работа над пограничной серией прекращена во времена развала СССР. Из трех заложенных в это время кораблей достроен только СКР «Киров». Он был введен в эксплуатацию в апреле 1993 года и принят на вооружение ВМС Украины. Сейчас этот корабль является флагманом ВМФ этой страны под названием U130 «Гетман Сагайдачный».

Конструкции пограничных кораблей фактически не отличались от стандартного 1135. Основное отличие — ангар и площадка для вертолета Ка-27.

По мнению специалистов, пограничные корабли серии 1135.1 имели очень мощное вооружение, которым обычно не снаряжались сторожевые корабли береговой охраны. Однако это можно было объяснить тем, что при проектировании пограничных СКР неоднократно имели место инциденты в различных районах океана, где велись промыслы в интересах стран. Вследствие этого некоторые морские государства направляли туда военные корабли с целью обеспечения защиты своих рыбаков.

Исторические факты

В ноябре 1975 года командир корабля СКР «Сторожевой» В. Саблин поднял флаг «грядущей коммунистической революции». Он фактически захватил корабль и предпринял попытку зайти в Ленинград и стать на якорную стоянку на Неве. Выдвинул требования дать ему возможность выступить в прямом эфире по Центральному телевидению, так как хотел донести до народа правду о ситуации в стране. Однако 9 ноября «Сторожевой» окружили пограничные корабли, препятствовали его движению путем сброса бомб по курсу, произвели его артиллерийский обстрел. Саблина арестовали, доставили в Москву, судили и расстреляли.

Другой известный случай связан с СКР «Беззаветный». 12 февраля 1988 года в территориальные воды СССР вблизи города Ялта (Крым) зашли два американских корабля «Йорктаун» и «Кэрон». После безуспешных предупреждений о недопустимости пересечения границы СССР и требований покинуть территориальные воды командир СКР «Беззаветный» предпринял два навала на корму «Йорктауна», причинив тому повреждения оборудования и обшивки бортов. По результатам инцидента американские корабли покинули территориальные воды СССР.

СКР «Задорный» (Северный флот) известен тем, что совершал за время своей службы до 2005 года многочисленные походы к берегам Америки. Многократно признавался лучшим кораблем Северного флота.

Характеристики БПК проекта 1134Б

Страна:
СССР

Тип:
Большой противолодочный корабль

Дата выпуска:
Головной заложен в 1968 г., последний сдан в 1976 г.

Водоизмещение:
Стандартное: 6670- 7010 тонн, нормальное: 7605 — 7950 тонн, наибольшее: 8870 — 8900 тонн

Длинна:
161,9 — 162 м (по ватерлинии), 173,2 — 173,4 м (наибольшая)

Ширина:
16,78 м (по ватерлинии), 18,54 м (наибольшая).

Осадка:
5,29-5,5 м (нормальное водоизмещение), 5,7-5,9 м (полное водоизмещение)

Бронирование:
Нет

Экипаж:
422 (433) человек, из них офицеров 49 (52)

Силовая установка:
Газотурбинная, включающая 4 форсажных и 2 маршевых двигателя (см. текст), мощностью 92000 — 107000 л. с.

Дальность хода:
7100—7890 миль экономичным (18 узлов) ходом

Максимальная скорость:
32-33 узла

Вооружение:

  • Артиллерийское: 2× 76-мм АК-726, 4× 30-мм АК-630
  • Ракетное: 2× ПУ ЗРК «Шторм» (80 ракет), 2× «Оса-М» (40 ракет), 2× «Оса-МА2» (40 ракет)
  • Противолодочное: 2× УРПК-3 «Метель» (УРК «Раструб-Б») на 8 ракет, 2× 213-мм РБУ-6000 (144 бомбы), 2× 305-мм РБУ-1000 (48 бомб).
  • Торпедное: 2× 533-ммПТА-53-1134Б (10 торпед)

Авиагруппа:
1х вертолет Ка-25ПЛ

«Большие противолодочные корабли проекта 1134Б. История создания, характеристики и внутреннее устройство»

Характеристики даны усредненные для всей серии 1134Б «Беркут-Б»

Модернизация БПК «Маршал Шапошников»

С 11.02.2016 г. БПК «Маршал Шапошников» находится на модернизации в ОАО «Центр судоремонта Дальзавод» (Владивосток). Согласно опубликованному плану закупок «Дальзавода» на 2017 год, для модернизации корабля проекта 1155 закуплено:

  • поз. 601-ЕП: УВПУ 3С-14-1155, 2 шт., поставщик — АО «КБСМ», г. Санкт-Петербург (пусковые установки комплекса «Калибр»);
  • поз. 570-ЕП: Изделие 3Р-14Н-1155, 1 шт., поставщик — АО «Концерн «Моринсис-Агат», г. Москва (система управления стрельбой комплекса «Калибр»);
  • поз. 432-ЗЦ: АПК ИПЭ-1155 (аппаратно-программный комплекс информационной поддержки эксплуатации);
  • поз. 431-ЗЦ: СИП БЖ 1155—114 (система информационной поддержки борьбы за живучесть);
  • поз. 596-ЕП: КАСУ 3Р-60У, поставшик — АО «Концерн «Гранит-Электрон», г. Санкт-Петербург (аппаратура системы управления ПКРК «Уран»);
  • поз. 576-ЕП: Изделие «Пурга-115», поставыщик — АО «Концерн «Гранит-Электрон», г. Санкт-Петербург (система управления торпедной и бомбовой стрельбой противолодочного оружия).

Также планируются работы:

  • поз. 147-ЗЦ, 395-ЕП: Восстановление стеклопластиковой части обтекателя ГАК МГК-355 (ГАК «Полином»);
  • поз. 418-ЗЦ: Средний ремонт газотурбинных двигателей ДО63 (маршевые двигатели);
  • поз. 417-ЗЦ: Средний ремонт газотурбинных двигателей ДТ59 (форсажные двигатели);

Таким образом, в результате модернизации на корабле планируется установить 8 ПКР «Уран» и комплекс «Калибр» с УВП на 16 ячеек.

10 июля 2020 года «Маршал Шапошников» вышел в Японское море для проведения заводских ходовых испытаний. На корабле проведён ремонт донно-забортной арматуры и корпусных конструкций, смонтировано новое оборудование. Демонтированы и вновь изготовлены более 20 % надстройки корабля. Частично заменены магистральные кабельные трассы. Установлены комплексы ударного ракетного оружия «Калибр-НК» и «Уран», смонтирована новая артиллерийская установка. После проверки в море работы главной энергетической установки корабль вернётся к причалу «Дальзавода». Возврат корабля в состав флота изначально планировался на конец 2020 года, однако по факту произошёл лишь в конце апреля 2021 года.

В результате модернизации установлены:

  • Вместо носовой 100-мм артиллерийской установки АК-100 — новая 100-мм АУ А-190-01 в стелс-исполнении.
  • Вместо второй башни АК-100 — два модуля УВП 3С14 комплекса «Калибр-НК» по 8 ячеек каждый (всего 16 ячеек). УВП позволяет применять ПКР 3М54, крылатые ракеты средней дальности 3М14, ПКР «Оникс», ПКР 3К22 «Циркон» и ПЛУР 91РТ.
  • Вместо двух пусковых установок противолодочных ракет «Раструб» — две ПУ 3С24 комплекса «Уран» по 4 контейнера для ПКР каждая.
  • На топе фок-мачты, где у БПК проекта 1155 расположена РЛС обнаружения низколетящих целей МР-350 «Подкат» (на «Маршале Шапошникове» отсутствовала) — РЛС общего обнаружения 5П-30Н2 «Фрегат-Н2».
  • СУО корабельной артиллерии МР-123-02/3 «Багира»;
  • Комплекс РЭБ ТК-25-2;
  • Комплекс связи Р-779-28.

Начало беды

С самого утра на главном командном пункте (ГКП) Черноморского флота было многолюдно — присутствующее почти в полном составе флотское начальство хотело «держать руку на пульсе». «Отважный» первым приступил к выполнению учебной задачи

В 9:57 на ГКП поступил доклад, что на «Отважном» приготовились к стрельбе. Заместитель командующего ЧФ адмирал Самойлов удовлетворенно кивнул

Теперь следовало ждать сообщений об обнаружении «Отважным» радиоуправляемой мишени и последующих результатах ракетного залпа. Но время шло, а новых докладов не поступало. В 10:05 радисты штаба приняли сообщение, повергшее в шок командование флота: «На «Отважном» взрыв и пожар». Что же произошло в море? Доложив на берег о готовности к началу учений, командир «Отважного» капитан 2-го ранга Винник с согласия стоявшего рядом начальника штаба ЧФ контр-адмирала Саакяна приказал занести соответствующую запись в вахтенный журнал. Но едва находившийся на мостике вахтенный офицер потянулся к журналу, как БПК слегка встряхнуло. Корабельный хронометр показывал 9:58. Через мгновенье в корме корабля раздался оглушительный хлопок, за ним ещё один и ещё… Затем корабль подбросило, как от мощного пинка, и из-под ставшей дыбом кормовой палубы в небо взвился огненный столб.

Оценка проекта

Сравнительные ТТХ крейсеров с управляемым ракетным оружием постройки середины 1960-х — 1970-х годов
Характеристики «Белкнап» «Тракстан» «Калифорния» «Вирджиния» «Витторио Венето» «Каунти» «Бристоль»
Число кораблей в серии 9 1 2 4 1 8 1
Водоизмещение, стандартное/полное, т 6570/7 890 или 7930 8200/8 927 или 9200 — /10 150 — /11 000 7500 или 8000/8 850 5200/6200 или 6 800 5650/6750 или 7700
Главные размерения, м (наибольшие) 166,7×16,7×8,7 171,9×17,7×9,4 181,7×18,6×6,3 178,3×19,2×6,4 179,6×19,4×5,2 158,7×16,5×6,1 154,5×16,8×6,9
Энергетическая установка Паротурбинная,85 000 л. с. Ядерная,60 000 л. с. Ядерная,60 000 л. с. Ядерная,60 000 л. с. Паротурбинная,73 000 л. с. Паро/газотурбинная, 30 000 +30 000 л. с. Паро/газотурбинная, 30 000 +44 000 л. с.
Максимальная скорость, узлов 34 30 30 30 32 30 30-32
Дальность плавания (в морских милях) на скорости, узлов 8000/20 400 000/20 Практически не ограничена Практически не ограничена 6000/20 3500/28 5000/18
Ракетное вооружение, количество пусковых установок × количество направляющих (число ракет) ЗРК Terrier/ПЛРК ASROC — 1×2 (40/20) ЗРК Terrier/ПЛРК ASROC — 1×2 (40/20) ЗРК Tartar — 1×2 (40 Standart MR), ПЛРК ASROC — 1х8 (24) ЗРК Tartar/ПЛРК ASROC — 2×2 (66 Standart MR и ASROC) ЗРК Terrier/ ПЛРК ASROC — 1×2 (40/20) ЗРК Sea slug — 1×2 (30), ЗРК Seacat — 2х4 (32) ЗРК Sea Dart — 1×2 (40), ПЛРК Ikara — 1х1 (32)
Артиллерийское вооружение 1х1 — 127-мм/54, 2х1 — 76-мм/50 1х1 — 127-мм/54, 2х1 — 76-мм/50 2х1 — 127-мм/54 2х1 — 127-мм/54 8х1 — 76-мм/62 2х2 — 114-мм/45, 2 х1 — 20-мм 1х1 — 114-мм/55
Торпедное вооружение 2х2 — 533-мм ТА, 2х3 — 324-мм ТА 2х2 — 533-мм ТА, 2х3 — 324-мм ТА 2х3 — 324-мм ТА 2х3 — 324-мм ТА 2х3 — 324-мм ТА Нет Нет, имеется бомбомёт Limbo
Авиационное вооружение Нет Нет Только ВПП 1 вертолёт 6-9 вертолётов 1 вертолёт Нет
Экипаж 388 — 395 479 — 490) 533 — 550 519 550 440 — 471 407 — 433
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.