Оглавление
- Конструкция
- Современная жизнь сторожевиков проекта 11540
- Управление
- Примечания[ | ]
- Система береговой охраны существует
- Привет Германия, проект 22460 будет с китайскими дизелями!
- Сторожевой пограничный корабль «Аметист» проекта 22460
- Особенности
- История строительства[ | ]
- Вторая мировая война [ править ]
- История[ | ]
- Вооружение
- Патрульный корабль проекта 22460Э (Россия)
- См. также[ | ]
- Старшие братья
- История создания и конструкция
- Старшие братья
Конструкция
Корпус
Строящийся «Коралл» на Восточной верфи 09.09.2014
Корабли проекта 22460 отличаются от своих предшественников не столько вооружением, сколько кораблестроительными качествами, говорил в 2008 году Генеральный директор Северного ПКБ Владимир Спиридопуло. Так, корабль сможет нести службу при волнении моря в 6 баллов, при этом свободно маневрировать. У них новая форма корпуса и повышенная мореходность — скорость на спокойной воде до 28 узлов. Внешние обводы корабля разработаны с применением элементов стелс-технологии. В кормовой части судна имеется слип для спуска быстроходного катера жестко-надувного типа или другого оборудования. ПСКР проекта 22460 оборудуются опреснительной установкой. Для улучшения обитаемости есть сауна и небольшой бассейн. Судно соответствует классу РРР РФ «О 2.0» (лёд 20 см).
Вооружение
- 1 × 6 × 30 мм АУ АК-630
- 8 х ПЗРК «Игла», «Верба»
- 2 х МТПУ 14,5 мм
- 2 × 1 × 12,7 мм пулемет «Корд»
Также возможно размещение пусковых установок ПКР Х-35У «Уран» и артустановок А-220М.
В кормовой части корабля смонтирована взлетно-посадочная площадка, которая может быть оборудована складным палубным ангаром-убежищем для одного легкого вертолёта Ка-226 или «Ансат». Также на кораблях получат прописку БПЛА Gorizont G-Air S-100.
Современная жизнь сторожевиков проекта 11540
В нынешних условиях сторожевые корабли типа «Ястреб» представляют собой единичный случай. Вместо массового выпуска, флот увидел только два готовых корабля. Первенец серии СКР «Неустрашимый» сегодня стоит на ремонте. Введение в строй запланировано на конец 2020-начало 2020 года.
Последующая постройка кораблей типа «Ястреб» признана нецелесообразной, ввиду появления новых технических и новаторских тенденций в развития флота. Сегодня делается ставка на строительство другого класса кораблей – корветов. Новые суда имеют меньшие размеры, однако по технической оснащенности и совершенству навигационного оборудования призваны решать больший круг боевых задач.
Управление
Управляемость судна находится на весьма высоком уровне. Диаметр циркуляции на полном ходу составляет 4,5 длины корабля. На разворот в 360 градусов ему достаточно минуты. При развороте используется подруливающее устройство. При скорости до 5 узлов (на малых ходах) судно управляется с помощью специального джойстика. Важным параметром является возможность удерживания корабля в одной точке. Это очень удобно при спасательных и досмотровых операциях.
Еще одним весомым достоинством кораблей «Рубин» стал их класс автоматизации. Благодаря современной мостиковой системе ТРИМС разработчикам удалось довести уровень автоматизации до класса А1. Это позволило сократить численность экипажа, несущего вахту в сторожевой рубке, до трех человек. При этом они смогут управлять всеми системами и механизмами судна. Конечно же, каждый из членов экипажа должен быть профессионалом.
Примечания[ | ]
- ↑ 12345 СКР пр. 11540 на russian-ships.info
- Корпуса недостроенных «Тумана» и «Бородино» будут утилизированы — ВПК.name
- Американский командующий учениями Baltops-2006 высоко оценил действия российских моряков. 22.06.2006 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 29 июня 2014. Архивировано 10 февраля 2010 года.
- Два боевых корабля Балтийского флота «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый» будут перебазированы в 2011 году на Черноморский флот
- Оружие России: Сторожевой корабль Ярослав Мудрый 13 июня 2012.
- Корабли межфлотской группировки ВМФ России взяли курс на Сирию
- Паломники на Афоне 9 мая 2013.
- ↑ 12 Сторожевому кораблю «Неустрашимый» Балтийского флота исполнился 21 год. 24.1.2014
- МЧС: Пожар на сторожевике «Неустрашимый» тушили два часа
- Ремонт СКР «Неустрашимый» завершат в 2020 году (неопр.) .
- Два корабля ВМФ России разрежут на металлолом в Калининграде (неопр.) (недоступная ссылка). Новости Mail.Ru. Дата обращения 16 апреля 2016. Архивировано 12 апреля 2020 года.
Система береговой охраны существует
В настоящее время, с учетом концепции охраны государственной границы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа при тесном взаимодействии с таможенными органами, предлагается широкий спектр быстроходных кораблей и катеров, представляющих по существу систему кораблей и катеров береговой охраны водоизмещением от 10 до 2000 тонн.
Условно все корабли и катера, входящие в эту систему, могут быть разбиты на три группы. Первая группа – скоростные патрульные катера водоизмещением от 10 до 120 тонн для действий «по вызову» и несения дежурной службы в территориальных водах (сегодня это патрульные катера типа «Мангуст» проекта 12150, «Соболь» проекта 12200 и «Мираж» проекта 14310). Вторая группа – малые корабли типа «Светляк» проекта 10410 и его модификации, предназначенные для охраны закрытых морей и дальней прибрежной зоны (ПСКР типа «Спрут» проекта 6457С, типа «Рубин» проекта 22460 и типа «Пурга» проекта 22120). Третью группу представляют корабли открытого моря, водоизмещение таких кораблей – около 1600–1800 тонн.
Катера, обеспечивающие скорости хода около 50 узлов (проекты 10410, 12150, 12200, 14310, а также 20910 «Чилим»), позволяют по-новому строить систему патрулирования границы.
В настоящее время выполняется программа по развитию флота Пограничной службы ФСБ, корабли первой и второй групп постоянно поступают на вооружение морских пограничных частей. Ведутся работы и по кораблям открытого моря. Судя по годовому отчету ОАО «Северная верфь» за прошлый год, продолжаются в том числе проектные работы по сторожевому кораблю 1-го ранга для охраны исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ проекта 22100 (шифр «Океан»), который предполагалось строить на этом судостроительном заводе. Сегодня альтернативы пограничным сторожевым кораблям 1-го ранга проекта 11351 («Воровский», «Дзержинский») нет, но и они не устраивают морских пограничников в полной мере. Хотя бы потому, что не являются кораблями ледового класса. Задачи по разработке проекта кардинально нового ПСКР поставили перед ЦМКБ «Алмаз». Соответствующие предложения были направлены проектантом Северо-Восточному пограничному управлению береговой охраны ФСБ России.
В соответствии с эскизным проектом новый ПСКР, закладка которого запланирована на начало 2012 года, будет способен нести службу в автономном режиме в течение 60 суток. Современная энергетическая установка позволит увеличить дальность плавания корабля по сравнению с ПСКР 1135-го проекта в несколько раз. Кроме того, согласно проекту ПСКР сможет нести службу и в арктических широтах, преодолевая площади крупнобитого льда.
Еще один положительный момент – закрытые бак и корма корабля, благодаря чему новый ПСКР избежит обледенения. Будут предусмотрены катера, способные опускаться на воду и подниматься на борт даже во время движения корабля-носителя. Вооружение – соответственно характеру выполняемых задач. На борту будет находиться вертолет.
Особое внимание уделено созданию благоприятных бытовых условий для экипажа корабля и приписного состава. Отмечается, что каюты нового ПСКР, в каждой из которых предусмотрен санузел, рассчитаны на двух человек
Круглосуточно в течение всей службы благодаря двум опреснителям будет подаваться горячая и холодная вода. Бытовые и служебные помещения рассчитаны на комфортное несение службы.
Планируется, что головной пограничный сторожевой корабль нового проекта выйдет в море уже в 2015 году.
В то же время Северное ПКБ разрабатывает патрульный корабль открытого моря проекта 22160 водоизмещением 1300 тонн с энергетической установкой ДГТУ типа CODAG мощностью 25 000 киловатт. Еще в 2010 году Минпромторгом РФ был выбран головной исполнитель внешнеторгового контракта на поставку патрульного судна проекта 22160 для Малайзии.
А как будет изменяться корабельный состав морских частей Погранслужбы ФСБ России, покажет будущее. Пока просматриваются положительные тенденции.
Александр Карпенко,инженер
Привет Германия, проект 22460 будет с китайскими дизелями!
Для размышления и в продолжение темы, статья с «Национальной обороны» (завязка статьи с «Мистралями» уже неактуальна, но дальнейшие размышления не лишены здравого смысла) Купим у китайцев? А почему нет?
Сегодня, когда не утихают страсти по поводу строящихся для России во Франции десантно-вертолетных кораблей-доков (ДВКД) типа «Мистраль» («поставят или не поставят?»), поднимать вопрос об импорте военно-морской техники для ВМФ РФ кажется так же неуместным, как говорить о веревке в доме повешенного. И все-таки эта тема, на наш взгляд, актуальна как никогда. Взять те же «мистрали», которые должны пополнить, если все сложится благополучно, Тихоокеанский флот (ТОФ). Первый из них – «Владивосток» – планируется перевести к месту постоянного базирования к концу следующего года, второй – «Севастополь» – годом позже. А кто будет эскортировать российские «мистрали»? Надводные силы России на огромном дальневосточном океанском театре чрезвычайно скудны. В строю – ракетный крейсер «Варяг» и четыре больших противолодочных корабля проекта 1155. Все они построены еще в советские времена и интенсивно эксплуатируются. Их часто можно увидеть не только в Японском, Охотском и других примыкающим к нашим берегам морях, но и у Африканского Рога, где они защищают гражданские суда от набегов пиратов, а также в Средиземном море в миссиях группировки ВМФ РФ. От трех эскадренных миноносцев ТОФ проекта 956, относящихся к кораблям основных классов, проку немного. И не только потому, что предназначены они прежде всего для выполнения ударных, а не эскортных и противолодочных задач. Два из них бесконечно долго ремонтируются. Третий – «Быстрый» – в мае этого года принял участие в российско-китайских учениях «Морское взаимодействие-2014». Но отпускать его дальше Восточно-Китайского моря командование, судя по всему, не рискует. Уж очень ненадежная у кораблей этого типа котлотурбинная энергетическая установка. Какой уж тут эскорт, когда самим 956-м эсминцам требуется постоянное сопровождение буксиров. Так, на всякий случай. А ведь на каждый «Мистраль» нужна охрана из двух-трех, а в идеале – из четырех сторожевых кораблей, желательно класса «фрегат». Но еще раньше французских ДВКД на Камчатку придут два ракетных подводных крейсера стратегического назначения проекта 955: «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Их появление ожидается в конце этого или начале будущего года. Базы этих РПКСН нуждаются в постоянном и надежном прикрытии на дальних подступах к ним надводными кораблями, подводными лодками и авиацией. Надводные корабли необходимы и для безопасного развертывания стратегических субмарин.
Сторожевой пограничный корабль «Аметист» проекта 22460
ПСКр «Аметист» проекта 22460 | ПСКр «Аметист» проекта 22460 перед спуском на воду | ПСКр «Аметист» проекта 22460 выкатка из эллинга |
Сторожевой пограничный корабль «Аметист» проекта 22460, заводской номер 505, является пятым кораблем, который строится на ОАО «Судостроительная для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России. Головным кораблем является ПСКр «Рубин», вторым «Бриллиант» (июль 2012 год), третьим «Жемчуг» (сентябрь 2012 года), четвертым «Изумруд» (июнь 2014 года).
ПСКр проекта 22460 предназначены для охраны государственной границы, территориальных вод, континентального шельфа, для проведения аварийно-спасательных работ, а также для осуществления экологического контроля и ликвидации последствий природных бедствий. Наряду с охраной границы в задачу кораблей этого класса все чаще входят операции по борьбе с терроризмом и морским пиратством.
Одной из основных особенностей кораблей данного проекта является наличие на борту взлетно-посадочной площадки для легкого вертолета, а также наличие в кормовой части корабля наклонного слипа, на котором установлен быстроходный катер жестко-надувного типа, предназначенный, например, для быстрой доставки досмотровой партии на судно-нарушитель.
Корабли проекта 22460 могут работать в молодом и битом льду толщиной до 20 сантиметров.
Основные характеристики корабля проекта 22460: Водоизмещение стандартное 630 тонн. Длина наибольшая 62,5 метра, ширина наибольшая 12 метров. Максимальная скорость хода до 30 узлов, крейсерская 21 узел, экономическая 12 узлов. Дальность плавания 3500 миль при 12 узлах. Автономность плавания 60 суток. Экипаж составляет 24 человека.
Двигатели: Дизельные двигатели.
Вооружение:
Артиллерия: 1 × 30-мм АУ АК-630, 2 × 12,7-мм пулемёт Корд.
Ракетное вооружение: Возможность установки ПКР Уран-У, с ракетой Х-35У (до 260 км).
Авиационная группа: 1 вертолёт Ка-226 или БПЛА Gorizont G-Air S-100, складной палубный ангар-убежище.
24 марта 2014 года был спущен на воду и поставлен у причальной стенки завода, где проходил дальнейшие этапы достройки.
03 октября 2014 года передан Пограничной службе ФСБ России на год раньше установленного контрактом срока. В этот же день на судне состоялась церемония поднятия флага. Принят в состав Черноморско — Азовского погрануправления ПС ФСБ РФ и будет служить по охране морских рубежей в районе Крыма.
Российский институт радионавигации и времени (ОАО «РИРВ») произвел пуско-наладочные работы приемоиндикационного радионавигатора «ИНТЕГРАЦИЯ» на борту корабля.
По сообщению от 28 мая 2020 года в ближайшее время будет передан крымским пограничникам. По сообщению от 30 июня прибыл на вооружение крымских пограничников. База службы корабля располагается в Балаклаве под Севастополем. После приемочных испытаний через месяц он выйдет на охрану государственной границы. 15 декабря был направлен для защиты буровых установок «Черноморнефтегаза» на шельфе Черного моря от кораблей пограничной службы Украины.
Бортовой номер: 50 5(с 2014 года), 055 (с 2020 года), 355 (с 2016 года).
04 апреля 2020 года на траверзе мыса Тарханкут полуострова Крым было обнаружено украинское рыболовецкое судно «Рыбак Херсона», которое углубилось в территориальные воды Российской Федерации на 0,5 мили в ходе промысла водных биологических ресурсов.
03 мая 2020 года задержал украинское рыболовецкое судно «ЯМК-0041» (порт приписки – город Очаков, Украина) за незаконный промысел западнее мыса Тарханкут в акватории Черного моря.
Особенности
Основная отличительная черта судна «Рубин» – наличие взлетно-посадочной площадки для нетяжелого вертолета. Для него же на судне может быть оборудован ангар. Удивительно, что все это помещается на корабле водоизмещением до 700 тонн. К примеру, аналогичное по водоизмещению шведское судно Visby, долгое время считавшееся самым малым боевым судном, может похвастаться только наличием на борту вертолета, без ангара.
Важнейшей особенностью корабля является то, что в его кормовой части находится наклонный слип, на который можно установить быстроходный надутый катер. Такие катера применяются, например, для доставки досмотрщиков на судно, нарушившее те или иные правила. 2 катера и вертолет на борту в значительной мере расширяют возможности судна.
Сторожевой корабль проекта 22460 отличается также высоким уровнем модернизационного ресурса. Благодаря применению технологий трехмерного моделирования на всех стадиях проектирования, разработчикам удалось максимально рационально разместить механизмы и системы в корпусе. Это обеспечивает высокую ремонтопригодность и возможность быстрой модернизации. Судно «Проект 22460» выглядит очень современно. В его внешнем виде воплощены технологии stealth. Заметность во всех диапазонах излучения минимальна, как и уровень физических полей.
Конструкторы учли, что судно будет эксплуатироваться в разных климатических условиях. Максимум, на что оно способно, – работа в битом льду толщиной не более 200 мм.
История строительства[ | ]
Строительство кораблей ведётся на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького. Церемония закладки головного сторожевого корабля проекта 22100 (заводской № 111) состоялась 30 мая 2012 года. В 2014 году на «БИЗНЕС Online»
появилась информация, что зеленодольский завод им. Горького получил заказ на пять кораблей этого проекта.
В апреле 2020 года был согласован контракт на строительство двух кораблей проекта. Стоимость каждого корабля составила 8,66 млрд руб. (заводской № 112 и заводской № 113). Их закладка прошла 15 июля 2020 года.
Планируется, что после создания конструкторской и прочей документации строительство кораблей серии будет производиться быстрее, чем головного.
Вторая мировая война [ править ]
Во время Второй мировой войны , аметист был развернут в основном на противолодочных патрулей и обязанности сопровождения. Она атаковала и потопила подводную лодку U-1276 с помощью глубинных бомб 20 февраля 1945 года. U-1276 только что потопила корвет HMS Vervain , класса Flower . Действие произошло в Северной Атлантике, к югу от Уотерфорда , и привело к потере всего 49 членов экипажа подводной лодки.
Во время войны Аметист приписал, наряду с Шлюпами Старлинга , Павлин , Харт , и фрегатом Лох Craggie , с замиранием в немецкой подводной лодке U-482 в Северном канале 16 января 1945 года Британского Адмиралтейства снял этот кредит в пост- переоценка войны.
История[ | ]
Патрульный катер проекта 12200 «Соболь» разработан в Санкт-Петербургском Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз».
Головной патрульный катер проекта 12200 (заводской № 200) был построен в 2006 году на СФ «Алмаз» (Санкт-Петербург) и сдан на год в опытную эксплуатацию Береговой охране России. По результатам его испытаний было принято решение о запуске «Соболя» в серию из 30 единиц.
В 2008 году был построен первый серийный катер данного проекта (заводской № 201).
В течение 2009 года построено шесть единиц: заводские № 202-207.
В 2010 году были спущены на воду два катера проекта: заводские № 208 и 209. В этом же году было заложено ещё пять катеров: три на СФ «Алмаз» — № 210-212 и два на «Восточной верфи» Владивостоке.
Два катера были проданы Туркмении на Каспийское море.
В конце 2014 года, пограничное управление ФСБ России по Республике Крым в Балаклаве, получило катер проекта 12200 «Соболь» под номером 217.
В 2020 году два катера были переданы Сахалинскому управлению пограничной охраны, ещё два будут доставлен в июле 2020 года.
Вооружение
На полубаке фрегатов размещена артиллерийская установка АК-100 калибра 100 мм. Артсистема имеет высокую (до 60 выстрелов в минуту) скорострельность и наводится по радару. Установка универсальная, для поражения воздушных целей используются снаряды с радиовзрывателями.
Комплекс позволяет производить пуски по 4 целям одновременно. Вспомогательное средство ПВО – 2 ракетно-пушечные установки «Кортик», находящиеся на корме. Каждая установка включает в себя 30 мм пушку АО-18 и 2 контейнера с 4 ракетами, аналогичными использованным на самоходке «Тунгуска».
Для борьбы с подводными целями сторожевики проекта 11540 получили, во-первых, ракето-торпеды «Водопад», запускаемые из штатных трубных торпедных аппаратов. Во-вторых, бомбомёты РБУ-6000, способные не только поражать бомбами субмарины, но и «перехватывать» угрожающие кораблю торпеды. Наконец, противолодочные задачи решает базирующийся на корабле вертолёт Ка-27.
А вот с главным противокорабельным оружием «Ястребам» не повезло. По замыслу, им должны были стать ракеты «Уран», разработанные на базе авиационных ПКР Х-35. Однако «Неустрашимый» их так и не получил. Второй фрегат – «Ярослав Мудрый» — оснастили пусковыми контейнерами вдоль бортов только в 2014 году.
На грот-мачте кораблей расположена антенна радара МР-755 с двумя фазированными решёткам. РЛС зенитного комплекса МР-352 использует антенну, установленную на фок-мачте. Сторожвики оснащены спутниковой навигацией и боевой информационно-управляющей системой «Трон».
Патрульный корабль проекта 22460Э (Россия)
Патрульный корабль проекта 22460Э спроектирован на базе существующего пограничного корабля проекта 22460 класса «Рубин». Корабль проекта 22460Э предназначен для охраны государственной границы, территориальных вод, континентального шельфа, для проведения аварийно-спасательных работ, а также для осуществления экологического контроля и ликвидации последствий природных бедствий. Наряду с охраной государственной границы задачей корабля такого класса является борьба с терроризмом и морским пиратством.
Патрульные корабли проекта 22460Э обладают высоким экспортным потенциалом за счет сбалансированного состава вооружения и технических средств, а также большого объема инновационных технологий, применяемых в процессе строительства. На борту кораблей имеется взлетно-посадочная площадка для легкого вертолета, в кормовой части расположен многофункциональный ангар, предназначенный для размещения различных спецсредств и оборудования, с наклонным слипом для установки быстроходного жестко-надувного катера. В состав вооружения входят 57-мм артиллерийская установка А-220М или 30-мм автоматическая шестиствольная артиллерийская установка АК-630М и две 14,5-мм морских тумбовых пулеметных установки.
Внешний облик кораблей проекта 22460Э проработан с учетом технологии «стелс». Корабли имеют высокий модернизационный ресурс: в случае необходимости состав ударного и противолодочного вооружения может быть существенно расширен. Применение технологий электронного 3D-моделирования начиная с самых ранних стадий проектирования обеспечивает рациональное размещение механизмов и систем в корпусе, а также высокую ремонтопригодность кораблей. Одной из основных особенностей этих кораблей является наличие на борту взлетно-посадочной площадки для легкого вертолета или беспилотного летательного аппарата вертолетной схемы (БЛА), для которых может быть оборудован ангар-убежище. Примечательно, что и ангар, и хранилище авиационного топлива на 8 тонн удалось разместить на кораблях водоизмещением всего около 700 тонн.
Еще одной важной особенностью рассматриваемых кораблей является наличие в их кормовой части наклонного слипа и многофункционального ангара. На слипе размещается быстроходный жестко-надувной катер
Ангар предназначен для размещения разнообразного оборудования — спасательного, водолазного, для мониторинга и защиты окружающей среды и т.п. Весьма важным моментом является высокий класс автоматизации кораблей: вахту в ходовой рубке несут от двух до пяти членов экипажа (в зависимости от режима), которые осуществляют управление всеми системами и механизмами корабля.
Патрульные корабли рассматриваемого проекта способны выполнять задачи в самых разных районах Мирового океана — предусмотрено даже их плавание в молодом и битом льду толщиной до 20 см
Конструкторы Северного ПКБ учли и особенности службы этих кораблей в шхерных районах, в условиях ограниченной видимости (преимущественно в штормовую погоду), уделив особое внимание ходовым и маневренным качествам.#вмфсссрроссииснг
См. также[ | ]
- Скоростные патрульные катера проекта 12150 «Мангуст»
- Пограничные сторожевые корабли проекта 10410 «Светляк»
- Патрульные корабли проекта 22460 «Охотник»
- Пограничные патрульные корабли проекта 6457С типа «Спрут»
- Патрульные суда ледового класса проекта 22120 «Пурга»
- Пограничные сторожевые корабли проекта 22100 «Океан»
- Патрульные корабли проекта 22160 типа «Василий Быков»
Для улучшения этой статьи желательно:
Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником. |
Старшие братья
Суда, созданные «Северным ПКБ», уже давно зарекомендовали себя с положительной стороны среди российских пограничников. Еще в 1983 году в состав ПВ КГБ СССР вошел первый ПСКР проекта 11351 (шифр «Нерей»). Эта серия суден предназначалась для охраны экономической зоны протяжностью в 200 миль, на базе головного корабля проекта 1135. Благодаря отказу от противолодочного РК конструкторы смогли разместить на палубе ангар, в котором постоянно базировался поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС. Вообще, суда проекта 11351 вышли весьма удачными: высокая мореходность, сильное вооружение, работоспособность едва ли не в любых условиях. Корабли проекта 22460 «Охотник» будут охранять прежде всего территориальные воды РФ.
История создания и конструкция
Одними из самых многочисленных океанских кораблей в советском военно-морском флоте были сторожевики проекта 1135. Этот тип фрегата был разработан ещё в 60-е годы, а с 1970 года было построено более 40 кораблей. Разумеется, командование предвидело необходимость разработки новых сторожевиков. Проект 1135 разрабатывался под уже устаревшие образцы вооружения, как правило – более тяжёлые и громоздкие чем новейшие. Не было на СКР и вертолётной площадки.
Первые варианты проекта будущего «Ястреба» прорабатывались уже в 1975 году. Шесть лет спустя постройка сторожевиков проекта 11540 была включена в очередной пятилетний план. Первоначально ожидалось, что головной корабль вступит в строй в 1986 году, но постоянная доработка проекта привела к тому, что в 1987 году удалось только приступить к закладке. Строить «Ястребы» должны были в Калининграде.
Первоначальный проект предполагал использовать в конструкции лёгкие сплавы, но анализ войны на Фолклендах привёл к отказу от такого решения.
Традиционно в советском флоте для снижения радиолокационной заметности применяли надстройки со скошенными гранями и наклонёнными поверхностями. На «Ястребах» ради максимального использования внутренних объёмов от такого решения отказались, но надстройки получили характерные изломы в виде гофра.
Силовая установка состоит из 2 маршевых газовых турбин М-70 и 2 форсажных М-90. Каждая пара турбин в нормальных условиях вращает один вал из двух, но в принципе каждый двигатель имеет возможность работать на два вала. В случае выхода из строя турбин системы корабля обеспечивают электричеством 2 дизель-генератора. Для улучшения мореходности и обитаемости «Ястребы» имеют успокоители качки и бортовые кили. При этом максимально плотная компоновка всё-таки привела к тесноте в жилых помещениях.
Старшие братья
Суда, созданные «Северным ПКБ», уже давно зарекомендовали себя с положительной стороны среди российских пограничников. Еще в 1983 году в состав ПВ КГБ СССР вошел первый ПСКР проекта 11351 (шифр «Нерей»). Эта серия суден предназначалась для охраны экономической зоны протяжностью в 200 миль, на базе головного корабля проекта 1135. Благодаря отказу от противолодочного РК конструкторы смогли разместить на палубе ангар, в котором постоянно базировался поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС. Вообще, суда проекта 11351 вышли весьма удачными: высокая мореходность, сильное вооружение, работоспособность едва ли не в любых условиях. Корабли проекта 22460 «Охотник» будут охранять прежде всего территориальные воды РФ.

Эта тема закрыта для публикации ответов.