Оглавление
Конструкция
Корабль проекта 11661Э (Гепард 3.9) для ВМС Вьетнама (зав. № 954) у стенки Кронштадтского морского ордена Ленина завода (КМОЛЗ)
Корпус и надстройка
Корабль имеет традиционную гладкопалубную архитектуру с 10 водонепроницаемыми отсеками. Надстройка корабля изготовлена из алюминиево-магниевых сплавов для обеспечения малой заметности (так называемой стелс-технологии).
Вооружение
Корабли имеют мощное ракетное, зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение. Основное оружие кораблей проекта 11661Э и РК «Татарстан» — противокорабельный ракетный комплекс «Уран» («Уран-Э») с крылатыми ракетами Х-35(Э), имеющий дальность стрельбы до 130 км (до 260 км для «Уран-У» с ракетами Х-35У). Корабль проекта 11661К, «Дагестан», является первым кораблём ВМФ России, вооружённым универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК», в составе которого может применяться несколько типов высокоточных крылатых ракет, способных наносить удары по надводным, подводным и береговым целям на удалении до 300 км.
Артиллерийское вооружение включает носовую 76,2мм артиллерийскую установку АК-176М (боезапас — 152 выстрела) и две 30мм автоматизированные артиллерийские установки АК-630М с боезапасом 2000+1000 выстрелов каждая, что обеспечивает борьбу с морскими, наземными и воздушными целями. На РК «Дагестан» также установлены две 14,5мм морские тумбовые пулемётные установки (МТПУ).
Для противовоздушной обороны на кораблях проектов 11660 и 11661, а также на РК «Татарстан» используется зенитный ракетный комплекс «Оса-МА-2» с боезапасом 20 ракет. На РК «Дагестан» вместо ЗРК Оса-МА-2 и двух АК-630 установлен ЗРАК «Палаш»), а на кораблях пр. 11661Э на полубаке устанавливается его экспортная модификация — «Пальма», при этом обе АК-630 устанавливаются в кормовой части надстройки побортно.
В качестве противолодочного вооружения на кораблях пр. 11660 и 11661 были предусмотрены два двухтрубных 533 мм торпедных аппарата. На кораблях проекта 11661Э в качестве противолодочного и противоторпедного вооружения используется одна реактивная бомбомётная установка РБУ-6000. Возможно оснащение кораблей другими вариантами вооружения, в том числе и противолодочным вертолётом корабельного базирования Ка-27.
Радиотехническое вооружение
РК «Татарстан» на параде в честь Дня ВМФ в Астрахани, 2012 год В разное время корабли оснащались различными радиолокационными и радиоэлектронными средствами. Так, на корабли устанавливался радиолокационный комплекс 34К1 «Монолит», радиолокационная станция общего обнаружения МР-352 «Позитив», навигационная РЛС МР-212 «Вайгач», система управления огнём артиллерии МР-123 «Вымпел» и ГАС «Зарница». На РК «Татарстан» установлена противодиверсионная ОГАС МГ-757 «Анапа-М». Для управления стрельбой РБУ на кораблях проектов 11660 и 11661 применялась ПУСБ «Буря», на кораблях проекта 11661Э применяется ПУС «Пурга-МЭ». Комплекс РЭБ состоял из двух пусковых установок КЛ-101 системы РЭП ПК-16 либо из четырёх ПУ КТ-216 комплекса ПК-10 «Смелый».
На РК «Дагестан» РЛК «Монолит» был заменён на «Минерал-М», а РЛС общего обнаружения на «Позитив-М1». Также установлен гидроакустический комплекс (ГАК) типа МГК-335, система РЭБ ТК-25 и БИУС «Сигма». Корабли проекта 11661Э оснащены аналогичным, установленным на РК «Дагестан», оборудованием в экспортном исполнении с некоторыми отличиями по характеристикам.
В ходе модернизации на РК «Татарстан» установлена новая радиолокационная станция «Галс», которая позволяет значительно повысить характеристики и боевые возможности радиотехнических средств по обнаружению воздушных и надводных целей. Кроме того, на этом корабле заменены на современное оборудование системы обнаружения целей и слежения за надводной обстановкой, системы постановки помех, средства радиоэлектронной борьбы.
Энергетическая установка
Главная энергетическая установка двухвальная, типа CODOG. Среднеоборотный дизель типа 61Д мощностью 8000 л.с. через сложный редуктор обеспечивает все крейсерские режимы, а две газовые турбины суммарной мощностью 29000 л.с. (по одной на каждый вал) обеспечивают полный ход корабля до 28 узлов. Электроэнергетическая установка включает три дизель-генератора по 600 кВт каждый.
Проект 22460, шифр «Охотник»
Пограничные корабли
Перечень всех типов и проектов
·Все фотографии судов этого проектаПограничный сторожевой корабльПроектант: Северное ПКБСудостроительное предприятие: ОАО «Судостроительная и ОАО «Восточная верфь»Технические характеристики: Длина: 62,5 м; Ширина: 11 м; Водоизмещение: 620 т; Осадка: 2,7 м; Скорость полного хода: 25 узлов; Дальность плавания: 3500 миль; Автономность: 30 суток; Силовая установка: 4*3860 л.с. (дизели MTU 16V4000M73L), два дизель-генератора ДГА-300-ВА1-МПС по 300 кВт, два дизель-генератора ДГА-60-ВА2-МПС по 60 кВт, носовое подруливающее устройство.Вооружение: Артиллерийское: 1 х 30-мм артустановка АК-630М, пулеметы 2 х 12,7-мм крупнокалиберных пулемета «Корд» Авиационное: вертолет Ка-226 или БЛА типа S-100 Радио-техническое вооружение (РТВ): НРЛС «Наяда», «Балтика-М», система радиоразведки «Сектор»
Перечень всех типов и проектов
·Все фотографии судов этого проекта
Таблица судов проекта 22460, шифр «Охотник»
501 | 14.11.2009 | Рубин | Береговая охрана России | Пограничная служба ФСБ РФ | Черноморско-Азовское пограничное управление | |
502 | 26.06.2012 | Бриллиант | Береговая охрана России | Пограничная служба ФСБ РФ | Черноморско-Азовское пограничное управление | |
503 | 21.09.2012 | Жемчуг | 2016 | Береговая охрана России | Пограничная служба ФСБ РФ | |
2013 | ||||||
504 | 27.06.2014 | Изумруд | Береговая охрана России | Пограничная служба ФСБ РФ | ||
505 | 3.10.2014 | Аметист | 2015 | Береговая охрана России | Пограничная служба ФСБ РФ | |
506 | 11.2016 | Проворный | Береговая охрана России | Пограничная служба ФСБ РФ | ||
507 | 15.09.2017 | Преданный | 2017 | Береговая охрана России | Пограничная служба ФСБ РФ | |
508 | 12.2016 | Надёжный | Береговая охрана России | Пограничная служба ФСБ РФ | ||
509 | 13.10.2017 | Бдительный | Береговая охрана России | Пограничная служба ФСБ РФ | ||
510 | 10.10.2018 | Безупречный | ? | Береговая охрана России | Пограничная служба ФСБ РФ | |
511 | Расул Гамзатов | Береговая охрана России | Пограничная служба ФСБ РФ | |||
300 | 17.04.2015 | Сапфир | Береговая охрана России | Пограничная служба ФСБ РФ | ||
301 | 17.12.2015 | Коралл | Береговая охрана России | Пограничная служба ФСБ РФ | Пограничное управление ФСБ России по Сахалинской области | |
302 | 25.05.2018 | Дозорный | Береговая охрана России | Пограничная служба ФСБ РФ |
Простой вид списка судов (записи по учётным данным)
Перечень всех типов и проектов
·Все фотографии судов этого проекта Сообщить о неточности в описании или названии типа/проекта
Уникальный боевой корабль ледового класса «Иван Папанин» спущен на воду в Санкт-Петербурге
Уникальный боевой корабль ледового класса, каких в России еще не было, спущен на воду в Санкт-Петербурге. «Иван Папанин», названный в честь известного советского полярника, в Арктике будет выполнять целый комплекс задач: ведь он одновременно и ледокол, и буксир, и патрульный корабль. Оснащен грозным оружием, и если что, может дать достойный отпор.
Длиной 110 метров и высотой с семиэтажный дом корабль «Иван Папанин» уникальный в своем роде. Как и знаменитый полярник, один из первооткрывателей Арктики, он тоже станет первым. Таких в России еще не строили. Его уже прозвали «универсальный солдат», ведь это не просто патрульный корабль, но еще буксир и ледокол.
А значит и задачи может выполнять разные. Это сопровождение и проводка судов, перевозка грузов, участие в спасательных операциях, и все это в Арктике, которой Иван Папанин посвятил себя. Сегодня на церемонии его племянница. Валентина Романенко вспоминает как впечатлен был Папанин первозданной красотой Заполярья.
«Было тихо, безмолвно, красиво, он был очарован природой, и на всю жизнь потом связал себя с Севером», — рассказывает Валентина Романенко.
«Иван Папанин» — научный, спасательный и боевой корабль. Наносить удары может по любым целям на земле, в воде и воздухе. На борту артиллерийские установки, но главное — есть возможность установить зенитно-ракетные комплексы. Боевой ледокол еще и грозный пограничник, способный дать отпор нарушителям.
«Корабль многоцелевой, и как мы уже говорили, он предназначен не только для чисто военных целей, хотя он и создавался как военный корабль; это еще и корабль-буксир, корабль науки, корабль-ледокол; он может решать самые разнообразные задачи в условиях Крайнего Севера; для этого, естественно, внесены соответствующие конструктивные наработки, абсолютно новые, тоже, можно сказать, это наше российское ноу-хау, которое позволит работать ему весьма эффективно», — поясняет председатель совета директоров Объединенной судостроительной корпорации Георгий Полтавченко.
Рабочие режут специальный задержник — массивную балку, что удерживает корабль. Торжественный момент: «Иван Папанин» начинает движение.
У кораблей этого проекта нет аналогов в мире. Похожие стоят на службе Военно-морских сил Норвегии, но российский превосходит их — водоизмещение больше, мощное вооружение. И в отличие от «одноклассников», Иван Папанин может справиться с двухметровыми льдами.
«Здесь применена система электродвижения, винты фиксированного шага, исключительно для того, чтобы система работала в условиях Арктики надежно и долго; кроме этого, этот корабль уже, в отличие, например, от предыдущего «Ильи Муромца», оснащен более современными средствами связи, навигации, не говоря о том уже, что этот корабль с вооружением, а предыдущий был без вооружения», — отмечает генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков.
Автономность плавания 60 суток. Район не ограничен, как говорят военные, это ближняя и дальняя океанские зоны.
«Корабль предназначен для решения разных задач в суровых условиях Арктики, начиная от его названия, от патрулирования, в том числе и оказания помощи аварийным объектам, находящимся в Арктическом бассейне, как военным, так и гражданским объектам», — говорит начальник Технического управления ВМФ России Игорь Зварич.
Пока проектом предусмотрены лишь два корабля подобного класса. Следующий заложат через год. У «Папанина» впереди этап испытаний, после чего он войдет в состав Военно-морского флота.
Alma-mater
Специализирующийся на производстве гражданских судов Выборгский судостроительный завод, получив столь крупный заказ от ФСБ, приобретает дополнительный опыт. Этот заказ позволит предприятию не только укрепить технологический и производственный потенциал, но и стать в один ряд с ведущими кораблестроительными компаниями страны.
Безусловно, строительство универсального патрульного корабля, выполняющего функции буксира, ледокола, к тому же оснащённого вооружением, — задача не самая простая. Корабль для ФСБ, разработанный в Санкт-Петербурге в стенах ЦМКБ «Алмаз» по проекту 23550 — шифр «Ермак», имеет ряд специфических характеристик. Но заводчане уверены, что с заданием справятся в срок. Основное назначение «Пурги» — защита государственных рубежей в Арктике, охрана экономических ресурсов страны и доставка грузов на необорудованное побережье Заполярья.
Ход строительства
Все работы по проекту 23550 ведутся предприятиями из состава Объединенной судостроительной корпорации. Проект многоцелевого патрульного корабля был разработан в ЦМКБ «Алмаз», а строительство доверили «Адмиралтейским верфям». На правах поставщиков оборудования в программе строительства участвует ряд других предприятий.
Контракт на строительство двух «Арктик» для министерства обороны был подписан в апреле 2016 г. В соответствии с документом, головной корабль «Иван Папанин» следовало сдать заказчику до конца 2019 г. Следующий «Николай Зубов» планировали заложить в 2018-м и сдать в 2020-м. Тем не менее, уже во время строительства был изменен план финансирования, в результате чего сроки выполнения работ сдвинулись вправо.
Изображение корабля пр. 23550 из рекламных материалов
Работы над конструкцией «Ивана Папанина» начались осенью 2016 г., а 19 апреля 2017-го состоялась официальная закладка. 25 октября 2019 г. корабль спустили на воду для последующей достройки у стенки. В начале двадцатых годов головной корабль выйдет на испытания. Его сдача намечена на 2023 г.
Планы по «Николаю Зубову» тоже скорректированы. Его не закладывали в 2018 г. – это произойдет только в 2020-м. Соответствующим образом сместились сроки сдачи. Корабль начнет службу в 2024 г.
На данный момент законтрактованы только два корабля пр. 23550 для военно-морского флота. В недавнем прошлом сообщалось, что такие корабли также может приобрести пограничная служба ФСБ, однако она пока не размещала заказ. Более того, информация об интересе со стороны пограничников так и не получила официального подтверждения.
Дизайн
Модель проекта 23550
Патрульные корабли проекта 23550 имеют плановое водоизмещение 6800 тонн, длину 114 метров (374 футов 0 дюймов) и осадку 6 метров (19 футов 8 дюймов). Они предназначены для прорыва льда толщиной до 1,5 метров (4 футов 11 дюймов). Корабли будут оснащены двумя военными катерами проекта 03160 Raptor, вертолетом Ка-32 и малым судном на воздушной подушке. Планируется, что основной экипаж составит 60 человек с размещением еще 50 специалистов. Вооружение будет включать 100-миллиметровое (3,9 дюйма) орудие (по некоторым источникам — 76-мм, 3 -х дюймовое) и противокорабельные ракеты 3М-54 «Калибр
Проект 23550 будет иметь дизель-электрический силовую установку с четыре 3,500- кВт (4700 л.с. ) Коломна 28-9DG генераторных установками , состоящие из 16-цилиндрового 10D49 дизельных двигателей вождения генераторов переменного тока , производимого Русэлпром . Кроме того, на судах будут две вспомогательные дизель-генераторные установки с коломенскими дизелями и генераторы «Русэлпром». В то время как в ранней концепции использовались азимутальные движители ABB Azipod , в окончательной версии были использованы обычные валы, гребные винты и рули направления. Электродвигатели мощностью 6,3 мегаватта будут производить «Русэлпром». Корабли будут иметь запас хода 60 суток и дальность действия 6000 морских миль (11000 км; 6900 миль).
Суда усилены для плавания в покрытых льдом арктических морях по ледовому классу Arc7 Российского морского регистра судоходства .
Аналитический центр Global Security указал на некоторые сходства между конструкцией 23550 и норвежским классом « Свальбард » и канадским классом Гарри ДеВольфа . Все три класса имеют примерно одинаковое водоизмещение, способны преодолевать одинаковые глубины льда и имеют экипажи одинакового размера, с местом для специалиста по миссии. Однако класс 23550 намного лучше вооружен.
В 2020 году было объявлено, что ВМФ России приступит к ходовым испытаниям установки модульных контейнеров на патрульные корабли, которые позволят таким кораблям нести значительно модернизированное вооружение, адаптированное для различных задач. Предполагалось, что в контейнерах будет размещено различное вооружение, в том числе гидролокаторы и торпеды, противокорабельные и крылатые ракеты.
«Боевой ледокол» проекта 23550, его преимущества
Весьма интересный проект патрульного корабля ледового класса, разработанный в рамках программы перспективных разработок для ВМФ РФ.
Официально имеет обозначение: «Универсальный патрульный корабль арктической зоны ледового класса», как видно из названия, такие корабли ни у нас, как и ни у кого другого, еще не строились.
Его особенностью является внушительное водоизмещение, подходящее скорее эскадренному миноносцу, чем патрульному кораблю. Но такое водоизмещение, обусловлено его ледокольными качествами, он способен раскалывать лед толщиной до 1.5 метра.
Назначение и характеристики.
Универсальный корабль проекта 23550 совмещает в себе функции патрульного корабля, буксира и ледокола. Может использоваться для проведения поисково спасательный операций, эскорта гражданских судов.
Основное назначение контроль северных морских границ, служба в качестве ледокола для сопровождения кораблей и судов обеспечения ВМФ.
Характеристики:
Водоизмещение: 8500 т.
Габариты: длинна -114 м, ширина — 20 м, осадка — 6 м.
Скорость хода: 16 узлов.
Дальность: 6000 миль, Автономность 60 суток.
Экипаж: 60 (основной)+50 (дополнительный) человек.
Вооружение: ПКР «Калибр» (модульное), 100 мм арт. установка А-190 (Возможен вариант установки 76 мм АК-176).
Есть ангар с вертолетом КА-27 (постоянное базирование).
Есть скоростные бронированные катера типа «Раптор» и судно на воздушной подушке » Манул «.
Преимущества проекта 23550.
— На картинке выше, видна часть корпуса, позволяющая оценить толщину борта двухслойного корпуса.
— Корабль проекта 23550 является кораблем двойного назначения, хоть он и называется патрульным кораблем, но имеет ангар для установки модульного вооружения и вполне может быть модернизирован до уровня боевого корабля.
— Так же, особенного внимания заслуживает достаточно крупная посадочная палуба с ангаром для постоянного базирования.
— Состав радиолокационного вооружения не называется, но вполне возможна установка РЛС уровня «Фрегат» или «Корвет», что благодаря высокой высоте антенного поста, даст кораблю хорошие возможности по обнаружению низколетящих и надводных целей.
— Стоимость данного корабля не называется, но судя по его экономичному оснащению, она не может быть большой. Корабль строится в соответствии критерию стоимость/эффективность.
— Корабль имеет большое водоизмещение, в него заложены высокие модернизационные возможности.
Мои комментарии:
1) Об РЛС заметности.
Обводы корабля выполнены с учетом снижения радиолокационной заметности, по крайней мере на уровне современных боевых кораблей.
Наибольшие вопросы вызывают формы рубки и антенной мачты, на как мы видим прямых углов там нет (по крайней мере в проектных эскизах).
Теоретически иллюминаторы могут портить радиолокационную сигнатуру, но это решается нанесением металлизированного напыления на стекла.
Ангары для лодок, должны закрываться жалюзийными заслонками.
2) О слабом вооружении.
По идее данный корабль в опасных миссиях будет действовать в составе флота и прикрываться коллективной ПВО флота. Хотя несколько зенитных автоматов могли бы и поставить. По ударному вооружению, также.
Более того, данный патрульный корабль, при модернизации вполне можно довести до уровня фрегата. Тем более мы не знаем, какое радиолокационное вооружение в него заложено по проекту, вполне могут установить ФАР «Фрегат М» или радар со списанного крейсера.
Заключение.
Перед написанием стати, думал что придется описывать этот корабль в негативном свете, но проанализировав его характеристики, пришел к выводу, что все с ним нормально, придраться не к чему… Он достаточно сбалансирован и вполне может применяться в военных целях.
Корабль нужный, если мы хотим контролировать свои северные территории. Более того, это первый корабль с водоизмещением эсминца, построенный в современной России.
Основная интрига, заключается в том, какие на него будут ставить двигатели? Ведь он разрабатывался до санкций, хоть и был заложен в 2017 году. Надеюсь у нас есть подходящие для него двигатели….
Состав серии
Корабли проекта строились с 1964 по 1975 год в Калининграде. Всего в серии было запланировано 15 кораблей, последний из которых так и не был достроен. 14 построенных кораблей проекта долго находились в составе Военно-Морского Флота СССР, а позже и в составе Военно-Морского Флота России. На Черноморском и Тихоокеанском флотах до сих пор служат четыре корабля данной серии. Один из кораблей затонул во время буксировки. Ещё один продан Украине, где впоследствии переделан в сухогруз.
Цвета таблицы:
Белый —не достроен или утилизирован не спущенным на воду Зелёный —действующий в составе ВМФ Жёлтый —действующий в составе иностранных ВМС или как гражданское судно Красный —списан, утилизирован или потерян
Название | б/н | Заложен | Спущен | В строю | Флот | Состояние | Примечание |
Мод. I | |||||||
БДК-10 | 150 | 05.02.1964 | 01.07.1964 | 18.08.1966 | В строю | с 22.02. — «Воронежский комсомолец»; с 15.02.1992 – БДК-65; с 26.07.2003 — «Саратов» | |
БДК-6 | 144 | 04.07.1964 | 15.02.1965 | 30.12.1966 | ЧФ | Списан 19.03.1992 | с 9.11.1970 — «Крымский комсомолец»; переоборудован в сухогруз; в 1995 выброшен на берег; утилизирован. |
БДК-13 | 093 | 18.02.1965 | 26.03.1966 | 30.09.1967 | ТОФ | Списан 05.07.1994 | с 20.06.1972 — «Томский комсомолец»; с 15.02.1992 — БДК-25 |
БДК-62 | 023 | 05.08.1966 | 01.03.1967 | 29.12.1967 | Списан 01.12.1997 | с 14.09.1981 по 15.02.1992 — «Комсомолец Карелии» | |
Мод. II | |||||||
БДК-66 | 085 | 07.03.1967 | 28.08.1967 | 27.09.1968 | ТОФ | Списан 05.07.1994 | с 13.02.1975 — «Сергей Лазо» |
БДК-69 | 148 | 30.08.1967 | 29.02.1968 | 31.12.1968 | В строю | с 20.10.2002 — «Орск» | |
Мод. III | |||||||
БДК-77 | 099 | 12.03.1968 | 31.08.1969 | 30.09.1969 | ТОФ | Списан 05.07.1994 | с 12.10.1972 — «50 лет шефства ВЛКСМ»; с 15.02.1992 – БДК-80 |
Донецкий шахтёр | 119 | 05.09.1968 | 10.03.1969 | 31.12.1969 | Списан 10.04.2002 | ||
БДК-100 | 115 | 18.03.1969 | 11.10.1969 | 30.09.1970 | БФ | Затонул 30.06.1993 | с 11.04.1970 — «Красная Пресня». Затонул при буксировке в шторм. |
БДК-104 | н/д | 17.10.1969 | 31.03.1970 | 10.06.1971 | ЧФ, ВМСУ | С 30.09.2004 сухогруз «Горлiвка» | с 25.05.1982 — «Илья Азаров»; с 10.01.1996 — в ВМСУ; с 25.07.1997 — U401 «Рівне». |
Александр Торцев | 062 | 06.04.1970 | 27.11.1970 | 31.12.1971 | ТОФ | Списан 05.07.1994 | |
Пётр Ильичёв | 044 | 30.11.1970 | 30.08.1971 | 29.12.1972 | БФ, СФ | Списан 30.06.1993 | |
Мод. IV | |||||||
Николай Вилков | 081 | 03.09.1971 | 30.11.1973 | 30.07.1974 | ТОФ | В строю | |
Николай Фильченков | 152 | 30.01.1974 | 29.03.1975 | 30.12.1975 | В строю | ||
Николай Голубец | — | — | — | Не достраивался |
Строительство
Контракт на постройку до 2020 года первых двух кораблей проекта 23550 (шифр «Арктика») был заключён между Минобороны России и АО «Адмиралтейские верфи» 4 мая 2016 года. Корабли будут строиться в интересах Военно-морского флота Российской Федерации. На церемонии спуска на воду 25 октября 2019 года головного корабля «Иван Папанин», генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков заявил, что для Береговой охраны ФСБ России будут построены ещё два корабля проекта 23550, при этом Александр Бузаков уточнил, что строить корабли будет «Выборгский судостроительный завод».
Первый корабль, получивший название «Иван Папанин» в честь И. Д. Папанина, был заложен 19 апреля 2017 года, передача флоту запланирована на конец 2023 года.
25 октября 2019 «Иван Папанин» был спущен на воду, достраивается на плаву, готовится к швартовным и заводским ходовым, а также к госиспытаниям.
Второй корабль, получивший название «Николай Зубов» в честь Н. Н. Зубова, заложен 27 ноября 2019 года.
25 июля 2020 года на Выборгском судостроительном заводе, получившем заказ на строительство двух патрульных кораблей проекта 23550 (уже под шифром «Ермак»): он будет обладать такими же характеристиками (внешний облик, параметры, тоннаж), что и корабли под шифром «Арктика», отличия будут заключаться в основном в наборе вооружений. Заказчиком корабля стала Пограничная служба ФСБ России (а не ВМФ России, как на первые два корабля проекта), стоимость контракта составила около 18 млрд рублей, заложен первый из них — «Пурга»; срок сдачи корабля — конец 2024 года (корабль с таким же именем — ПСКР «Пурга» проекта 52, в 1957—1990 годах служил в составе морчастей погранвойск КГБ СССР; ранее данное имя носил другой корабль ВМФ СССР — СКР «Пурга», погибший в годы Великой Отечественной войны). «Пурга» станет первым крупнотоннажным судном ледового класса в составе Береговой охраны ФСБ России.
Мореходные качества
Уже на первых испытаниях стало ясно, что судно имеет весьма неплохие мореходные качества. Германский мотор фирмы MTU, которым оснащается пограничный корабль проекта 22460, считается лучшим в своем классе. Вместе с удачной конструкцией обводов корпуса он позволяет судну на протяжении продолжительного периода времени поддерживать приличную скорость. При волнении в 4-5 баллов она составляет порядка 25 узлов. При отсутствии волн корабль может достичь скорости в 30 узлов. При этом выбег судна с полного хода до «стопа» составляет порядка двух с половиной сотен метров. А чтобы корабль перешел с полного переднего на полный задний ход, нужно всего 90 секунд.
Старшие братья
Суда, созданные «Северным ПКБ», уже давно зарекомендовали себя с положительной стороны среди российских пограничников. Еще в 1983 году в состав ПВ КГБ СССР вошел первый ПСКР проекта 11351 (шифр «Нерей»). Эта серия суден предназначалась для охраны экономической зоны протяжностью в 200 миль, на базе головного корабля проекта 1135. Благодаря отказу от противолодочного РК конструкторы смогли разместить на палубе ангар, в котором постоянно базировался поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС. Вообще, суда проекта 11351 вышли весьма удачными: высокая мореходность, сильное вооружение, работоспособность едва ли не в любых условиях. Корабли проекта 22460 «Охотник» будут охранять прежде всего территориальные воды РФ.
Корабли [ править ]
Имя | русский | Тезка | Строитель | Номер ИМО | Положил | Запущен | Введен в эксплуатацию | Статус |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ВМФ России | ||||||||
Иван Папанин | Иван Папанин | Иван Дмитриевич Папанин | Адмиралтейские верфи , Санкт-Петербург | 9898151 | 19 Апрель 2017 г. | 25 октября 2019 | 2023 год (план) | Запущен |
Николай Зубов | Николай Зубов | Николай Николаевич Зубов | Адмиралтейские верфи, Санкт-Петербург | 9898163 | 27 ноября 2019 г. | 2024 г. (планируется) | В стадии строительства | |
Пограничная служба России | ||||||||
Пурга | Пурга | Русский для метели | Выборгский ССЗ , Выборг | 9916599 | 25 июля 2020 | 2024 г. (планируется) | В стадии строительства | |
Выборгский ССЗ , Выборг | Запланировано |
Корабли
Имя | русский | Тезка | Строитель | Номер ИМО | Положил | Запущен | Введен в эксплуатацию | Положение дел |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ВМФ России | ||||||||
Иван Папанин | Иван Папанин | Иван Дмитриевич Папанин | Адмиралтейские верфи , Санкт-Петербург | 9898151 | 19 апреля 2017 г. | 25 октября 2019 г. | 2023 г. (планируется) | Запущен |
Николай Зубов | Николай Зубов | Николай Николаевич Зубов | Адмиралтейские верфи, Санкт-Петербург | 9898163 | 27 ноября 2019 г. | 3 квартал 2024 г. | 2024 г. (планируется) | В разработке |
Пограничная служба России (Береговая охрана) | ||||||||
Пурга | Пурга | Русский для метели | Выборгский ССЗ , Выборг | 9916599 | 25 июля 2020 г. | 2024 г. (планируется) | В разработке | |
Выборгский ССЗ , Выборг | Планируется |

Эта тема закрыта для публикации ответов.