Как «роскосмос» отказался от сверхтяжа

Алан-э-Дейл       05.07.2022 г.

Оглавление

Летные испытания

Летные испытания сверхтяжелой ракеты-носителя пройдут в два этапа с 2028 по 2035 год.

Первый этап испытаний состоится в 2028-2032 годах. Он предполагает запуск пилотируемого космического корабля, лунного взлетно-посадочного комплекса (ЛВПК) и других полезных нагрузок на траектории полета вокруг Луны и окололунных орбит с целью отработки элементов пилотируемого комплекса, создания станции. на орбите Луны, и приземлится на лунной поверхности.

Второй этап испытаний состоится в 2032-2035 годах. Планируется запуск ЛВПК и других беспилотных грузов для строительства и эксплуатации базы на поверхности Луны. Кроме того, этот этап предполагает участие в международных программах, связанных с изучением Марса.

Дорогое удовольствие

Распад Советского Союза стал главной причиной неудачи проекта. Только-только он начинал становиться на ноги, но необходимость в защите интересов безопасности сверхдержавы исчезла, как и деньги, необходимые для масштабных научных миссий. Другая проблема заключалась в том, что ускорители «Зенит» производились компанией, расположенной в независимой Украине.

Правда, еще до того ракета-носитель «Энергия» стала мало востребованной – если нет необходимости лететь на Луну, то подъем на орбиту 100 тонн груза был излишним. У челноков, для которых она разрабатывалась в первую очередь, оказались те же недостатки, что и американских шаттлов, но у ракеты не было преимущества монопольного положения, как это было в США до взрыва «Челленджера» в 1986 году.

Назначение

Основная идея госпитального корабля – выполнение функций своеобразной медицинской «неотложки». Судну надлежало выходить, в том числе, в зоны боевых действий и военных учений.

Задачи, поставленные перед «Енисеем»:

  • Оказание плановой и экстренной медицинской помощи личному составу ВМФ на суше и в море, в том числе на отдалённых участках базирования;
  • Проведение медицинских осмотров моряков перед выходом в море;
  • Межпоходовый и внутрипоходовый отдых санаторного типа (во время длительного нахождения экипажа в море);
  • Эвакуация раненых и транспортировка медицинских экипажей в «горячие точки»;
  • Оказание консультативной и поликлинической помощи военным и их семьям, а также мирному населению при нахождении на чужой территории и риске возникновения инфекционных заболеваний.

В начале и на протяжении всей службы перед «Енисеем», который задумывался как госпитальный корабль, ставилась первостепенная задача по оказанию квалифицированной врачебной помощи. Судно не имело права вмешиваться в ход боевых действий и было обязано принимать на борт в качестве пациентов любых моряков, вне зависимости от их флотской и гражданской принадлежности.

Использование

Ракету тяжелого класса планируют использовать в рамках российской лунной программы, так как грузоподъемность РН «Ангара-А5В» (37,5 т на НОО) будет недостаточной для подобных целей. К тому же, создание пилотируемой «Ангары» (модификация «Ангара-А5П») в средине 2017 года отменена в пользу создания родственного проекта сверхтяжелой ракеты – ракеты среднего класса Иртыш/ «Союз-5».

Летом 2017 года РКК «Энергия» создала схему осуществления пилотируемой экспедиции на Луну. Она подразумевает 2 пуска сверхтяжелой ракеты и 1 пуск ракеты «Союз-5». Новый проект, как и прошлый (четыре запуска «Ангары), подразумевал сборку на низкой околоземной орбите лунного экспедиционного комплекса. Сборка предполагается на протяжении несколько месяцев с осуществлением запусков ракет с интервалом между пусками в 1 месяц. К тому же, корабль «Федерация» в лунной модификации с экипажем запустят ранее на МКС, где он будет ждать сборки лунного экспедиционного комплекса. При этом сам комплекс будет включать Межорбитальный буксир, Лунный взлетно-посадочный корабль, разгонный блок ДМ с дополнительными блоками и корабль «Федерация».

Вначале осени 2017 года глава Роскосмоса И. Комаров рассказал журналистам о том, что кроме луной программы сверхтяжелый носитель собираются использовать для исследования дальнего космоса, в том числе и в совместных программах с США, к примеру, Deep Space Gateway.

В ноябре 2017 года вице-премьер Д. Рогозин сообщил журналистам, что сверхтяжелый носитель будет применяться в миссия к Луне, Юпитеру и Марсу.

Весной 2018 года Игорь Комаров рассказал журналистам, что сверхтяжелый носитель будут применять в пилотируемой экспедиции на Марс.

Осенью 2018 года Д. Рогозин сообщил в своем твиттер-аккаунте, что сверхтяж выведет модули лунной станции не просто на орбиту спутника, но и на поверхность.

28 ноября 2018 года Лев Зеленый (научный руководитель Института космических исследований) по результатам состоявшегося заседания Совета РАН по космосу и Роскосмоса, где рассматривали концепцию исследования Луны, поделился СМИ, что основная задача этой сверхтяжелой ракеты заключается в доставке космонавтов на Луну, но перед этим нужно пройти промежуточный этап – облет Луны.

Частота пусков

Производительность КРК СТК не должна быть меньше двух пусков в год с одной пусковой установки. Причем длительность совместной подготовки ракеты-носителя, межорбитального буксира и разгонного блока к пуску не должна превышать 500 часов при односменном 8 часовом рабочем дне.

Районы падения отработавших ступеней

На этапе эскизного проектирования КРК СТК для трассы на орбиту с наклонением ~51,7° рассматривается способ размещения РП для блоков 1 ступени РН в Охотском море на удалении не меньше 1370 километров от точки старта. Кроме того, в эскизном проекте должна быть выполнена оценка возможности использования районов падения, которые согласованы в ходе ОКР «РПОЧ-Восток», в т.ч для РКН «Союз-2» (в Охотском море и на побережье Татарского пролива). Но для всех вариантов выведения полезной нагрузки (помимо выведения на замкнутые орбиты) должно обеспечиваться падение верхних ступеней ракеты-носителя в безопасные районы Мирового океана для того, чтобы исключить вероятность засорения околоземного пространства.

Разработка

Свое название ракета получила в конце 2018 года, до этого носила название «РН СТК» (сверхтяжелый пуск v.

автомобиль).

Хронология развития.

Мероприятие Дата
Начало работ по созданию двигателя РД-171МВ Июнь 2017 г.
Начало научно-исследовательских работ по двигателю РД-0150. Июнь 2017 г.
Предварительная оценка стоимости НИОКР по РН СТК Октябрь 2017 г.
Указ Президента РФ о создании РН СТК. Январь 2018
Официальное название РН СТК Январь 2019
Технико-экономическое обоснование проекта РН СТК Весна 2019
Эскизный проект 2018-2019
НИОКР, проектные и строительные работы 2020-2028
Летные испытания с 2028 г.

«Роскосмос» показал ролик о мощнейшем в мире ракетном двигателе

12360

143

48

00:03:00

12.03.2019

«Роскосмос» опубликовал видео с подробной информацией о двигателе РД-171МВ с мощностью 246 тысяч лошадиных сил.

«Роскосмос» разместил на своей странице в соцсети Twitter видео, на котором представлены кадры самого мощного в мире ракетного двигателя РД-171МВ.

Генеральный директор предприятия-разработчика НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов в видеоролике сообщает, что мощность двигателя достигает 246 тысяч лошадиных сил, а тяга при массе 10 тонн превышает 800 тонн.

Известно, что новый двигатель будет применен на первой ступени носителя среднего класса «Союз-5» («Иртыш»). Его первый пуск запланирован на 2022 год. Первая ступень «Союза-5» выступит в качестве бокового блока для ракеты сверхтяжелого класса «Енисей».

По словам гендиректора «Роскосмоса» Евгения Рогозина, в мире еще никто не создал двигатель, равный по мощности РД-171МВ.

Пуск ракеты «Енисей» планируется провести в 2028 году с космодрома Восточный. На ее создание «Роскосмос» запросил 1,2 триллиона рублей. Окончательный эскизный проект облика ракеты со всеми техническими характеристиками будет представлен в ноябре текущего года.

Лунный извoзчик

«Ениceй» пpeдпoлaгaeтcя иcпoльзoвaть c 2028 гoдa. Нa этoт гoд, зaплaниpoвaн бecпилoтный oблeт Луны кopaблeм «Оpeл» и дocтaвкa нa opбиту Луны opбитaльнoгo мoдуля.

Пилoтиpуeмый пoлeт кopaбля «Оpёл» нa oкoлoлунную opбиту (к cтaнции), иcпытaтeльный пoлeт луннoгo взлeтнo-пocaдoчнoгo кoмплeкca (ЛВПК), cтыкoвкa c пилoтиpуeмым кopaблeм (cтaнциeй), пocaдкa ЛВПК бeз экипaжa зaплaниpoвaны нa 2029 гoд.

Выcaдкa нa Луну экипaжa из 3 кocмoнaвтoв c 14-cутoчнoй миccиeй зaплaниpoвaны нa cлeдующий 2030 гoд. Эти и пocлeдующиe миccии — дocтaвкa пepвoгo (бaзoвoгo) мoдуля луннoй бaзы, тяжeлoгo лунoxoдa (лунoмoбиля) c функциeй cтыкoвки, caмoxoднoгo энepгeтичecкoгo мoдуля и кocмoнaвтoв будут ocущecтвлятьcя имeннo РН «Ениceй».

Луннaя бaзa
Луннaя бaзa

Пилoтиpуeмыe пoлeты к Лунe будут пpoxoдить пo тaк нaзывaeмoй двупуcкoвoй cxeмe. Сбopкa луннoгo экcпeдициoннoгo кoмплeкca будeт ocущecтвлятьcя нa низкoй oкoлoзeмнoй opбитe. Нa этo пoтpeбуeтcя нecкoлькo мecяцeв c пpoвeдeниeм зaпуcкoв paкeт c интepвaлoм мeжду пуcкaми в oдин мecяц. Пpи этoм кopaбль «Оpeл» в луннoй мoдификaции c экипaжeм будeт зaпущeн paнee нa МКС, гдe будeт oжидaть cбopки луннoгo экcпeдициoннoгo кoмплeкca. Сaм кoмплeкc дoлжeн cocтoять из мeжopбитaльнoгo букcиpa, paзгoннoгo блoкa ДМ c дoпoлнитeльными бaкaми, луннoгo взлётнo-пocaдoчнoгo кopaбля и кopaбля «Оpeл».

О надежности будущих сверхтяжелых ракет

Российский проект СТК выглядит перспективным с точки зрения заявленных характеристик и их технической обоснованности. Но суть требований российского минфина состоит в том, что нам нужна не пара тестовых запусков и кульминационный «флаговтык», совершенно бесполезный с экономической точки зрения

Требуется систематическое использование сверхтяжелой ракеты для освоения Луны, а в этом масштабном деле важное значение имеет вопрос надежности техники

Чтобы сориентироваться в вопросе надежности, мы приводим оценку вероятности безаварийной работы (ВБР) различных вариантов тяжелых и сверхтяжелых ракет, выполненную по методике МЭК 61078:2006 «Структурная схема надежности».

Исходные данные для расчета ВБР

ВБР РД-191 P191 =0.99 оценочно
ВБР РД-180 P180 =0.989 статистически
ВБР РД-170/171 P171 =0.978 статистически
ВБР РД-0124 P0124=0.984 статистически
ВБР водородной ДУ Pвду=0.995 оценочно
ВБР ступени (топливная система и рулевой привод) Pст=0.999 оценочно
ВБР разделения ступеней Pрс=0.9995 оценочно
ВБР системы управления РН Pсу=0.995 оценочно
ВБР сброса ГО Pго=0.9976 статистически

В своих оценках мы пытаемся спрогнозировать реальную будущую надежность выведения на низкую орбиту, в отличие от расчетной надежности, которая применяется для обоснования проекта. Поэтому везде, где только возможно, мы пользуемся доступными в сети открытыми статистическими данными. Параметры Pст, Pрс, Pсу и Pго взяты из книги В.Е.Нестерова «Космический ракетный комплекс Ангара. История создания».

Расчет ВБР

Расчет ВБР проводится для доставки космической головной части (КГЧ) на низкую околоземную орбиту. В лунном перелете эта орбита играет роль опорной — с нее с помощью входящего в состав КГЧ разгонного блока проводится отправка груза на отлетную траекторию к Луне.

РН ПН число ракетных блоков по ступеням расчет ВБР ВБР
1 2 3 4
Энергия 90 4 1 (P171Pст)4PвдуPстPрсPсуPго =90%
Ангара-А5 22 4 1 1 (P191Pст)5P0124PстPрс2PсуPго =92%
Ангара-A5 x2 40 4 1 1 (P191Pст)4P191P0124Pст2Pрс2PсуPго =92%
Ангара-A5 x4 75 4 1 1 (P171Pст)4P180P0124Pст2Pрс2PсуPго =87%
Союз-5 Иртыш 17 1 1 P171PстP0124PстPрсPсуPго =95%
СТК-50 50 2 1 1 (P171Pст)3P0124PстPрс2PсуPго =91%
Енисей 103 4 2 1 (P171Pст)6P180PстPрс2PсуPго =84%
Дон 140 4 2 1 1 (P171Pст)6P180PвдуPст2Pрс3PсуPго =83%

Что касается ВБР перелета с низкой околоземной орбиты на окололунную орбиту, то она оценивается по аналогии с доставкой спутников на высокую геостационарную орбиту (ГСО) и по доступной статиcтике запусков составляет величину около 95%.

Нет сомнений в том, что любая из перечисленных ракет-носителей может быть создана и успешно испытана. Сейчас не те времена, когда ракеты взрывались одна за другой вскоре после старта. Упор должен делаться на то, чтобы сократить аварии при многочисленных полетах в ходе освоения нашего естественного спутника. А здесь надежность получается неудовлетворительной, особенно для ракет сверхтяжелого класса с полезной нагрузкой около 100 тонн и более. Для них интегральная надежность выведения на ОИСЛ оказывается совсем невысокой — для самых тяжелых ракет менее 80% (с учетом 95% ВБР перелета). Т.е. каждая пятая экспедиция «Енисея» на окололунную орбиту может завершиться неудачно

. Поэтому требуется проработка вопросов надежности уже на ранних этапах проектирования российской сверхтяжелой ракеты — но вместо этого пока ставится цель достижения максимальной грузоподъемности. В то время как цели изучения Луны могут быть достигнуты с помощью более надежных и дешевых РН 50-тонного класса.

Географическое положение реки Енисей

Исток реки Енисей

У Енисея несколько истоков. Первый исток, официальный, в месте слияния Большого и Малого Енисея в городе Кызыл. Именно отсюда и начинается тот Енисей, который мы знаем.

Но некоторые считают началом Енисея либо Большой Енисей, либо Малый Енисей. Проблема в том, что Большой Енисей более полноводный, чем Малый, а Малый Енисей длиннее Большого.

Если считать истоком Енисея Большой Енисей, то его исток находится в горах Восточного Саяна, на высоте 2380 м. Через 30 километров после своего истока, Большой Енисей втекает в озеро Кара-Балык. Затем река несет свои воды в Тувинскую котловину, где в городе Кызыл встречается с Малым Енисеем.

Если считать истоком Енисея Малый Енисей, то тогда исток Енисея находится в Северной Монголии на склонах хребта Улан-тайга. Но и тут все непросто. У Большого Енисея два истока. Один исток монгольский, второй исток российский. Российский короче, монгольский длиннее. Большинство географов склоняются к монгольской версии, так в этом случае река Енисей длиннее.

Течение и характер реки Енисей

Долина Енисея начинается в южно-сибирской Республике Тува, проходит по территории Республики Хакасия и пересекает просторы Красноярского края до побережья Северного Ледовитого океана.
Пройдя по северной границе Тувы, его течение пробивается через горные хребты Западных Саян к Минусинской котловине, к берегам водохранилища Саяно-Шушенской ГЭС. В Хакасии мощная водная артерия пополняется притоком Абакана и течет в сторону Красноярской ГЭС и ее водохранилища.
Далее водный путь направляется строго на север. Под Красноярском Енисей пересекает остроги Восточных Саян, сливается с водами Ангары и устремляется к Заполярью. Там, ниже порта Дудинка, начинается его устьевой участок.
В устье река омывает протоками берега Бреховских островов, вновь собирается в одно русло, достигает Енисейского залива и через него впадает в Карское море.
Бурный в горах и неспешный на равнине Енисей проходит путь длиной почти в четыре тысячи километров.

Перепад Енисея от истока в Кызыле до устья – 519 м

Перепад Енисея от истока Большого Енисея до устья – 2380 м.

Три течения Енисея

Условно течение Енисея можно разделить на три частиВерхние. От Кызыла до Саяно-Шушенской ГЭССреднее. От Саяно-Шушенской ГЭС до слияния с АнгаройНижнее. От места слияния с Ангарой до устья.

Питание и водный режим Енисея

Питание Енисея

Енисей относится к рекам смешанного типа питания. Распределение питания реки Енисей:

50% — снеговое

35% — дождевое

15% — подземные воды.

Особенности водного режима

Ледостав с октября по июнь в низовьях

Ледостав с ноября по май в верховьях

Наиболее низкий уровень воды (межень) – декабрь

Наиболее высокий уровень воды – май-июнь

Наиболее высокий расход воды – июнь

Устье реки Енисей

Устье реки Енисей — расположено Енисейской губе, иногда это место еще называют Енисейским заливом. Это место расположено на севере Красноярского края, ниже города Дудинка.  Возле Дудинки русло Енисея распадается на множество рукавов, на реке образуются большие острова, многие из которых тянутся на 20 км и более. Ближе к Енисейской губе река вновь соединяется в одном русле и впадает в Енисейскую губу, а затем в Карское море уже одной рекой.

Куда впадает Енисей?

Енисей впадает в Карское море. Проходя по Сибири через несколько тысяч километров, Енисей приносит свои воды к одному из морей Северно-Ледовитого океана – к Карскому морю. Как и многие сибирские реки, Енисей относится к водному бассейну Северно-Ледовитого океана.

Природные зоны, через которые протекает Енисей

Исток и верхнее течение – зона высокой поясности.

Среднее и нижнее течение – зона тайги. На эту зону приходится большая часть реки

Нижнее течение – зона тундры и лесотундры.

Королев был прав

Но Глушко должен был принять еще удар по своему самолюбию. На протяжении многих лет советская космическая программа тормозилась по той причине, что он не соглашался с Сергеем Королевым, который считал, что для большой ракеты жидкий кислород и водород являются лучшими видами топлива. Поэтому в Н-1 были двигатели, построенные гораздо менее опытным конструктором Николаем Кузнецовым, а Глушко сосредоточился на азотной кислоте и диметилгидразине.

Хотя это топливо и обладало такими преимуществами, как плотность и пригодность к хранению, но оно было менее энергоемким и более токсичным, что представляло большую проблему в случае аварии. Кроме того, советское руководство было заинтересовано в том, чтобы догнать Соединенные Штаты – у СССР не было больших двигателей на жидком кислороде и водороде, в то время как во второй и третьей ступенях «Сатурна V» они использовались, как и в главном двигателе «Спейс шаттл». Отчасти добровольно, отчасти из-за этого политического давления, но Глушко пришлось уступить в его споре с Королевым, которого уже восемь лет как не было в живых.

Судоходство на Енисее

Судоходство на сибирской реке Енисей обусловлено особенностями географического положения региона и задачами грузопассажирских перевозок. В верховьях водной артерии на территории Тувинской республики водный транспорт развит слабо. Немногочисленные местные речные маршруты связаны с портом Кызыл. Судоходный участок Енисея с регулярным движением судов тянется на 3013 км от Саяногорска в Хакасии до арктического порта Диксон.

Главным водным перевозчиком является Красноярская компания «Енисейское речное пароходство». Его суда связывают по реке столицу края с крупными портами Абакан, Стрелка, Красноярск, Маклаково, Енисейск, Игарка, Усть-Порт, Туруханск и пристанями на многочисленных притоках Енисея. Участок водного пути от Карского моря до Игарки доступен судам морского класса.

Период летней навигации на Енисее зависит от времени освобождения судоходных маршрутов от ледяного покрова. Первым в середине мая открывается речное сообщение в районе Красноярского порта.
Работа порта Дудинка начинается в первых числах июня. Только к концу июля объявляет о готовности принимать суда арктический Диксон. В течение короткого судоходного периода речной флот выполняет задачи по перевозке  грузов, пассажиров, совершает туристические рейсы.

По программе северного завоза суда доставляют для населения труднодоступных районов продовольствие, топливо, стройматериалы, технику. Муниципальные предприятия получают нормативные запасы грузов, необходимых для функционирования жилищно-коммунального хозяйства.
Водным путём выполняются транспортные заявки промышленных предприятий и нефтегазовых месторождений.

Основным грузовым  маршрутом является направление Красноярск — Лесосибирск – Дудинка. 
Перевозки осуществляются различными видами транспортных судов: грузопассажирскими, самоходными и несамоходными сухогрузами и танкерами. В транспортировке грузов принимают участие более 400 судов различного предназначения.

Объём перевозки пассажиров на Енисее за период навигации составляет около 60 тысяч человек. Главные пассажирские маршруты уходят из Красноярска  в Дудинку, Енисейск, Усть-Ману.  К услугам пассажиров предлагаются трёхпалубные теплоходы, скоростные речные суда, суда на воздушной подушке.

Наиболее популярным туристическим круизом считается путешествие из Красноярска в Дудинку и обратно с посещением населённых пунктов Игарка,  Ворогово, Алинские пески, Ермаково, Бахта.

В конце октября летняя навигация на Енисее завершается. В зимнее время движение судов возможно только при сопровождении ледоколов.

Максимальные значения

Ширина Енисея до слияния с Ангарой не превышает 700 метров. В месте слияния, рядом с городом Усть-Ангарском, река становится существенно шире, в среднем не менее 2,5 км.

Примечательно, что в месте слияния Ангара гораздо шире Енисея, но при этом она считается всего лишь притоком. По этому поводу среди ученых ведутся непрекращающиеся споры, так как Ангара более полноводна.

Но Енисей гораздо старше, и воды Ангары не изменили его русла. К тому же она считается стоком Байкала. Немалую роль сыграл и тот факт, что изучение Сибири велось по направлению с запада на восток.

Сочетание этих факторов стало причиной того, что более полноводная Ангара получила статус притока Енисея, а не наоборот. По мере вливания притоков – Подкаменная, Нижняя Тунгуска, Курейка и Турухан, устье реки расширяется до 5 км.

Максимальная ширина Енисея зафиксирована в районе Бреховских островов. Эти территории относятся к Таймырскому Долгано-Ненецкому району Красноярского края. Практически все они представляют собой болотистую равнину, между собой острова разделены протоками.

В 1999 году здесь был образован одноименный заказник. Предпринятые меры направлены на сохранение уникальной флоры и фауны этих мест.

В этом месте Енисей разделяется на несколько рукавов, самыми крупными из них считаются четыре нижеперечисленных:

  • Каменный;
  • Малый;
  • Большой;
  • Охотский.

Сразу за Бреховскими островами река разливается еще больше, образуя плес под названием Большая переправа шириной до 40 км. После этого русло суживается до 5 км, но после впадения в Енисейский залив дельта достигает 150 км. Так как этот залив считается частью Карского моря, его ширина не является показателем для реки.

Технические характеристики госпиталя «Енисей»

Огромные размеры судна – более 150 метров в длину и почти 20 метров в ширину – обеспечили высокую вместимость корабля. В составе экипажа 150 человек, из которых 75 моряков и столько же сотрудников медицинского штаба.

Максимальная коечная ёмкость «Енисея» составляет 450 мест, именно столько корабль мог принять на борт в эвакуационном варианте – вывоз раненых и больных моряков из отдалённых районов и береговых частей. Стандартная же вместимость: 100 больничных и 200 санаторных (для отдыха экипажа) мест, и ещё 40 запасных коек в случае необходимости.

На судне имеется 11 лечебно-диагностических отделений, 3 операционные каюты, отделение реанимация. Специальные «успокоители качки» позволяют проводить сложнейшие операции даже во время шторма. «Енисей» может принимать больных на борт как с берега, так и с моря – судно оборудовано несколькими трапами, электрическим краном с подъёмной платформой, ангаром, в котором базируется вертолёт для поисково-спасательных операций.

Достопримечательности

К объектам, которые стоит посетить на Енисее относятся:

Монумент «Центр Азии»

На двухметровом основании установлен шар, на котором изображены все материки. Из шара вверх уходит шпиль высотой 10 м. Надпись на монументе выполнена на трех языках – тувинском, русском и английском. Установлен он в Кызыле, в точке рождения Енисея, где соединяются его истоки.

Скульптура Царь-рыба

Установлена возле д. Овсянка на Слизневском утесе. Поставили ее к 80-летию В. Астафьева, уроженца деревни. Со временем Царь-рыба стала символом края.

Это заповедник в Восточных Саянах. Скалы причудливой формы популярны у альпинистов и у простых горожан.

Это популярное место. За год его посещает более 390 000 туристов.

Выполненные из дерева Байкал, его дочь Ангара и на заднем плане она же с Енисеем.

Уникальная местность особенностью которой являются склоны, как будто изрытые землеройной техникой.

Фонтан «Реки Сибири»

Композиция выполнена в виде лестницы, где вода бежит прямо по ступеням. В центре фигура могучего Енисея. По краям фигуры, олицетворяющие собой реки Сибири.

Это лишь малая часть интереснейших мест, которые несомненно добавят впечатлений.

Развитие [ править ]

Свое название ракета получила в конце 2018 года, до этого носила название «РН СТК» (сверхтяжелая ракета-носитель).

Хронология развития.

Мероприятие Дата
Начало работ по созданию двигателя РД-171МВ. Июнь 2017 г.
Начало научно-исследовательских работ по двигателю РД-0150. Июнь 2017 г.
Предварительная оценка стоимости НИОКР по РН СТК Октябрь 2017 г.
Указ Президента Российской Федерации о создании РН СТК Январь 2018 г.
Официальное название РН СТК Январь 2019
Технико-экономическое обоснование проекта РН СТК Весна 2019
Эскизный проект 2018-2019
НИОКР, проектные и строительные работы 2020-2028
Летные испытания с 2028 г.

Ракета-носитель Енисей: фото, характеристики, видео

«Енисей» — ракета-носитель сверхтяжелого класса российского производства. Первая ракета-носитель была разработана в постсоветский период российской промышленностью. Головная организация-разработчик – РКК «Энергия». Создавалась в рамках федеральной целевой программы под названием «Создание космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса на 2020-2030 годы (подготовят весной 2019 года). На проект выделили – 1,5 трлн рублей. Что касается первого запуска, то он запланирован на 2027 год и будет осуществляться с космодрома Восточный.

Основная РК второго этапа Российской лунной программы.

Летно-конструкторские испытания

Предполагается, что летно-конструкторские испытания РН свертяжа пройдут в 2 этапа в период с 2028 по 2035 год.

В 2028-2032 годах пройдет первый этап испытания. Он подразумевает запуск лунного взлетно-посадочного комплекса, пилотируемых кораблей и прочих полезных грузов на траекторию облета Луны и окололунные орбиты в целях обработки компонентов пилотируемого комплекса, разработка станции на орбите Луны, а также высадка на ее поверхность.

В 2032-2035 годах пройдет второй этап испытания. Подразумеваются запуски ЛВПК и прочих беспилотных полезных грузов для строительства и эксплуатации базы на поверхности Луны. К этому же, этот этап подразумевает участие в международных программах, которые связаны с изучением Марса.

https://youtube.com/watch?v=j7cr4dvVqls

Летные испытания

Летные испытания сверхтяжелой ракеты-носителя пройдут в два этапа с 2028 по 2035 год.

Первый этап испытаний состоится в 2028-2032 годах. Он предполагает запуск пилотируемого космического корабля, лунного взлетно-посадочного комплекса (ЛВПК) и других полезных нагрузок на траектории полета вокруг Луны и окололунных орбит с целью отработки элементов пилотируемого комплекса, создания станции. на орбите Луны, и приземлится на лунной поверхности.

Второй этап испытаний состоится в 2032-2035 годах. Планируется запуск ЛВПК и других беспилотных грузов для строительства и эксплуатации базы на поверхности Луны. Кроме того, этот этап предполагает участие в международных программах, связанных с изучением Марса.

Дизайн [ править ]

Первая очередь будет состоять из 6 блоков, каждый из которых будет основан на первой ступени планируемой ракеты Иртыш / Союз-5 с двигателем РД-171МВ .

Анатолий Зак
RussianSpaceWeb.com
Дорожная карта с двумя ракетами на правом Енисея и Дону соответственно
«Иртыш» «Союз-5» — основа первой очереди.
«Волга» «Союз-6» будет положена в основу второй очереди.
«Енисей»
«Енисей» (визитка)
«Дон»

Вторая ступень будет состоять из одного блока, соответствующего первой ступени корабля «Союз-6», с двигателем РД-180 .

Разгонный блок будет КВТК

Ускоряющий тормозной блок: [ требуется пояснение ] Блок DM

Предлагаемые варианты править

Название ракеты Енисей Дон
Тип Этап первый Этап второй
Первый запуск 2028 г. 2032-2035 гг.
Начальная ступень 6x РД-171МВ 6x РД-171МВ
Вторая стадия РД-180 РД-180
Третий этап 2 × РД-0150
Верхняя ступень КВТК , 2 × РД-0146 КВТК , 2 × РД-0146
Ускоряющий тормозной блок ДМ, 11Д58МФ ДМ, 11Д58МФ
Высота (макс.)
Стартовая масса, т 3167 3281
Тяга (на уровне земли)
Отношение тяги к массе
Грузоподъёмность (НОО 200 км), т 103 140
Грузоподъёмность (ГТО 5500 км), т
Грузоподъёмность (ГСО 35 786 км), т 26 29,5
Полезная нагрузка в TLI 27 33

Исток и притоки

Интересным фактом является наличие двух истоков. С Саян берут начало 2 горные реки Хаа Хем и Бий Хем. Соединяясь вместе возле г. Кызыл, они начинают называться Енисеем. Исходя из этого и протяженность реки высчитывается в двух значениях 4287 км и 4123 км с длиной пути Большого и Малого Енисея соответственно.

У реки 500 сравнительно крупных притоков. Среди них:

  • Туба;
  • Большая Хета;
  • Ангара;
  • Турухан;
  • Нижняя Тунгуска;
  • Грязнуха;
  • Дудинка;
  • Малая Хета;
  • Подкаменная Тунгуска;
  • Абакан;
  • Большой Пит;
  • Хемчик;
  • Сыда;
  • Кантегир;
  • Курейка;
  • Сым;
  • Ус;
  • Елогуй;
  • Кебеж;
  • Кемь;
  • Сисим;
  • Дубчес;
  • Бахта;
  • Хантайка и др.

На сегодня невозможно досконально подсчитать точное число притоков и водотоков. Происходит это из-за момента соединения с Ангарой, точнее, это связано с ее гидрологией. Дело в том, что Ангара, при впадении в Енисей, является гораздо полноводнее и правильно было бы считать дальше текущую реку Ангарой. Но, исторически это не сложилось. Поэтому, с учетом ее водотоков общая цифра Енисейских притоков неизвестна.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.