Межконтинентальные баллистические ракеты

Алан-э-Дейл       05.11.2022 г.

Проект ракеты Р-7 на грани закрытия

Итак, не к первому мая, ни даже к 15 мая 1957 года желаемый результат не был получен. Ракета взлетела… но успешным этот запуск можно было считать с большой натяжкой.

В МИК начали подготовку к пуску следующей ракеты (№ 6Л). Предполагалось, что ее вывезут на старт до конца месяца, а 9 июня попробуют пустить. Уже шли предстартовые проверки, когда обнаружились неполадки в бортовом оборудовании. Королёв нервничал. В такие минуты он был непредсказуем, от глубокой сосредоточенности вдруг резко переходил к суровой требовательности. Случалось, срывался на крик, но быстро отходил.

Ракету сняли со стартового стола, предварительно слив топливо. Операция эта достаточно муторная. Недаром на Байконуре родилась песня: «Эх, только б улетела, не дай нам Бог сливать»…

Пуск состоялся 12 июня 1957 г. И тоже – неудача, очередной прототип ракеты Р-7 разрушился на активном участке траектории. На заседании Госкомиссии неожиданно для всех маршал М.И. Неделин предложил снять «семерку» с испытаний: «Военным такое сырое изделие не нужно». Вот тут Королева прорвало. Он доказывал, что имеет право на большее число пусков, что «8К71» по своим показателям в 5-8 раз превышает все, что было достигнуто в ракетной технике, ее дальность и скорость фантастичны, и вообще все в ней характеризуется словами «впервые в мире». Королева поддержали Пилюгин и Руднев.

21 августа 1957 года еще одно испытание. «Семерка» ушла со стартового комплекса, устойчиво отработала на всех этапах полета. Наконец-то это был успех!

Пятый пуск был произведен 7 сентября 1957 г. и тоже прошел успешно. Ракета была отлажена и из “сырого” изделия превратилась в одну из самых надежных конструкций.

Далеко не полный список ракет-носителей созданных на базе Р-7: Восток, Восход, Союз

Цель – многоразовость

Ранее совет Российской академии наук по космосу также рекомендовал отложить создание сверхтяжелой ракеты. Можно сказать, что Роскосмос прислушался и внял доброму совету, хотя такие решения даются очень нелегко. Новость о приостановке проекта вызвала широкую волну обсуждений среди специалистов. При этом мнения радикально разделились. Одни кричали чуть ли не о предательстве национальных интересов России, другие наоборот – называли это решение мудрым и дальновидным. И хотя у всех имелись свои серьезные аргументы, с точки зрения логики вторая позиция представляется все же более продуманной и рациональной.

Чисто технически к созданию РН СТК на базе имеющегося задела можно приступать хоть сейчас, только нужды в этом нет. Создавать сегодня одноразовые сверхтяжелые носители для нашей отнюдь не самой богатой страны – просто непозволительная роскошь. По современным ценам, каждый пуск подобного РН обойдется примерно в миллиард долларов. И если есть возможность снизить эту сумму в разы за счет многоразового использования первой ступени, то грех ей не воспользоваться. Американский предприниматель Илон Маск доказал это на практике, захватив львиную долю как коммерческих запусков, так и запусков по государственным контрактам. В частности, с Минобороны США.

Сейчас в воронежском КБХА ведутся работы по созданию нового метанового ракетного двигателя РД-0169 для многоразовой РН «Союз-7» («Амур-СПГ»). Это предприятие – единственное в России, имеющее опыт создания подобной техники. Еще в 80-е годы здесь в рамках программы «Энергия» – «Буран» были созданы фантастические по надежности ракетные двигатели РД-0120, работающие на водороде. Соответственно и опыт работы в этом плане у воронежцев имеется, поэтому им и поручили заниматься метановой темой. Поставлена цель – довести мощность двигателя до требуемых 200 тонн тяги.

Нужно заметить, что сам по себе метан при схожих характеристиках заметно дешевле и технологичнее водорода. Его намного легче добывать и хранить, что упрощает и удешевляет инфраструктуру стартового комплекса. Взять, например, хотя бы температуру кипения этих газов: минус 252 градуса у водорода и минус 161 градус у метана, и все становится понятно

Также немаловажно, что под боком у космодрома Восточный, буквально в 25 километрах находится строящийся Амурский газоперерабатывающий завод, на котором этим летом запустили первую очередь производства: гарантия, что проблем с доставкой газа к месту старта нет

Когда все новейшие технологии будут обкатаны на РН «Амур-СПГ» средней грузоподъемности и соответствующем стартовом комплексе, можно с чистой совестью приступать к созданию непосредственно РН СТК.

Кроме того, острой потребности торопиться с покорением Луны путем высадки на ее поверхность космонавтов сейчас уже нет. В прошлом веке это первыми осуществили американцы. Если уж делать высадку, то по-взрослому: строить базу для постоянной работы. Ну а такая лунная база подразумевает регулярные полеты на Луну. И здесь без многоразовой РН ну просто никак.

Системы наведения ракет

В наше время почти все ракеты имеют систему наведения. Думаю, не стоит объяснять, что попасть по цели, которая находится на расстоянии сотен или тысяч километров, без точной системы наведения просто невозможно.

Систем наведения и их комбинаций очень много. Только среди основных можно отметить систему командного наведения, электродистанционное наведение, наведение по наземным ориентирам, геофизическое наведение, наведение по лучу, спутниковое наведение, а также некоторые другие системы и их сочетание.

Ракета с системой наведения под крылом самолета.

Система электродистанционного наведения имеет много общего с системой на радиоуправлении, но она обладает более высокой устойчивостью к помехам, в том числе, намеренно создаваемым противником. В случае такого управления команды передаются по проводу, который направляет в ракету все данные, необходимые для поражения цели. Передача таким способом возможна только до момента запуска.

Система наведения по наземным ориентирам состоит из высокочувствительных высотомеров, позволяющих отслеживать положение ракеты на местности и ее рельеф. Такая система применяется исключительно в крылатых ракетах ввиду их особенностей, о которых мы поговорим чуть ниже.

Система геофизического наведения основана на постоянном сопоставлении угла положения ракеты относительно горизонта и звезд с эталонными значениями, заложенными в нее перед стартом. Внутренняя система управления при малейшем отклонении возвращает ракету на курс.

При наведении по лучу ракете нужен вспомогательный источник целеуказания. Как правило, им является корабль или самолет. Внешний радар определяет цель и производит ее отслеживание, если она движется. Ракета ориентируется на этот сигнал и сама наводится на него.

Название системы спутникового наведения говорит само за себя. Наведение на цель производится по координатам системы глобального позиционирования. В основном такая система широко используется в тяжелых межконтинентальных ракетах, которые наводятся на статичные наземные цели.

Кроме приведенных примеров, есть также системы лазерного, инерциального, радиочастотного наведения и другие. Также командное управление может обеспечивать связь между командным пунктом и системой наведения. Это позволит изменить цель или вовсе отменить удар уже после запуска.

Благодаря такому широкому перечню систем наведения, современные ракеты могут не только взорвать что угодно и где угодно, но и обеспечить точность, которая иногда исчисляется десятками сантиметров.

Запуски

Несмотря на огромную трудоемкость при создании, а также проблемы связанные с транспортировкой, в итоге было осуществлено лишь два запуска ракеты.  

Первый состоялся 15-го мая 1987-го. К этому моменту ученые и инженеры провели более шести тысяч испытаний различных механизмов ракеты, было создано всего 5-ть полноразмерных копий. Пуск проводили на Байконуре. “Энергия” показала себя просто замечательно, выполнив все возложенные на нее задачи и действовала строго по графику. Но сам груз, выводящийся на орбиту — спутник “Полюс”(который тоже представляет собой интересный экземпляр — по некоторым источникам, это был 80-тонный макет боевого космического лазера), во время отделения от второй ступени не смог выйти на нужную высоту из-за сбоя в вычислительной системе.

Второй полет произошел 15-го ноября 88-го. Теперь “Энергия” выполняла свое прямое предназначение, для которого она и создавалась изначально. На ее “горбу” находился многоразовый космолет “Буран”, передовая машина того времена. Для него это был первый и единственный выход в космос. Как ракета-носитель, так и сам космический корабль показали себя только с лучшей стороны, выполнив каждый свою миссию в полном объеме.

История создания

Решение создать военный объект Правительство СССР приняло 11 января 1957 года. А основали космодром как базу с межконтинентальными баллистическими ракетами чуть позже — 15 июля того же года.

К этому периоду в конструкторском бюро во главе с Сергеем Королевым уже завершили разработки ракеты Р-7. Требовалось обзавестись стартовыми комплексами для ее запусков.

Перед группой специалистов встала трудная с инженерно-технической точки зрения задача. Было необходимо расположить будущие стартовые комплексы подальше от южных границ, поскольку вдоль них военно-воздушные базы разворачивали США.

В то же время с уже существующего Байконура принятые на вооружение МБР Р-7 после взлета не могли бы достичь территории Соединенных Штатов — тогдашнего врага в холодной войне.

Среди прочего рассматривались предложения основать базу в европейской части СССР либо на просторах Западной Сибири. Но в таком случае ракеты стартовали бы против вращения планеты, следовательно, сокращалась бы дальность полета.

Наконец, загвоздку создавали транспортировки — в то время ракетные блоки крупных габаритов можно было довезти только по железной дороге. Значит, нужно было найти место вблизи основных железнодорожных веток.

Вывоз и установка ракеты на космодроме Плесецк / Фото: wikimedia.org

Лучше всего требованиям ответила Архангельская область, а точнее — ее Плесецкий район. Выбрали земли по южным склонам местной реки Емцы. Здешние крутые берега и скальные грунты помогли сократить до минимума предстоящие земляные работы. Вдоль реки было удобно поставить ряд стартовых позиций по линии изгиба русла, чтобы при запусках ракеты не мешали друг другу.

В марте 1957 года на Плесецк прибыли первые эшелоны строителей, а в апреле начали расчищать территории там, где сегодня расположена пусковая установка № 1.

Возведение пришлось вести в тяжелых условиях. Правительство установило жестко ограниченные сроки, поэтому первые этапы запустили еще до прокладки постоянных автодорог с твердым покрытием. Строители доставляли технику по проселочным дорогам, размытым весенней водой, сквозь вязкие низины и болота.

Параллельно с закладной первых объектов Плесецка начали строить производственную базу — механизированные узлы для щебня и песка, бетонные заводы и пр. Также возводили жилье для рабочих, бытовые помещения, ремонтные мастерские.

В таежной глуши рядом с местом стройки лежали лишь небольшие деревни, в которых строители не могли разместиться даже временно. А Плесецк на тот момент представлял собой крошечный поселок на 56 дворов. Поэтому все строили с нуля.

Во время строительства, не теряя времени, начали формировать и обучать подразделения ракетных соединений. Им предстояло нести службу на новых стратегических объектах. Командиром назначили Михаила Григорьева, который впоследствии стал первым начальником космодрома. Генерал-майор занимал руководящий пост с 1957 по 1962 год.

В августе 1957 года создали 2 организационные группы. Первая во главе с Григорьевым занялась выбором координат для постройки стартовых и технических позиций, рекогносцировкой местности, подбором точек под здания жилого городка. Также искали места под ракетные комплексы, помимо единственно выбранной на тот момент установки № 1.

Второй группе под руководством Бер-Мордуха Ханина поручили заняться обучением и формированием полков. Группа стояла на Южном полигоне, который сегодня известен как Байконур. Специалисты выбирали приемлемые методики и формы изучения ракетной техники, разрабатывали организационно-штатную структуру боевых частей нового типа. Позже лучшие представители группы Ханина участвовали в пусках как на Южном полигоне, так и в Плесецке.

Проект «Виктория» и сверхтяжелая РН «Енисей»

История «Енисея» берет свое начало в 2010 годах, когда была создана компоновочная схема РН сверхтяжелого класса «Виктория». Авторы этой схемы работают в государственном ракетном центре им. Макеева, Миасс, известном своими неординарными разработками — например, проектом одноступенчатой многоразовой РН среднего класса «КОРОНА». А в сверхтяжелом классе в ГРЦ было предложено отступить от привычной схемы пакетного пятиблока в пользу пакетного семиблока.


КРК сверхтяжелого класса «Енисей»,
топливо кислород-керосин

В предложенном по мотивам «Виктории» КРК СТК «Енисей» (Космический Ракетный Комплекс Сверхтяжелого Класса) первую ступень образуют два параблока на четырехкамерном РД-171МВ, аналогичных параблокам РН «Энергия». Слово «параблок» означает, что по завершении работы первой ступени ее блоки отделяются сцепленные попарно друг с другом. Вторую ступень РН «Енисей» образуют два боковых блока традиционного «американского» триблока — они также выполнены на РД-171МВ. Наконец, центральный блок использует облегченный двухкамерный РД-180МВ.

Как видно, мы имеем дело с трехступенчатым ракетным пакетом, возможность создания которого была обозначена еще в работах основоположника пакетной компоновки М.К.Тихонравова, но до сих пор нигде не реализована. Первые три ступени «Енисея» обеспечивают вывод на низкую орбиту КГЧ (космической головной части) с расчетной массой в 103 тонны. В состав КГЧ входит водородная верхняя ступень на двух РД-0146 для отправки ПН к Луне (фактически это водородный разгонный блок) и керосиновый разгонный блок ДМ для выхода на орбиту искусственного спутника Луны (ОИСЛ). Разгонный блок ДМ обеспечивает коррекции траектории во время перелета к Луне и завершающее торможение для выходя на окололунную орбиту. Расчетная масса ПН на ОИСЛ составляет 27 тонн — больше, чем выводит на околоземную орбиту любая из ныне применяемых российских РН.

Второй этап работ по КРК СТК (РН «Дон») предусматривает добавление водородной верхней ступени на двух РД-0150 и доведение массы КГЧ до 140 тонн! Таким образом, выбранная схема КРК СТК обеспечивает вывод предельно высокой ПН, соответствующей лучшим мировым проектам (не скажем «стандартам», потому что вовсе не факт, что проектируемые в США и Китае сверхтяжелые ракеты будут созданы в тех характеристиках, которые там обещают). Но объем конструкторских работ, который предстоит выполнить по проекту КРК СТК фактически не уступает тому, который потребовался на советскую Энергию — здесь и многоблочная многоступенчатая компоновка, и два вида верхних водородных ступеней, и необходимость организовать доставку производимых блоков по воздуху на на космодром «Восточный», где будет возводиться стартовая площадка циклопических размеров.

Исходя из масштаба работ по «Енисею», был установлен предлагаемый срок первого запуска СТК — 2028 год. Но надо отметить, что финансирование работ еще не начато, поскольку министр финансов России А.Г.Силуанов потребовал дополнить план создания ракеты планами создания лунной базы, чтобы рассмотреть затратный вопрос в комплексе. Ситуация напоминает историю с американской суперракетой Арес-5, которая была завернута на уровне конгресса США. И в России тоже возможны самые различные пертурбации и со сроками, и с масштабами работ. Есть еще вероятность того, что по итогам рассмотрения проекта будет выбран более скромный вариант сверхтяжелого носителя.

РТ-2ПМ2. «Тополь-М»

Длина: 22,7 м
Диаметр: 1,86 м
Стартовый вес: 47,1 т
Дальность полета: 11000 км

Ракета РТ-2ПМ2 выполнена в виде трехступенчатой ракеты с мощной смесевой твердотопливной энергетической установкой и стеклопластиковым корпусом. Испытания ракеты начались в 1994 году. Первый пуск был проведён из шахтной пусковой установки на космодроме Плесецк 20 декабря 1994 года. В 1997 году, после четырёх успешных пусков начато серийное производство этих ракет. Акт о принятии на вооружение РВСН РФ межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М» был утверждён Госкомиссией 28 апреля 2000 года. По состоянию на конец 2012 года, на боевом дежурстве находилось 60 ракет «Тополь-М» шахтного и 18 мобильного базирования. Все ракеты шахтного базирования стоят на боевом дежурстве в Таманской ракетной дивизии (Светлый, Саратовская область).

Ракеты

История освоения космоса начинается с ракет. Первые ракеты использовались для бомбардировок еще во время второй ми­ровой войны. В 1957 г. была создана раке­та, доставившая в космос «Спутник-1». Большую часть ракеты занимают баки с топливом. До орбиты добирается только верхняя часть ракеты, называемая полезным грузом. У ракеты «Ариан-4» три отдельных секции с топливными баками. Их называют ступенями ракеты. Каждая ступень толкает ракету на какое-то расстояние, после чего, опустев, отделяется. В итоге от ра­кеты остается только полезный груз. Первая ступень несёт 226 тонн жидкого топлива. Топливо и два ускорителя создают необходимую для взлета огромную масса. Вторая ступень отделяется на высоте 135 км. Третья ступень ракеты – её двигатели, работающие на жидком водороде и азоте. Топливо здесь сгорает примерно за 12 минут. В результате, от ракеты «Ариан-4» Европейского космического агентства, остается только полезный груз.

В 1950-1960-х гг. СССР и США соревновались в освоении космоса. Первым пилотируемым космическим аппаратом был «Восток». Ракета «Сатурн-5» впервые доставила людей на луну.

Ракеты 1950-х— /960-х гг.:

1.  «Спутник»

2.  «Авангард»

3.  «Юнона-1»

4.  «Восток»

5.  «Меркурий-Атлант»

6.  «Джемини-Титан-2»

7.  «Союз»

8.  «Сатурн-1Б»

9.  «Сатурн-5»

Зачем нужны тяжелые ракеты

Сверхтяжелые ракеты-носители необходимы для изучения
дальнего космоса. Обычные системы могут поднимать на орбиту спутники или
оправлять на другие планеты небольшие зонды, однако серьезные экспедиции
реальны только при наличии гиганта грузоподъемностью более 100 тонн, отмечают
эксперты.

При этом программа Роскосмоса может косвенно указывать на
то, что у российского правительства появилось понимание долгосрочной программы
освоения дальнего космоса. Например, сверхтяжелая ракета позволит России
осуществить собственную пилотируемую лунную или марсианскую программу.

Кроме этого, возможно активное участие России в
международном проекте. Например, строительстве окололунной станции — Deep Space
Gateway. Пока есть договоренность о том, что российские специалисты изготовят для
проекта шлюз для выходов в открытый космос, однако в будущем участие нашей
страны в проекте может расшириться.

Официальная задача для будущей «царь-ракеты» в программе «Роскосмоса»
— изучение Солнечной системы, планет Солнечной системы, Луны и окололунного
пространства, выведение пилотируемых кораблей и автоматических космических
аппаратов на околоземную орбиту. Проект дорогой, однако на кону — космическое
будущее России.

Первое испытание

Первое в мире летное испытание ГПВРД было проведено нашими учеными и состоялось в последние дни существования СССР. Несмотря на очевидное лидерство США в области конструирования летательных аппаратов с ГПВРД не стоит забывать, что пальма первенства в создании действующей модели двигателя этого типа принадлежит нашей стране. В 1979 году Комиссия Президиума Совета министров СССР утвердила комплексный план научно-исследовательских работ по применению криогенного топлива для авиадвигателей. Отдельное место в этом плане было отведено и созданию ГПВРД. Основную часть работ в этой области провел ЦИАМ им. Л. И. Баранова. Летающая лаборатория для испытаний ГПВРД была создана на основе зенитной ракеты 5В28 ЗРК С-200 и получила название «Холод». Вместо боевой части в ракету встраивались емкость для жидкого водорода, системы управления и сам двигатель Э-57. Первое испытание состоялось 28 ноября 1991 г на полигоне Сары-Шаган в Казахстане. В ходе испытаний максимальное время работы ГПВРД составило 77 с., была достигнута скорость 1855 м/с. В 1998 г. испытания летной лаборатории проходили по контракту c NASA.

Еще в 2003 году главный «мозговой трест» американской оборонной промышленности — агентство DARPA — в сотрудничестве с ВВС США объявил программу FALCON. Это слово, переводимое с английского как «сокол», является к тому же и аббревиатурой, расшифровывающейся как «Приложение силы при запуске из континентальной части США». Программа предусматривала разработку как разгонных ступеней, так и гиперзвукового планера в интересах Global Prompt Strike. Частью этой программы было также создание беспилотного самолета HTV-3X на гиперзвуковых прямоточных двигателях, однако финансирование впоследствии было прекращено. А вот планер, получивший обозначение Hypersonic Technology Vehicle-2 (HTV-2), был воплощен в металле и имел вид рассеченного пополам (по вертикали) конуса. В апреле 2010 и в августе 2011 года состоялись испытания планера, и оба полета принесли определенное разочарование. Во время первого пуска HTV-2 отправился в полет с помощью легкого носителя Minotaur IV с базы ВВС Ванденберг. Ему предстояло пролететь 7700 км до атолла Кваджелейн в районе Маршалловых островов в Тихом океане. Однако через девять минут связь с ним была потеряна. Сработала система автоматического прекращения полета, как полагают, в результате того, что аппарат «закувыркался». Очевидно, конструкторы на тот момент не смогли решить задачу сохранения стабильности полета при изменении положения рулящих аэродинамических поверхностей. Второй полет также прервался на девятой минуте (из 30). При этом, как сообщается, HTV-2 удалось развить вполне «баллистическую» скорость в 20 Махов. Однако уроки неудач были, по всей видимости, быстро усвоены. 17 ноября 2011 года другой аппарат под названием Advanced Hypersonic Weapon (AHW) прошел испытание успешно. AHW не был полным аналогом HTV-2 и рассчитывался на более короткую дистанцию, однако имел схожую конструкцию. Он стартовал в составе трехступенчатой разгонной системы с пусковой площадки на острове Кауаи Гавайского архипелага и достиг испытательного полигона им. Рейгана на атолле Кваджелейн.

Принцип действия

Баллистические ракеты, как правило, запускают по траектории, близкой к оптимальной, учитывая меняющиеся с высотой плотность воздуха и силу земного притяжения. Обычно ракеты стартуют вертикально для более быстрого выхода из плотных слоёв атмосферы, так как на преодоление сопротивления воздуха расходуется до 17—20 % тяги двигателя. Получив после прохода тропосферы некоторую поступательную скорость в вертикальном направлении, ракета с помощью специального программного механизма, аппаратуры и органов управления постепенно из вертикального начинает переходить в наклонное положение в сторону цели.

К концу работы двигателя продольная ось ракеты приобретает угол наклона (тангажа), отвечающий наибольшей дальности её полёта, приблизительно 45°, который уменьшается с увеличением скорости ракеты, например при скорости в 7 км/с и дальности полёта несколько более 9000 км угол наклона составляет 26°, а скорость становится равной строго установленному значению, обеспечивающему эту дальность.

При полёте по оптимальной траектории при межконтинентальной дальности ракета поднимается на высоту до тысячи и более километров и при этом видна на радиолокаторах на очень большом расстоянии. Поэтому в реальных боевых условиях могут применяться более энергозатратные настильные траектории, высота апогея которых понижена до десятков километров.

После прекращения работы двигателя весь дальнейший свой полёт ракета совершает по инерции, описывая в общем случае почти строго эллиптическую траекторию. На вершине траектории скорость полёта ракеты принимает наименьшее своё значение. Апогей траектории баллистических ракет обычно находится на высоте нескольких сотен километров от поверхности земли, где из-за малой плотности атмосферы практически полностью отсутствует сопротивление воздуха.

На нисходящем участке траектории скорость полёта ракеты за счёт потери высоты постепенно увеличивается. При дальнейшем снижении в плотные слои атмосферы ракета проходит с огромными скоростями. При этом происходит сильный разогрев обшивки баллистической ракеты, и если не будут приняты необходимые предохранительные меры, то может произойти её разрушение.

Кто создал первую “космическую” ракету Советского союза?

«Семерка», Р-7, БРДД – это разные названия одного и того же «изделия» №8К71» Под таким шифром проходила в технической документации и закрытых постановлениях ЦК и Совмина баллистическая ракет дальнего действия. И между прочим не абы какая, а первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полёта 8 тыс. км.

Даже если бы Сергей Павлович Королев создал одну только «семерку» (ракету Р-7), его вклад в становление отечественной космонавтики был бы огромен.

Однако еще раньше появилось обозначение «Тема-1» и ракета Т-1. Тезисы доклада по результатам исследования перспектив развития оружия, призванного лишить Америку неуязвимости, с которыми Сергей Павлович Королев выступил на техническом совете НИИ-88, датированы 27 декабря 1951 года. Тогда же ученый совет института одобрил предложения главного конструктора.

Но заложенная в конструкцию ракеты Р-7 система компоновки «пакет» впервые появилась ещё в работах Константина Эдуардовича Циолковского. Позднее М.К.Тихонравов обосновал рациональность «схемы пакета блоков различной размерности». Однако, упреждая естественный вопрос: «кто же истинный творец «семерки»?», скажу так:

структурно-однородный пакет просчитывали по заданию С.П. Королева в Институте М.В.Келдыша, проектный отдел ОКБ возглавлял К.Д.Бушуев, многое привнесли инженеры Г.Ю.Максимов, С.С.Охапкин, главный проектировщик Сергей Сергеевич Крюков, первый заместитель Королева В.П.Мишин… Двигатели – В.П.Глушко, бортовые системы – Н.А.Пилюгина, В.И.Кузнецова, М.С.Рязанского… Охапкин тоже был замом в проекте, его даже называли «главный конструктор при главном конструкторе».

Словом, трудно перечислить всех причастных. Скорее трудно выделить тех, кто почти ничего не привнес в проект – слишком уж много выдающихся умов своего времени работали над проектом этой ракеты. И все-таки «семерку» по праву называют королёвской.

Ведь Сергей Павлович, как главный конструктор, должен был заставить слушать себя, думать, как он, влиять на события, собирать вокруг себя личностей. Как музыка, создаваемая оркестром, составляется из многочисленных и разнообразных, но связанных между собой звучаний, так и конструкторское содружество инженеров. Каждый из них вырабатывает свое собственное сознание, имеет дело не только с тем, что находится в его собственных мыслях и памяти, но и с новыми идеями, которые он получает от других.

В 1953 году схема будущей ракеты была выбрана, и началось эскизное проектирование.

«Базальт» П-500

Данная ракета советского производства была создана в 1975 году для противостояния мощным корабельным группировкам и авианосцам. Изначально ПКР П-500 вооружали подлодки (проекты 675 МК и 675 МУ). Через два года ракетами начали комплектовать тяжелые авианесущие крейсеры (проект 1143), а в 1980 году – крейсеры «Атлант» 1164. П-500 делают с сигарообразным фюзеляжем, в котором имеется складываемое треугольное крыло. Ракету оборудовали турбореактивным двигателем КР-17-300. Местом его расположения стала кормовая часть в фюзеляже. Для изготовления корпуса использовали жаропрочные материалы.

Стартует ракета из ТПК, в котором на корме есть два ускорителя. В длину она не более 11,7 метра. П-500 с диаметром 88 см и размахом крыла 2,6 м рассчитана на дальность 5 тыс. метров. Выйдя на маршевый участок, ракета набирает высоту 5 тыс. метров, а приблизившись к цели, снижается до 50 метров. Таким образом она заходит за радиогоризонт, поэтому ее не могут засечь радары. Весит ракета 4800 кг.

Для поражения цели в ней имеется полубронебойная или фугасная боевая часть (вес от 500 до 1 тыс. кг) и ядерная 300 мощностью кт. Раньше П-500 использовались советскими ПКРК, а позже противокорабельными ракетными комплексами России. П-500 послужила основой для создания более улучшенной модели ПКР П-1000. Данная модификация входит в состав противокорабельного ракетного комплекса «Вулкан». Ниже мы представим его характеристики.

Монстр в космосе

Ракета «Сатурн-5» была изготовлена с использованием алюминия, полиуретана, асбеста, пробки и титана и многих других материалов. Она имела примерно в 4 раза большую грузоподъемность, чем другой космический монстр – Space Shuttle.

Весь пусковой комплекс «Сатурн-5» весил 2 800 000 кг на стартовой площадке. То есть в 16 раз больше самого крупного и тяжелого животного на планете Земля – ​​голубого кита. Вес которого достигает 177 тонн.

Эта гигантская ракета выходила в космос 13 раз, в период с 1967 по 1973 год. Кроме программы «Аполлон» ее использовали для вывода на орбиту космической станции Skylab.

И по сей день «Сатурн-5» остается самой большой, самой тяжелой и самой мощной ракетой, когда-либо летавшей в космос.

Орбитальные станции

Станция — это тот же спутник, но предназначенный для работы людей на его бор­ту. К станции может пристыковываться космический корабль с экипажем и груза­ми. Пока в космосе работали только три долгосрочные станции: американский «Скайлэб» и российские «Салют» и «Мир». «Скайлэб» был выведен на орбиту в 1973 г. Ни его борту последовательно работали три экипажа. Станция прекратила свое существование в 1979 г.

Орбитальные станции играют огромную роль в изучении влияние невесомос­ти на организм человека. Станции будущего, такие как «Фридом», которую американцы строят сейчас при участии специалистов из Европы, Японии и Канады, будут использоваться для очень долго­срочных экспериментов или для промышленного производства в космосе.

Когда космонавт выходит из станции или корабля в открытый космос, он надевает скафандр. Внутри скафандра искусственно создается давление, равное атмосферному. Внутренние слои скафандра охлаждаются жидкостью. Приборы следят за давлением и содержанием кислорода внутри. Стекло шлема очень прочное оно выдерживает удары мелких камешков — микрометеоритов.

Технико-экономическое обоснование проекта

Во время разработки эскиза КРК СТК должна быть создана калькуляция сметной стоимости создания КРК СТК и его изделий, в том числе оценки трудоемкости изготовления изделий комплекса, технологическое обеспечение экспериментальную отработку и подготовку производства. При этом обоснование технико-экономических показателей разработки УСК и ТК прописывается в ценах 2018 года и будет соответствовать ГОСТ В 20.39.106-83. В технико-экономическом обосновании на этапе ЭП должны быть определены и обоснованы такие предварительные технико-экономические показатели:

  • Стоимость процесса строительства объектов, средств контроля, измерений, регистрации и прочей инфраструктуры, которая обеспечивает осуществление запусков с космодроа, включая вариант размещения производства таких габаритных элементов конструкции РБ РКН СТК и PH СТК  на космодроме «Восточный».
  • Стоимость разработки УСК и ТК РКН, ТК PH, ТК РБ РКН СТК, ТК МБ, входящих в состав универсального технического комплекса.
  • Сложность технического обслуживания РКН на УКС, РКН и ее составных частей на ТК во время эксплуатации.
  • Среднегодовая цена эксплуатации УСК и ТК с учетом климатической зоны, в которой находится космодром «Восточный».
  • Расходы на монтаж, пуско-наладочные работы, а также испытания оборудования на ТК и УСК.
  • Проект калькуляции стоимости ТК и УСК.
  • Сравнительные тактико-экономические характеристики КРК СТК по сравнению с создаваемыми зарубежными комплексами такого же типа.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.