Новое оружие россии — топ-10 прорывов

Алан-э-Дейл       30.08.2022 г.

Крокус наноэлектроника

Исходная идея Крокуса – это производство MRAM – магниторезистивной памяти. Не буду углубляться в детали, вкратце – вы получаете энергонезависимую память (как на флешках) которая работает со скоростью оперативки (как DRAM). От этого сочетания слюнки текут у многих, поэтому многие пытались ее сделать (я точно знаю про Sony и Infineon). Проблема оказалось в том, что теоретически все красиво, но в реальности получилось не очень, точнее, получилось, но вот быстродействие оказалось на уровне обычной флеш памяти, а флеш память уже есть, зачем городить еще одну технологию для того, что уже прекрасно работает?

Но, до того, как это стало ясно, Роснано решило проинвестировать в фабрику 300 мм по техпроцессу 65 нм на территории России. Вы можете как угодно иронизировать над Роснано, но на данный момент это единственная в России фабрика на 300 мм пластинах с работающей технологией 65 нм. Правда, есть нюанс.

В исходной модели предполагалось, что MRAM ячейки будут изготавливаться на уровнях металлизации (так называемый back end). Так как сами транзисторы (front end) можно изготовить на любой фабрике, это легко доступный товар, было решено не тратиться на фабрику полного цикла, а построить часть фабрики, которая будет содержать только know-how по изготовлению MRAM. Замечу, кстати, что оборудование для front end стоит гораздо дороже (его там просто больше всякого разного, а для back end много, в принципе, не нужно). Так что исходная модель выглядела так:

·         Строим полу-фабрику (только back-end) за разумные деньги

·         Покупаем пластины c front end за небольшие деньги на мировом рынке

·         Добавляем MRAM back-end

·         Продаём за большие деньги на мировом рынке

·         PROFIT!

Если бы MRAM технология заработала, это было бы очень красивое решение. Но она не заработала (причем не только у Крокуса), и Крокус превратился в эдакий чемодан без ручки.

С одной стороны, он не является полноценной фабрикой, так как не делает транзисторы (front end), а заказывать на иностранной фабрике front end а потом доделывать у себя бессмысленно, проще сразу заказать на иностранной фабрике полный цикл. Если же тебе откажут в полном цикле, то откажут и в половине цикла.

С другой стороны, это единственное в России работающее производство на 300 мм пластинах по 65 нм техпроцесу, с возможностью дальнейшей модернизации до 45 нм и, может быть, до 32 нм.

То есть, и убить жалко, и что дальше делать – непонятно. Достроить до полной фабрики? Но это огромные инвестиции, да и место там физически не особо есть под полную фабрику. То есть, надо переносить. А если переносить – не проще ли с нуля тогда построить? (обычно проще). А обанкротить – рука не поднимается.

Годовой оборот Крокуса – это где-то миллиард рублей, сами они зарабатывали процентов десять (в основном разовые заказы на напыление магнитных материалов для иностранных заказчиков – российских нет, так как в России нет 300 мм фабрик).

В итоге, после долгих мытарств, Роснано продало Крокус одной большой госкорпорации. Они там будут делать квантовые компьютеры. Не спрашивайте меня, что это значит.

Новый завод в Зеленограде

Про него мало что известно. Размер пластин 300 мм, техпроцесс 65 нм – 45 нм (First generation Intel Core i3, i5 and i7). Строить его планировали уже давно, вот например, новость (неизвестной датировки), что к 2014 году должны построить. Строить собиралась компания Ситроникс, но ничего внятного нагуглить не удается. Несколько лет назад мне из правительства присылали на экспертизу техзадание на завод, я почитал – написано было грамотно, явно писали люди, которые знали, что они делали. По слухам, строительство идет, с привлечением китайских подрядчиков (вроде как UMC — правда, это Тайвань). Больше ничего сказать не могу. Что из этого получится, тоже не понятно.

Итог

На Микроне теоретически можно производить что-то уровня Intel Celeron/AMD Athlon 64 (техпроцесс 90 нм, середина 2000-х). Чтобы двигаться дальше, нужен завод на 300 мм, а его в полностью функциональном состоянии нет.

Концерн «Калашников»

У крупнейшего производителя стрелкового оружия в нашей стране оказалась и самая большая экспозиция.

Главными звёздами этого года стали обновленный вариант автомата АК-12 и его экспортная версия АК-19: они получили современные и удобные регулируемые приклады, новые пистолетные рукоятки и изменённые диоптрические целики, обеспечивающие более комфортную установку на оружие оптики и ночных прицелов.

АК-19(фото: Максим Попенкер/WARHEAD.SU)

Новый приклад представляет собой унифицированную модульную конструкцию, которая также устанавливается на снайперскую винтовку СВЧ, пистолет-пулемёт ППК-20 и ручной пулемёт РПЛ‑20.

Приклад АК-19(фото: Максим Попенкер/WARHEAD.SU)

Этот новейший ручной пулемёт, который пока находится на стадии концепта, разработали по требованию министерства обороны, на основе опыта боевой эксплуатации ручного пулемёта РПК-16. Военные захотели получить оружие в массе и габаритах РПК, но с практической скорострельностью не хуже, чем у ПКМ иПеченега». Поэтому вместо магазинов на РПК-16 для РПЛ-20 выбрали ленту, а огонь теперь ведётся с открытого затвора.

Раньше мёртвый вес магазинов в пересчёте на один 5,45-мм патрон составлял от шести до десяти грамм(обычная 30-ка и 95-патронный барабан соответственно). У ленты же одно звено весит порядка трёх грамм. По словам представителя концерна, доводка пулемёта до готовности к войсковым испытаниям займёт ещё минимум пару лет.

Формально РПЛ-20 — не конкурент для ковровского пулемётаКорд»-5,45(его создают по темеТокарь-2» для МВД России), поскольку у ижевского пулемёта не предусматривается двойное питание. Однако если работы по его созданию завершатся успешно, он может оказаться интересным не только для военных. Что характерно, по словам представителей концерна, РПЛ-20 призван не заменить 7,62-мм единые пулемёты ПКМ или ПКП в составе мотострелковых отделений, а дополнить их.

РПЛ-20(фото: Калашников)

Ещё одной новинкой, вызвавшей оживлённый интерес у молодой аудитории и иронию у более старших посетителей, стало ружье МР-155Ультима» 12 калибра. Дизайн в стиле фантастических фильмов и компьютерных игр, встроенный в приклад бортовой компьютер…

Ну и самое вкусное — серийный образец компактного пистолета Лебедева ПЛК, успешно прошедшего государственные испытания. Первую партию этих пистолетов должны поставить в Росгвардию уже этой осенью. Видимо, нам предстоит наблюдать оживлённую конкуренцию за место в кобурах правоохранителей между ПЛК из Ижевска иПолозом» из Климовска.

ПЛК во время госиспытаний(фото: Калашников)

Газодинамический тральщик «Прогрев-Т»

Российские инженеры создали во времена СССР на базе платформы танка Т-54 газодинамический тральщик «Прогрев-Т», оснащенный реактивными двигателями МиГ-15. При выхлопе авиационного двигателя газодинамическая струя воздействовала на поверхность дороги, разрушая ее. Благодаря этому саперам удавалось обнаружить мины, скрытые под асфальтом или земляным покровом. Таким образом, «Прогрев-Т» мог бы помочь саперам разминировать минные поля. К сожалению, все это было в теории. В действительности тральщик «Прогрев-Т» весил 37 тонн и был очень уязвим в зоне военных действий из-за отсутствия вооружения и должной бронезащиты. 

Многоцелевой экраноплан на воздушной подушке «Тунгус»

Год: 2015

“Тунгус” летает, но пока в единственном экземпляре

Отечественная школа разработки всепроходимых транспортных средств часто удивляет профессионалов Запада. «Тунгус» не остался в стороне, став едва ли не самым вездеходным аппаратом в мире. С некоторыми оговорками.

Этот удивительный гибрид экраноплана и судна на воздушной подушке может взлетать с любой плоской поверхности, перевозить до 21 пассажира или 2 тонны груза с дальностью до тысячи километров при минимально расходе топлива.

Схема работы проста: двигатели нагнетают воздух под «корабль» и приподнимают его на высоту до полуметра, одновременно придавая горизонтальную тягу. Так он может перевозить до 1,8 тонны груза со скоростью до 80 километров в час.

Уменьшенный вариант эксплуатируется уже не один год

Форсированный режим позволяет увеличить высоту «полёта» до 15 метров и достичь скорости до 190 километров в час, двигаясь на высоте до метра. Тогда и снежные торосы в 15 метров высотой не помеха.

Здесь в дело вступает экранный эффект, и подушка создается без тяги, только благодаря аэродинамике крыла. Вся мощность двигателя в этом случае идёт на горизонтальное движение.

Воздушная подушка позволяет свободно подниматься с заболоченных участков, лесных полян, песков, отмелей и тех мест, где обычная техника пасует. Или просто быстро плавать над водой.

Необычные зарубежные идеи

Сейчас мода на кулинарные гибриды, в результате чего появился сырный чай. Сырный чай представляет собой прохладный напиток с сырной пенкой. Придуман рецепт был в Тайване. Новые рецепты активно набирают популярность по всему миру, в ближайшем будущем они придут и в Россию.

Демо-версия магазина техники. Суть заключается в том, что все желающие могут посетить магазин и протестировать фирменную технику лично. Например, воспользоваться пылесосом либо обратиться к стилисту, который продемонстрирует работу фирменно фена.

Продажа двойного мороженого для влюбленных. Одно из кафе в Новой Зеландии придумало мороженое, предназначенное для двоих. Два мороженых соединены между собой причудливым узором из шоколада.

Что влияет на развитие технологий

Изначально географический детерминизм оказывал существенное влияние на развитие науки и технологий на территории России. Огромная площадь обусловила низкую плотность населения на большей части территории государства. Это приводило к замедлению коммуникации и другим трудностям, связанным с расстоянием. Например, перед Первой мировой войной в европейской части страны среднее расстояние между городами составляло более 80 км, а в Сибири почти 500 км. Данные особенности способствовали экстенсивному способу развития.

Неравномерное распределение населения и различия ведения хозяйства привели к формированию сильной централизации в стране, а суровые климатические условия обусловили менталитет. Однако сотрудничество с европейскими государствами позволило Российской империи стать ведущей страной. В начале XX века по уровню научного и технологического развития держава занимала лидирующие позиции. Однако становление коммунистического режима привело к первой крупной утечке специалистов из страны.

После Второй мировой войны напряжение между СССР и Западом постепенно росло, из-за чего были потеряны многие связи. Хотя страна быстро восстановилась и даже лидировала в некоторых направлениях, но уже к 90-м годам стало очевидно, что изоляция оказала негативное влияние на развитие технологий.

После распада СССР произошел второй крупный отток ученых и разработчиков из России, которые часто были вынуждены покинуть страну, чтобы прокормить семью. Социально-экономические особенности этого периода дополнительно замедлили темпы развития. После восстановления внутренних экономических связей и промышленности для обеспечения конкурентоспособности на мировых рынках одним из приоритетов стало восстановление лидерства в технологической сфере.

Проект многорежимного экранолета Сухой С-90

Год: 2000

Фото опытного образца С-90. Место и время неизвестны

От этого проекта КБ Сухого поспешило откреститься после заявленной, но так и не состоявшейся в 2000 презентации на авиасалоне в Геленджике. Официальной информации о состоянии проекта до сих пор нет — по крайней мере, на сайте компании.

В общем виде С-90 можно описать как «летательное средство безаэродромного базирования с шасси на воздушной подушке». Но это не все. Главное — его многорежимность, от которой зависят характеристики и «способ» полёта.

В зависимости от выполняемых задач, С-90 может быть

  • самолётом местных воздушных линий с шасси на воздушной подушке, летая на высотах свыше 3 тысяч метров со скоростью 400 км/ч, перевозя до 2,5 тонн груза на дальность до 2000 километров;
  • экранопланом, летая со скоростями до 400 км/ч на высоте до 15 метров над любой гладкой поверхностью (вода, земля, снег или лёд), перевозя до 3 тонн груза на дальность до 3000 километров;
  • «кораблем» на воздушной подушке, парящим на скорости до 80 км/ч в полуметре от воды или гладкой поверхности с загрузкой до 4,5 тонн и дальностью в 3000 километра.

Все это не требует переоборудования. Загрузились, взлетели на нужную высоту, выбрали подходящий режим и полетели. Разве что пилотов пришлось бы серьезно переучивать. Или брать мореходов?

Смеха С-90

Аэродром для взлёта и посадки не требуется в любом режиме. Достаточно ровного участка земли или воды на 240 метров (или 800 по самолётным правилам) с любым покрытием. Хоть в деревню летай, хоть на острова.

Бизнес-проект предполагал выпуск до 2 тысяч удивительных многофункциональных аппаратов только для России. И не меньше — для иностранного заказчика. Остаётся только догадываться, что именно произошло.

Технологии производства молока и молочных продуктов

Молочная продукция является одной из самых популярных. В каждом супермаркете можно приобрести молоко, кисломолочные продукты, различные йогурты, творог, сыр и масло. Молочная продукция всегда пользовалась спросом, поэтому развитие в данной сфере производства является весьма перспективным направлением.

Для производства молочных продуктов используется сухое и цельное коровье и козье молоко, а также его производимые (сливки, сыворотка).

Технология производства схематично выглядит следующим образом:

  • сырье подготавливается;
  • молоко и сливки нормализуются по проценту жирности;
  • осуществляется тепловая обработка и гомогенизация;
  • продукт охлаждается до определенной температуры;
  • кисломолочные продукты сквашиваются.

Кисломолочные продукты могут производиться двумя методами: термостатным и резервуарным. В первом случае цельное молоко сначала очищают, нормализуют, стерилизуют. Продукцию охлаждают и заквашивают. Полученное молоко разливают по упаковкам и отправляют в камеры для сквашивания. На окончательном этапе продукт необходимо охладить и выдержать около 12 часов.

Во втором случае такие процессы, как заквашивание и созревание осуществляются в специальных производственных резервуарах, и только после этого готовый продукт разливается по упаковкам. Данная технология предполагает очищение, нагревание до 72 градусов и пастеризацию. Только после этого продукт выдерживают и направляют на дальнейшую обработку.

Затем, молоко охлаждают, сквашивают в течение 3-7 часов. После того как продукт достиг необходимой кислотности, его снова охлаждают и упаковывают. Хочется отметить, что такой способ производства намного экономичнее, чем термостатный. К тому же, качество молочных продуктов, изготовленных резервуарным методом, значительно выше. Именно поэтому такой способ используется чаще всего.

Yota YotaPhone 2

Благодаря весьма продуманной маркетинговой кампании телефоны от Yota всегда были на слуху, хоть и не отличались особыми характеристиками или возможностями. Первой неприятной особенностью стала предустановленная ОС Android 4.4, на которую сегодня не найти нормальных приложений. Тот же WhatsApp уже давно не поддерживается на этом телефоне. Впрочем, устройство оснащено 32 ГБ ПЗУ, а потому становится отличным хранилищем для пользовательских файлов. К тому же аккумулятор на 2500 мАч также позволяет использовать гаджет в качестве плеера.

Преимущества:

  • количество памяти;
  • стекло Corning Gorilla Glass 3;
  • поддержка 4G.

Недостатки:

Android 4.4.

Дата выхода: декабрь 2014 года.

INOI 6i

Сборка, которая вызвала довольно неоднозначное мнение, как у критиков, так и у рядовых покупателей. Единственное, в чем они точно сошлись, так это качественный и компактный экран с диагональю 5.5 дюйма. На борту гаджета установлена ОС Android 8.0. Чтобы подчеркнуть все ее устаревание, напомним, что в октябре 2022 года вышла Android 12.0. Тем не менее, телефон поддерживает стандарт связи 4G, что значительно выделяется на фоне предыдущих моделей. Подытоживая, этот телефон все же превзошел ожидания, несмотря на заметное несовершенство.

Преимущества:

  • автономность;
  • компактность;
  • поддержка 4G.

Недостатки:

мало памяти.

Дата выхода: февраль 2019 год.

EmDrive

В конце 2012 года профессор Академии наук Китая Ян Цзюань представила перевод своей статьи, описывающей прототип уникального электромагнитного ракетного двигателя. На бумаге он выглядит гораздо интереснее имеющихся сегодня ионных двигателей хотя бы потому, что не требует расхода рабочего тела, но в этом и главная причина сомнений. Совсем недавно о таком типе электрического ракетного двигателя можно было только мечтать.

В отличие от всех иных типов ракетных двигателей, здесь ускорение должно достигаться за счёт направленного микроволнового излучения. О том, что электромагнитные волны создают давление, было известно ещё со времён Максвелла, однако описание принципов работы EmDrive вызывает множество вопросов.

Образно говоря, такой двигатель похож на микроволновку, к которой добавили резонирующую полость в виде замкнутого усечённого конуса. По идее, излучаемые микроволны оказывают давление на внутреннюю полость, которое не компенсируется только в одном направлении. Так (по мнению госпожи Цзюань) у EmDrive возникает реактивная тяга.

К сожалению, такой принцип работы EmDrive вызывает множество сомнений и напоминает печальный опыт установки экспериментального «движителя без выброса реактивной массы» на спутник «Юбилейный» в 2008 году.

Радует то, что EmDrive хотя бы не относится к пресловутым инерциоидам – типу устройств, работоспособность которых без взаимодействия с внешней средой невозможна. Сомнения касаются и большинства заявленных характеристик. Помимо того что в сравнении с лучшими ионными двигателями EmDrive обещает обеспечить больший срок службы, декларируется примерно в десять раз меньшая масса при той же мощности и большей (720 мН) тяге. Подробнее об истории разработки EmDrive смотрите статью Евгения Золотова.

При исследованиях дальнего космоса энергию для EmDrive, скорее всего, будут вырабатывать привычные модули РИТЭГ. Во внутренней области Солнечной системы (условно – до главного пояса астероидов) можно ограничиться солнечными батареями. Срок автономной работы КА с электромагнитным двигателем и солнечными батареями будет практически ограничен только износом, так как у него на борту нет расходуемых компонентов.

Аэропорты для дронов и летающих такси

Наши перегруженные города отчаянно нуждаются в передышке, и разгрузка может прийти со стороны воздушного пространства, а не дорог. Планы по созданию транспортного узла другого типа – для дронов доставки и электрических аэротакси – становятся реальностью: первый городской воздушный порт получает финансирование от правительства Великобритании.

Хаб, строящийся в Ковентри, станет пилотным проектом и, мы надеемся, доказательством концепции компании, стоящей за ней. Идея состоит в том, чтобы автономно получать энергию от водородного генератора и устранить необходимость в таком большом количестве грузовых и личных автомобилей на наших дорогах, заменив их чистой альтернативой в виде нового типа небольших летательных аппаратов, одними из разработчиков которых являются Hyundai и Airbus.

Инфраструктура также будет иметь большое значение. Управление гражданской авиации изучает возможность создания воздушных коридоров, которые могли бы связать центр города с местным аэропортом или распределительным центром.

Пистолет «Удав» вместо пистолета «Макаров»

Российские военнослужащие получат 9-миллимектровый пистолет «Удав». Его производство началось в 2020 году. Он придёт на смену знаменитому «ветерану» ПМ. Разработка имеет несколько преимуществ по сравнению с аналогичными конструкциями знаменитых производителей: CZ, Colt, Glock и Walther.

В качестве боеприпасов могут использоваться патроны с повышенной пробивной силой и наоборот уменьшенной скоростью пули. Усиленный патрон легко пробивает бронежилет 2 класса. Конструкция второго снижает уровень шума при выстреле с использованием глушителя. Отличительная характеристика – магазин с указателем количества боеприпасов в нём.

«Умная» сельхозтехника

Данный проект активно развивается и поддерживается финансовыми вливаниями со стороны государства. Компания Cognitive Technologies разработала систему компьютерного зрения, которая позволяет сельскохозяйственной технике видеть на полях опасные объекты в виде столбов, камней и др. Эта информация используется для того, чтобы обеспечить безопасность механизмов при сборе урожая.

Первый трактор, оснащенный этой системой, уже успешно протестирован на российских полях. Повсеместное использование «умной» сельхозтехники позволит значительно экономить средства (до десятков миллионов рублей ежегодно в масштабах одного хозяйства).

Прорыв № 5: новые материалы

Новые материалы с необычными свойствами дают дополнительные возможности и людям, и машинам.

Недавно разработчики «Гистографт» создали первый в мире ген-активированный материал, предназначенный для регенерации костной ткани. Он уже используется в хирургической стоматологии, челюстно-лицевой хирургии, травматологии и ортопедии. В частности, материал существенно упрощает костную пластику перед имплантацией зубов.

Тем временем компания «С-Инновации» разработала и внедрила в промышленное производство провода на основе высокотемпературных сверхпроводников. Их можно использовать в том числе для создания электродвигателей в гибридных самолетах будущего.

Индустрия 4.0

Камуфляж-невидимка и цифровая ткань: 10 реальных материалов «из будущего»

Что нас ждет в будущем

Активное применение 3D-печати и новых материалов позволит сделать производства максимально гибкими и локальными. В итоге конвейерное производство уйдет в прошлое вместе с крупными индустриальными комплексами и городами-заводами.

«Объект 279»

Российским инженерам часто приходилось разрабатывать транспортные средства для экстремальных условий, в которых должен выжить экипаж. Вершиной этого военного инженерного искусства был экспериментальный танк, получивший кодовое имя «Объект 279». Этот тяжелый танк был создан для того, чтобы противостоять ядерной взрывной волне.

Также танк должен был сохранять боеспособность после ядерного взрыва и сражаться на поле боя, пропитанном радиоактивными осадками. Танк весил 60 тонн. Экипаж боевой машины составлял 4 человека. Танк был способен проезжать любую местность и имел невероятную защиту от химических и биологических нападений. 

В 1959 году было создано два прототипа.

Танки прошли испытания, в результате которых было установлено, что они слишком тяжелые и громоздкие для современного поля битвы. Кроме того, танк был очень дорогостоящим и уязвимым для атаки с воздуха. Позднее Никита Хрущев заявил, что наша страна будет производить танки весом не более 37 тонн. В итоге танк «Объект 279» попал в музей. 

Как отбирают лучшие ИИ-кейсы

Развивать амбициозные проекты помогает «Альянс в сфере искусственного интеллекта». Он призван стать центром развития ИИ в стране. В его состав входят «Газпром нефть», «Яндекс», МТС, «Сбер», Mail.ru и Российский фонд прямых инвестиций.

Внутри Альянса создана ежегодная премия AI Russia Awards. Её цель — найти и выделить действующие ИИ-проекты, которые приносят пользу бизнесу.

«Проект любой компании, вне зависимости от её размера, может претендовать на включение в Библиотеку кейсов премии и на победу в AI Russia Awards. При условии, что его реализация позитивно сказалась на экономических показателях компании. Сейчас на рынок AI-решений активно выходят новые игроки, и мы видим, что их разработки используют крупные промышленные предприятия, — этому есть немало подтверждений в Библиотеке».

Комментарий пресс-службы Альянса в сфере искусственного интеллекта

Проекты представлены в самых разных отраслях. На премию номинирован робот-помощник для управления комбайном, система распознавания геопород для добычи нефти и голосовой помощник службы доставки пиццы.

«Топ-3 сфер-участников конкурса сегодня — это финансы, кредит и страхование, сфера IT и промышленность», — комментирует пресс-служба Альянса.

Предполагается, что премия даст другим участникам рынка мотивацию создавать новые проекты и ориентироваться на опыт участников премии.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.