Оглавление
Список используемой литературы
- (ru) Дэвид К. Аронштейн и Альберт К. Пичкирилло, Программа легких истребителей: успешный подход к переходу на технологию истребителей , Рестон, штат Вирджиния, Американский институт аэронавтики и астронавтики, сб. «Библиотека полетов»,1996 г., 59 с. ( ISBN 978-1-56347-193-3 ).
- (ru) Орр Келли , Хорнет: внутренняя история F / A-18 , Новато, Калифорния, Президио,1990 г., 231 с. ( ISBN 0-89141-344-8 ).
- (ru) Копп, Карло, Анализ совместных ударных истребителей Lockheed-Martin F-35, 2002 г. , Air Power Australia, 2002 г.
- (ru) Дуг Ричардсон , Военные самолеты-невидимки: обман, уклонение и сокрытие в воздухе , Osceola, WI, MBI Pub. Co,2001 г., 192 с. ( ISBN 0-7603-1051-3 ).
- (ru) Роберт Шоу , Истребители: тактика и маневрирование , Аннаполис, Мэриленд, Naval Institute Press,1985 г., 428 с. ( ISBN 0-87021-059-9 ).
- (ru) Свитмен, Билл, Fighter Tactics , Jane’s International Defense Review, 2006.
Развитие теории в России
Легендарный теоретик аэродинамики – Николай Жуковский
Первым теоретиком машущего полета стал наш соотечественник Н.Е. Жуковский, который, изучая полеты птиц, разрабатывал свои аэродинамические теории.
Его первой работой, связанной с происхождением подъемной силы, стала «К теории летания», обнародованная в 1890.
На следующий год ученый опубликовал статью «О парении птиц» с подробным анализом основ динамики полета самолета, а также впервые рассматривались принципы расчета траекторий полета птиц и воздушных судов.
Здесь же впервые появилось решение задачи о парении в спокойной и неспокойной атмосфере, в горизонтальной плоскости, со снижением и набором высоты. Эту работу стоит рассматривать как первое научное обоснование полета и создание теории фигур высшего пилотажа.
Именно Жуковский описал физику полета живых существ
Обоснование возможности сложных движений самолета в воздухе, в том числе, «мертвой петли» дало свой результат спустя 22 года: именно тогда знаменитый русский летчик Петр Нестеров на практике выполнил выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости, названную в последствии «петлей Нестерова».
В 1920–1930 годах попутно с основной работой Михаил Тихонравов, создатель первой жидкостной советской ракеты, провел объемное исследование способов полета живых существ — птиц и жуков, а так же попытался разработать модель махолета.
Результатом стала вышедшая в 1937 году выходит книга «Полет птиц и машины с машущими крыльями», которая долгое время оставалась единственной работой, рассматривающей вопросы создания орнитоптеров.
Создатель первого искусственного спутника Земли тоже интересовался махолетами
К сожалению, впоследствии ученый оставил сферу, сконцентрировавшись на ракетных снарядах «Катюш» и первого искусственного спутника Земли, запущенного ракетой Р-7 4 октября 1957 года.
К теме махолетов он смог вернуться только в 1981 году, когда группа студентов под его руководством осуществила и продемонстрировала машущий полет с помощью нескольких радиоуправляемых моделей махолетов весом 7-10 кг.
Ими же были созданы проекты больших пилотируемых машущекрылых летательных аппаратов различного назначения, в том числе пилотируемого человеком махолета, способного перелететь через Ла—Манш.
Одновременно с ними коллектив В. А. Киселева создал завершенную аэродинамическую теорию машущего полета и ряд летающих моделей с машущим крылом, наибольшая из которых была весом 12 кг.
Беспосадочные рекорды
Говоря о первых в мире самолетах, не получится обойти стороной и историю первых беспосадочных перелетов.
Перелет через Ла-Манш
В 1909 году авиатор Луи Блерио пересек пролив, связывающий Францию и Британию. Самолет «Блерио XI» поднялся в небо в Кале и через 36,5 мин приземлился в Дувре, преодолев 38 км. Средняя скорость судна – 61,6 км/ч.
Трансатлантический перелёт Алкока и Брауна
В 1913-м газета Daily Mail объявила конкурс с денежной наградой: 10 тыс. фунтов стерлингов летчикам, которые первыми пересекут на самолете Атлантический океан менее чем за 72 часа. Из-за Первой мировой войны соревнования приостановили. А 14 июня 1919 года британцы Джон Алкок и Артур Браун вылетели из города Сент-Джонс (Канада) и 15 июня приземлились в поселке Клифден (Ирландия).
16 часов 28 минут – время, которое понадобилось летчикам, чтобы преодолеть 3040 км. Средняя скорость самолета Vickers Vimy составляла 190 км/ч. После посадки выяснилось, что в баке осталось еще 1200 л топлива, что позволило бы долететь до Англии.
Перелет Линдберга из Нью-Йорка в Париж
В 1927 году американский летчик Чарльз Линдберг в одиночку пролетел 5,8 тыс. км за 33 часа 30 минут. За восемь лет до полета бизнесмен Реймонд Ортейг учредил приз в $25 тыс. за трансатлантический перелет. Летчики предпринимали попытки, но по пути либо разбивались насмерть, либо получали тяжелые травмы. Линдберг заручился поддержкой девяти предпринимателей, которые проспонсировали строительство самолета, который получил название «Дух Сент-Луиса».
Самолет Линдберга:
- длина: 8,4 м;
- размах крыла: 14,8 м;
- высота: 3 м;
- вес: 975 кг, с загрузкой – 2,3 т;
- мощность двигателя: 223 л. с.;
- скорость: 220 км/ч;
- дальность полета: 6600 км.
Основные типы в настоящее время
СССР/Россия
- Ту-154. Пассажирский, 1968/1972, построено 935 (потеряно 69), завершение производства планируется в 2010, находится в стадии вывода из эксплуатации по причине низкой топливной эффективности и высокого шума, по ресурсу возможна эксплуатация до 2015-16 гг, в Аэрофлоте выведен 21 декабря 2009, после 38 лет службы.
- Ил-76. Грузовой, военно-транспортный, 1971/1974, построено 960 (потерян 61, из них 13 уничтожены в боевых действиях), производится в настоящее время, проектируются обновлённые варианты. До 60 тонн груза, до 245 солдат (разные модификации).
- Су-25. Штурмовик, 1975/1981, 1320 шт., планируется эксплуатация до 2020 года и дальнейшее производство.
- Су-27. Истребитель многоцелевой, 4-го поколения. 1977/1984, построено около 600 базового типа, модификация Су-30 270 шт.[источник не указан 2793 дня ]
- Aero L-39 Albatros. Основной учебный самолёт стран Варшавского договора, Чехословакия, 1968/1972, производился до 1999, построено 2868 шт.
Страны Запада
Boeing 737. Среднемагистральный пассажирский самолёт. Принят в эксплуатацию в 1968 году, построено 6285 шт., производится в настоящее время.
Проблемы первых реактивных самолетов
Ошибок немецких конструкторов было несколько. Во-первых, двигатель был выбран жидкостно-реактивный. В нем использовались метанол и перекись водорода. Они выполняли функции горючего и окислителя.
Разработчики предполагали, что эти реактивные самолеты смогут развивать скорость до одной тысячи километров в час. Однако на практике удалось добиться скорости только в 750 километров в час.
Во-вторых, у самолета был непомерный расход топлива. С собой его приходилось брать столько, что авиасудно могло удалиться максимум на 60 километров от аэродрома. После ему требовалась дозаправка. Единственным плюсом, в сравнении с другими ранними моделями, стала быстрая скорость набора высоты. Она составляла 60 метров в секунду. При этом в судьбе этой модели определенную роль сыграли субъективные факторы. Так, она просто-напросто не понравилась Адольфу Гитлеру, который присутствовал на одном из пробных пусков.
Значение термина «реактивный»
Если судить по корню этого слова, можно предположить, что в основе работы двигателя лежит какая-то реакция. Имеется ввиду не химическое окисление — оно проходит и в обыкновенных карбюраторынх двигателях. В случае реактивного двигателя действует такой же принцип, как у ракеты. В одно направление выбрасывается газовая струя под высоким давлением, толкая тело, реагирующее ускорением, направленным в противоположную сторону.
Первые реактивные самолёты
Первые шаги были совершены немецкими учёными, однако преуспели в этом направлении другие государства — Италия, США, Великобритания и Япония, на тот момент отстающая в вопросах технологического развития от других мировых стран. Первые самолёты с реактивными двигателями вызывали удивление тем, что у них отсутствовали винты, многие пилоты изначально не доверяли таким авиаконструкциям.
СССР также вели разработки в этом направлении, однако больше концентрировались на усовершенствовании имеющихся винтовых самолётов. Был разработан и построен самолёт Би-1, крайне несовершенный и ненадёжный. Азотная кислота проедала топливные баки, также имелись другие технические осложнения.
Штурмфогель
Германия вела активную разработку всех видов военной техники, стараясь применить новые открытия и технические решения, способные переломить ход войны и получить существенное преимущество над вооружёнными силами противников. Одним из этих направлений были реактивные самолёты.
В ходе этих разработок немцы построили первый самолёт с реактивным двигателям, поступивший на серийный выпуск. Этим самолётом был Мессершмит-262 или Штурмфогель. Эта авиамашина развивала скорость свыше 900 километров в час, что было невероятно для тех времён. Он оказался успешным средством для борьбы с тяжёлыми бомбардировщиками Б-17.
В какой-то момент с немецких верхов поступило странное указание — переоборудовать этот истребитель в бомбардировщик, что привело к тому, что самолёт не смог раскрыть своего потенциала.
Арадо
Этот самолёт также является немецкой разработкой. Его отличие от прошлого рассматриваемого самолёта в том, что он изначально проектировался как бомбардировщик. В ходе военных действий продемонстрировал прекрасные боевые качества — скорость в 750 километров в час и высота полёта в 10000 метров не оставляли зенитным орудиям никакого шанса подбить его. Истребители американцев и Великобритании не догнали его.
Помимо того, что Арадо сбрасывал бомбы, пусть и не слишком точно из-за высокой скорости, он также осуществлял фотосъёмку, выполняя функции разведки. Во время применения этих самолётов в боевых целях, немцы практически не несли потерь. Если бы они смогли построить большее количество этих единиц авиатехники, сражаться с ними было бы ещё сложнее.
Ю-287
Уже в последние годы ещё не закончившейся второй мировой войны США и СССР взаимно готовились к противостоянию друг с другом. С обоих сторон велись активные разработки реактивных двигателей для авиатехники, поскольку всем было ясно, что в случае ещё одной войны без их использования обойтись не удастся.
Советские образцы
Первый советский реактивный самолет сошел с конвейера в 1941 году. Его выпустили в рекордные сроки. 20 дней ушло на проектирование и еще месяц на производство. Сопло реактивного самолета выполняло функцию защиты его частей от излишнего нагрева.
Первый советский образец представлял собой деревянный планер, к которому были прикреплены жидкостно-реактивные двигатели. Когда началась Великая Отечественная война, все наработки были переброшены на Урал. Там начались экспериментальные вылеты и испытания. По замыслу конструкторов, самолет должен был развивать скорость до 900 километров в час. Однако, как только первый его испытатель Григорий Бахчиванджи приблизился к отметке в 800 километров в час, воздушное судно рухнуло. Летчик-испытатель погиб.
Окончательно доработать советскую модель реактивного самолета удалось только в 1945 году. Зато массовый выпуск начали сразу двух моделей — Як-15 и МиГ-9.
В сравнении технических характеристик двух машин принимал участие сам Иосиф Сталин. В результате было принято решение использовать Як-15, как учебное воздушное судно, а МиГ-9 поступил в распоряжение ВВС. За три года было выпущено более 600 МиГов. Однако вскоре самолет был снят с производства.
Основных причин было две. Разрабатывали его откровенно наспех, постоянно вносили изменения. К тому же сами пилоты относились к нему с подозрением. Чтобы освоить машину, требовалось много усилий, а ошибок в пилотаже допускать было категорически нельзя.
В результате в 1948 году на смену пришел усовершенствованный МиГ-15. Советский реактивный самолет летит со скоростью более 860 километров в час.
Реактивные двигатели [ править ]
Реактивные двигатели бывают нескольких основных типов:
- турбореактивный
- ТРДД (которые бывают двух основных видов ТРДД с малым байпасом и ТРДД с большим байпасом )
- ракета
Различные типы используются для разных целей.
Ракеты являются самым старым типом и используются в основном, когда требуются чрезвычайно высокие скорости или очень большие высоты. Из-за экстремальной, обычно гиперзвуковой скорости истечения и необходимости наличия на борту окислителя, они очень быстро расходуют топливо. По этой причине они не подходят для повседневной транспортировки.
Турбореактивные двигатели — второй по возрасту тип; он имеет высокую, обычно сверхзвуковую, скорость истечения и низкое лобовое поперечное сечение, и поэтому лучше всего подходит для высокоскоростного, обычно сверхзвукового полета. Хотя когда-то они широко использовались, они относительно неэффективны по сравнению с турбовинтовыми и ТРДД для дозвуковых полетов. Последними крупными самолетами, использовавшими турбореактивные двигатели, были сверхзвуковые транспортники « Конкорд» и Ту-144 .
Турбореактивные двигатели с малым байпасом имеют более низкую скорость выхлопа, чем турбореактивные, и в основном используются для высоких звуковых, околозвуковых и низких сверхзвуковых скоростей. ТРДД с большим байпасом используются для дозвуковых самолетов, достаточно эффективны и широко используются на авиалайнерах.
Диапазон [ править ]
Для дальнобойного реактивного самолета, работающего в стратосфере , скорость звука постоянна, следовательно, полет под фиксированным углом атаки и постоянным числом Маха заставляет самолет набирать высоту без изменения значения локальной скорости звука. В этом случае:
Vзнак равноаM{\ Displaystyle V = AM}
где — крейсерское число Маха и местная скорость звука. Уравнение диапазона может быть показано следующим образом:M{\ displaystyle M}а{\ displaystyle a}
рзнак равноаMcТCLCDлпW1W2{\ displaystyle R = {\ frac {aM} {c_ {T}}} {\ frac {C_ {L}} {C_ {D}}} ln {\ frac {W_ {1}} {W_ {2}} }}
известное как уравнение диапазона Бреге в честь пионера французской авиации Луи Шарля Бреге .
АЛ-31: технический бестселлер ХХ века
В начале 1970-х годов Архип Люлька обратился к реализации своего давнего изобретения – схемы двухконтурного ТРД со смешением потоков, авторское свидетельство на которое он получил еще в 1941 году. Сейчас по этой схеме строится абсолютное большинство турбореактивных двигателей в мире.
И вот в 1973 году Архип Люлька начал строить свой уникальный двухконтурный двигатель АЛ-31Ф. Этот двигатель четвертого поколения был установлен на фронтовой истребитель Су-27 разработки ОКБ Сухого.
АЛ-31Ф заслуженно признан вершиной творчества Архипа Михайловича. По оценке современников, лучший отечественный двигатель был установлен на лучший самолет, на котором с 1986 по 1988 год было установлено более 30 мировых рекордов. А в июне 1989 года в Ле Бурже на самолете Су-27 с двигателями АЛ-31Ф показана совершенно новая фигура высшего пилотажа – Кобра Пугачева.
Двигатель АЛ-31Ф и сегодня признан одним из лучших двигателей мира для самолетов фронтовой авиации. Он устанавливается на истребители Су-27 и его модификации, палубные истребители Су-33, многоцелевые истребители Су-35, Су-30МК, фронтовые бомбардировщики Су-34. Уникальный АЛ-31Ф можно без преувеличения назвать вечным двигателем для фронтовой авиации, или базовым, как называют его конструкторы, которые видят немалые резервы его развития.
«ОДК-Сатурн» продолжил работы по созданию глубоко модернизированной версии АЛ-31Ф. На истребителе пятого поколения Су-57 были установлены двигатели первого этапа – АЛ-41Ф1 (изделие 117). Этот авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель позволяет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.
В рамках программы Су-57 разрабатывается двигатель второго этапа под условным обозначением «тип 30». Первый полет истребителя пятого поколения с «Изделием 30» состоялся 5 декабря 2017 года. Считается, что в дальнейшем этот двигатель может по традиции получить индекс АЛ – Архип Люлька.
Дело генерального конструктора продолжается, и уже, как говорится, на новых современных рельсах. Сегодня на предприятиях ОДК при создании двигателей активно используются новые информационные и технологические возможности. Корпорации удалось не только модернизировать производство, но и сохранить школу, традиции и наследие великого конструктора. Как-то в своем выступлении сам Архип Михайлович заметил: «Прошло много лет с начала работ над турбореактивными двигателями в Советском Союзе, а я и сейчас не вижу предела их возможностей. В ближайшие годы нам предстоит решить ряд очень интересных и сложных задач по созданию новых поколений двигателей. И то, что они будут решены, у меня нет никаких сомнений. Ведь был же когда-то решен основной вопрос развития нашей авиации – создание отечественного турбореактивного двигателя!»
Ответ Великобритании
Со стороны Великобритании во Второй мировой войне принимал участие только один реактивный самолет — это Gloster Meteor. Свой первый боевой вылет он совершил в марте 1943 года.
На вооружение великобританских королевских военно-воздушных сил он поступил в середине 1944 года. Его серийное производство продолжалось до 1955-го. А на вооружении эти самолеты находились вплоть до 70-х годов. Всего с конвейера сошли около трех с половиной тысяч этих воздушных судов. Причем самых различных модификаций.
В период Второй мировой выпускались только две модификации истребителей, затем их количество увеличилось. Причем одна из модификаций была настолько секретной, что на территорию противника они не летали, чтобы в случае крушения не достаться авиационным инженерам врага.
В основном они занимались отражением авиационных атак немецких самолетов. Базировались они под Брюсселем в Бельгии. Однако с февраля 1945 года немецкая авиация забыла об атаках, сконцентрировавшись исключительно на оборонительном потенциале. Поэтому в последний год Второй мировой войны из 200 с лишним самолетов Global Meteor были потеряны только два. Причем это не стало следствием усилий немецких авиатором. Оба самолета столкнулись между собой при заходе на посадку. На аэродроме в то время была сильная облачность.
Настоящий триумф
История Ту-104 начиналась с невероятного успеха. К
легендарному конструктору Андрею Туполеву пришла идея создать на базе бомбардировщика
Ту-16 первый советский реактивный пассажирский самолет. И его КБ реализовало
эту идею в кратчайшие сроки.
Самолет поднялся в воздух 17 июня 1955 года, а уже 5
ноября взлетел серийный самолет. 15 сентября 1956 года состоялся первый регулярный
пассажирский рейс по маршруту Москва-Иркутск с промежуточной посадкой в Омске.
Между этими датами самолет презентовали за границей.
Машина очень нравилась советскому лидеру Никите Хрущеву, и он решил в марте
1956 года отправиться на ней в Великобританию. Его пытались отговорить,
убеждали в том, что техника еще сырая, но он настоял на своем.
Прибытие серебристого реактивного лайнера в Лондон
вызвало фурор в британских СМИ. Для пущего эффекта на следующий день в
лондонском аэропорту сел второй самолет этого типа.
В газетах появились язвительные материалы о том, что
на самом деле у «русских всего один такой опытный самолет, они просто
перекрашивают на нем номера». Упрек обидел советскую делегацию, и еще через день
на перроне аэропорта столицы Великобритании красовалось уже три новеньких Ту-104.
Обиду и недоумение британцев можно понять. Ведь именно им принадлежат лавры создателей первого реактивного пассажирского самолеты — «Кометы» (de
Havilland Comet). Лайнер начал работать на регулярных рейсах со 2 мая 1952 года. Но машина вышла настолько неудачной, что через два года из-за высокой
аварийности была выведена из эксплуатации.
Так что в марте 1956 года во время визита Хрущева в
Лондон Ту-104 был единственным в мире серийным реактивным пассажирским
самолетом. Конкурент у него появился только через два года, когда на рейсы вышел Boeing-707. Небывалое дело — «отсталый» СССР обогнал в авиации высокоразвитый
Запад.
Реактивные «пташки»
Всего несколько десятилетий отделяли момент появления первого моторного самолета от старта гонки реактивных машин.
Heinkel He 178
Первый турбореактивный самолет в мире построили немецкие инженеры накануне начала Второй мировой войны. Инженеры стремились внедрить в авиасферу новые технологии.
He 178 показал хорошие результаты во время испытания, проект имел большой потенциал, но чиновники не проявили интерес к разработке Эрнста Хейнкеля.
F-100 «Супер Сейбр»
Первый серийный сверхзвуковой истребитель. Ранние модели «Супер Сейбр» развивали скорость 1215–1323 км/ч.
Максимальный взлетный вес самолета – 15,8 т, без загрузки масса судна 9,5 т.
Ту-144
Первые самолеты пассажирского сегмента, преодолевшие звуковой барьер, разработали в СССР в 1960-х годах.
В сентябре 1972 года Ту-144 совершил рейс Москва – Ташкент за 1 ч 50 мин. Во время полета крейсерская скорость советского судна достигала 2500 км/ч.
История ранцев
Люди пытались построить реактивный ранец еще сто лет назад. Русский изобретатель Александр Андреев еще в 1919 году подал патент на ранцевый ракетный аппарат на жидкостном реактивном двигателе. Он отмечал, что «с помощью аппарата можно делать воздушную разведку с большей безопасностью, чем на аэроплане. При наступлениях вообще и осаде крепостей минуя все земные препятствия возможно будет перелететь в тыл неприятеля совершенно свободно».
Прошло несколько десятилетий, прежде чем идея обрела физическое воплощение. В 1952 году Томас Мур (Thomas Moore) в США сконструировал реактивный жилет (Jet Vest), который работал на перекиси водорода и сумел оторвать человека от земли на несколько секунд.
В середине 1950-х и компания Bell Aerosystems уже начала разработку ракетного ранца для армии США. Устройство было названо «Bell Rocket Belt» или «человек-ракета». Это было действующее портативное устройство, которое можно было прикрепить к спине для взлета и перемещения в трех измерениях.
В двигателе менее, чем за одну десятую миллисекунды происходила уже упомянутая реакция разложения перекиси водорода на перегретый пар и кислород 2H2O2 → 2Н2О + О2. Смесь увеличивалась в объеме в 5000 раз с выделением большого количества тепла (около 2500 кДж/кг) при 740 °С. Горячий газ использовался в качестве реактивной массы и подавался непосредственно в сопла летательного аппарата.
Принцип работы, схема устройства ракетного ранца
20 апреля 1961 года в районе аэропорта Ниагара-Фолс близ Ниагарского водопада был совершен первый свободный полет ракетного ранца. Испытатель Гарольд Грэм достиг высоты около 1,2 метра, а затем плавно пролетел вперед со скоростью примерно 10 км/ч на расстояние 35 метров и приземлился. Полет длился 13 секунд.
8 июня 1962 года реактивный рюкзак был несколько раз продемонстрирован офицерам военного ведомства, в том числе во дворе Пентагона. Но большим минусом аппарата являлось ограниченное время работы. Струя пара и кислорода может обеспечить значительную тягу, но имеет относительно низкую скорость истечения и, следовательно, плохой удельный импульс. Такие ракетные ранцы могут летать не более 30 секунд из-за ограниченного количества топлива, которое пилот может нести на себе без посторонней помощи.
Показательный полет на реактивном ранце на церемонии открытия олимпийских игр в Лос-Анджелесе в 1984 году
Позже появился ранец Martin jetpack, который имел турбореактивный двигатель и мог продержаться в воздухе уже более 30 минут. В нем были системы безопасности и его можно было приобрести за пару сотен тысяч долларов. Но он был огромен и такой же портативный, «как пианино» – вы не могли его пристегнуть к спине и самостоятельно идти.
Также в небо взмыл швейцарский джетмен Ив Росси (Yves Rossy), который на реактивном крыле парит со скоростью более 300 км/ч, выполняя невероятные фигуры высшего пилотажа. Это довольно большое устройство, которое нужно запускать с самолета или вертолета. (Правда теперь уже есть разработка запуска аппарата с земли). Тем не менее, приземление происходит с применением двух парашютов: одного для пилота, а второго – для крыла, что не очень удобно.
Был и реактивный параплан Троя Хартмана (Troy Hartman), но для взлета ему нужен ветер, чтобы поднять и наполнить крыло парашютного типа, и это не совсем на то, что многим подойдет.
Необходимо отметить и другие весьма перспективные реактивные персональные летательные средства. Это флайборды Френки Запаты (Franky Zapata) и джетсьюты от Gravity Industries. Последние кстати уже показывают, как могут проводиться соревнования пилотов.
Самолет четвертого поколения
В сервисе
Выделенные синим цветом линии означают, что в некоторых классификациях самолет считается принадлежащим к промежуточному поколению под названием « поколение 4+ », « поколение 4 ++ » или « поколение 4.5 », на полпути между поколениями 4 и 5. Все самолеты этого переходного поколения были приняты на вооружение с 2000 года и ознаменовали конец истребителей 4- го поколения .
Для советских, российских и китайских самолетов курсивом выделено их кодовое название НАТО , под которым они иногда называются на Западе .
Ввод в эксплуатацию | Родная страна | Производитель | Фамилия | Страны-пользователи | |
---|---|---|---|---|---|
1974 г. | Соединенные Штаты | Грумман | F-14 Tomcat |
|
|
1975 г. | Израиль | IAI | Кфир |
|
|
1976 г. | Соединенные Штаты | Макдоннелл Дуглас ( Боинг ) | F-15 Eagle |
|
|
1978 г. | Соединенные Штаты | General Dynamics ( Lockheed Martin ) | F-16 Боевой сокол |
|
|
девятнадцать восемьдесят один | США Япония | Макдоннелл Дуглас Мицубиси | F-15J Eagle | ||
1982 г. | Франция | Dassault | Мираж 2000 |
|
|
1982 г. | Советский союз | Микоян-Гуревич | МиГ-31 Фоксхаунд |
|
|
1983 г. | Соединенные Штаты | Макдоннелл Дуглас ( Боинг ) | F / A-18 Hornet |
|
|
1983 г. | Советский союз | Микоян-Гуревич | МиГ-29 Fulcrum |
|
|
1985 г. | Великобритания | Панавиа | Торнадо АДВ |
|
|
1985 г. | Советский союз | Сухой | Су-27 Фланкер |
|
|
1988 г. | Соединенные Штаты | Макдоннелл Дуглас ( Боинг ) | F-15E Strike Eagle |
|
|
1992 г. | Китай | Сиань | JH-7 Камбала | ||
1994 г. | Тайвань США | AIDC (ru) General Dynamics | F-CK-1 Чинг-Куо | ||
1996 г. | Швеция | Saab | JAS 39 Грипен |
|
|
1996 г. | Россия | Сухой | Су-30 Фланкер-С |
|
|
1998 г. | Россия | Сухой | Су-33 Фланкер-Д | ||
1998 г. | Китай | Шэньян | Д-11 Фланкер-Б + | ||
1999 г. | Соединенные Штаты | Макдоннелл Дуглас ( Боинг ) | F / A-18E / F Супер Хорнет |
|
|
2000 г. | Япония США | Mitsubishi | F-2 | ||
2001 г. | Франция | Dassault | Порыв |
|
|
2002 г. | Индия Россия | ХАЛ Сухой | Су-30МКИ Фланкер-Н | ||
2004 г. | Германия Испания Италия Великобритания | Еврофайтер | Тайфун |
|
|
2005 г. | Китай | Чэнду | D-10 Жар — птица | ||
2010 г. | Пакистан Китай | PAC (in) Чэнду | JF-17 Гром |
|
|
2012 г. | Россия | Сухой | Су-35 Фланкер-Э |
|
|
2012 г. | Китай | Шэньян | D-15 | ||
2015 г. | Индия | HAL | Теджас | ||
2017 г. | Россия | Микоян-Гуревич | МиГ-35 Fulcrum-F |
Заброшенные программы
-
Аргентина
FMA SAIA 90 ( дюйм )
-
Франция
Dassault Mirage 4000
-
Израиль
- IAI Lavi
- IAI Nammer (en)
-
Китай
- Чэнду D-9
- Шэньян J-13 (в)
-
Румыния
IAR 95 ( дюйм )
-
Южная Африка
Атлас Карвер (ru)
-
Россия — Советский Союз
- Микоян 1.44
- Яковлев Як-141
- Як-43 (в)
- Яковлев Як-45 (в)
-
Россия — Иран
M-ATF (ru)
-
Соединенные Штаты
- Нортроп YF-17
- Нортроп F-20 Тигершарк
- Боинг F-15SE Silent Eagle
-
Югославия
Novi Plane

Эта тема закрыта для публикации ответов.