«создатель советского океанского флота»: как адмирал сергей горшков изменил мировой баланс сил

Алан-э-Дейл       02.09.2022 г.

На защите морских рубежей страны.

Новые земли, открытые русскими мореплавателями на побережье Тихого океана,  требовали защиты и 21 мая 1731г.  был подписан императорский указ о создании  подразделения российского военно-морского флота на Дальнем Востоке — Охотской Военной флотилии с базой в Охотске. Эта дата считается днем рождения Тихоокеанского флота,  который сегодня охраняет морские рубежи Дальнего Востока России.

Так начиналась история Краснознаменного Тихоокеанского флота. Военные моряки не только обходили дозором новые земли, они занимались перевозкой людей и грузов, проводили экспедиции по изучению и освоению всего побережья от Беренгова пролива до Южно-Курильских островов, секретные экспедиции на Аляску и Алеутские острова, устанавливали дипломатические отношения с Японией.

С 1849 г. Охотская флотилия базируется в Петропавловске-Камчатском, где она вместе с гарнизоном Петропавловского порта участвует в героической обороне города,  принимая  неравный бой с  кораблями анго-французского флота и одерживает блестящую победу под руководством Камчатского военного губернатора Василия Завойко, будущего адмирала, которому принадлежит идея основания главного дальневосточного порта на юге Приморья, его считают «крестным отцом» Владивостока.

В 1856г. Охотская флотилия  стала называться Сибирской флотилией, сначала ее переводят в Николаевск-на Амуре, а в 1871 г. во Владивосток, успев зв это время отличится у берегов Америки, защищая американцев от угрозы нападения англичан на Сан-Франциско.

К началу 20 века главная угроза для России в этом регионе исходит от Японии, основная база российских военно-морских сил располагается в Порт-Артуре, во Владивостоке остается только несколько крейсеров.

В результате русско-японской войны, несмотря на мужество и героизм русских моряков и солдат,  Порт-Артур был сдан, потеря крепости и основной базы военно-морской флотилии решила исход войны.

Русско-японская, первая мировая, гражданская войны — все это привело к тому, что военный флот  на Дальнем Востоке  после революции пришлось создавать  почти заново.

В 1935г. военно-морские силы Дальнего Востока стали называться Тихоокеанский флот (ТОФ).

Во время второй мировой войны  моряки-тихоокеанцы, морская пехота, летчики  проявляли чудеса мужества  сражаясь на всех фронтах — под Москвой и Ленинградом, защищали Севастополь и Северный Кавказ,   корабли ТОФ  участвовали в боях в составе Черноморского и Северного флотов, а подводные лодки совершили уникальный по сложности, героический переход из Владивостока в Заполярье  для участия в боях с фашистами.

Но угроза нападения Японии и постоянные провокации  с ее стороны заставляли удерживать значительные силы Тихоокеанского флота на Дальнем Востоке, которые  обновились за годы войны почти полностью, являясь источником пополнения действующей армии на фронтах с фашистами.

Героизм и боевое мужество они проявили и на заключительном этапе второй мировой войны при разгроме союзника Германии — Японии, в период советско-японской войны.

С честью выдержав все испытания, Тихоокеанский флот был награжден к 20-летию победы орденом Красного Знамени.

Сегодня он достойно представляет Военно-Морской флот России на Дальнем Востоке и надежно стоит на защите безопасности нашей страны, оснащенный современным оружием, атомными субмаринами, десантными и противолодочными кораблями, ракетными крейсерами, а также в состав ТОФ входит морская авиация, морская пехота, береговые войска.

Из коллекции программы «Приморье with love. Панфилов story»

http://vk.com/video_ext.php

.

Фото с сайта vl.ru

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

Прежние названия — в порядке присвоения:

-«Советский Союз» (проект),
-«Рига» (закладка),
-«Леонид Брежнев» (спуск на воду),
-«Тбилиси» (испытания)

Единственный в составе Военно-Морского флота Российской Федерации в своём классе (по состоянию на 2015 год). Предназначен для уничтожения крупных надводных целей, обороны морских соединений от нападений вероятного противника.

Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза.

Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе.

Входит в состав Северного флота. На крейсере во время походов базируются самолёты Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования — Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования — Североморск-1).

Постройка

Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер СССР — «Рига» был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года. От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.

Ещё до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в «Леонида Брежнева». Спуск на воду состоялся 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву.

Погрузка и установка вооружения на авианосец (кроме зонального блока пусковых установок ПКРК «Гранит»), электрооборудования, авиационно-технических средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудование помещений происходили на плаву, при достройке корабля у Северной набережной Большого ковша.

11 августа 1987 года переименован в «Тбилиси». 8 июня 1989 года стартовали его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года — заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В ходе данных испытаний были осуществленны первые взлёты и посадки самолётов на него. 1 ноября 1989 года осуществлены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После окончания цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.

4 октября 1990 года переименован в очередной раз (4-й) и стал называться «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Технические характеристики

Размеры

-Длина — 305,0 м
-Длина по ватерлинии — 270 метров
-Ширина наибольшая — 72 метра
-Ширина по ватерлинии — 35,0 м
-Осадка — 10,0 м
-Стандартное водоизмещение — 43 тыс. тонн
-Полное водоизмещение — 55 тыс. тонн
-Максимальное водоизмещение — 58,6 тыс. тонн

Энергетическая установка

-Паровые турбины — 4 х 50 тыс. лошадиных сил
-Количество котлов — 8
-Количество винтов — 4
-Мощность турбогенераторов — 9 х 1500 киловатт
-Максимальная скорость — 29 узлов
-Дальность плавания на максимальной скорости — 3850 миль при скорости 29 узлов
-Экономическая скорость — 18 узлов
-Максимальная дальность плавания — 8000 миль при скорости 18 узлов
-Автономность — 45 дней

Вооружение

На 2014 год в составе авиакрыла находятся 20 самолётов и 17 вертолётов:

-14 палубных истребителей Су-33 (и ещё 7 Су-33 находятся на хранении)
-10 палубных истребителя МиГ-29К
-2 палубных учебно-боевых истребителя МиГ-29КУБ
-2 учебно-тренировочных самолета Су-25УТГ
-15 многоцелевых корабельных вертолётов Ка-27/Ka-27ПС
-2 вертолёта радиолокационного дозора Ка-31

Также авианесущий крейсер вооружен:

-12 х ПКРК 4К80 «Гранит»
-24 х ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
-8 х ЗРАК 3М87 «Кортик» (256 ракет)
-2 х РБУ-12000 «Удав» (60 глубинных бомб)
-6 х АК-630

Экипаж

-Экипаж — 1960 человек
-Авиаперсонал — 626 человек
-Командный состав — 55 человек

Россия
Скорость хода 29 (54 км/ч) узлов
Дальность плавания 8000 миль
Водоизмещение 58,6 т
Осадка 10,0 м

Адмирал Кузнецов в годы Великой Отечественной

Накануне войны, по его распоряжению 19 июня 1941 года на флотах западного направления была объявлена готовность №2, а в 2 часа 40 минут 22 июня флоты перешли на высшую степень готовности. Благодаря этому, во время первой атаки немцев, не был потерян ни один корабль, ни одна береговая батарея, ни один самолет ВМФ. В то время как на суше разгромленные и деморализованные советские части стремительно отступали на восток, 25 июня 1941 года корабли Черноморского флота атаковали румынский порт Констанца, где находились значительные запасы топлива для немецких войск. В начале августа 1941-го по инициативе Кузнецова, силами морской авиации Балтийского флота были нанесены десять бомбовых удар по Берлину, что имело значительный пропагандистский эффект. Поскольку передовые и основные базы флота в Таллинне, Одессе и Севастополе были потеряны, флоты не предпринимали самостоятельных действий и в оперативном отношении были подчинены фронтам, оказывая им помощь на приморских направлениях. В октябре 1941-го было сформировано 25 морских стрелковых бригад, участвовавших в битве за Москву, а затем во всех боях вплоть до взятия Берлина. В составе 2-й армии гвардейской армии Малиновского, морская пехота сыграла решающую роль в отражении деблокирующего удара танковой армии Манштейна под Сталинградом.

Всю войну Кузнецов был главкомом ВМФ и членом Ставки Верховного Главнокомандования. В мае 1944-го он первый в Советском Союзе получил звание адмирала флота, а в 1945-м в составе советской делегации принимал участие в работе Крымской и Потсдамской конференций. Начиная с июня 1945-го, Кузнецов находится на Дальнем Востоке, где под его руководством несколько одновременных морских десантов Тихоокеанского флота от Сахалина до Порт-Артура полностью разгромили японские части. В сентябре 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В 1947-м в результате конфликта со Сталиным, Кузнецов был снят с должности главкома ВМФ, а в 1948-м по надуманному обвинению предан суду, понижен в звании до контр-адмирала и отправлен во Владивосток заместителем Главкома войск Дальнего Востока. В 1950-м он стал командующим 5-м Тихоокеанским флотом, а в январе 1951-го получил звание вице-адмирала. В июле того же года Кузнецов вернулся в Москву и получил назначение министра ВМС, а после смерти Сталина восстановлен в звании «адмирал флота». После прихода к власти Хрущева он снова попадает в опалу. По настоянию Жукова в декабре 1955-го Кузнецов был сначала снят с должности, а уже в феврале 1956-го понижен в звании до вице-адмирала и отправлен в отставку «без права работы во флоте».

В отставке занимался литературной и переводческой деятельностью, умер 6 декабря 1974 года. После неоднократных попыток восстановить справедливость, в 1988 году Кузнецов был посмертно восстановлен в звании «Адмирал Флота СССР». Во многих городах России в честь него названы улицы, площади, школы и морские училища. Его имя носит авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», входящий в состав Северного флота. В 2010 году в центре Архангельска ему был установлен памятник, в виде стоящей на постаменте бронзовой четырехметровой фигуры адмирала.

***

Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:

  • Легендарный летчик Валерий Чкалов
  • Полярный летчик Анатолий Ляпидевский
  • Летчица Марина Раскова
  • Летчица Полина Осипенко
  • Разведчик Николай Кузнецов
  • Разведчик Рихард Зорге
  • Разведчик Рудольф Абель
  • Разведчик-Диверсант Павел Судоплатов
  • Снайпер Василий Зайцев
  • Генерал Дмитрий Карбышев
  • Генерал И.В. Панфилов
  • Летчик Николай Гастелло
  • Летчик Виктор Талалихин
  • Летчик Алексей Маресьев
  • Трижды герой Иван Кожедуб
  • Трижды герой Александр Покрышкин
  • Подводник Александр Маринеско
  • Адмирал Н.Г. Кузнецов
  • Василий Маргелов
  • Герой-казак Иван Недорубов
  • Партизанский генерал Сидор Ковпак
  • Александр Матросов
  • Михаил  Калашников
  • Молодая гвардия, Олег Кошевой
  • Молодая гвардия, Любовь Шевцова
  • Молодая гвардия, Ульяна Громова
  • Партизанка Зоя Космодемьянская
  • Партизанка Вера Волошина
  • Партизанка Лиза Чайкина
  • Юный герой Леня Голиков
  • Юный подпольщик Виктор Хоменко
  • Пионерка — герой Лариса Михеенко
  • Юный партизан Александр Чекалин
  • Пионер — герой Валя Котик
  • Пионер — герой Марат Казей
  • Пионер — герой Володя Дубинин
  • Пионер — герой Зина Портнова
  • Маршал И.Х. Баграмян
  • Маршал В.И. Чуйков
  • Маршал С.К. Тимошенко
  • Маршал К.А. Мерецков
  • Маршал Г.К. Жуков
  • Маршал И.С. Конев
  • Маршал А.М. Василевский
  • Маршал К.К. Рокоссовский
  • Маршал М.Н. Тухачевский

Гордость русского флота

Почти каждая страна, обладающая выходом к морю или океану, имеет своих героев-флотоводцев. Все итальянцы почитают генуэзца Андреа Дориа. Испанцы помнят эпохальную победу у Лепанто, одержанную принцем Доном Хуаном Австрийским в 1571 году. Эта битва положила предел турецкой экспансии в Средиземном море. Голландцы по праву гордятся великим Михаэлем де Рюйтером, неоднократно бившим на море французов и англичан, причем и по отдельности, и вместе! Его победный рейд по Темзе заставил заносчивых подданных английского короля пережить невиданный ими до этого позор.

Сами англичане, доминировавшие на море в течение двух с половиной веков, почитают многих заслуженных и славных адмиралов. Но в их длинном ряду особое место занимает Горацио Нельсон. Грандиозная победа у Трафальгара спасла Англию от намечавшегося вторжения войск Наполеона. А гибель в сражении самого Нельсона только еще больше прославила его.

Есть и в российской истории целая плеяда отличных флотоводцев, несмотря на то что Россия вошла в круг великих морских держав гораздо позже, чем, например, Голландия, Испания или Британия, — при Петре I, в начале XVIII века.

wikipedia.org
Ф.Ф.Ушаков.

Имена российских флотоводцев известны нам со школьной скамьи. Но Федор Федорович Ушаков все же выделяется даже на таком блестящем фоне. Его мы без всякой натяжки можем поставить на одну ступень с Нельсоном и де Рюйтером! Адмирал Ушаков являет собой гордость русского военно-морского флота!

Он был современником А.В.Суворова. Их военная карьера во многом схожа, с тем лишь отличием, что один прославлял русское оружие на суше, а другой — на море. Оба громили турок и наводили на них ужас одним своим именем. Оба в конце жизненного пути доказали, что могут бить не только турок, но и гордящихся своим военным величием французов.

Подобно Суворову, Ушаков не потерпел ни одного поражения! И так же, как великий наш генералиссимус, однажды он совершил считавшееся совершенно невозможным! Взятие силами одного только флота мощной французской крепости Корфу вполне можно сравнить с измаильским штурмом и триумфом.

wikipedia.org
Общий вид острова и крепости Корфу (гравюра).

Интересные факты

От скупых цифр характеристик стоит перейти к самому интересному — любопытным фактам, связанным с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов».

Оперативный псевдоним

Свое текущее имя самый большой военный корабль российского флота получил не сразу. При проектировании в КБ судно планировалось назвать «Советский Союз». На стадии закладки решение пересмотрели — корабль получил имя «Рига».

Но во время постройки случилось ЧП — 10 ноября 1982 года скончался Первый секретарь ЦК КПСС. В связи с трагедией 22 ноября крейсер переименовали в «Леонида Брежнева», отдавая дань памяти почившему руководителю страны. С именем бывшего генсека на борту ТАВКР и спустили на воду 4 декабря 1985-го — достройка продолжалась уже на плаву.

В августе 1987-го руководство флота решило в очередной раз «переназвать» судно — теперь крейсер-авианосец превратился в «Тбилиси». Под именем столицы Грузинской ССР корабль проходил до окончания в 1990-м испытаний, после чего, 4 октября, был назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова — имевшего звание Героя Советского Союза адмирала, возглавлявшего ВМФ СССР с 1939 по 1946 и с 1951 по 1953 год.

Проба оперения

До 1989-го с палубы советских кораблей взлетали только вертолеты и СВВП. 1 ноября, во время испытаний, на палубу тогда еще «Тбилиси» совершил первую горизонтальную посадку самолет Су-27К под управлением летчика-испытателя Виктора Пугачева. А первым на взлет с ТАВКР отправился МиГ-29К с Токтаром Аубакировым в качестве пилота.

Полезный казус

Заключенная в 1936 году конвенция Монтре, касающаяся контроля за проливами Босфор и Дарданеллы, запрещает проход в воды Черного моря авианосцев, оставляя право посещения за линейными кораблями. При этом в договоре прописано, что если действия авиации — это не главное назначение корабля, то, даже будучи оборудованным полетной палубой, такое судно авианосцем не считается. Конструктивные особенности, вооружение ракетами и классификация в качестве «авианесущего крейсера» делает «Адмирала Кузнецова» единственным авианосным судном, которому дозволено присутствовать в водах Черного моря.

Феникс

В декабре 2019-го, при прохождении крейсером модернизации и перевооружения на Мурманском судоремонтном заводе, на корабле возник пожар площадью в 600 кв. м, на ликвидацию которого пришлось потратить сутки. В результате инцидента 2 человека погибли, а 12 получили ожоги и травмы. Происшествие сдвинуло сроки окончания работ по обновлению крейсера на год.

Тихой сапой вкруг Европы, или о доле предателей

В ряды Северного флота, где служит и теперь, «Кузнецова» официально зачислили еще в январе 1991-го, но судно оставалось в водах возле Севастополя. Однако в ноябре командиром корабля Виктором Ярыгиным получено было телеграфное сообщение от Леонида Кравчука, возглавлявшего украинскую Верховную раду, в котором указывалось, что ТАВКР принадлежит Украине и обязан оставаться в ее территориальных водах.

Командир учел, что референдума о независимости еще не проводилось и такого государственного образования, как Украина, еще не существует, и решил действовать в соответствии с предписаниями флотского руководства СССР и лично прибывшего на корабль контр-адмирала Юрия Устименко.

Ночью 30 ноября «Кузнецов» покинул севастопольский рейд и направился к Босфору. За 25 суток обогнув Европу, авианесущий крейсер прибыл в Видяево.

Часть летчиков и авиатехников с кораблем в плавание не ушли, оставшись в Севастополе. Одни отказались присягнуть Украине и впоследствии составили основу 279-го российского полка корабельной авиации. А принявших украинскую присягу вскоре уволили — у страны не было авианесущих кораблей.

Звания в ВМФ России

Перед тем как дослужиться до адмирала флота, курсант высшего военного училища должен пройти путь от звания младшего лейтенанта до чинов старшего офицерского корпуса:

Ранги офицерского состава ВМС РФ

Младший офицерский корпус
Мл. лейтенант Лейтенант Ст. лейтенант Капитан-лейтенант
Начиная с младшего лейтенанта, по истечении отведенного срока службы, офицер может пройти аттестацию и получить чин лейтенанта. Далее идет звание старшего лейтенанта, которое соответствует капитану сухопутных войск. Замыкает корпус младших офицеров – капитан-лейтенант. Он, по сути, является заместителем капитана.
Старший офицерский корпус
Капитан 3-го ранга Капитан 2-го ранга Капитан 1-го ранга
Если проводить аналог с офицерским составом сухопутных сил, то капитан третьего ранга соответствует (на судне сокращенно его называют «каптри») майору, капитан второго ранга («кавторанг») подполковнику, а капитан первого ранга («каперанг») – полковнику.
Высшие офицеры
Контр-адмирал Вице-адмирал Адмирал Адмирал флота
Контр-адмирал является заместителем вице-адмирала или адмирала и, при необходимости, имеет право руководить эскадрой. Вице-адмирал командует одной эскадрой, а адмирал руководит главной эскадрой. Завершает список – адмирал фронта

, который является главной фигурой на флоте.

Первая архипелагская экспедиция

Итак, в 1768 г. было принято окончательное решение о посылке русских кораблей в Средиземное море.

Первая эскадра под начальством адмирала Григория Александровича Спиридова (7 линейных кораблей, 1 фрегат, 1 бомбардирский корабль и несколько малых судов) вышла в море 25 июля 1769 г. и в конце ноября прибыла в порт Магон на острове Минорка. Ее десант состоял из 8 рот Кексгольмского пехотного полка и 2 рот артиллерии.

Русская эскадра еще никогда не осуществляла столь длительный переход. В условиях частых осенних штормов в Северной Атлантике корабли вынуждены были заходить в английские порты на ремонт. Там же закупался провиант, приобретались и транспортные суда, необходимость в которых возрастала.

Вторая эскадра под начальством контр-адмирала Джона Эльфинстона (3 корабля, 2 фрегата и несколько транспортов) оставила кронштадтский рейд только 9 октября и потому зазимовала в Портсмуте.

Главнокомандующим всеми посланными на Греческий архипелаг силами был назначен генерал-аншеф граф Алексей Орлов, который через Италию отправился к театру предстоявших военных действий. Интересно, что славу сподвижнику Екатерины II и сухопутному офицеру принесло именно морское сражение.

Корветы 20380 и 20385

Корабли проектов 20380 и 20385 являются многоцелевыми корветами ближней морской зоны. Их разработка велась в конце 1990-х и начале 2000-х годов Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» в Санкт-Петербурге.

Эти корветы предназначены для обнаружения и уничтожения кораблей и подлодок противника в ближней морской зоне, обеспечения высадки морского десанта и патрулирования прибрежных вод.

Длина кораблей обоих проектов составляет 104,5 м, ширина — 13 м, осадке — 7,95 м. Полное водоизмещение 2,2 тыс. т.

  • Многоцелевой сторожевой корабль. Проект 20380

Главная двухвальная дизельная энергетическая установка корабля состоит из двух агрегатов ДДА12000 мощностью по 12 тыс. лошадиных сил. Она обеспечивает корветам скорость полного хода до 27 узлов (до 50 км/ч)

При конструировании этих кораблей особое внимание было уделено снижению уровня шума механизмов энергетической установки, что позволило снизить заметность корабля в гидроакустическом диапазоне

Дальность плавания корветов составляет до 3,5 тыс. морских миль (около 6,4 тыс. км) при автономности плавания в 15 суток. Экипаж кораблей — 99 человек.

Также по теме

«Аналогов нет»: как российский атомный крейсер «Адмирал Нахимов» станет самым мощным кораблём в мире

Российский тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 1144.2 после модернизации станет самым мощным надводным кораблём…

Корветы проекта 20380 вооружены двумя пусковыми установками противокорабельного комплекса «Уран» с боекомплектом по восемь ракет и переносными ЗРК «Игла». Противовоздушную оборону обеспечивают комплексы «Кортик-М» и шестиствольные автоматические корабельные артиллерийские установки АК-630М калибра 30 мм.На передней части палубы установлена артиллерийская установка А-190 калибра 100 мм.

Кроме того, впервые в мире корабли проекта 20380 были оснащены противоторпедным вооружением — антиторпеды, установленные на корвете, способны перехватывать вражеское вооружение на расстоянии 1,4 тыс. м. Головным кораблём проекта 20380 является корвет «Стерегущий».

Корабли проекта 20385 по своим основным характеристикам схожи с 20380, их главное отличие заключается в расширенной номенклатуре ударного вооружения. Так, на корветах 20385 комплекс «Уран» заменён на комплекс крылатых ракет «Калибр-НК», а также был увеличен боезапас ЗРК «Редут». Также эти корабли могут вооружаться ракетами «Оникс». Головным кораблём этой серии стал корвет «Гремящий».

В кормовой части корветов проектов 20380 и 20385 установлен ангар, в котором размещается корабельный противолодочный вертолёт Ка-27.

В беседе с RT доктор военных наук, капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков высоко оценил характеристики этих кораблей.

«Корветы проекта 20380 и 20385 предназначены для действий в ближней морской зоне и по своим ударным возможностям близки к любому иностранному фрегату. После того как эти корабли получат на вооружение гиперзвуковые противокорабельные крылатые ракеты «Циркон», они будут представлять серьёзную угрозу для авианосных сил потенциального противника. Эти корабли на ближайшие 30—40 лет станут основой ВМФ России в ближней морской зоне», — отметил военный эксперт.

Против всех правил

В помощь лучшему турецкому адмиралу Гиритлы Хусейн-паше был вызван из Алжира капудан-паша Сеит-Али, носивший громкое прозвище «гроза морей». Возглавляемый этими «морскими волками» флот состоял из 18 линейных кораблей, 17 фрегатов и 48 вспомогательных боевых единиц. Расположившись у мыса Калиакрия (в нынешней Болгарии), они готовились к военным действиям против русского флота.

11 августа 1791 года эти силы были обнаружены эскадрой Ушакова. Под его флагом походным строем трех кильватерных колонн шли 15 линейных кораблей и 3 фрегата. За ними следом двигались 18 малых кораблей. Увидев стоящий у берега вражеский флот, русский флотоводец не стал терять время на перестроение кораблей в единую колонну, как это предписывалось всеми правилами ведения морского боя.

Приказав поставить все возможные паруса, Ушаков стремительно атаковал противника в походном строю

Используя фактор внезапности, он зашел между турецкими кораблями и берегом, со стороны которого дул ветер, получив тем самым важное преимущество для боя парусной эпохи. Перестроение в единый строй его эскадра осуществила на ходу

Турки и алжирцы, застигнутые врасплох, стали рубить якорные канаты и строиться для боя уже под огнем русских кораблей. Сеит-Али на своем быстроходном флагмане возглавил несколько передовых кораблей и стал пытаться «выйти на ветер», обогнув наш авангард. Разгадав его замысел, Ушаков устремился наперерез. 80-пушечный «Рождество Христова» обладал наибольшей скоростью среди русских кораблей. Находясь на его борту, наш флотоводец парировал маневр алжирского адмирала и нанес его кораблю очень тяжелые повреждения.

Увлекшись преследованием, флагман Ушакова какое-то время был вынужден вести бой сразу с двумя кораблями и двумя фрегатами врага, но достойно выдержал это испытание. Вскоре на помощь флагману подоспели три других наших корабля. Сражение закончилось через 2 часа паническим бегством противника. И опять его спасло от полного уничтожения большое преимущество в скорости.

Потери в личном составе на русской эскадре оказались ничтожны: 17 убитых и 28 раненых. Турки потеряли в десятки раз больше. Но главное не это. Гораздо важнее, что после сражения у Калиакрии Османская империя лишилась флота как организованной боевой силы.

Турецкие и алжирские корабли рассеялись по всему балканскому и малоазиатскому побережьям Черного моря. Флагманский корабль Сеит-Али с трудом достиг Константинополя и стал тонуть на виду у всего города, стреляя из пушек в знак просьбы о помощи. Это произвело на жителей удручающее впечатление.

В городе распространялись панические слухи о том, что грозный Ушак-паша вот-вот ворвется с эскадрой в Босфор и атакует турецкую столицу со стороны моря.

Сам Сеит-Али, раненый, обожженный и оборванный, явился во дворец султана с рапортом о поражении. Жалкий вид «грозы морей» способствовал тому, что османский владыка приказал немедленно просить у русских мира.

wikipedia.org
Блокада крепости Корфу (схема).

«Птенец гнезда Петрова»

Федор Апраксин родился 7 декабря (по новому стилю) 1661 года в знатной боярской семье, ведущей свой род от выходца из Орды, татарского мурзы Солохмира. Отец погиб, когда Федору не исполнилось и семи лет. После замужества младшей сестры, ставшей второй женой царя Федора Алексеевича (брат Петра I), он вместе с братом Андреем был приближен к трону и занял весьма почетную должность царского стольника. Такая же должность была при дворе и у его отца.

wikipedia.org
Фёдор Матвеевич Апраксин.

Участие в забавах юного Петра с потешными полками и флотилией вскоре переросло в настоящую государственную службу. В 1693 году Апраксин был назначен двинским воеводой и губернатором в Архангельске. Там он среди прочего заведовал постройкой и снаряжением первого казенного торгового корабля, предназначавшегося для отправки русских товаров в Европу. Выполнив эту задачу, Федор Апраксин заслужил особое благоволение Петра I.

При смене статуса «полков нового строя» с потешных на лейб-гвардейские, он стал поручиком Семеновского полка, а после участия во втором Азовском походе был произведен царем в полковники. Уезжая в 1697 году в заграничное турне, Петр оставил постройку кораблей в Воронеже под надзором Федора Апраксина, что говорит об особом доверии царя к своему сподвижнику.

«Птенец гнезда Петрова» старался это доверие оправдать, однако, не владея соответствующими его положению знаниями в кораблестроении и морском деле, конкуренции не выдержал. По возвращении царя из-за границы Апраксин был сменен нанятым на службу Корнелиусом Крюйсом, голландским моряком норвежского происхождения. Под началом этого «морского волка» Апраксин принял участие в Керченской экспедиции русского флота (1699).

navalmuseum.ru
Корнелиус Крюйс.

Так как вице-адмирал Крюйс в 1702 году был переведен Петром в Архангельск, а затем — на Балтику, Апраксин, уже набравшись необходимого опыта, вновь возглавил строительство кораблей в Воронеже.

Повреждение авианосца: последние новости

Вернувшись с боевого задания, заключавшегося в маневрировании в Средиземноморских водах у берегов Сирии, «Адмирал Кузнецов» был поставлен в док для осуществления планового ремонта и технического обслуживания. Именно здесь с ним произошло трагичное событие, ставшее причиной получения ряда повреждений.

Ночью с 29 на 30 октября 2018 г. в доке судоремонтного предприятия мурманского порта, где стоял авианосец, была отключена электроэнергия. В результате этого башня, относящаяся к плавучему доку, пошла на дно. Это послужило причиной падения на крейсер 70-тонного башенного крана.

В результате аварии была повреждена часть палубы, образовалась пробоина диаметром около 20 м. Помимо этого, стрела пронзила несколько отсеков внутри авиалайнера. Кроме технических проблем, от падения крана пострадало 4 человека из обслуживающего персонала, 1 из которых скончался через несколько дней в больнице. Ещё 1 рабочий считается пропавшим без вести — его тело так и не было обнаружено.

В настоящее время судьба единственного авианесущего крейсера ВМФ РФ «Адмирал Кузнецов» находится в подвешенном состоянии и оставляет желать лучшего. Он стоит в Росляковском доке с лежащим на его повреждённой палубе краном. Официальный представитель судоремонтного предприятия «Звёздочка» Е. Гладышев прокомментировал это запретом прокуратуры предпринимать попытки устранения последствий аварии, пока не будут завершены следственные мероприятия.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.