Оглавление
Происхождение
Причины высокомерно-снисходительного отношения, выпячивания собственной значимости нужно искать в VI — VII веках. Этим периодом датируется происхождение рыцарства.
Завоевания новых земель в ту эпоху серьезно укрепили авторитет и власть короля. Вместе с ним возвысились и воины, входившие с состав его дружин. Изначально образ жизни рыцарей в Средние века мало чем отличался от быта соплеменников, но постепенно знать захватывала земельные наделы, возводила на них замки.
Истории известны сотни случаев, когда земли отбирали силой у своих же соседей. Такое положение дел сохранялось при том, что количество рыцарей в Европы было ничтожно малым – не больше 3% от общей численности населения. Исключением были Испания и Польша, где их было около 10%.
Огромное влияние рыцарства на внутреннюю и внешнюю политику, этикет, дипломатию и практически все сферы жизни историки объясняют периодом, когда правда была за силой. А сила сосредоточилась в руках мужчин с доспехами.
Постепенно в средневековой Европе сформировался новый тип культуры – идеалы рыцарства. Они отчасти дошли и до современников – отсюда идеализация воинов в доспехах и с мечом.
Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)
В 1189 году начался Третий Крестовый поход. Его главной целью было повторное отвоевывание Святой земли.
- Британцы выступили под предводительством бесстрашного воина — короля Англии Ричарда «Львиное сердце».
- Король Франции Филипп II Август возглавил французских крестоносцев.
- Немецкий император Фридрих Барбаросса повел в поход немецких рыцарей.
Третий Крестовый поход тоже оказался неудачным. Немецкие рыцари по пути лишились своего предводителя. Во время переправы через речку Селиф в Малой Азии, Фридрих Барбаросса, облаченный в тяжелые доспехи, упал с коня и утонул. После этого большая часть немецких крестоносцев повернула домой.
Английские и французские рыцари добрались до территории, где еще недавно было Иерусалимское королевство, но не пошли сразу освобождать Иерусалим, а решили осадить крепость Акру. Осада продолжалась два года. Французский король не дождался окончания осады и отбыл домой со своими рыцарями. Ричард «Львиное сердце» остался под Акрой в окружении войск Саладина.
Несмотря на то, что английский король все-таки взял Акру и даже одержал победу над войсками Саладина в битве при Арсуфе, дело закончилось мирными переговорами. Ричарду нужно было срочно вернуться домой, так как французский король Филипп воспользовался отсутствием английского короля и захватил почти все владения Англии на материке.
Результаты Третьего Крестового похода были весьма скромны. Христианским паломникам разрешили свободно посещать Иерусалим, но он по-прежнему принадлежал мусульманам. Акра и часть прибрежной полосы от Тира до Яффо оставались в руках крестоносцев.
Джон Хоквуд (ок. 1320—1323 -1394)
Английский кондотьер Джон Хоквуд был самым известным предводителем «белой роты» — отряда итальянских наемников XIV века, послужившим прототипом для героев романа Конана Дойля «Белая рота».
Вместе с Хоквудом в Италии появились английские лучники и пешие латники. Хоквуд за свои боевые заслуги получил прозвище l’acuto, «крутой», которое впоследствии стало его именем — Giovanni Acuto.
Слава Хоквуда была так велика, что английский король Ричард II попросил разрешения флорентийцев похоронить его на родине в Хедингаме. Флорентийцы вернули прах великого кондотьера на родину, но заказали для его опустевшей могилы во флорентийском соборе Санта-Мариа-дель-Фиоре надгробие и фреску.
4
Heart
1
Wow
1
Sad
1
Angry
Haha
Love
Yay
Poop
Раймунд VI (1156-1222)
Граф Раймунд VI Тулузский был нетипичным рыцарем. Он прославился противоборством Ватикану. Один из крупнейших феодалов Лангедока в Южной Франции, он покровительствовал катарам, религию которых исповедовало во время его правления большинство населения Лангодека.
Папа Иннокентий II дважды отлучал Раймунда от церкви за отказ от подчинения, а в 1208 году призвал к походу на его земли, вошедшему в историю как Альбигойский крестовый поход. Раймунд сопротивления не оказал и в 1209 году публично покаялся.
Однако слишком жестокие, по его мнению, требования к Тулузе привели к очередному разладу с католической церковью. Два года, с 1211 по 1213 год ему удавалось удерживать Тулузу, но после поражения крестоносцам в Битве при Мюре Раймунд IV бежал в Англию, ко двору Иоанна Безземельного.
В 1214 году он снова официально покорился папе. В 1215 году Четвёртый Латеранский собор, на котором он присутствовал, лишил его прав на все земли, оставив только маркизат Прованс его сыну, будущему Раймунду VII.
Рыцарская конница в битве при Гастингсе
В 865 году от владельца 12 гуф земли требовалась кольчуга или чешуйчатый панцирь, то есть принадлежности тяжёлой конницы; лёгкая конница должна была являться с копьем, щитом, мечом и луком. Везде ниже панцирных рыцарей свободного состояния (milites) стояли легковооружённые всадники, несвободные по происхождению (vavassores, caballarii). Из оброчного населения можно было подняться в министериалы, получив должность при дворе сеньора, нести службу легковооружённого всадника, а затем, заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжёлую конницу и стать рыцарем. Таким путём из среды несвободных выделился привилегированный класс дворовых слуг (vassi, servi ministeriales, pueri) при богатых феодалах. С развитием ленной системы министериалы получали лены и привлекались к рыцарской службе.
Show More
Генри Перси (1364-1403)
За свой характер Генри Перси получил прозвище «хотспур» (горячая шпора). Перси – один из героев исторических хроник Шекспира. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он под командованием отца участвовал в осаде и захвате Берика, через десять лет уже сам командовал двумя рейдами на Булонь. В том же 1388 году он был посвящен в рыцари подвязки королем Англии Эдуардом III, принимал активное участие в войне с Францией.
За поддержку будущего короля Генриха IV Перси стал констеблем замков Флинт, Конви, Честер, Карнарвон и Денби, а также был назначен юстициарием Северного Уэльса. В битве при Хомилдон-Хилле Хотспур захватил в плен графа Арчибальда Дугласа, который командовал шотландцами.
Конфликт Генри Перси с Генрихом IV из-за отказа последнего оплачивать издержки армии, привел к тому, что Хотспур отпустил Дугласа без выкупа.
Английский король объявил Перси предателем. В итоге Генри Перси вместе с отцом и дядей в июле 1403 года присоединились к восстанию Оуайна Глиндура. 21 июля в битве при Шрусбери против королевской армии Генри был убит.
Его тело похоронили в Уинчестере, однако через 2 дня его выкопали и выставили в Шрусбери на всеобщее обозрение, а отрубленную голову Генри вывесили на воротах Йорка.
Интересный факт: лондонский футбольный клуб «Тоттенхэм» в честь Генри Перси называют также «горячей шпорой».
Миф I:Рыцарь был неуклюж в тяжеленных доспехах, и упав с коня, не мог самостоятельно подняться
Это самое распространенное утверждение, которое я читал еще во времена динозавров, когда проходил историю Средних веков в школе.
Учебник тех времен описывал персонажа, облаченного в настолько тяжелую и неудобную броню, что его приходилось сажать на коня чуть ли не с помощью подъемного крана, а упав с грохотом с лошади, такой горе-всадник лежал на земле и сучил ручками-ножками как черепаха, перевернутая на спину, становясь беспомощным, и не имея возможности подняться.
Турнирные доспехи
В действительности, у этого мифа есть реальное основание — турнирные доспехи, которые во времена позднего Средневековья использовались для того, чтобы в чудовищной копейной сшибке во время состязаний благородные воины не получили смертельных травм.
Для этого, во-первых, была усилена толщина доспеха в тех местах, куда должно было ударить копье, что естественно резко повышало вес изделия. Во-вторых, некоторые сочленения были просто сварены вместе, как например, шлем и часть нагрудника, что делало воина неповоротливым истуканом.
Именно для них иногда даже делали специальные лестницы, навроде трапа для самолета, по которым они взбирались на коня и летели в бой на турнире. Вот такие доспехи могли весить до сорока килограммов. Естественно, при падении с лошади встать было не так просто. Но, чаще всего причиной был скорее сам удар о землю, чем тяжесть и неудобство доспеха.
Мобильность рыцаря в доспехах
Реальные же боевые доспехи весили максимум двадцать пять (в редчайших случаях тридцать) килограммов. Да еще и распределены по телу они были так, что тренированный с детства рыцарь — а известны полные комплекты на детей семи-восьми лет — в этих латах чувствовал себя как рыба в воде.
Рыцарь мог бегать, прыгать, взбираться по лестнице, используя одни только руки и запрыгивать на лошадь, не используя стремена. Это известно и из исторических сочинений, и из сделанных на их основе современных реконструкций.
Забава, ставшая обязанностью
Кроме военного дела, ещё одним важным элементом рыцарской культуры была охота. Ей придавалось столь большое значение, что, являясь, по сути, забавой, она становилась обязанностью представителей элиты. В ней, как правило, принимал участие не только знатный сеньор, но и вся его семья. Из сохранившейся литературы, посвящённой вопросам «рыцарского искусства», известно, что был установлен определённый порядок проведения охоты, которому должны были следовать все благородные господа.
Так, предписывалось, чтобы на выезде в охотничьи угодья рыцаря непременно сопровождала его жена (разумеется, если она у него имелась). Она должна была скакать на коне с правой стороны от мужа и держать на руке сокола или ястреба. От каждой супруги благородного рыцаря требовалось умение выпускать птицу, а затем принимать его обратно, ведь от её действий часто зависел общий успех.
Что же касается сыновей феодала, то они с семилетнего возраста сопровождали родителей во время охоты, но держаться были обязаны с левой стороны от отца. Это аристократическое развлечение входило в общий курс их обучения, и игнорировать его юноши не имели права. Известно, что порой страсть к охоте приобретала у феодалов столь крайние формы, что само это занятие подвергалось осуждению Церкви, поскольку, проводя всё свободное время в погоне за дичью, господа забывали посещать богослужения, а соответственно, переставали пополнять приходской бюджет.
Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1278)
Ульрих фон Лихтенштейн не брал штурмом Иерусалим, не сражался с маврами, не участвовал в Реконкисте. Он прославился как рыцарь-поэт. В 1227 и 1240 он совершил путешествия, которые описал в куртуазном романе «Служение дамам».
По его словам, он прошёл от Венеции до Вены, вызывая каждого встречного рыцаря на бой во имя Венеры. Также он создал «Дамскую книгу», теоретическое сочинение о любовной поэзии.
«Служение дамам» Лихтенштейна является хрестоматийным примером куртуазного романа. В нем рассказывается о том, как рыцарь добивался расположения прекрасной дамы. Для этого ему пришлось ампутировать мизинец и половину верхней губы, победить на турнирах три сотни противников, но дама осталась непреклонна. Уже в конце романа Лихтенштейн заключает, «что только глупец может до бесконечности служить там, где нечего и рассчитывать на награду».
Лоэнгрин и Эльза
Прекрасная Эльза была дочерью герцога Брабантского. После его смерти она стала единственной наследницей всех его владений. Многие знатные рыцари захотели взять её в жёны, однако она не выбрала никого. Среди женихов был могучий Тельрамунд. Поклявшись на своём боевом мече, он сказал, что между ним и умершим отцом Эльзы был тайный договор, согласно которому герцог обещал отдать свою дочь ему. Несчастная Эльза сказала что её отец никогда не отдал бы её замуж за столь отвратительного человека и заплакала. Слышавшие это люди недоумевали. С одной стороны, если рыцарь поклялся на мече, он не может лгать. С другой, у Эльзы также не было причин говорить неправду. Всех рассудил король Генрих Птицелов — он назначил суд поединком. Тельрамунд будет защищать свою честь, за Эльзу же должен выступить рыцарь, которого она выберет сама. Победа в битве ознаменует правоту победителя.
Страх отразился на лицах недавних женихов — многих знатных людей и рыцарей. Никто не хотел сражаться с Тельрамундом, так как всем была известна его сила и жестокость. Всю ночь прекрасная Эльза провела в рыданиях и мольбах к Господу о защите. Поникшая духом пришла она утром на место у берега реки, где был назначен суд. Внезапно она услышала тихую мелодию, источник которой был не виден. Из-за излучины реки показалась небольшая ладья, в которую был запряжён лебедь.
В лодке стоял молодой рыцарь в сверкающих доспехах. Едва заметив Эльзу, он улыбнулся ей и направил ладью к берегу. Девушка рассказала ему о своей беде и воин обещал защитить её. Как только начался поединок все замерли в ожидании исхода. Противники обменивались сокрушительными ударами, звенела сталь, летели искры, однако, в какой-то момент защитник Эльзы выбил меч из рук Тельрамунда приставил клинок к его лицу. Понимая, что это его единственный шанс выжить, Тельрамунд сознался в том, что солгал, когда клялся на мече о тайном договоре между ним и покойным герцогом.
Судивший поединок король Генрих не мог поверить своим ушам и с позором изгнал клятвопреступника из страны. Также Генрих спросил у молодого рыцаря его имя. «Я из древнего рода, моя честь безупречна, моё имя — Рыцарь Лебедя». Король благословил брак Эльзы и её спасителя. Рыцарь Лебедя согласился жениться на девушке, однако только в случае, если Эльза никогда не спросит его настоящего имени. Она дала клятву и влюблённые сыграли свадьбу.
Рыцарь Лебедя с тех пор не раз показал себя как доблестный воин на турнирах и в сражениях с врагами короля Генриха. Через год у молодых родился сын и их радости не было конца. Однако, злые языки подговорили Эльзу всё-таки спросить у мужа его настоящее имя: «Ведь как иначе сын унаследует славу отца, если не через его истинное имя?». Эльза потеряла покой и несколько ночей провела без сна. В одно утро она сказала мужу, что не успокоится, пока не узнает как его зовут на самом деле.
- Мне жаль расставаться с тобой Эльза, но ты не выполнила своего обещания. Ты узнаешь моё имя, но после этого мы не сможем быть вместе никогда сказал Рыцарь. Девушка испугалась этих слов и стала умолять его простить её, однако он был непреклонен. С сыном на руках он повёл её на берег реки, где его уже ждал лебедь, запряжённый в ладью.
- Моё имя — Лоэнгрин, сын Парсифаля. Я один из рыцарей Святого Грааля. Мы приходим на помощь к тем, кто нуждается в нашей защите. Как только наш долг выполнен, мы должны вернуться туда, откуда пришли. Если же один из рыцарей влюбится в девушку, а та ответит ему взаимностью, он может остаться с ней. Это возможно лишь до тех пор, пока избранница не узнает его имени. Я возвращаюсь к своим братьям и оставляю свои меч и щит моему сыну — они будут хранить его в сражениях.
Произнеся эти слова, Лоэнгрин вошёл в лодку, лебедь взмахнул крыльями и они уплыли вниз по реке. Не в силах сдерживать слёзы Эльза рухнула на землю и зарыдала. Так тяжело было её горе, что сердце красавицы разорвалось и она умерла.
Посвящение в рыцари
Рыцарское ремесло требовало весьма серьезной физической подготовки. Снаряжение, полностью изготовленное из металла, было очень тяжелым, и весило до 50 кг. Чтобы не только выдержать этот вес, но и сражаться вместе с ним, нужно было иметь большую силу и выносливость.
ТОП-3 статьи
которые читают вместе с этой
Рис. 2. Рыцарское снаряжение.
Подготовка будущих рыцарей начиналась очень рано. Поначалу у мальчиков развивали их физические данные и воинский дух в домашних условиях. Затем подростков отправляли во дворец сеньора, где они получали звание пажей и приступали к новому этапу обучения.
По сути, пажи были слугами рыцаря: повсюду сопровождали его, выполняли все поручения, прислуживали за столом. Но вместе с тем они обучались военному ремеслу, религии, литературе, в них воспитывали идеал благородного рыцарства, обучали кодексу поведения и чести.
В 14 лет юношей посвящали в оруженосцы. В этом статусе они должны были следить за оружием и доспехами своего рыцаря, сопровождать его в поездках и боевых походах.
Достигнув 21-летнего возраста, юноши, достойно прошедшие все испытания, становились рыцарями. Посвящение было важнейшим событием, ведь будущий рыцарь давал торжественную клятву, согласно которой он должен был стоять на защите веры, помогать слабым и нуждающимся, верно служить своему сеньору, избегать гордыни, тщеславия, жадности.
Рис. 3. Посвящение в рыцари.
В праздничные дни в средневековье устраивали рыцарские турниры, на которых отважные воины состязались в своем мастерстве. В схватках использовалось тупое оружие, и победителем считался тот, кто первым смог сбить противника с седла. В награду еду доставалось оружие, лошадь или доспехи.
Что мы узнали?
При изучении темы «Рыцарство» мы узнали, где и когда зародилось это понятие и что оно означает. Мы выяснили, какую роль играло рыцарство в средневековом обществе, какова была его основная функция, и как происходила подготовка и посвящение в рыцари.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Рыцарь и его спутники
Рыцарь и оруженосец.
Только самый бедный рыцарь путешествовал и воевал в одиночку. Любой уважающий себя рыцарь обзаводился «копьём» — воинским отрядом, составлявшим основу феодальных армий. В состав копья, как правило, входили:
- Оруженосец — в его обязанности входило обслуживание рыцаря во всём, что касается оружия, доспехов и коня. Он помогал рыцарю надевать и снимать доспехи, чистил и запрягал лошадей. Обычно оруженосцем был молодой мальчик, учившийся воинскому делу и собиравшийся тоже стать рыцарем, но были и такие оруженосцы, которые становиться рыцарями не хотели и всю жизнь проводили в этом звании. Оруженосцы старше 14 лет также участвовали в битвах, в более легком вооружении, чем сам рыцарь, но тоже на конях, хотя могли служить элитной пехотой.
- Слуга — ведал прочими бытовыми потребностями рыцаря, как правило, был из простолюдинов. Стереотипный слуга рыцаря — пройдоха и плут, зачастую бывший профессиональный вор или мошенник.
- Сержанты/Кнехты — профессиональные одоспешенные солдаты из простолюдинов или совсем захудалого дворянства, каждый из которых занимал какую-то должность в отряде. Мог быть сержант-кузнец, сержант — мастер стрел, сержант — командир пехоты. Среди кнехтов и сержантов были как конные бойцы, и часто считалось, что «сержант — это половина рыцаря», так и профессиональные пехотинцы (так называемые «пешие сержанты/кнехты»), которые могли командовать пехотой или составлять отдельные отрядики тяжелых пехотинцев.
- Ополченцы — мобилизованные крестьяне из подвластной рыцарю деревни. Профессиональными солдатами не являлись, отрывались от сохи после посевной и перед уборочной. Задерживать воинские походы до осени считалось нежелательным, пропуск уборочной — это означало голодную зиму.
Более крупной воинской единицей, чем «копьё», была хоругвь (баннер), которой командовал баннерет (баннерэ) — важный рыцарь, имеющий своих собственных вассалов-рыцарей, или даже титулованный феодал вроде барона. В хоругвь входили копья его командира и всех рыцарей-вассалов. В битве рыцари, оруженосцы и сержанты всех копий участвовали в лобовой атаке в конном строю, а бежавшая сзади пехота зачищала всех, кто выжил после атаки кавалерии. Словом «баннер» называлось знамя хоругви, на которое имел право баннерет, в то время как обычный рыцарь имел право только на личный вымпел называемый «пеннон».
В зависимости от того, было ли у рыцаря «копьё», и если было, то какое (что зависело от его материальных возможностей), формировалась иерархия внутри самого рыцарского сословия.
- Башелье (бакалавр, рыцарь одного щита) — бедный рыцарь, который может себе позволить только оруженосца и/или слугу, но не целый отряд. Такие рыцари в бою обычно присоседивались к своим более обеспеченным коллегам.
- Просто рыцарь — имеющий свой собственный отряд.
- Баннерэ — супер-рыцарь или мелкий аристократ, имеющий других рыцарей в качестве подчиненных и вассалов.
- (На тормозах, если баннере — это какой-нибудь герцогский сынок, в силу возраста, ещё не успевший пройти посвящение в рыцари и потому формально зовущийся «оруженосец», но благодаря папаше уже имеющий свой баннер и отряд рыцарей под ним).
Возвышение статуса крупных феодалов
Принято считать, что средневековое военное и земледельческое сословие, известное сегодня как рыцарство, впервые начало формироваться в VIII веке во Франкском государстве в связи с его переходом от пешего народного войска к конным дружинам вассалов. Толчком к этому процессу стало вторжение арабов и их союзников ─ христиан Иберийского полуострова, совместными усилиями захвативших Галлию. Крестьянское ополчение франков, полностью состоявшее из пехоты, не могло дать отпор коннице врага и терпело одно поражение за другим.
В результате находившиеся у власти Каролинги были вынуждены прибегнуть к помощи синьората, то есть местных феодалов, обладавших большим количеством вассалов, и способных сформировать из них сильное конное войско. Те откликнулись на призыв короля, но потребовали за свой патриотизм дополнительных привилегий. Если в прежние времена сеньор был лишь командиром вольных ополченцев, то теперь войско состояло из людей, состоявших от него в прямой зависимости, что непомерно возвышало его статус. Так началось зарождение рыцарства и рыцарской культуры, с которой у нас теперь неразрывно связано представление о Средневековье.
Орден госпитальеров (Мальтийский)
Орден госпитальеров – больше известен как Мальтийский орден. Также известен как Орден Святого Иоанна. Изначально он объединял монахов, которые при этом еще и являлись воинами — рыцарями. Орден госпитальеров был основан во время первого крестового похода в 1099 году. Символом членов ордена является белый восьмиконечный крест. По многим источникам это самый первый рыцарский орден, хотя по году основания Орден Святого Лазаря старше на 1 год.
Орден был основан в Святой Земле (в Палестине) изначально как госпиталь для уставших и раненых пилигримов и обычных светских рыцарей. Но в результате более чем успешных результатов Первого крестового похода он превратился в могущественную боевую организацию, крепко спаянную железной дисциплиной, подкрепленной правом на долю в добыче.
Страховка от COVID-19
Смыслом существования Ордена Святого Иоанна стала защита Святой Земли и борьба с мусульманами. Шло время, позиции христиан на Ближнем Востоке слабели, завоеванные королевства гибли одно за другим, но иоанниты держались. Отступали перед превосходящими силами противника — но держались.
После окончательного поражения крестоносцев на Ближнем Востоке госпитальеры передислоцировались на Кипр. Затем — на Родос. Потом на Мальту, которая и стала их домом на несколько столетий. Все это время рыцари-иоанниты были сущим проклятием для турецких кораблей и вечной костью в горле у султанов Блистательной порты.
Половина награбленного у турок шла в казну Ордена, а вторая — в казну Папского престола, чему Папы, надо думать, были несказанно рады.
Госпитальеров выгнал с Мальты не кто другой, как Наполеон. Рыцари, лишившиеся дома, флота, армии и всех источников дохода, разбрелись по белу свету. Довольно большую группу госпитальеров-мальтийцев принял в Петербурге знаменитый император-романтик Павел Первый, за что был удостоен звания великого магистра ордена (!), хотя не являлся католиком. Папский престол это назначение, кстати, так и не признал.
В настоящее время орден святого Иоанна вновь вернулся на Мальту, хотя больше не правит ею. Капитулы ордена расположены во многих европейских государствах, хотя большей частью — такой вот казус судьбы — уже являются протестантскими.
Похожая публикация: Война Алой и Белой Розы
Иоанниты нашего времени вернулись к своим изначальным занятиям — благотворительности, организации и обустройстве больниц, и т.п., умело совмещая все это с зарабатыванием денег. Опыт тысячелетий-то не пропьешь.
Бертран Дюгеклен (1320-1380)
Выдающийся военачальник Столетней войны Бертран Дегюклен в детстве был мало похож на будущего прославленного рыцаря.
По словам трубадура Кувелье из Турне, составившего жизнеописание Дюгеклена, Бертран был «самым уродливым ребенком в Ренне и Динане» – с короткими ногами, слишком широкими плечами и длинными руками, некрасивой круглой головой и смуглой «кабаньей» кожей.
На первый турнир Дегюклен попал в 1337 году, в возрасте 17 лет, а позже избрал военную карьеру – как пишет исследователь Жан Фавье, он сделал войну своим ремеслом «столь же по необходимости, сколь и по душевной склонности».
Больше всего Бертран Дюгеклен прославился своим умением брать штурмом хорошо укреплённые замки. Его небольшой отряд, поддерживаемый стрельбой лучников и арбалетчиков, штурмовал стены с помощью лестниц. Большинство замков, имевших незначительные гарнизоны, не могло противостоять подобной тактике.
После гибели Дюгеклена при осаде города Шатонеф-де-Рандон ему была оказана высшая посмертная почесть: он похоронен в усыпальнице французских королей в церкви Сен-Дени в ногах Карла V.
Вооружение и доспехи
Рыцари отправлялись в поход в сопровождении своих слуг — пеших солдат, обоза и лучников. Разумеется, рыцарь был среди них наиболее эффективной и наилучшим образом защищённой боевой единицей. Латные доспехи, оружие и щит, а также боевой конь стоили весьма недёшево, поэтому рыцарем мог быть только человек богатый, имевший обычно собственное поместье, приносившее хороший доход.
Снаряжение рыцаря — это очень сложная и хорошо продуманная система из брони и вооружения. В процессе развития ремёсел и совершенствования мастерства кузнецов и оружейников доспехи для воинов превращались в подлинные произведения искусства, состоящие из огромного количества деталей.
Облачение в броню можно описать следующим образом: на обычную одежду сверху надевалась специальная куртка из нескольких слоёв плотной ткани, так называемый гамбезон. Следующим слоем была металлическая кольчуга, призванная закрыть щели между кованными пластинами брони. Затем латами закрывали ноги и руки, и, наконец, на грудь и спину пристраивали кирасу, а голову защищали шлемом.
Кроме того, рыцари в бою использовали щиты. Металлические или деревянные, окованные железом, они нередко были украшены родовым гербом владельца. Основным оружием средневекового рыцаря был кованый меч. Его носили прикреплённым к поясу с левой стороны, а с правой обычно располагался кинжал. Кроме этих видов оружия, в те времена использовались также копья, палицы, боевые топоры и даже молоты.
Ланселот и Гвиневра
Одной из самых известных легенд Средневековья является история любви сэра Ланселота к королеве Гвиневре.
Ланселот был рождён в королевской семье правителя страны Бенвик. Ещё в детском возрасте ему было предсказание о том, что он станет самым великим рыцарем в мире. Ленселот получил воспитание у Девы Озера, после чего обрёл титул Озёрный. Когда же он достиг совершеннолетия, то поехал в замок короля Артура и стал одним из самых отважных его воинов.
Гвиневра была дочерью короля Лодегранса и слава о её красоте распространялась далеко за пределы страны. Дошла она и до короля Артура, который, как только увидел её портрет, сразу решил взять её в жёны. Была назначена свадьба, после которой, в качестве приданого, Гвиневра подарила мужу стол Круглый Стол из могучего дуба, за которых могло сесть 150 рыцарей одновременно.
Ланселот избрал Гвиневру своей Дамой Сердца и совершил в её честь большое количество славных подвигов. В отсутствие короля он всегда был готов защитить её честь и доброе имя с оружием в руках. Несмотря на это, королева часто была холодна с ним, а иногда и вовсе упрекала его в том, что он оказывает знаки внимания другим женщинам.
Однажды, когда Гвиневра в очередной раз сказала ему, что его служение не достойно её, Ланселот разгневался и покинул Камелот. В надежде забыть о жестокой красавице он поселился в глуши лесов и вёл отшельнический образ жизни. Никто не знал куда он удалился и все начали забывать о нём.
Тем временем, королева решила устроить пир для рыцарей Круглого Стола, которым хотела показать, что все они ей дороги и Ланселот лишь один из них. На этом пиру один из Рыцарей задумал недоброе. Сэр Пионель решил отравить сэра Гавейна, который убил его брата в честном поединке. Для этого он отравил одно из яблок и положил его перед королевой, на блюдо с яблоками с самого верха. Он надеялся, что Гвиневра предложит это яблоко именно Гавейну, сидящему рядом с ней. Замысел злодея не удался — королева предложила яблоки знатному шотландскому воину, который гостил в то время в Камелоте. Едва надкусил он яблоко, как почувствовал резкую боль во всём теле и в следующее мгновение упал бездыханным. Все рыцари вскочили со своих мест и с негодованием смотрели на Гвиневру. Слёзы несчастной королевы не могли смирить их гнева, а брат убитого, сэр Мадор, прямо обвинил её в измене так как именно она устроила этот пир. Король Артур услышал громкие крики и явился в зал. Когда же узнал, о том, что произошло, у него не оставалось выбора, кроме как назначить суд поединком. Одну из сторон будет представлять сэр Мадор, а другую — рыцарь, который согласится защитить честь королевы.
Однако, в назначенный день за Гвиневру никто не вступился.
В разгаре спора между королём и сэром Мадором в зал въехал рыцарь на чёрном коне и в чёрных доспехах, с опущенным забралом.
- Кто ты? — спросил его Артур.
- Я здесь, чтобы спасти жизнь невинной женщины. Королева благоволила многим рыцарям, но в час опасности рядом с ней не оказалось никого, кто защитил бы её. Сейчас тебе, сэр Мадор тому, понадобится вся твоя сила, — ответил рыцарь, обращаясь к противнику.
После первой сшибки оба рыцаря сломали копья и вылетели из седла. Тогда воины обнажили мечи и их сватка продолжалась до полудня. Наконец, когда сэр Мадор стал терять силы, он упал на землю и стал умолять о пощаде. Чёрный рыцарь убрал своё оружие от лица противника, помог ему подняться и поднял забрало. Все тотчас увидели, что таинственным героем был сэр Ланселот Озёрный. Гвиневра заплакала от счастья, а король Артур в сопровождении рыцарей бросился к Ланселоту, чтобы обнять и поблагодарить его.
Вскоре, ко двору прибыла Дева Озера и указала всем на истинного убийцу, который вскоре понёс заслуженное наказание.
Таким предстаёт в наших глазах незабываемый мир Средневековья, оставленный нам менестрелями и трубадурами. Мир подлинного благородства, чести и, конечно же, светлой любви.
Древние франки – первые рыцари
История появления рыцарей в том виде, в котором их представляют сейчас, тесно связана с франками. Именно здесь возникла острая необходимость в создании мобильного конного войска, так как участились случаи нападения арабов, которые захватили Испанию. Арабы, которые быстро перемещались на своих скакунах, были недоступны для пешего войска франков. К тому же крестьяне не могли нести службу в дальних регионах, поэтому Каролинги начали создавать конницу из дворян государства.
В 865 году каждый благородный вассал короля должен был иметь кольчужные или чешуйчатые доспехи, щит и меч. Кроме этого, оброчное население могло получить должность при дворе сеньора, неся службу в качестве легковооружённого конника. При должной сноровке и доле удачи, такой всадник мог заслужить бенефиции, перейдя после этого в тяжелую конницу. Новоявленный феодал должен был сразу приобрести рыцарские доспехи, иначе землю могли и отобрать. Так появилось новое средневековое сословие слуг, обязанных участвовать в войне вместе со своим феодалом. Лучшие слуги получали лены и становились рыцарями.
Такой переход в рыцарское сословие практиковался вплоть до 12 века, после чего указом Фридриха 1 (в Германии) рыцари стали полностью наследственным сословием. Крестьянам запрещалось носить меч, щит и копьё, а купцы должны были привязывать меч к седлу, но не опоясываться им.
Битва при Лаупене 1339 года
Достаточно интересная битва, хотя и не столь известная, как громкие сражения вроде Креси или Куртрэ. Примечательна она тем, что швейцарская пехота здесь, будучи обычным ополченцами встретила атаку конницы на равнинной местности. Наш основной источник анонимная хроника Conflictus Laupensis описывает атаку фрейбургской конницы, и тут происходит то, что, собственно, и является основной целью атаки – около 2000 швейцарцев, видя летящую на них лаву рыцарей, разворачиваются и дают деру. Причем, как-то я ошибочно назвал их безоружными «inermes», как они буквально поименованы в хронике на латыни. Однако этот термин в средние века просто означал пехотинцев. Вот только остальные швейцарцы никуда не побежали и всадники… Нет, не влетели с треском в строй, а как и французы при Арке, начали грозно кружить вокруг пехотинцев, надеясь, что те сами пойдут в атаку. В конечном, счете, пехотинцев все же попытались атаковать (детали не сообщаются), но закончилось это плохо для всадников. Бернцы выбили с поля боя фрайбургскую пехоту и ударили в тыл рыцарям, которые кружили вокруг вальштедцев.
Схема битвы при Лаупене European MedievalTactics (2) New Infantry, New Weapons 1260–1500
Вообще невольно возникает вопрос, а были ли битвы, где рыцари все-таки влупились в строй пехоты с разгону и огоньком. На самом деле, да, были, но картина боя сильно отличалась от апокалиптических описаний с вытаптыванием, проломом и еще чёрт знает какими эпитетами, которые лепят к конной атаке.

Эта тема закрыта для публикации ответов.