«самый мощный в мире»: какими характеристиками будет обладать новый российский ракетный двигатель рд-171мв

Алан-э-Дейл       25.06.2022 г.

Оглавление

Непредсказуемость

Все преимущества уникальной персонального управления боевых блоков разделяемой головной части окружаются бесполезными, если враг сможет уничтожить МБР до того как она выйдет на боевой курс. Ракета «Сармат» летит быстро, однако, ее траектория в любой момент может сойти с обычной предсказуемой дуги – параболы. Дополнительные маневровые двигатели меняют направление, высоту, скорость, а затем бортовая ЦЭВМ определяет новые показатели полета для выхода на цель. Такая непредсказуемость присуща и для других типов современных отечественных носителей ядерных зарядов. В результате она стала их «визитной карточкой» или ассиметричным ответом на попытки вероятного противника обеспечить собственную неуязвимость, которая бы позволяла нанести первый удар.

«Тополь-М»

Испытания ракетного комплекса, ставшего вторым в семействе «Тополей», завершились в 1994 г., а спустя три года, он был поставлен на вооружение РВСН. Однако стать одной из главных составляющих российской ядерной триады ему не удалось. В 2017 г. МО РФ прекратило закупки изделия, сделав выбор в пользу РС-24 «Ярс».

Современный ракетоноситель России «Тополь-М» на параде в Москве

ТТХ РК стратегического назначения «Тополь-М»:

Наименование Значение Примечание
Длина и диаметр, м 22,55х17,5
Масса взлетная, т 47,2
Число ступеней, шт 3
Тип топлива твердое
Разгонная скорость, м/с 7320
Дальность полета максимальная, км 12000
Предельное отклонение от цели, м 150–200
Масса боезаряда, т 1,2
Тип заряда термоядерный, 1 Мт
Боевые блоки 1 неотделяемые
Вид базирования наземный в шахтах или на тягаче базой 16х16

ТОП — ракета российского производства. Выделяется высокой способностью противостоять западным системам ПВО, отличной маневренностью, малой чувствительностью к электромагнитным импульсам, радиации, воздействию лазерных установок. На данный момент на боевом дежурстве находится 18 мобильных и 60 шахтных комплексов «Тополь-М».

Ракетоноситель Falcon Heavy и мифы

Если быть совсем точными, то нельзя не отметить того факта, что заявленные выше цифры грузоподъемности Falcon Heavy выглядят так впечатляюще только при первом знакомстве.

Сравнительно малая стоимость запуска ракетоносителя Falcon Heavy обеспечена тем, что часть его элементов (а это первая ступень целиком – т.е. все три “корпуса” от “Falcon 9” вместе с двигателями) сделаны возвращаемыми и пригодными для повторных запусков. Однако, рекордный “полезный” вес в 64 тонны связка “Соколов” обеспечивает только при расчете на то… что все три разгонные блока не вернутся и сгорят в атмосфере, как у тех же “Дельта-4” или “Протон-М”.

Если же рассчитывать на “штатный” запуск с возвращаемыми ступенями, то полезная нагрузка уменьшается в два раза- до 30 тонн на низкую орбиту. При этом, стоит отметить, что в истории космонавтики были ракетоносители “бравшие” планку даже не в 64, а во все 100 тонн – американский “Сатурн-5” (теоретически до 140 тонн) и советская “Энергия” (подтвержденные 105 тонн). Так что если подходить к делу серьезно, становится понятно, что над Falcon Heavy хорошо поработали не только конструкторы, но и маркетологи.

Электроника

В качестве бортового компьютера я использую собственную схему, в основе которой находится Arduino Nano.

Схема полётного компьютера

Компоненты:

  • Барометр BMP180

  • Гироскоп-акселерометр MPU6050

  • Пищалка

  • microSD модуль

  • Реле\MOSFET для активации запала мортирки

  • 2 шт. 18650 аккумуляторов

  • LM7805 для понижения напряжения для контроллера

  • Мини-тумблер для включения компьютера

  • Разъем JST-2P для соединения с запалом мортирки

При запуске компьютера инициализируются все датчики и модули, записывается текущая высота, подаётся звуковой сигнал перехода в режим ожидания старта. Моментом старта считается случай изменения высоты на пороговое значение (например 5 метров).

В момент старта фиксируется (записывается время), далее на карту начинают записываться данные с датчиков. В процессе полёта отслеживается апогей — записывается текущая высота, если она меньше предыдущей. Если текущая высота падает на пороговое значение, то зажигаем вышибной заряд.

Момент приземления не вычисляется, просто считаем, что через две минуты ракета должна сесть на землю. Через две минуты останавливается запись на карту и начинается подача звуковых сигналов для облегчения поиска ракеты.

Полный скетч можно найти тут.

Почему именно «Сатана»

Ракетный комплекс, созданный советскими конструкторами и находящийся на вооружении России, «Сатаной» назвали американцы. В 1973 году, на момент первого испытания, эта ракета стала самой мощной баллистической системой, несравнимой ни с одним ядерным оружием того времени. После создания «Сатаны» Советскому Союзу можно было больше не переживать по поводу вооружения. Первая версия ракеты маркировалась SS-18, только в 80-е годы была разработана модифицированная версия Р-36М2 «Воевода». Против этого оружия не могут ничего сделать даже современные системы ПРО Америки. В 1991 году, еще до распада СССР, в КБ «Южное» был разработан проект ракетного комплекса пятого поколения «Икар» Р-36М3, но создан он не был.

Сейчас тяжелые ракеты пятого поколения создаются в России. В это оружие будут вложены самые новаторские научно-технические достижения. Но успеть необходимо до конца 2014 года, так как в это время начнется неминуемое списание еще надежных, но уже устаревших «Воевод». По тактико-техническому заданию, согласованному министерством обороны и производителем будущей баллистической межконтинентальной ракеты, новый комплекс будет принят на вооружение в 2020 году. Созданием ракеты будут заниматься в ракетном центре Макеева в Челябинской области. Эксперты утверждают, что новый ракетный комплекс сможет гарантированно преодолеть любую противоракетную оборону, в том числе и космический ударный эшелон.

Falcon Heavy – возможности ракетоносителя

Американская космическая ракета Falcon Heavy (Фалькон Хэви, “Тяжелый «Сокол»”) от компании SpaceX (детище Илона Маска) в настоящее время является самой мощной и грузоподъемной ракетой в мире. При стартовой массе почти полторы тысячи тонн (1 420 788 кг) Falcon Heavy теоретически способна вывести на низкую околоземную орбиту груз весом в 64 тонны – т.е. вес пассажирского лайнера типа “Боинг-737” вместе с пассажирами, багажом и топливом. Для сравнения – российский ракетоноситель “Протон М” поднимает до той же высоты груз в 23 тонны, а американский ракетоноситель “Дельта-IV в рамках программы “Спэйс Шаттл” “осиливал” 24 тонны полезного груза.

Американская частная космическая компания SpaceX предлагает повторное использование ступеней космических ракет

Таким образом, если брать чисто теоретические расчетные данные, Falcon Heavy является действительно мощным шагом вперед – по сравнению с ближайшим “конкурентом”, этот ракетоноситель способен вводить в 2,5 раза больше груза, при этом его запуск, если верить производителю, стоит всего треть от стоимости запуска той же “Дельта-IV”.

Основа конструкции “тяжелого «Сокола»” – связка из трех ракет “Falcon 9” (т.е. “Сокол-9”), служащих ракетоносителю в качестве первой ступени. Каждая из трех Falcon’ов оснащена 9-ю двигателями “Мэрлин 1D”, что в совокупности дает 27 двигателей суммарной тягой  5 000 000 фунтов. Опять же сравнивая с пассажирскими “боингами”, это примерно соответствует мощности вырабатываемой сразу 18 лайнерам типа “Боинг-747” на взлете. Впечатляет, правда?

Основная задача для которой создавался Falcon Heavy – продолжительные полеты, причем не на околоземную орбиту, а к куда более интересным целям, таким как Луна или Марс. Хотя грузоподъемность “Тяжелого Сокола” тут будет уже куда меньше, тем не менее, она все ещё остается весьма впечатляющей. Судите сами, грузоподъемность ракетоносителя Falcon Heavy:

  • Для низкой околоземной орбит составляет: 64 тонны
  • Для геопереходной орбиты: 26,7 тонн
  • Для полета к Марсу: 16,8 тонн
  • Для полета к Плутону: 3,5 тонны

…и даже 3,5 тонны – это очень неслабые цифры, учитывая время в полете и расстояние до цели.

Впрочем, стоит отметить, что Марс или Плутон в ближайшие годы вряд ли дождутся своего “Сокола” – не смотря на рекламным завершения о покорении далеких планет, никаких дальних полетов в ближайшем будущем SpaceX не анонсировала, а вот обещания “завалить” орбиту Земли спутниками в последнее время звучать все чаще. Оно и понятно, в конце концов SpaceX – проект не исследовательский, а коммерческий.

Взлет ракеты Falcon Heavy с космодрома Канаверал

РСМ 56 Булава | Скорость 6 км/с

РСМ 56 Булава — одна из самых быстрых твердотопливных баллистических ракет в мире, стоящая на вооружении России. Имеет минимальный радиус поражения 8000 км, примерную скорость 6 км/с. Разработка ракеты ведётся с 1998 года Московским институтом теплотехники, разработавшим в 1989—1997 гг. ракету наземного базирования «Тополь-М». К настоящему времени произведено 24 испытательных пусков «Булавы», пятнадцать из них признаны успешными (в ходе первого пуска запускался массогабаритный макет ракеты), два (седьмой и восьмой) — частично успешными. Последний испытательный пуск ракеты состоялся 27 сентября 2016 года.

Minuteman LGM-30G | Скорость 6,7 км/с

Minuteman LGM-30G — одна из самых быстрых межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования в мире. Её скорость составляет 6,7 км в секунду. LGM-30G «Минитмэн» III имеет расчетную дальность полета от 6000 километров до 10 000 километров в зависимости от типа боеголовки. Минитмен-3 стоит на вооружении США с 1970 года по сегодняшний день. Она является единственной ракетой шахтного базирования в США. Первый пуск ракеты состоялся в феврале 1961 года, модификации II и III были запущены в 1964 году и 1968 соответственно. Ракета весит около 34 473 килограмм, оснащена тремя твердотопливными двигателями. Планируется, что ракета будет стоять на вооружении вплоть до 2020 года.

Неуязвимость на земле

Для агрессора, запланировавшего нанести массированный безнаказанный ядерный удар, самая важная задача – лишить противника возможность ответить на этот удар в начальном этапе развязывания военного конфликта. Это значит, что пусковые установки, наземные и авиационные носители должны быть уничтожены (нейтрализованы) первым же залпом. Но это маловероятно. Шахты, где находятся ракеты «Сармат» отличаются многоуровневой защитой как пассивной (высокая надежность фортификационных сооружений), так и активной (в виде ПВО и противоракетных систем). Для 100% поражения подземной пусковой установки понадобится нанести не меньше 7 точных ядерных ударов по оперативному району развертывания, прикрытому средствами ПРО. Кроме того, место дислокации пока не рассекречивается. И сама ракета «Сармат» составляет государственную тайну. Разглашается лишь информация, которая предназначена для военных аналитиков и СМИ.

https://youtube.com/watch?v=vdMsTUnlm-s

История создания

Межконтинентальная баллистическая ракета тяжелого класса Р-36М была разработана в КБ «Южное» (Днепропетровск). 2 сентября 1969 года было принято постановление Совета министров СССР о создании ракетного комплекса Р-36М. Ракета должна была иметь высокую скорость, мощность и другие высокие характеристики. Эскизный проект конструкторы завершили в декабре 1969 года. Межконтинентальная ядерная баллистическая ракета предусматривала 4 вида боевого оснащения – с разделяющимися, маневрирующими и моноблочными головными частями.

КБ «Южное» после смерти знаменитого М.К. Янгеля возглавил академик В.Ф. Уткин. Создавая новую ракету, получившую обозначение Р-36М, применяли весь опыт, накопленный коллективом при создании предыдущих моделей ракет. В целом это была новая ракетная система с уникальными ТТХ, а не модификация Р-36. Разработка Р-36М шла параллельно с проектированием других ракет третьего поколения, общими особенностями ТТХ которых были:

  • применение РГЧ ИН;
  • использование автономной системы управления с БЦВМ;
  • размещение командного пункта и ракет в сооружениях высокой защищенности;
  • возможность дистанционного переприцеливания непосредственно перед пуском;
  • наличие более совершенных средств преодоления ПРО;
  • высокая боевая готовность, обеспечивающая быстрый пуск;
  • использование более совершенной системы управления;
  • повышенная живучесть комплексов;
  • увеличенный радиус поражения объектов;
  • повышенные характеристики боевой эффективности, которые обеспечивает увеличенная мощность, скорость и точность ракет.
  • радиус зоны поражения Р-36М блокирующим ядерном взрывом уменьшен в 20 раз по сравнению с ракетой 15А18, стойкость к гамма-нейтронному излучению повышен в 100 раз, стойкость к рентгеновскому излучению — в 10 раз.

Боевое применение

На вооружении России сегодня стоят 75 баллистических ракетных комплексов «Сатана». Ракеты заключают в себе 750 ядерных боезарядов. Всего ядерный щит РФ насчитывает больше чем 1670 боевых зарядов и половина из них – это «Сатана». Но с 2015 года часть ракет этой модификации постепенно заменяется более современными боевыми ракетными комплексами.

Вместо утилизации из-за ее дороговизны, было принято решение об их использовании для запуска искусственных спутников.

Р-36М недоступна электромагнитным импульсам, так как СУ «Воеводы» продублированы пневматическими и электронными автоматами. Для преодоления противоракетной обороны неприятеля «Сатану» оснастили ложными целями, как легкими, так и квазитяжелыми, дипольными отражателями и генераторами активных помех.

Благодаря усилиям советских ученых и конструкторов, работавших над созданием баллистического ракетного комплекса «Сатана» или «Воевода», было создано уникальнейшее и сильнейшее оружие на планете. Эти межконтинентальные ракеты являются гордостью Российских РВСН и в наше время.

«Бастион»

Индекс ГРАУ 3К55, по кодификации НАТО: SSC-5 «Stooge» (рус. «марионетка»)

Береговой ракетный комплекс с противокорабельной ракетой «Яхонт» / «Оникс».

Предназначен для поражения надводных кораблей различных классов и типов из состава десантных соединений, конвоев, корабельных и авианосных ударных групп, а также одиночных кораблей и наземных радиоконтрастных целей в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия.

Модификации

-«Бастион-П» (индекс К300П)

Подвижный вариант комплекса на шасси МЗКТ-7930.

-«Бастион-С» (индекс К300С)

Стационарный вариант комплекса в шахтном размещении.

Страны-эксплуатанты

-Россия: на начало 2016 год: 12 К-300П «Бастион» + 2 комплекса (8 ПУ) в КТОФ РФ и КСФ РФ
-КЧФ РФ — >3 комплекса (>12 С/ПУ) ПБРК «Бастион» , комплексы базируются в районе города Анапа (11-я бригада береговых артиллерийских войск) и города Севастополь (15-я бригада БРАВ).

-КТОФ РФ — дислоцируются на Курильских островах (не менее дивизиона).
-КСФ РФ- в составе дивизиона на Новой Земле. В 2016 на Северном флоте было уже 3 дивизиона «Бастионов-П».

В 2016 году будут поставлены в береговые части ВМФ России ещё пять комплексов «Бастион-П». Первый стационарный противокорабельный БРК «Бастион-С» шахтного базирования (до 36 ракет 3М55Э) будет развернут в Крыму до 2020 года. В состав комплекса могут войти беспилотные летательные аппараты и подводные гидроакустические станции. Полное перевооружение на комплексы «Бастион-П» запланировано с 2017 по 2021 год.

-Вьетнам: 2 комплекса / 8 ПУ
-Сирия: 2 комплекса / 8 ПУ. Поставлены в конце 2011 года, также проводятся новые поставки.
-Ведутся переговоры с представителями ВМС Венесуэлы о продаже БРК «Бастион-П» с ПКР «Яхонт»

Эксплуатация

9 мая 2014 года на военном параде в День Победы впервые в Ростове-на-Дону были продемонстрированы современные образцы вооружения военно-морских объединений Южного военного округа. По Театральной площади в составе механизированной колонны парадного расчёта прошли подвижный ракетный комплекс «Бастион» и артиллерийская система «Берег». Также береговые подвижные ракетные комплексы «Бастион» и «Бал» принималиучастие в параде в Севастополе 9.5.2014.

9 сентября во время плановой отработки задач боевой подготовки береговые ракетные части, вооруженные комплексом «Бастион» выполнили ракетные стрельбы по морским целям и успешно уничтожили учебную цель на расстоянии более 90 км в центральной части Черного моря.

15 марта 2015 года стало известно, что в марте 2014 года, в ходе событий в Крыму, Россия развернула на полуострове сразу несколько комплексов «Бастион».

Состав комплекса «Бастион-П»

-ПКР K-310 «Яхонт» в транспортно-пусковом контейнере

-Самоходные пусковые установки (СПУ К340П) на шасси МЗКТ-7930 (экипаж 3 чел)

-Машина боевого управления (МБУ К380П) на шасси КамАЗ-43101 (экипаж 4 чел) или МЗКТ-65273 (экипаж 4 чел)

-Аппаратура информационно-технического сопряжения боевых средств ПБРК с головным командным пунктом
-Автоматизированная система боевого управления (АСБУ) ПБРК
-Дополнительно: Комплекс средств технического обслуживания (КСТО).
-Транспортно-заряжающие машины (ТЗМ К342П)
-Машины обеспечения боевого дежурства (МОБД)

-Учебно-тренировочный комплекс (УТК)
-Вертолетный комплекс целеуказания (ВКЦ)
Комплекс может комплектоваться самоходной загоризонтной РЛС обнаружения воздушных и надводных целей «Монолит-Б»

Стандартный состав батареи К-300 «Бастион-П»:

-4 самоходные пусковые установки К-340П с двумя транспортно-пусковыми стаканами для ракет «Яхонт» (экипаж 3 человека)
-1-2 машины боевого управления (АСБУ) ПБРК (экипаж 5 человек)
-1 машина обеспечения боевого дежурства (МОБД)
-4 транспортно-заряжающие машины (ТЗМ К342П)

Технические характеристики «Бастион-П»

-Максимальный боекомплект комплекса: 24 ПКР (12 СПУ по 2 ПКР)
-Интервал старта КР при залповой стрельбе из одной СПУ — 2,5 с
-Время приведения комплекса в боевую готовность из походного положения менее 5 мин
-Время автономного боевого дежурства без вспомогательных средств — 24 часа (30 суток с МОБД)
-Назначенный срок службы — 10 лет
-Защита побережья — протяженностью более 600 км от десантных операций противника

Максимальный боекомплект комплекса 24 ПКР шт
Время приведения комплекса в боевую готовность менее 5 мин
Защита побережья более 600 км

Р-12У | Скорость 3,8 км/с

Р-12У — самая быстрая ракета средней баллистической дальности с максимальной скоростью 3,8 км в секунду открывает рейтинг самых быстрых ракет в мире. Р-12У являлся модифицированным вариантом Р-12. Ракета отличалась от прототипа отсутствием промежуточного днища в баке окислителя и некоторыми незначительными изменениями конструкции — в шахте нет ветровых нагрузок, что позволило облегчить баки и сухие отсеки ракеты и отказаться от стабилизаторов. С 1976 года ракеты Р-12 и Р-12У начали сниматься с вооружения и заменяться на подвижные грунтовые комплексы «Пионер». Они были сняты с вооружения в июне 1989 года, и в период по 21 мая 1990 года на базе Лесная в Белоруссии были уничтожены 149 ракет.

Тактико-технические характеристики

Р-36М «Сатана» имеет следующие ТТХ:

  • Количество ступеней — 2+блок разведения
  • Топливо — хранимое жидкое
  • Тип пусковой установки — шахтная с минометным стартом
  • Мощность и количество боевых блоков — РГЧ ИН 8×900 KT, два моноблочных варианта; РГЧ ИН 8×550-750 кт
  • Масса головной части — 8800 кг
  • Максимальная дальность при легкой ГЧ — 16000 км
  • Максимальная дальность при тяжелой ГЧ — 11200 км
  • Максимальная дальность при РГЧ ИН — 10200 км
  • Система управления – инерциальная автономная
  • Точность — 1000 м
  • Длина — 36.6 м
  • Максимальный диаметр — 3 м
  • Стартовая масса — 209.6 т
  • Масса топлива — 188 т
  • Окислитель — азотный тетраоксид
  • Горючее — НДМГ (гептил)

Основное отличие новой ракеты

Все проектные, опытно-конструкторские работы и изготовление нового оружия были поручены государственному центру им. Макеева, который располагается в г. Миассе (Челябинская область). Конструкторы не ограничиваются модернизацией «Сатаны», несмотря на то, что она хорошо себя проявила, и сразу решили выбрать непростой путь первопроходцев. Основная задача заключалась в том, чтобы создать боле легкий и компактный образец. Таким образом, и был задуман «Сармат» — ракета, показатели которой должны были существенно превосходить характеристики ранее стоявших на вооружении российских РВСН. Главный показатель любого баллистического снаряда заключается в его энерговооруженности, то есть отношение веса к силе, приводящей его в движение. В этой сфере и намечался существенный прорыв. «Сатана» — тяжелая 210-тонная ракета, тогда как масса «Сармат» в два раза меньше.

Жидкое топливо

Большая часть веса ракеты приходится на горючее, которое находится в ступенях. Все стратегические носители делятся на 3 главные категории:

  • Тяжелые до 200 т весом (на данный момент больших пока нет).
  • Средние – от 51 до 100 т.
  • Легкие, весом до 50 т.

Такая градация объясняется и дальность полета: чем больше будет топлива, тем соответственно продолжительнее будет радиус действия. Например, американские «Минитмены» весят 35 т и относятся к категории легких. Относительно небольшой вес – это огромное преимущество, ведь подобные ракеты нуждаются в менее объемных шахтах, их проще прятать и перевозить. Но в то же время они почти все являются твердотопливными. И это дает огромное количество преимуществ: увеличивается срок хранения, не применяются высокотоксичные компоненты, обслуживание получается дешевле. Но проблема в том, что энергонасыщенность твердого топлива будет ниже по сравнению с жидким. Поэтому «Сармат» представляет собой ракету с жидким топливом. Пока о силовой установке ничего не известно, разве то, что ее энерговооруженность не имеет равных.

Двигатель

В отличие от ракетомоделизма, в любительском, «карамельном» ракетостроении используются собственно изготовленные двигатели. Ракетные двигатели — это долгий и обширный разговор, который можно растянуть на не одну статью. Если рассказывать очень кратко, то в любительском ракетостроении в большинстве случаев используются твердотопливные двигатели, которые по конструкции очень схожи с двигателями настоящих твердотопливных ракет.

Отличие состоит в материалах из которых изготовлен двигатель и в используемом топливе. Чаще всего для изготовления двигателей используется бумага, пластик или композит (стеклоровинг). В моём случае — пластик (полипропиленовая армированная труба в 40мм внешним диаметром). В качестве топлива используется смесь из калиевой селитры и сахара\сорбита в пропорции 65\35. Собственно при плавлении такой смеси образуется сладкая масса (несъедобная!), похожая на карамель, откуда и происходит название «карамельное топливо».

Топливо запресовывается в так называемые «топливные шашки» — цилиндры с отверстием. Размер шашек подбирается таким образом, чтобы во время работы двигателя топливо успевало выгореть равномерно во всех направлениях (в направлении от внутреннего канала к краю). Оптимальной длиной шашки внешним диаметром D и внутренним диаметром d является длина L=1.67D. Шашки в обязательном порядке запрессовываются\оборачиваются в так называемую «бронировку» — внешнюю негорючую оболочку шашки. Бронировка препятствует горению шашки по внешней поверхности, что недопустимо. Слишком большая площадь горения топлива может привести к разрушению двигателя.

Топливные шашки

Из шашек формируется сборка двигателя с единым топливным каналом. При этом шашки укладываются в теплоизоляционную (негорючую) трубку из тефлона\бумаги, пропитанной силикатным клеем. Теплоизоляция нужна для того, чтобы не допустить разрушения двигателя из-за температуры (фронта горения и горячих газов) при горении топлива.

Схема двигателя

Карамельное топливо горит сравнительно медленно, поэтому для создания тяги зажигание двигателя производится в дальней точке канала (противоположного от сопла). Немаловажными параметрами двигателя, кроме тяги, является критика сопла и рабочее давление. Чем больше давление в двигателе — тем больше тяга. Чем больше давление — тем выше скорость горения топлива. Настоящим вызовом в создании двигателя является задача создания такого решения, которое при минимальной массе корпуса будет держать максимальное давление и содержать наибольшее количество топлива.

График тягиГрафик давления

Для расчёта двигателя используются расчёты на основе закона горения. Безусловно, есть готовые решения для расчёта параметров двигателя.

Кроме того, обязательно проводятся стендовые испытания движков. Это позволяет отработать надёжность двигателя на земле, а также снять реальные показания тяги двигателя (которые могут отличаться от расчётных).

Кластерный двигатель на тяго-измерительном стенде

РТ-2ПМ2 «Тополь-М» | Скорость 7,9 км/с

РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (15Ж65) — самая быстрая межконтинентальная баллистическая ракета в мире с максимальной скоростью 7,9 км в секунду. Предельная дальность — 11 000 км. Несёт один термоядерный боевой блок мощностью 550 кт. В шахтном варианте базирования принята на вооружение в 2000 году. Метод старта — миномётный. Маршевый твёрдотопливный двигатель ракеты позволяет ей набирать скорость намного быстрее предыдущих типов ракет аналогичного класса, созданных в России и Советском Союзе. Это значительно затрудняет её перехват средствами ПРО на активном участке полёта.

https://www.youtube.com/watch?v=i73HE-B0JPs

Pershing II («Першинг-2»)

Последняя баллистическая ракета США среднего радиуса действия MGM-31, поступившая в ВС в 1983 г., стала достойным оппонентом российской РСД-10, развертывание которых в Европе начали страны Варшавского Договора. Для своего времени американская баллистическая ракета имела отличные характеристики, в том числе высокую точность, обеспечиваемую системой наведения RADAG.

Развертывание дивизиона ПУ «Першинг-2»

ТТХ БР Pershing II:

Наименование Значение Примечание
Длина и диаметр, м 10,6х1,02
Масса взлетная, т 7,49
Число ступеней, шт 2
Тип топлива твердое
Разгонная скорость, м/с 2400
Дальность полета максимальная, км 1770
Предельное отклонение от цели, м 30
Масса боезаряда, т 1,8
Тип заряда фугасный, ядерный, от 5 до 80 Кт
Боевые блоки 1 неотделяемые
Вид базирования наземное самоходная пусковая установка

Всего было выпущено 384 ракеты MGM-31, стоявших на вооружении армии США вплоть до июля 1989 г., когда вступил в силу российско-американский договор о сокращении РМСД. После этого большинство носителей подверглись утилизации, а ядерные боеголовки использовались для оснащения авиабомб.

Особенности конструкции крылатой ракеты Tomahawk Block I

Следует отметить, что американцы практично подошли к созданию нового оружия. Достигнутый с Советским Союзом в середине 70-х годов XX века ядерный паритет требовал создания новых средств доставки ядерных боеприпасов, поэтому изначально новая крылатая ракета — новый боевой топор разрабатывался в нескольких модификациях. Основной, стратегический вариант ракетного комплекса «Томагавк» имел три модификации(А, С , D) и был рассчитан для нанесения ударов по наземным целям в глубине территории вероятного противника. Ко второму, к тактическому варианту ракеты относились модификации B и E. Эти крылатые ракеты должны были уничтожать любые наводные цели.

Томагавк I

Конструкция крылатой ракеты имела все свойственные этому виду оружия характерные черты. Корпус представлял собой моноплан цилиндрической формы, снабженный в носовой части обтекателем. Устойчивость снаряда в полете обеспечивали выпускающиеся крылья, расположенные в центральной части корпуса. В хвостовой части ракета имела крестообразный стабилизатор. Основным конструктивным материалом являлся авиационный алюминий и прочный пластик. Использование в конструкции корпуса защитных материалов обеспечили существенное снижение радиолокационной заметности ракеты. В качестве основного двигателя на новую ракету сначала ставились турбореактивные двигатели Williams F107-WR-400 с тягой в 2,7 кН. Позже на другие модификации устанавливались более мощные двигатели. Для модификаций ракет воздушного базирования использовались двигатели ТРД Тeledyne CAE J402-CA-401, способные давать тягу в 3,0 кН.

https://youtube.com/watch?v=gpvsQm14Qi0

Мощный маршевый двигатель обеспечивал ракете — снаряду скорость полета свыше 800 км/ч. Дальность полета варьировалась в диапазоне 800- 2500 км, в зависимости от модификации ракеты и варианта базирования. Как правило, крылатые ракеты с ядерной боеголовкой обладали большей дальностью. Тактические модификации способны были летать на меньшее расстояние. Сведенные тактико-технические характеристики для крылатых ракет «Томагавк» выглядят следующим образом:

  • дальность полета для ракет наземного (надводного) пуска 1250 — 2500 км;
  • дальность полета ракет (подводный пуск) базирующихся на подводных лодках до 1000 км;
  • маршевая скорость полета 885 км/ч;
  • максимальная скорость полета на завершающем участке полета при определенных углах атаки — 1200км/ч;
  • корпус ракеты имел длину 6,25 м;
  • размах крыльев 2,62 м;
  • вес снаряженной ракеты варьировался в диапазоне 1450-1500 кг, в зависимости от типа боеголовки;
  • ракета могла быть оснащена ядерной боеголовкой, осколочно-фугасным зарядом или кассетной боеголовкой.

ТТХ

В процессе разработки и последующего серийного выпуска ракеты оснащались тремя типами системы наведения:

  • инерциальной;
  • корреляционной;
  • корреляционной электронно-оптической.

Р-29РМУ2 Синева (РСМ-54, по классификации НАТО SS-N-23 Skiff), Россия — 11 547 километров

  • Р-29РМУ2 Синева, также известная как РСМ-54 (кодовое название НАТО: SS-N-23 Skiff), является межконтинентальной баллистической ракетой третьего поколения. Основное базирование ракет — подводные лодки. Синева показала максимальную дальность 11 547 километров во время испытаний.
  • Ракета принята на вооружение в 2007 году и, как ожидается, будет использоваться до 2030 года. Ракета способна нести от четырех до десяти боеголовок индивидуального наведения. Для управления полетом используется российская система ГЛОНАСС. Поражение целей осуществляется с высокой точностью.
  • Ракета трехступенчатая, установлены жидкостные реактивные двигатели.

Самые быстрые российские ракеты

Использование ракеты РТ-2ПМ2 («Тополь-М») началось в 1997 году. На сегодня она относится к самым быстрым межконтинентальным ракетам мира и развивает скорость до 7,9 км в секунду. На себе боеголовка способна нести термоядерный блок мощностью 550 кг, преодолевая при этом расстояние в 11 тысяч километров. В настоящее время на боевом дежурстве России находятся почти 80 ракет данной серии, размещающихся в составе Таманской дивизии в Свердловской области.

«Тополь-М» имеют два вида базирования – мобильный и шахтный. Стационарные комплексы содержат одновременно по 10 ракет, монтируемых в шахтных установках. Мобильные РТ-2ПМ2 представляют собой одиночную ракету, которая помещается на перевозной комплекс с 8-осьным шасси. Для обоих вариантов используется маршевый двигатель, который позволяет им быстро набирать скорость и затрудняет их перехват.

В отличие от РТ-2ПМ2, противоракета 53Т6 была разработана еще в советские времена, но до сих пор остается одним из самых совершенных образцов российского вооружения. Ракета используется для поражения гиперзвуковых и высокоманевренных целей и относится к оборудованию ближнего перехвата. Она способна передвигаться со скоростью 5 км в секунду, а для достижения такой скорости ей достаточно трех секунд. Во время испытаний было отмечено, что невооруженным глазом практически невозможно отследить ее выход из шахты и уж тем более увидеть все фазы полета.
Разработка противоракеты началась в 1970-х, а на вооружение ее приняли в 1989-м. При протяженности в 10 метров она имеет диаметр 1 метр и поднимается на высоту 30 км примерно за 5 секунд. Благодаря способности перехватывать самые современные баллистические ракеты, 53Т6 до сих пор находится в строю и служит защите российской столицы.

Гарантийный срок использования противоракеты уже истек, однако недавно было принято решение «продлить» ей жизнь. В 2016 году на казахском полигоне состоялось испытание противоракеты, которое показало ее высокие тактико-технические характеристики и способность и дальше выполнять свои функции.

DongFeng 5А | Скорость 7,9 км/с

Межконтинентальная баллистическая ракета DongFeng 5А (DF-5A) с максимальной скоростью 7,9 км в секунду открывает тройку самых быстрых в мире. Китайская МБР DF-5 поступила в эксплуатацию в 1981 году. Она может нести огромную боеголовку на 5 мт и имеет диапазон более чем 12,000 км. У DF-5 отклонение приблизительно в 1 км, что означает, что у ракеты одна цель — уничтожать города. Размер боеголовки, отклонение и факт, что на её полную подготовку к запуску требуется всего час, все это означают, что DF-5 — карательное оружие, предназначенное для наказания любых потенциальных нападающих. Версия 5A имеет увеличенный диапазон, улучшение отклонения на 300 м и способность нести несколько боеголовок.

Видео

Источники

  • https://aif.ru/society/history/proekt_satana_istoriya_rakety_davshey_nam_pravo_na_zhizn
  • https://WarBook.club/boepripasy/rakety/satana/
  • https://FB.ru/article/141548/samaya-moschnaya-v-mire-raketa-ballisticheskaya-raketa-satana-falcon-heavy
  • https://wiki2.org/ru/%D0%A0-36%D0%9C
  • https://WarWays.ru/boevye-mashiny/rakety-i-raketnye-kompleksy/raketa-satana.html
  • https://FB.ru/article/444046/pioner-raketnyiy-kompleks-taktiko-tehnicheskie-harakteristiki-sozdanie-i-sostav-kompleksa
  • https://zen.yandex.com/media/id/5d70f9085d636200ad1997c3/top5-samyh-moscnyh-iadernyh-raket-v-mire-5db43260ddfef600ad9016dc
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.