«надёжное прикрытие»: как продвигается модернизация российского парка «летающих радаров»

Алан-э-Дейл       21.08.2022 г.

Первый советский АВАКС Ту-126

Первый советский самолет ДРЛОиУ вышел в свет в связи с необходимостью контроля северных окрестностей Союза. Установка в этом направлении наземных станций была неуместной из-за тяжелых климатических условий, а также огромной площади пограничных территорий, за которыми необходимо было вести контроль. Главная угроза заключалась в возможности прорыва через северные границы вражеских стратегических бомбардировщиков с ядерной бомбой на борту. Поэтому в 1958 г. в КБ Туполева стали разрабатывать первый советский ДРЛОиУ, базой которому послужил пассажирский лайнер Ту-114. Первый полет советского АВАКСа Ту-126 датируется 1961 г.

Ту-126

Сверху задней части фюзеляжа в Ту-126 располагалась грибовидная антенна, диаметр которой составлял 11 м. Обтекатель антенны, за счет которого выполнялось сканирование воздушного пространства, вращался вместе со всей конструкцией антенны и делал 10 полных оборотов в минуту. Система была способна обнаружить воздушные цели на расстоянии до 350 км (над сушей) и 400 км (над водой). Также она имела возможность проводить засечку излучения РЛС на расстоянии до 600 км и передавать разведданные на командный пункт, расположенный в удаленности до 2000 км. Для долгосрочного патрулирования окрестных территорий самолеты ДРЛОиУ оснастили системой дозаправки в воздухе.

В состав силовой установки Ту-126 входило 4 турбовинтовых мотора НК-12. Самолет мог развивать предельную скорость 750 км/ч и преодолевать расстояние до 7000 км без дозаправки. Проводя одну дозаправку, время полета машины составляло 18 часов.

Почти круглосуточное дежурство заставляло находиться на борту сразу двух экипажей по 11человек, которые управляли ДРЛОиУ посменно. Всего было построено только 9 экземпляров Ту-126. Уникальные на то время способности разведывательного воздушного комплекса не требовали нахождения в арсенале страны большого флота таких воздушных суден.

Эти самолеты дислоцировались на военных базах в Прибалтике и вели патрульное дежурство до середины 80-х годов до появления более совершенных комплексов А-50.

Противолодочный беспилотник

Из анализа сильных и слабых сторон следует, что прежде всего этот БЛА может представлять интерес для ВМФ РФ как потенциально мощный компонент противолодочных сил. Сегодня борьба с подводными лодками противника является одной из самых сложных задач, даже более проблемной, чем решение задач разгрома его авианосных сил. При этом сильные стороны БЛА в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым к противолодочным самолетам дальнего действия, а его слабые стороны существенного влияния на эффективность противолодочной борьбы не оказывают. Поэтому БЛА «Сириус» может стать весьма эффективным противолодочным средством, решать задачи поиска подводных лодок с использованием радиогидроакустических буев (РГАБ). В этом случае он способен нести на борту комплект поисковой аппаратуры и десяток-полтора буев. Естественно, обработку информации от буев необходимо будет осуществлять на наземном или корабельном пункте управления этим БЛА. Он способен быть носителем и других средств поиска подводных лодок – магнитометрических и иных. В качестве носителя противолодочного оружия он может иметь на борту одну-две малогабаритные противолодочные торпеды, аналогичные тем, которые используются в противолодочных ракетах надводных кораблей и подводных лодок. Небольшая боевая нагрузка этого летательного аппарата предполагает возможность его использования либо в поисковом, либо в ударном противолодочном варианте. С учетом низкой крейсерской скорости БЛА противолодочные действия морская версия «Сириуса» может вести группами, в составе которых имеются беспилотники как в ударном, так и в поисковом варианте. Естественно, эти летательные аппараты могут использоваться во взаимодействии с надводными кораблями в составе корабельных поисково-ударных групп (КПУГ).

История создания и развития самолёта Ан-24

Разработка нового двухдвигательного турбовинтового пассажирского самолета Ан-24, предназначенного для эксплуатации на местных авиалиниях, началась в ГСОКБ-473 им. О. К. Антонова в 1958 году в соответствии с постановлением СМ СССР № 1417—656 от 18 декабря 1957 года. Согласно заданию самолёт должен был перевозить пассажиров с эквивалентной нагрузкой 4 000 килограмм на расстояние до 400 километров с крейсерской скоростью 450 км/ч. Предусматривалось применение двигателей АИ-24.

Первый полёт самолет Ан-24 совершил 20 октября 1959 года. За штурвалом Ан-24 в первом полете находился экипаж лётчика-испытателя Г. И. Лысенко. В 1961 году проходили заводские и государственные испытания самолета Ан-24.

Серийное производство Ан-24 началось в начале 1962 года в Киеве на заводе № 473. В сентябре 1962 года состоялся первый технический рейс с пассажирами. 31 октября 1962 года началась эксплуатация самолета на трассе Киев-Херсон.

Производство Ан-24 продолжалось до 1979 года. С 1962 года по 1979 было выпущено более 1200 машин, из них 1028 выпустил Киевский авиационный . Также самолета Ан-24 производился в Китае под названием Y-7.

Засидевшись на старте

Принято считать, что в послевоенный период между вооружениями СССР и США существовал примерный паритет в части качества вооружений. А в конце 80-х годов начался развал и армии, и ОПК, что привело к отставанию России. И в новом веке приходится догонять ушедших вперед американцев.

В общем и целом это так. Однако существуют и исключения, в частности по самолетам ДРЛОиУ, с которыми у нас было плохо всегда

Более того, у нас это направление долго просто не принималось во внимание

Во время Второй мировой войны англичане оснастили несколько средних бомбардировщиков Vickers Wellington радиолокационной аппаратурой с вращающейся антенной. Они стали большим подспорьем для сети наземных РЛС Chain Home в отражении налетов на Лондон немецких бомбардировщиков. Однако это были не серийные машины.

Первыми в серию запустили свои АВАКСы американцы – в 1945 году началось производство на базе одномоторного торпедоносца Grumman TBM-3W Avenger «летающего радара». РЛС, работавшая в двух диапазонах – сантиметровом и дециметровом с пиковой мощностью один мегаватт, обнаруживала самолеты на расстоянии 120 километров, крупные корабли – 350 километров.

После этого Штаты начали последовательно наращивать возможности своих летающих радаров, выпуская все новые и новые самолеты. И к 1965 году в ВВС и ВМС США летали или же уже были сняты с вооружения еще восемь АВАКСов и один вертолет ДРЛО.

Мы специально зафиксировали на оси времен именно 1965 год, потому что именно тогда появился первый советский ДРЛОиУ – Ту-126. То есть отставание от Штатов составило 20 лет. Почему так получилось? В значительной степени потому, что стратегия авиации выстраивалась на основании оборонительной военной доктрины. Советский Союз не воевал «вдали от дома». Действиями истребительной авиации руководили стационарные радиолокационные станции, расположенные на территории страны. Этого было достаточно. В реальных боевых операциях, нечастых, принимала участие авиация ПВО, пресекающая нарушение воздушных границ. И прежде всего истребители-перехватчики.

США же, «взвалившие на себя обузу» наводить порядки по праву мирового жандарма, в АВАКСах остро нуждались, поскольку посылая авиацию в другую страну, рассчитывать на информационную поддержку с земли не приходится.

Правда, было одно исключение из требований советской оборонительной концепции. Война в Корее, в которой советская истребительная авиация принимала самое активное участие. И там самолет ДРЛОиУ был бы весьма кстати.

Решение о создании собственного летающего радара было принято в 1958 году в определенной степени благодаря всестороннему анализу корейской кампании. Но был и другой мотив – повысить возможности по обнаружению на северном направлении прорыва американских стратегических бомбардировщиков. Через четыре года Ту-126 совершил первый полет, а в 1965-м был принят на вооружение Войск ПВО. Всего было построено восемь дорогостоящих Ту-126, которые прослужили больше 20 лет.

Немного истории

Однако немаловажно ответить на вопрос, как так вышло, что Израиль превратился в настоящего законодателя мод в этой перспективной области? Дело в том, что Тель-Авив приступил к разработке своих первых аппаратов — Firebee («Огненная пчела») и Harpy («Гарпия») ещё в начале семидесятых годов прошлого века. Первое в истории широкомасштабное и успешное применение этой инновационной в ту пору техники произошло 9 июня 1982 года в рамках израильской операции «Арцав-19», когда грамотно работавшие по целям рои БПЛА уничтожили сирийские ЗРК советского производства «Волга», «Печора» и «Квадрат», дислоцированные на территории Ливана

Первое в истории широкомасштабное и успешное применение этой инновационной в ту пору техники произошло 9 июня 1982 года в рамках израильской операции «Арцав-19», когда грамотно работавшие по целям рои БПЛА уничтожили сирийские ЗРК советского производства «Волга», «Печора» и «Квадрат», дислоцированные на территории Ливана.

Тогда-то и была в первый раз опробована техника налёта большого количества барражирующих боеприпасов на цель, что перегружало возможности расчётов зенитных установок и, в итоге, позволило Израилю одержать победу, фактически выйдя из боя без потерь.

Летающий штаб

Доставшиеся в наследство от Советского Союза А-50, проходя программу модернизации до уровня А-50У, получают не только усовершенствованный радар, но и оборудование командного центра. Новый многофункциональный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения вместе со способностью эффективного обнаружения воздушных, наземных и надводных целей получает возможность наведения на объекты противника как авиации ВКС и ВМФ, так и высокоточных средств поражения.

Современная аппаратура связи и инновационное БРЭО обеспечивают интеграцию самолета в действующие автоматизированные системы боевого управления, оперативно, в режиме реального времени передавая данные воздушной обстановки в наземные штабы и центры управления противовоздушной обороны.

Фото: yandex.ru

Имеющийся сегодня у ВКС практический опыт боевого применения самолетов ДРЛОиУ в небе над Сирией показал необходимость перманентного мониторинга воздушной обстановки над территорией любого, в том числе и локального военного конфликта. Варварский ракетный удар, нанесенный странами западной коалиции по сирийской авиабазе «Эш-Шайрат» (провинция Хомс), наглядно продемонстрировал всю опасность пренебрежения такими действиями. После 7 апреля 2017 года, а именно тогда состоялся этот «акт устрашения Башара Асада», самолеты ДРЛОиУ А-50 несут постоянное боевое дежурство на российской авиабазе «Хмеймим».

Если говорить о сегодняшней потребности ВКС в МАК РЛДиН, то она составляет не менее 15 бортов. Это минимальное количество А-100 для поддержания боеготовности авиационных соединений и частей на необходимом уровне и то при условии продолжения модернизации невылетавших ресурс А-50. Оптимальный вариант предусматривает поставку ВКС не менее 39 бортов. Возможно ли это? Скорее нет, чем да. Финансирование Государственной программы вооружения, рассчитанной до 2027 года, ограничено и вряд ли способно вместить такое количество новых машин. Неспособен, к сожалению, выпускать более трех самолетов в год и специализирующийся на производстве Ил-76МД-90А авиазавод – АО «Авиастар-СП» (город Ульяновск). А с учетом того, что назначение этого самого Ил-76МД-90А, кроме дальнего радиолокационного обнаружения, предполагает и иные функции – он же создавался в первую очередь как универсальный транспортник, – это капля в море.

Истребители

Многоцелевой истребитель поколения «4++» Су-35, поступающий в войска с 2014 года. По всем своим характеристикам, за исключением технологии малой заметности («Стелс»), самолет удовлетворяет требованиям, предъявляемым к истребителям 5-го поколения. По состоянию на январь 2018 г. в ВКС России числилось 70 машин данного типа. Всего до 2021 года планируется поставка 98 истребителей.

Истребитель Су-27. Всепогодный истребитель 4-го поколения, состоящий на вооружении с 1982 года. Именно на основе этого самолета были разработаны новейшие Су-30, Су-34 и Су-35. По состоянию на 2017 год ВКС имели 119 самолетов Су-27, из них более половины прошли глубокую модернизацию.

Истребитель-бомбардировщик Су-30 предназначен для завоевания господства в воздухе. К сентябрю 2018 года военная авиация России располагает 103 единицами Су-30СМ и 20 единицами Су-30М2. Все самолеты произведены не ранее 2010 года.

Истребитель МиГ-29. Самый массовый из действующих истребителей отечественного производства, производящийся с 1982 года. По состоянию на 2016 год в строю числилось 168 истребителей разных модификаций. Из них более 70 самолетов прошли модернизацию после 2009 года. Планируется постепенная замена на МиГ-35.

Высотный сверхзвуковой перехватчик МиГ-31, вставший в строй в 1981 году. ВВС располагают 120-ю машинами данного типа. Ожидается, что до 2020 года все самолеты будут модернизированы до уровня МиГ-31БМ, 10 машин прошли модернизацию для возможности несения сверхзвуковых ракет «Кинжал».

Невостребованные АВАКС Ан-71 и Як-44

В 70-х годах правительство СССР задумалось о создании новых вариантов самолетов ДРЛОиУ. В эти времена возникла идея создания мощного ударного комплекса, который базировался на авианосце. В средине 80-х гг. Советский Союз обзавелся авианосцем Ульяновск, который мог взять на себя роль стартовой площадки, разместив на борту авиакрыло ударных самолетов. Новый самолет должен был помимо обнаружения и преследования целей оперативно управлять всеми авиационными подразделениями, взлетающими с крейсера. То есть на новый аппарат возлагалась роль воздушного командного пункта.

Ан-71

В Киевском ОКБ Антонова с целью создания нового АВАКС на базе многоцелевого самолета Ан-72 сконструировали Ан-71 с системой ДРЛОиУ. Главное отличие от предшественника заключалось в расположении обтекателя антенны, который разместили на хвостовом оперении. Впечатляющей оказалась работоспособность нового аппарата: одновременное сопровождение до 120 воздушных целей. В 1985 году было выпущено два таких летательных аппарата, которые направили на госиспытания. Несмотря на то, что Ан-71 показал хорошие результаты, на вооружение его не поставили из-за огромных габаритов, которые не позволяли самолету размещаться на авианосце.

Что касается Як-44 – проекта самолета ДРЛОиУ от КБ Яковлев, то за основу конструкции разработчиками был взят самолет Grumman E-2 Hawkeye корабельного базирования. Проект заморозился на стадии макета, прототип остался недособранным, а после проект Як-44 окончательно закрыли в связи с развалом Советского Союза и отсутствия финансирования. Во времена существования Советского Союза так и не было разработано полноценного самолета ДРЛОиУ палубного базирования. Военно-морской флот страны получил взамен самолета модифицированный вертолет Ка-31 с установленной системой «Авакс».

Крутые серии номеров

Каждый номерной знак автомобиля состоит из буквенных и численных обозначений. Серия – это буквенное сочетание. В сегодняшней статье я расскажу вам о московских крутых сериях. В регионах они могут отличаться и иметь дополнительные сочетания, которые будут цениться конкретно в определенном регионе. На сегодняшний день ценными считаются:

  1. ЕКХ, при этом изначально они были с 77 регионом, сейчас их заменили 99, а также действует 177 и 97, такой серией пользуется ФСО и иные ведомства с соответствующим иммунитетом.
  2. ХКХ, эти номера частично принадлежит сотрудникам ФСБ, а частично была продана обычным гражданам.
  3. АМР, этой серией заменили правительственные флаговые номера, при этом номера, имеющие числовое значение в восьмой сотне в данной серии, принадлежат ФСБ. Правительству принадлежат первые 20 чисел, а третий десяток передан Администрации президента. Эта серия появилась на замену АААФЛ.
  4. СОО , АОО, МОО, ВОО, имеющие 77 регион, относятся к автомобилям из автобазы президента. Машины могут быть оборудованы специальными пропускными маяками, либо быть без них. Других преимуществ на дороге они не имеют и значение их не так велико.
  5. КОО, также с 77 регионом находится у сотрудников Конституционного суда.
  6. ВКР, ЕКР, ККР, АКР, имеющие регион 177 стали заменой для многих автовладельцев, которые раньше были обладателями синих номеров.
  7. ЕРЕ, с регионом 177 частично принадлежат ГосДуме, они были получены ими при замене флаговых номеров.
  8. *МР с 77 регионом. Первая буква может быть: В,К,М,О,Т, У. Большинство таких номеров получили все автовладельцы, которые раньше имели синие номер. Некоторые из них так и остались в подчинении ведомств, другие были переданы ФСБ и МВД. Но некоторые номера смогли получить и обычные частики. Однако, надо понимать, что у такого простого человека в любом случае есть тот «друг», который помог ему оформить этот номер.
  9. РМР с 77 регионом принадлежит Министерству Юстиции, прокуратуре и службе исполнительных наказаний.
  10. АМО с регионом 77 принадлежат мэрии столицы.
  11. ХАА ,НАА, ТАА, САА с регионом 99 считаются закрытыми и не проверяются по базам автомобилей. Получить информацию о такой машине можно только по письменному запросу. Эта база находится в распоряжении ФСБ, а также научных институтов. Она же выдается и автомобилям частников.

Далеко не все из этих машин имеют право ездить со спецсигналом. Скорее эти номер принадлежат тем, кто в большинстве случаев ими не пользуется, но работает в данных ведомствах.

«КАНБЕРРА PR МК-9» — английский «агент 007»

Самолет дальней высотной разведки (Великобритания)

Самолеты «Канберра PR» осуществляли аэроразведку во многих горячих точках земного шара

Британский реактивный бомбардировщик «Канберра», созданный инженером Э. Петтером для компании «Инглиш Электрик», состоял на вооружении различных стран мира на протяжении почти 40 лет. Он модернизировался, перевооружался, снимался с производства и снова возвращался в строй под новым обличьем.

В начале 1980-х годов 23 такие машины были оснащены новым бортовым радиолокационным оборудованием, системой электронного подавления чужих средств ПВО и большими топливными баками. Для этого пришлось увеличить размах крыла, длину фюзеляжа и поставить более мощные двигатели.

Бомбардировщик превратился в разведчика, который сумел пережить своего родителя. «Канберра PR Mk-9» унаследовал его трапециевидное крыло: консервативные британцы так и не смогли принять модное стреловидное.

Кабина штурмана находится в носовой части и имеет только два небольших окошка

Большая площадь крыла обеспечила машине высокую подъемную силу и значительную скорость подъема. Самолет способен летать на недостижимых ранее, например для американского истребителя F-4, высотах. В тех частях, где британским разведчикам приходилось служить вместе с «Фантомами», гонки между ними стали своеобразным спортом.

В составе ВВС Британии эти машины находились до середины 1980-х годов. После Фолклендского конфликта три из них были проданы Чили. В дальнейшем пять самолетов оснастили новейшим радиоэлектронным оборудованием для ведения высотной разведки, данные о котором до сих пор засекречены. «Канберры» остаются в строю и сегодня.

На киле видна символика 39-й эскадрильи последней, летающей на «Канберра PR Mk-9» в ВВС Великобритании

Для удобства компоновки кабина пилота «Канберра PR Mk-9» смещена относительно продольной оси фюзеляжа

Поделиться ссылкой

Вертолеты

На вооружении ВКС России состоит около тысячи вертолетов различного назначения. Среди которых ударные вертолеты:

  • черная акула;
  • аллигатор;
  • крокодил;
  • ночной охотник.

Двухместный вариант вертолета Ка-50 «Черная акула», получивший индекс Ка-52 «Аллигатор», создан для поражения пехоты и техники противника на расстоянии до 20 км. Способен атаковать воздушные цели. К 2018 год в войсках проходят службу 118 вертолетов, всего заказано 146 боевых машин.

Ми-24 «Крокодил» отлично зарекомендовал себя в годы Афганской войны и конфликтов в Чеченской республике. Высокая защищенность экипажа и сильное ракетно-пушечное вооружение делают вертолет грозным противником. Около 180 вертолетов находится на вооружении ВКС России.

Вертолет Ми-28 «Ночной охотник» предназначен для борьбы с бронетехникой противника при активном воздействии вражеской ПВО. В 2013 году началось серийное производство модификаций Ми-28Н (ночной) и Ми-28НМ (ночной модернизированный). К середине 2018 года армия получила не менее 110 вертолетов.

Транспортно-боевой вертолет Ми-24ВМ (Ми-35) применяется для огневой поддержки сухопутных войск, десантирования групп спецназа, эвакуации раненых, перевозки грузов. С 2010 года авиация получила более 60 вертолетов.

В ВВС России находится более 300 многоцелевых вертолетов Ми-8 различного назначения: учебные, транспортные, медицинские, минные заградители и постановщики помех, боевые модификации (АМТШ) с комплексом ракетного вооружения. Почти все вертолеты прошли модернизацию либо изготовлены не ранее 2010 года.

Тяжелый транспортный вертолет Ми-26, обладает грузоподъемностью 20 тонн. В 2012 году, после почти двадцатилетнего перерыва, было возобновлено производство этих вертолетов. В ВКС России эксплуатируется 41 машина этого типа.

Стратегическая и Дальняя авиация

Стратегический бомбардировщик Ту-160. Все 17 бомбардировщиков состоят на вооружении 22-й гвардейской тяжелой бомбардировочной дивизии (г. Энгельс). Из них 6 самолетов модернизированы до уровня Ту-160М1. Планируется проведение модернизации всех ракетоносцев.

Стратегический бомбардировщик Ту-95МС. На вооружении состоят 50 «стратегов», из них 35 машин подлежат модернизации до уровня Ту-95МСМ. В ходе модернизации будет обновлено электронное оборудование самолета. По мнению журнала National Interest, не следует считать Ту-95 «устаревшим», так как его главным оружием являются крылатые ракеты Х-101, способные самостоятельно атаковать цели на расстоянии до 5500 км. Таким образом, сам самолет остается вне зоны действия любой системы ПВО.

Дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М. Главным назначением Ту-22 является противодействие авианосным группировкам противника, а также нарушение морских коммуникаций путем постановки минных заграждений. ВКС имеют в своем составе 60 бомбардировщиков этого типа. Проводится модернизация до уровня Ту-22М3.

Вторая попытка

В конце концов стало понятно, что нужен новый самолет ДРЛОиУ. Вторым и предпоследним отечественным летающим радаром стал А-50, принятый на вооружение в 1985 году.

Он был построен на базе транспортника Ил-76. Радиотехнический комплекс «Шмель», как и «Лиану» для Ту-126, разработал концерн «Вега», ныне входящий в Ростех, а тогда Московский НИИ приборостроения. А «скрещивали» «Шмеля» с Ил-76 и проводили испытания полученного самолета А-50 в ОКБ-49 (ныне Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Бериева). От начала разработки до получения готового продукта прошло 12 лет.

В А-50 были исправлены все ошибки, допущенные при создании Ту-126. Он стал нормально обнаруживать низколетящие цели. Повысилась дальность обнаружения. Нормальной стала работа операторов, количество которых сократилось с 24 до 10. Самолет получил возможность дозаправки в воздухе.

Вышла прекрасная машина. Но прекрасная для периода 60-х годов. Инструментальная мощность у его РЛС неплохая – в идеальных условиях, которых в современной войне быть не может, он способен обнаруживать истребители четвертого поколения на расстоянии до 300 километров. Однако с целями с пониженной заметностью, как, например, с крылатыми ракетами с ЭПР порядка одного квадратного метра, справляется плохо. Во многом это предопределено использованием архаичной элементной базы – компьютер на транзисторах, дисплеи на ЭЛТ.

Отставание от Штатов ныне очень существенное. Основной американский АВАКС – Boeing E-3 Sentry способен на большее: обнаруживает и сопровождает до 150 целей и выдает целеуказание 30 самолетам и наземным КП. Бомбардировщик он видит за 520 километров, низколетящие крылатые ракеты с ЭПР один квадратный метр – за 400 километров.

И это притом что E-3 Sentry появился на 10 лет раньше, чем А-50. Но последовательные модернизации позволяли самолету соответствовать современным требованиям. Теперешнее отставание России вызвано еще и количественным разрывом. У нас эксплуатируются пять А-50 и четыре модернизированных самолета А-50У. Остальные 20 построенных машин до нынешнего дня не дожили. И погубили их не боевые действия, не аварии, а разруха. В ВВС США более сорока АВАКСов различных моделей.

Да, в 2011 году появилась модификация А-50У. Однако особого повода для радости нет, поскольку характеристики комплекса «Шмель-2» лишь на 15–20 процентов превышают характеристики базового варианта.

Истребители

Многоцелевой истребитель поколения «4++» Су-35, поступающий в войска с 2014 года. По всем своим характеристикам, за исключением технологии малой заметности («Стелс»), самолет удовлетворяет требованиям, предъявляемым к истребителям 5-го поколения. По состоянию на январь 2021 г. в ВКС России числилось 70 машин данного типа. Всего до 2021 года планируется поставка 98 истребителей.

Истребитель Су-27. Всепогодный истребитель 4-го поколения, состоящий на вооружении с 1982 года. Именно на основе этого самолета были разработаны новейшие Су-30, Су-34 и Су-35. По состоянию на 2021 год ВКС имели 119 самолетов Су-27, из них более половины прошли глубокую модернизацию.

Истребитель-бомбардировщик Су-30 предназначен для завоевания господства в воздухе. К сентябрю 2021 года военная авиация России располагает 103 единицами Су-30СМ и 20 единицами Су-30М2. Все самолеты произведены не ранее 2010 года.

Истребитель МиГ-29. Самый массовый из действующих истребителей отечественного производства, производящийся с 1982 года. По состоянию на 2021 год в строю числилось 168 истребителей разных модификаций. Из них более 70 самолетов прошли модернизацию после 2009 года. Планируется постепенная замена на МиГ-35.

Узнай: Можно ли взять академический отпуск для службы в армии

Высотный сверхзвуковой перехватчик МиГ-31, вставший в строй в 1981 году. ВВС располагают 120-ю машинами данного типа. Ожидается, что до 2021 года все самолеты будут модернизированы до уровня МиГ-31БМ, 10 машин прошли модернизацию для возможности несения сверхзвуковых ракет «Кинжал».

Учебно-тренировочные самолеты

Для подготовки курсантов, обучающихся пилотированию Ту-22М3 и Ту-160, применяется Ту-134УБЛ. Также на нем летают действующие пилоты, чтобы сократить выработку ресурса боевых самолетов. В строю и на хранении числится 33 машины.

Реактивный учебно-боевой самолет Як-130, способен нести до 3 тонн ракетного и бомбового вооружения. Производится с 2010 года, к началу августа 2018 года поставлено 106 самолетов.

В учебных частях продолжают нести службу самолеты L-39, созданных в Чехословакии в 1970-1980-е года. Командование ВКС предполагает, что все они будут заменены на Як-130, обладающий более высокими летными характеристиками.

Учебно-тренировочные самолеты

Для подготовки курсантов, обучающихся пилотированию Ту-22М3 и Ту-160, применяется Ту-134УБЛ. Также на нем летают действующие пилоты, чтобы сократить выработку ресурса боевых самолетов.  В строю и на хранении числится 33 машины.

Реактивный учебно-боевой самолет Як-130, способен нести до 3 тонн ракетного и бомбового вооружения. Производится с 2010 года, к началу августа 2018 года поставлено 106 самолетов.

В учебных частях продолжают нести службу самолеты L-39, созданных в Чехословакии в 1970-1980-е года. Командование ВКС предполагает, что все они будут заменены на Як-130, обладающий более высокими летными характеристиками.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.