Самые большие парусные корабли мира

Алан-э-Дейл       27.02.2023 г.

«Хуан Себастьян де Элькано»

Это учебное судно Военно-морских сил Испании. Оно используется как тренировочная база курсантов Военно-морской академии. Элькано – это крупнейшая из шхун мирового учебного флота. По типу парусного вооружения «Элькано» относится к топсельным (марсельным) шхунам, на фок-мачте он несет четыре прямых паруса и три косых, на остальных трех мачтах – только косые паруса. 

Судно было спроектировано и построено на верфи «Эчеварьета и Ларинага» в Кадисе, а спущено на воду 5 марта 1927 года. Шхуна была названа в честь Хуана Себастьяна де Элькано (1476–1526), первого моряка, который совершил кругосветное плавание. 

Длина судна – 113 метров, ширина – 13 метров, водоизмещение – 3 670 тонн, объем судна – 2 464 рт, площадь парусов – 3153 метров в квадрате.

«Хуан Себастьян де Элькано»

Французский фрегат Aquitaine

Фрегат проекта FREMM Aquitaine

Фрегат проекта FREMM оказался наиболее опасным по составу вооружения на борту. Этот корабль несет 16 крылатых ракет SCLAP и восемь корабельных ракет Exocet последней модификации. У кораблей проекта FREMM во французской модификации достаточно мощное противовоздушное вооружение.

Первый фрегат — Aquitaine — вступил в строй в 2012 году. Всего построено 8 фрегатов этого типа, хотя изначально французское морское ведомство планировало построить 16 кораблей. Но в 2011 планы поменялись — французы приступили к разработке нового типа фрегатов.

Фрегат проекта FREMM Aquitaine

  • Основные размерения: 137×19×5 метров, полное водоизмещение 5800 тонн.
  • Энергетическая установка: газовая турбина LM 2500 G4 и два дизель-генератора MAN общей мощностью 50000 л.с. Максимальная скорость — 27 узлов, дальность плавания — 6000 миль 14-узловой скоростью.
  • Вооружение: 1×76 автоматическая артустановка, 16 крылатых ракет SCLAP и 8 ПКР Exocet, 16 ЗУР Aster

Фрегаты этого типа, кроме Франции, служат во флотах Египта и Марокко, но их вооружение существенно слабее: отсутствуют крылатые ракеты, а количество ПКР и ЗУР уменьшено до 8 установок каждого типа.

Основные боевые парусные корабли

Военно-морской флот в эпоху Ренессанса играл важную роль для любого государства, а его мощь определяла мировую политику того времени. Развитие кораблей продолжалось два столетия прежде, чем они получили четкую классификацию. Основными военными кораблями парусного флота были:

  • Бригантина. 2-мачтовое судно с прямой фок-мачтой и косой грот-мачтой. Появилось в 17 веке и использовалось для разведывательных операций. На борту размещалось 6 — 8 пушек.
  • Бриг. 2-мачтовый корабль 7-го ранга с водоизмещением до 400 т. Являлся основным разведывательным посыльным судном во всех флотах мира. Также на борту имел от 8 до 24 пушек, которые использовались для отстрела при уходе от погони. Появился в качестве более практичного и простого варианта бригантин, однако не вытеснил их полностью.
  • Галион. Самое крупное судно времен 15 — 17 веков. Могла включать от 2 до 4 мачт, а водоизмещение составляло до 1600 т. Галионы были господствующими суднами в сражениях до появления линкоров.
  • Каравелла. 3 — 4 мачтовое универсальное судно водоизмещением до 450 т. Более широкое применение получило в экспедициях. Хорошая мореходность достигается благодаря разносторонним мачтам и надстройками на носу и корме. Несмотря на высокий борт, каравеллы были только однопалубными суднами. В боях часто служили грузовым судном, способным отстреливаться от небольших кораблей и при абордаже.
  • Каракка. Крупное 3-мачтовое судно ранних времен. Имело водоизмещение до 2000 т. и 30 — 40 пушек на борту. Корабль мог перевезти большое число пассажиров, до 1300 человек. Каракка хорошо зарекомендовала себя в 13 — 16 веках в качестве мощного судна, способного в одиночку дать отпор. Однако с формированием флотов и появлением крупных кораблей они утратили свое значение.
  • Корвет. 2 — 3 мачтовое судно с водоизмещением до 600 т для решения тактических задач. Появился в 18 веке и один из двух (наряду с фрегатом) классов кораблей, сохранившихся до наших дней. Использовался для крейсерской охоты или уничтожения одиночных целей, реже для разведки. Оснащался открытой или закрытой артбатареей с десятками орудий.
  • Линейный корабль. Крупнейшее 3-мачтовое судно с тремя артиллерийскими палубами (в основном с закрытыми батареями). По стандарту линкорами считались судна водоизмещением до 5000 т., однако известно в истории много кораблей этого типа и до 8000 т. Вся батарея могла включать до 130 пар орудий, расположенных вдоль бортов. Использовались в основном для борьбы с такими же крупными кораблями и обстрела береговой линии. Линкоры одни из немногих боевых парусников, которые служили в морских силах до начала 20 века.
  • Флейт. 3-мачтовый транспортный парусник. Водоизмещение было произвольным, но зачастую не превышало 800 т. Имели до 6 пушек и отличались высокой маневренностью. Часто использовались корсарами для грабежей. В России первые флейты появились в Балтийском флоте в 17 веке.
  • Фрегат. 3-мачтовое судно с водоизмещением до 3500 т. Следующий по мощности после линкора и имел на борту до 60 пар пушек. Использовался в качестве крупного корабля поддержки на всей линии фронта или выполнения коммуникационных задач (охрана торговых кораблей). Являлся основной боевым кораблем парусного флота Российской империи.
  • Шлюп. 3-мачтовый корабль с низкими бортами. Имел водоизмещение до 900 т. и 16 — 32 арторудия. Служил в качестве дальнего разведывательного или экспедиционного судна. Шлюпы были популярны в 17 — 19 веках среди российских экспедиторов для кругосветных путешествий.
  • Шнява. Небольшой парусник с 2 прямыми мачтами, получивший распространенность в скандинавском регионе. В России активно использовались Петром I для разведывательных операций перед сражениями. Водоизмещение до 150 т., а число орудий колебалось от 2 до 18.
  • Шхуна. Судно с произвольным, в основном крупным водоизмещением. Могло включать до 16 орудий и распространялось в составе парусного флота Российской империи. Боевые шхуны были исключительно 2-мачтовыми, а посыльные судна имели произвольное число мачт.

В отдельных странах были уникальные типы боевых суден, которые не получили распространение. Например, португальские корабли, сравнимые по водоизмещению с фрегатом, но имевшие несколько орудийных палуб, назывались крейсерами, хотя такой тип закрепился уже за более современными кораблями.

Парусная яхта — А, 142.81 метров

(Германия, 2021 год) Первое место в нашем Топ 10 самых больших яхт мира — занимает парусная яхта нашего соотечественника и по совместительству олигарха из Березников, яхта под удивительным названием — А, просто и незамысловато, но крупно и вызывающее уважение. Считается, что Мельниченко присваивает такие название своим яхтам, что бы даже в судовом регистре быть первым, под буквой А.

Парусная яхта «А» Андрея Мельниченко, построена на немецкой верфи Nobiskrug, а дизайн от легендарного Филиппа Старка. Она была передана представителям владельца в феврале 2021 года и в настоящее время проходит заключительные ходовые испытания в Средиземном море.

Эта парусная яхта является одной из самых знаковых и узнаваемых яхт в мире. Ее русский владелец Андрей Мельниченко описывает ее как моторную яхту с тремя 100 метровыми мачтами. Дизельные двигатели позволяют развить максимальную скорость в 21 узел, а максимальная дальность 5320 морских миль при 16 узлах.

Верфь: Nobiskrug

Интерьер / дизайн экстерьера: Филипп Старк

Общая длина : 142.81 метра

Виды парусных кораблей

Парусники очень разнообразны. Их выделяют по количеству мачт, особенностям парусов, назначению. Определить тип корабля поможет таблица.

Название судна Назначение корабля Количество мачт Паруса на мачтах Дополнительные характеристики судна
Аак Грузовой, транспортный 1 2-3 прямых паруса Речное голландское судно; известно с 16 века; имеет плоское дно.
Барк Транспортный 3, 4, 5 Прямые; на бизань-мачте — косые Первоначально небольшой, затем крупный морской корабль (водоизмещение 5-10 тонн); строили до первой четверти 20 века. Выглядит очень эффектно.
Баркентина Грузовой 3, 4, 5, реже 6 Прямые только на передней фок-мачте; остальные – косые; нет гафеля на фок-мачте. Появление – 50-е годы 19 века.
Бомбарда или бомбардирский корабль Военный (обстрел крепостей, других укреплений на побережье) 2, 3 Прямые и косые на всех мачтах. 17 век – 19 век; комплектация – от 6-12 крупнокалиберных пушек; мортиры. Мелкосидящее, чтобы подходить как можно ближе к берегу.
Бриг Конвойный 2 Прямые на передней фон-мачте, прямые и косые – на второй (грот-мачте). Имел 10-20 пушек; мог ходить на веслах.
Бригантина Использовался для пиратских набегов; 18 век – посыльные, разведывательные военные суда. 2-3 Первоначально — латинские косые паруса; с 19 века – прямые на фок-мачте, косые – на грот-мачте. Легкое судно – малый бриг; могло ходить на веслах (паруса снимались).
Буер Грузовой для прибрежного плавания; в России – как императорское прогулочное судно. 01.02.18 Косые Появились в 18-19 веке. Российские рыбаки с севера использовали буера, установленные на коньки (двигались по льду). Позже стали применять как парус на колесах для движения по плотному песку.
Галеон Боевой, торговый корабль, характерный для 16-18 века. 2-4 Прямые; на бизань-мачте – косые. Крупное морское судно с четырех-семипалубной надстройкой на корме. До 80 пушек на двух палубах. Для своего времени обладало наиболее совершенной конструкцией.
Джонка Военное, потом грузовое судно. 2-4 Сделаны из циновок в виде четырехугольников, реи – из бамбука. Распространены на юго-востоке Азии. Использовались на реках и для прибрежно-морского плавания. Масса груза – до 600 тонн.
Иол (или йол) Военный, рыболовный 2 Косые Появились в Швеции в самом конце 18 века, затем в России. Были снабжены пушкой и фальконетами.

Рулевая ось находится перед задней мачтой.

Каравелла Рыболовный, торговый корабль 13-17 веков. 3-4 Прямые (первые две мачты), косые. Входили в Испанский и Португальский флот, на них плавал Колумб. Особенности: высокая грузоподъемность, мореходность, надстроенные корма и нос; могли идти против ветра.
Каракка Военный, торговый (16-17 век). 3 Прямые (фок-, грот-мачты), косые (бизань-мачта). Крупное судно с тремя палубами, водоизмещением 1-2 тыс. тонн. Оснащалось пушками (30-40),  могло взять на борт более тысячи человек. Каракка входила в экспедицию Магеллана. Изобретена в Генуе.
Карбас Промысловое, грузовое, транспортное. 1-2 По 2 прямых паруса на мачте. Место использования — русский север (поморы Белого моря и другие).
Кеч (кэч) Рыболовные, спортивные. 2 – (только грот- и бизань-мачта) Косые Отличается тем, что кормовая мачта расположена перед рулевой осью.
Клипер Военный (дозор, разведка). 3-4 Прямые Быстроходное судно 19 века. Высокую скорость развивал за счет узкого корпуса, высоких мачт и наличия на корпусе острых обводов. Водоизмещение – до 1.5 тонн.
Люггер Военное (разведывательное, посыльное). 2-3 Прямые Создан во Франции в конце 18 –  середине 19 в. Ценились за быстроходность. Оснащение – до 16 пушек.
Тендер Военно-вспомогательное 1 мачта Косые Использовался в 19-м – начале 20 в. Был выдвигаемый бушприт, до 12 пушек.
Флейт Военные (транспортировка) 3 Прямые, на бизань мачте — косые. Максимальная популярность – 16-18 вв. Высокие мачты, укороченные реи, до 20 пушек.
Фрегат Боевой 3 Прямые, на бизань мачте — косые. Были популярны в 17-18 вв. Размер средний. Классические суда созданы во Франции. Востребован был линейный фрегат.
Шлюп Военный, экспедиционный 3 Прямые Использовали в 18-19 веке. Установлена открытая батарея с 25 пушками.
Шхуна Торгово-грузовые 2-3 Косые Родина — Англия и Голландия (17 век), но более широко использовали США.
Яхта Спортивное, туристское, может быть личным От 1 до нескольких мачт Прямые, косые Быстрое, легкое судно.

Таблица с видами парусников показала, как менялся облик кораблей, отношение к длине и количеству мачт, парусному сооружению.

10.

Броненосец «Микаса»
В годы Русско-японской войны этот корабль был флагманом флота адмирала Того Хэйхатиро: спущенный на воду в 1902 году, броненосец «Микаса» считался лучшим судном этого типа. И война только подтвердила это: он успел поучаствовать во всех морских сражениях тех лет, не получив при этом ни одного серьезного повреждения. Однако везение корабля на этом закончилось: меньше чем через неделю после окончания войны «Микаса» утонул из-за случайного подрыва порохового погреба.

Довольно быстро броненосец достали со дна и отремонтировали, после чего он принял участие в японской интервенции в России периода Гражданской войны. В 1923 его списали с вооружения как морально устаревший и превратили в музей. В период Второй мировой войны броненосец подвергся бомбардировке и был сильно поврежден. Восстановить корабль-музей удалось только спустя двадцать лет.

Оружие и армия
26 июля, 2019
9 999 просмотров

Викрамадитья

В 2008 году впервые на воду был спущен самый большой военный корабль в мире в Индии, который входит в тройку мировых лидеров. Своим появлением он сменил работающий в то время «Вираат», который уже отработал весь свой ресурс. Индийское государство направило заказ в Черноморский судостроительный завод, где он проходил после модернизацию и снова вернулся в ВМС своего государства в 2013. Несмотря на то, что большой военный корабль имеет крупные габариты, вмещает на своем борту не так много авиационной техники. В его экипаж может входить не более 1600 человек, а мощность каждого из 4 двигателей достигает 50 тысяч лошадиных сил.

  • Страна: Индия
  • Тип: Авианосец
  • Водоизмещение: 45500 т
  • Длина: 274 м
  • Ширина: 53,2 м
  • Вместительность техники: 26 единицы
  • Скорость: 32 узлов

Самый длинный все еще на плаву

Более 56 метров

Длина Владелец Фамилия Услуга
91,1 м 23,7 м Эврика 1890–1957
87 кв.м. 13 мес. Дом Фернандо II и Глория 1845–1940 гг.
85,34 м 10,97 м Катти Сарк 1869–1954 гг.
83,7 м 18,5 м Аль-Хашеми-II 2001–
74,4 м 10,15 м Город Аделаида 1864–1948
71 кв.м. 13,5 м Юлланд 1860–1908 гг.
69 кв.м. 15,7 м HMS  Victory 1765–
67 кв.м. 11  мес. CA Thayer 1895–
65 кв.м. 10,6 м Упорный 2000–
65 кв.м. 11,24 м Гермиона 2014-
62,2 м 13,3 м USS  Конституция 1797–
61 кв.м. 13 мес. USS  Constellation  (1854 г.) 1854–1955 гг.
58,5 м 11  мес. Гётеборг III 2003–
57,5 м 9 мес. Сигюн 1887–1938
56,6 м 10,5 м 1995–

56-40 метров

Длина Владелец Фамилия Услуга
55,35 м 11,25 м Сан-Хуан-Баутиста 1993–
55 кв.м. 10,09 м Эль-Галеон 2017-
54,71 м 9,8 м HMS  Surprise  (реплика) 1970–
54 кв.м. 7,9 м Газела  (ru) 1901–1971
53,7 м 8,5 м Данброди 2001–
51,8 м 11  мес. HMS  Gannet 1878–
48 кв.м. 8,4 м Clipper City v. 1984–
48 кв.м. 8,5 м Каскелот 1948–
48 кв.м. 9,04 м Эдвин Фокс 1853–1950
47 кв.м. 8 мес. Джини Джонстон 1998–
47 кв.м. 11,5 м Амстердам 1990-
46,25 м 12,27 м HMS  Unicorn 1824–1964
46 кв.м. 10 м Звезда Короля 1996–
46 кв.м. 8 мес. Блюноза II 1963–
45,8 м 12,2 м HMS  Trincomalee 1817–1986
45,2 м 8 мес. Альма Дёпель 1903–1999
44,2 м 7,3 м Граф Пембрук 1945–
43,6 м 6 мес. Солнечная лодка Хеопс v. 2500 г. до н.э. Ж.-К.
43,6 м 9,28 м Реплика HM Bark Endeavour 1993–
43 кв.м. 7,6 м Кальмар Никель 1997-
42,7 м 7,8 м Сорен Ларсен 1949–
42 кв.м. 7 мес. Награда 1978–

40-30 метров

Длина Владелец Фамилия Услуга
40 кв.м. неизвестный Коронет 1885–
39,6 м 6,7 м Южный лебедь 1922–
38,9 м 3,16 м Фрам 1892–1912
37 кв.м. 6,99 м Золотая лань 1973–
37 кв.м. 7,5 м Артур Фосс 1889–1968
36,9 м 5,5 м Олимпиада 1987–
36 кв.м. неизвестный Лиза фон Любек 2004-
35  кв.м. 8 мес. Дракон Харальд Светловолосый 2012–
35  кв.м. неизвестный Константа Сьюзен 1957–
34,5 м 7 мес. Штандарт 1999–
34 кв.м. 8,38 м Чарльз В. Морган 1841–1926 гг.
33 кв.м. 6 мес. Граница Windeward 1992–
32,46 м 27 кв.м. Мэйфлауэр II 1955–
32 кв.м. 7,6 м Чистая вода 1968–
32 кв.м. 6,7 м Леди Мэриленд 1985–
31,28 м 7 мес. Атыла 1984–
30 м 7,4 м Нанива Мару 1999–
30 м неизвестный Хавингстен фра Глендалох 2004-

7.

«Санта-Мария»
Этот корабль не принимал участия в боевых действиях, но прославился на весь мир вот уже более 500 лет назад. Ведь именно он стал во главе флотилии первой экспедиции Христофора Колумба по поиску западного пути в Индию.

Вопреки распространенному мнению, «Санта-Мария» не была каравеллой, а являлась трехмачтовой караккой: такой тип судна был выбран как наиболее подходящий для дальних плаваний. Она была достаточно надежной во время шторма, и ее было сложно взять на абордаж. Но самому Колумбу корабль не нравился: он считал его маломаневренным и медленным. История каракки «Санта-Мария» была незавидной на Рождество 1492 года корабль сел на рифы у Гаити.

Phocea

  • Длина судна: 75 метров.
  • Ширина по палубе: 9,58 метров.
  • Максимальная скорость: 18 узлов.

Гигант был сооружен в прошлом веке – в 1976 году. Первым владельцем был Алена Кола. На тот момент Club Mediterranee была самой огромной парусной яхтой на всей планете. Изначально сооружена для участия в гонках. В 1976 году судно загорелось. Гоночное предназначение перестало быть главным для парусника. Позже Club Mediterranee использовала парусник для чартеров. В 1988 году яхта переплыла Атлантику.

Яхта Phocea

Имя Phocea получила благодаря Баернару Тапи, который выкупил судно. Полную реконструкцию лодка потерпела в 1997 году при другом владельце – Муне Аюб. За $20 млн она превратила парусник в шикарное место для релаксации, которое обслуживали 15 человек экипажа. Однако в 2005 году судно было сильно повреждено. Некоторые пассажиры пострадали.

В 2014 году Куан Сакен выкупил парусник у бывшей владелицы. На своей любимице он много путешествовал. Из-за аварии пришлось вложить немало денег для реконструкции. Былая роскошь судна утеряна. Новый владелец переименовал чудо-яхту. Он дал ей имя «Enigma».

10 Great Republic

  • Страна: США
  • Длина с бушпритом: 121 м
  • Ширина: 16.2 м
  • Водоизмещение: 6 600 т
  • Объем судна: 3 356 (4 555) рт
  • Площадь парусов: 5 400 (6 500) м2
  • Класс судна: Барк
  • Годы эксплуатации: 1853 – 1872

Great Republic был крупнейшим парусным кораблем своего времени. Он имел четыре полные палубы (верхняя была вровень с бортами, как впоследствии на некоторых пароходах). По проекту он должен был иметь огромную грузовместимость, сохраняя при этом, ради снижения издержек, обычную численность экипажа.

К несчастью, перед первым рейсом в Британию в результате пожара судно выгорело до ватерлинии и затонуло. После подъема и восстановления оно лишилось верхней палубы, площадь парусов и объем грузовых помещений были сокращены. Экипаж (130 человек) был сокращен наполовину. «Great Republic» сменил несколько владельцев, пока во время шторма в марте 1872 г. не потерпел крушение и не затонул.

Строение парусного корабля

Парусный корабль представляет собой конструкцию, состоящую из корпуса (или нескольких корпусов), где размещают снаряжение, запасы, команду.

Горизонтальная площадка называется палубой. Передняя часть корпуса – нос, задняя – корма, боковые ограничения – левый и правый борт, нижняя подводная часть – киль.

Также основными элементами являются:

  • рангоут (мачты с реями, гафелями, стеньгами, гиком, бушпритом);
  • такелаж – стоячий, бегучий (различные веревочные, стальные канаты, цепи);
  • паруса (косые, прямые).

Гафель – это наклонная под углом к мачте рея, к нему крепится косой парус в виде трапеции; а гик – горизонтальная нижняя рея. Стеньга крепится на мачту, являясь ее продолжением.

Бушпритом моряки называют деревянный брус, который является продолжением носа и располагается под небольшим углом к морской поверхности; на него крепят косые паруса.

Стоячий такелаж, как можно сделать вывод из его названия, неподвижен. Такие такелажные снасти прочно крепят мачты и стеньги, их делят на:

  • ванты и фордуны, расположенные по бокам (похожи на веревочные лестницы);
  • штаги, которые крепят мачты спереди;
  • бакштаги, закрепляющие бушприт.

Бегущий такелаж в закрепленном состоянии неподвижен, но когда надо выполнить работу по управлению судном, он может перемещать снасти в пространстве.

Выделяют такие виды такелажа:

  • галс (крепит угол паруса к палубе, бушприту, гику);
  • шкот (управляет парусным снаряжением);
  • фал (поднимает парус);
  • брас (предназначен для того, чтобы повернуть рею в плоскости, параллельной палубе).

Классификация парусов основывается на нескольких критериях. По форме существуют прямоугольные, треугольные, трапециевидные.

По расположению – поперек корпуса или вдоль – прямые (грот, марсель, брамсель) и косые (стаксель, кливер – тот и другой добавочный), нижний парус и верхний (нижний фор-марсель, верхний фор-марсель).

Основные виды парусного вооружения изображены на фото.

Еще выделяют латинские паруса – треугольной формы, которые крепятся длинной стороной к рею, наклоненному относительно мачты под углом примерно 45-55 градусов.

Каждая снасть кроме общего, группового названия имеет еще дополнительное, которое указывает, к какому элементу рангоута или паруса она относится. Так, стеньга первой мачты – это фок-стеньга; шкот на парусе стаксель – это стаксель-шкот.

Экскурс в историю

В самом начале своего появления авианосцы активно не применялись. Ведь боевой потенциал самолета как основного носителя вооружения еще не был до конца раскрыт. Первая Мировая война, казалось, навсегда похоронила еще неокрепшее дитя. И хотя между двумя мировыми войнами этот класс кораблей продолжал развиваться, ни одно из государств даже не задумывалась о том, чтобы отдать пальму первенства на море авианесущему кораблю. Балом правили линейные корабли и линейные крейсера. Имея мощную артиллерию, калибр которой мог превысить 400 мм, они были мощнейшим средством разрушения.

Во время Второй Мировой войны были спущены такие гиганты, как «Бисмарк» и «Ришелье», «Ямато» и «Айова».

Первыми тревожными звонками для линкоров стали ноябрь 1940 и декабрь 1941 годов. В первом случае атака британской палубной авиации на линейный флот Италии позволила Великобритании захватить инициативу в Средиземном море. Во втором разрушительный налет японской авиации на Перл-Харбор полностью уничтожил линейный флот американцев. После окончания битвы у Мидуэй в июне 1942 года стало ясно, что господство в открытом море могут обеспечить только авианосцы.

Юджин Эли взлетает с палубы USS Pennsylvania 18 января 1911 г.

Во Второй Мировой войне авианосцы получили бурное развитие, выполняя самый широкий спектр задач. Появились отдельные классы авианосцев: тяжелые, легкие, эскортные, вспомогательные, учебные и т.д.

Эскортный авианосец предназначался для противовоздушной и противолодочной обороны конвоев и ведения разведки. Он имел водоизмещение до 24 тыс. т и скорость до 20 узлов (37 км/ч). Вооружение: 25–30 самолётов, до 50 зенитных автоматов. Экипаж до 1000 человек. Большая часть эскортных авианосцев была переоборудована из транспортных судов, не имевших бронирования.

Легкий авианосец предназначался для противовоздушной обороны соединений боевых кораблей, конвоев, десантных отрядов, уничтожения кораблей (судов) противника в море, авиационной поддержки морских десантов. Он имел водоизмещение до 20 тыс. т и скорость до 32 узлов (59 км/ч). Вооружение: до 50 самолетов, около 70 зенитных автоматов. Экипаж до 1400 человек.

Тяжелый авианосец предназначался для разгрома (уничтожения) соединений боевых кораблей, транспортов и десантных судов противника, завоевания господства в воздухе в районе боевых действий. Он имел водоизмещение до 55 тыс. т и скорость до 33 узлов (61 км/ч). Вооружение: до 100 самолетов, до 12 орудий калибра до 200 мм и до 120 зенитных автоматов малого калибра. Экипаж до 4000 чел.

В ходе войны было построено 194 авианосца, значительная часть которых переоборудована из заложенных ранее линкоров, крейсеров и транспортных судов. Практически каждый пятый был потоплен.

В послевоенный период большинство морских держав начали массово списывать свои боевые корабли, избавляясь от линкоров, авианосцев и крейсеров. Великобритания окончательно потеряла статус великой морской державы, а Япония не могла даже мечтать о былом величии. Мощный авианосный флот остался только у американцев, уничтожать его они не спешили. Более того, стратеги в Пентагоне продолжали активно развивать этот тип кораблей.

Вступление в строй в 1961 году авианосца «Энтерпрайз» с ядерной силовой установкой открыло новую эру в развитии авианосцев. На тот момент это был самый большой надводный корабль за всю историю флота с практически неограниченной автономностью плавания. Этот год можно смело считать годом рождения ядерного авианосного флота США.

Авианосец «Энтерпрайз» с ядерной силовой установкой

На протяжении последних семидесяти лет авианосцы активно участвовали во многих локальных войнах. Это войны в Корее и Вьетнаме, Фолклендский кризис, операция «Буря в пустыне», бомбардировка Белграда и др.

Авианосец эволюционировал и стал универсальной боевой платформой, смертельно опасной для потенциального противника. Наличие на борту различных по назначению типов летательных аппаратов позволяет авианосцу выполнять множество боевых задач. Это поиск и уничтожение авиации, подводных лодок и кораблей противника, высадка десанта на побережье и нанесение ракетно-бомбовых ударов по береговым целям и в глубину. До появления стратегических ядерных подводных лодок на авианосцах размещались даже бомбардировщики с ядерным оружием. Авианосцы были неотъемлемым инструментом в стратегии США по уничтожению СССР.

Самые большие корабли России

Хотя корабли российского производства не занимают верхних позиций в рейтингах крупнейших судов мира, но некоторые модели не имеют равных в своих категориях.

Так, флагман Северного флота РФ атомный ракетный крейсер “Петр Великий” является крупнейшим в мире неавианесущим боевым ударным кораблем. Габариты крейсера: 251 метр – длина, 28 метров – ширина, водоизмещение – 28 тыс. тонн. Основная задача: противодействие авианесущим соединениям противника.

На службе в ВМФ России находится и еще один рекордсмен – подводная лодка “Акула” (проект 941). Длина лодки – 173 метра, подводное водоизмещение – 48 тыс. тонн, экипаж – 160 человек. Подводная лодка оснащена ядерным реактором и дизельными силовыми установками. Главным вооружением являются межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками.

Из гражданских судов нужно упомянуть крупнейший атомный ледокол “50 лет Победы”, сошедший со стапелей в 1993 году. Возможно, зная каковы самые большие корабли в мире, его 160 метров длины покажутся несерьезными, но все же в своем классе это судно не имеет себе равных.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.