Топ-13 самых тяжелых танков мира

Алан-э-Дейл       03.03.2023 г.

Немецкие танки Второй мировой войны в начале вторжения в СССР

Танки вермахта должны были стать «джокером» в войне с Советским Союзом, сыграв решающую роль в блицкриге – «молниеносной войне». В соответствии с этой стратегией, гитлеровская Германия и формировала свою броневую мощь.

Лёгкие немецкие танки 2 мировой

1. Танк Pz.Kpfw.I (Т-I) производства компании «Крупп» выпускался с 1933 по 1938 гг.; и ещё три года после этого его гусеничное шасси выпускали только в качестве командирских и разведывательных машин (без башен), а также в виде основы для самоходных артиллерийских установок.

Т-I

Орудия эти лёгкие танки не имели: только 2 спаренных 7,92-мм пулемёта, смонтированных в общей маске. В общей сложности, в 1933-1938 гг. было выпущено 1867 танков Pz.Kpfw.I.

Т-II

Часть Pz.Kpfw.II была огнемётными, с двумя огнемётами, стреляющими на 50 м. На шасси этого делались самоходно-артиллерийские установки, артиллерийские тягачи, перевозчики боеприпасов. Всего за годы производства было сделано 3500 шасси Т-II, из них 2050 – именно танков.

3. Pz.Kpfw.II Luchs (Т-II Лукс), также от «МАН» и «Даймлер-Бенц» – специальный разведывательный танк с двух-, а не одноместной башней (как обычный Pz.Kpfw.II). 

Т-II Лукс

Эти немецкие танки ВОВ выпускались в 1942-1944 гг.; их было сделано ровно 100 штук.

Средние танки вермахта Второй мировой войны 1939 1945

3. PzKpfw III (Т-III) разработки компании Даймлер-Бенц с 1937 года поступал на вооружение танковых подразделений вермахта и ваффен СС. Танк выпускался в следующих модификациях: с 37-мм орудием; с 50-мм орудием; с 75-мм гаубицей; с огнемётом; командирская машина; и разведывательно-наблюдательная машина.

Т-III

Кроме пушки, на PzKpfw III также устанавливали 2 или 3 7,92-мм пулемёта MG-34. За годы производства (1936-1943) эта бронетехника вермахта была выпущена в количестве 6166 единиц.

4. PzKpfw IV (Т-IV). Эти танки вермахта 1941 1945 – самые массовые в Германии: их было выпущено 8588 штук. Данная модель, разработки и производства компании Крупп, выпускалась с 1937 по 1945 гг.

Т-IV

Танки Т-IV оснащались 75-мм орудиями различных модификаций и длины, а также одним или двумя 7,92-мм пулемётами. В связи с регулярным увеличением толщины брони, вес выпускаемых бронемашин в ходе производства возрастал от 17 тонн до 24,6 тонн. PzKpfw IV – самые широко представленные в музеях мира танки Германии Второй мировой войны.

Вертолёт для бедных

В 50-х годах нишу так и не появившихсякранов» заняли винтокрылые машины. Сначала они выполняли роль разведчиков — ведь вертолёт мог долго висеть на одном месте, точно так же наблюдая за противником и корректируя союзников. С появлением ПТУР(противотанковых управляемых ракет) они же стали отличными охотниками за танками — выскочив из-за укрытия(например, леса), ударный вертолёт быстро отстреливал несколько ракет и снова прятался.

Это прекрасно, если ты — богатая страна, у которой есть много денег на вертолёты. Но если всё не так радужно?

В пятидесятых в США разработали танкФэлкон»(«Сокол») с летающей башней. Он совмещал плюсы вертолёта и танка с поднимаемой башней

ФРГ была страной, конечно, не бедной, но до СССР, и тем более США, она никак не дотягивала. А вот с танковой угрозой у неё наоборот всё было очень хорошо. Именно западные немцы должны были принять на себя весь удар советских бронированных орд, ещё никем не потрёпанных

Потому внимание противотанковой обороне ими уделялось серьёзное

Не могли немцы пройти и мимо вертолётов с ПТУР. К концу 70-х годов их достаточно удачный лёгкий вертолёт Во-105 оснастили ракетами — получился узкоспециальный летающий охотник за танками, дешевлеКобры» и Ми-24. Но и того оказалось мало — бундесвер мог закупить чуть больше двух сотен вертолётов, а советских танков были тысячи.

Требовался ещё более дешёвый вариант.

Одна из безумных идей — джип-квадрокоптер с ПТУР SS-11. Мог ненадолго подниматься над укрытиями для ведения огня по танкам противника

И тут немцы вспомнили об идее с размещением оружия на поднимаемом модуле. Если говорить проще — решили поставить ПТУР на кран. Такая машина может как вертолёт выглянуть из-за препятствия и отстреляться по противнику, оставаясь практически неуязвимой. К звериным названиям военной техники у немцев была историческая тяга, поэтому всю концепцию логично назвалиЖираф». В 1979 году несколько немецких фирм начали работу над проектами подобных самоходных противотанковых комплексов. В качестве шасси рассматривались уже устаревшие танкиЛеопард-1», БМПМардер-1» и другие легкобронированные, но подвижные машины.

Сам проект получил название, достойное своей задачи, —Пантера». Ощущалось продолжение традиций борьбы с советскими танками

Кроме охоты на танки дляжирафов» быстро появилась вторая задача — борьба с советскими вертолётами. Обычные ЗСУ и ЗРК, конечно, неплохо справлялись со своими задачами, но зачастую требовали прямой линии видимости. А вотЖираф» мог отстреливать стаи советских Ми-24 из-за лесов, домов и других препятствий.

Изначально рассматривался вариант, чтоЖираф» будет или менять пусковые перед развёртыванием, или иметь один блок ПТУР и один — зенитных ракет. Но потом выбор сделали в пользу разработки универсальной ракеты, которая сможет и танки жечь, и вертолёты сбивать.

Одним из вариантов было использование швейцарско-американской универсальной ракеты ADATS(Air Defense Anti Tank System,система противовоздушной и противотанковой обороны»)

Пантера» была скорее самоходным ПТРК(противотанковым ракетным комплексом), чем танком. Немецкой идеей вскоре заинтересовались соседи — Англия и Франция.

Во второй половине восьмидесятых дали старт проектуПантера-2» — это уже был полноценный ракетныйтанк-жираф». На базе одного из современных европейских ОБТ(основных боевых танков) предлагалось установить поднимаемый бронированный модуль с ПТУР. В основномПантера-2» действовала бы из засады, как обычный противотанковый комплекс, но при этом могла и принять участие в прямом танковом бою.

ВариантПантеры-2» на шасси английского танкаЧелленджер-1». Кроме ракет на модули установили и автопушку для борьбы с пехотой и вертолётами

К 1988 году победителем в программеПантера» признали фирмуВегман», предложившую самый дешёвый вариант установки с ракетой НОТ-3

Их конкуренты изЕвромиссайл Дайнемикс», поставившие на разработку универсальной противотанково-зенитной ракеты TRIGAT(Third Generation Anti Tank —истребитель танков третьего поколения»), остались не у дел, но работу не прекратили, переключив внимание наПантеру-2». Кроме того, они предложили использовать в качестве базы не только бронированное шасси, но и грузовик MAN KAT1 8×8 — для удешевления производства

Это ещё больше усилило сходство системы с самым обычным краном.

Обе программы имели высокий приоритет — немцы делали на них ставку даже большую, чем на ударные вертолёты, уязвимые для зениток противника.

Самоходный ПТРК с поднимаемым модулем на базе грузовика

Российский танк Т-14 «Армата»

Танк Т-14 «Армата» был впервые показан в 2015 году, во время парада в честь 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной Войне. По оценкам многих экспертов, на данный момент именно он считается самым лучшим танком в мире. На его башне нет места для человека, потому что там установлено 125 мм гладкоствольное орудие с автоматической перезарядкой и дальностью поражения 7000 метров. Экипаж танка находится в прочной капсуле, которая способна выдержать даже прямое попадание противотанковых снарядов. При возникновении неисправности, система оповещает экипаж об этом голосовым сообщением.

Российский танк Т-14 «Армата»

Масса танка Т-14 «Армата» оценивается в 48 тонн, внутрь помещается до 3 человек. Скорость его движения может достигать 90 километров в час, даже на пересеченной местности. Среди минусов боевой машины можно выделить сильную зависимость от электроники. Стоимость танка Т-14 «Армата» оценивается в 3,7 миллионов долларов.

Немецкое танкостроение в Первой мировой войне.

На первое применение британских танков 15 сентября 1916 г. в Германии отреагировали достаточно нерешительно. Несмотря на большую неожиданность и панику в немецких окопах боевая эффективность танков была неубедительна. С ограниченным приоритетом в ноябре 1916 г. военное управление проявило первую активность в отношении строительства немецкой бронированной машины. Строительство первого образца машины A7V, оснащенной бронированным корпусом, завершилось в октябре 1917 г.

Фактически, 21 марта 1918 г. под Сент-Квентином состоялось первое боевое применение девяти «Штурмпанцерваген А7V». Согласно докладам, уже на марше к линии фронта имели место многочисленные технические неисправности. Хотя бронемашина A7V и показала низкую пригодность для движения по бездорожью, она проявила более благоприятные боевые характеристики, чем британские танки.

Во второй половине Первой мировой войны, концептуальное развитие немецкого танкостроения продолжалось, и это была уже одновременная работа над несколькими проектами. В частности, существовала концепция тяжелого танка (K-Wagen) с массой 140 тонн, а также велась разработка легкой боевой машины в классе от шести до восьми тонн «Кавалериепанцер» (Kavalleriepanzer, рус. – дословно «кавалерийский танк»).

Тяжелый танк K-Wagen

САУ G.W. E 100

Единственная САУ Германии Х уровня. Наносит 2000 единиц за выстрел и имеет бронепробитие 105/303 мм. Обладает относительно комфортным временем сведения (для САУ) в 7 секунд и высокой точностью.

Корпус от Е 100 позволит иногда отбивать вражеские снаряды и выживать в тех случаях, когда другая САУ была бы уничтожена.

Схема бронирования G.W. E 100

При этом у G.W. E 100 плохие динамика и скорость, поэтому менять свою позицию на карте будет затруднительно. Тем не менее, делать это нужно после каждого выстрела, чтобы вражеская артиллерия не уничтожила вас по трассеру.

В видео смотрите свежий реплей на «Мастера» на G.W. E 100:

https://youtube.com/watch?v=AnzLrv7wNBo%3F

Силовая установка перспективного танка Т-14 “Армата”

Силовая установка представляет собой единый 1200-сильный дизельный турбопоршневой двигатель А-85-3А (иногда обозначается как 2А12-3, 12ЧН15/16 или 12Н360) для передне- и задне-расположенным МТО. Моторесурс не менее 2000 часов. Масса до 5 тонн. Объем МТУ до 4 м3. Имеется возможность модернизации. По габаритно-массово-силовым характеристикам новинка должна превосходить лучшие зарубежные образцы моторно-трансмиссионных установок. необходимо отметить, что номинальная мощность двигателя 1500 л.с., до 1200 л.с. введено ограничение, что значительно увеличило моторесурс.

Разработкой двигателя занимался челябинский ГСКБ «Трансдизель», а производится будет на Челябинском Тракторном Заводе. Дизельный четырехтактный, Х – образный, 12 –цилиндровый с газотурбинным турбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха, жидкостного охлаждения двигатель 12Н360 прошел весь ряд испытаний, от ресурсных до ходовых ещё в 2011 году.

Технические характеристики двигателя А-85-3А (12Н360) для перспективной российской платформы Армата:

  • Тип двигателя – четырехтактный, Х – образный, 12 –цилиндровый с газотурбинным турбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха.
  • Система смесеобразования – непосредственный впрыск топлива
  • Мощность двигателя без сопротивления на впуске и выпуске, кВт (л.с.) – 1103 (1500)
  • Частота вращения, с-1 (об/мин) – 33,3 (2000)
  • Запас по крутящему моменту, % – 25
  • Удельный расход топлива, г/кВт*ч (г/л.с.*ч) – 217,9 (160)
  • Масса, кг – 1550
  • Удельная мощность, кВт/кг (л.с./кг) – 0,74 (1,0)
  • Габаритная мощность, кВт/кг (л.с./кг) – 1026 (1395)
  • Удельная масса, кг/кВт – 1,32
  • Длина, мм – 813
  • Ширина, мм – 1300
  • Высота, мм – 820

Двигатель 12Н360 – это вполне освоенный мотор, отнюдь не стендовый, он точно такие же стоял на наших перспективных танках (объект 195), проходивших не так давно Государственные испытания. В части силовой установки ГИ завершились успешно, двигатель претензий не имел – несмотря на то, что испытания были очень жесткие.

США

Умелая реклама привела к тому, что американский танк «Абрамс М1» целым рядом специалистов был поставлен на первое-второе места многих танковых рейтингов. Он является несомненным успехом американских разработчиков, имеет мощную, очевидно, одну из лучших систем бронезащиты среди серийных танков мира. Мощный газотурбинный двигатель позволяет получить высокую удельную мощность. И всё же, у этого танка тоже немало минусов, часть из них обусловлена именно наличием газовой турбины. Повышенный расход топлива и воздуха для двигателя приводят к уменьшению запаса хода и необходимости очень часто менять фильтры воздуховодов, особенно, в запылённой атмосфере. Неожиданно выяснилась высокая уязвимость «Абрамсов» против российских и бывших советских противотанковых средств в Афганистане и Ираке. Даже старичок РПГ-7, отметивший своё шестидесятилетие, с новыми боеприпасами стал грозой «Абрамсов». Да и незначительный объём экспорта, несмотря на усиленную рекламу, говорит сам за себя. Кроме того, американцам, несмотря на усилия, не удаётся создать приемлемые образцы танковых управляемых снарядов и комплексов активной защиты (КАЗ). Нет, М1А2 один из сильнейших бойцов, но не самый мощный танк в мире.

На фото — танк M1A2 «Абрамс»:

Лучшие новинки последних лет

Т-34 (2018)

Недавняя новинка российского кино – фильм про танкистов, участвовавших в ВОВ 1941-1945, получил 3 премии «Золотой орел» и больше десятка номинаций. В центре интересного сюжета вчерашний курсант Ивушкин. Попав в немецкий плен, он совершает несколько попыток побега. Одной из них стал угон трофейного танка. Захваченную машину фашисты использовали в качестве движущейся мишени.

Рекомендуем посмотреть: 25 новых российских фильмов про войну

АктерыАлександр Петров, Виктор Добронравов, Ирина Старшенбаум…СтранаРоссияРейтингКинопоиск – 6.7, IMDb – 6.3Возрастные ограничения12+

Ярость (2014)

Действие в зарубежном военном боевике происходит весной 1945-го. Экипаж танкистов во главе с командиром Уордэдди на войне с фашистами преследует единственную цель – выжить. Но все планы идут насмарку с приходом «зеленого» новобранца. Танк вместе со всей командой посылают на выполнение особой миссии. Фильм с Бредом Питтом в главной роли завоевал престижную премию и несколько номинаций на киноконкурсах, получил хорошие отзывы критиков и высокий рейтинг среди зрителей.

Оригинальное названиеFuryАктерыБрэд Питт, Логан Лерман, Шайа ЛаБаф, Майкл Пенья…СтранаСША, Китай, ВеликобританияРейтингКинопоиск – 7.4, IMDb – 7.6Возрастные ограничения16+

Ливан (2009)

В основе израильского фильма, снятого режиссером Самуэлем Маозом, лежат личные воспоминания о войне с Ливаном. В 1982 году он служил в действующей армии танкистом. В задачу танкового экипажа входит обеспечение огневого прикрытия отряда десантников. Из-за неверных действий танкистов погибают мирные жители и израильские солдаты. Вскоре боевая миссия становится настоящим адом.

Оригинальное названиеLebanonАктерыЙоав Донат, Итай Тиран, Ошри Коэн…СтранаИзраиль, Франция, Германия, ВеликобританияРейтингКинопоиск – 6.5, IMDb – 6.9Возрастные ограничения18+

Танки (2018)

Русский фильм про танки, снятый в 2018 году Кимом Дружининым, описывает невероятную историю создания новой боевой машины за несколько месяцев до Великой Отечественной войны. Для доказательства уникальных свойств созданных им новых танков инженер Кошкин со своей командой отправляется своим ходом в Москву. Но конкуренты пытаются помешать им.

Другие новинки: Лучшие российские военные фильмы 2019 года

АктерыАндрей Мерзликин, Аглая Тарасова, Сергей Стукалов…СтранаРоссияРейтингКинопоиск – 5.7, IMDb – 4.8Возрастные ограничения12+

Белый тигр (2012)

В основе фантастического фильма К. Шахназарова лежит произведение И. Бояшова «Танкист или Белый тигр». Современная картина получила премию «Золотой орел», была выдвинута на «Оскар». Действие разворачивается в годы Второй мировой войны. Продвижению советских войск на запад мешает таинственно появляющийся большой немецкий танк. Для его уничтожения командование создает особую модель Т-34.

АктерыАлексей Вертков, Виталий Кищенко, Валерий Гришко…СтранаРоссияРейтингКинопоиск – 5.5, IMDb – 6.1Возрастные ограничения16+

Несокрушимый (2018)

Новый художественный фильм Константина Максимова о танкистах Второй мировой войны описывает реальную историю подвига советских солдат. Летом 1942-го экипаж танка КВ-1 во главе с командиром Семеном Коноваловым вступает в неравный бой с многократно превосходящими силами противника. В решающую минуту простые советские парни находят в себе силы принять единственно верное решение. Многими критиками картина была названа одним из лучших русских фильмов на военную тему последних лет.

АктерыАндрей Чернышов, Владимир Епифанцев, Олег Фомин…СтранаРоссияРейтингКинопоиск – 5.5, IMDb – 5.2Возрастные ограничения12+

Западный фронт (2015)

Последние дни Корейской войны, 1953 год. В результате большого сражения в живых остаются два солдата, один с Южной Кореи, второй – с Северной. У каждого из них своя миссия, свое видение войны и ее целесообразности. Но у них на двоих лишь один танк, на котором можно выбраться к своим. Двум непримиримым врагам приходится объединиться ради выживания.

Оригинальное названиеSeobujeonseonАктерыСоль Гён-гу, Ё Джин-гу, Ли Гён-ён…СтранаКорея ЮжнаяРейтингКинопоиск – 6.7, IMDb – 6.5Возрастные ограничения16+

28 панфиловцев (2016)

Исторический художественный фильм режиссера А. Шальопы рассказывает о подвиге красноармейцев при обороне столицы глубокой осенью 1941 года. Горстка солдат, оставшихся от 316-й стрелковой дивизии под командованием И.В. Панфилова, сдерживает атаки прорывающихся к Москве немецких танков. Кинолента о войне получила хорошие отзывы со стороны зрителей, была названа одной из лучших.

АктерыАлександр Устюгов, Яков Кучеревский, Азамат Нигманов…СтранаРоссияРейтингКинопоиск – 7.5, IMDb – 6.8Возрастные ограничения12+

Разница потенциалов

Т-14, несмотря на технологичность, тоже стал заметно тяжелее своих предшественников. Масса танка Т-72Б3 по-прежнему остаётся в пределах 46 тонн, в то время как Т-14 «Армата» прибавил в весе и его масса составляет 55 тонн. Правда, в отличие от немецких и французских танкостроителей, УВЗ решил проблему набора массы радикально. Кроме того, что дизельный многотопливный двигатель Т-14 можно запрограммировать на мощность от 1.500 до 1.950 лошадиных сил, сама машина весит на 15 тонн меньше, чем ближайшие конкуренты из Европы. 

Главное решение российских танкостроителей, похоже, окончательно одобрили и утвердили: никакого наращивания брони в угоду ходовым качествам, только сбалансированные решения. Комплекс активной защиты «Афганит» и динамическая защита «Малахит» в этом смысле стали ещё одним способом снизить массу боевой машины. Комбинированная защита «Малахит» позволила отказаться от катанной брони в пользу «пирога» — многослойной системы защиты, выполняемой не только из классических, но и, в том числе, из облегчённых материалов. 

Очевидно, что ставка была сделана не только на снижение веса, но и на функциональность. При этом разработчик систем защиты для танка «Армата» — Всероссийский научно-исследовательский институт транспортного машиностроения подошёл к решению вопроса комплексно. Чтобы не создавать вокруг машины дополнительные «слои» пассивной защиты, которая могла бы уберечь технику и экипаж от прямого попадания снаряда или управляемой ракеты, ВНИИТРАНСМАШ создал систему, которая позволяет проводить регистрацию импульсного и модулированного лазерного излучения, лазерных дальномеров и лазерных систем наведения ПТУР во всех диапазонах длины волны и создаёт помехи системам наведения и прицеливания в лазерных, ИК и радиолокационных диапазонах длины волны.

Немецкие и французские танкостроители, в свою очередь, демонстрируют другой подход. Про усиление бронирования у немецких танков уже известно, а вот французский метод повышения мобильности по-прежнему выглядит весьма странным. Единственная современная модификация танка Leclerc под индексом Azur предназначена для действий в городе. Сложно судить о том, какие шансы у танка Leclerc на выживание в танковых дуэлях, когда в городе единственные вспомогательные инструменты — несколько боковых экранов и десяток датчиков. 

«Мамонт» в поле

Попытка создать огромный танк.

В конце 1941 года на одном из совещаний конструкторов и командующих войск Адольф Гитлер лично настоял на необходимости создания передового сверхтяжелого танка. Приказ о непосредственном начале разработки такой машины глава нацистов отдал в июле 1942 года. Гитлер хотел видеть в рядах танковых кулаков неуязвимую для артиллерийского огня машину смерти и разрушения. Лобовая броня должна была иметь толщину не менее 200 мм, а боковая не менее 180 мм.

Проект получил название «Mammut» (Мамонт). Согласно задумке, у него должны было быть два орудия на башне. Доктор Фердинанд Порше взялся за этот проект с энтузиазмом. Завершена инициатива по созданию сверхтяжелого танка была в 1944 году. Причем, Фердинанд Порше обманул сотрудников СС, который курировали создание машины, и поставил на «Мамонта» другой двигатель ценником в 125 тысяч марок, не предусмотренный изначальной конструкцией.

Танк в музее, наши дни.

Испытания танка начались при этом еще в 1943 году. «Мамонт» произвел сильное впечатление на Гитлера. Фотографировать новинку на испытаниях было запрещено, однако протокол, судя по всему, никто особо не соблюдал. Тогда же боевая машина получила индекс Typ 205/I или Pz.Kpfw. Maus V1. По одной из версий, рабочие в шутку написали на опытном образце слово «Мышонок» (Maus) и нарисовали рядом грызуна. В итоге было решено сменить название.

Зачем нужен тяжелый танк?

Уже первые бронированные машины, появившиеся на фронтах Первой мировой войны, поражали, даже ужасали своими огромными габаритами, весом. Как следствие, они были неповоротливы, имели малую проходимость, скорость, маневренность, что резко снижало их несомненные преимущества:

  • Защиту от стрелкового оружия, осколков снарядов.
  • Возможность прорвать оборону противника, пройдя через проволочные заграждения, преодолевая окопы, траншеи.
  • Сильное психологическое давление на солдат врага, теряющих самообладание, впадающих в панику при виде рукотворных железных чудовищ.

Большинство из них, исходя из колоссального веса чугуна, стали, пошедших на их изготовление, вполне могут претендовать на звание самого тяжелого танка. Но в силу часто гротескного вида, реальных военно-технических характеристик, неучастия в боевых действиях, несерийного, часто экспериментального производства вряд ли стоит рассматривать их в этом качестве.

Прошли годы, и к началу следующей войны за передел мира и еще более во время боевых действий конструкторы ведущих стран, учтя промахи, накопившийся опыт применения танков, изменили приоритеты для их создания. Теперь ими стали:

  • Наличие небольшой по площади лобовой брони, способной выдержать прямое попадание снарядов как своих бронированных оппонентов, так и артиллерийских орудий, в том числе специально созданных противотанковых.
  • Высокую скорость, маневренность.
  • Способность преодолевать значительные естественные и искусственно созданные преграды.
  • Наличие орудия достаточного калибра для максимально возможного ущерба бронетехнике, долговременным укреплениям противника, пулеметов для уничтожения пехоты, причем с большим боезапасом для них.

Увеличение толщины брони, новые мощные двигатели, бортовое вооружение с немалым боезапасом неизбежно увеличивали вес создаваемых тяжелых танков. Но иметь в войсках такие передвижные бронированные форты, способные буквально взломать оборону противника, открыв дорогу для пехоты, дорогого стоило в прямом и переносном смыслах. Поэтому Германия, СССР и примкнувшие к нему страны антигитлеровской коалиции немало сделали на этом поприще.

Технические характеристики

  • Длина танка– 10,2 метра (пушкой вперед), ширина 3,67 метра, высота — 3,66 метра (без лестницы не залезть).
  • Конечный вес танка составил 190 тонн (!), без башни — 140 тонн. Экипаж — 6 человек.
  • Лобовая броня корпуса — 200 мм, бортов и кормы — 185 и 160 миллиметров соответственно.
  • Лобовая броня башни — 220 мм, бортов и кормы — 210 миллиметров.
  • Использовалась катаная гомогенная сталь, для большей прочности покрытая особой смесью.
  • Главный калибр: 128 мм пушка KwK-44 с длиной ствола в 55 калибров (порядка 7 метров) и боекомплектом на 61 выстрел. От 149 мм калибра отказались.
  • Вспомогательный калибр: 75-мм пушка KwK-40 с длиной ствола 36,6 калибров и боекомплектом на 200 выстрелов. Оба калибра заряжались отдельно друг от друга.
  • В качестве силовой установки использовали авиационный V-образный 12-цилиндровый карбюраторный двигатель Daimler-Benz жидкостного охлаждения с пониженной до 1200 лошадиных сил мощностью (MB.509).
  • Что касается ходовки, то двигать эту громадину должны были гусеницы шириной 1,1 метра (!) на шести опорных тележках и 48 опорных катках. Это техническое решение снизило давление «Мауса» на грунт, сделав его лишь немногим больше, чем у обычных немецких тяжёлых танков.

При работе над прототипом конструкторы отказались от огнеметов, командирской башенки и зенитной установки. Зато на бортах появились отверстия для установки пулеметов — по требованию Гудериана.

Танк был слишком тяжелым, чтобы двигаться по мостам, поэтому через реки он должен был переправляться прямо по дну. Конструкция позволяла полностью герметизировать корпус, а питание для движения и команды управления собирались подавать через кабели от другого «Мауса», стоящего на берегу.

Окончательный облик танк получил лишь в ноябре 1943 года, но уже в феврале 1943 года был заключен контракт на изготовление 120 корпусов и башен. Начиная с 1944 года планировалось выпускать 10 танков в месяц, которые отправились бы на Восточный фронт — сдерживать наступление советских войск.

В июне 1943 года решили, что нужно произвести 141 танк типа «Мышь», работы над всеми остальными проектами сверхтяжелого танка, вроде E100 Tiger-Maus и Pz.Kpfw. VII Löwe от Krupp AG были свернуты еще в конце 1942 года.

Компоновка боевого танка Т-90 «Владимир»

Конструкция Т-90 выполнена по классической для советской школы танкостроения схеме:

  • отделение управления вместе с сиденьем механика-водителя расположено в лобовой части машины;
  • боевое отделение и башня — в центральной;
  • двигатель и трансмиссия — в кормовой части корпуса.

Компоновку танка можно было бы назвать удачной, если бы не одно «но» — снаряды внутри танка не размещены по индивидуальным контейнерам или боксам, что повышает шанс гибели экипажа в случае подрыва боекомплекта.

Особенностью машины, как и всех танков советского производства, начиная с Т-64, имеющей забронированный объем всего 11,0 м3, является высокая плотность компоновки, а также наименьшие для основного боевого танка габариты, прежде всего высота.

Сокращение внутреннего объема и высокая плотность компоновки достигнуты за счет компактной схемы МТО с поперечным расположением двигателя, исключения из состава экипажа заряжающего, т. е. применения A3 и ряда других конструктивных мероприятий.

Корпус Т-90 сварной, по конструкции идентичен корпусу Т-72БМ. Днище штампованное, верхняя лобовая деталь многослойная со встроенной динамической защитой. На бортовые резинотканевые экраны устанавливаются прямоугольные стальные экраны с элементами встроенной динамической защиты (ВДЗ). С каждой стороны машина имеет по три таких экрана.

Механик-водитель размещается в передней части корпуса по центру и имеет отдельный люк, крышка которого находится в крыше. Его сиденье крепится к крыше корпуса, что повышает выживаемость механика-водителя при подрыве мин под днищем машин.

Для наблюдения за дорожными условиями у него имеется один призменный прибор наблюдения ТНПО-168 с широким полем зрения. Для вождения в ночных условиях вместо него может быть установлен прибор ночного видения ТВН-5 активно-пассивного типа.

Два других члена экипажа размещаются в башне: наводчик слева и командир танка справа.

Башня танка литая, имеющая в лобовой части на курсовых углах до 35° комбинированную броню. Конструктивно она идентична башне Т-72БМ, но выполнена под установку комплекса управления огнем 1А45Т. Лобовая часть и крыша башни прикрыты элементами динамической защиты.

С целью повышения противорадиационной защиты экипажа машины, корпус и башня в районах рабочих мест прикрыты подбоем из водоро-досодержащего полимера с добавками лития, бора и свинца. Место механика-водителя дополнительно прикрыто надбоем из того же материала.

При обстреле танка бронебойными подкалиберными снарядами стойкость лобовой части корпуса равноценна 800—830-мм катаной броневой стали. При попадании машины под обстрел кумулятивными боеприпасами при наличии у танка встроенной динамической защиты стойкость корпуса и башни такая же, как и у 1150—1350-мм брони. Вместе с тем у Т-90 существуют и свои ослабленные зоны. Это прежде всего участок у смотрового прибора механика-водителя, где толщина брони уменьшена в связи с необходимостью выведения устройства на крышу, а также места на башне рядом с орудийной амбразурой.

Башня Т-90 имеет довольно низкую высоту и смещенную вправо командирскую башенку. На крыше башни могут быть установлены навесные блоки брони, представляющие собой дополнительную защиту от нападений с воздуха. Носовая часть машины оснащена остроугольным отвалом, на котором находится крепление для минного трала КМТ (4-10)

Char 2C, 75 т

Char 2C — это французский танк, который был разработан в период Первой мировой войны. Но стоит отметить, что в военных действиях он участия не принимал.

Попытки построить такую машину начались еще в 1917 году. Его выпуск был одобрен, и 1919 году предполагалось, что будет выпущено около 300 единиц такой техники. Но после окончания войны производство завершилось. В результате чего изготовили всего 10 таких танков.

Каждая машина была оборудована специальными инженерными препятствиями. Внешне представляла ромбическую форму, которая охвачена гусеничными лентами

Большое внимание уделяли и наблюдению изнутри.
Конструкторы поставили внутрь несколько наблюдательных колпаков. Экипаж состоял всего из 12 человек

FCM F1, 145 т

FCM F1 — это особый французский сверхтяжелый танк. Изначально предназначался для замены другой машины. Но уже к 30-м годам он сильно устарел.

Вскоре были выявлены новые требования по изготовлению, и начались они в 1936 году. Предполагалось создать более улучшенный вариант такого танка. Стоит отметить, что толщина брони на машине составляла почти 100 мм. Французы посчитали, что такую большую, прочную машину невозможно пробить. В настоящее время считается одним из самых тяжелых танков.

Он обладал большой грузоподъемностью, а также был неуязвим для огня противника. К сожалению, к нашему времени сохранились всего лишь некоторые модели.

Немецкий тяжелый танк «Тигр» — опасный тяжеловес

До начала Второй Мировой немецкая танковая доктрина не предусматривала использование тяжелых машин прорыва, поэтому, хотя разработка тяжелых танков и велась, однако она не получала особой поддержки от государства. После нападения на СССР немецкие войска встретились в бою с Т-34 и КВ-1, и внезапно выяснилось, что эти машины при должном мастерстве экипажей могут устроить ад для всей немецкой армии. Поэтому в срочном порядке в противовес этим машинам был создан немецкий тяжелый танк «Тигр».

Его наделили отличной противоснарядной броней и одной из лучших танковых пушек — переделанным зенитным 88 мм орудием. В итоге, опытный образец командованию предоставили в день рождения Гитлера, а в бой первые танки пошли уже через несколько месяцев, в августе 1942 года.

Правда, танк оказался сырым, и до первого боестолкновения доехал только один из четырех, остальные сломались по дороге. Однако, когда проблемы были устранены, «Тигр» стал серьезной головной болью для советских танкистов, так как он мог с огромного расстояния расстреливать любые наши танки, оставаясь неуязвимым почти для любых атак.

Именно появление «Тигров» простимулировало работу над созданием знаменитого советского танка ИС-2. До конца войны немецкая «крепость на гусеницах» при умелом управлении оставалась грозной боевой машиной, что и подтвердил бой у Виллер-Бокажа, где знаменитый танковый ас Михаэль Виттман с помощью пяти «Тигров» остановил английское наступление, уничтожив 11 вражеских танков, 2 противотанковых орудия и 13 бронетранспортеров.

Но были у танка и минусы. Во-первых, он был самым дорогим в производстве не только в Германии, но и в мире, однако главной проблемой были его габариты и гусеницы, которые затрудняли переброску техники по железной дороге и постоянно ломались, а отремонтировать в полевых условиях их было практически невозможно. Многие сломанные «Тигры» экипажи просто оставляли при отступлении. В советской армии воевали несколько трофейных «Тигров» со звездами на башнях, правда, из-за малого количества запчастей, много они не навоевали.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.