Самый большой и грузоподъемный вертолет в мире: ми-12

Алан-э-Дейл       05.11.2022 г.

Дополнительные источники:

  • Вертолет Ломоносова https://avia.pro/blog/vertolet-lomonosova
  • Автомат перекоса Юрьева https://www.youtube.com/watch?v=dtabeHixJUA
  • Динамика полёта вертолета https://dcs-docs.lordvesel.win/ru/mi8/03.dynamic/
  • История и конструкция вертолета https://sitekid.ru/izobreteniya_i_tehnika/aviaciya/vertolety.html
  • Советский «супертяж» Ми-26. Уникальный винт https://topwar.ru/156964-sovetskij-supertjazh-mi-26-chast-2.html
  • История вертолётов. 1 серия https://www.youtube.com/watch?v=5mcU0W-E2Ms
  • История вертолётов. 2 серия https://www.youtube.com/watch?v=09WSRRFAjFM
  • История вертолётов. 3 серия https://www.youtube.com/watch?v=gR3vNLG8D2I
  • История вертолётов. 4 серия https://www.youtube.com/watch?v=M7OmOC3fAKE

Ми-10: «летающий кран»

Вскоре после первого полета Ми-6, ОКБ Миля приступило к разработке новой модели – Ми-10 («летающий кран»). Впервые вертолет поднялся в воздух в 1960 году.

Новая машина создавалась на базе Ми-6, но разработчики задумали ряд нововведений. В первую очередь, проект подразумевал отказ от больших размеров грузовой кабины, а следовательно, и фюзеляжа, что должно было значительно облегчить конструкцию. Вертолет-кран не нуждался в большом запасе топлива. Предполагалось, что он будет перевозить грузы на небольшие расстояния.

Новый вертолет получил высокое четырехопорное шасси, которое позволило «садиться» на крупногабаритные грузы высотой до 3,5 метра или подвозить их на платформе под фюзеляжем. Кстати, под фюзеляжем предусматривалась возможность размещения различных специализированных контейнеров: пассажирского салона, грузового контейнера, топливного бака, санитарно-операционного пункта, передвижной лаборатории и прочих.

В результате было создано несколько модификаций этого вертолета: для радиоразведки, для транспортировки универсальной полевой лаборатории, «коротконогая» версия машины Ми-10К («Кран»), разработанная специально для строительно-монтажных работ.

Именно Ми-10К представлял СССР на парижском авиашоу в 1967 году. Советские вертолеты Ми-6, Ми-10К и Ми-8 добрались до Парижа «своим ходом» за несколько дней. Тогда они произвели настоящий фурор на авиасалоне. «Американская промышленность не может противопоставить что-либо «летающему крану» Ми-10, который может нести 15 тонн груза… на платформе, зажатой между шасси, похожими на ноги аиста», – писал английский журнал Economist. Французское авиационное издание Aviation назвало показ советских вертолетов одной из крупнейших сенсаций салона. «Демонстрация была настолько величественной, что заставляла забыть о «тяжеловесности» этих машин. В особенности это касается Ми-6 и Ми-10», – писали во французском журнале.

Среди рекордных достижений Ми-10 – и освоение богатейших месторождений газа и нефти Восточной Сибири, а также невероятные по сложности строительно-монтажные работы, причем не только у себя на родине, но и за рубежом. Например, в 1966 году в Швейцарии советский экипаж на Ми-10 выполнил работы по установке опор канатной дороги в горах, а затем по монтажу огромного купола астрофизической обсерватории в Берне. «Летающие краны» успели послужить и в новом веке. В 2003 году вертолет Ми-10К установил 48-метровый шпиль на здании «Триумф-Палас» в Москве.

Читатели выбирают

Топ-5 случаев телепатии в истории
Самые популярные виды и стили пиццы
Об истории уникального блюда, самых популярных видах и стилях пиццы
Топ-5 аргументов за применение смертной казни из уст палача
Нужна ли смертная казнь обществу? В данной статье раскрыта проблема смертной казни и приведены аргументы за ее применение.
Топ-10 правил безопасного отдыха в экзотических странах мира
Безопасный отдых в экзотических странах мира: что нужно знать
Акулы: топ-5 мифов и реальность
Составлено по телепередаче «Разрушители легенд» на канале Discovery Channel
Топ-5 самых безумных научных теорий о Вселенной
Топ-10 вещей, которые нельзя заставлять делать ребенка
О незнакомцах, еде, привычках и многом другом
Топ-5 стран для гурманов (где можно попробовать всякую гадость)
Топ-25 афоризмов об истории
Спорт, который восхищает: топ-7 определений для древнего боевого искусства Муай Тай
Статья рассказывает об удивительном и многогранном искусстве Муай Тай
Как простить детские обиды: топ-5 способов
О детских обидах взрослых людей и о том как от них избавиться
Как стать жертвой на охоте: 3 способа
В статье даны вредные советы о том, как гарантировано убиться с помощью (на выбор) лося, медведя, гадюки

Устройство вертолета Ми-26

Условно устройство можно разделить на три составляющие, внешний корпус, внутреннее расположение отсеков и механизмы и агрегаты. Рассмотрим поподробнее все три составляющие.

Внешний корпус:

  • 8-лопастной несущий винт и 5-лопастной рулевой винт. Последний стал, своего рода революцией для инженеров, бившихся над управляемым шагом;
  • 2 двигателя, дающих громадную мощь машине;
  • шасси 3-хстоечное, неубирающееся;
  • фюзеляж металлический, без разрывов, с попеременным сечением;
  • носовая часть-прозрачный обтекатель.

Внутреннее строение:

  • в носовой части кабина экипажа;
  • сразу за ней пассажирский отсек и оборудование машины;
  • задний отсек, в разных вариантах способный перевозить хоть людей, хоть грузы;
  • концевая балка.

Электроника и оборудование:

  • электрическая лебедка, выдерживающая до 500 кг грузов;
  • «Гребень-2», включающий в себя прибор пилотирования, высотомер, радиолокацию и компас;
  • измеритель угла сноса и скорости, основан на эффекте Доплера;
  • пилотажный комплекс, включающий управление траекториями и балансировкой;
  • метеоприборы;
  • радиосвязь;
  • видеонаблюдение за внешним и внутренним грузом;
  • система ГЛОНАСС

Схема вертолета

С оглядкой на американцев?


0 Несмотря на приверженность КБ Миля к так называемой «классической» схеме, попутно, с постановлением о начале работе по «Проекту-90» было принято и еще одно, весьма необычное и даже спорное решение. В те годы, советская разведка обладала данными, что в США разрабатывается вертолет грузоподъемностью до 20 тонн. Характерным отличием американской машины от классической схемы проектирования и строительства винтокрылых машин было наличие сразу двух несущих винтов, разнесенных на противоположные стороны машины — первый размещался над кабиной пилотов, второй — почти у самого края кормы. По столь необычной схеме впоследствии американцами был построен знаменитый американский вертолет Боинг CH-47 «Чинук», который у наших авиационных специалистов получил обидное прозвище «Горбатый».

Не желая отставать в разработке, а заодно для проверки жизнеспособности этой схемы в реалиях советских КБ, отдельной группе инженеров было поручено разрабатывать машину, схожую с конструкцией американцев. Следует также отметить, что все работы по «Проекту-90» велись параллельно, и ни одна из схем не прорабатывалась в ущерб другим.

Модификации

  • В-29 — прототип
  • Ми-26 — военный транспортный вариант
  • Ми-26А — улучшенный вариант
  • Ми-26М — спроектирован для повышенной производительности и оснащён новым навигационным оборудованием и новым винтом.
  • Ми-26MS — медицинский вариант
  • Ми-26НЕФ-М — противолодочный вариант
  • Ми-26П — гражданский вариант на 63 пассажира
  • Ми-26ПК — «летающий кран»
  • Ми-26T — гражданский транспортный вариант
  • Ми-26Т2 — обновленная базовая модель круглосуточного применения с сокращенным количеством членов экипажа и новым БРЭО. Серийное производство модернизированного вертолёта планируется начать в 2012 году.
  • Ми-26TC — грузовой вариант
  • Ми-26
  • Ми-26ТП — пожарный вариант
  • Ми-26ПП — постановщик помех
  • Ми-26TS — экспортный вариант Ми-26T
  • Ми-26ТЗ — топливозаправщик
  • Ми-27 — воздушный пункт управления

Ми-27

В середине 1980-х гг. на базе Ми-26 был разработан ряд военных модификаций. В соответствии с правительственным постановлением в 1988 году на Ростовском вертолётном заводе был построен воздушный пункт управления, предназначенный для управления боевыми действиями общевойсковых армий. Машина получила обозначение Ми-27.

Конструкция Ми-27 аналогична базовому вертолёту. Грузовая кабина разделялась поперечными перегородками на салон оперативной группы (ОГ), технический и бытовой отсеки. В салоне ОГ размещались 6 рабочих мест, в следующем отсеке располагалась группа управления техническими средствами и организации связи, там же при необходимости можно было организовать дополнительные места отдыха. В техническом отсеке находилась радиосвязная аппаратура. Бытовое оборудование включало систему водоснабжения, буфет, отсек для отдыха двух человек и туалет.

Были переоборудованы два серийных вертолёта, которые проходили испытания в Ленинграде и Евпатории. Одна из этих машин затем попала в Харьковский институт ВВС, где используется и поныне в качестве наглядного пособия.

Решение

45°

Рассмотрим теперь полет камня, выпущенного из движущейся катапульты. Введем систему координат, оси которой: X — направлена горизонтально, а Y — вертикально. Начало координат совместим с положением катапульты в момент вылета камня.

Для вычисления вектора скорости камня необходимо учесть горизонтальную скорость движения катапульты v = vo. Допустим, что катапульта выбрасывает камень под углом α к горизонту. Тогда компоненты начальной скорости камня в нашей системе координат могут быть записаны в виде:

y = 0

Во-первых, если катапульта неподвижна (v = 0), то формула (5) переходит в известное выражение для дальности полета тела, брошенного с начальной скоростью под углом к горизонту:

Во-вторых, из (5) совсем не следует, что S1 будет максимально при α = 45° (это справедливо для (6), когда v = 0).

Предлагая эту задачу на республиканскую олимпиаду, авторы были убеждены, что девять десятых участников получат формулу (5) и затем подставят в нее значение α = 45°. Однако, к нашему сожалению, мы ошиблись: ни один из олимпийцев не усомнился в том, что максимальная дальность полета всегда (!) достигается при угле вылета, равном 45°. Этот широко известный факт имеет ограниченные рамки применимости: он справедлив только, если:

а) не учитывать сопротивление воздуха; б) точка вылета и точка падения находятся на одном уровне; в) метательный снаряд неподвижен.

Вернемся к решению задачи. Итак, нам необходимо найти значение угла α, при котором S1 определяемое формулой (5), максимально. Можно, конечно, найти экстремум функции, используя аппарат дифференциального исчисления: найти производную, положить ее равной нулю и, решив полученное уравнение, найти искомое значение α. Однако, учитывая, что задача была предложена ученикам 9-х классов, мы дадим ее геометрическое решение. Воспользуемся тем обстоятельством, что v = vo = 15 м/с.

Расположим векторы v и vo как показано на рис. Так как их длины равны, то вокруг них можно описать окружность с центром в точке О. Тогда длина отрезка AC равна vo + vocos α (это есть vxo ), а длина отрезка BC равна vo sin α (это vyo). Их произведение равно удвоенной площади треугольника АВС, или площади треугольника АВВ1.

Обратите внимание, что именно произведение входит в выражение для дальности полета (5). Иными словами, дальность полета равна произведению площади ΔАВВ1 на постоянный множитель 2/g. А теперь зададимся вопросом: какой из вписанных в данную окружность треугольников имеет максимальную площадь? Естественно, правильный! Поэтому искомое значение угла α = 60°

А теперь зададимся вопросом: какой из вписанных в данную окружность треугольников имеет максимальную площадь? Естественно, правильный! Поэтому искомое значение угла α = 60°.

Вектор AB есть вектор полной начальной скорости камня, он направлен под углом 30° к горизонту (опять же отнюдь не 45°).

Таким образом, окончательное решение задачи следует из формулы (5), в которую следует подставить α = 60°.

Далее: максимальная дальность полета шайбы  

История создания вертолета

Данная модель вертолета была полностью готова к концу 1960 года. Каждый год десятки таких гигантов поступали на службу в армию, а также он приходил в гражданские организации, где работал на благо родины. На базе такой воздушной машины был создан еще более тяжелый вертолет В-12. Сам Ми-26 был разработан на базе не менее известного вертолета Ми-6.

Развитее страны предъявляло большие требования к воздушным аппаратам. По этой причине конструкторам пришла идея усовершенствовать существующий Ми-6 и создать более новый Ми-26. Новая машина должна поднимать еще большие грузы, до 20 тонн, и перевозить их на расстояние в 500 километров. Также как для военных операций, так и для гражданского использования новый аппарат должен подниматься на высоту одного километра и больше. Тяжелый вертолет был машиной нового поколения, его рабочее название у конструкторов было «изделие 90». Проект изделия 90, или же Ми-26, был одобрен в конце 1971 года. К постройке первой модели приступили в 72 году, а уже по истечении трех лет вертолет приняла Госкомиссия. Тяжелый вертолет Ми-26 только в декабре 77 года выполнил свой первый полет, и он длился всего три минуты. Первые рабочие модели комплектовались для военного использования, а лишь по истечении еще нескольких лет данной машиной начали снабжать и гражданские организации.

Первые вертолёты с управляемым горизонтальным полётом

Вертолёт Генри Берлинера

В 1922 году американец Генри Берлинер предложил оригинальную идею — по бокам фюзеляжа истребителя располагались два винта на поперечной балке, направленные вверх. В хвосте был еще один небольшой винт, который отклонял фюзеляж вертолета по тангажу (вперед-назад), создавая нужную силу для горизонтального движения. Как показали испытательные полёты, такой геликоптер плохо управлялся и был неустойчив в полёте.

Вертолёт Генри Берлинера

Вертолёт Георгия Ботезата

Примерно в эти годы свое решение проблемы управления предложил русско-американский ученый, математик и изобретатель Георгий Ботезат (1882-1940), эмигрировавший в США.

Он создал «квадрокоптер» — вертолет с 4-мя несущими винтами. Регулируя шаг каждого из 4-х винтов, можно было управлять горизонтальным полетом. Но конструкция получилась громоздкой и тяжелой. Ботезату удалось взлететь на 4 метра и продержаться в воздухе около 2 минут.

Вертолёт Ботезата с 4 винтами. 1922 год

Первый вертолёт с автоматом перекоса

Из-за дефицита финансирования первенство в применении автоматов перекоса перешло к аргентинцу Раулю Пескара (1890-1966), который впервые запустил свой геликоптер в 1921 году в Испании. Это был вертолёт с двумя соосными винтами, вращающимися в разные стороны.  На нем были установлены ряд мировых рекордов — полет со скоростью 8 км/ч на дальность 1000 метров.

Модель соосного вертолета 4S Рауля Пескара, 1931 год

С оглядкой на американцев?

0 Несмотря на приверженность КБ Миля к так называемой «классической» схеме, попутно, с постановлением о начале работе по «Проекту-90» было принято и еще одно, весьма необычное и даже спорное решение. В те годы, советская разведка обладала данными, что в США разрабатывается вертолет грузоподъемностью до 20 тонн. Характерным отличием американской машины от классической схемы проектирования и строительства винтокрылых машин было наличие сразу двух несущих винтов, разнесенных на противоположные стороны машины — первый размещался над кабиной пилотов, второй — почти у самого края кормы. По столь необычной схеме впоследствии американцами был построен знаменитый американский вертолет Боинг CH-47 «Чинук», который у наших авиационных специалистов получил обидное прозвище «Горбатый».

Не желая отставать в разработке, а заодно для проверки жизнеспособности этой схемы в реалиях советских КБ, отдельной группе инженеров было поручено разрабатывать машину, схожую с конструкцией американцев. Следует также отметить, что все работы по «Проекту-90» велись параллельно, и ни одна из схем не прорабатывалась в ущерб другим.

AgustaWestland AW139

Особенность модели заключается в меньшем по сравнению с предшественниками количестве узлов и деталей. Кроме этого, AW139 имеет комплексную авионику. Это делает обслуживание проще. Скоростное и плавное передвижение достигается за счет новейшего пятилопастного несущего винта и шасси, которое убирается.

Отличается машина большой крейсерской скоростью при разных опциях нагрузки. Сильный дождь, ветер или низкая температура не будут помехой. Также имеется полная защита от последствий обледенения. Модель комфортно себя чувствует даже в самых холодных краях. В просторной кабине есть две большие двери. Внутри могут поместиться 15 человек.

Ми-28Н

Разработанный ОКБ Миля и поступивший в эксплуатацию в 2013-м Ми-28Н, в России именуемый «Ночным охотником», а по классификации НАТО проходящий под грозным позывным «Опустошитель», уже успел показать себя в качестве надежного боевого ударного вертолета во время антитеррористической операции в Сирии.

Ми-28Н, Фото: mil.ru

Разработка Ми-28, которую возглавил тогдашний генеральный конструктор Московского вертолетного завода им. Миля Марк Вайнберг, началась еще в 78-м году прошлого столетия в рамках соревнования с конструкторским бюро Камова, а через 4 года взлетел первый опытный образец. С того момента конструкция вертолета подверглась множеству модификаций и только в начале нового тысячелетия обрела окончательные формы.

Экипаж вертолета, способного подняться в воздух с боевой нагрузкой в 2,5 тонны, состоит из двух пилотов. Крейсерская скорость модели, которая, кроме армии РФ, стоит на вооружении также в Ираке и Алжире, составляет 265 км/ч, но машина может в полете разгоняться и до 300. «Ночной охотник» — это не тот вертолет, который летит только по прямой: винтокрылая машина способна выполнять фигуры высшего пилотажа, включая бочку, петлю Нестерова и переворот Иммельмана.

Модификации

Модификация Комментарии и описания
Ми-26 Базовая модель.
Ми-26М Улучшены показатели. Установлена новая авионика.
Ми-26MS Санитарная модель с набором носилок и оборудованным местом оказания помощи
Ми-26НЕФ-М Противолодочный вариант с акустическим буем. Не производился.
Ми-26П Коммерческая версия на 63 пассажира.
Ми-26ПК Кран для строительно-монтажных работ
Ми-26ПП Оборудование радиоэлектронной борьбы
Ми-26T Летающий кран
Ми-26Т2 Цифровые ЭВМ с дисплеями. Экипаж сокращен до 3 человек. Первый образец выпущен в 2020 году
Ми-26TC Модель для экспорта в КНР
Ми-26.
Ми-26ТП Вариант с оборудованием для пожаротушения
Ми-26ТЗ Летающий танкер (заправщик)
Ми-27 Воздушный командный пункт наземных войск. На вооружении не состоял.

Модификация Ми-26Т2 отличается улучшенной авионикой и навигацией. Установлен новый комплекс НПК90-2, позволяющий автоматизировать курсирование, предпосадочное маневрирование и заход на посадку в условиях плохой видимости.

Большинство аналоговых приборов заменены на цифровые, а также установлены многофункциональные дисплеи. Первый образец был показан публике в 2020 году, а в серийное производство модификации планируют запустить в 2020 году.

Главное предназначение

Чтобы объективно понимать фундаментальные задачи вертолета в гражданской и военной службе, необходимо знать его ключевые преимущества над современными самолетами. К числу таких позитивных моментов можно отнести:

  • для запуска винтокрылой техники не нужно возводить аэродромы и вспомогательную инфраструктуру;
  • взлет и приземление машины осуществляется вертикально. Она не нуждается в разбеге и может использовать небольшую ровную площадку;
  • геликоптер может зависать в воздухе продолжительное время и перемещаться в пространстве на различных скоростях в горизонтальном направлении.

Задействование вертолетов в гражданских целях является довольно распространенной задачей. Перевозки грузового и пассажирского типа в труднодоступные регионы очень легко осуществить при помощи высокотехнологичной разработки. Так, например, горные селения и деревни из «глубинки» не могут существовать без регулярных поставок провизий. В такие места просто невозможно попасть на автомобиле или самолете.

Грузовой вертолет

Пилоты воздушного судна могут внимательно разглядеть с высоты рыбные косяки, что существенно помогает промысловикам. Летательный аппарат может тушить масштабные пожары в горной местности, искать затонувшие корабли, спасать людей, преследовать преступников и обнаруживать угнанные авто. На борту вертолета устанавливается специальное оборудование, которое осуществляет фотосъемку исследуемой местности.

Вертолет на строительной площадке

Нередко строительные компании используют геликоптер в качестве подъемного крана. Техника помогает укладывать трубопроводы и транспортировать внушительные грузы на различных строительных площадках. Такие устройства экономически выгодно использовать в реализации сложных проектов.

Боевые вертолеты в свою очередь классифицируются следующим образом:

Вертолет-истребитель

истребители. Они используются для ликвидации летательных аппаратов и открывают точечный огонь по наземным вражеским объектам;

Транспортный вертолет

транспортные. Такие машины выделяются крупными габаритами и предназначены для оперативного перекидывания военной техники и необходимых подразделений войск;

Штурмовой вертолет

штурмовые (ударные). Техника производит полное уничтожение наземных войск противника;

Десантно-штурмовой вертолет

десантно-штурмовые. Вертолет производит доставку оружия и личного состава специального назначения. Геликоптер способен вести огневое воздействие и использоваться в качестве классического штурмовика;

Вертолет радиолокационного дозора

радиолокационный дозор. Летательный аппарат контролирует действия врага и передает полученную информацию в аналитический центр.

История разработки и строительства

В начале пятидесятых годов прошлого века на вооружении Советского Союза появились ракетные комплексы, известные как «Луна». С целью обеспечения их транспортировки государство нуждалось в тяжёлых вертолётах, что характеризовались большой грузоподъёмностью. Разработать и построить такую машину правительство поручило конструкторскому бюро имени Миля. Проектирование модели стартовало в конце 1952 года. Макет нового геликоптёра был готов уже через год. После некоторых доработок 5 июня 1957 года впервые поднялся в воздух тестовый образец Ми-6. Вертолёт серийно производился на заводах в городах в Ростове и Москве. В общей сложности этими предприятиями было построено 860 таких машин, выполненных в военной и гражданской модификации.

Смотреть галерею

Большинство из созданных геликоптёров поступило на вооружение Советского Союза. Вместе с этим в период с 1964 по 1978 год модель активно экспортировалась за рубеж. Основными её заказчиками стали Индия, Египет, Китай, Вьетнам, Ирак, Перу, Сирия и Эфиопия. В 1980 году серийное производство вертолёта было свёрнуто, а в 2002 году прекратилась и эксплуатация машины в нашей стране.

Ми-26Т спешит на помощь

Серийное производство Ми-26Т началось в январе 1985 года на «Роствертоле». Уже в 1986 году вертолеты начал активно использовать «Аэрофлот». Ми-26Т были особенно востребованы при освоении газонефтяных месторождений Западной Сибири. В том же году вертолеты использовались при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В дальнейшем были разработаны новые модификации вертолета. К примеру, в сентябре 1997 года в небо впервые поднялся противопожарный Ми-26Т. Эта версия машины неоднократно использовалась для тушения пожаров в таких странах, как Франция, Германия, Австрия, Италия, Болгария, Сербия, Черногория, Кипр и др.

Независимо от варианта применения, главной функцией Ми-26Т остается транспортная. Рекордная грузоподъемность этого вертолета была востребована в самых необычных ситуациях. Например, в 1999 году Ми-26Т использовался для транспортировки 20-тонной глыбы льда с погибшим 20 тысяч лет назад мамонтом.

Кроме того, вертолет-тяжеловес неоднократно перевозил авиатехнику, в том числе Ми-10 и Ми-6. А однажды эвакуировал самолет Бе-12, принадлежавший ТАНТК им. Г.М.Бериева.

Проводились подобные операции и за рубежом. Дважды – в 2002 и 2009 годах – Ми-26Т транспортировал потерпевшие аварии 11-тонные вертолеты ВВС США Boeing CH-47 Chinook. Во время экспедиции в Папуа-Новую Гвинею Ми-26Т успешно вытащил из болота американский самолет «Бостон» времен второй мировой войны.

Ми-26Т успел внести свой вклад в монументальное искусство и строительство. Например, в Германии вертолет использовался при перевозке в Берлин архитектурной композиции массой 11 тонн и диаметром 8 метров. Вертолет Ми-26Т принимал участие в строительстве объектов в олимпийском Сочи, выполнял сложные монтажные работы.

Как и военным, гражданским Ми-26Т довелось поучаствовать в миротворческих миссиях ООН: в Камбодже, Сомали, Восточном Тиморе и других странах.

1. AH-64D Apache Longbow

Специально разработанный под нужды армии Соединенных Штатов, AH-64D Apache Long Bow вошел в число не только лучших боевых вертолетов мира, но и стал одним из популярнейших среди них. Его боевая мощь поражает, а спектр возможностей – просто колоссальный. AH-64D Apache Long Bow оснащен передовой электроникой и способен вести боевые действия как днем, так и ночью – с равной эффективностью. К тому же эта машина способна выполнять задачи даже в сильную непогоду. Внушительный ракетный боезапас (среди которых можно разместить 16 управляемых ракет) и мощный пулемет позволяют вертолету беспрецедентно уничтожать наземные объекты и живую силу противника.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.