Оглавление
- ИС – Сталин в металле
- Быстроходные
- Легкий танк Т-70
- Сколько весит танк Maus
- Колесно-гусеничная концепция
- Первые танки
- 20-е годы
- Тактико-технические характеристики Танка КВ-1
- «Климы» — самые тяжелые танки — 1941
- Легкий танк Т-50
- Т-44
- Успех и трагедия Кошкина
- Все еще впереди
- Многобашенный СМК
- Плавающие
- Основной танк Т-34
- Загадочная машина Гротте
- «Дедушка» советского танкостроения Т-18
- Сколько весит танк Т-34
- Легкий танк Т-80
ИС – Сталин в металле
Для того чтобы назвать именем вождя танк, нужно было иметь смелость, но и при ее наличии не лишней оставалась и осторожность. Однако на Кировском заводе нашлись обладатели обоих достоинств
Без сомнения, это были самые мощные и неуязвимые танки СССР. Вторая мировая война своим чудовищным маятником уже качнулась на Запад, Советская Армия пошла в наступление, но враг был еще силен и пытался переломить ход боевых действий в свою пользу, выпуская на поля сражений все новых чудищ с вытянутыми хоботами дальнобойных орудий. В 1943 году закончились испытания ИС-1, представлявших собою глубоко модернизированную версию КВ. У этой машины калибр был относительно невелик, как у последней модели Т-34 (85 мм). ИС-2 стал дальнейшим развитием этого ряда (калибр 122 мм), а для ИС-3 придумали новую форму отражающей поверхности лобовой брони, прозванную «щучьим носом».
После войны были созданы многие выдающиеся танки, считающиеся и поныне лучшими в мире. Основу науки и практики производства бронетехники положили танки ВОВ. СССР стал ведущей танкостроительной державой. Традиция эта продолжается и в новой России.
Быстроходные
Все легкие танки СССР Второй мировой войны принято считать устаревшими, даже с учетом того, что их возраст в 1941 году измерялся периодом в несколько лет. Бронирование их было скромным, вооружение недостаточным, по крайней мере, так утверждали послевоенные историки. Серия БТ оказалась малопригодной для обороны страны, это действительно так. Однако это отнюдь не умаляет их технических достоинств. 45-мм пушки вполне было довольно для поражения любого немецкого танка начального периода боевых действий. Машины этой серии прекрасно показали себя в ходе наступательных операций на Халхин-Голе в очень тяжелых условиях. Именно на них были опробованы главные идеи, по которым строились все последующие танки СССР, в числе которых заднее расположение узла трансмиссии, наклонное бронирование и непременный дизельный двигатель. Скорость машин оправдывала название серии (БТ-2 — БТ-7), она достигала цифр 50 и более км/ч (на гусеницах), и превышала 70 км/ч на колесах.
Легкий танк Т-70
Слабость Т-60 была видна с самого начал разработки, поэтому уже осенью 1941 года в конструкторском бюро Горьковского автозавода был разработан более мощный танк Т-70. Вместо 20-мм пушки, установленной на Т-60, Т-70 приобрел орудие калибром 45 мм. Было увеличено лобовое борирование (45 мм. против 35 мм. Т-70), увеличена длина танка.
Соответственно выросла и масса машины, которая теперь составляла 9,2 тонны (Т-60 имел массу в 6,4 тонны). Как и в танке Т-60, экипаж составлял 2 человека. Т-70 был принят на вооружение в январе 1942 года, а первое боевое применение танков состоялось на Юго-Западном фронте в ходе Второй битвы ха Харьков, закончившейся поражением наших войск.
Наибольшее количество этих машин было задействовано в битве на Курской дуге. Так, части Центрального фронта накануне сражения насчитывали 1653 танка, 369 из них являлись Т-60. Курская битва показала нецелесообразность применения легких танков в открытом бою.
К весне 1944-го Т-70 практически исчезли из танковых частей. В дальнейшем они использовались в качестве командирских машин в самоходно-артиллерийских дивизионах. Часто ими были укомплектованы танковые подразделения в мотоциклетных частях. На базе танка была изготовлена самая массовая самоходная установка СУ-76. Всего же с марта 1942-го по осень 1943 было изготовлено 8226 машин. Таким образом, Т-70 стал вторым танком по количеству выпущенных машин после знаменитого Т-34.
Сколько весит танк Maus
Танк «Maus» был создан в 1943 году и его вес составлял около 188 тонн. Это настоящий «тяжеловес» немецкого танкостроения, длина пушки которого достигала 2,5м. А общая длина боевого «Мышонка» составляла около 11,5 м! В боекомплект машины входило две спаренные пушки (128-мм и 75-мм). Вместительность топливного бака «Мауса» — 2650 л. Количество членов экипажа – пять человек.
Это интересно!
На этих страницах вы можете узнать: Сколько весит медведь Сколько весит золото Сколько весит борец сумо Сколько весит облако Сколько весит пианино
Несмотря на впечатляющие размеры и вес танка «Maus», почти все свободное место внутри занимали многочисленные приборы и детали. Так что экипажу боевой машины приходилось размещаться «по остаточному принципу».
По результатам полигонных испытаний «Маус» достиг хороших показателей: скорость 20 км/ч, преодоление подъема, вертикального препятствия высотой 76 см под углом 30 градусов, пересечение водной траншеи шириной 2 м.
Правда, все потраченные усилия по созданию и усовершенствованию типов этой модели пропали даром. В конце 1944 года по приказу Гитлера были прекращены работы над тяжелыми танками, а весной 1945 года опытные образцы типа 205 были подготовлены для обороны полигона в случае захвата Красной Армией. Два сохранившихся танка типа 205 после войны были перевезены в Ленинград, а оттуда – на танковый полигон в Кубинку.
Колесно-гусеничная концепция
Середина 30-х годов ознаменовалась расцветом колесно-гусеничной концепции. Суть ее сводилась вкратце к тому, что в грядущих наступательных операциях приоритетным фактором успеха будет скорость, а достигать ее смогут машины, двигающиеся по европейским шоссе подобно автомобилям. Но до хороших дорог еще нужно добраться, преодолев хроническое российское бездорожье. Гусеницы могли понадобиться и для того, чтобы пересечь укрепрайоны, траншеи и рвы. Недооценивать противника не следовало, он обязательно применил бы все известные способы защиты.
Так возникла идея о гибридной ходовой части, предусматривающей возможность начальный этап наступления проводить на гусеницах, затем их сбрасывать, а далее развивать успех, используя фактически колесные танки. СССР готовился к наступательной быстротечной войне на чужой территории, сопровождаемой незначительными потерями, при поддержке восставшего пролетариата освобождаемых стран.
Первые танки
Основные идеи танкостроения формировались мучительно, поиск оптимальных схем компоновки, критериев достаточности защиты и соотношения маневренности с огневой мощью сопровождался многими ошибками и озарениями
Важно было найти лучшую подвеску опорных катков, правильное расположение ведущих, рассчитать коробку передач, выбрать подходящий калибр башенных орудий. Первые танки СССР были произведены за границей, точнее, во Франции, фирмой «Рено»
Их переименовали в честь «борцов за свободу товарищей Ленина и Троцкого», а всего их было два. Опыта массового строительства танков в Советской России и быть не могло, а до революции этому вопросу не уделялось достаточного внимания. Справедливости ради следует вспомнить о том, что и в 20-е, и в 3-е годы между теоретиками стратегии все еще продолжались дискуссии о первоочередном значении конницы во время глубинных операций вторжения и при обороне, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Начинать следовало практически с нуля.
20-е годы
Обвинять довоенных сторонников конницы в безграмотности и ретроградном мышлении долгое время считалось делом беспроигрышным. К таковым, безусловно, относили Буденного и Ворошилова, а к «прогрессистам» столь же схематично причисляли пострадавших от Сталина Тухачевского, Блюхера, Уборевича и даже Якира. На деле же и у сторонников «конной» теории, безусловно, были свои, причем вполне весомые аргументы. В начале 30-х годов бронетанковая техника была, мягко говоря, несовершенной. Броня противопульная, иначе машину с места маломощный карбюраторный автомобильный мотор и сдвинуть не мог. Вооружение также в большинстве случаев находилось на уровне прославленной «тачанки-ростовчанки». Возникала логистическая проблема доставки горюче-смазочных материалов, машина – не лошадь, ее травой не покормишь. И все же уже в двадцатые годы появились первые танки СССР. Фото этих образцов сегодня не впечатляют, да и технические характеристики тоже. В большинстве случаев они копировали зарубежные аналоги и ничем особым не выделялись.
Тактико-технические характеристики Танка КВ-1
Для 40-х годов 20 века конструкция и технические характеристики КВ-1 считалась передовыми. Отказ от многобашенности привел к увеличению проходимости и динамических качеств машины. Конструкция танка считается классической для данного вида машин. В задней части расположен дизельный двигатель и боекомплект с запасом в 50 снарядов. В средней части расположился экипаж из 5 человек и башня (в модификациях установлена командирская башенка). На башне установлено главное орудие калибра 76 мм и 3 пулемета.
76 мм
калибр главного орудия КВ-1, установленного на башне
Корпус и башня танка
Корпус танка выполнен из катаной стали, которая обеспечивает уменьшение толщины брони по сравнению с обычной сталью с учетом сокращения массы и бронепробиваемости. Бронирование частей корпуса составляло:
- верхняя часть лобового корпуса −75 мм;
- средняя часть корпуса — 60 мм;
- нижняя часть корпуса — 75 мм;
- бортовая часть — 75 мм;
- задняя часть (корма) — 60-75 мм;
- днище имело толщину 30-40 мм;
- крыша корпуса — 30-40 мм;
- маска орудия — 90 мм;
Корпус сварен стальными швами с бронированием управления.
Общее бронирование корпуса по сравнению с конкурентами тяжеловесами иностранного производства аналогично, однако с учетом подвижности и динамики КВ-1 модель превосходила конкурентов в классе.
Пробиваемость танка противотанковыми средствами противника отсутствовала. В период Великой Отечественной войны силы вермахта пробивали танки КВ-1 только с помощью зенитных орудий калибра 88-мм. Стандартные противотанковые средства противника причиняли вмятины, но пробитие или контузия экипажа не происходила.
КВ-1 в музее
Бронирование днища позволяло выдерживать подрыв противотанковых средств (мин) среднего размера без тотального уничтожения машины. В 1943 году с появлением танков «Тигр», оснащенных орудием в 88-мм пробитие стало возможным на дистанциях в 1,5-2,5 километра. Появление этих вражеских моделей завершило модернизацию и производства модификаций КВ-1.
Вооружение
Вооружение танка составляют — орудие калибра 76 мм. Пушка в 1940-1942 годах способна пробить броню имеющихся вражеских машин, но с появлением в наличии вермахта «Тигра» и «Пантеры». Пробиваемость орудия составила 200 мм катаной гомогенной стали — этого показателя достаточно для уничтожения средних танков вермахта и его сателлитов. Боекомплект орудия составил 111 выстрелов.
111
выстрелов составляет боекомплект основного орудия
Кроме орудия танк обладал тремя пулеметами калибра 7,62 мм. Два расположены в передней части, один сзади башни. Комплект выстрелов к каждому пулемету составлял 900 патронов. Они предназначались для борьбы с легкой бронированной и автомобильной техникой и для поражения живой силы противника. Экипажу в комплекте полагалось наличие сигнального пистолета и 4 ручных гранта для самообороны.
Пушка ЗИС — 5 на КВ-1
Двигатель, трансмиссия, ходовая часть
На тяжелый танк при разработке впервые поставили дизельный двигатель с объемом в 39 литров и мощностью 500 лошадиных силы. Во время Великой Отечественной войны устанавливался мотор с объемом в 46 литров и аналогичными силовыми показателями.
Двигатель с объемом в 39 литров и мощностью 500 лошадиных сил.
Трансмиссия представлена пятиступенчатым механическим агрегатом. Эта деталь аналогична тракторным коробкам передач. При эксплуатации трансмиссия наряду с ходовой частью вызывала нарекания у танкистов своими выходами из строя. Ходовая часть представлена 6 стальными штампованными катками.
После 1941 года технология производства усовершенствована и представлена литой сталью. Очень важным оказалось, сколько весит танк КВ. При эксплуатации катки слетали с гусениц в результате их деформации, после прохождения 100-150 километров высока вероятность обрыва гусениц. Удельный вес танка КВ-1 уничтожал дорожное полотно.
Двигатель КВ-1
Средства наблюдения и прицелы
В качестве наблюдения танк имел панорамный обзор для командира танка, который обладал 2,5 кратным увеличением и круговым обзором на 26 градусов. Механик — водитель обладал смотровой щелью и перископом эффективность которого в ходе боев не подтвердилась. Также имелся триплекс для дополнительного обзора.
Для ведения огня из закрытых позиций машина оснащалась прицелом для орудия, которые имели подсветку при стрельбе ночью.
Прицелы КВ-1
Средства связи
К средствам связи относилась радиостанция трех модификаций и внутренними переговорными устройствами, встроенными в шлемофон танкистов, предусмотренные для 4 членов экипажа. Станция работает на частотах от 3,75 до 6 МГц и обладает дальностью в 25 километров. Имеется возможность работы в телеграфном режиме с увеличением дальности работы до 30 километров.
Радиостанция КВ-1
«Климы» — самые тяжелые танки — 1941
СССР готовился сокрушать укрепления врага на чужой территории. К концу 1938 года параллельно с упомянутым СМК на Кировском заводе начали проектировать уникальную однобашенную машину КВ. Уже через год первые экземпляры испытали во вполне боевых условиях в Карелии. Согласно установленному плану в 1940 году с конвейера сошли более двух сотен экземпляров, а в 1941 их предполагалось выпустить 1200 штук. Масса – 47,5 тонн, скорость – 34 км/ч, калибр башенной пушки – 76 мм. Такой машины не имела ни одна армия мира. Главное ее назначение – взлом эшелонированной обороны, оборудованной мощными противотанковыми средствами. На ее базе появились и другие танки ВОВ. СССР уже к началу боевых действий располагал продуманной и совершенной технологической цепочкой, позволявшей использовать удачную ходовую часть КВ в сочетании с различными типами башен и разнообразным артиллерийским вооружением (КВ-1 КВ-2, КВ-3 и т. д.). Столь маневренного тяжелого танка не смогла создать промышленность фашистской Германии. Впрочем, не удалось это и союзникам по антигитлеровской коалиции.
Легкий танк Т-50
В связи с этим было принято решение о создании нового танка, который должен был заменить уже устаревшие к том времени легкие танки Т-26. Новая машина должна была обладать такой же проходимостью, как и предыдущие танки БТ, однако ее броня должна была быть непробиваемой для 37-мм противотанковой пушки на всех дистанциях.
С целью снижения стоимости танки и повышения проходимости, масса машины не должна была превышать 14 тонн. При проектировании нового танка, получившего индекс Т-50, был учтен опыт постройки Т-34, позаимствованы некоторые конструктивные особенности проходившего в то время испытания немецкого танки Pz. Kpfw III.
Как и у Т-34, броневые листы были расположены под большими углами наклона, что значительно повышало сопротивляемость брони, несмотря на сложность технологии. Экипаж танка состоял из четырех человек. В отделении управления размещался механик-водитель. Сварная башня обтекаемой формы могла вместить трех человек: наводчика, заряжающего и командира танка, который размещался в командирской башенке.
Новый танк был принят на вооружение в феврале 1941 года, а его производство началось в июле на заводе им. Ворошилова в Ленинграде. Завод успел выпустить только 50 машин, после чего был эвакуирован в Оренбург. После наладки оборудования на новом месте было выпущено 25 танков, затем производство было окончательно остановлено.
К причинам остановки производства довольно успешного на тот момент танка относят как нехватку двигателей, так и колоссальные трудности, неизбежно возникающие в связи с разворачиванием производства на новом месте. Кроме того, одной из причин прекращения выпуска Т-50 называют его высокую стоимость. Однако точно такие же проблемы возникали и в ходе производства уже упомянутых КВ-1 и Т-34, которые, тем не менее, продолжали активно выпускать.
Если же говорить о высокой стоимости производства боевых машин, то можно утверждать, что она постепенно снижалась в ходе совершенствования процесса производства. В ходе летней кампании 1941 года РККА потеряла большую часть не только бронетанковых сил, но и средств их производства.
Так как эвакуированные предприятия только начинали свою работу, армия остро нуждалась в дешевом, технологически простом танке, могущем использовать автомобильные агрегаты. Такой танк (Т-60) и был создан в достаточно короткий срок. Кроме того, поставки английских танков «Валлентайн», довольно близких по ТТХ, позволили частично покрыть потребности армии. Когда же были созданы условия для производства Т-50, этот легкий танк оказался уже устаревшим, к тому времени более востребованными являлись средние танки.
Т-44
Дальнейшим развитием концепции «тридцатьчетверки» стал Т-44. Эта машина отличалась еще более совершенной компоновкой, в частности дизельный двигатель размещен в нем соосно ведущим каткам, перпендикулярно продольной линии бронекорпуса. Это решение позволило уменьшить длину (а также массу), улучшить условия обитаемости, перенести люк механика-водителя на горизонтальную плоскость перед башней и решить ряд других конструктивных проблем. 190 экземпляров Т-44 произвел ХТЗ до мая 1945 года. После появления современных танков Т-54 ходовые части «сорокчетверок» успели послужить тягачами, на них монтировалось различное вспомогательное оснащение. Примечательна и кинокарьера Т-44: для съемок художественных фильмов их часто «гримировали» под немецкие «Пантеры».
Успех и трагедия Кошкина
«Ридус»: И как к этим идее и концепции подключился Михаил Кошкин?
Юрий Апухтин: Он приезжает на завод в декабре 1936 года. Фирсова не забирают сразу после обвинения. Он вводит Кошкина в курс дела как главного конструктора. Фирсова арестовывают в начале 1937-го. Он сидел в тюрьме вместе с Туполевым. В середине 1937 года Афанасия Фирсова расстреляли. Я узнал о нем по воспоминаниям Туполева, еще когда в КБ работал.
Кошкин — это партийный работник, толковый, грамотный организатор. Лично был знаком с Орджоникидзе, с Кировым. В 1934 году он только закончил Политехнический институт в Ленинграде. Два года проработал в Кировском КБ по танкам. И после этого его направляют в Харьков.
Михаил Кошкин.
Еще раз напомню, что в конце 1936-го — начале 1937-го тут начинается большой террор. Арестовывают практически всех главных специалистов по дизельным двигателям. Расстреляли Фирсова, Челпана, директора завода Бондаренко. Остался только Трошутин, который в будущем, в эвакуации, стал главным конструктором Челябинского завода.
Ситуация с танками БТ-7М более-менее выправляется. Морозов разрабатывает новую коробку передач, технологию улучшили на заводе. БТ-7М пошел в серию. Все более-менее наладилось. Но всё это происходит в тревожных условиях: доносы на конструкторов КБ, страх, аресты людей. В такой ситуации Кошкин начинает модернизацию КБ и продолжает разработку Фирсова по «тридцатьчетверке».
Техзадания на танк Т-34 никто не давал. Была установка на разработку Т-9. Это дальнейшее совершенствование БТ-7М, так называемый А-20. Это колесно-гусеничный танк, но уже с 76-миллиметровой пушкой. А Фирсов предлагал делать чисто гусеничную машину, потому что конструкция была намного проще, и танк по весу выигрывал. Поэтому Кошкин продолжает разработку двух вариантов танка: А-20 — колесно-гусеничный и А-32 — гусеничный. Разрабатываются чертежи, Главное бронетанковое управление утверждает их. И поручают в 1939 году сделать по одному образцу этих танков. Проводится испытание в Харькове на полигоне, оба танка нормально себя показали. Но А-32 превосходил по характеристикам: по надежности был лучше, по конструкции проще и имел преимущество по весу. В 1939 году принимается решение прекратить разработку колесно-гусеничного танка А-20 и делать только танк А-32. Так осенью 1939 года появилась «тридцатьчетверка».
После этого дается команда изготовить два образца танка Т-34 и показать их Сталину.
«Ридус»: Это как раз знаменитый танкопробег Харьков — Москва?
Юрий Апухтин: Да. Кошкин, талантливый организатор, знал, как показывать машины. Он дал команду, чтоб танки очень хорошо подготовили. Все элементы снаружи танка аккуратно зачищали. Два этих танка очень красиво выглядели. Кошкин знал, как хорошо представить технику.
Их начали испытывать на полигоне, положено было пройти две тысячи километров, а они прошли меньше тысячи. Тогда Кошкин принимает решение гнать своим ходом танки в Москву, чтоб набрать недостающий километраж. Показывают танки в Кремле, и машина принимается на вооружение. Своим ходом едут обратно. Один танк проваливается при переходе через реку — Кошкин заболевает воспалением легких, возвращается тяжелобольной. Это и привело к его скоропостижной смерти.
Все еще впереди
2013 г. стал этапным в жизни танковых войск России: как показали многочисленные внезапные проверки, многие реформы так и не сказались на качестве проводимой боевой подготовки. Поэтому принято волевое решение резко увеличить нормы выделяемых боеприпасов. Кроме того, многое сделано и для повышения престижа этого рода войск. Как только не ругали «Танковый биатлон», зато благодаря данным состязаниям граждане нашей страны впервые за долгие годы вспомнили, что у нас, оказывается, еще есть танковые войска. Была воссоздана Кантемировская дивизия. А в настоящее время идет активное перевооружение и модернизация боевых машин. Уже сегодня, пускай и опытные, но уже изготовлены первые образцы семейства «Армата».
Однако, к сожалению, пока еще рано говорить о результатах. Можно только отметить положительную динамику. Отвечая на вопрос читателей о том, какие танки на вооружении России имеются сегодня, остается только констатировать факт, что до сих пор основой наших ВС является парк старой техники Т-72Б и Т-80БВ. Предстоит еще многое сделать для того, чтобы наша армия стала по-настоящему современной.
Многобашенный СМК
Первые тяжелые танки СССР получили имя убитого вождя ленинградских большевиков, Сергея Мироновича Кирова. На основе уже апробированной конструкции Т-35 было создано средство прорыва эшелонированных укреплений противника. Масса машины составила 55 тонн, она была вооружена двумя орудиями (калибра 76 и 45 мм), размещенными в индивидуальных башнях. Первоначальная схема предполагала пятибашенное оснащение, но вес зашкаливал, и ее упростили. СМК – самые необычные танки СССР. Фото их дают представление о том, что маневренность этих машин оставляет желать лучшего. Силуэт их увековечен на аверсе медали «За отвагу». В Великой Отечественной этой артиллерийской батарее на гусеничном ходу повоевать практически не пришлось, но опыт Финской кампании выявил общую конструктивную концептуальную порочность многобашенной схемы.
Плавающие
При овладении обширными территориями перед вооруженными силами любой страны возникает проблема форсирования многочисленных водных преград. Обычно она решается путем высадки десанта и удержания им плацдарма в течение времени, необходимого для наведения понтонной переправы. Идеальным случаем можно считать захват мостов, но отступающий противник, что вполне логично, стремится перед отходом их разрушить. Непосредственно перед войной наши конструкторы создали плавающие танки. СССР Второй мировой войны, согласно официальной исторической версии, не ожидал, но готовил Красную Армию к преодолению многочисленных рек и прочих водоемов. Т-38 и Т-37 строились большими сериями (уже к 1938 году их было свыше тысячи), а в 1939 году к ним добавился еще и Т-40. Для обороны они годились мало, вооружение слабовато (7,62 или 12,7 мм пулемет), поэтому на начальном этапе войны почти все машины были потеряны. К слову, германский вермахт плавающих танков не имел вообще.
Основной танк Т-34
Самые знаменитые и массово производившиеся танки СССР 1941-1945 годов – «тридцатьчетверки». Лучшей машины конструкторам воюющих стран так и так не удалось создать. И дело не в сверхтолстой защите или уникальном калибре орудия. Главным достоинством этого танка стала потрясающая живучесть, подвижность, способность отражать удары снарядов, и технологичность производства. Всего этого удалось достичь благодаря правильной компоновке узлов. Силуэт конструкторы понизили, разместив ведущие катки сзади, и убрав карданный вал. Масса брони уменьшилась, улучшились ходовые качества. Модификация 1944 года получила литую башню шестигранной формы и пушку увеличенного до 85 мм калибра. Об этом танке сказано и написано много, он того заслуживает, несмотря даже на недостатки, без которых, впрочем, ни один образец техники не обходится.
Загадочная машина Гротте
Непосвященные в тонкости истории танков могут счесть название этого советского образца иностранным. В каком-то смысле это так.
Параллельно с Т-28 и Т-29 в СССР велись работы по осуществлению еще оного секретного проекта. Став коммунистом, немецкий конструктор Эдвард Гротте создавал в нашей стране свою машину, применяя необычные и даже революционные подходы. Некоторые его достижения в дальнейшем использовались советскими инженерами (сварные технологии, например), другие же его идеи не нашли продолжения (спиральные подвески катков и многоярусное размещение вооружений). Увы, танк немецкого инженера Гротте страдал излишней сложностью, был дорог в производстве и ненадежен.
«Дедушка» советского танкостроения Т-18
С чего-то нужно было начинать. Точкой отсчета можно считать Т-18, ставший первым серийно выпускавшимся советским танком. Его производили в 1928-1931 годах, построили 9 сотен экземпляров. Потомками этого «дедушки» советского танкостроения можно считать все танки СССР и России. Базой для его создания послужил все тот же Рено-17. Работа конструкторов осложнялась необходимость «изобретать велосипед», поскольку не все детали и узлы сохранились после Гражданской войны. Танк был легким, вооружение состояло из одного пулемета. Вплоть до конфликта на озере Хасан он оставался на службе, а главная ценность этой машины в том, что она положила начало советской танкостроительной школе.
Сколько весит танк Т-34
Т-34 – настоящая военная легенда. Производство первых «тридцатичетверок» началось в 1940 году, а к началу 1941 года на вооружении СССР было около 1225 единиц техники. Танк модели Т-34 на протяжении военных лет несколько раз изменял и совершенствовал свои технические характеристики. Поэтому масса в разные годы выпуска также была неодинаковой:
- Выпуск 1940 г – 26,3 т
- Выпуск 1941 г – 28 т
- Выпуск 1942 г – 28,5 т
- Выпуск 1943 г – 30,9 т
При этом в общей массе боевой машины вес гусениц занимает около 1150 кг. При сравнении веса боевой башни танка 1940 и 1942 годов, то заметна тенденция к увеличению – с 3200 до 3900 кг. Экипаж Т-34 включает стрелка-радиста, механика-водителя, заряжающего и командира.
Легкий танк Т-80
Перейдем к следующей ступени развития легкого танка. Осенью 1942 года в конструкторском бюро ГАЗа был спроектирован трехместный вариант Т-70. В декабре 1942 года танк был принят на вооружение Красно армии.
Всего было выпущено только 77 экземпляров этого танка, получившего индекс Т-80. Вооружение танка осталось прежним, был лишь увеличен угол возвышения пушки и пулемета до 65, что позволило использовать машину в уличных боях. Опыт эксплуатации первых танков показал, что машины нуждаются в доработке, однако от его усовершенствования отказались в пользу более необходимых СУ-7.
Танк имел достаточно слабое вооружение на момент 1943 года (все та же 45-мм пушка и пулемет Дегтярева), отличался ненадежностью работы двигателя, имел небольшой запас хода в 165 километров (455 у Т-60). Таким образом, танк Т-80 стал последним легким танком отечественной разработки военного времени.
Боевой опыт применения легких танков во Второй мировой войне показал, что далеко не всегда применение машин такого типа отвечает поставленным задачам. Слабо защищенные, не обладавшие приемлемым вооружением, позволявшем поражать более тяжелый машины, легкие танки, несмотря на преимущество в скорости, не смогли стать полноценными участниками танковых дуэлей. Однако они нашли широкое применение как разведывательные средства, на базе легких танков разрабатывались самоходные орудия.

Эта тема закрыта для публикации ответов.