Плавучие крепости: самые большие военные корабли прошлого и настоящего

Алан-э-Дейл       25.06.2022 г.

Авианосец «Шарль де Голль»

Страна: ФранцияВодоизмещение: 42000 тонн (полное)

Крупнейшим судном-авианосцем, вызванным заменить «Клемансо» в ВМФ Франции, стал «Шарль де Голль». Судно было введено в пользование в 2001 году и используется до сих пор, участвуя в различных межнациональных конфликтах.

Авианосец является самым большим военным авианосцем Франции. Его длина составляет 261 метр, экипаж корабля насчитывает до 1900 человек. Флагман способен перевозить около 40 воздушных судов.

«Шарль де Голль» способен постоянное нести до 40 самолётов различных типов: истребителей Rafale M, штурмовиков Super Étendard, самолётов ДРЛО Grumman E-2 Hawkeye, вертолётов SA-365.

Максимальная вместимость судна составляет до 100 самолётов на срок до 7 дней. Запуски могут производиться каждые 30 с. Впрочем, одновременные взлёты и посадки не предусмотрены конструкцией.

Располагает радиолокационными комплексами средней и малой дальности. Собственное вооружение включает оборудование для ведения радиоэлектронной борьбы, а также комплексы ПВО (в частности, зенитные ракеты типа Aster).

Судно поддерживает стандарт тактической радиосвязи L16 для обмена данными между военными единицами, в которой может выступать как командный пункт. В этом случае он может управлять самолётами-истребителями, отправлять им данные целеуказания, назначать боевые задачи.

Соединенное Королевство

Несмотря на свои размеры, Великобритания сохраняет одну из самых сильных экономик и боевых сил в любой точке мира. Великобритания располагает самыми боеспособными иностранными спецслужбами, а также лучшими элитными спецподразделениями в мире. Он также имеет один из лучших флотов в мире. Нынешний военный потенциал и имеющаяся огневая мощь для нации Соединенного Королевства.

Индекс Мощности: 0.1917

Оборонный бюджет: $ 50 млрд

Общая численность населения: 64.769.452

Всего военнослужащих: 279 230

Активный Военный Персонал: 197730 Человек

Общая авиационная мощь: 832

Истребительная авиация: 103

Общая Численность Вертолетов: 333

Ударные Вертолеты: 49

Боевые танки: 227

Общая военно-морская сила: 76 (два авианосца)

Топ-2. Авианосец «Энтерпрайз»

Этот авианосец должен был стать первым в серии кораблей такого типа, но дороговизна его строительства вынудила правительство США отказаться от последующих кораблей. «Энтерпрайз» вошел в историю как самый длинный (342 метра) корабль. Его водоизмещение составляло 73 тысячи тонн, что уступает последующим «Нимицам».

Факты об «Энтерпрайзе»:

  • Вскоре после введения в строй авианосец принял участие в морской блокаде Кубы (Карибском кризисе).
  • В 1964 году «Энтерпрайз» в составе оперативной группы поучаствовал в кругосветном плавании, названном «Морская орбита».
  • Корабль участвовал в боевых действиях операции «Лиса пустыни», поддерживал американские наземные войска в войнах в Афганистане и Ираке.
  • В 2012 году авианосец участвовал в последнем плавании, после чего был выведен из состава флота США.

«Энтерпрайз» был заложен в 1957 году, а введен в строй спустя пять лет. В 1969 году из-за взрыва ракеты, которая послужила детонатором для серии дополнительных взрывов, на корабле произошел пожар. Хотя пламя было быстро погашено, катастрофа привела к гибели 27 матросов и ранению более 300 членов экипажа.

3 февраля 2017 года корабль был списан, и это было первым в истории флота США списанием атомного авианосца.

Маленькая история

Легкий авианосец CVL-27 Langley , будущий французский La Fayette .

С 1970-х годов только ВМС США , ВМС США , имеют флот авианосцев . Таким образом, одиннадцать единиц, находящихся в настоящее время на вооружении, позволяют Соединенным Штатам обеспечить превосходство в морях и океанах земного шара. Они действительно могут развернуть в любой точке мира два-три авианосца на постоянной основе, позволяя авианосцам авианосца своей военно-морской авиации оперативно вмешиваться в любую цель.

Авианосцы никогда не плавают в одиночку, их всегда сопровождает военно-морской флот, состоящий из десяти различных судов ( крейсеры Aegis , эсминцы , фрегаты , подводные лодки и корабли снабжения), обеспечивающих защиту и поддержку самолетов-авианосцев. Эта группа судов представляет собой боевую группу авианосцев ( GCA на английском языке CVBG ( Carrier Vessel Battle Group )), способную быстро вмешаться в любую точку доступа в мире.

При каждом крупном кризисе на помощь приходили GCA . Прибытие в зону кризиса авианосца и его группировки в целом дает возможность поразить воюющий потенциал. Так как Франклин Д. Рузвельт , все американские президенты , по крайней мере , один раз во время их мандата задал роковой вопрос: «Где авианосцы»?

Однако Соединенные Штаты не всегда благосклонно относились к авианосцам, и до начала Второй мировой войны у них было всего восемь единиц. Нападения японцев на Перл — Харбор на7 декабря 1941 г.продемонстрировали стратегическое значение этого корабля, который военно-промышленный комплекс США начал производить в больших количествах. Во время конфликта было построено не менее 26 тяжелых единиц (CV, CVB и CVL) и почти в три раза больше небольших эскортных авианосцев (CVE), некоторые из которых были построены по технологии строительства »  Liberty Ships  «. всего за несколько недель. Человеческие потери на борту американских авианосцев во время этого конфликта (без учета потерянных в полете самолетов) составили 4636 человек убитыми и 4068 ранеными.

Авианосцы USS  Saratoga  (CV-3) , USS  Enterprise  (CV-6) , USS  Hornet  (CV-12) и USS  San Jacinto  (CVL-30) в Аламеда, Калифорния , после окончания войны (ми — Сентябрь 1945 г.)

Две другие войны продемонстрировали незаменимую сторону авианосцев: война в Корее и война во Вьетнаме . Невозможность иметь адекватные аэродромы вынудила американские истребители и вертолеты (некоторые CVE были преобразованы в вертолетоносцы ) взлетать с кораблей, расположенных у корейского, а затем вьетнамского побережья, что позволяло осуществлять воздушные налеты на территорию. подвергая эту «  авиабазу  » огню противника.

После вывода американских войск из Вьетнама содержание такого большого количества авианосцев в действующей эксплуатации больше не было оправдано, и некоторые из них были списаны в 1970-х годах. Некоторые из них были размещены как NISMFNaval Inactive Ship Maintenance Facility и могут, в в случае серьезного конфликта быстро вернуть в строй.

Окончание холодной войны , последовавшее за распадом СССР , резко сократило оборонный бюджет США, но не повлияло на количество эксплуатируемых зданий. В настоящее время бюджетная ситуация из-за войны с терроризмом , войны в Афганистане и войны в Ираке привела к тому, что флот сократился до 10 единиц в 2013 году .

План реагирования флота с тех пор наложилМай 2003 г.что по крайней мере 6 из 12 имеющихся на тот момент авиационных групп ВМФ были готовы к вылету в любое время в течение максимум 30 дней, а еще две — в течение 90 дней. Раньше авианосные боевые группы отправлялись в плавание через равные промежутки времени, и каждое развертывание имело фиксированную продолжительность в шесть месяцев (так что развертывание сил было полностью предсказуемым). Если эта организация была эффективной во время холодной войны , то сегодня она уже не актуальна.

Модернизация «Адмирала Виноградова»

Командующий ТОФ также сообщил о предстоящей модернизации большого противолодочного корабля «Адмирал Виноградов», который получит новое ракетное вооружение и средства ПВО.

«Уже существует принципиальное решение по проведению ремонта с модернизацией очередного корабля проекта 1155 — большого противолодочного корабля «Адмирал Виноградов». В настоящее время завершается проработка перспективного облика корабля. Предлагается серьёзно увеличить и расширить состав его ударного ракетного вооружения, стоит задача нарастить возможности по противовоздушной обороне», — приводит слова Авакянца «Красная Звезда».

  • Большой противолодочный корабль проекта 1155 «Адмирал Виноградов» на генеральной репетиции парада ко Дню ВМФ во Владивостоке
  • РИА Новости

Командующий ТОФ подчеркнул, что каждый из модернизированных кораблей проекта 1155 — «Маршал Шапошников» и «Адмирал Виноградов» — будут по-своему уникальны из-за постоянного совершенствования корабельного вооружения.

Напомним, что ранее подобную модернизацию прошёл большой противолодочный корабль проекта 1155 «Маршал Шапошников».

По информации Минобороны РФ, в дополнение к новым противолодочным и противовоздушным системам вооружений корабль получил современные комплексы «Калибр-НК» и «Уран», а также новейшее артиллерийское вооружение и радиоэлектронные комплексы.

Военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что после модернизации боевые характеристики «Адмирала Виноградова» вырастут в разы по целому ряду направлений.

Также по теме

«Сочетание скрытности и дальности обнаружения целей»: как подлодки проекта 636 «Варшавянка» усилят Тихоокеанский флот РФ

Последняя субмарина в серии из шести подводных лодок проекта 636 «Варшавянка» будет передана Тихоокеанскому флоту РФ в 2024 году. Об…

«Как противолодочный корабль «Адмирал Виноградов» предназначался для поиска и уничтожения подводных кораблей противника и не мог действовать самостоятельно. После модернизации он станет многоцелевым кораблём, который сможет решать более широкий спектр задач и автономно действовать в океанской зоне. Несомненно, это грозное судно повысит возможности Тихоокеанского флота РФ», — подчеркнул аналитик в беседе с RT.

Оснащение проекта 1155 ударным ракетным оружием значительно повышает их боевую мощь, что позволяет классифицировать их уже не как противолодочные корабли, а как полноценные фрегаты, отмечают эксперты.

«Адмирал Виноградов» — мощный корабль, который способен решать задачи противолодочной борьбы. При модернизации он получит установки вертикального пуска для ракет «Калибр», «Оникс», «Циркон» и вслед за «Маршалом Шапошниковым» станет фрегатом», — подчеркнул Константин Сивков.

По словам адмирала Авакянца, модернизация «Маршала Шапошникова» оправдала все ожидания.

«Могу сказать, что фрегат полностью оправдал все ожидания и доказал, что большие противолодочные корабли проекта 1155, обладая значительным водоизмещением, являются удобной и надёжной платформой для размещения на них ударного ракетного оружия, в том числе перспективного, новых артиллерийских комплексов, современных радиотехнических и противолодочных средств. Уверен, что потенциал этих кораблей не исчерпан и при должном подходе они ещё послужат флоту», — отметил командующий ТОФ.

По мнению Константина Сивкова, корветы проектов 20380 и 20385 и модернизированные корабли проекта 1155 значительно усилят возможности ТОФ.

«Безусловно, эти корабли сейчас востребованы на Тихоокеанском морском рубеже России, и они создают дополнительный потенциал по обеспечению безопасности границ РФ в этом регионе. В случае провокаций они смогут вывести из строя авианосные соединения противника и создадут серьёзную угрозу его флоту», — заключил эксперт.

Ракетные крейсеры

С появлением и распространением баллистических ракет и ракетных установок представления о методах ведения боя в который раз претерпели существенные изменения.

Мнение эксперта Исаак Якович Зельдер Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

Теперь можно было поразить цель, которая находилась на расстоянии несколько сот километров одним нажатием пальца. И обычные артиллерийские крейсера выглядели устаревшими и отсталыми. По крайней мере — в глазах генсека Хрущева, который любил ракеты и не любил корабли.

Проект 58

Был начат в 56-ом году с целью обеспечить превосходство в морях и океанах, при этом не обладая превосходством в количестве. Поэтому упор делался на современные достижения техники, в том числе ядерной и ракетостроительной. Первые эскизы появились в 57-ом году, в 58-ом утвердили производство. В июле 62-го на глазах Хрущева были произведены пробные запуски ракет, которые впечатлили правителя СССР. Теперь о нелюбви к кораблям было забыто.

Ракетный крейсер «Варяг»

Всего было выпущено 4-ре ракетных крейсера — “Грозный”, “Адмирал Фокин”, “Адмирал Головко” и “Варяг”. Заклали их в 60-61 годах, спустили на воду в 61-63-ем. В 90-ые все поочередно,кроме “Адмирала Головко”, списали в утиль. Тот продержался до конца 2002-го.

Основой вооружения был противокорабельный ракетный комплекс(ПРПК) с ракетой длиною почти в 10 метров, и весом в 4,2-4,5 тонны. Дальность стрельбы — 100-300 км, высота полета — с 300-от метров до 7-ми км.

Проект 1164

Были следующим витком в развитии ракетных крейсеров. Строительство начали в 1972-ом году. Прошедший через сито конкурсных работ, окончательный эскиз утвердили в августе 74-го. Изначально планировали выпустить 10 единиц, но в ходе работ сошлись только на 3-ех. Первый корабль заложили в 76-ом, а на вооружение приняли в 83-ем. Сейчас все три находятся на вооружении ВМС РФ — это “Москва”, еще один “Варяг” и “Маршал Устинов”. Было несколько подвидов вооружения — противокорабельное, противолодочное(призванное уничтожать подлодки), две реактивные бомбовые установки, призванные уничтожат выпущенные по кораблю торпеды, 10-ть зенитно-ракетных установок, 6-ть зениток и два корабельных орудия калибром 130 мм. Как можно увидеть, вооружены такие крейсеры были “до зубов”. Основным боевым орудием является 16 пусковых установок “Вулкан”. Весит подобная ракета 6-ть тонн и имеет максимальную скорость в 3000 км/час. Радиус поражения — 700 км. Также стоит отметить комплект торпед, направленных на уничтожение, в основном, подводных кораблей противника. Всего в базовом наличии их было 10-ть штук, длиной до 7-ми метров и весом около 2-ух тонн. Разгоняться такая махина могла до 100-а км/час, а поражала цели на расстоянии до 22 км.

Проект 1144

И, наконец, на десерт — атомные реактивные крейсера. Были построены в период с 1973-го по 1996-ой года. Так как корабли строились с большим временным промежутком, то вспомогательное вооружение на них может сильно отличаться, в зависимости от года спуска на воду и развития технологий на тот момент. Наиболее совершенные орудия, что логично, были установлены на самый последний по выпуску корабль — “Петр Великий”.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий»

Мнение эксперта Александр Николаевич Румянцев Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.

В основе же орудий каждого корабля лежит противокорабельные ракеты П-700 “Гранит”. При длине в 10-ть метров, они достигали 7-ми тонной массы и могли развивать скорость свыше 3000 км/час.

В боевой части переносить ядерный заряд. Также стоит отметить зенитно-ракетные комплексы “Оса-М” и “Кинжал”. В качестве зенитной артиллерии выступали АК-130 с калибром 130 мм, имелся противолодочный ракетно-торпедный комплекс РПК-6М “Водопад”, морской бомбомет “Смерч-3” и противоторпедные ракеты “Удав-1М”

Отличительным свойством крейсеров “Проекта 1144” была атомная энергоустановка, которая выступала в качестве сердца и мотора. Без перезарядки функционирует 10-11 лет. Всего выпущено 4-ре корабля — “Киров”, “Адмирал Лазарев”, “Адмирал Нахимов” и “Петр Великий”. Из всех перечисленных только последний сейчас состоит на службе в ВМС РФ. Остальные либо сданы в утиль, либо находятся на модернизации.

Китай

Военно-морские силы Китайской Народной Республики на сегодняшний день являются крупнейшими, причем отрыв от конкурентов существенно большой. Как считает правительство КНР, основная угроза для них исходит с моря. На сегодняшний день самый большой военный флот имеет 777 активов. Кроме того, ВМС Китая имеет крупнейший подводный флот среди всех стран на планете, сегодня у них на вооружении находится 79 подводных лодок. Не менее значимую роль играют авианосцы, среди которых особняком выделяется «Ляонин».

  • Состав флота: 777 ед.
  • Авианосцы: 2
  • Эсминцы: 50
  • Фрегаты: 46
  • Корветы: 72
  • Подлодки: 79
  • Патрульные судна: 123

15. Австралия

Рейтинг стран с самой сильной армией в мире открывает Австралия. Ежегодно, на финансирование войск из бюджета материкового государства выделяется порядка 26,1 млрд долларов.

Стоит отметить, что нынешние австралийские вооруженные силы сформировались еще в 1901 году в результате объединения:

  • Колониальных сил.
  • Королевского Военно-Морского Флота.
  • Королевских Военно-воздушных сил.

Количество действующих сотрудников регулярных войск Австралии установилось на отметке 58 000. Гражданский персонал — порядка 21 000. Служить в армии для местных жителей — престижно и почетно. Обязательного призыва нет, а каждый потенциальный кандидат проходит строгий отбор.

Нельзя не отметить хорошее техническое оснащение войск. Это порядка:

  • 59 танков.
  • 408 самолетов.
  • 6 подводных лодок.

Пожалуй, именно ударные вертолеты и подводные суда — главные сильные стороны австралийского оснащения.

Верховным главнокомандующим здесь является генерал-губернатор, общее управление находится в руках премьер-министра. Непосредственным руководителем процесса считается министр обороны.

Ряды австралийской армии открыты всем желающим. Удивительно, но согласно некоторым оценкам, каждый пятый “силовик” — женщина. Число представительниц прекрасного пола растет год от года.

9. Великобритания

Девятую позицию рейтинга портала Business Insider занимают вооруженные силы Великобритании, численность которых составляет 146 тысяч бойцов. При этом военный бюджет весьма внушительный — 60,5 млрд долларов, больше половины которого расходуется на разработки новых военных технологий и изыскания в инженерной области.

Главнокомандующим британской армии является глава государства — королева Елизавета II. При этом управляет вооруженными силами Военный Совет при Министерстве Обороны. Основной задачей британской армии является защита территорий и морских границ Королевства, обеспечение безопасности граждан и защита интересов страны, участие в многочисленных миротворческих акциях ООН и НАТО.

Армия Великобритании оснащена по последнему слову техники. В ее арсенале имеется большое количество современных боевых машин: 936 самолетов, 407 танков, 10 подводных лодок. Страна занимает второе место (после США) по тоннажу морского флота, в состав которого входят атомные подводные лодки.

Вооруженные силы Великобритании, участвующие в специальных операциях, считаются одними из самых лучших в мире. В последние годы британская армия принимала участие в нескольких военных конфликтах: два в Ираке и Афганистане.

Россия

Во главе с президентом Владимиром Путиным Россия имеет одну из самых мощных военных сил в мире. Массированная программа модернизации и закупок, а также военные действия против соседней Украины восстановили российскую известность в регионе. Самая большая страна в мире по площади, Россия имеет самую подготовленную армию в мире. Проверка текущих военных возможностей и имеющейся огневой мощи для нации России.

Индекс Мощности: 0.0841

Оборонный бюджет: $ 47 млрд

Общая численность населения: 142.355.415

Всего военнослужащих: 3 586 128

Активный Военный Персонал: 1 013 628 Человек

Общая авиационная мощь: 3914

Истребители: 818

Общая Численность Вертолетов: 1451

Ударные Вертолеты: 511

Боевые танки: 20,300

Общая военно-морская сила: 352 (один авианосец)

3. Китай

Открывает тройку лидеров, согласно рейтингу Business Insider, китайская народно-освободительная армия. Численность которой является одной из самых больших на планете. Годовой военный бюджет также велик и составляет 216 млрд долларов.

Армия в Китае призывная. Все мужчины поступают на службу в ряды вооруженных сил при достижении ими совершеннолетия и остаются в резерве до 50 лет.

Китайцы стремятся стать самой мощной державой в мире, поэтому постоянно увеличивают численность вооружений. На данный момент в арсенале армии имеется 2860 боевых самолетов, более 9 тысяч боевых танков, 67 подводных лодок.

Вооруженные силы Китая все время повышают свой технический уровень. Если пару десятилетий назад в арсенале армии были танки и самолеты устаревших образцов, то теперь ситуация изменилась коренным образом. Ученые страны сегодня работают над созданием истребителя нового поколения, разработки в области ракетного вооружения и танкостроения не уступают новейшим разработкам западных стран

Также правительство страны уделяет внимание развитию военно-морского флота. Недавно в арсенале армии появился первый авианосец

Россия

Количество единиц: 603

Второй самый большой флот в мире 2021 это российский, насчитывающий 603 единицы. ВМФ РФ сегодня входит в один из трех видов ВС России и проводит боевые действия в морях, только в целях безопасности страны. Официально создан в 1992 году после развала СССР и подчиняется напрямую Министерству обороны.

Официально составом ВМФ РФ является — Балтийский, Северный, Черноморский, Тихоокеанский флоты, Каспийская флотилия, ВМФ, морская пехота и специальное подразделение авиации. На службе насчитывается около 150 тысяч человек. Главный штаб — Санкт-Петербург.

  • Авианосцы: 1
  • Подлодки: 64
  • Фрегаты: 11
  • Эсминцы: 15
  • Патрульные судна: 55
  • Корветы: 85

«Странные» лодки Хирохито

Идея «скрестить» надводный корабль-авианосец и подводную лодку, как это ни удивительно, тоже появилась в период Первой мировой. 

Япония одной из первых ухватилась за такую возможность. Если раньше базирующиеся на борту подводной лодки самолеты применяли лишь в целях разведки, то японцы мечтали о бомбардировках далеких и недосягаемых территорий. Так родилась идея снабдить «подводный» самолет парой бомб. Страна восходящего солнца даже испытала концепцию на практике. 

Первую субмарину с возможностью перевозки самолетов японцы построили уже к 1932 году. Подводная лодка I-5 проекта J-1M получила герметичный ангар, где мог помещаться маленький гидроплан. Обеспечить герметизацию щелей в большом люке ангара оказалось сложной инженерной задачей. Кран, который цеплял самолет, часто отказывал в условиях соленой морской воды. Самолет просто спускали на воду при помощи крана, а потом точно так же подбирали.

В 1935 году японский флот получил лодку – I-6 проекта J-2. Ангар увеличенного объема позволил разместить там гидросамолет Watanabe E9W. Он представлял собой биплан с двумя поплавками, оснащенный двигателем Hitachi Tempu II мощностью в 300 лошадиных сил, который вращал двухлопастный деревянный винт постоянного шага.

Самолет можно было легко собирать и разбирать прямо на палубе подводной лодки, что стало несомненным плюсом. 

Были слишком очевидны и недостатки лодок I-5 и I-6. Подготовка к старту и сам запуск требовали много времени и сил, что в условиях войны было чревато потоплением субмарины.

Так появился более удачный проект подводного авианосца J-3. Ангар субмарины вмещал уже два самолета, а для их взлета использовали катапульту и трамплин. 

Лодку I-7 спустили на воду в 1939 году, а немного позже достроили I-8. Незадолго до атаки на Перл-Харбор японский Военно-морской флот пополнила еще одна похожая субмарина – I-9 проекта A1, который включал в себя всего три подводные лодки, каждая из которых несла один гидросамолет.

Полученный японцами опыт позволил создать и первый по-настоящему массовый подводный авианосец в истории. Летом 1942 года японцы спустили на воду лодку I-15 проекта B1.

Важной отличительной особенностью более поздних японских лодок был возросший воздушный потенциал. 

В сентябре 1942 года самолет Yokosuka E14Y, доставленный лодкой I-25 типа B1, совершил налет на территорию штата Орегон, сбросив две 76-килограммовые зажигательные бомбы.

Предполагалось, что они спровоцируют пожары в лесных массивах с последующим ущербом для экономики. Но этого не случилось.

Зато субмарина I-25 вошла в историю: рейд Yokosuka E14Y стал единственным случаем бомбардировки континентальной части США с самолета за всю Вторую мировую.

Практически полное отсутствие у Японии тяжелых бомбардировщиков лишало страну возможности ковровых бомбардировок США, так что воздушные авианосцы стали единственной отдушиной. 

Настоящей же мини-революцией были японские субмарины типа I-400, первые из которых завершили в 1944-1945-х. Главное – в том, что каждая такая субмарина имела серьезную авиагруппу, включавшую до четырех бомбардировщиков Aichi M6A Seiran. В походном состоянии самолеты хранили в ангаре, который находился в рубке. Все оперение гидросамолетов складывалось так, чтобы не выходить за радиус воздушного винта. Для их запуска на лодках применяли стартовую катапульту и стартовые рельсы.

Несмотря на свои недоставки, бомбардировщики Aichi M6A Seiran появись они неожиданно, могли пустить на дно американский эсминец или фрегат, нанести серьезный урон крейсеру или авианосцу. 

В целом масштабы войны на Тихом океане были таковы, что подводные авианосцы не могли принести победу Стране восходящего солнца. Даже если бы их построили значительно большей серией. Максимум, на что можно было рассчитывать, — удачное проведение воздушной разведки.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.