Ракета сармат: фото, характеристики, видео

Алан-э-Дейл       19.01.2023 г.

Испытания нового транспортного средства «Сармат-2»

Несмотря на мирное время, инженеры постоянно работают над созданием новых видов вооружения. К ним также относится и создание различного рода транспортных средств, которые приспособлены для нужд военных.

У каждого подразделения существуют определенные параметры, которые необходимо учитывать при создании транспортного средства

Для одних военных важно вооружение, для других – броня, третьим необходимы быстрые и маневренные транспортные средства способные передвигаться по различным видам местности. К последним относится багги «Сармат-2»

Обновленная версия «Сармат», которая является вторым видом машин, создавалась специально для нужд воздушно-десантных войск. Багги должен был обладать не только высокой проходимостью, но также скоростью и маневренностью.

Во время совместных учений военных представляющих Вооруженные силы Российской Федерации и Республики Беларусь под названием «Запад-2021», состоялись «полевые» испытания нового багги предназначенного специально для десантных групп армии РФ.

Представители десантных войск проверили работоспособность багги «Сармат-2» во время проведения учений. На нем они одержали победу над импровизированным противником.

Особенности устройства багги «Сармат-2»

Когда транспортное средство разрабатывается специально для нужд военных внешний вид и комфорт салона уходят на второй план. В первую очередь автомобиль должен быть довольно легким в эксплуатации и простым в обслуживании и ремонте. Далее в зависимости от типа войск, для которых производится транспортное средство оно должно отвечать определенным характеристикам.

Багги «Сармат-2» был создан специально для воздушно-десантных войск

В связи с этим, транспортное средство должно было обладать высокой проходимостью, быть довольно быстроходным и что не маловажно – маневренным

Все поставленные перед инженерами задачи были выполнены. Багги получил капотную компоновку и полный привод. В качестве основы был взят автомобиль модели «Нива», который производится в Тольятти, сотрудниками компании «АвтоВАЗ».

Основное отличие новой ракеты

Все проектные, опытно-конструкторские работы и изготовление нового оружия были поручены государственному центру им. Макеева, который располагается в г. Миассе (Челябинская область). Конструкторы не ограничиваются модернизацией «Сатаны», несмотря на то, что она хорошо себя проявила, и сразу решили выбрать непростой путь первопроходцев. Основная задача заключалась в том, чтобы создать боле легкий и компактный образец. Таким образом, и был задуман «Сармат» — ракета, показатели которой должны были существенно превосходить характеристики ранее стоявших на вооружении российских РВСН. Главный показатель любого баллистического снаряда заключается в его энерговооруженности, то есть отношение веса к силе, приводящей его в движение. В этой сфере и намечался существенный прорыв. «Сатана» — тяжелая 210-тонная ракета, тогда как масса «Сармат» в два раза меньше.

Жидкое топливо

Большая часть веса ракеты приходится на горючее, которое находится в ступенях. Все стратегические носители делятся на 3 главные категории:

  • Тяжелые до 200 т весом (на данный момент больших пока нет).
  • Средние – от 51 до 100 т.
  • Легкие, весом до 50 т.

Такая градация объясняется и дальность полета: чем больше будет топлива, тем соответственно продолжительнее будет радиус действия. Например, американские «Минитмены» весят 35 т и относятся к категории легких. Относительно небольшой вес – это огромное преимущество, ведь подобные ракеты нуждаются в менее объемных шахтах, их проще прятать и перевозить. Но в то же время они почти все являются твердотопливными. И это дает огромное количество преимуществ: увеличивается срок хранения, не применяются высокотоксичные компоненты, обслуживание получается дешевле. Но проблема в том, что энергонасыщенность твердого топлива будет ниже по сравнению с жидким. Поэтому «Сармат» представляет собой ракету с жидким топливом. Пока о силовой установке ничего не известно, разве то, что ее энерговооруженность не имеет равных.

Устройство и ТТХ характеристики

Ракета «Сармат» применяет двигатель, который был создан на базе надежного двигателя НПО «Энергомаш» РД-264. По заявлению генерал-полковника С. Каракаева, главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения, ракета использует шахтную систему базирования и может находиться в готовых шахтных пусковых установках. Комплекс осуществляет минометный пуск, пороховой аккумулятор давление в результате чего выбрасывает ракету из шахты на высоте 20-30 м, после чего автоматически задействует двигатель ракеты.

По первым эскизам ракеты большинство экспертов считало ее двухступенчатой. После размещения официального фото ракеты некоторые источники предположили, что ракета может быть и трехступенчатой, как классические ракеты-носители, которые выносят спутники на орбиту.

Жидкостные ракетные двигатели ступеней были «утоплены» в бак с горючим, тогда как топливные баки – несущие с совмещенными разделительными днищами. В ракете будут применяться надежные и проверенные двигатели от Р-36М, такие как РД-264 в их усовершенствованной модификации РС-99, испытание которых эффективно завершено.

Эксперт Командного военного института ракетных войск КНР Чу Фухай, считает, что будет создано две модификации ракет с различным запасом топлива для поражения целей в Западной Европе и США. Изначальный вес ракеты с целью в США – 150-200 т, дальность полета – 16 000 км, полезная нагрузка составляет 5 т. Дальность ракеты, направленной на западноевропейские страны – 9000 – 10 000 км, стартовый вес – 100 – 120 т, максимально забрасываемый вес – 10 т.

Одна ракета, по мнению экспертов, несет от 10 до 15 боеголовок (все зависит от их мощности). При доставке 10 боеголовок, мощность их составляет 750 Кт каждая. Также некоторые эксперты считают, что используются обычные боеголовки, если будут применяться маневрирующие гиперзвуковые боеголовки Ю-71, то их будет три штуки, и каждая будет весить около 1 т.

Ракета «Сармат» — не первая ракета, у которой столь разняться показатели дальности и загрузки в различных вариантах, поскольку такие показатели – связанные. Сделанные практически по одной технологии Р-36 и Р-36 орб с одним весом 180 т имеют дальности в зависимости от массы загружаемых боеголовок 10 000 км, 15 000 км и вариант «орбитальной бомбардировки».

Кроме того стоит учитывать, что помимо боеголовок, по утверждению конструкторов, существенный лимит массы будет отведен для традиционных комплексов преодоления ПРО, таких, как ложные цели. В том случае, если классические ложные цели такие как надувные имитаторы боеголовок, уголковые, пружинистые и дополнительные отражатели – имеют большой вес, то при вхождении в атмосферу имитирующие боеголовки – это квазитяжелые ложные цели, и хотя они легче боеголовок, все равно их вес довольно существенный, поскольку представляют ракету с теплозащитой, плазмогенератором, доразгонным двигателем и модулем РЭБ для свечения, имитации траектории и ЭПР боеголовки.

Устройство и тактико-технические характеристики боевого блока

По информации издания «Известия», этот боевой блок может иметь такие тактико-технические характеристики:

  • максимальная скорость полета в атмосфере – 15М (при показателе средней скорости – в интервале – 5-7 километров в секунду);
  • изделия работает на высоте около 100 км (это верхняя граница атмосферы планеты Земля);
  • боевой блок производит маневры в атмосфере при снижении для преодоления ПРО.

Рокировка

У заказчика – Министерства обороны был невелик выбор исполнителей разработки. Московский институт теплотехники (МИТ), специализирующийся на создании твердотопливных ракет для РВСН – как мобильных, так и шахтных. И Государственный ракетный центр им. Макеева в Миассе, до этого момента разрабатывавший жидкостные МБР для подводных лодок.

МИТ в конце нулевых годов, когда было принято решение о создании новой наземной МБР, был уже занят важнейшей разработкой баллистической ракеты «Булава» для АПЛ «Борей». То есть получалось, что он отбил хлеб у макеевцев. Но справедливость восторжествовала – разработка «Сармата» досталась миасскому ГРЦ. То есть получилась этакая рокировка.

И это было вполне логично, потому что именно в ГРЦ им. Макеева была создана ракета Р-29РМУ2 «Синева», имеющая рекордное энергомассовое совершенство (отношение массы полезной нагрузки к стартовой массе ракеты, приведенное к дальности пуска) среди всех баллистических ракет подводных лодок. Именно этот параметр является одним из важнейших для ракеты «Сармат».

В результате получилась МБР с недостижимыми для других ракет энергетическими характеристиками. За счет варьирования соотношения боевой нагрузки и количества заправленного в топливные баки горючего можно получать различные дальности полета с выходом на суборбитальную траекторию. То есть возможна бомбардировка любой точки земного шара, причем с подлетом ракеты с любого направления.

Есть среди них и оптимальные. В настоящий момент все российские МБР, нацеленные на США, запрограммированы на полет через Северный полюс. «Сармат» способен достигать североамериканского материка через Южный полюс. И в этом случае ракете средства ПРО угрожать не могут, потому что на этом направлении они у Штатов отсутствуют. Как было сказано выше, перехватчики GBMD находятся на Аляске. А мобильные комплексы THAAD даже с более слабыми МБР справиться не в состоянии, их компетенция – ракеты средней дальности. Для создания приемлемой для современного уровня техники системы ПРО на южном направлении США придется потратить громадные средства, и работа растянется на долгие годы.

Максимальная расчетная забрасываемая масса у «Сармата» превышает 10 тонн. Масса снаряженной ракеты – 208 тонн. Длина – 35 метров, диаметр – 3 метра. Две ступени с двигателями на жидком топливе.

Рассматривая достоинства «Сармата», необходимо сказать о системе обороны ракеты. На нее приходится значительная часть массы полезной нагрузки. После отработки двигателей обеих ступеней ракета выпускает ложные цели и летит в их окружении. Более энергичные действия предпринимаются в момент отделения от ракеты блока разведения, который «рассылает по адресам» боеголовки с ядерным зарядом. Тут в ход идут и ложные цели, и облако уголковых отражателей. Все возможности «Сармата» не раскрываются, но, несомненно, для обороны он использует и комплекс радиоэлектронной борьбы.

Что же касается боеголовок, то они относятся к разряду теоретически неберущихся. Это гиперзвуковые планирующие блоки «Авангард», приближающиеся к цели на скорости 25–27 Махов и при этом маневрирующие. Мощность ядерного заряда – от 800 килотонн до двух мегатонн. Блоки «Авангард» не только уже выпускаются серийно, но и устанавливаются на МБР УР-100Н УТТХ с конца прошлого года.

Конструкционные особенности

В основе конструкции вездехода-болотохода лежит рама, состоящая из двух секций. Для соединения используется шарнир (поворотный кулак от автомобиля УАЗ), допускающий отклонение половин в трех направлениях. Рамы изготовлены из стального профиля, предусмотрены усилители и дополнительные накладки, повышающие прочность конструкции. Спереди установлен рядный 4-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения ВАЗ-2111 рабочим объемом 1,5 л, оснащенный системой распределенного впрыска с электронной корректировкой состава смеси.

На моторе сохранено штатное сцепление сухого типа, крутящий момент передается на 5-скоростную коробку и 2-ступенчатый раздаточный редуктор с пониженным рядом, позаимствованные от автомобиля Нива. Между редуктором и мостами расположены карданные валы, обеспечивающие повышенную надежность трансмиссии. Мосты с редукторами и дифференциалами взяты от легковой машины ВАЗ-2106/2107, поворот машины осуществляется за счет перелома рамы на шарнире. В конструкции вездехода Сармат используется гидравлическая тормозная система.

В схеме раздаточного редуктора предусмотрена блокировка дифференциала. По заказу блокираторы монтируются в редукторы мостов. Поскольку на машине установлен автомобильный двигатель, то сохранена электрическая система постоянного тока напряжением 12 В с генератором и батареей. На переднем бампере расположены светодиодные фары головного света, предусмотрены кормовые сигнальные огни. По заказу монтируются розетки для коммутации внешнего оборудования (например, навигационных блоков).

На машине используются ступицы от «классических» моделей ВАЗ, колесные диски построены на базе штатных узлов. Для увеличения диаметра используются стальные элементы, обеспечивающие центрирование обода. Вездеход оснащается дополнительно обработанными («ободрыши») пневматическими шинами от грузовика КрАЗ (размерность 1300х500 мм).

Покрышки устанавливаются на диск, а затем зажимаются ободом (удерживается 18 болтами). За счет большого внутреннего объема шин обеспечивается положительная плавучесть вездехода, передвижение поддерживается вращением колес (гребной винт конструкцией не предусмотрен). Покрышки не оснащаются камерами, для подкачки необходимо использовать отдельный насос. Габариты вездехода позволяют осуществлять доставку в прицепе легкового автомобиля, передвижение по дорогам общего пользования не допускается.

Что умеет «Сармат»?

Ракетный комплекс «Сармат»

На самом деле, РС-28 действительно существенно превосходит сдающего дежурство «Воеводу». Его боевая разделяющаяся головная часть состоит из 10-15 блоков индивидуального наведения, каждый из которых несёт не менее 800 килотонн взрывчатки в тротиловом эквиваленте. Кстати, в Daily Mail почему-то решили, что дальность «Сармата» — это где-то 6200 миль. На самом деле, согласно открытым данным, дальность нашего супер-оружия на порядок выше — не менее 18 тысяч километров. Это, между прочим, подсчитали и китайские эксперты. В начале января именно эту дальность применения нашего высокоточного оружия указало СМИ Baijiahao.

Ну и, разумеется, важно отметить, что новая техника позволяет доставить в нужную нам точку гиперзвуковой планирующий боевой блок «Авангард», способный развивать скорость до 27 Махов (для сравнения, натовские ракеты комплекса Aegis развивают скорость, не превосходящую 2,5 Махов, то есть 763 метра в секунду на большой высоте). Любопытно, что натовцы настолько обеспокоены возможностями РС-28, что совершенно серьёзно предупреждают, что не стоит, мол, пробовать его сбивать в стратосфере, потому что подрыв такого боеприпаса на высоте над их территорией только усугубит поражающий эффект

Любопытно, что натовцы настолько обеспокоены возможностями РС-28, что совершенно серьёзно предупреждают, что не стоит, мол, пробовать его сбивать в стратосфере, потому что подрыв такого боеприпаса на высоте над их территорией только усугубит поражающий эффект.

Новая «Сатана»

К исходу второго десятилетия 21 века баллистическая ракета «Сармат» заменит «Воеводу» — «Сатану», которая выполняет задачу гаранта возмездия. В соответствие времена количество РС-20В превышало 3 сотни, сейчас их 52. На всех из них установлено 10 боевых частей, итого 520 боеголовок (по 750 килотонн тротилового эквивалента) – это почти третья часть всего морского и наземного стратегического оборонного потенциала.

Вес «Воеводы» — больше 200 тонн. Ядерный потенциал РФ обновляется, в 2015 году РВСН получат 500 новых комплектов других видов, но им придется производит другие задачи. Как правило, это мобильные установки, которые дежурят в оперативных районах.

«Сатана» страшна 2 своими важными возможностями: огромной разрушительной силой и способностью быстрого прохождения рубежей ПРО. Каждый такой носитель может превратить целый мегаполис с окрестностями и промышленный район в реактивную пустыню. Предполагается, что ракета «Сармат» заменит мощный в мире носитель приблизительно в момент его достижения 30-ти летнего возраста, что для МБР весьма почетно.

Экстерьер и интерьер

Водитель располагается в передней части машины, кресло закрыто водоотталкивающим чехлом. Предусмотрена регулировка сиденья по расстоянию от педального блока и по углу установки спинки. Для управления машиной используется рулевое колесо, связанное с рейкой (располагается продольно). Производитель предусмотрел установку нескольких переключателей для управления системами, контрольный индикатор уровня топлива вынесен на капот машины. Наличие ветрозащитного стекла и брезентового тента не предусмотрено, что затрудняет эксплуатацию вездехода зимой.

Над передними покрышками установлены изогнутые крылья из пластика, защищающие рабочее место водителя от брызг воды и грязи. Поскольку панели узкие, то владельцы размещают здесь дополнительные полосы резины. Силовой агрегат и радиатор закрыты съемным капотом.

Предусмотрена защита нижней части двигателя от ударов о камни или стволы деревьев. Сзади крылья отсутствуют, для отражения потока грязи используются наклонные стенки пассажирского отсека. Для продления срока службы фанерных деталей рекомендуется удалять слой грязи после каждой поездки и хранить вездеход в сухом гараже.

В стандартное оснащение входит стальной передний бампер, позволяющий установить дополнительное оборудование. Производитель комплектует вездеход отвалом с механическим управлением, позволяющим расчищать дорогу от снега. Возможна установка лебедки с электрическим приводом (питание подается от штатного аккумулятора). На задней части рамы находится открытый грузовой отсек, оборудованный боковыми лавками для пассажиров. Стенки изготовлены из многослойной фанеры, устойчивой к воздействию влаги и атмосферных осадков.

Политическое оружие

Появление «Сармата» в арсенале наших Ракетных войск стратегического назначения позволит России на долгие годы сохранить стратегический паритет с США. Хотя у американцев уже начался словесный «мандраж»: русские, мол, нас обгоняют и перегоняют.

13 февраля этого года, выступая в Вашингтоне на конференции по ядерному сдерживанию, замглавы Пентагона по закупкам и техническому обеспечению Алан Шаффер заявил, что Россия, а также и Китай, «располагают арсеналом межконтинентальных баллистических ракет, достаточным для решения задач сдерживания». Новое стратегическое оружие у геополитических конкурентов Соединённых Штатов, по мнению Шаффера, «это оказывающая давление угроза для нашей триады, и это то, почему модернизация триады настолько важна».

deterrencesummit.com
Замглавы Пентагона по закупкам и техническому обеспечению Алан Шаффер.

С этого, конечно, господину Шафферу и следовало начинать… Если нет повода оправдать собственное перевооружение, надо обвинить во всём русских. Подоплёка этого и многих других подобных заявлений проста: близится окончание действия СНВ-3 — российско-американского договора о стратегических наступательных вооружениях. Срок истекает в феврале 2021 года, а в Вашингтоне никак не определятся, надо ли им продлевать соглашение, которое остаётся единственным между Россией и США в области ограничения вооружений.

Президент России Владимир Путин не раз заявлял о готовности продлить СНВ-3. Внятного ответа от американской стороны как не было, так и нет. У США есть два «особых» условия: к договору надо подключить Китай и «привязать» к нему новое российское супероружие — гиперзвуковые комплексы. По логике любящих таскать каштаны из огня чужими руками американцев, КНР должна уговорить участвовать в новом договоре именно Россия. Глава российского МИД Сергей Лавров назвал это требование США «заматыванием» перспектив продления СНВ-3.

«КНР много раз официально заявляла, что не будет участвовать в такого рода переговорах, объяснив это тем, что структура ядерных сил Китая радикально отличается от ядерных сил США и РФ. С какой стати и как китайцев можно заставить?» — сказал Лавров. Что касается нашего оружия, то в этом вопросе Россия готова обсуждать возможность внесения его новых типов в договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. «Американцев интересуют наши новые вооружения, — отметил Сергей Лавров. — Мы уже упоминали, что часть этих новых вооружений — по крайней мере, «Авангард» и «Сармат» — наши военные готовы рассматривать в контексте критериев договора». Но при этом, как указал глава российского внешнеполитического ведомства, США и страны Запада должны поступить аналогично и отказаться от создания похожего вооружения.

С этим в США, видимо, согласиться не хотят. Недаром же высокий пентагоновский чин Алан Шаффер заявил о необходимости модернизации ядерной триады США.

Впрочем, пока они там за океаном грозятся и планируют, у нас в России уже идут к завершению испытания «Сармата» — значимого инструмента стратегического сдерживания. Угроза ответного применения межконтинентальных баллистических ракет комплекса РС-28, способных прорвать любую существующую противоракетную оборону и нанести точные удары ядерными боевыми блоками, чем дальше, тем больше будет отрезвляюще действовать как на генералов, так и на политиков любых государств — потенциальных противников России.

По своей мощи «Сармат» не только не уступает, но и превосходит своих предшественников — межконтинентальные баллистические ракеты типа Р-36М. По мнению экспертов, одна ракета «Сармат» способна уничтожить целый город, маленькую или средних размеров страну.

Испытания

Изготовление нового технического образца всегда подразумевает серьезный риск, но в случае успеха он полностью оправдывается.

Работа над этим проектом началась в 2009 году. КБ, после 2-х летних изысканий наконец-то приступило к испытаниям.

Вначале осени 2011 года окрестности космодрома Капустин ЯР пострадали от мощного взрыва. Ракета «Сармат», на которую возлагались серьезные надежды, через несколько минут после старта, рухнула на землю. Все дальнейшие пуски тоже, к сожалению, оказались неудачными.

Только через год произошел успешный запуск. В этот раз эксперты учли базовые показатели баллистики. Испытания показали, что жидкостная ракета «Сармат» способна преодолеть больше 11 000 км, при этом нести боевое отделение весом 4350 кг. Весной 2014 года Ю.Борисов (замминистр обороны) объявил о том, что все работы о разработки нового стратегического комплекса проходят плавно, по четко запланированному графику. Он считает, что новая ракета «Сармат» не будет иметь ограничений в направлении боевого использования, сможет поражать цели по траекториям, которые проходят через оба полюса планет

Это крайне важно, поскольку защищенные системы NATO не рассчитаны на подобную универсальность

В интересах национальной безопасности

В высоких инстанциях произошла чехарда с датами проведения выставок, поэтому отдельные экспоненты на «Армию-2019» не приехали. Перерыв между выставками МЧС и МО РФ составил менее 20 дней – поэтому в парке «Патриот» в основной экспозиции стояли всего три экспоната в раскраске МЧС:

  • МКСО (Мобильный комплекс специальной обработки);
  • МТРВО (Машина траспортировки радиоактивных веществ и отходов);
  • МК-РХР (Автомобиль радиационной и химической разведки).

Надеюсь, уже в этом году на правительственном уровне примут необходимые решения и в будущем на «Армию» приедут все участники. Но в текущем году очень активно поучаствовало Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА), связанное с Вооружёнными силами тесным и плодотворным сотрудничеством. Так, ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А. И. Бурназяна и ФГУП «ЭПМ» ФМБА России представили специализированный мобильный госпиталь на шасси автомобилей Mercedes-Benz повышенной проходимости. Эта техника уже не раз участвовала в работе мобильных медицинских отрядов, в том числе в зонах вооружённых конфликтов.

Как сообщили представители ФМБА, представленный мобильный госпиталь был создан несколько лет назад, когда ещё не были введены ограничения на закупку государственными организациями иностранных автомобилей. На площадке было представлено несколько автомобилей различной комплектации и назначения, в том числе на шасси Mercedes-Benz Zetros 2733A передвижные медицинские комплексы: реанимация-операционная (со скрытым бронированием), маммография, фотофлюорография; на шасси Mercedes-Benz Unimog U4000 автомобили медицинской экстренной помощи: операционная, реанимация, рентген и КТ-УЗИ диагностика.

Особо меня интересовала комплектация шасси и, как выяснилось, у «Унимогов» под белой краской скрывается цвет «хаки», в крыши кабин встроены люки… причём, это исполнение заводское!

Регионы, в которых уже пришлось работать медикам, находятся в разных федеральных округах Российской Федерации, и даже приходилось выезжать в ближнее зарубежье

Особое внимание к местам чрезвычайных происшествий – именно там, в зонах разрушений и наводнений, приходится чаще всего выполнять настоящие боевые задачи, обеспечивая здоровье людей. Кстати, именно на ФМБА возложена задача обеспечивать медицинское обслуживание спортсменов на соревнованиях, в том числе во время ралли-рейдов

Взглянув на представленные «Мерседесы», вряд ли кто-то из непосвящённых догадается, что этой технике уже немало лет, да и пробег у неё весьма велик. Подумалось: за техникой в ФМБА следят, причём настолько хорошо, что её можно в любой момент представить на престижной выставке. Хотелось бы, конечно, увидеть аналогичный мобильный госпиталь на шасси КАМАЗов и «Уралов» спустя годы интенсивной эксплуатации и десятки тысяч километров пробега – не стыдно ли будет показать публично?

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.