Оглавление
[править] История
Официальной датой начала производственной деятельности считается 21 декабря 1939 года — день закладки первого корабля, линкора «Советская Белоруссия».
В годы Великой Отечественной войны строительство завода было приостановлено. Коллектив обеспечивал боеспособность кораблей Северного флота и техническое состояние транспортов союзников. В военные годы было отремонтировано 139 кораблей и судов, освоен выпуск башенных артиллерийских установок, минно-тральной продукции.
В 1944 году началось восстановление объёмов судостроительной программы. К середине 1950-х флоту были переданы 23 больших морских охотника, 2 крейсера, 20 эсминцев, более 30 различных судов гражданского назначения (без учёта достройки и капитального ремонта).
Первый опыт подводного кораблестроения завод получил ещё в годы Великой Отечественной войны, достраивая совместно с Балтийским заводом две подводные лодки серии Л-XIII-38. К серийной постройке подводных лодок предприятие приступило в начале 1950-х годов. 14 мая 1954 года в стапельном цехе 50 была заложена головная дизель-электрическая подводная лодка проекта 611. В развитие серии 11 сентября 1955 года ВМФ была передана модифицированная подводная лодка проекта В611 — первая подводная лодка с баллистическими ракетами на борту. К концу 1961 года предприятие завершило строительство серии подводных ракетоносцев проекта 629А, которые стали весомым аргументом в развернувшейся гонке морских стратегических вооружений. До 1962 года завод передал ВМФ 33 ДЭПЛ.
24 сентября 1955 года в сборочно-стапельном цехе была заложена первая советская подводная лодка с атомной энергетической установкой. 17 декабря 1958 года головной корабль проекта 627, получивший тактический номер К-3, был принят в опытную эксплуатацию. В 1967 году ВМФ был передан первый советский атомный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667А с 16 баллистическими ракетами на борту. За пять лет в строй были введены 24 атомных ракетоносца, благодаря чему был достигнут паритет с США по морской составляющей ядерных сил.
В 1972—1990 годах было построено 60 АПЛ 4-х модификаций — проектов 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ. Несколько модернизаций прошёл и ракетный комплекс. В 1969 году на «Севмаше» была построена первая в мире АПЛ с корпусом из титановых сплавов проекта 661. На испытаниях она развила максимальную для подводных кораблей скорость подводного хода в 44,7 узлов.
В середине 1970-х годов была проведена крупнейшая реконструкция предприятия. Для постройки АПЛ третьего поколения производственные мощности «Севмаша» были удвоены, возведён крупнейший в России эллинг. В 1980 году в новом цехе была построена первая АПЛ третьего поколения проекта 949, вооруженная 24 противокорабельными крылатыми ракетами. В 1981 году ВМФ был передан головной атомный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941, вооруженный 20 межконтинентальными баллистическими ракетами. Этот подводный ракетоносец занесён в книгу рекордов Гиннесса, как самая большая подводная лодка в мире. По проекту 941 на предприятии было построено 6 кораблей. В 1983 году ВМФ передана опытная глубоководная титановая АПЛ проекта 685 с глубиной погружения до 1000 м — самая глубоководная боевая АПЛ в истории подводного кораблестроения. В 2001 году завершена постройка серии многоцелевых АПЛ проекта 971, в создании которых внедрены последние достижения в снижении шумности и повышении скрытности подводных лодок. К настоящему времени завод передал ВМФ 128 атомных подводных лодок.
После распада СССР «Севмаш» остался единственной верфью, осуществляющей строительство атомных подводных лодок для ВМФ России. 15 апреля 2007 года из эллинга выведён головной атомный подводный ракетоносец четвертого поколения «Юрий Долгорукий». На стапеле строятся серийные корабли «Александр Невский» (заложен в 2004 году) и «Владимир Мономах» (заложен в 2006 году). Субмарины данного проекта станут основой морских стратегических ядерных сил России в XXI веке. Ведётся строительство серии современных многоцелевых АПЛ.
Предприятие развивает военно-техническое сотрудничество с зарубежными государствами. В 2003—2005 годах для ВМС Китая были построены две дизель-электрические подводные лодки проекта 636. Для индийских ВМС по межправительственному соглашению переоборудуется в современный авианосец бывший российский тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков». Корабль будет оснащен авиакрылом российского производства.
Последние изменения
19.05.2020
Завершено рассмотрение судебного дела
№А50-34078/2019 от 06.11.2019 в
апелляционной
инстанции.
Организация
в роли истца, сумма исковых требований 34 546 892 267 руб.
27.03.2020
Начато рассмотрение судебного дела
№А50-34078/2019 от 06.11.2019 в
апелляционной
инстанции.
Организация
в роли истца, сумма исковых требований 34 546 892 267 руб.
19.03.2020
Завершено исполнительное производство
№ 109887/19/18021-ИП от 29.10.2019
Завершено исполнительное производство
№ 114080/19/18021-ИП от 07.11.2019
Завершено исполнительное производство
№ 114073/19/18021-ИП от 07.11.2019
Завершено исполнительное производство
№ 131078/19/18021-ИП от 10.12.2019
Завершено исполнительное производство
№ 131077/19/18021-ИП от 10.12.2019
Завершено исполнительное производство
№ 128950/19/18021-ИП от 05.12.2019
Информация о привлечении к административной ответственности
- Ф.И.О. должностного лица:Информация не подлежит раскрытию в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»
- Количество выявленных нарушений, ед.:1
- Размер штрафа, руб.:5000,00
- Документ о применении мер административного воздействия:Постановление №135АП/2016 от 23.11.2016 0:00:00
- Предмет административного правонарушения:часть 1 статьи 19.8.1 КОАП: Непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса. Сумма штрафа от 5000 до 500000 руб.
- Ф.И.О. должностного лица:Информация не подлежит раскрытию в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»
- Количество выявленных нарушений, ед.:1
- Размер штрафа, руб.:100000,00
- Документ о применении мер административного воздействия:Постановление №76АП/2016 от 08.06.2016 0:00:00
- Предмет административного правонарушения:часть 1 статьи 19.8.1 КОАП: Непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса. Сумма штрафа от 5000 до 500000 руб.
Примечания
- Линейные корабли проекта 23 далеко превосходили по размерам и мощи все известные на тот момент мировые аналоги, однако, как и большинство других такого рода «суперлинкоров» они так и не были достроены, в данном случае из-за фактической неготовности отрасли и последующего начала Великой Отечественной войны, что, учитывая, помимо прочего, закупку главных турбозубчатых агрегатов этих кораблей в Швейцарии, делало достройку невозможной. Единственными их аналогами, когда-либо вступившими в строй являются японские линкоры типа «Ямато», ставшие крупнейшими и сильнейшими кораблями этого класса в истории.
- Модификации 122-А и 122-бис отличались только двигателем и внешне неразличимы.
- Закладка первого корабля серии была произведена 30 января 1974 года, что позволяет практически однозначно утверждать о начале работ над его производством ещё в 1973 году.
- Дедвейт судна равен сумме масс груза, экипажа, топлива и прочих запасов, необходимых для его эксплуатации.
Предприятия |
||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы по теме Севмаша . |
Официальный веб-сайт
vтеОбъединенная судостроительная корпорация | |
---|---|
Балтийское море |
|
белое море |
|
Тихий океан |
|
В другом месте |
|
Где строят и проектируют подводные лодки в России
Крупнейший судостроительный комплекс России это конечно же завод АО “ПО “Севмаш”.Хвалить его работы можно бесконечно, ведь именно он выпустил в морские глубины монстра, который является самым быстроходным, самым глубоководным и самым тихим кораблем страны.
Большой цикл строительства и различных испытаний падает на долю данного завода. Атомные энергетические установки вылетают оттуда как горячие пирожки, развивая защиту нашей страны.
Севмаш
Лидирующий завод, который активно использует в своей работе многолетний опыт и современный подход к производству. Трудовой коллектив имеет возможность реализовывать наукоемкие проекты за счет высокотехнологичного оборудования. Основными его направлениями является:
- техника для добывания нефти и газа;
- судостроение;
- изготовление технической продукции для промышленности (нефть, газ, машиностроение);
- утилизация, ремонт и модернизация кораблей;
- проектирование новых субмарин.
Как уже было сказано выше, этот завод создал самые популярные субмарины “золотая рыбка” и “Комсомолец”.
Адмиралтейские верфи
Еще одно популярное место где строят подводные лодки в России. Завод сам по себе довольно молодой, открытие его состоялось 12 лет назад. При этом, используя опыт своих предшественников, инженеры выпускают мощные плавучие конструкции не атомного типа.
Адмиралтейские верфи модернизируют суда гражданского и военного назначения и активно сотрудничают с другими странами, предлагая свои услуги и продукцию. Завод находится во второй столице Санкт-Петербурге.
Специалисты гордятся выпуском своих ледоколов, которые пользуются спросом как у нас в стране, так и за рубежом.
ЦКБ МТ “Рубин”
Завод можно смело назвать мировым лидером в активном развитии кораблестроения. Более 120 лет развивается их деятельность, постоянно улучшая качество готовых конструкций. Производство обширное, выпускаются дизельно-электрические и атомные подводные лодки. В их деятельность входит:
- научно-исследовательская деятельность в кораблестроении;
- изготовление ледостойких платформ;
- гарантийный ремонт и модернизация субмарин;
- судостроение.
Данное вооружение активно используется в морском флоте, для учений и показательных выступлений. При этом оно также активно используется и в промышленных целях и для военной защиты
СПМБМ “Малахит”
Ведущее конструкторское бюро в России, которое выпускает в свет проекты морской техники, как стандартного вида, так и с атомной установкой. Испытания, которые проводятся на заводе, позволяют с точностью до мелочей воспроизводить поведение судна под водой, исключать возможные опасности и поломки.
Высшей точкой их производство стала первая советская атомная субмарина с жидкометаллическим реактором.
На сегодняшний день проецирование не стоит на месте, внедрение современных технологий позволяет изготавливать безопасные и маневровые подводные лодки как для промышленных целей, так и для защиты от нападений с других стран.
Центр судоремонта “Звездочка”
Если предыдущие заводы активно специализируются на строительстве подводных машин, то “Звездочка” является их основным доктором. Конструкторы активно работают над модернизацией и ремонтов подводных кораблей, переоборудуют их для длительного дальнейшего использования.
Помимо этого, в центре активно развита утилизация старых кораблей, что может позволить себе не каждое предприятие. Заниматься подобным можно только в специально оборудованном помещении, без вреда окружающей среде. Также, на заводе идет активное производство корабельных двигателей и моторов.
О компании
ОАО «ПО «Севмаш» — российское машиностроительное предприятие оборонного комплекса, расположенное в городе Северодвинске (Архангельская область). Предприятие начало свою деятельность в 1939 году. Основные направления деятельности предприятия: • производство военной техники для ВМФ России и зарубежных заказчиков; • производство морской техники для добычи нефти и газа; • гражданское судостроение; • изготовление продукции технического назначения для машиностроительной, металлургической, нефтегазовой и других отраслей промышленности; • гарантийный ремонт, модернизация АПЛ и надводных кораблей, утилизация; • проектирование судов, морских сооружений, судового оборудования, техники для добычи нефти и газа. С 1939 года на Севмаше построено 45 надводных кораблей, 165 подводные лодки, из них 130 – с ядерной энергетической установкой. Сейчас предприятие строит атомоходы нового поколения с баллистическими ракетами. Головной атомный подводный ракетоносец «Юрий Долгорукий» был передан Военно-морскому флоту России 10 января 2013 года, первый серийный «Александр Невский» — 23 ноября 2013 года. Испытания проходят АПЛ «Северодвинск» и АПК «Владимир Мономах», выведенный из цеха в конце декабря 2012 года. На стапелях возводятся АПЛ «Казань», заложенная в июле 2009, АПК «Князь Владимир» и АПЛ «Новосибирск». На акватории предприятия проходит ремонт тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 11442. В рамках военно-технического сотрудничества завершен ремонт и модернизация тяжелого авианесущего крейсера (бывший российский ТАВКр «Адмирал Горшков») в современный авианосец. Торжественная церемония передачи корабля проекта 11430 «Викрамадитья» состоялась 16 ноября 2013 года. Приоритет в выпуске гражданской продукции отдан проектам освоения месторождений нефти и газа на шельфе Арктики. Завершается строительство морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» по заказу ОАО «Газпром». В августе 2011 года МЛСП установлена на точке в Печорском море. В настоящее время на платформе проводятся работы по наладке механизмов и подготовке к началу бурения. В 2007-2008 гг. зарубежному заказчику переданы две морские полупогружные платформы MOSS CS50, на которых может размещаться буровое, энергетическое и другое оборудование. Ведется подготовка к созданию крупных инженерных объектов для разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море. Специалисты Севмаша также участвуют в обустройстве наземных месторождений российского Севера – изготовлении производственных и жилых модулей, производстве оборудования для добычи нефти, обследовании нефтегазопроводов и других объектов. Гражданское судостроение является неотъемлемой частью производства Севмаша. С 1990 года на предприятии построено более 100 гражданских судов различного класса и назначения (буксиры, мини-балкеры, понтоны, баржи, рыборазводные заводы). Изготовлено уникальное оборудование для единственной в стране Кислогубской приливной электростанции — наплавной энергоблок, оснащенный орготогональной гидротурбиной. Продолжаются проектные работы для строительства других гидроагрегатов. Предприятие производит изделия судового машиностроения, оборудование для энергетической, металлургической, химической и других отраслей промышленности. Машиностроители завода освоили высокотехнологичную продукцию для атомной отрасли – транспортно-упаковочные контейнеры для отработавшего ядерного топлива подводных лодок, ледоколов и АЭС. Масштабные производственные мощности, наукоемкие технологии, высококвалифицированные кадры, сертифицированная по международным стандартам система качества позволяют Севмашу эффективно работать в различных направлениях деятельности. Крупнейшая российская верфь открыта для сотрудничества с отечественными и зарубежными партнерами в судостроении, атомной энергетике, создании морской техники, производстве сложнейшей продукции машиностроения, оборудования для нефтегазовой отрасли.
Примечания
- ↑
- ↑ (недоступная ссылка). Пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш» (2 июня 2008). Дата обращения 3 июня 2010.
- ↑ (недоступная ссылка). Пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш» (7 августа 2007). Дата обращения 5 июня 2010.
- ↑ . Пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш» (4 июля 2011). Дата обращения 20 сентября 2011.
- ↑ . ООО «Издательство «Северная неделя» (1 ноября 2012). Дата обращения 18 ноября 2012.
- . Вести (23 апреля 2019).
- ↑ . pravdasevera.ru (8 июля 2005). Дата обращения 21 декабря 2011.
- . sevmash.ru (27 мая 2005). Дата обращения 21 декабря 2011.
- . arhpress.ru (11 января 2006). Дата обращения 21 декабря 2011.
- ↑ . korabel.ru (8 октября 2010). Дата обращения 21 декабря 2011.
- . yachtsworld.ru (14 октября 2010). Дата обращения 21 декабря 2011.
- ↑ (недоступная ссылка). arcticway.ru (7 ноября 2010). Дата обращения 21 декабря 2011.
- (норв.). NRK.no (1 ноября 2010). Дата обращения 21 декабря 2011.
- (недоступная ссылка). barentsobserver.com (2 ноября 2010). Дата обращения 21 декабря 2011.
- . sevmash.ru (30 мая 2006). Дата обращения 21 декабря 2011.
- ↑ . korabel.ru (31 мая 2006). Дата обращения 21 декабря 2011.
[править] Закупки комплектующих
Субподрядчиками «Севмаша» по выполнению ряда крупных проектов являются другие судоверфи. В частности, АО «Выборгский судостроительный завод» производит жилой модуль для морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная».
АО «Завод „Красное Сормово“» производит для «Севмаша» подъемно-мачтовые устройства (ПМУ) для подводных лодок, а также другое оборудование.
«Севмаш» закупает комплекты судовых подшипников, а также ряд другого оборудования у АО «Адмиралтейские верфи», ЦС «Звёздочка» и АО «ДЗ „Звезда“».
Основными комплектаторами «Севмаша» в области поставок судового оборудования и электротехники являются АО «Специальное конструкторско-технологическое бюро по электрохимии с опытным заводом» (ОАО «СКТБЭ»), АО «Пролетарский завод» и АО «Северное производственное объединение „Арктика“» (СПО «Арктика»). АО «СКТБЭ» поставляет «Севмашу» печи поджигания.
В области морского приборостроения основными партнерами «Севмаша» являются АО «Концерн „Океанприбор“», АО «Концерн НПО „Аврора“» и концерн ЦНИИ «Электроприбор».
Доля импортной продукции в закупаемых «Севмашем» комплектующих и оборудовании составляла в 2009 году 1,83 %, в 2010 — 8,15 %, в 2011 — 5,86 %.
Колоссальные масштабы
Завод в своем роде уникален. Вся территория — 300 га, на ней расположено более 100 подразделений и 38 производств. Это соизмеримо с площадью шести государств Ватикан.
Здесь расположены крупнейшие в России стапельные места в крытых эллингах общей площадью 100 000 кв. м., которые позволяют строить суда с шириной корпуса до 38 м и водоизмещением до 100 000 т, а также плавучие технические сооружения и морские нефтедобывающие платформы длиной и шириной до 126 м, высотой до 100 м и весом конструкций до 85 000 т.
Сегодня на территории завода в 300 га расположено более 100 подразделений и 38 производств
Источник изображения: Сергей Бобылев/ТАСС
Главная дорога имеет протяженность около 5 км. На предприятии три застроечных набережных, на которых расположены портальные краны, способные работать с грузами до 160 т. Недавно по программе техперевооружения поступил 200-тонный кран, эксплуатация которого позволит уменьшить сроки строительства заказов на стапеле.
«Все цеха замкнуты в единую технологически последовательную цепь по постройке кораблей, при этом сами цеха у нас выстроены строго в две линии, — рассказывает сотрудник музея. — Первая линия — это стапельные — 50-й, 55-й, 42-й, то есть это цеха, где непосредственно строится сам корабль. Далее идут достроечные цеха — 40-й, 41-й, 9-й, 43-й, 7-й корпусно-сварочное. Вторая линия — это уже машиностроение и машиносборочные цеха, которые изготавливают в год более 25 000 номенклатурных наименований для собственного производства».
Сегодня на территории завода в 300 га расположено более 100 подразделений и 38 производств
Источник изображения: Сергей Бобылев/ТАСС
Один из первых — эллинг №1 стапельно-сдаточного производства (цех №50) — построен на сваях из лиственницы. Под его сводами может поместиться 14 храмов Василия Блаженного.
Габариты самого цеха на период строительства не имели аналогов ни в нашей стране, ни в зарубежной практике, а технические решения, положенные в основу проектирования стальных конструкций, содержали в себе передовые идеи конца 30-х годов. Впервые в Советском Союзе здесь был применен поточно-позиционный метод постройки надводных кораблей. Цех стали называть главным конвейером завода
Михаил Будниченко, генеральный директор ПО «Севмаш»
Именно в этом цехе достроили и отправили на испытания первую в мире дизельную подводную лодку, осуществившую пуск баллистической ракеты из подводного положения. «Всего со стапеля эллинга сошло более 90 атомоходов различных проектов, — говорит глава предприятия. — Однако за свою историю цех освоил выпуск и другой продукции: в 1990-е от строительства АПЛ переходил на выпуск коммерческих заказов, строил буксиры, баржи. Здесь же велось строительства единственной в России морской платформы «Приразломная».
Кессон морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» и эллинг №2 (на заднем плане)
Источник изображения: Пресс-служба «Севмаша»
Эллинг №2 (ранее цех 55) — самый крупный крытый однопролетный эллинг в мире для строительства АПЛ. На его крыше можно разместить шесть футбольных полей. Этот цех появился в 1974 году благодаря гонке вооружений. Здесь строились знаменитые «Акулы».
Впервые в мировой практике здесь был реализован агрегатно-модульный метод строительства атомоходов. Разработка его велась по инициативе наших специалистов с участием научных организаций страны. «Сейчас его применяют все предприятия судостроения в России, — говорит Михаил Будниченко. — Здесь построены 23 АПЛ третьего и четвертого поколений. Сейчас ведется строительство современных кораблей». Это самый крупный цех по количеству работников — в нем трудится более 4000 человек.
Подводные крейсеры проекта 941 «Северсталь» и «Архангельск» у причала Беломорской военно-морской базы Северного флота
Источник изображения: Сергей Бобылев/ТАСС
Еще один интересный стапель — №42 — был построен в 1954 году. В нем были созданы лодки-рекордсмены: первая отечественная АПЛ, первая титановая, первая с жидкометаллическим теплоносителем реактора, самая высокоавтоматизированная и самая глубоководная.
«Цех №42 сегодня единственный в России, где можно построить атомную подводную лодку от начала до конца. Сварка корпуса, монтаж труб и оборудования, пусконаладочные работы, испытания систем — все под одной крышей, — поясняет глава «Севмаша». — Нужны лишь заготовки металла для сборки корпуса и оборудование для монтажа». Всего здесь построено 19 атомоходов и ряд гражданских объектов (в частности, первый советский экскурсионный подводный аппарат «Нептун» и океанские мега-яхты).
Лицензии
№ СЕ-02-210-5120 от 30 сентября 2021 года
Размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов
№ ГК-1-16-0243Я от 13 июля 2021 года
Деятельность организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии а оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, за исключением деятельности воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации в этой области
№ ГК-1-16-0131Я от 29 апреля 2020 года
Деятельность организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии а оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, за исключением деятельности воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации в этой области

Эта тема закрыта для публикации ответов.