Сунниты и шииты: в чем отличия?

Алан-э-Дейл       29.06.2022 г.

Преодоление вражды

Если углубленно изучать вопрос, кто такие салафиты, можно смело делать вывод, что кровавые конфликты между течениями ислама возникают на фоне использования идеологии элитой в своих целях. Именно с их помощью меняется власть, но стоит помнить, что никакая вера не должна принуждать людей к братоубийству. Судя по опыту и истории Востока, представители радикальных исламских течений способны жить совместно, не причиняя вреда друг другу. Но возможно это лишь тогда, когда власть разных государств не настроена категорично против религии других общин. Для любого человека должна быть возможность исповедовать ту веру, которая ближе ему по духу, и при этом приверженцы другой веры не должны становиться врагами и отступниками. К сожалению, на данный момент в большинстве случаев в сводках новостей о конфликтах и кровопролитиях можно увидеть фото салафитов, что и порождает ложные суждения об исламской вере в целом. Террористы – это представители различных радикальных сект, но они не несут в себе пример целого народа и религии, это всего лишь марионетки элиты, которым с детства внушают ложные понятия мира и праведности.

Разногласия между суннитами и шиитами

У истоков стоит больше политическая сфера, чем религиозная. Сунниты считают, что власть в общине может принадлежать избранному народом человеку. Шииты убеждены, что править общиной может только потомок Али ибн Абу Талиба и дочери Пророка Фатимы. С течением времени найти прямого наследника стало сложнее, но шииты продолжают отрицать праведность иной власти.

Сунниты признают право на правление первых халифов и их законы, считают, что возглавить общину может любой достойный человек. Кроме Корана, они считают священной сунну — предание об эпизодах из жизни Пророка, которые можно использовать как образец для следования. Сунниты признают, что все люди в какой-либо степени грешны. Скрывать свою религию (выдавать себя за поклонника иного вероисповедания) можно только ради спасения жизни. Среди сторонников сунны запрещены временные браки.

Шииты отрицают законность правления трех первых халифов и принятые ними законы. Они считают, что нет иных законов, кроме тех, что установил пророк Мухаммад. Единственной священной книгой для них является Коран. Только в нем они черпают советы о праведной жизни. 12 имамов среди шиитов считаются безгрешными, ибо их решения были благословенны. Более праведным признается только Пророк. Взгляды шиитов позволяют им лгать — ложь не будет грехом, если мысленно проговаривать при этом правду. Аллах услышит истину и простит произнесенные вслух слова. Шииты отрицают запрет на временные браки, их количество не ограничено.

История и суть конфликта

Раскол ислама на шиитов и суннитов произошел вскоре после возникновения этой религии, во второй половине VII столетия. При этом его причины касались не столько догматов веры, сколько чистой политики, а если говорить еще точнее, к расколу привела банальная борьба за власть.

После смерти Али, последнего из четырех Праведных халифов, началась борьба за его место. Мнения о будущем наследнике разделились. Часть мусульман считала, что руководить халифатом может только прямой потомок рода Пророка, к которому должны перейти все его духовные качества.

Другая же часть верующих полагала, что лидером может стать любой достойный и авторитетный человек, которого изберет община.

Халиф Али был двоюродным братом и зятем пророка, поэтому значительная часть верующих считала, что будущий правитель должен быть выбран из его рода. Более того, Али родился в Каабе, он был первым мужчиной и ребенком, принявшим ислам.

Верующие, которые считали, что править мусульманами должны люди из рода Али, образовали религиозное течение ислама, получившее название «шиизм», соответственно, его последователей стали называть шиитами. В переводе с арабского это слово означает «приверженцы, последователи (Али)». Другая часть верующих, которая считала исключительность этого рода сомнительной, образовали течение суннитов

Это название появилось потому, что сунниты подтверждали свою позицию цитатами из сунны – второго по важности после Корана источника в исламе

Кстати, шииты считают Коран, признаваемый суннитами, частично фальсифицированным. По их мнению, из него были убраны сведения о необходимости назначения Али приемником Мухаммеда.

Это и есть главное и основное различие между суннитами и шиитами. Оно стало причиной первой гражданской войны, которая случилась в Арабском халифате.

Однако следует отметить, что дальнейшая история взаимоотношений между двумя ветвями ислама хоть и не была слишком радужной, но серьезных конфликтов на религиозной почве мусульманам удавалось избегать. Суннитов всегда было больше, подобная ситуация сохраняется и сегодня. Именно представителями этой ветви ислама были основаны такие могучие в прошлом государства, как Омейядский и Аббасидский халифаты, а также Османская империя, которая в период своего расцвета была настоящей грозой Европы.

На новый виток противоречия между суннитами и шиитами вышли после Исламской революции в Иране (1979 год), после чего к власти в стране пришел теократический режим. Эти события положили конец нормальных отношений Ирана с Западом и государствами-соседями, где у власти в основном находились сунниты. Новая иранская власть начала проводить активную внешнюю политику, что было расценено странами региона, как начало шиитской экспансии. В 1980 году началась война с Ираком, подавляющую часть руководства которого занимали сунниты.

На новый уровень конфронтации сунниты и шииты вышли после череды революций (известных как «арабская весна»), прокатившейся по региону. Конфликт в Сирии четко разделил враждующие стороны по конфессиональному признаку: сирийского президента-алавита защищает иранский Корпус исламских стражей и шиитская «Хезболла» из Ливана, а противостоят ему отряды боевиков-суннитов, которых поддерживают разные государства региона.

История раскола

Смерть Пророка Мухаммада (с.г.в.) поставила перед мусульманской уммой вопрос о возможном его преемнике на должности правителя мусульманского государства, а также духовного лидера верующих. Большинство мусульман поддержали кандидатуру ближайшего сподвижника Посланника Аллаха (с.г.в.) – Абу Бакра ас-Сиддика (р.а.), который одним из первых принял ислам и являлся спутником Посланника Аллаха (с.г.в.) на протяжении всей его пророческой миссии. Кроме того, еще при жизни Мухаммада (с.г.в.) Абу Бакр заменял того в качестве имама на коллективных намазах, когда ему не здоровилось.

Однако небольшая часть верующих видела в качестве преемника Заключительного Пророка (с.г.в.) его зятя и двоюродного брата Али ибн Абу Талиба (р.а.). По их мнению, выросший в доме Пророка (с.г.в.) и являвшийся его родственником Али имеет больше прав стать их правителем, нежели Абу Бакр.

Впоследствии та часть верующих, которые выступили в поддержку Абу Бакра, стали именоваться суннитами, а те, кто поддержали Али – шиитами. Как известно, преемником Посланника Господа (с.г.в.) был выбран Абу Бакр, который стал первым в истории ислама праведным халифом.

Корни раскола

Разделение мусульманской уммы (общины) на две ветви произошло в 7 веке, после смерти пророка Мухаммеда. Между его сподвижниками возник спор о том, кто должен быть его приемником. Часть мусульман выступала за выборность халифов, другая же видела новым предводителем уммы зятя Мухаммеда, Али, а наследовать власть должны были исключительно его потомки.

Несогласные с этим ссылались на то, что ни в Коране, ни в Сунне о божественном предназначении Али и его потомства, а также об обоснованности их претензии на власть ничего не сказано. Шииты же утверждали, что священные книги подлежат толкованию: то, что в них записано, не обязательно воспринимать буквально.

Через 24 года после смерти Мухаммеда, в 656 году, Али стал халифом. Но правил он недолго: в государстве разразилась гражданская война, и в 661 году Али был убит в результате покушения.

После этого власть в халифате захватил правитель Сирии Муавия. Он заключил союз с сыном Али имамом Хусейном. Последнему не нравилось, что Муавия собирался передать власть своему сыну, что автоматически приводило к установлению наследственной монархии. Противостояние с потомками Муавии привело к убийству Хусейна и его сыновей в Кербеле.

Как отмечает профессор Американского университета в Вашингтоне, автор книги «Путешествие в ислам» Акбар Ахмед, шииты признали Хусейна мучеником за веру, а город Кербела, где его убили, стал для них священным.

После этого раскол между мусульманами оформился окончательно. Приверженцы Али были названы «шиитами» (с арабского – «последователи Али»), а их оппоненты – «суннитами» (сторонники догматического подхода).

Чем еще отличаются сунниты и шииты

Сунниты и шииты имеют и другие отличия, но они имеют менее принципиальный характер. Так, например, шахада, которая является вербальным выражением первого столпа ислама («Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед — Пророк Аллаха»), у шиитов звучит несколько иначе: в конце этой фразы они добавляют «…и Али — друг Аллаха».

Существуют и другие различия между суннитской и шиитской ветвью ислама:

  • Сунниты почитают исключительно пророка Мухаммеда, а шииты, кроме этого, славят и его двоюродного брата Али. Сунниты почитают весь текст сунны (их второе название «люди сунны»), а шииты только ее часть, которая касается Пророка и членов его семьи. Сунниты считают, что точное следование сунне – это одна из главных обязанностей мусульманина. В этом отношении их можно назвать догматиками: у талибов в Афганистане строго регламентируются даже детали внешнего вида человека и его поведение.
  • Если крупнейшие праздники мусульман – Ураза-байрам и Курбан-байрам – отмечаются обеими ветвями ислама одинаково, то традиция празднования дня Ашура у суннитов и шиитов имеет значительное отличие. Для шиитов этот день является поминальным.
  • Сунниты и шииты по-разному относятся к такой норме ислама, как временный брак. Последние считают это нормальным явлением и не ограничивают количество подобных браков. Сунниты считают такой институт незаконным, так как сам Мухаммед отменил его.
  • Есть отличия в местах традиционного паломничества: сунниты посещают Мекку и Медину в Саудовской Аравии, а шииты – иракские Эн-Наджаф или Кербелу.
  • Сунниты должны совершать пять намазов (молитв) в день, а шииты могут ограничиться тремя.

Однако главным, в чем отличаются эти два направления ислама, является способ избрания власти и отношение к ней. У суннитов имам – это просто духовное лицо, которое главенствует в мечети. Совсем другое отношение к этому вопросу у шиитов. Глава шиитов — имам – это духовный лидер, который управляет не только вопросами веры, но и политики. Он как бы стоит над государственными структурами. Причем имам должен происходить из рода пророка Мухаммеда.

Типичным примером такой формы управления является сегодняшний Иран. Глава шиитов Ирана – рахбар – находится выше, чем президент или глава национального парламента. Он полностью определяет политику государства.

Сунниты вовсе не верят в непогрешимость людей, а шииты считают, что их имамы полностью безгрешны.

Шииты верят в двенадцать праведных имамов (потомков Али), судьба последнего из которых (его звали Мухаммад аль-Махди) неизвестна. Он просто бесследно исчез в конце IX столетия. Шииты верят, что аль-Махди вернется к людям в канун Страшного суда, чтобы навести порядок в мире.

Сунниты верят, что после смерти душа человека может встретиться с Богом, а шииты считают такую встречу невозможной как в земной жизни человека, так и после нее. Связь с Богом можно поддерживать только через имама.

Также следует отметить, что шииты практикуют принцип «такия», это означает благочестивое скрывание своей веры.

Юридические школы

Великая мечеть Кайруан (также называемый Oqba Ибн Нафи мечеть), основанный в 670 году , является колыбелью суннитского ислама в мусульманском Западе , и это был учебный центр для первых поколений мусульманских ученых в этой области. Расположенный в Кайруан в Тунисе , он был также, с IX — го  века, репутация является одним из наиболее важных образовательных центров Малики юриспруденции.

Четыре школы права ( мазхаб ) разошлись по вопросам юриспруденции, но единодушны в основах веры ( Акида ), а именно в Коране и Сунне Мухаммеда в соответствии с пониманием его сподвижников . Эти два источника имеют фундаментальное значение только для суннитов.

Четыре школы признают друг друга действительными и истинными, и различия между ними относительно невелики.

Ханафи школы из Абу Ханифа Аль-Нуман ибн Сабит  : он является самым старым и самым распространенным из школ, созданных , когда религиозные времени, современники пророка, решили переехать в Куфе в Ираке. Это наиболее открытая школа с точки зрения вычетов, поскольку она настаивает на свободе мнений, личных суждений и поиске наилучшего решения (на индивидуальной основе, в зависимости от удобства момента и справедливости). Следовательно, по крайней мере на начальном этапе, есть определенное пространство для интерпретационного маневра

Обряд подчеркивает важность текстов и традиций. Постепенно эта школа потеряет способность к инновациям, и понятие иджтихад (интерпретация) уступит место понятию таклид (подражание, традиция)

Ханафитская школа распространена в основном среди турецкого , индо-пакистанского , афганского и китайского народов и Леванта (Сирия и Ливан).

Malikite школа была основана Малика ибн Анаса , основывая правовую теорию на Medina обычаи в то время , когда Мухаммед жил там. Он существенно отличается от трех других школ источниками, которые используются для определения прецедентного права. В то время как четыре школы используют Коран, сунну, а также иджму (консенсус экспертов) и аналогии ( кийас ), в маликизме также используются практики жителей Медины ( Амаль ахл аль-медина ) времен Мухаммеда как источники юриспруденции ( фикх ). Это важное место, отведенное обычаям, способствовало принятию народных обычаев, отвергнутых другими течениями. Интерпретация ( иджтихад ), рекомендуется первый есть (некоторые правоведы) закрыла X — го  века. Школа в основном распространена в Северной Африке и Западной Африке, а также в меньшинстве в Сирии и Объединенных Арабских Эмиратах . Значительное маликитское меньшинство также присутствует в священных городах Мекки (откуда происходит знаменитый имам Мухаммад ибн ‘Алави аль-Малики аль-Макки ) и Медине. Мусульманская Испания ( Аль-Андалус ) была оплотом маликского суннизма. Однако он по-прежнему присутствует на Западе, особенно в Западной Европе и США.

Chafeite школа из Мухаммада ABU Абдаллах бен Идрис ас-šāfi`ī , потомок племени курайшитов, из которого Мухаммад также приходит, представляет собой компромисс между двумя предыдущими школами. Эта школа ценит сунну как источник закона и настаивает на консенсусе всего сообщества, но точка зрения ученых побеждает, тем самым отвергая личное мнение. Особенно широко он распространен в Египте , Аравии , Йемене , Кувейте , Индонезии , Малайзии , Вьетнаме , Филиппинах и Таиланде .
Школа Ханбали вдохновлена ​​имамом Ахмадом ибн Ханбалом (умер в 855 г.). Это по преимуществу считается традиционалистской школой. На большинстве жителей Аравийского полуострова, в частности в Саудовской Аравии , школа ханбалитов оказывала и продолжает оказывать важное интеллектуальное влияние.

Для развития мусульманского права сунниты соглашаются с четырьмя источниками права: Коран , книга, открытая пророку ислама Мухаммеду; в хадисах (формирование Сунны ), которые уточняют и дополняют Коран; затем консенсус мусульманских юристов и, наконец, аналогичные правовые рассуждения ( кийас ).

Основные различия между суннитами и шиитами

Несмотря на длительную историю раскола, основных отличий между суннитами и шиитами не так много.

Характеристика Сунниты Шииты
Отношение к имаму Руководитель мечети, религиозный деятель и представитель духовенства. Уважения заслуживает лишь добившийся этого имам Является посредником между Аллахом и человеком. Высказывания имамов столь же важны наряду с Кораном и Сунной
Наследники Мухаммеда Четыре «праведных халифа» Али и его наследники, т. е. потомки Мухаммеда
Ашура и Шахсей-вахсей Пост в день Ашуры в дань памяти Мусе, спасшемуся от войск фараона 10-дневный траур по имаму Хусейну. В Ашуру некоторые шииты участвуют в шествии в ходе которого избивают себя цепями. Самобичевание с кровопусканием считается почётным и праведным
Сунна Изучают весь текст Сунны Изучают текст Сунны, касающийся описания жизни Мухаммеда и членов его семьи
Особенности намаза Совершается 5 раз в сутки (по 5 молитв в ходе одного намаза) Совершается 3 раза в сутки (также по 5 молитв)
Пять основных столпов Благотворительность, вера,  молитва, паломничество, пост Божественное правосудие, божественное лидерство, вера в пророков, вера в судный день, монотеизм
Развод Не признают временного супружества, развод с момента его провозглашения супругом Признают временные браки, не признают, что момент развода с его провозглашения супругом

Военные действия между течениями

Война суннитов и шиитов долгое время сдерживалась. Да, были многочисленные столкновения, однако это никогда не выливалось в большую резню мирного населения, с большим количеством жертв. Долгое время эти два течения мирно уживались друг с другом. Новый всплеск нетерпимости начался в 1979 году, когда произошла Исламская революция в Иране.

С тех пор войной разных направлений в исламе заняты многие страны, где жителями являются мусульмане. К примеру, в Сирии противостояние длится уже долгое время. Все начиналось как борьба между действующим правительством и оппозиционерами, а переросло в кровавый конфликт между суннитами и шиитами. Так как в Сирии больше мусульман первого течения, а правительство было из второго, то совсем скоро это стало иметь большое значение. Помимо того, правящую верхушку данного государства поддерживает Иран, шииты в котором являются большинством.

Также следует сказать и о Пакистане, где в последнее время религиозная вражда направлена практически на всех иных представителей религиозных течений. Радикальным силам в стране не по вкусу не только пакистанские шииты, но и христиане, и другие конфессии, которые представлены в этом государстве. Ведь само оно было образовано для всех мусульман (считая и меньшинства, которые проживали на тот момент на территории).

Следует отметить и непрекращающийся конфликт на территории Ирака. Только в 2013 году в государстве погибло больше шести миллионов мирных жителей. Считается, что это самая большая цифра за последние пять лет. Еще нужно сказать о войне в Йемене, где значительная часть населения — шииты.

Как видно, в конфликте находится очень большое количество территорий и стран. Однако действительно ли все так просто? На самом ли деле это естественный ход событий? Возможно, это кому-то выгодно? Ведь война всегда – это чьи-то интересы, причем, не всегда государственные. Зачастую конфликт нужен тогда, когда всплывают меркантильные желания власть имущих. Ведь до сих пор все войны на востоке не урегулированы, продолжаются столкновения с радикальными группировками, в странах имеется большое количество оружия, которое широко применяется.

Такыйя – сокрытие своих истинных убеждений

 
По мнению ученых-суннитов, мусульманину разрешается скрыть свою веру (и даже назвать себя немусульманином), только если его жизни угрожает реальная опасность. Однако, по мнению ученых-шиитов, человек может скрыть свои убеждения во многих случаях – если ему это по какой-то причине выгодно или удобно.
 
В частности, по этой причине, шииты в обществе суннитов могут не признаваться, что действительно разделяют вышеперечисленные убеждения (отрицать веру в искаженность Корана и уверять, что они любят всех сподвижников).
 
7. Также шииты известны своими траурными церемониями, которые они проводят в день Ашура, когда, по преданию, был убит имам Хусейн (да будет доволен им Аллах), внук Пророка (мир ему и благословение). В этот день, чтобы показать свою скорбь, многие шииты наносят себе ранения и увечья. Подобные вещи исламские ученые также осуждают, считая это фанатизмом и крайностями.

***
 
Дискуссии с шиитами по вопросам их убеждений вести сложно, поскольку аяты Корана они толкуют по-своему, в свете своих убеждений, а сборники хадисов, признанные в суннитском мире (к примеру, т.н. Кутуб Ситта – шесть сборников хадисов) не признают, поскольку они были переданы сподвижниками, которые, по их мнению, не заслуживают доверия. Они имеют свои сборники хадисов (многие из которых, нужно отметить, сфабрикованные и ложные).
 
По мнению многих ученых-суннитов, людей, разделяющих подобные убеждения, нельзя назвать верующими. Однако, нужно иметь в виду, что многие простые люди, которые в наше время называют себя шиитами, часто просто следуют за своими предками. Многие из них не имеют понятия о большинстве вышеперечисленных убеждений. Так что говорить конкретно о каждом шиите – кем он является, верующим или заблудшим, нельзя, нужно разбирать каждый случай отдельно.
 
А Аллах знает лучше.
 

Течения суннитского ислама

Наряду с религиозно-правовыми школами в исламе различают также исламские течения, которых насчитывается несколько десятков. Расхождения между этими течениями заключаются в ряде религиозных вопросов.

Суфизм

Одно из течений суннитского ислама, суть которого заключается в том, что в центре этого учения находятся призыв к тому, чтобы человек очистил для Всевышнего Аллаха свое сердце. Суфизм основывается на концепции, которая предписывает человеку стремиться достичь связи с Аллахом. По суфизму, это достижимо посредством тарикатов и орденов, сформированных и возглавляемых лидерами, которые представляют собой духовных преемников учителей древности.

В традиционной религии ислам суфизм доминирует в ряде стран, но существуют и страны, где отношение к суфизму остается неоднозначным, поскольку оппоненты этого течения говорят о том, что суфизм искажает ислам в определенных вопросах посредством традиций индуизма и христианства. По мнению оппонентов суфизма, некоторые практики суфизма вступают в противоречие с исламом – чрезмерное почитание почивших предков, возведение покойникам мавзолеев, экстатические пляски представителей суфизма. Критике подвергается и основополагающая концепция суфизма, суть которой сводится к тому, что суфий растворяется в Боге.

Большое количество людей в мире причисляют себя к суфизму, применяя те практики, которые приведены выше. А поскольку в своей практике они используют и те методы, которые вызывают критику, отклоняясь от ислама истинного, критика переходит и на весь суфизм, хотя различия между суфийскими организациями, орденами и тарикатами могут быть весьма существенными.

Салафия

Салафия – это еще одно исламское религиозное течение или направление, и его название в переводе с арабского языка на русский означает «предки» или «предшественники». В этом исламском течении нашли точку соприкосновения многие мусульманские деятели, которые придерживались того варианта веры, который преобладал во времена первой мусульманской религиозной общины, и на разных исторических этапах развития ислама призывали к этому своих последователей.

Салафия предполагает, что ориентироваться мусульмане должны на праведных мусульман, которые стояли у истоков ислама, а все то, что впоследствии было введено в ислам, салафиты считают ересью (бида). По мнению салафитов, бида:

  • трактовка священной Книги Аллаха Коран с точки зрения символико-аллегорического метода;
  • нововведения, привнесенные в религию ислам после контакта исламской цивилизации с западным миром.

К числу известных салафитов относят таких ученых-богословов ислама, как Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, , а также других богословов. В литературе Запада для обозначения салафии и ее идеологии используются преимущественно такие термины, как «фундаментализм», «возрожденчество» и «традиционализм».

Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб считал, что настоящий ислам исповедовали первые три поколения мусульман, которые являлись последователями Пророка Мухаммада ﷺ. Это объясняло то, что Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб был противником нововведений, вошедших в более поздние исторические периоды в мусульманскую религию.

Салафиты, а именно последователи Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба оказали серьезное влияние на то, как закончилась освободительная война против Турции на территории нынешней Саудовской Аравии. Движение салафитов было признано основателем Саудовской Аравии принцем, а в последствии первым королем саудитов Абдуль-Азизом ибн Саудом.

Суннизм

Суннизм, одно из основных направлений ислама. Считается ортодоксальным,
«правоверным». Последователи суннизма называют себя «ахль ас-Сунна» (людьми
Сунны), продолжающими деяния и традиции пророка Мухаммеда. Считается, что
суннитом является тот, кто признаёт первых четырёх халифов — Абу Бакра, Омара,
Османа и Али, достоверность канонических сборников хадисов (преданий о Мухаммеде
и его сподвижниках, которые вначале передавались изустно и были записаны в
VIII—IX вв.; всего существует шесть общепризнанных суннитами и наиболее
авторитетных сборников хадисов, составленных аль-Бухари, Муслимом, Абу Даудом,
ат-Тирмези, ан-Насаи и Ибн Маджа), которые являются основой всей религиозной и
общественной деятельности, и следует ритуальным, бытовым и социальным правилам в
соответствии с одной из религиозно-правовых школ.

Как направление суннизм выделился уже в первом столетии существования ислама
в результате борьбы за власть между сторонниками и родственниками пророка
Мухаммеда — родными убитого третьего халифа Османа (644—656) из мекканского рода
Омейя и сторонниками четвёртого халифа Али (656—661), двоюродного брата и зятя
пророка Мухаммеда. Последователи Али отстаивали особое право его потомков —
Алидов на власть, на имамат — посредничество между Богом и людьми, духовное и
политическое руководство общиной и образовали другое направление в исламе —
шиизм.

Верховным главой «общины верующих», обладающим духовной и светской властью,
сунниты признавали халифа как преемника пророка Мухаммеда. С X в. халиф
превратился в мусульманского первосвященника, почти совершенно утратив
политическую власть.

Развитие мусульманского общества потребовало разработки правоведения — фикха.
Его основами последователи суннизма признают Коран, Сунну, иджму и кыяс. Иджма
предусматривает согласное мнение богословов — законоведов по отдельным
религиозным, правовым и бытовым вопросам, не затронутым в Коране или Сунне, и
выражает мнение всей мусульманской общины суннитов; кыяс означает суждение о
непредусмотренных Кораном и Сунной положениях по аналогии с предусмотренными
положениями.

На основе Корана и Сунны правоведами-факихами был разработан кодекс
мусульманского права — шариат (конец VIII — начало IX вв.). Сунниты разделились
на последователей четырёх правоверных мазхабов (юридических школ) — ханафитов,
маликитов, шафиитов и ханбалитов. Основатели этих мазхабов, существующих до
настоящего времени, — Абу Ханифа (около 699 — 767), Малик ибн Анас
(708/715—795), аш-Шафии (767—820) и Ибн Ханбаль (780—855) были признаны
непререкаемыми авторитетами, применявшими «иджтихад» — самостоятельное, не
зависимое от других толкование религиозного права. После них двери «иджтихада»
были закрыты и применение мусульманского права к новым общественным и
политическим явлениям стало производиться при помощи «фетв» — заключений высших
авторитетных духовных лиц, сделанных на основе Корана, Сунны, шариата и ранее
изданных «фетв».

В суннизме имеют большое значение религиозные праздники и обряды, связанные с
их проведением. Наиболее важными праздниками являются: «ид аль-адха» — праздник
жертвоприношения (10 числа месяца зу-ль-хиджжа), «ид аль-фитр» — праздник
разговения (1—2 числа месяца шавваль), «маулид ан-наби» — день рождения пророка
(12 числа месяца раби аль-авваль), «мирадж» — ночь чудесного вознесения пророка
на небеса (27 числа месяца раджаб), «лайлат аль-кадр» — ночь предопределения (27
числа месяца рамадан). Во многих мусульманских странах эти праздники отмечаются
на государственном уровне. Кроме того, суннизм (особенно ханафитская школа)
терпимо относится к местным традициям и обычаям — адату, урфу, кануну, которые
регулировали общественные отношения у племён и народностей и были по возможности
согласованы с шариатом и приравнены к нему.

Суннитами является большинство мусульман стран Африки и большей части Азии
(кроме Ирана, Ирака, Бахрейна, Омана, Ливана, Азербайджана). Всего, по
приблизительным подсчётам, суннизма придерживается 83% всех мусульман.

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 835-836.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.