Описание флага казахстана и что он означает, изображения и цвета, кто автор

Алан-э-Дейл       29.06.2022 г.

Ритуальное значение

Кадры из документального фильма «Декоративно-Прикладное Искусство Казахов – вышивка и орнамент» 

Вот что пишет, к примеру, А.П.Таженова в своей статье «Истоки казахского народного орнамента» (Казахстанско-Российский университет, Астана):

«Орнамент в древности имел ритуальное значение. Например, у казахов были бронзовые и серебряные талисманы с солярными кругами символами солнца, луны, неба, которым они поклонялись. Орнаментированный талисман был знаком магии, символом счастья и благополучия, окружением религиозных представлений. Практически все орнаментальные узоры «читались» в свое время совершенно определенным образом. В вышивке мастерицы выкладывали какой-то определенный смысл. Например, у казахов существовал такой обычай: девушка, вышедшая замуж, через некоторое время после свадьбы присылала своим родственникам подарки. И это был не просто подарок, а «весточка» о том, как живет молодая невеста. Если вышит был высокий и худой человек, а рядом с ним полный и маленький, то это означало, что живет девушка плохо. Если же на подарке изображался клюв птицы, то родители знали, что девушка живет в чужом доме как вольная птица. И после этого радостного известия родители невесты устраивали той.

Кадр из документального фильма «Декоративно-Прикладное Искусство Казахов – вышивка и орнамент» 

Если одежда украшалась орнаментом «туетабан» (верблюжий след), то это означало, что одежда сшита для дальней дороги; если человек желал кому-то счастья, свободы и незави­симости, то дарил вещь со знаками «кусмурын» (птичий клюв), «кусканат» (птичье крыло). Девушки и теперь носят «кусмурын жузик» или «шынжырлы блезик» – брасле­ты на цепочке, где одно кольцо – это «птичий клюв», другое – «птичье крыло». Древние считали одежду индивидуальным домом для тела, которая могла защитить их от воздействия таинственного и опасного мира. Орнаментами в защитных целях украшались самые «уязвимые» участки одежды – отверстия, т.е. горловина, низ изделия и низ рукавов, а также места соединения отдельных полотнищ тканей, швы особенно тщательно и богато украшались».

«Орнамент, расположенный над пологом двери юрты, благословлял: «Пусть никогда не угаснет огонь в этом доме!». Детали убранства лошади украшались орнаментами, которые, как считалось у степного народа, принесут удачи всаднику, быстроту и неутомимость коню. Имели смысловое значение и материалы, используемые для орнаментальных украшений: для выражения богатства и святости применяли золото или янтарь; красный коралл олицетворял радость, жемчуг или серебро — честность и правдивость, бирюза — верность и вечность, прозрачный топаз — чистоту» (Джанибеков У., «Эхо веков», – Алматы: Өнер, 1991г.).

Сходство с другими культурами Центральной Азии

Сходство казахского орнамента не ограничивается только с собратьями из Центральной Азии. Значительное влияние на культуру казахских племен оказывала культура соседних народов, особен­но Поволжья и Сибири. Узоры, характерные для орнамента казахов, киргизов, каракалпаков, украшают и находки из курганов Древнего Алтая и Кавказа. Также это сходство встречаются у азербайджанцев, осетин и аланов, башкир, болгар, кумыков, ногайцев, татар, украинцев и десятков других народов. А некоторые из них, как мы отмечали выше, тянутся в еще большую глубь веков. И объясняется это предельно просто – ведь в древности не было границ между степью и остальным миром.


Осетинский орнамент

Государственные символы

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГРЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в центре солнца с лучами, под которым – парящий орел. У древка – национальный орнамент в виде вертикальной полосы. Изображение солнца, его лучей, орла и национального орнамента – цвета золота. Соотношение ширины Флага к его длине – 1:2.

Голубая одноцветность Государственного флага Республики Казахстан отражает не только приверженность идее единения, но и напоминает о безоблачном небе, которое всегда и у всех было олицетворением мира, спокойствия и благополучия.

На языке геральдики голубой цвет, его оттенки соответствуют таким человеческим качествам, как честность, верность, надежда. Золотое солнце, купающееся в своих лучах, олицетворяет покой и богатство, а степной орел щедрость и зоркость, высоту помыслов казахстанцев.

Авторoм Государственного флага Республики Казахстан является художник Шакен Ниязбеков.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБРЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Государственный Герб Республики Казахстан имеет форму круга и представляет собой изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры).

Справа и слева от шанырака расположены изображения мифических крылатых коней. В верхней части расположена объемная пятиконечная звезда, а в нижней части – надпись «Qazaqstan». Изображение звезды, шанырака, уыков, мифических крылатых коней, а также надписи «Qazaqstan» – цвета золота.

В основе Государственного герба Республики Казахстан лежит шанырак. Он стал сердцем герба.

Это очаг, целостность мира, символ первоосновы государства семьи.

Крылатый тулпар – образ бессмертия, бесконечное развитие и духовное богатство народов, проживающих в Казахстане под одним шаныраком. Тулпар – символ сохранения строя суверенного Казахстана. Крылатый тулпар – это полет, мечта, молодое поколение, с которым всегда связаны надежды.

Пятиконечная звездочка венчает герб. У каждого человека есть своя, путеводная звезда. Такая звезда должна быть и у государства.

Авторами Государственного герба Республики Казахстан являются архитекторы Шота Уалиханов и Жандарбек Малибеков.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМНРЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Слова – Жумекена Нажимеденова и Нурсултана Назарбаева, музыка – Шамши Калдаякова

Алтын күн аспаны, Алтын дән даласы, Ерліктің дастаны, Еліме қарашы!

Ежелден ер деген, Даңқымыз шықты ғой. Намысын бермеген, Қазағым мықты ғой!

Қайырмасы:

Менің елім, менің елім, Гүлің болып егілемін, Жырың болып төгілемін, елім! Туған жерім менің – Қазақстаным!

Ұрпаққа жол ашқан, Кең байтақ жерім бар. Бірлігі жарасқан, Тәуелсіз елім бар.

Қарсы алған уақытты, Мәңгілік досындай. Біздің ел бақытты, Біздің ел осындай!

Қайырмасы:

Your browser does not support HTML5 audio, but you can still
download the hymn.

Символы Казахстана: Флаг, герб и гимн

На иллюстрации с сайта казахского президента: Флаг современного Казахстана.
Развернуть текст

Флаг Казахстана

Официальное описание флага Казахстана звучит следующим образом (цитата по сайту посольства Казахстана в России):

 «Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в центре его солнца с 32-мя лучами, под которыми — парящий степной орел. У древка — вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображения солнца, лучей, орла и орнамента — цвета золота. Отношение ширины флага к его длине: 1:2».

«Главным элементом государственного флага является его светло-голубой цвет. Силуэт солнца является символом жизни, а по закону геральдики — символом богатства и изобилия. Силуэт орла возник от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации. Еще одним элементом, дающим новизну и неповторимость флагу, является параллельная его древку полоса, состоящая из национального орнамента «бараньи рога».

Герб Казахстана

Официальное описание (цитата по сайту посольства Казахстана в России):

«Государственный герб Республики Казахстан представляет собой изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры) в обрамлении крыльев мифических коней.

В нижней части герба — надпись «Казакстан». Государственный герб Республики Казахстан — двух цветов: золотого и сине-голубого».

И снова трактовка символики из полуофициальной брошюры «Казахстан. Туристический путеводитель» — издание выпущено по заказу Министерства туризма и спорта РК в 2008 г издательством «Деловой мир» в Астане:

«Государственный герб Казахстана имеет форму круга. Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею герба, является шанырак — круговое навершие купола юрты, символизирующий семейное благополучие, мир, спокойствие.

Купольные жерди — уык, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству герба, напоминают лучи солнца — источник жизни и тепла.

Следующей составной частью композиционной структуры герба являются золотокрылые тулпары.

Цветовая гамма герба — золотистая и голубая, эти цвета олицетворяют светлое будущее и стремление к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты.

В центре герба находится пятиконечная звезда, символизирующая, что сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов».

На иллюстрации с сайта казахского президента: Герб Казахстана.
Развернуть текст

Символика

Несмотря на советское наследие герб Казахстана пропитан национальными символами и знаками, отражающими самобытную казахскую культуру. Основных значимых элементов три, каждый из которых детально прописан.

Элементы юрты

Шанырак — верхняя куполообразная часть казахской юрты, её свод здесь олицетворяет и отчий дом, и семейный очаг. Юрта почитаема у казахов, старая юрта не выбрасывается, а хранится как святыня. Шандарык для казаха – это олицетворение неба, связи с высшими силами, это модель мира кочевника, символ объединения, продолжения рода, непоколебимости. На гербе под этим понятием «дом» понимается Родина, Казахстан как общий дом всех казахов. Подобное изображение есть на флаге Киргизии, на гербе Кызыла.

Кроме шанарыка, на гербе изображены решётчатые складные стены юрты – кереге. От их прочности зависит прочность всего дома-государства. На гербе они тройные, крестообразные.

Уык – жерди, служащие опорой юрте, лучами расходятся от её свода. Их ровно 72 (нормальный пульс взрослого человека в минуту).

Босага – порог юрты. Это полотно в нижней части гербового круга с надписью «QAZAQSTAN». Это символ гостеприимства, добрых и чистых намерений казахов.

Два крылатых Тулпара

Изображение такого коня в зверином стиле можно увидеть на шлеме иссыкского Золотого человека, найденного при раскопках кургана. Крылатый конь у тюрков в сказаниях выступает как символ добра, существо Верхнего мира, обладающее способностью появляться и исчезать мгновенно, это союзник, друг, советчик, покровитель батыра. У кочевников-казахов конь — неизменный спутник, олицетворение храбрости, силы, быстроты, верности, преданности, красоты, совершенства, благородства, надежности. На гербе кони расположены по двум сторонам от шанырака, их крылья высоко подняты над ним. Здесь сказочные кони выступают как обереги, защитники Родины.

Крылатость коней подчеркивает стремление страны к развитию, мечты о прекрасном будущем республики. Рисунок пшеницы на крыльях знак материального благополучия страны и трудолюбия казахов.

Кони однорогие. Возможно, это отсылка к гербу Туркменистана (1882 г.), где изображён единорог. Рога у казахов символ защиты, воинской удачи, изобилия. Изображены рога в форме полумесяца из семи колец. Это символ рода, поклонение предкам, уважение и почитание старшего поколение, знание истории своего рода до седьмого колена.

Пятиконечная звезда

Самый спорный символ, поскольку многие усматривают здесь связь с пятиконечной советской красной звездой или религией. Однако первый президент республики, Н.А. Назарбаев, предложивший сохранить этот символ в таком виде, имел в виду путеводную звезду кочевого народа и собственный, независимый путь развития Казахстана. В целом звезда олицетворяет стремление к чему-то возвышенному, прекрасному и совершенному. Первоначально рассматривались варианты изображения на гербе трех звезд с полумесяцем, восьми-, семиконечной звезды, но в итоге от них отказались.

Круглая форма герба также символична. Это олицетворение мира, вечности, жизни, единения, замкнутости. Круг-колесо также символ кочевого образа жизни казахов.

Описание флага республики

Для нового знака Казахстана были выбраны следующие элементы:

  • Голубое полотнище – символ неба и воды, традиционный цвет тюркских народов;
  • Желтое солнце – знак, указывающий на благополучие Казахстана;
  • Орел золото цвета – указатель чистоты помыслов, символ свободы;
  • Золотой национальный орнамент – почитание древних корней граждан Казахстана.

Вертикальный и замысловатый орнамент у древка знамени на исконном языке народов Казахстана называется «кошкар-муйз», что в переводе означает «бараньи рога».

Вид золотого орла Казахстана, изображенного на полотне, можно отнести к беркутам, исконным птицам территорий государства. Орел здесь является олицетворением власти и прозорливости. Он трактуется, как суверенность данного государства, а так же, как стремление любого народа к свободе.

В тюркской культуре небо всегда символизировало Бога-отца, поэтому такой оттенок был выбран для национального флага. Так граждане Казахстана выказывают уважение своему небесному прародителю.

Республика Казахстан – преимущественно монокультурное государство. Поэтому ее символ имеет столь глубокие и традиционные корни. Использование казахского флага защищено законом страны, за неуважительное отношение к государственной символике можно оказаться в тюрьме или получить реальный и крупный денежный штраф. Граждане Казахстана гордятся своим флагом и вывешивают его на стенах всех государственных учреждений.

Отличие современного от первоначального варианта

Современный флаг почти идентичен первоначальной задумке автора. Единственный элемент, потребовавшей доработки, — полоска национального орнамента. Изменения коснулись:

  • Формы и начертания. Изначально орнамент был прерывистым, сейчас – сплошной.
  • Цвета. Первоначально орнамент был красным, который быстро изменили на золотой, поэтому трёхцветным казахский флаг был совсем недолго.

При этом комиссия пришла к решению не использовать шанырак (он уже был на гербе страны) и полумесяц (как религиозный символ).

Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана, принял активное участие в принятии современной символики Казахстана. В частности, он выделил вариант Ниязбекова, где использован голубой цвет как основа флага, а также предложил изменить форму и цвет орнамента, чтобы флаг не был аляпистым.

Действующий флаг Казахстана, появившейся более 25 лет, не утратил своей актуальности и сегодня, поскольку его символика выражает национальные идеи государства.

История

Современный герб Казахстана был отобран по итогам конкурса из 245 проектов. Любопытно, что авторами герба называются двух человек – Шот-Амана Уалиханова и Жандарбека Малибекова, которые создали похожие между собой работы не только по композиции, но и по идейному содержанию независимо друг от друга. Утверждён новый герб Казахстана 4 июня 1992 года.

Несмотря на то, что символы герба типично кавказские, его композиция во многом напоминает советскую символику. Схожесть в следующем:

  • Шанырак напоминает солнце, уыки – его лучи на советском гербе. Только на последнем изображалось восходящее солнце и располагалось оно не по центру эмблемы, а в нижней части.
  • На крыльях казахских лошадей рисунок пшеницы, тогда как на советском гербе по обеим сторонам – пшеничные колосья.
  • Пятиконечная звезда на современном казахском гербе изменила свое значение, но она сходна с советской звездой на гербах республик времен СССР.
  • Надпись с названием республики также свойственна советской символике.

В казахском гербе таким образом прослеживается преемственность символики, влияние советской геральдической традиции.

До распада СССР Казахстан был представлен типичным советскими эмблемами на основе государственного советского герба, например, герб Казахской ССР 1937-1992 г. отличался от последнего тем, что пролетарский девиз начертан традиционно на двух языках — русском и казахском, как и аббревиатура республики. Был небольшой период в истории республики (1939-1978 г.), когда использовался изменённый герб, где молот лежал поверх серпа, а звезда имела золотую кайму, но в итоге вернулись к первоначальному варианту, лишь приглушили красный цвет фона и уменьшили количество солнечных лучей.

Современный герб с 1992 г. пару раз также был изменён, но все эти изменения не коснулись его сущности, его композиции и элементов:

  • В 2008 г. и в 2014 г. – изменения затронули лишь геометрию и цвет герба.
  • В 2018 г. – в связи с переходом казахского языка на латиницу было изменено написание «ҚАЗАҚСТАН» на «QAZAQSTAN».

Изображение строго регламентировано стандартом, отступления от которого недопустимы.

Геральдические ошибки

Несмотря на прекрасную идею и её воплощение, создателям герба не удалось избежать грубых ошибок геральдического плана:

  • Наложение металла на металл.
  • Наличие надписи на гербе (наименование государства).

Вышеназванными ошибками грешат символы и других бывших советских республик, в частности Беларуси. Вопрос об их исправлении в Казахстане никогда не поднимался.

История

В истории становления казахского флага существует два важных этапа – советский и постсоветский. Точной информации о принятых флагах, которые использовались в Казахстане до XX столетия, нет.

Советский период

С 1917 по 1920 года на территории современного государства существовала самопровозглашенная парламентская республика. В качестве знамени выбрали полотно красного цвета с изображением желтого полумесяца и звезды.

В Средней Азии (1917-1918 гг.) была создана Туркестанская автономия, также являющаяся самопровозглашенной республикой. При большевиках позднее она прекратила свое существование. Полотно делилось на две равновеликие горизонтальные полосы красного и голубого цветов. По центру располагался турецкий белый полумесяц и такого же цвета звезда.

При большевиках некоторые земли современного Казахстана были частью Туркестанской АССР. Стяг в период с 1919 по 1921 года выглядел следующим образом: красное полотно, в верхнем углу которого располагалась аббревиатура АССР желтого цвета. Другие территории входили в состав Кыргызской АССР ( Казахской АССР). Позднее аббревиатура была выделена белой каймой.

Знамя Казахской ССР также имело красный оттенок, в верхней части находились серп и молот желтого оттенка. Немного ниже была надпись «Казахская ССР» (латинскими буквами и русскими). Спустя время символ видоизменили: теперь для написания букв использовалась кириллица. Серп и молот сместили к центру древкового края, сама надпись размещалась в центре верхнего края стяга.

Последним стягом советского периода Казахской ССР выбрали красное полотно, нижнюю часть которого занимала голубая горизонтальная линия. В верхнем углу размещались серп и молот, а также звезда с пятью вершинами желтого цвета.

Постсоветский период

Первым стягом Казахстана стало полотно, выбранное в качестве последнего стяга советского периода (с голубой горизонтальной полосой). Концепцию нового полотнища разработали в 1992 году. В стране объявили конкурс, по итогам которого победил художник Шакен Ниязбеков. Он предложил дизайн, который выглядел несколько иначе в момент утверждения, чем ныне действующий.

Современный вариант

Официальное утверждение национального символа произошло в 1992 году сразу после распада СССР. Фон прямоугольного полотна выбрали голубым. Пропорции сторон – 1:2. В левой части полотнища нарисован золотой орнамент. Центральную часть украшает золотое солнце. Чуть ниже – беркут аналогичного оттенка.

Самые знаковые символы и орнаменты казахов

В казахской традиционной культуре, по словам ее авторитетного знатока Узбекали Джанибековича Джанибекова, родоначальником орнаментального искусства принято считать широко распространенный в народном быту рогообразный орнамент зооморфного мотива. Самый распространённый его элемент это – қошқар мүйіз – бараньи рога, символизирующий кут* – жизненную силу,  благодать, достаток и благополучие. Далее идут его производные и модификацииқос мүйіз – парные рога, сыңар мүйіз – один рог. Или же такие мотивы, как қарға тұяқ – воронья лапка, аша тұяқ – раздвоенное копыто, құсмұрын – птичий клюв, құсқанат – птичье крыло, уходят в глубины сакского времени, базируясь на многочисленных сюжетах яркого искусства «звериного» стиля».

То есть, по сути, из одного спиралеобразного элемента муйз-завитка возникал целый космос орнаментов в самых разных его вариациях – это просто фантастика!

Жержастык (палас) 46х90. Орнамент «Кошкар Муйиз» нанесен шнуровыми нитями по войлочной основе. ГМИК

«Самые древние изображения бараньих рогов сохранилось на керамике андроновской (II тыс до н.э.) и бегазы-дандыбаевской (I тыс. до н.э.) культур скифо-сакского времени VII-III в.в. до н.э.) племенных союзов (Вишневская О.А., Итира М.И. Ранние саки Приаралья. «Проблемы скифской археологии» М.1071, с.104). К.А. Акишев, описывая комплекс Бугулы II, констатирует: «Один из найденных горшков по всему тулову был орнаментирован роговидным штампом, напоминающим элементы казахского «рогового орнамента» «кошкар мюиз». Археологические находки на территории Казахстана, Южной Сибири, Приуралья, говорят о сходности элементов культуры, в том числе и орнамента у древних племен, населявших эти районы во II и I тысячелетиях до н.э.” «Таким образом, ― как заключает С.П.Толстов и М.И.Итина, ― единый облик культуры, населявших степи Казахстана (включая Восточное Приаралье), Алтай и Южное Приуралье  может быть  связан со сходной для всех них основой― андроновской культурой» (С.П.Толстов, М.И.Итина. Саки низовьев Сырдарьи.)» (3)

Но не все наши археологи придерживаются этой точки зрения, которая прибавляет «заказной» древности казахской культуре, сложившейся как единая нация гораздо позднее.

*Кут  — душа-«двойник» человека по представлениям тюркских народов, «жизненный эмбрион», даруемый свыше Богом, сгусток энергии, некое семя жизни, счастье, благодать, харизма. (Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии).

1 страница устного журнала

«Государственный флаг Республики Казахстан»

Учитель: Слово «флаг» голландского происхождения и означает «корабельное знамя». Флаг это один из символов государства. Есть флаги и знамена корабельные, заводские, институтские, знамена спортивных команд, знамена воинских частей. С каких же пор пошел обычай поднимать и чтить флаг?

Ученик: Впервые знамена появились, пожалуй, у древних кочевых племен — скифов, только знамена были надувные. Это был длинный мешок, который формой напоминал дракона — с пастью, ногами и хвостом в виде рукавов. На ветру он надувался и должен был пугать врагов.

Учитель: Как мы с вами видим происхождение флага военное. В Средневековье собственное знамя было у каждого рыцаря, не говоря о графах, герцогах и королях. Цвет у знамени был самый различный.

Современные государственные флаги чаще всего состоят из цветных полос, как правило, они прямоугольные, но есть исключения: у Швейцарии и Ватикана знамена квадратные, а у Непала… треугольные.

Ученик: «Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в его центре солнце с лучами, под которым парящий орел». Казахский народ с древних времен считал орла священной птицей. Образ орла в изображении Флага связан с пожеланием, чтобы независимый Казахстан парил высоко, жил вечно. У древка имеется вертикальная полоса с национальным орнаментом Казахстана. Автором Государственного флага является Шакен Онласынович Ниязбеков.

Ученик: В создании флага автор использовал небесно-голубой цвет, почитаемый многими народами с древних времен. Так, первый Тюркский каганат в VI веке почитал голубой цвет. У тюрков были широко распространены голубые шатры, а их предводители носили одежду голубого цвета. Народы Каганата назывались «голубыми тюрками». Это, видимо, означало также определение «небесные тюрки», «божественные тюрки». В связи с этим святое знамя предков «бq рiлi байрак» или флаг, называли еще «Кq к асаба» — «Поднебесным». Под этим знаменем они храбро сражались со своими врагами, отстаивали свои земли от набегов. Они смогли отстоять каждый метр земли, показывали чудеса храбрости и самоотверженности. Вместе с тем, они развили свою культуру, вошедшую в историю человечества, как культуру кочевников.

Ученик: Родиной пратюркского народа, его колыбелью является наша казахская земля. По утверждениям ученых, казахский народ сохранил многие качества, присущие тюркам. Эта особенность замечается и в языке казахов. В казахском языке есть слова и словосочетания: «когеру» — «голубеть» в значении процветать, «коктеу» — покрывать голубизной, в значении — обогащаться, обрастать. В голубом Государственном Флаге Республики Казахстан как бы соединились все понятия о процветании, счастье народа Казахстана, получившим свою независимость.

Ученик:

  • Смотрю на небо голубое:
    Там высоко парит орел,
    Восходит солнце золотое
    Над птицей, будто ореол.
    До боли мне знакомо это
    Видение сквозь пики гор,
    Осталось лишь добавить сбоку
    Национальный наш узор.
    Флаг, независимый и гордый,
    Народом государству дан,
    Пусть же всегда хранит свободу
    Наш суверенный Казахстан!

Всеобщее и уникальное

Орнамент и узор видятся как тождественные понятия; элемент – как простейшая орнаментальная фигура, не подвергаемая дальнейшему расчленению, мотив – устойчивое сочетание нескольких элементов вместе…»  – такое четкое определение дает автор научной работы «Казахский народный орнамент как этнографический источник» Анна Шевцова.

В казахских орнаментах существует универсальный для всех народов мира комплекс архетипических мотивов и символов, обозначающих стихии мироздания в виде круга, спирали и креста, связанных с культом солнца, земли и звезд, по своему переиначенных и адаптированных к своей культуре(1). И  в то же время, есть  неповторимые черты, присущие лишь нашему народу. Так, взаимопроникновение фона и узора, цветовое решение, основанное на принципе контрастов – это особенность казахского орнамента. Чаще всего его можно встретить в орнаментах сырмаков и тускиизов – шерстяных ковров, выполненных методом аппликации.

Инкрустированный сырмак мастерицы Н.Киясовой (Талды-Курганская обл.) 136х233, ГМИК (из книги М.Муканова «Казахская юрта»)

Символика

Символов на флаге немного, их три и все они обозначены золотым цветом. Это:

Солнце

Этот символ расположен в центре флага. Он тесно связан с небом, которому тюркские народы издавна поклонялись. Солнце – это источник тепла, света и жизни. Оно олицетворяет молодое государство, его энергию и открытость. Богатство, изобилие и благополучие страны подчёркивается через рисунок солнечных лучей – зёрен. Их 32. Подобная художественная деталь, тая в себе глубокий смысл, украшает данное изображение, делая его уникальным.

Орёл

Эта хищная птица считается священной у казахов. Орёл изображён под солнечным диском, который он несёт на своих крыльях. В геральдике этот образ используется часто, но в основном на гербах птица изображается в профиль и символизирует мощь и силу государства, тогда как здесь парящая птица, широко раскинувшая крылья, скорее поэтический образ, чем устрашающий. Значение его многозначно, это:

  • Сила, выносливость, прозорливость, бесстрашие.
  • Свобода, непокорность, мужество, достоинство, чистота помыслов.
  • Его полёт – олицетворение движения ввысь, развития, достижение поставленных целей.

Орнамент

Национальный орнамент в виде полосы выступает здесь как идентификационный знак. Рисунок узора относится к зооморфным и носит название «бараньи рога». Изначально узор на одежде символизировал благополучие скотовода. На флаге Казахстана орнамент означает в первую очередь богатство культуры Казахстана, его традиций и обычаев.

Цвета

Спокойный, мирный характер флага подчёркнут цветовым решением. Цвета флага глубоко символичны:

  • Голубой олицетворяет небо, бесконечность, символизирует чистоту помыслов. Этот цвет связан с понятиями «честность», «верность», «мир» и «спокойствие».
  • Золотой – символ богатства, достатка, процветания, жизни, благородства и гордости.

Единая цветовая гамма флага и герба указывает на единство государства.

Флаг Казахстана пропитан положительной символикой, лишённой агрессии. Это символ мирного, свободолюбивого народа, отличающегося гостеприимством, дружелюбием, чтящего свои корни, знающего историю своего рода, традиции и обычаи своей страны. Один из самых красивых, стильных флагов в мире, символика которого уникальна и неповторима, несмотря на частотность использования в геральдике его основных элементов.

Цветовая гамма

Два государственных символа Казахстана – флаг и герб – выполнены в единой цветовой гамме. Палитра немногочисленна и объединяет два цвета:

  • Голубой — символ мира, спокойствия, благополучия, чистоты намерений казахов. Это также символ бескрайнего кавказского неба.
  • Золотой — символ жизни, роста, развития, процветания.

При обсуждении на конкурсе проектов герба были категорически отвергнуты любые изображения, несущие агрессию, в частности, мечи, натянутая тетива лука и т.п. Герб Казахстана – миролюбивая эмблема, подчёркивающая культуру казахского народа и широту души, благородство, свободолюбие и гостеприимство казахов, которые сохраняют национальные традиции и обычаи в повседневной жизни. Он подчёркивает значимость исторических традиций и фольклорных мотивов путём их отражения в государственной символике.

Тайные знаки казахских орнаментов*

В казахских орнаментах, как и в народных мифах и сказках, таятся смыслы и знаки, идущие из глубины веков. Некоторые из них были утрачены, а иные, передаваясь от поколения к поколению, народными мастерами и мастерицами, дошли до нас в своем первозданном виде. Их предназначение не только в дословном переводе – «украшать» утварь, одежды и другие предметы народно-прикладного искусства. Изначально, совсем в недалекие времена, когда и наши предки обладали магическими знаниями, и жили в единении с природой, орнаменты служили им оберегами, были способны притягивать удачу и счастье своему хозяину.

Рассматривая сказочные орнаментальные мотивы, вышитые на тускиизах, вытканные на баскурах и клемах (коврах), вытесненные на коже, вырезанные на предметах домашнего обихода и выгравированные на культовых сооружениях и памятниках, мы чувствуем необычайную мощь и силу народного духа,  тепло мозолистых рук народных творцов мастеров-зергеров и вышивальных мастериц, творящих свой знакотканный мир.

*Орнаменты – (ornamentum – в переводе с латинского украшение, убранство, по-казахски – «oю-өрнек» – от слов “ою”  выкройка и “орнек” – узор)

Орнаменты ковров

«Казахские мастерицы издавна знали ткачество. Существует точка зрения, что истоки ворсового ткачества ведут к искусству «аборигенных народов Средней Азии» (парфянских племен, сарматов, аланов и др.). И хотя казахские ковры не стяжали себе такую славу, как, скажем, туркменские, почти каждая хозяйка имела навыки ткачества на горизонтальном ткацком станке ормек, а без различных бытовых предметов, изготовленных на нем, трудно представить себе казахский дом или юрту». Анна Шевцова

Опять же, по словам Узбекали Джанибекова:

«Ковроткачество в степи не было поставлено на производственную основу, работавшую на рынок. Но оно имеет свои давние традиции изготовления ковровых полос – алашы и баскуров, ковровых лент – тангыша, бау, домотканого сукна из верблюжьей шерсти  – шетпена, которые передавались из поколения в поколение».

Эту тему более детально развивает опять же Анна Шевцова:

«Можно выделить две волны, два основных направления заимствования: южно-казахстанское и западноказахстанское, т.е. узбекское и туркменское – соответственно. Об узбекском влиянии здесь говорится в некоторой степени условно, т.к. речь идет, прежде всего, об узбекских туркменах, большую роль в формировании которых сыграли огузы и средневековые туркмены. Казахи Кызылкума Присырдарьинских районов и Южного Казахстана издавна поддерживали тесные экономические и культурные связи с населением Нуратинского района, в том числе с узбеками-туркманами. Почти неотличимы от туркменских ковровых изделий западноказахстанские ковры (племя адай, иначе туркмены-нураты), что вполне объясняется особенностями этнической истории туркменского населения Мангышлака, «оказашенного» в XVIII-XIX вв. Факт заимствования подтверждается еще и тем, что казахские ворсовые ковры не имеют такого композиционного и орнаментального разнообразия, как туркменские. Но меньшая изощренность орнамента, меньшая плотность и тщательность исполнения, некое упрощение форм связаны не с меньшим мастерством, а с подвижным скотоводством как определенным типом хозяйственной деятельности, при котором у мастерицы не было возможности долго оставаться на одном месте (напомним, что самая опытная мастерица, ткавшая весь световой день целый месяц, способна изготовить 1 кв.м ворсового ковра)».

Баскуры (комбинированное кчество) – необычайной красоты и стилизации узорные ленты, стягивающие деревянный каркас юрты по нижнему краю купольных жердей.

Цветовое значение

Структура казахского ковра состояла из несложного обрамления  в виде каймы – корган, коршау (дословно – бордюр) с разделяющими  полосами су (дословно – вода), которые с четырех сторон, обрамляли центральное поле ковра көл (дословно –  озеро).

Это поле состояло из повторяющихся мотивов-розеток геометрического или растительного характера –  кумбез (купол), тобе (окружность), распространенных в присырдарьинских степях, на юге – табак (блюдце) и жулдыз (звезда) и т.д.

Кочевой образ жизни требовал иной подход к созданию ковров. Так появилось безворсовое ткачество. Их шили из отдельных полос – алаша. Ворсовые, наиболее трудоемкие, ковры появлялись на юге Казахстана и в Семиречье, где складывался оседлый и полуоседлый образ жизни. Их развитию способствовал Великий Шелковый Путь и более ранние коммуникации, через который происходили контакты с районами развитого ковроделия – Ирана и Восточного Туркестана. На это указывает наличие у казахов, как и у туркмен, ворсового ковра – калыклема.

Таким вот чудесным образом происходили взаимовлияния соседствующих культур друг на друга, пишет Узбекали Джанибеков.

Орнаментальное различие

Различие в орнаментальном декоре у казахов, как считают знатоки, определяется не по родовым, а по региональным признакам. Скажем, на севере, где Казахстан граничит с Россией, орнаменты были строже и лаконичней, там больше употреблялось сукно и ситцы, так как они завозились из России. В этом регионе предпочитали вышивку серебряным галуном и украшения с металлическими монетками. А на юге, на границе с Узбекистаном, где проходил когда-то Великий Шелковый Путь, популярны были шелка, атлас и бархат. Здесь из-за персидско-узбекского влияния излюбленным мотивом было шитье с золотой канителью.

Покрывало постели тосек жапкыш мастерицы второй половины XIX в. Т.Чонаевой (Талдыкурганская обл.). Шитье золотистыми нитями по черному бархату, 64х205, фрагмент. ГМИК.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.