Сколько весит двуручный меч: копаемся в истории. 5 самых известных двуручных мечей

Алан-э-Дейл       05.11.2022 г.

Экспериментальные данные

Несмотря на то, что вес доспехов при детальном изучении оказался почти в два раза меньше, чем предполагалось изначально, понятно, что перемещаться в таком облачении сложнее, чем без него. В одном из университетов Великобритании – в Лидсе – провели детальное исследование этого вопроса.

В ходе экспериментов на студентов-добровольцев надевали средневековые доспехи, в которых нужно было перемещаться по беговой дорожке. Все участники эксперимента были облеплены датчиками, которые считывали такие параметры, как объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, скорость пульса и сердцебиения, уровень артериального давления, расход энергии и пр.

На первом этапе участникам нужно было идти по беговой дорожке со средней скоростью в доспехах весом в 25 кг. Было установлено, что при этом затрачивалось в 2-2,3 раз больше калорий, чем у обычного пешехода, шествующего налегке. Во время второго этапа эксперимента добровольцы должны были бежать, и расход энергии повышался ещё в 1,9 раз при том же весе лат. Следует учитывать, что средневековые воины не обладали фигурой Арнольда Шварцнеггера, поскольку все описания указывают на то, что среднестатистический рыцарь был достаточно стройным и подтянутым. Да и сложно при таких нагрузках стать обрюзгшим или толстым мужчиной с лишним весом.

Воин в юбке

Начиная с XII века все сражения проходили исключительно верхом, но ближе к XVI веку ситуация начала меняться. Появились даже турниры для элиты, где феодалы могли сражаться между собой спешившись. На такие мероприятия собиралась вся знать, а победа в подобном соревновании нередко приносила победителю новые титулы и благосклонность правителей.

Именно в турнирном снаряжении впервые появляется бронированная юбка, созданная для защиты не столько ног, сколько паховой области. Кроме того, такая юбка считалась признаком выносливости, потому что после получения сокрушительного удара она не позволяла кататься от боли по земле.

Мечи времён династии Каролингов

Условно мечи славянских воинов по их внешним особенностям можно разделить на каролингские и романские. Первые из них появились на Руси в IX веке, то есть ещё в языческий период её истории, а вообще, подобная конструкция была разработана столетием ранее западно-европейскими оружейниками. В статье мечи этого типа представлены на 2-й и 3-й фотографии.

Название этого типа мечей объясняется тем, что они появились в Западной Европе на завершающем этапе эпохи Великого переселения народов, когда большинство входивших в неё государств были объединены под властью Карла Великого, ставшего основателем династии Каролингов. Их конструкция является усовершенствованной разработкой античных мечей, таких, например, как спата ─ клинковое оружие, имевшее распространение в Древнем Риме.

Кроме внешних особенностей мечей каролингского типа, которые хорошо видны на представленной в статье фотографии, их отличительной чертой была технология изготовления клинков, весьма передовая для того времени. Она обеспечивала повышенную твёрдость режущей кромки и в то же время предохраняла клинок от излишней хрупкости, которая могла привести к его поломке.

Достигалось это путём наваривания лезвий, выкованных из стали с высоким содержанием углерода, на сравнительно мягкую железную основу. Причём как сами лезвия, так и их основы изготавливались путём использования самых различных технологий, хранившихся обычно в секрете. Изготовление мечей подобного типа было весьма сложным процессом, что неизбежно отражалось на их стоимости. Поэтому они являлись атрибутами лишь богатых людей ─ князей и воевод.

Для основной же массы ратных людей существовала упрощённая, а следовательно, и удешевлённая конструкция каролингского меча. В ней отсутствовали наварные высокопрочные накладки, а весь клинок выковывался из простого железа, но при этом прошедшего цементацию ─ термическую обработку, позволявшую несколько повысить его прочность.

Как правило, мечи каролингского типа, независимо от того, изготавливались они для знати или для простых воинов, достигали в длину 95─100 см и весили от 1,5 до 2 кг. Более крупные образцы известны историкам, но они достаточно редки и делались, по всей видимости, на заказ. Рукояти мечей состояли из таких традиционных для подобных конструкций элементов, как стержень, навершие (утолщение на конце рукояти) и перекрестье. Их нетрудно рассмотреть на прилагаемой фотографии.

Латы

В средневековье производство лат представляло собой верх кузнечного мастерства. Кузнец, который специализировался на их производстве, был довольно богатым человеком. Весили такие доспехи от 10 до 30 кг. Они надёжно укрывали всё тело своего хозяина, доступ для колющего оружия оставался только в зонах подмышек и глаз, поэтому чтобы поразить воина, нужно было заколоть его в лицевую часть.

Изготовление лат требовало очень много времени. Каждый гарнитур выполнялся и подготавливался по индивидуальным размерам. Стоимость такого обмундирования была очень высокой: за один комплект могли расплатиться суммой, равной стоимости средней деревни. По этой причине позволить себе такое обмундирование могли средневековые рыцари только из богатых родов, для простолюдинов оно было недоступно. Учитывая, что ржавчина в скором времени поражала металл, обновлять гарнитур следовало не один раз.

Существовала определённая мода на оформление лат. Часто выполняли гравировку, добавочные элементы и украшения, которые хотя и влияли на вес всего гарнитура, но подчёркивали статус владельца. Иногда стремление к украшениям достигало небывалых высот.

Известна история английского феодала Джона де Фиарлеса, который в XV веке пожелал обзавестись доспехами, инкрустированными жемчугом и бриллиантовыми вставками. За эту роскошь он заплатил неслыханную по тем временам сумму – 1727 фунтов. Бургундские оружейники, выполняющие этот заказ, предупредили горе-модника, что практичность такого гарнитура будет под большим вопросом, но это не остановило Фиарлеса, решившего потешить своё самолюбие. Если эта история дошла до современных людей, то можно только представить, какой шум она вызвала в средневековые времена.

Мечи, выполненные на заказ

Как в частных собраниях, так и в коллекциях различных музеев мира нередко встречаются славянские мечи, выполненные на заказ и несущие в себе определённые отличительные особенности их владельцев. Один из таких мечей можно видеть на представленном выше фото. От прочих образцов древнего оружия их отличает отделка рукоятей, для которой широко использовались цветные, а также драгоценные металлы, эмаль и чернение.

Указывать на эфесе или клинке владельца меча было не принято, но особое значение придавалось изображению связанных с ним мифологических сцен и начертанию имён древних богов или тотемных животных. В соответствии с этим, мечи получали свои имена. Так, сегодня известны мечи, именуемые Василиском, Реувитом, Китоврасом, Индракой и многими другими именами представителей древнейшей мифологии.

Как видно, такой обычай имел под собой вполне конкретные основания. Обладателями мечей были воины, прославившиеся если не личной доблестью, то уж во всяком случае ратными подвигами своих дружин. Одно лишь упоминание их мечей должно было приводить в ужас возможных противников.

Кроме отделки оружия, о многом могли рассказать исследователям и его конструктивные особенности. Так, например, вес меча и его размеры обычно соответствовали физическим возможностям заказчика. Поэтому, отождествляя тот или иной экземпляр с конкретным историческим лицом, историки получали о нём дополнительную информацию.

Европейские мечи были тупыми

…и служили для забивания врагов, как дубиной.

Как водится, смотря с чем сравнивать. Но если коротко, европейские мечи были во много раз острее людей, рассказывающих об их тупизне.

Безусловно, клинок не затачивался до остроты бритвы или скальпеля — это ему не требовалось.

Тем не менее, остроты среднего меча было более чем достаточно, чтобы превратить целого человека в анатомическое пособие. Археологической науке известны экземпляры, дошедшие до нас через те самые 500-600 лет и сохранившие очень и очень приличную остроту лезвия.

Вероятнее всего, миф о тупизне средневековых мечей происходит от занятного факта: клинок был не в состоянии прорезать нормальный европейский доспех — латы, кольчугу,вот это всё». Но неэффективность меча против лат ещё не говорит о его тупизне — только лишь о том, что для пробиваниязащиты» рыцаря следовало использовать другое оружие…

На ту же тему Какой меч самый острый?

Другой причиной возникновения мифа о тупизне мечей может быть техника боя, по-английски именуемая half-sword или half-swording(приличного русскоязычного термина для неё не существует). Суть техники — удержание меча за клинок либо для нанесения мощных и точных колющих ударов(которые как раз отлично пробивают латы в сочленениях и других слабых местах), либо для использования его в качестве импровизированной булавы.

Казалось бы, раз держишь меч за острый клинок — должен в момент лишиться всех пальцев. Но нет, заточенное оружие можно держать за острие, использовать его в бою и притом не получить травм.

Для демонстрации этого приведём недлинный видеоролик, в котором вопрос half-swording разобран практически досконально:

Если совсем коротко: до тех пор, пока меч не совершает режущее движение, он безопасен даже для голой руки, не говоря уже о руке защищённой.

На ту же тему Колоть или рубить: что выбирали кавалеристы

Конечно, не стоит забывать о случаях, когда часть клинка, расположенную у рукояти, не затачивали вовсе, чтобы дополнительно обезопасить руки при half-swording или чтобы держать меч хватом, при котором указательный палец пересекает гарду и ложится на клинок. Капитан Очевидность спешит подсказать, что в таком случае незаточенной оставалась лишь малая часть клинка, тогда как остальная часть затачивалась обычным способом.

Как ковались мечи – церемония

Ковка японского меча

Прежде чем японский кузнец (катана-кадзи) приступал к делу, он совершал ритуальный акт очищения своего тела. Перед алтарём, который в каждой кузнице имел своё постоянное место, кузнец морально готовил себя к предстоящей работе, чтобы гарантировать успех предприятия.

В соответственные моменты изготовления меча он облачался в парадную одежду – кугэ, а сама мастерская после тщательной уборки обвешивалась симэ – ритуальными украшениями, сплетёнными из рисовой соломы. Пучки симэ являлись атрибутом синтоистских храмов и символизировали собой чистоту и безопасность.

Кузнечных дел мастера

Особого внимания заслуживают мастера, производившие в своих кузницах всё холодное оружие Древней Руси, от кинжала до меча. Известно, что их профессия считалась почётной, а те, кто специализировался на производстве мечей, были вообще окружены мистическим ореолом. Летопись сохранила для нас имя одного из таких умельцев ─ Людоты, ковавшего булатные мечи ещё в IX веке и весьма прославившегося их исключительным качеством.

В Древней Руси, а особенно в дохристианский период её истории, покровителем кузнецов считался языческий бог Сварог ─ хранитель неких сакральных знаний. Прежде чём приступить к ковке очередного меча, мастер обязательно совершал ему жертвоприношение и лишь после этого начинал работу. Жрецы при этом выполняли ряд магических действий, обращая тем самым обыденный труд ремесленника в некое таинство, за что и получали причитающийся гонорар.

Известно, что булатная сталь при всех её достоинствах очень капризна и сложна в обработке, поэтому от кузнеца требовалось особое умение и навык. Учитывая же её крайнюю дороговизну, понятно, что ковать булатные мечи могли лишь истинные мастера, составлявшие определённую, крайне замкнутую корпорацию.

Верный друг

Средневековые военные действия характеризовались меньшими скоростями по сравнению с теми, которые сопровождают эру технического прогресса после изобретения боевых транспортных средств. Но и тогда пешие сражения случались достаточно редко. Чаще всего армады воевали на лошадях. Боевые кони стоили очень дорого, так как к ним предъявлялись особые требования: они должны быть сильными, супер-выносливыми и очень мобильными. Жизнь рыцаря почти напрямую зависела от того, сумел ли выстоять в схватке конь, который должен был удержать вес седока и всего обмундирования – своего и человеческого.

Именно по этой причине в первую очередь противник стремился повергнуть лошадь, после этого исход битвы был предопределён. Поэтому уже в XV веке лошадей стали снаряжать в особые доспехи, которые стоили не дешевле человеческих и изготавливались также на заказ. Их стоимость была очень высокой и доходила до 45 единиц домашнего рогатого скота, а вес мог равняться 50-60 кг.

Облачённые в латы воин и его верный друг выглядели как живая скульптура, сверкающая на солнце. Не любое животное позволяло одевать на себя такие приспособления, а тем более, могло слушаться в них хозяина и беспрекословно подчиняться, поэтому их готовили к ратному делу на протяжении всей жизни. Несмотря на внушительную массу сбруи, боевые лошади могли даже переплывать реки и водоёмы с седоком на спине, облачённым в полное обмундирование. Верховую езду на животных в кольчугах и латах не просто было освоить и человеку, поэтому феодалы готовились к ней с юных лет, тренировались фехтовать и метать копьё, находясь в седле.

У каждого рыцаря было две лошади: боевой конь и обычный, на котором феодал мог преодолевать длительные переходы. Животное для боя вёл под уздцы слуга, а перед сражением на него взбирался воин в полном обмундировании и скакал навстречу врагу.

Сколько весил меч Александра Невского? Есть мнение что Пять пудов

Меч – главное орудие воина 13 века. А орудовать 82-килограммовым (1 пуд — чуть больше 16 кг) холодным оружием, мягко говоря, проблематично.

Считается, что самым тяжёлым в истории мира был меч Голиафа (царь Иудеи, воин огромного роста) – его масса составляла 7,2 кг. На гравюре ниже, легендарное оружие находится в руке Давида (это враг Голиафа).

Историческая справка: обычный меч весил около полутора килограммов. Мечи для турниров и других состязаний – до 3 кг. Парадное оружие, выполненное из чистого золота или серебра и украшенное самоцветами, могло достигать массы в 5 кг, однако на поле боя оно не применялось ввиду неудобства и большого веса.

Взгляните на картину ниже. Она изображает Великого Князя в парадной форме, соответственно и меч большего объёма — для парада, для придания величия!

Откуда же появились 5 пудов? Видимо историкам прошлых столетий (а особенно Средневековья) было свойственно приукрашивать действительные события, выставляя посредственные победы великими, обычных правителей – мудрыми, некрасивых князей – прекрасными.

Это продиктовано необходимостью: враги, узнав о доблести, мужестве и могучей силе князя, должны были отступить под натиском страха и такой мощи. Именно поэтому есть такое мнение, что меч Александра Невского «весил» не 1,5 кг, а целых 5 пудов.

Ножны для меча своими руками

Ножны — это своеобразный чехол для вашего оружия, из которого выглядывает оплетка рукояти. Делать их стоит из деревянных пластин с железным устьем и наконечником, которые скрепляются тонкими кожаными полосками.

В целом, создание меча своими руками — это достаточно трудоемкий процесс, однако результат обязательно порадует вас.

Главной движущей силой в развитии металлообработки и металлургии было изготовление оружия. Любой металл, открытый человеком, тут же приспосабливали под производство этих орудий, открывая и разрабатывая новые технологии. Эти изыскания привели к открытию железа, а позже и стали, причем качество последней постоянно старались улучшить.

Ковка меча и сегодня довольно непростой технологический процесс. Как его можно изготовить в своей мастерской и из каких материалов? А также что нужно знать об изготовлении мечей?

Первые мечи пытались ковать из бронзы, однако качество их было, мягко говоря, не очень, слишком мягкий материал использовался. Первые железные и стальные образцы так же были плохого качества, их приходилось выравнивать после нескольких ударов. Именно поэтому на первых порах главным оружием было копье с топором.

Все изменилось с изобретением нескольких новых технологий, например, послойной сварки и проковки, что давало прочную и, главное, пластичную полосу стали (харлужная сталь), из которой ковали мечи. Позже появились фосфоритные сорта металла, производство этого вида оружия стало дешеветь, а приемы их изготовления упрощаться.

С чего можно выковать меч сегодня? Многие специалисты рекомендуют использовать марку стали 65Г. Это рессорно-пружинный сорт металла, использующийся при производстве рессор, пружин амортизаторов, корпусов подшипников. Марка имеет в составе низкий процент углерода и дополнена такими легирующими элементами, как никель, хром, фосфор. Такая сталь имеет прекрасные показатели прочности, а, главное, она пружинистая, что не даст мечу изгибаться при нагрузке.

Выбирая материал для изготовления меча, изначально надо решить, как он будет использоваться

Если просто как декоративное украшение интерьера, то качество металла не столь важно. Для реконструкторских боев потребуется хорошая сталь, которую нужно будет дополнительно закалить

Также можно поискать элементы рессор от автомобилей или тракторов, которые производят из марок стали 55ХГР, 55С2ГФ и других подобных аналогов.

Для декоративных мечей можно просто приобрести прокат в виде прутка или полосы на ближайшей металлобазе. Однако, подбирая материал, стоит учесть, что при ковке будет утрачена часть объема, а, значит, размеры заготовки должны быть больше.

После приобретения стали нужно озаботиться наличием оборудования для ее обработки.

Клинок

Клинок — имеет, множества толкований объединенных общим посылом. Клинок это: 1)режущая часть холодного оружия или ножа (тол. словарь, Ушаков); 2) режущая и колющая часть холодного оружия (тол. словарь, Ожегов); 3) полоса, вообще стальная часть холодного, резучого оружия (кроме штыка) и ножа (тол. словарь, Даль).

И все же, какое понятие должно быть ключевым? Правильно будет, обратиться к юридическому понятию слова клинок — протяженная металлическая боевая часть холодного оружия с острием, с острием и одним или двумя лезвиями, или с двумя лезвиями, являющаяся частью полосы,  данное определение закреплено ГОСТом Р 51215 98. Это общепринятое понимание слова — клинок.

Однако, мы выведем и специфическое понятие клинок, связанной с действительностью мастерской «Зброевы фальварак», клинок мастерской ЗФ, это протяженная металлическая боевая часть изделия, с острием, с острием и одним или двумя лезвиями, или с двумя лезвиями, являющаяся частью полосы, внешне и конструктивно схожим с холодным оружием.

Главная особенность: мастера ремесленники ЗФ — не изготавливают холодное оружие, а делают масс-габаритные копии).

1) Рассмотрим более подробно отдельные части эфеса:

Русский меч

Меч является обоюдоострым холодным оружием, используемым в ближнем бою.

Приблизительно до XIII века острие меча не затачивали, так как им наносились преимущественно рубящие удары. Летописи описывают первый колющий удар лишь в 1255 году.

В могилах древних обнаруживают с IX века, однако, скорее всего, это оружие было известно нашим предкам еще раньше. Просто к этой эпохе относят традицию окончательно отождествлять меч и его хозяина. При этом умершего снабжают оружием, чтобы и в ином мире оно продолжало защищать хозяина. На ранних этапах развития кузнечного дела, когда широко распространился метод холодной ковки, который не отличался эффективностью, меч считался огромным сокровищем, так что мысль о предании его земле никому не приходила в голову. Поэтому находки мечей у археологов считаются большой удачей.

Первые славянские мечи археологами разделяются на много типов, различающихся рукояткой и крестовиной. Клинки у них очень похожи. Они имеют длину до 1 м, ширину в районе рукоятки до 70 мм, постепенно сужающуюся к концу. В средней части клинка находился дол, который время от времени ошибочно называли «кровоспуском». Вначале дол делали достаточно широким, но затем он постепенно стал более узким, а в конце и совсем исчез.

Дол служил на самом деле для того, чтобы уменьшить вес оружия. Сток крови здесь ни при чем, так как колющие удары мечом в то время почти не применялись. Металл клинка подвергался особой выделке, что обеспечивало его высокую прочность. Русский меч имел вес примерно 1,5 кг. Мечами обладали далеко не все воины. Это было в ту эпоху очень дорогое оружие, поскольку работа по изготовлению хорошего меча была длительной и сложной. Кроме того, требовало от его владельца огромной физической силы и ловкости.

Какова же была технология, по которой изготавливался русский меч, имевший заслуженный авторитет в странах, где он использовался? Среди холодного оружия высокого качества для ближнего боя особо стоит отметить булат. В этом особом виде стали содержится углерод в количестве больше 1%, причем распределение его в металле неравномерно. Меч, который изготавливали из булатной стали, имел способность разрубить железо и даже сталь. При этом он был очень гибок и не ломался, когда его сгибали в кольцо. Однако был у булата большой недостаток: он становился хрупким и ломался в условиях низких температур, поэтому в русскую зиму практически не использовался.

Чтобы получить булатную сталь, славянские кузнецы складывали или скручивали прутья стали и железа и много раз проковывали их. В результате многократного выполнения этой операции получались полосы прочной стали. Именно она давала возможность изготавливать достаточно тонкие мечи без утраты прочности. Часто полосы булата были основой клинка, а по краю приваривались лезвия, изготовленные из стали с высоким содержанием углерода. Такая сталь получалась цементацией — нагреванием с использованием углерода, пропитывавшего металл и увеличивавшего его твёрдость. Такой меч легко рассекал доспехи врага, так как их чаще всего делали из более низкосортной стали. Также они были способны перерубать клинки мечей, которые были сделаны не так искусно.

Любой специалист знает, что сварка железа и стали, у которых различная температура плавления, — процесс, который требует от мастера-кузнеца огромного искусства. При этом в данных археологов находится подтверждение, что в IX веке наши славянские предки обладали этим мастерством.

В науке поднялась шумиха. Часто выяснялось, что меч, который специалисты относили к скандинавским, был сделан на Руси. Для того чтобы отличить хороший булатный меч, покупатели сначала проверяли оружие так: от небольшого щелчка по клинку раздается чистый и долгий звук, причем чем он выше и чем чище этот звон, тем выше качество булата. Затем булат подвергали испытанию на упругость: не произойдет ли искривления, если приложить клинок к голове и пригнуть вниз до ушей. Если же, пройдя первые два испытания, клинок легко справлялся с толстым гвоздем, перерубая его и не тупясь, и легко перерезал тонкую ткань, которая была брошена на лезвие, можно было считать, что оружие прошло испытание. Лучшие из мечей часто украшались драгоценностями. Они теперь являются целью многочисленных коллекционеров и ценятся буквально на вес золота.

В ходе развития цивилизации мечи, как и другое оружие, претерпевают существенные изменения. Сначала они становятся короче и легче. Теперь часто можно встретить их длиной 80 см и весом до 1 кг. Мечи XII—XIII веков, как и прежде, больше использовались для рубящих ударов, но теперь они получили способность и колоть.

Меч ─ это колющее или рубящее оружие?

Так представлен меч в былинах, а что же о нём могут поведать современные историки? Прежде всего следует опровергнуть распространённое заблуждение о том, что наиболее древние славянские мечи являлись исключительно рубящим оружием и на концах имели не острие, а закругление. При всей абсурдности такой точки зрения, она оказалась на удивление живучей. Люди старшего поколения, очевидно, помнят, что прежде даже в иллюстрациях к изданиям народных былин мечи славянских богатырей изображались, как правило, округлыми на концах.

В действительности, это противоречит не только результатам научных исследований, но просто здравому смыслу, поскольку техника фехтования предполагает не только рубящие, но и колющие удары. Это вполне объяснимо, поскольку панцирь или любой другой доспех проще проткнуть, чем разрубить.

Ниже будет отмечаться, что первые наиболее распространённые мечи древних славян (каролингские) были завезены из Западной Европы, где они производились по образцам, использовавшимся в Древнем Риме. Таким образом, русские и древнеримские мечи находились хоть и в отдалённом, но всё же «родстве», что даёт право предполагать в них некую общность.

В связи с этим уместно будет вспомнить древнеримского историка Тацита, который в описании боевых действий неоднократно подчёркивал преимущества именно колющего удара, более стремительного и требующего для своего исполнения меньше пространства. В исландских же сагах есть упоминание о том, как воины кончали жизнь самоубийством, бросаясь на острие меча.

И хотя в отечественных летописях описание славянских мечей отсутствует, поскольку главной задачей этих документов было освещение общего хода исторических событий, без излишней детализации, есть все основания полагать, что оружие наших предков было во многом идентично тому, которое применялось тогда в Западной Европе, а ещё раньше — в Древнем Риме.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.