Оглавление
- Древний народ Прикамья
- Еще некоторые узоры
- Вопрос №25
- Удмуртский национальный узор на выставке в городе Глазов
- Удмуртская республика
- Вхождение Удмуртии в состав России
- Вопрос №15
- Использование символа
- Символика цветов
- Вопрос №10
- Историческая справка
- История Удмуртии
- Вопрос №22
- Каково значение герба Ижевска
- Герб города Ижевска
- История [ править ]
- Проект Юрия Лобанова
- Заселение Якутии.
- Вхождение Якутии в состав Российского государства.
- Советский период Якутии.
- Символика и значение герба республики Саха Якутия
Древний народ Прикамья
Удмурты имеют своими далекими предками племена, составившие за 2-3 тысячелетия до нашей эры особую общность – финно-угорские народы, заселявшие обширные территории от Предуралья и берегов Камы до Прибалтики и Северной Скандинавии. От них произошли также и мордва, коми, карелы, финны, венгры, эстонцы и те, кто расселился севернее – ханты и манси. История Удмуртии может отсчитываться с времени, когда произошло окончательное выделение удмуртского языка из финно-угорской группы. Это случилось в период от VII до XIII века, при этом для обозначения данной народности употреблялись самые разные наименования: ары, аряне, отяки, вотяки, чудь вотяцкая.
К моменту формирования единого русского государства – XV век – часть удмуртов жила на территории, относившейся к Великому Московскому княжеству, а те, кто жили южнее и восточнее, входили в состав Казанского ханства. С 1552 года, после завоевания Казани войском русского царя, начинается история существования всех удмуртов как народности, входящей в состав единого государства.
Еще некоторые узоры
Орнамент удмуртский очень поэтичен. В нем отображены основные верования, связанные с мифами и легендами. Не менее поэтично звучат и некоторые другие характерные мотивы. Например, радуга, небесная роса. Орнаменты, связанные с животными, – ястреб, след кошки, голова лягушки.
Ромб чаще всего изображался для пожелания порядка в доме. Несколько ромбов в ряд несли информацию о количестве сыновей в семье. Ромбы в мотивах более поздних вышивок обозначали пряник как символ достатка и благополучия.
Еще прямоугольник мог вышиваться с лучами, тогда он уже становился символом солнца. Это был обязательный элемент в оберегах от злых духов, болезней и сглазов.
С 15 века можно проследить еще одну тенденцию. На женских нагрудниках все чаще появляется еще один космический символ – луна. Ее изображали в виде восьмиконечной звезды, вокруг которой находились ромбовидные лучи. Без такого символа нельзя было справлять свадьбу. Считалось, что луна – покровитель ночи, и у молодых не будет детей, если знака не будет на одежде.
Вопрос №25
Парфюмер, изобретатель, коллекционер и меценат Генрих (Анри) Брокар немало сделал для развития мыловаренного и парфюмерного дела в Москве. Он открыл новый способ изготовления концентрированных духов, а его духи «Любимый букет императрицы» до сих пор популярны под названием «Красная Москва». Фабрика «Брокар и Ко», ныне известная как «Новая Заря», находилась в Замоскворечье. А откуда родом был Брокар?
- а. Германия.
- б. Франция.
- в. Швейцария.
- г. Царство Польское.
Правильный ответ: б
Генрих Афанасьевич Брокар, урожденный Анри Брокар, родился в Париже (Франция) в 1837 г. в семье парфюмера Атанаса Бракара. Перебравшись вслед за отцом в Россию в 1862 году, Анри Брокар стал называться Генрихом Афанасьевичем (от Атанасовича). Свою российскую карьеру Генрих Брокар начал в качестве главного парфюмера у купца 2-й гильдии Константина Павловича Гика, основавшего в конце XVIII века одну из первых в Москве и в России парфюмерно-косметических фабрик. Вскоре Брокар изобрел новый способ изготовления концентрированных духов. Позже Брокар основал в Москве товарищество «Брокар и К°», производившее косметическую и парфюмерную продукцию, которое затем стало фабрикой «Новая Заря». Генрих Брокар.
Удмуртский национальный узор на выставке в городе Глазов
В выставочном зале Центра ремесел города Глазова (Удмуртия) открылась выставка “Тайна удмуртского узора”. На выставке представлены работы мастеров ткачества и вышивки – методистов Центра ремесел Ирины Павловой и Натальи Ельцовой.
В экспозицию вошли предметы декоративно-прикладного искусства с ярко выраженным национальным колоритом. Это вышитые картины, полотенца, обереги, национальные костюмы, сумки и многое другое. Как рассказали устроители выставки, изучавшие этнографический материал мастера поставили перед собой задачу раскрыть и передать секреты удмуртского орнамента в своих изделиях.
Самобытность орнаментальной удмуртской культуры, ее высокий семиотический статус наиболее ярко раскрывается в объектах материальной культуры: костюмном комплексе, деревянных предметов быта и обихода, в изделиях металлопластики. Как считает этнограф Наталья Бортникова, орнаментальной символикой отличаются, прежде всего, костюмные комплексы.
В древнем обществе родовая принадлежность определялась по материнской линии. Возможно, этим и объясняется выразительность традиционного женского костюма. Долго он сохранял этническую специфику. Практически все орнаментальные мотивы архаичны и содержат в себе семантику, которая ассоциировалась с женщиной (или являлись изображением женских божеств).
Эти божества «ведут свое происхождение от самих истоков человечества, … когда возник тотемизм и женская плодотворная сущность в первобытном сознании олицетворяла собой весь обитаемый космос». Поэтому основными орнаментальными мотивами в древнем традиционном обществе выступали образы женщины, а также ассоциативные с ним образ животного и образ дерева.
Такая тесная связь раскрывается через почитание воршуда — тотемистического предка по материнской линии.
Удмуртский воршуд почти в первозданном виде сохранил первоначальную связь женщины и тотемного существа. Воршудная организация древнего удмуртского общества просуществовала вплоть до начала ХХ века.
Воршуд — род, относящийся к исключительно лицам женского пола, это своеобразная «фамилия», которая передавалась от матери к дочери, то есть по материнской линии. Имена воршудов связаны с именами счастливых женщин, основательниц рода, а также с именами великих богинь. Воршуд — это покровитель рода по материнской линии.
Позже узоры, которые наносились на дэндоры, стали вышиваться на рубашках или нагрудниках. После замужества женщине покровительствовали сразу два воршуда (своего рода и рода мужа). В орнаментальной вышивке данная символика двух родов изображалась в виде относительно вертикальной оси симметрично расположенного орнамента, где центральным элементом выступает женщина.
Удмуртская республика
Субъект федерации находится на севере ПФО. Он граничит с Кировской областью, Пермским краем, республиками Башкортостан и Татарстан.
Удмуртию именуют «родниковым краем».
Древняя история этой земли неразрывно связана с Кировским регионом. В 13 в. часть удмуртов, теснимая политической экспансией древнерусских княжеств, а затем и татар, уходит из Вятского края на территории нынешней Удмуртской республики (в ягодно-грибные чащи). Здесь продолжает проживать родственное для их предков финно-пермское население (наследники культуры Текстильной Керамики, не испытавшие влияния булгарского языка). Поэтому и по внешности население Удмуртии отличается от марийцев и чувашей, принадлежащих к той же языковой семье. Оно не смешивалось с булгарами и татарами. Первые русские упоминания касаются «Болванского городка» «чепецких вотяков». На месте городища появился русский «град Никулицын» (сегодня это село Никульчино Кировской области). Выяснилось, что поселение существовало с 4 в. до н.э., а с 12 столетия удмурты уже начинают делить его округу с новгородскими колонистами, проживавшими в отрыве от основной массы славянского населения. История Удмуртии – это, по сути, история «чепецких вотяков» и бывших новгородцев «града Никулицына».
В XIV столетии к северу и востоку от быстро разросшегося города появилось несколько более мелких поселений. Какое-то время «народ реки Чепца» платит дань Казанскому ханству. Северные удмурты вошли в состав Московского государства еще в 15 в. А через 200 лет здесь появляются первые металлургические (в частности – оружейные) мануфактуры, выросшие в петровские времена до размеров громаднейших предприятий. Рабочим оружейных заводов всегда хорошо платили – они не стали участниками Крестьянских войн, продолжая снабжать Российское государство отличным вооружением. В 1678 г. на карте России появился город Глазов, ставший в позапрошлом веке «торговой столицей» края. В это же время оружейные центры Ижевск, Воткинск и Камбарка известны своей продукцией во всем мире. В 1889 г. по северо-востоку Вятской губернии проложили первые железные дороги, что ускорило развитие местной промышленности. При большевиках территория северных удмуртов превратилась в Вотскую АО со столицей в Ижевске. В 1929 г. она прирастает землями – ведь заводы Ижевска начинают играть все большую роль в развитии наступательного потенциала СССР. В 1934 г. рождается Удмуртская АССР. Именно здесь начинают производить винтовки нового образца, которые во времена ВОВ сменяются наиболее быстрострельным (на тот момент) автоматическим оружием… С 1990 г. регион превращается в Удмуртскую республику. К этому времени главной отраслью местной экономики становится машиностроение, начавшееся с производства танков.
Вхождение Удмуртии в состав России
В последствии, после отделения от Монгольской империи, в середине XIV века возникает Казанское ханство, вобравшее в свои границы и земли Удмуртии. Просуществовав немногим более ста лет, ханство почти не знало поражений.
И лишь в 1552 году Ивану Грозному удалось переломить ситуацию, и после захвата Казани, ханство попало в подчинение Москве. Тогда же южная часть удмуртской земли входит в состав государства Российского.
До 1917 года южная часть территории Удмуртии входила в административный состав Казанской, а северная часть в состав Вятской губерний. В годы революционного подъема удмуртами был поднят вопрос об автономии, вследствие чего, в 1920 году, в составе Российской Федерации, была образована Удмуртская автономная область, центром которой стал Ижевск. В 1934 году область была преобразована в Удмуртскую АССР.
герб Удмуртской АССР 1934 г.
В 1991 году, в результате распада СССР, был принят закон о суверенитете, и название республики УАССР было изменено на Удмуртская Республика. На протяжении нескольких лет проходил конкурс национальной символики, в результате которого, в 1994 году был принят настоящий герб Удмуртии.
барельеф с изображением герба Удмуртии
Вопрос №15
Греческое слово «этнос» — «народ» уже давно стал своеобразным определителем: «этно джаз», «этно рок», «этно стиль». И просто «этника» — чуть ли не всё, что связано с культурами и обычаями разных народов. А что означает термин «этнофутуризм»?
- а. Направление в современном искусстве
- б. Религиозное течение
- в. Экологическое движение
- г. Государственная национальная политика
Правильный ответ: а
Термин «этнофутуризм» происходит от греческого «ethnos» (народ) и латинского «futurum» (будущее). Это направление в разных сферах современного искусства, от музыки, театра, литературы до живописи и декоративно-прикладного творчества, которое обращается к родным языкам, использует образы и символы этнических традиций. Оно начало формироваться в 1990-е годы в финно-угорской среде, но сегодня стало частью общего художественного контекста многих стран.
Использование символа
Использование герба подчиняется строгому регламенту, ведь это официальный символ населенного пункта. Его изображение в обязательном порядке наносится на все бланки и документы местного самоуправления. Также его можно увидеть в зданиях городских органов власти.
Официальный символ Ижевска традиционно размещается на въезде в город. Наносится его изображение и на здания, которые имеют архитектурную ценность. Помимо этого, гербом города может украшаться общественный транспорт. Наконец, символ можно увидеть на витринах магазинов, на площадях и улицах.
Эмблема наносится и на сувенирную продукцию, которая изготавливается на территории города. Использование изображения возможно при создании медалей, орденов.
Символика цветов
Как и многие народы, удмурты представляли себе мир трехчастным. Согласно их верованию, создатель мира Инмар поделил Вселенную на три составляющие: небо, землю и подземный мир. Небо символизировал белый цвет, землю – красный, что олицетворяло кровь, жизнь и солнце. А подземный мир – черный. Позднее это сочетание перешло в символику флага Удмуртской республики.
Удмуртский орнамент прекрасно отображает то, как народ воспринимал мир. Например, женский нагрудник чаще всего вышивался так: посередине был большой красный треугольник, под ним находился черный или темно-синий. Сверху вышивались различные орнаменты светлыми цветами.
Вопрос №10
Писатель Владимир Санги, основатель нивхской литературы, автор учебников нивхского языка, родился на этом острове в 1935 году. В своих произведениях: «Легенды Ых-мифа», «Женитьба Кевонгов», «Человек Ых-мифа» — он описал легенды, мифы, обычаи своего народа и красоту родного острова, крупнейшего в России, который нивхи называют Ых-миф. А как этот остров называют на международных картах?
- а. Сахалин
- б. Медный
- в. Шикотан
- г. Земля Санникова
Правильный ответ: а
В самом вопросе большая подсказка: именно Сахалин – крупнейший остров в России. «Земля Санникова» — «остров-призрак» в Северном Ледовитом океане, который якобы видели некоторые исследователи в XIX веке (Яков Санников) севернее Новосибирских островов.
Вопрос №11
Какой из народов, включенных в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, освоил самые северные территории России?
- а. Нганасаны
- б. Шапсуги
- в. Абазины
- г. Ижорцы
Правильный ответ: а
Вопрос №12
Нганасаны освоили самые северные территории России. Нганасаны кочевали до южных предгорий Бырранга, которые расположены севернее, чем полуостров Ямал (ненцы) или северные районы Якутии (якуты). Большинство абазин компактно проживают в Карачаево-Черкесии, а большинство шапсугов – на Причерноморском побережье Краснодарского края. Ижора или ижорцы – прибалтийско-финский народ в Ленинградской области. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255.
Это блюдо появилось в 20 веке на Сахалине как симбиоз местной корейской и русской кухни. Из корейской традиционной кулинарии взяты начинка из острой квашеной капусты с мясом и специями и способ приготовления на пару, а из русской – добавление дрожжей в рисовое тесто. Сегодня оно популярно в городах Дальнего Востока и Сибири, начали его готовить и в городах Европейской России. Как оно называется?
- а. Пянсе
- б. Юкола
- в. Тала
- г. Чак-чак
Правильный ответ: а
Чак-чак настолько известен, что вряд ли у кого-то из взрослых россиян появится мысль о том, что это пирожок из рисовой муки. Юколу и талу делают из рыбы. Юкола – сушёно-вяленое мясо рыб, которая удобна для длительного хранения и транспортировки, а также приёма в пищу без дополнительной обработки, с возможностью есть на ходу во время длительных переходов. Тала — традиционное блюдо народов Дальнего Востока России, которое традиционно делается из сырой рыбы осетровых пород, сазана, щуки и некоторых других.
Историческая справка
Те, у кого вызывает интерес значение герба Ижевска, захотят узнать и историю крупного населенного пункта. Удивительно, но на месте современного города еще в пятом столетии жили люди. Эта информация была подтверждена благодаря археологическим раскопкам, которые проводились на реках Иж и Карлутка. К сожалению, подробные сведения о первых обитателях этой местности пока раздобыть не удалось, однако исследования продолжаются.
Известно, что частью России Удмуртия стала еще в эпоху царствования Ивана Четвертого. Однако город Ижевск был основан лишь в 1760 году. Это случилось после того, как императрица Елизавета позволила предприимчивому графу Шувалову заняться строительством железнодорожных заводов, рядом с которыми и появился поселок. Название свое, как легко догадаться, новый населенный пункт получил в честь реки Иж. Он рос и развивался вплоть до восстания Емельяна Пугачева. В 1774 году завод был захвачен и частично разрушен бунтарями. В 1807 году по распоряжению Александра Первого был заложен новый оружейный завод, который пришел на смену старому. Он был уникален, так как производил абсолютно все разновидности винтовок, начиная от тех, что предназначались для учебных целей.
В настоящий момент население города Ижевска составляет более 600 тысяч человек. Он продолжает развиваться и расти, поэтому эта цифра наверняка будет увеличиваться.
История Удмуртии
Постоянные поселения в этих местах появились за 8-6 тысяч лет до нашей эры. О происхождении и исторической родине удмуртов продолжаются дискуссии. В настоящее время известно несколько археологических культур, связываемых с пермянами — предками удмуртов и коми — ананьинская, пьяноборская, поломская и чепецкая. На рубеже 1-2 тысячелетий нашей эры происходит формирование собственно удмуртского этноса — особенности национального характера, обычаев, обрядов и удмуртского языка. Старое русское название удмуртов — отяки, вотяки, под этим именем они были известны в XIX — начале XX в. и западно-европейским ученым.
По языку удмурты относятся к финно-угорской семье народов, в которую также входят коми, мари, мордва, эстонцы, финны, карелы, саамы, венгры, ханты и манси. Развитые мифологические представления оставили многочисленные следы в обычаях и обрядах удмуртов-язычников.
Не так давно Удмуртия прославилась на весь мир фольклорным ансамблем Бурановские бабушки. Среди СМИ Удмуртии выделяется Ижевское информагентство «Сусанин». ИА «Сусанин» неоднократно становилось обладателем премий в области журналистики, в том числе, премии «Золотая акула».
Вопрос №22
В 2006 г. в Москве открыли необычный памятник фольклорному персонажу, которого считают своим и на Кавказе, и на Востоке. Он лукав и мудр, справедлив и насмешлив. Скульптор изобразил героя вместе с его верным спутником – осликом. Как зовут героя?
- а. .Синдбад-Мореход.
- б. Ходжа Насреддин.
- в. Алладин.
- г. Али-баба.
Правильный ответ: б
1 апреля 2006 г. на Ярцевской улице в районе м. «Молодежная» установлен памятник герою восточных сказок и легенд Ходже Насреддину, работы скульптора Андрея Орлова. Памятник Ходже Насреддину на Ярцевской улице в Москве.
Вопрос №23
Усадьба семьи Лазаревых, построенная в XVIII веке, стала не только центром московской армянской общины, но и впоследствии – лазаревской гимназией, институтом восточных языков, театральной студией под руководством Евгения Вахтангова, Институтом востоковедения Академии наук СССР, а ныне – посольством Армении в России. Где именно в Москве расположен переулок с этим уникальным зданием?
- а. Якиманка.
- б. Китай-город.
- в. Замоскворечье.
- г. Марьина Роща.
Правильный ответ: б
Бывшая усадьба купца армянского происхождения Л.Н. Лазаряна, переселившегося в Россию из Персии в XVIII в. и ставшего Лазаревым, а ныне Посольство Республики Армения расположена в районе Китай-города, в Армянском переулке. Армянский переулок, 2. Лазаревский институт и посольство Армении в Москве.
Каково значение герба Ижевска
Конечно же, внешний вид официального символа таит в себе скрытый смысл. Какую же информацию может поведать герб Ижевска и его описание?
- Что символизируют клещи? Этот инструмент намекает на мощный экономический потенциал населенного пункта. На территории Ижевска находится множество масштабных производственных предприятий, его промышленность развивается из года в год.
- Какой посыл несет стрела, которая является частью официального символа? В первую очередь это означает интенсивное развитие оружейного производства. Стрела смотрит вверх, что свидетельствует о постоянном улучшении и совершенствовании технологий. Интересно, что стрела чеканилась на продукции Ижевского завода еще в конце 19 столетия.
- Гроздья рябины, которыми украшен герб, также нельзя оставить без внимания. Наиболее популярная версия утверждает, что они намекают на географическое положение населенного пункта. Однако обитателям Ижевска больше нравится другое объяснение. Жители города полагают, что рябиновые гроздья символизируют единство всех народов, которые проживают на его территории.
Герб города Ижевска
Решение Думы города Ижевска от 27 мая 1997 года 262 “О гербе города Ижевска”
В целях создания исторической символики г.Ижевска, отражающей исторические, культурные, социально-экономические, национальные традиции, принимая во внимание итоги конкурса на разработку герба г.Ижевска, руководствуясь статьей 12 Устава города Ижевска, Городская дума РЕШАЕТ:
Глава местного самоуправления- Мэр города Ижевска А.И.Салтыков
к решению Городской думы 262 от 27 мая 1997 года
Положение “О гербе города Ижевска”
1. Герб города Ижевска – опознавательно-правовой знак, составленный в соответствии с геральдическими правилами и являющийся основным символом местного самоуправления и городского статуса.
Герб города Ижевска отражает исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.
2. Геральдическое описание герба города Ижевска.
Герб представляет собой изображение геральдического щита. В рассеченном серебряном и голубом поле щита изображены клещи переменных цветов и поверх них такая же стрела в столб. Позади клещей – две зеленые рябиновые ветви накрест, имеющие у основания червленые (красные) гроздья.
3. Авторам герба города является творческий коллектив в составе Бехтерева Сергея Львовича и Быкова Николая Анатольевича.
4. Оригинал герба города (авторское исполнение) находится на хранении в Архивном отделе Администрации г.Ижевска.
5. Допускается воспроизведение герба как в цветном так и в одноцветном варианте
6. Изображение герба города Ижевска помещается:
6.1. в обязательном порядке:
-на официальных бланках органов местного самоуправления г.Ижевска, их структурных подразделений и муниципальных учреждений;
-на зданиях, в залах заседаний, кабинетах должностных лиц органов местного самоуправления;
6.2. Воспроизведение изображения герба города допускается:
– на стеллах при въезде в город, в архитектурно-художественном оформлении;
-на зданиях и сооружениях, имеющих общегородское значение;
-на транспортных средствах общего пользования, служебных автомобилях органов представительной и исполнительной власти и иных муниципальных учреждений и организаций;
-во время проведения городских праздненств на общественном транспорте, улицах, площадях, витринах и в других общественных местах;
-при изготовлении полиграфической продукции, памятных медалей, значков; на сувенирах, производимых в городе, а также на некоторых престижных видах продукции городских предприятий, в рекламных панно предприятий города.
6.3. Иные случаи официального использования герба города, не предусмотренные настоящим Положением, устанавливаются Главой местного самоуправления -мэром г.Ижевска.
6.4. Городской думой г.Ижевска может быть установлен сбор за использование изображения герба города, а также размеры и порядок внесения сбора.
7. Контроль за исполнением настоящего Положения осуществляет Администрация города Ижевска.
Юридические лица и граждане, допустившие нарушение настоящего Положения, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
На основании решения Государственной герольдии при Президенте РФ герб муниципального образования “город Ижевск” Удмуртской Республики, утвержденный Решением Городской думы города Ижевска от 25.05.1997 №262, внесен в Государственный геральдический регистр РФ с сохранением регистрационного номера 186.
История [ править ]
Как Удмуртская АССР
Первый флаг Удмуртской АССР был описан в первой Конституции Удмуртской АССР, принятой Центральным Исполнительным Комитетом Удмуртской АССР 14 марта 1937 года на II Внеочередном съезде Советов Удмуртской АССР. Флаг был похож на флаг РСФСР того времени. Флаг представлял собой красный флаг с желтой надписью «РСФСР» в левом углу флага и надписью «Удмуртская АССР» на русском и удмуртском языках .
Указ о Флаге Удмуртской АССР, утвержден 29 марта 1954 г.
29 марта 1954 г. решением Президиума Верховного Совета Удмуртской АССР был принят новый государственный флаг Удмуртской АССР, утвержденный Законом Удмуртской АССР от 8 июля 1954 г. Флаг по-прежнему похож на флаг РСФСР. Флаг имел отношение длины к ширине один к двум (1: 2). Флаг был красный флаг, с голубой полосой на полюсе , простирающейся всю высоту , которая составляет 1 / 8 длины флага. В верхнем углу флага изображены серп и молот. Под серпом и молотом были желтые буквы «УАССР».
Надписи изменились после принятия новой конституции 31 мая 1978 г. Надпись «УАССР» была заменена надписью «Удмуртская АССР» на русском и удмуртском языках.
-
14 марта 1937 г. — 29 марта 1954 г.
-
29 марта 1954 года — 31 мая 1978 года
-
31 мая 1978 г. — 4 ноября 1993 г.
Флаг возрождения
До национального возрождения в Удмуртии национальные движения в Удмуртской АССР использовали белый флаг с красными и черными полосами по нижнему краю, с черной идеограммой на белом поле. Флаг разработан Касимом Галихановым.
Национальное возрождение
В период перестройки Советского Союза многие АССР в Советском Союзе начали процесс национального возрождения. В самой Удмуртии первый официальный флаг Удмуртии был принят на I Всесоюзном съезде удмуртов, организованном Обществом удмуртской культуры. Флаг состоял из трех горизонтальных полос — красной, черной и белой. Флаг был создан по мотивам известного стихотворения удмуртского народного поэта В. Владыкина « Почему тюрагай поет» ( русский язык : Отчего поёт тюрагай , латинизированный : Отчего поёт тюрагай ).
Есть три прекрасных цвета: красный, черный и белый. Солнце красное, Земля черная, Белый свет покрывает все.
Проект Юрия Лобанова
Одним из претендентов на победу стал проект, разработанный художником издательства «Удмуртия» Ю. Лобановым. Его первый вариант содержал изображение амулета в виде стилизованной утки, которое было скопировано с археологического артефакта, найденного на территории республики. В ходе обсуждения было предложено заменить утку с опущенными крыльями на лебедя с развернутыми — так родился центральный образ, который содержат флаг и герб Удмуртии, утвержденные в 1994 году.
Образ «человеко-птицы», ставший главным в современной официальной символике Удмуртии, имеет древние корни, уходящие в далекое прошлое. Считается, что народ состоял из 77 родов, чьи названия сохраняют многие теперешние районы Удмуртии. Каждый из родов имел собственный знак – символ из мира природы, стилизованное изображение отдельного вида животных или птиц. Эти мотивы использовались в многочисленных украшениях одежды, в вышивке, в ювелирных и ритуальных подвесках, символизируя единство человека и природы, стремление к свободе, полету и возрождению.
Заселение Якутии.
Одним из самых крупный регионов России является Якутия, он занимает почти пятую ее часть. Заселение этих территорий началось с древнейших времен.
В IV-V веках эти земли попадают под влияние процесса массовых переселений народов. В Якутию начинают проникать забайкальские и приамурские племена охотников и оленеводов, смешавшись с коренными племенами они образовали новый народ – эвенов.
Появление монголо-язычных племен, пришедших сюда из Азии, их длительная колонизация края приводит к возникновению народа якутов, или как они себя называют Саха. Этот народ вобрал в себя азиатские и арктические черты, с древними тюркским языком азиатских кочевников и северной культурой.
Вхождение Якутии в состав Российского государства.
В XVII веке происходит усиление Московского княжества, которое начинает политику собирания земель и активно объединяет вокруг себя окружающие его земли. Объединение Якутии имело большое историческое значение, как для России, так и для коренных жителей. Для России это в первую очередь имело политическое и экономическое значение, необъятные просторы Сибири стали частью России, что не только значительно увеличило размеры государства, существенно улучшилось экономическое положение за счет освоение громадных якутских богатств. Важнейшую роль в росте экономической мощи стал доступ к огромным запасам пушнины, добываемой в Сибири.
В XVII- XVIII вв. пушнина играла роль валюты и временами Якутская пушнина составляла до трети всей казны государства. С присоединением значительно увеличились торговые взаимоотношения, русские внесли много новшеств, которые значительно укрепили экономическое положение якутских народов. Существенно улучшилась культуру земледелия, животноводство так же претерпело изменения, согласно русским традициям. В рыболовство и охотничьи промыслы внедрялись новые приспособления, значительно повышавшие производительность этих видов деятельности.
печать Якутского острога 1682 г.
Знаковым фактом явилось начало строительства Ленского острога, который был заложен в 1632 году, в дальнейшем он стал прародителем города Якутск. В 1775 году образовывается Якутская провинция центром которой становится Якутск. В 1790 году, основываясь на печатях, использовавшихся во времена якутского острога, принимается герб Якутска.
герб города Якутск 1790 г.
Герб Якутской области утверждён 5 июля 1878 года.
герб Якутской области 1878 г.
Советский период Якутии.
После октябрьской революции, Советская власть была провозглашена в Якутии в 1922 году, была образована автономная республика (ЯАССР) в составе РСФСР.
герб Якутской АССР 1922 г.
Советский период развития региона положила разработка в 20-е годы промышленных месторождений золота и туда требовалась дорога через всю страну, позже там начали разрабатывать и другие месторождения от урана до мышьяка, да и просто валить лес. Все это обеспечивалось при помощи рабского труда зэков.
Масштабное освоение промышленных месторождений, новых территорий и природных богатств Якутии происходило с помощью трудовой силы заключенных ГУЛАГа, да и, фактически, вся история промышленного освоения Якутии — это история сталинских лагерей. По некоторым данным здесь располагалось 105 лагерей ГУЛАГа.
Символика и значение герба республики Саха Якутия
В центре герба расположено доисторическое изображения всадника, найденное среди наскальных рисунков, участниками экспедиции, предпринятой Академии наук еще в 1745 году.
наскальные рисунки в Шишкинских скалах Якутии, попавшие на герб республики Саха Якутия
Любопытно отметить, что отличительной чертой главного символа на гербе Якутии, является его мирный характер, у всадника нет оружия и доспехов. Вероятнее всего, всадник на изображении является вождем племени. Над всадником расположен узор из семи ромбов, достаточно часто используемый в орнаментах северных народов, он символизирует семь исконных якутских племен.

Эта тема закрыта для публикации ответов.