От шишака до кевлара: эволюция русских шлемов

Алан-э-Дейл       19.08.2022 г.

СШ-36

СШ (стальной шлем, или стальной шлем) 36 был разработан Александром А. Шварцем и начал производство в 1936 году. Его большой передний обод и широкие заслонки над ушами обеспечивали хорошую защиту для владельца. Немец M35Представленный за год до российского СШ-36, послужил образцом для разработки СШ-36. СШ-36 также был снабжен гребнем сверху, обеспечивающим вентиляцию. Были и апокрифические утверждения, что гребень предназначен для отражения сабельных ударов.

СШ-36 крупным планом

Ранние СШ-36 изготавливались с обшивкой из хрупкой кожи. Из-за ненадежности этих ранних моделей с кожаной подкладкой в ​​более поздние версии были введены тканевые подкладки. Подобные проблемы также возникали с ранними кожаными подбородочными ремнями, поэтому кожаные подбородочные ремни были постепенно заменены тканевыми моделями. На протяжении всего их производства выпускались четыре размера: маленький, средний, большой и очень большой.

СШ-36 носили советские солдаты в нескольких кампаниях конца 1930-х — 1940-х годов, в том числе Халкин-Гол кампания против японцев в 1939 г. (получившая прозвище «Халкинголка»), то Финская зимняя война 1939-1940 гг. 1939 вторжение в Польшу, 1940 г. вторжения в Прибалтику и Бессарабия, а во время Второй мировой войны, или, как ее называют в России, Великая Отечественная война. Он также был распространен среди Республиканец солдаты гражданская война в Испании в сочетании с советской поддержкой правительства Испании.

Производство СШ-36 закончилось в 1941 году. Сегодня это редкая и дорогая вещь для коллекционеров.

Испытания

Сразу после появления первых опытных образцов каски начались ее испытания на соответствие требованиям заказчика. Оказалось, что каска, выполненная из броневой стали И-1 толщиной 1,2 миллиметра являлась надежным средством защиты от пуль и осколков артиллерийских снарядов. Данные характеристики стального шлема были подтверждены с помощью отстрела из 3-х линейной винтовки, а также пистолетов марки «Наган» и «ТТ». В ходе первых испытаний в тире завода в стальной шлем стреляли с расстояния 10 метров из винтовки Мосина, рассчитанной на дальность стрельбы от 800 до 1000 метров, а также из «нагана». Испытания новая каска с честью выдержала. Затем на полигоне стальной шлем расстреляли из автомата ППШ с дистанции 115 метров, результат также оказался удовлетворительным. Данные испытаний аккуратно заносились в соответствующие журналы и сохранились до наших дней. Одновременно, новую советскую каску сравнили с аналогичными стальными шлемами, стоящими на вооружении армий Германии, Швеции и Италии. При этом отметить, что к началу войны у немцев было несколько модификаций стальных шлемов, но как показали натурные испытания, все они существенно проигрывали СШ-40 в пулестойкости, а также легкости и возможности использования в зимних условиях. Самое интересное, что во время войны сталь для каски, как и ее форму неоднократно пытались усовершенствовать, но добиться характеристик лучших, чем у стали И-1 и более оптимальной формы, чем у СШ-40 так и не смогли. Данный факт был зафиксирован после войны специальной комиссией Министерства Обороны СССР.

Английские солдатские шлемы

Военное руководство Великобритании, которое закупило большую партию французских шлемов, осталось весьма недовольным их защитными качествами. Была создана комиссия по разработке своего шлема, который был бы лучше, чем французский аналог. Возможно, что данное решение было принято из-за гордости британской военной аристократии, которая считала зазорным пользоваться на войне шлемами, которые придумали «лягушатники».

В отличие от французской модели, английский шлем был цельным и имел широкие края по всему периметру. Он прекрасно подходил для защиты в окопе, так как широкие поля защищали от попадания шрапнели и осколков сверху. Зато каждая атака в нем была очень рискованной, потому что шлем совершенно не защищал затылок, виски и уши. Так как в атаку английские войска ходили не слишком часто, данная каска не только понравилась английским военным, но и была принята на вооружение нескольких весьма дружественных Великобритании стран. Это были:

  • Соединённые Штаты Америки;
  • Канада;
  • Австралия.

Понятно, что у этих 3-х стран, в связи с тем, что они практически не участвовали в боевых действиях, каски были только для «порядка».

Какие каски были в СССР после революции

Если посмотреть хроники или старые фотографии первых лет после появления Советской России, то можно увидеть, что основным головным убором красноармейца была шапка-будёновка. Небольшое количество металлических шлемов сохранилось на военных складах, доставшихся Советской республике «в наследство» от царской власти, но чаще всего они мелькали на различных военных смотрах и парадах.

Политическая ситуация в Европе в 30-х годах 20 века показала СССР, что солдатам необходим массовый металлический шлем. Так возникла первая массовая советская каска СШ-36. Солдаты в них прошли через множество военных конфликтов:

  • Польский поход;
  • Халхин-Гол;
  • Финская война;
  • Гражданская война в Испании;
  • Битвы на озере Хасан.

Данная каска была создана на основе немецкого шлема М-16 «Stahihelm», но значительно уступала ему по тактико-техническим характеристикам. Шлем получился слишком тяжёлым, его вес достигал 1,3 кг. Вместе с тем, толщина металла каски, равная 1,1 мм, была недостаточной для защиты от пуль и крупных осколков. Форма шлема, который имел широкие поля, мешала обзору, да и ветер иногда мог просто сдуть такую каску с головы бойца.

Вскоре он был заменён на новую модель, которая получила название СШ-39 (СШ-40 с 1940 года). Данная каска является настоящей легендой, так как именно в них бойцы СССР смогли победить фашизм. Новая армейская каска обладала следующими преимуществами:

  • Он изготавливался из легированной броневой стали;
  • Толщина стенок равнялась 1,9 мм;
  • При этом вес был даже немного меньше, чем у СШ-36 и составлял 1,25 кг;
  • Каска выдерживала лобовой выстрел на расстоянии 10 метров из нагана.

В дальнейшем каска СШ-40 несколько раз модернизировалась. Данные модификации проходили в 1954 и 1960 годах. В обоих случаях модернизация заключалась в замене подтулейного устройства на более совершенное, но по сути, все данные модификации являлись немного доработанной моделью СШ-39.

Эргономика превыше всего

Собственно, на этом можно было бы и точку поставить. Первая мировая была в основном позиционной войной, а вот практически все последующие конфликты — манёвренными. Солдатам реже приходилось сидеть в окопах, получаяприветы» от противника только сверху, так что каски стали изтарелочек» и прочих плоских форм с козырьками и полями превращаться в полусферы, рассчитанные на то, чтобы выдержать пулю или осколок, летящие горизонтально. Если бы учёные провели тесты на воздействие сбоку,ветераны» показали бы в них куда худшие результаты.

Американские солдаты в ACH На ту же тему Береги голову: от средневекового шлема к современной каске

А ещё не стоит забывать об удобстве. Например, козырёкадрианки» мешает смотреть вверх — приходится сильно задирать голову. Современному солдату, которому часто приходится вести бой в городских условиях, смотреть наверх нужно часто — именно поэтому у каски ACH козырька нет(на каске PASGT, использовавшейся американцами до 2002 года, он был). Гарнитуру связи, опять же, под старую каску не наденешь: она на это банально не рассчитана — самая компактная рация тогда была размером с пианино. А на новых касках для этого специальные выступы есть, которые заодно и уши от осколков прикрывают.

Ещё принято считать, что кевларовые каски гораздо легче, а стало быть, и удобнее. Но это как раз не так —адрианка» весит около 800 грамм,тарелочка» Броди ещё меньше — 600 грамм, а ACH в самой лёгкой модификации тянет на 1,3 кг! И это без учёта того, что на неё цепляется сверху(прибор ночного видения, например).

Такие дела. А что вы думаете о касках и их полезности в современной войне, уважаемые читатели? Пишите, нам будет интересно узнать.

Современные модели российских военных касок

Так как в настоящее время касок СШ-68 гораздо больше, чем это требуется российской армии, их производство прекращено. Теперь российская военная промышленность осваивает производство новых моделей шлемов, которые выполнены из новых и современных материалов на тканево-полимерной основе. Новые модели касок гораздо легче и удобнее, чем их стальные аналоги, а главное — их защитные свойства превосходят свойства касок из стали.

Первый шлем, который был произведён в России с использованием современных материалов, называется 6Б7. Он поступил на вооружение российской армии ещё в 2000 году. Подобную защиту получали российские спецназовцы, части ВДВ, морская пехота и прочие подобные подразделения.

В настоящее время конструкторы НИИ «Стали» занимаются доработками уникального шлема «Ратник-БШ», который не имеет мировых аналогов.

Появление боевых шлемов во Франции

Вплоть до начала Первой мировой войны солдаты европейских государств обходились без защитных касок. От доспехов армия отказалась уже давно, поэтому шлем, защищающий голову, рассматривался как элемент старинного доспеха, которому не место в современной армии. Однако Первая Мировая война, которая получила неофициальное название «окопная», показала, что отказ от солдатских шлемов был опрометчивым решением.

Так как из окопов нужно было высовываться, солдатские головы первыми прочувствовали, как плохо им без надёжной защиты. Большинство солдатских смертей происходило именно от попаданий в голову. Видя, какие чудовищные потери личного состава происходят на войне каждый день, генералитеты европейских стран серьёзно забеспокоились.

Первые шлемы специального назначения были разработаны во Франции. До их появления французские солдаты носили суконные кепи, которые могли защитить голову только от непогоды. Первый французский шлем получил название «Адриана» и начал выпускаться серийно уже в 1915 году. Он был нецельнолитым и состоял из следующих частей:

  • Колпака;
  • Гребня;
  • Юбки.

Видя неожиданный успех по «реанимации» такого, казалось бы, устаревшего элемента защиты как шлем, страны-союзники поспешили закупить для своих армий огромное количество «Адриана». Закупили такую защиту следующие страны:

  • Россия;
  • Румыния;
  • Италия;
  • Португалия;
  • Великобритания.

Все вышеперечисленные страны, кроме Англии, были очень довольны защитными свойствами французских шлемов.

Интересные факты[править]

Военно-мемориальное кладбище, Россошки, Волгоградская область.

Один из разработчиков шлема М. И. Корюков вспоминал впоследствии:

Работу принимала комиссия, которую возглавлял Семен Михайлович Буденный. Он внимательно осмотрел изготовленный сотрудниками лаборатории шлем и …взялся за шашку. Удивленный выбором оружия, я усмехнулся. Заметив это, Семен Михайлович пояснил, что шашкой хороший кавалерист разрубает врага от плеча до пояса, — пуля такой силы не имеет. Конечно, Буденный был опытный «рубака», и клинок из закаленной златоустовской стали, подаренный ему рабочими, был сильным испытательным оружием в его руках. Но тут, если можно так выразиться, коса нашла на камень. Свистнул рассекаемый шашкой воздух — и тут же звякнул шлем. Буденный с удивлением осмотрел место удара: «Скажи, пожалуйста, ему хоть бы что!», и он взялся за наган. Стрелял Семен Михайлович сначала с двадцати пяти метров, затем — с десяти, почти в упор. После каждого выстрела шлем подскакивал, пули рикошетили, и я очень боялся, как бы они не попали в Буденного. За судьбу шлема я был спокоен и не волновался. «Молодцы! — сказал, наконец, маршал, — хорошо поработали».

СШ-40

Русские солдаты в касках СШ-40

СШ-40 был последним и наиболее часто используемым шлемом, который Советский Союз использовал во время Второй мировой войны. Единственным внешним отличием между СШ-39 и СШ-40 были шесть заклепок в нижней части шлема, а не три в верхней части корпуса СШ-39. Размещение заклепок в СШ-40 было связано с недавно представленной гильзой, более простой и прочной, чем в предыдущих версиях. Подкладка состояла из трех (позже четырех в послевоенное время) матерчатых или клееных подушечек, соединенных хлопковой завязкой для регулировки размера. Подбородочный ремень был тканевым и соединялся с d-образными кольцами на каждой стороне корпуса язычками. Концы подбородочного ремня были соединены с помощью скользящей пряжки, и полукруглая металлическая деталь была зажата на конце длинного подбородочного ремня. В отличие от СШ-36 и СШ-39, СШ-40 выпускался только в трех типоразмерах: 1–3. СШ-40 дополнили СШ-60 и, наконец, заменен СШ-68, хотя многие из них использовались в советский период и в последующий период. СШ-40 обычно путают с Чехословацкий Vz. 53 шлем.

Немецкие каски: испытания пулями

После войны специальная комиссия провела испытания, в которых участвовали два вида советских касок и немецкие каски шести моделей. В ходе исследования оценивали не только самый главный параметр — состав стали. Каски подвергли прямому обстрелу из оружия.

В каски стреляли из витовок Мосина с дистанции 800 метров и из нагана с расстояния в несколько шагов. Кроме того, рядом с касками разрывали осколочные снаряды. На самом деле защита от осколков — прямое назначение каски. От пули головной убор не спасал, так как у солдата попросту ломалась шея из-за энергии выстрела.

Комиссия установила, что советские каски в четыре раза прочнее немецких аналогов. Подробный отчёт был предоставлен руководству. Действительно ли советская сталь лучше защищала солдат, или работа комиссии велась лишь ради положительного отчёта?

Английские солдатские шлемы

Военное руководство Великобритании, которое закупило большую партию французских шлемов, осталось весьма недовольным их защитными качествами. Была создана комиссия по разработке своего шлема, который был бы лучше, чем французский аналог. Возможно, что данное решение было принято из-за гордости британской военной аристократии, которая считала зазорным пользоваться на войне шлемами, которые придумали «лягушатники».

В отличие от французской модели, английский шлем был цельным и имел широкие края по всему периметру. Он прекрасно подходил для защиты в окопе, так как широкие поля защищали от попадания шрапнели и осколков сверху. Зато каждая атака в нем была очень рискованной, потому что шлем совершенно не защищал затылок, виски и уши. Так как в атаку английские войска ходили не слишком часто, данная каска не только понравилась английским военным, но и была принята на вооружение нескольких весьма дружественных Великобритании стран. Это были:

  • Соединённые Штаты Америки;
  • Канада;
  • Австралия.

Понятно, что у этих 3-х стран, в связи с тем, что они практически не участвовали в боевых действиях, каски были только для «порядка».

Общевойсковой арамидно-композитный бронешлем 6Б7-1М ВС России

Общевойсковой арамидно-композитный бронешлем 6Б7-1М ВС России

Общевойсковой защитный арамидно-композитный усиленный шлем «6Б7-1М» предназначен для использования в комплекте боевой экипировки в качестве средства индивидуальной бронезащиты военнослужащих СВ иВДВ России при ведении всех видов боевых действий. Основные характеристики Шлем обеспечивает уровень защиты головы от осколков V50 не менее 630м/с и от пуль пистолетов ПМ с 5 метров и ТТ с 50 метров. Площадь защиты шлема не менее 11,5дм2. Масса шлема не более 1,15кг. Особенности • состоит из корпуса и подтулейного устройства • защитную структуру корпуса составляет дискретно-тканевый материал на основе арамидных нитей • сохраняет защитные свойства при температуре от -50°С до +50°С • позволяет вождение транспортных средств • позволяет проводить дезактивацию, дегазацию и не снижает защитные и эксплуатационные характеристики после их воздействия • не мешает воспринимать звуки окружающей обстановки • обладает ремонтной технологичностью, позволяющей проводить ремонт в полевых условиях без использования специальных приспособлений • имеет конструкцию, не предусматривающую специального оборудования или оснастки для обеспечения технического обслуживания и ремонта • непроникновение вторичных осколков внутрь шлема при непробитии • ремя непрерывного ношения не менее 24 часов без проявления раздражения и потертостей • совместимость с летней и зимней формой одежды, штатными элементами экипировки военнослужащих • удобное и быстрое надевание и снятие без посторонней помощи • надежную фиксацию на голове военнослужащего и не смещается при выполнении различных приемов и действий • возможность посадки, размещения в боевой технике и других транспортных средствах, а также применения индивидуального оружия при нахождении в них • выполнение действий, характерных для боевой обстановки • сочетаемость со средствами связи, наблюдения, прицеливания • возможность крепления маскировочного чехла и сетки • эксплуатацию в зимнее время за счет использования утепленного подшлемника Производитель: Закрытое акционерное общество «Центр высокопрочных материалов «Армированные композиты» ЗАО ЦВМ «Армоком», Россия

Новый российский шлем 6Б47 «Ратник»

Хотя новейшая российская экипировка «Ратник» до сих пор проходит испытания, один из её элементов уже выпускается серийно — это защитный шлем 6Б47 «Ратник». Он отличается от предыдущих российских разработок своим весом, который составляет менее 1 кг и небольшими габаритами. Вместе с тем, данный шлем намного крепче, чем его более тяжёлые «собратья». Подобных характеристик удалось добиться за счёт использования новейших композитов для его производства.

Данный шлем имеет трёхслойную систему защиты. Внешний и внутренний слой сделаны из твёрдых композитов, между которыми помещён слой из арамидного материала. Данная каска по своей функциональности больше напоминает современный шлем лётчика. Она снабжена системой связи и монитором, на который проецируется изображение с оптического прицела.

Появление боевых шлемов во Франции

Вплоть до начала Первой мировой войны солдаты европейских государств обходились без защитных касок. От доспехов армия отказалась уже давно, поэтому шлем, защищающий голову, рассматривался как элемент старинного доспеха, которому не место в современной армии. Однако Первая Мировая война, которая получила неофициальное название «окопная», показала, что отказ от солдатских шлемов был опрометчивым решением.

Так как из окопов нужно было высовываться, солдатские головы первыми прочувствовали, как плохо им без надёжной защиты. Большинство солдатских смертей происходило именно от попаданий в голову. Видя, какие чудовищные потери личного состава происходят на войне каждый день, генералитеты европейских стран серьёзно забеспокоились.

Первые шлемы специального назначения были разработаны во Франции. До их появления французские солдаты носили суконные кепи, которые могли защитить голову только от непогоды. Первый французский шлем получил название «Адриана» и начал выпускаться серийно уже в 1915 году. Он был нецельнолитым и состоял из следующих частей:

  • Колпака;
  • Гребня;
  • Юбки.

Видя неожиданный успех по «реанимации» такого, казалось бы, устаревшего элемента защиты как шлем, страны-союзники поспешили закупить для своих армий огромное количество «Адриана». Закупили такую защиту следующие страны:

  • Россия;
  • Румыния;
  • Италия;
  • Португалия;
  • Великобритания.

Все вышеперечисленные страны, кроме Англии, были очень довольны защитными свойствами французских шлемов.

Английские солдатские шлемы

Военное руководство Великобритании, которое закупило большую партию французских шлемов, осталось весьма недовольным их защитными качествами. Была создана комиссия по разработке своего шлема, который был бы лучше, чем французский аналог. Возможно, что данное решение было принято из-за гордости британской военной аристократии, которая считала зазорным пользоваться на войне шлемами, которые придумали «лягушатники».

В отличие от французской модели, английский шлем был цельным и имел широкие края по всему периметру. Он прекрасно подходил для защиты в окопе, так как широкие поля защищали от попадания шрапнели и осколков сверху. Зато каждая атака в нем была очень рискованной, потому что шлем совершенно не защищал затылок, виски и уши. Так как в атаку английские войска ходили не слишком часто, данная каска не только понравилась английским военным, но и была принята на вооружение нескольких весьма дружественных Великобритании стран. Это были:

  • Соединённые Штаты Америки;
  • Канада;
  • Австралия.

Понятно, что у этих 3-х стран, в связи с тем, что они практически не участвовали в боевых действиях, каски были только для «порядка».

Каска СШ-68-стальной шлем образца 1968-года

Подборка фото стального шлема СШ-68 / СШ-68Н / «Заготовка»

Противоосколочный стальной шлем СШ-68 пришёл на смену СШ-60. Отличался от своего предшественника большей прочностью, большим наклоном лобной стенки купола и уменьшенными бортикам-краями отогнутых наружу. Окрашивался, как правило в зелёный цвет.

Появление шлема связано с унификацией оружия стран Варшавского Договора. Так среди этих стран стали отбирать оружия с наилучшими характеристиками. Во время отбора ГДРовский шлем М-56 при обстреле показал на 3-6% лучше характеристики по сравнению с советским шлемом СШ-60. В свзяи с этим Генеральный Штаб Министерство обороны СССР дал указания Техническому Комитету вещевого управления армии для разработки нового шлема. В 1965 году волгоградский Министерства черной металлургии взялся за создании, чьи исследования показали, что одной формы для увеличения пули стойкости не достаточно и завод обратился за помощью в ленинградский НИИ (Центральный Научно исследовательский институт материалов-ЦНИИМ) для улучшения стали для новых касок. Над проектом работали Д.К. Бельков, А. А. Светлакаова, Л.И. Воронкова, П. И. Широких и другие.

Масса шлема СШ-68 составляет 1300 грамм, плюс дерматиновый подшлемник 200 грамм. Новый шлем обеспечил защиту от холодного оружия и осколков с массой 1 грамм до 250 метров, и пуль на излете. Шлем СШ-68 состоял на вооружении стран Варшавского договора. На данный момент состоит на вооружении Китая, Северной Кореи, стран бывшего СССР, Индии и других странах. В России данная модель заменяется шлемом 6Б27. Первый образец был представлен в 1966 году, которых сохранил подшлемные ремни Д.Г. Белякова от шлема СШ-60. В 1967 году шлем прошел баллистические испытания на пробитие, была создана техническая документация по нему и уже в 1968 поступил на вооружение СССР и стран Варшавского Договора. Среди солдат каска получила прозвище «гэдэровка» и «афганка», а США прозвали ее «conehead»-коническая голова и «egghead»-яйцеобразная голова.

Шлемы изготавливается трех размеров: 1-ый размер до 55 см, 2-ой размер до 56-58 см, 3-ий размер до 59 см и выше.

Каска СШ-68М

СШ-68М под индексом ГРАУ-6Б14 для армии стала модернизации каски СШ-68 посредством усиления арамидной тканью с внутренней стороны каски. Над проектом модернизации шлема работало ГУ НПО «Специальная техника и связь» После модернизации масса каски увеличилась на 400 грамм до 1900 грамм. Так же была усовершенствована система ремней, теперь подшлемник крепился на 4 заклепки, а не на 6 как раньше. Новый шлем обеспечил 1-ый класс защиты и может защищать от пуль пистолета Макарова и револьвера Наган и стальных осколков с массой в 1 грамм летящих со скоростью до 400 м/с.

Каска СШ-68Н «Заготовка»

Стала дальнейшей модернизацией Шлема СШ-68М для МВД посредством большей защиты арамида на 100 грамм. Вес шлема стал составлять 2000 грамм. Так же изменению подверглась система ремней, которую заменили на пластиковые карабины и пластиковый подбородок. Над модернизацией работал НИИ «Стали». Защита достигла 2-го класса защиты за счет комбинации стали и арамида.Ношение шлема возможно с шапкой.

Современные модели российских военных касок

Так как в настоящее время касок СШ-68 гораздо больше, чем это требуется российской армии, их производство прекращено. Теперь российская военная промышленность осваивает производство новых моделей шлемов, которые выполнены из новых и современных материалов на тканево-полимерной основе. Новые модели касок гораздо легче и удобнее, чем их стальные аналоги, а главное — их защитные свойства превосходят свойства касок из стали.

Первый шлем, который был произведён в России с использованием современных материалов, называется 6Б7. Он поступил на вооружение российской армии ещё в 2000 году. Подобную защиту получали российские спецназовцы, части ВДВ, морская пехота и прочие подобные подразделения.

В настоящее время конструкторы НИИ «Стали» занимаются доработками уникального шлема «Ратник-БШ», который не имеет мировых аналогов.

Появление боевых шлемов во Франции

Вплоть до начала Первой мировой войны солдаты европейских государств обходились без защитных касок. От доспехов армия отказалась уже давно, поэтому шлем, защищающий голову, рассматривался как элемент старинного доспеха, которому не место в современной армии. Однако Первая Мировая война, которая получила неофициальное название «окопная», показала, что отказ от солдатских шлемов был опрометчивым решением.

Первые шлемы специального назначения были разработаны во Франции. До их появления французские солдаты носили суконные кепи, которые могли защитить голову только от непогоды. Первый французский шлем получил название «Адриана» и начал выпускаться серийно уже в 1915 году. Он был нецельнолитым и состоял из следующих частей:

  • Колпака;
  • Гребня;
  • Юбки.

Сразу же после появления шлемов потери французской армии существенно сократились. Например, общее количество раненых уменьшилось на 30%, а убитых – на 12-13%. При этом стоит учитывать тот немаловажный факт, что французский шлем был предназначен вовсе не для защиты от пуль. Он, конечно, мог отрикошетить пулю, которая попадала в него по боковой траектории, но прямое попадание не выдерживал. Зато шрапнель и осколки от гранат его не пробивали.

Видя неожиданный успех по «реанимации» такого, казалось бы, устаревшего элемента защиты как шлем, страны-союзники поспешили закупить для своих армий огромное количество «Адриана». Закупили такую защиту следующие страны:

  • Россия;
  • Румыния;
  • Италия;
  • Португалия;
  • Великобритания.

История пожарных касок в России

До войны с Наполеоном российские пожарные защищали головы шлемами, предназначенными для полиции. Лишь с 1820 года в обиход вошла именно шлем-каска пожарного-спасателя французского образца. По новому дизайну каску для брандмейстеров, начальников пожарных команд, стали выпускать только с 1850 года. Первым таким шлемом стал головной убор Людвига Эртеля, начальника столичной пожслужбы. Он был сделан полностью из меди, впереди был нанесен государственный герб. После того как подобный вид головных уборов поступил в регионы, герб на нем заменили символикой городов. Например, в Санкт-Петербурге это был скипетр и два якоря, в Киеве – Архангел Михаил и корона, в Харькове – рог изобилия и корона. Такие медные каски были больше элементом парадной формы, чем рабочим аксессуаром, поэтому их всегда держали до блеска начищенными. В конце 80-х годов 19 века медь заменили бронзой, а в качестве декоративных элементов добавили чешую.

В начале советского периода пожарные испытывали острый недостаток в обмундировании, поэтому руководство страны вынуждено было просить о помощи военное ведомство. Каска как непосредственный защитный аксессуар пожарного появился в нашей стране лишь в 1923 году. Чтобы повысить прочность конструкции, пайку в ней заменили точечной сваркой. В основе остался все тот же французский вариант. В нем изменили лишь размер гребня и форму козырька. Вместо императорского герба каску украшал герб СССР. В качестве материала была выбрана латунь. Для руководящего состава металл хромировали. В производстве было три размера. Вес головного убора составлял 800 г. Постепенно латунь заменили железом, толщина металла при этом была 0,5 мм.

Согласно ГОСТу верхнюю часть шлема покрывали огнеупорным черным лаком, для повышенной защиты было предусмотрено два козырька, передний и задний.

В начале войны огнеборцы в СССР лишились собственных головных уборов. На смену им пришли солдатские каски. Лишь в 1961 году возобновили выпуск аксессуаров для пожарных. Новые модели получили маркировку М-103-61. Последние цифры на шлеме пожарного менялись в зависимости от партии и обозначали год выпуска.

От металлических головных уборов в нашей стране ушли еще в 1973 году. Именно тогда конструкторами и инженерами были разработаны модели из поликарбоната. Современные каски делают из синтетических материалов повышенной огне- и ударопрочности. В основе – облегченный пластик. Общий вес головного убора вместе с защитной маской не превышает 1,1 кг. Плюс современных шлемов – возможность крепления дополнительных элементов.

Устройство касок

Каски военных лет всегда были предметом для исследований историков и археологов, которые досконально изучили все особенности строения и формы средств индивидуальной защиты солдата, широко используемых не одну тысячу лет. Научные исследования дают основания полагать, что главная часть конструкции защитного шлема много веков оставалась неизменной. Изменения коснулись только формы. Она зависела от развития вооружения и поражающих средств, от которых была обязана защитить.

В качестве материала для изготовления касок использовался металл. Это были тонкие листы бронзы или меди, которые со временем были заменены стальными или железными. Именно каски из железных листов использовались всеми армиями мира до 80-х годов двадцатого века. Позже военные каски и шлемы стали изготавливаться из таких современных материалов, как титан, кевлар, тканевые полимеры, соединение титана с алюминием.

Внутреннее устройство каски представлено специальной кожаной деталью, крепящейся с помощью заклепок по окружности в нижней внутренней части изделия. Эта часть каски получила название “тулейка”. Она ответвляется с помощью прорезей на несколько соединенных шнурком лепестков. Основные функции, которые выполняют тулейка и лепестки:

  • обеспечение сбалансированной посадки каски на голове;
  • предотвращение контакта головы с металлическим листом шлема;
  • смягчение силы ударов осколков и камней по наружной части каски.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.