Одежда средневековья: что носили мужчины и женщины? мода средневековья

Алан-э-Дейл       30.07.2022 г.

Особенности гербов

Герб рыцаря изображали на щите и сюрко. Главная его часть была геометрической формы, а расписывали его разными красками, изображая геральдику и символические картинки. Если щит герба состоял из нескольких цветов, то и сюрко шили из материи таких же оттенков. Сначала гербы использовали только во время военных походов, но позже они перекочевали в повседневную жизнь. Их изображали на мебели и костюмах, чтобы подчеркнуть титул и звание рыцаря.

Так как всадники появлялись на ринге или поля боя, закованные в доспехи, их нельзя было различить — они выглядели одинаково. И поэтому изобрели гербы — отличительные знаки, которыми украшали щиты и шлемы. С ними связаны многие истории о рыцарях. Один известный крестоносец, австрийский герцог, во время боя так испачкался в крови, что его белая одежда осталась чистой только под поясом. По возвращении домой он сделал себе новый герб: белый пояс в красном поле.

Знаменитый Арагон получил новый отличительный знак тоже на поле боя.

В качестве восхищения его мужеством король Карл Лысый обмакнул пальцы в рыцарской крови и провел ими по золотому гербу воина. Самые сложные рисунки были у рыцарей, которые совершили выдающиеся поступки.

Основой герба был щит.

Его форма зависела от страны, где проживал воин:

  • овальный — Италия;
  • треугольный — Нормандия;
  • квадратный с закругленным низом — Испания;
  • четырехугольный с заостренным концом — Франция;
  • фигурный — Германия.

Гербы отделывали мехами, драгоценными металлами и камнями, эмалью. Они могли быть однотонными или разноцветными, скошенными или пересеченными. Используемые оттенки символизировали качества, которыми обладал рыцарь.

Красный — страсть и мужество, зеленый говорил о свободолюбии и надежде, голубой означал ясность ума и величие, пурпурный — власть, золото указывало на знатность и богатство, серебро подразумевало благородный характер, черный — скромность и печаль.

Чем древнее и богаче род всадника, тем больше узоров изображали на его гербе.

Определение распространенных рисунков:

журавль — осторожность;
лев — отвага и сила;
гриф — свирепость;
единорог — непобедимость;
волк — злость;
кошка — независимость;
петух — воинственность;
павлин — хвастовство;
кабан — бесстрашие.

Появление в Европе стальных шлемов

Началом широкого распространения в Европе защитной экипировки, выполненной из железа, считается Раннее Средневековье, наступившее, как это принято считать, после падения в 476 году Западной Римской империи. Боевые шлемы, создававшиеся в ранний период этой эпохи, отличала характерная особенность ─ в их основе лежал каркас из толстых стальных полос, поверх которого крепились металлические сегменты. Подобная конструкция обеспечивала им надёжность и упрощала процесс изготовления, но и значительно увеличивала вес изделия.

Только в VI веке европейские оружейники отказались от каркасной конструкции и перешли на изготовление нового вида шлемов, склёпанных или спаянных из нескольких сегментов. Нередко мастера дополняли их наносниками ─ узкими, вертикально расположенными металлическими полосами, предохранявшими лицо воина. Эту новинку впервые стали использовать скандинавы и англосаксы, и лишь в течение последующих двух столетий она получила распространение среди остальных европейских народов.

Идеал красоты, к которому стремились женщины Средневековья

Как одевались девушки в Средневековье? В раннюю средневековую эпоху представительницам прекрасной половины человечества запрещалось демонстрировать свою красоту, поэтому женская одежда представляла собой свободные костюмы, под которыми не было видно очертаний тела. Волосы женщины полностью убирали под чепчик, а на лице не должно было быть никакой краски.

Кроме того, красивой считалась та представительница прекрасного пола, которая имела вытянутое лицо, высокий лоб и смиренный взгляд. В те годы многие женщины для того, чтобы лицо казалось вытянутым, сбривали волосы возле лба, а также брови. Наличие выступающей груди считалось признаком женщин из народа, а аристократкам полагалось быть худыми и совершенно плоскими.

Супермены Средневековья

Вскоре полководцы всего мира обнаружили: защищённая доспехами кавалерия, вооружённая длинным копьём и атакующая с помощью таранного удара, стала самым эффективным родом войск. Настолько эффективным, что окупала немалые затраты на вооружение и подготовку всадника. Бронированные наездники могли разбить пехоту, значительно превышающую их числом.

Если в начале Тёмных веков Средневековья пехота ещё продолжала играть существенную роль, включая в свой состав свободных подданных короля, то по мере совершенствования доспехов и вооружения тяжёлая конница становилась всё более важной частью армий того времени. Причём не только в Европе

Битва при Гастингсе

Появление тяжёлого рыцарского копья завершило создание комплекса вооружения бронированной кавалерии. В отличие от копий Античности и раннего Средневековья, новое оружие было предназначено только для таранного удара, достигало в длину четырёх метров, имело массивный наконечник, который мог пробить даже тяжёлые рыцарские доспехи. После этого оружейникам оставалось лишь совершенствовать броню всадника и его лошади. Популярная на протяжении столетий кольчуга уступила место доспехам из кованых пластин, которые затем эволюционировали в полные латы.

Значение изображений

Любые воинские атрибуты прошлого и настоящего всегда несут особый смысл. Рисунок тату доспехи – символ служения, обладания властью, а также божественного покровительства. Сегодня нарисованные доспехи служат броней для души, инструментом защиты от неприятностей и любого зла. Это способ выражения жизненной философии.

Рисунки и фотографии, даже оригиналы доспехов можно увидеть в многочисленных галереях, альбомах по искусству, на гравюрах и живописных полотнах. Тату доспехи может отражать реальный исторический тип военного облачения или быть идеей из фэнтези, даже научной фантастики как киберкостюм будущего.

Основная цель – показать свою внутреннюю силу, обеспечить визуальную защиту. Это не говорит о том, что носитель не уверен в себе. Скорее, это желание выделить элемент духовной стойкости. Тату доспехов, как правило, сопровождается изображениями геральдики – трилистника, руны, коловрата, герба. Из-за такого элемента все значение картинки в корне меняется.

Для мужчины тату доспехи означают стремление быстро решать проблемы и стратегически мыслить. Им не чужда удаль и умение двигаться вперед назло опасности, что говорит о достойном уровне смелости. Возможно, такому человеку свойственны риск, азарт и боевая хватка. Они умеют брать скоростью и натиском.

Клюнийцы и цистерцианцы

Аббат Бернон получил в подарок от герцога Аквитании имение в Верхней Бургундии. Здесь, в Клюни, основали новый монастырь, свободный от светской власти и вассальных отношений. Монашеские ордена Средневековья переживали новый подъем. Клюнийцы молились за всех мирян, жили по уставу, разработанному на основе положений бенедиктинцев, но более строгому в вопросах поведения и распорядка дня.

В XI веке появился монашеский орден цистерцианцев, взявший за правило следование уставу, своей жесткостью отпугивающему многих последователей. Число монахов сильно возросло за счет энергичности и обаяния одного из лидеров ордена, Бернарда Клервоского.

Индийская роскошь

Одним из главных признаков высокого положения индийских аристократов и воинов был катар – кинжал с поперечной рукоятью.

Впрочем, катар был не только предметом роскоши, но и хорошим вспомогательным оружием – его обычно использовали наряду с мечом или саблей, чаще всего – с традиционным тальваром.

Конструкция катара хорошо защищала руку, позволяя использовать его в какой-то мере как щит. Устройство рукояти позволяла прочно держать оружие даже во вспотевшей руке.

Катар был очень эффективен в ближнем бою. Нанося короткие колющие удары, он причинял глубокие раны и вызывал обильное кровотечение. Особенно тяжёлыми раны получались, если владельцы использовали механизм, позволяющий лезвию кинжала разделяться.

Пластинчатые латы

Донато Джанкола облачил толкиновского Фарамира в сверкающую кирасу.

В 15 веке качество бригантин улучшилось. Пластины приобрели трапециевидную форму и стали плотно подгоняться по фигуре. Иногда пластины даже перекрывали друг друга, обеспечивая улучшенную защиту. Число пластин в доспехе возросло до 100-200, а потом и до 500 штук. Но все это, конечно, были полумеры. Настоящую защиту могли дать только крупные, объемные, цельнокованые детали.

Еще в 13 веке в Европе кольчуги иногда усиливали обширными наплечными и нагрудными пластинами (когда воину, владельцу доспехов, это позволяли средства). Кроме нагрудников и наплечей, из сплошного металла изготавливались наручи, поножи, набедренники и иные элементы. Чаще всего сплошные элементы брони дополнялись кольчужными или кожаными фрагментами. В Европе рано оценили преимущества жесткого бронирования. Мастера не прекращали воплощать новые идеи, пока не довели принцип до логического окончания, сделав доспех действительно сплошным. Отныне он был сочленен из отдельных деталей и закрывал все тело.

Большинство рыцарей теперь желало иметь такие и только такие доспехи. Это было обусловлено и тактикой действия рыцарской кавалерии. Тяжелая кавалерия атаковала в сомкнутом строю глубиной в несколько рядов. При этом король нередко считал важным находиться в первом ряду. Ведь по европейской традиции представители наиболее обеспеченного класса — высшей аристократии — не только лично участвовали в сражениях, но и, в отсутствие оных, ежегодно должны были биться на турнирах. А что произойдет с командиром, скачущем впереди на лихом коне, если он окажется выбит из седла? Всадник грохнется прямо под ноги коня собственного оруженосца, а по сравнению с ударом подкованного копыта любая палица — пустяк!

Полные сочлененные латы не только обеспечивали высокий уровень защиты в рукопашном бою. Главное, они выполняли функцию своеобразного экзоскелета (подобного природному панцирю жуков), и тем самым резко повышали живучесть воина, спешенного во время кавалерийского сражения.

Первые “классические” пластинчатые рыцарские доспехи появились еще в 13 веке. Но в ту пору они были доступны только королям. И то не всем, а только самым обеспеченным! С начала 14 века полное вооружение могли себе позволить уже короли среднего достатка и многие герцоги, а в 15 веке это удовольствие стало доступно и для широких рыцарских масс.

Сплошные доспехи 15 века гарантированно защищали от стрел, пущенных из лука с любой дистанции. На расстоянии 25-30 метров латы выдерживали арбалетные болты и аркебузные пули. Они не пробивались дротиками, копьями и мечами (кроме двуручников), надежно защищали и от ударов. Пробить их можно было только тяжелым рубящим оружием (желательно — двуручным).

Хоуберк, превращенный в бикини — частый мотив женских фэнтезийных портретов (Кейт Паркинсон, обложка журнала Dragon).

К сожалению, подобная броня имела и недостатки, из которых наиболее весомый (в буквальном смысле) — нагрузка на воина. Весил сочлененный панцирь около 25 кг. Если же под него надевалась кольчуга, что было общепринято до конца 15 века, то общая масса защитного снаряжения достигала 32 килограммов!

Воин, закованный в такие тяжелые доспехи, был существенно ограничен в подвижности. В индивидуальном пешем бою латы скорее мешали, чем помогали, ибо одной пассивной обороной победы не достичь. Ну, а для нападения на врага нельзя уступать ему в подвижности. Встреча с легковооруженным противником, располагающим длинным оружием большой пробивной силы, ничего хорошего пешему рыцарю не сулила. Готовясь принять бой в пешем строю, рыцари снимали защиту, по крайней мере, с ног.

• Развенчиваем мифы о средневековых доспехах

Однако это всего лишь грубая и примитивная попытка создать представление о настоящих доспехах, из-за чего у множества людей и возникает ложная картинка рыцарской брони того времени – некой грузной, обременительной и жутко дискомфортной защиты.

Вот это уже лучше:

Этот красиво обработанный кислотным травильным раствором бронекостюм позднего средневековья уже не так похож на тяжеловесный панцирь, однако всё ещё создаёт впечатление громоздкой и неудобной брони. Тем не менее, он был создан специально для ношения и имеет определённые параметры, которые должны подходить под размеры хозяина, поэтому на человеке он будет смотреться намного лучше.

А вот это уже совсем другой разговор!

Знакомьтесь – это доктор Тобиас Кэпвелл, полностью облачённый в самодельные доспехи, созданные по подобию скульптурного изображения, датируемого 1450-ми годами. Эта прекрасно подогнанная “вторая кожа” предназначена для защиты жизни и здоровья своего владельца на турнирных состязаниях или в пешем поединке. Вот теперь видно, насколько устрашающе могут выглядеть правильные доспехи – кажется, будто он и без меча способен обратить в бегство целую армию.

“Средневековая броня стесняла движения и была тяжёлой”

Должным образом созданная броня не ограничивает движения своего носителя. Более того, вышепредставленные доспехи ещё и позволяют человеку увеличить амплитуду движения. Точный вес этого боевого снаряжения неизвестен, однако обычно средневековые воины предпочитали не надевать на себя броню тяжелее 30 килограмм. Хотя эта броня была мастерски создана из современных материалов, её дизайн полностью наследует панцирную защиту, созданную более 500 лет назад.

“Рыцари фактически дубасили друг друга, пока один из них не падал”

Методики исторического фехтования в западных и восточных странах немного разнятся. Вот, к примеру, гравюра 15 века немецкого мастера фехтования Ханса Тальхоффера, на которой демонстрируется приём “Mordschlag” (нем. смертельный удар) и противодействие ему. Конечно, колющие и режущие удары меча малоэффективны против полного комплекта закрытой брони, однако используя его в качестве молота, можно серьёзно оглушить противника рукоятью или гардой.

Вот “Mordschlag” в действии

Здесь показана как возможность этой разрушительной атаки, так и крепость брони – без неё череп человека давно бы лишился целостности. А так носитель брони (предварительно готовый к такому приёму) всего лишь потерял сознание из-за воздействия ударной мощи и не смог продолжать бой. Следует также учитывать, что рыцарей обучали приёмам рукопашной борьбы, работе с одноручными и двуручными орудиями, кинжалами, стилетами, ножами, методам для противодействия и способам противодействия противодействиям.

Вот это, наверное, является апофеозом средневекового искусства исполнения доспехов

Это боевое снаряжение было создано для английского короля Генриха VIII и его участия в пеших рыцарских состязаниях на турнирах. Возможно, кому-то эти доспехи покажутся нелепыми из-за дизайна стального зада, однако стоит лишь хорошо присмотреться, и вы поймёте, что это один из первых защитных бронекостюмов, который полностью скрывает уязвимую человеческую плоть от безжалостного острия оружия. Кстати говоря американское аэрокосмическое ведомство NASA подробнейшим образом изучала эти доспехи при создании первого космического скафандра.

Бехтерец и бригантина

Кольчужные доспехи долгое время использовались параллельно с кожаными, в 11 веке стали преобладать, а в 13 веке окончательно оттеснили кожу на второй план. Когда кольчуга стала доступна большинству рыцарей, кожаная кираса с нашитыми на нее железными пластинками стала надеваться поверх кольчужной рубахи. Так достигался более высокий уровень защиты от стрел. Общий вес защитного снаряжения увеличивался и достигал 18 кг. Учитывая, что даже такая (тройная!) защита легко пробивалась и топором, и кавалерийским копьем, большой вес комплекта был явно неоправдан.

К тому же прогресс кузнечного искусства позволил рыцарям в 14 веке сменить мечи каролингского образца на вдвое более тяжелые и в полтора раза более длинные риттершверты. Против полутораручных мечей кольчуга уже не годилась.

Броня, собранная из перекрывающих друг друга пластинок (Тодд Локвуд, деталь обложки D&D Adventure Game).

Оптимальным соотношением веса к уровню защиты обладала бы сплошная металлическая пластина толщиной 1,2-2 миллиметра, но такой элемент брони из железа можно было изготовить только методом сварки. Подобные технологии не были доступны. Для того, чтобы отковать из трех полос металла плоский клинок — уже требовалось большое искусство. Трехмерный же объект (шлем или кираса) изготовить одной ковкой несравненно сложнее. Иногда мастерам удавалось составить кирасу из нескольких элементов, которые соединялись между собой. Но такое изделие являлось буквальным произведением искусства, и было исключением из общего правила. К тому же искусных ремесленников было мало. В Западной Европе до 11 века отсутствовали крупные города, и, следовательно, были ограничены торговля, каменное строительство, сложные ремесла.

Мастеров, способных выковать из нескольких слоев металла крупный и надежный броневой элемент (тем более — криволинейный), в Европе не существовало до 14 века. Потому все детали доспеха собирались из плоских и небольших элементов.

В простейшем случае около 1500 небольших сварных чешуек соединялись кольчужными кольцами. Плетеный таким образом доспех (по аналогии с древнеримским его именовали “ламеллярным”) по-русски назывался “бехтерец”, напоминал чешую и обладал некоторой гибкостью.

Бехтерец закрывал грудь, спину и бедра бойца. При весе в 12 кг он выдерживал рубящие удары риттершверта, но от ударов копья, топора и палицы не спасал. Поэтому следующим шагом в развитии защиты воина стала широко распространившаяся с середины 14 века бригантина.

В ней все еще использовались плоские броневые элементы, однако их было только 30-40 штук. Пластины не соединялись между собой, а вкладывались в кармашки матерчатой куртки, образовывая заметные зазоры. Недостатком бригантины была и большая подвижность пластин относительно друг друга. Пластина распределяла удар палицы по поверхности доспеха, но в конечном счете он обычно приходился на ребра человека. Да и вражеский клинок мог соскользнуть в зазор между пластинами. Туда же могла попасть и стрела. Что же до копья, то пластины сами расходились под давлением наконечника.

В общем, бригантина значительно повышала защиту, но употреблялась в основном только поверх хоуберка, добавляя свои 10 кг к его и так немалому весу.

Когда-то эта чешуйчатая броня не была ржавой, а ее владелец — не был мертвым (Уэйн Рейнольдс, иллюстрация для сборника Monsters of Faerun).

Какую одежду надевали в средневековой Руси?

Одежда средневековой Руси для знатных особ была такая же, как и у европейских аристократов. Мужчины же из народа облачались в льняные рубахи и штаны из грубого полотна – порты. По краям рубаха украшалась разнообразными орнаментами и изображением символов-оберегов, а подпоясывалась она шнурком, а в праздничные дни – расписным поясом.

Женщины облачались в простые длинные платья и сарафаны прямого кроя из таких же грубых тканей, а под низ надевалась длинная льняная рубаха. Замужние женщины поверх платьев надевали паневу, представляющую собой юбку из нескольких отрезов ткани, подол которой был щедро декорирован.

Разновидности платьев готического периода

Готический период явил на свет 2 вида платье: платье киртл, лиф которого украшала длинная шнуровка, а рукава отдельно пристегивались, и платье роб, имеющее декольте, пышную юбку, поясок под грудью и шлейф.

В это время на свет появился и первый корсет, состоящий из металлических прутьев. Однако его роль сводилась к приданию такого вида фигуре, будто женщина была беременной, поскольку это время ознаменовалось культом беременности. Некоторые женщины даже подкладывали под платья небольшие подушечки, чтобы живот казался круглее.

Рукава платьев прикреплялись к наряду отдельно, они могли иметь зауженную форму и скрывать большой палец на руке или же были очень широкими, драпированными парчой и украшенными вышивкой.

Поверх платья, как и в эпоху раннего Средневековья, женщины надевали сюрко или упелянд, который появился в этот период. Последний предназначался для торжеств и имел меховую опушку.

Меч

Меч, воспетый в легендах о рыцарях, имел такую форму не столько из-за удобства ведения боя, сколько из-за того, что напоминал католический крест. Это имело огромное значение для рыцарей (вы уже знаете, что основные рыцарские ордена были созданы под влиянием Крестовых походов), которые также наносили изображение креста на свои доспехи и повседневную одежду.

Перевёрнутый меч в некоторых случаях использовался, как распятие, а рыцарь с обнажённым мечом должен был нести слово Божье в захваченных землях. Часть рыцарского кодекса заключалась в том, чтобы вести сражения за церковь и Бога, поэтому основная конструкция меча оставалась неизменной на протяжении веков.

Кстати, рекомендуем посмотреть на thebiggest.ru интересную статью про 10 видов смертоносного средневекового оружия.

9

История рыцарства[]

Рыцарство как военный и землевладельческий класс возникло у франков в связи с 

Дама помогает рыцарю надеть доспехи.

переходом в VII столетии от народного войска к коннице вассалов. Под влиянием церкви и поэзии оно создало моральный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов под влиянием появившихся духовно-рыцарских орденов превратилось в наследственную аристократию. Первыми из рыцарских орденов были госпитальеры и тамплиеры, паломники в Святую Землю.

Прообразом рыцарей в какой-то мере был класс всадников в Древнем Риме. Во франкском войске, в котором ещё в VII столетии доминировало пешее войско, конницу составляли дружинники короля. 

Свободный человек, становившийся вассалом приносил присягу на верность сеньору. С конца VIII столетия присяга требуется от всех, кто, получая бенефиции и поместья, становились вассалами. Карл Великий ещё использовал в войнах пехоту, однако уже Людовик I и Карл II собирали в поход только конницу. В 865 г. от вассала с большим наделом требовалась кольчуга или панцирь для принадлежности тяжелой коннице. Легкая конница могла прибывать с копьем, мечом, щитом и луком. Легковооруженные всадники, не будучи свободными вассалами, были гораздо ниже по положению. Из оброчного населения можно было подняться в министериалы, получив должность при дворе сеньора, нести службу в легкой коннице, а потом, заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжелую конницу и стать рыцарем.

Таким образом создался привилегированный класс дворовых слуг у богатых фео

«Шитье знамени»-картина нарисована Эдмундом Блером Лейтоном. Дама провожает рыцаря на войну.

далов. В разных странах необходимые условия для превращения в рыцаря а также темпы, способы расширения этого явления были разными в разное время.

В Германии министериалы из столетия в столетия являются классом, выше городских жителей, но ниже рыцарей. Их несвобода выражалась в том, что они не могли оставить службу по собственному желанию. Привилегии этого класса заставляли свободных и даже знатных людей добровольно подчиняться сеньорам на правах министериалов. Вскоре это стало массовым явлением. А в XIV столетии их несвободное происхождение было вообще забыто. Это могло стать проблемой, поэтому переход новых слоев невойскового населения в рыцарство Был остановлен в XII столетии. Постановлением Фридриха поселянам запрещалось носить копье и меч, даже купцы не имели права пользоваться мечом. Появляется понятие рыцарского происхождения. Часто требовалось, чтобы отец и дед были рыцарями.

Во Франции уважаемыми были владельцы знатных земель, феодов, другим признаком знатности было допущение к посвящению в рыцари. Хотя простые люди и становились иногда рыцарями, главным правилом было, что в рыцари посвящался владелец надела.

В Англии право посвящать в рыцари рано стало привилегией королей. Генрих III и Едуард I требовали обязательного посвящения в рыцари всех, кто владел годовым доходом с земли не ниже 20 фунтов. Факт владения землей взял вверх над происхождением.

После того, как рыцари стали высшим классом, несвободные всадники остановились на титуле оруженосца, как наивысшем для них. Сыновья же рыцарей были оруженосцами до совершеннолетия, когда их принимали в рыцари. Со временем, с усилением феодальной раздробленности, рыцарство «одичало» и появилось много рыцарей-разбойников, которые из своих замков, превратившихся в разбойничьи гнезда, атаковали соседей и купцов. Рудольфу Габсбургскому принадлежит честь истребления в Германии большого числа разбойничьих гнезд таких рыцарей-грабителей.

Со временем, с возникновением огнестрельного оружия и увеличением роли пехоты рыцари как военная сила перестали существовать, оставшись лишь аристократическим классом.

Щит

Первые щиты были лёгкими, сплетёнными из прутьев и обтянутыми кожей. Они защищали от стрел, но удары меча ими нельзя было отражать. Круглые щиты из дерева 40-70 см диаметром, укреплённые металлом, служили и для защиты, и для отражения ударов. Тяжёлые щиты (до 10 кг), как, например, у римских легионеров, были не только защитой, но и наступательным оружием — ударом такого щита воин сбивал с ног врага. Большие щиты-прикрытия разных форм укрывали от стрел, орудовать такими щитами было неудобно, за ним просто прятались.

Щит-капля

Щит-капля

Щит-капля, когда его носили на ремне через плечо, защищал всадника сбоку, освобождая ему руки для управления конём и действия оружием. Щит-капля не был тяжёл — его делали из дерева, обтягивали кожей и раскрашивали в разные цвета, часто изображая драконов и львов. Щит имел умбон, иногда укреплялся ободом и перекрещенными полосами железа. Форма щита повторяла форму тела — широкую в груди и сужающуюся к ногам, и щит защищал от стрел в первую очередь корпус воина

Форма капли были выбрана ещё и потому, что по площади такой щит был меньше, чем овальный или прямоугольный той же высоты, а значит, был легче, что было важно в бою

Большой каплевидный щит до конца XIII в. использовали на Востоке, защищаясь от стрел арабских и византийских лучников. На Западе в рыцарских поединках стал удобнее укороченный щит.

Укороченный щит

В середине XIII в. на смену большому щиту-капле пришли укороченные и более прочные щиты, которыми отводили удары копья и меча в рыцарских поединках. Обычной формой щита XIII в. был равнобедренный треугольник с закруглёнными «бёдрами», но встречались и другие формы. На щите изображали герб владельца. По щиту, главным образом, и опознавали рыцаря в бою.

Щиты рыцарей XIV–XV веков

В XV в. распространился щит тарч – прямоугольный или трапециевидный (30 х 40 см). Тарчи использовали чаще в поединках, чем в бою, в них делали выемки – упоры для копья. Арбалетчиков укрывали от стрел поставленные на землю большие щиты (150 х 60 см) – павезы, они служили и упором для арбалета. Рыцари пользовались фехтовальными павезами (60 х 40 см). Щиты делали из досок, их изгибали путём вываривания, затем обтягивали тканью или кожей, раскрашивали, а часто наносили рельефные изображения составом, напоминающим папье-маше. Круглые щиты-рондаши (диам. ок. 60 см) обивали металлом и украшали чеканкой. Маленькие (диам. ок. 30 см) круглые «кулачные» щиты – баклеры служили для отведения удара меча в пешем бою. Богато оформляли парадные щиты, сделанные не для войны, а для военных смотров.

Щит-тарч с мальтийским гербом. Германия.
Конец XV в.

Фехтовальная павеза.
Австрия. 1490 г.

Щит-рондаш. Венеция.
1480–1490 гг.

Существуют ли рекомендации для нанесения тату с латами и доспехами?

Чтобы наколка не стала фатальной ошибкой для мужчины, важно учесть несколько основных критериев:

  • эскиз – несмотря на наличие множества крутых идей в интернете и в арсенале мастеров, нужно составить свой индивидуальный авторский эскиз;
  • цель и задача тату – перед тем, как забивать участок кожи латами и щитами, мужчина должен сформулировать, зачем это ему нужно, чего он ждет от рисунка;
  • эмоциональный посыл – при составлении эскиза и выборе стиля, цветов исполнения, нужно понимать, какие эмоции и впечатления должна взывать у зрителя наколка;
  • масштаб и пропорции – чем больше места на коже, тем масштабнее будет tattoo, чем больше рисунок, тем толще и чаще будут линии, черточки, другие детали;
  • цена – нательные рисунки высокого качества будут стоить приличных денег, к затратам лучше подготовиться заранее.

Важно! Прежде чем начинать работу, мастер должен протестировать используемые красящие вещества на аллергические реакции. Особенно это важно, если предполагается выполнение цветных эскизов.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.