Халифат

Алан-э-Дейл       30.07.2022 г.

Вторая волна

Как только ситуация в халифате успокоилась, арабы вновь хлынули в Северную Африку, находящуюся под контролем Византии.

Пятидесятитысячное войско под командованием Укбы ибн Нафи сумело взять город Кайруан и превратить его в кротчайшие сроки в главный форпост для дальнейшего военного продвижения. Эта же крепость стала и столицей новой области Ифрикии, находящейся на территории современного Туниса.

Защитив тыл, арабы двинулись дальше. И сумели захватить два крупных города – Буджию и Танжер. Но вскоре вспыхнуло восстание подчиненных берберов. Укбе ибн Нафи пришлось со своим войском отправиться на его подавление.

Война с кочевниками, которых активно поддерживала Византия, складывалась для арабов неудачно. Сначала в одном из сражений погиб сам ибн Нафи, а затем и Зухейр – присланный на его место полководец.

Культура

В эпоху возникновения и расцвета халифата захваченные и присоединенные им народы не потеряли свою культуру. Арабы активно впитывали знания и традиции их культурного наследия, связывали их в общее целое и развивали на основе своего языка и религии — ислама. Но официальным для Арабского халифата языком стал арабский. При дворе халифов была открыта школа переводчиков, ученики которой переводили на арабский язык великих мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. На основе информации, усвоенной из античных трактатов, они сделали множество открытий в области математики, медицины, астрономии. В математике арабов родилась такая наука, как алгебра. В астрономии арабы вычислили окружность Земли и определили расположение звезд. Ну а медицину арабов прославил знаменитый Ибн Сина или Авиценна, который создал единое руководство для медиков, основанное на объединении античных, индийских и среднеазиатских учений. Еще одна область науки и культуры, подвластная арабам — география. Они много путешествовали, для чего создали специальный корабль — дау, географические карты и разнообразные навигационные приборы. Именно от арабов мы многое узнали о Древней Руси, воспоминания о которой оставили их путешественники. Была развита у арабов и философия.

Образование халифата было поднято на высокий уровень: большая часть жителей обучалась грамоте (счету, письму, чтению) в сельских и городских школах. Правда, за обучение следовало вносить плату — небольшую и посильную. Основой обучения было чтение текстов из Корана и их написание под диктовку. Были в Арабском халифате и высшие учебные заведения — медресе, где ученики даже получали небольшую стипендию, питание и жилье.

Арабы были очень чистоплотными. Приняв от римлян традицию терм, они соблюдали ее еженедельно. Но они сохранили и философскую составляющую «банной» культуры.

Важное значение в жизни арабов имел этикет, особенно он соблюдался в культуре застолий. Отсюда в мировую культуру пришли такие правила, как пользование зубочистками, особенности перемены блюд, мытье рук. Завершение формирования культуры Арабского халифата привело к тому, что сложилась система мусульманского права или права халифата — шариат

Завершение формирования культуры Арабского халифата привело к тому, что сложилась система мусульманского права или права халифата — шариат.

С чего начался Арабский халифат?

Примерно в 630-х арабы начали устраивать регулярные вылазки за пределы родного Аравийского полуострова. Причина проста – молодому государству требовались ресурсы и новые территории.

Подчиняя себе другие земли, арабская знать получала доступ к «рогу изобилия»: рабов, пленников, которых можно было вернуть за богатый выкуп, а главное – дань, собираемая со всех захваченных народов.

В самом начале арабы достаточно лояльно относились к населению и устройству захваченных ими стран. Они не лезли в местные традиции, не устраивали массового переселения народов и отличались веротерпимостью. Более того, они даже перенимали некие элементы культа у покоренных чужаков.

Но позже ситуация начала меняться. Во всех покоренных государствах был запущен процесс арабизации местного населения. Наиболее быстро и относительно безболезненно это проходило там, где еще до образования халифата жили многочисленные арабские общины. Например, в Сирии, Палестине, Месопотамии и Египте. Примерно то же самое наблюдалось и с распространением ислама.

Христианство, иудаизм, зороастризм на подчиненных территориях начали постепенно угасать, хоть арабы и не преследовали представителей других религий.

Правда, иноверцы были сильно ограничены в правах.

Столь быстрое превращение халифата в крупную державу многие историки до сих пор называют феноменом. Дело в том, что на своем пути к величию арабы столкнулись с двумя самыми мощными государствами того времени – Византией и Сасанидской Персией. Но выходцам из Аравийского полуострова повезло. Обе эти империи были в упадке из-за многолетнего противостояния друг с другом и внутреннего кризиса. Арабы воспользовались слабостью грозных соперников, что вылилось в три волны завоевательных походов.

Крыло Англии

Государства часто сами добровольно шли под крыло сильной власти, которая имела самый передовой флот, сильную армию и стабильную экономику. Страна богатела, продавая вассалам технологии и готовые товары. Осуществляла вывоз капитала.  Одновременно по миру распространялся английский язык и форма государственного правления.

Первыми из-под власти Великобритании вышли Афганистан, Ирак и Египет. Вторая мировая война ускорила процесс деколонизации. В 1947 году Англия лишается Индии и Трансиордании, позже Бирмы и Цейлона.

Страны одна за другой получали независимость, но полностью не уходили из-под влияния Английской Короны. Практически все они вошли в «Британское Содружество наций», которое в наше время стало просто «Содружеством», в которое входит 53 члена.

Влияние Британской империи на развитие всей мировой цивилизации трудно измерить. Она привнесла европейскую культуру во все регионы земного шара. Для многих стран пример ее государственного устройства послужил эталоном построения собственной политики и формирования государственной власти.

Ислам как фактор, объединивший арабов

Раздробленность и разделенность всех территорий, постоянные конфликты друг с другом привели к тому, что очень многие люди в Аравии в это время осознали необходимость объединения. Такое объединение было возможным на религиозной почве. С 570 по 632 год в городе Мекка жил человек, который получил имя Мухаммед (Рис. 1). Именно его называют основоположником не только арабской религии, но и арабской цивилизации. Таким образом, Мухаммед стал основоположником новой религии – ислама. Именно ислам в начале VII века разработал новую религиозно-философскую доктрину, опиравшуюся как на доисламские учения и традиции арабских племен, так и на христианские и иудейские традиции. Можно проследить взаимосвязь ислама и христианства: например, исламские тексты упоминают библейских пророков под арабизированными именами, считая их предшественниками ислама.

Рис. 1. Картина Н.К. Рериха «Пророк Магомет» ()

Именно такое синкретическое понимание религии стало залогом успеха ислама на территории западной Аравии, а затем и всего будущего арабского мира. Однако борьба между Мухаммедом и его видением религии и теми людьми, которые населяли в это время Аравию, не могла проходить мирным образом. Мухаммеду даже пришлось в 622 году бежать из своего родного города Мекки. Именно эта дата – 622 год – является моментом, с которого начинается отсчет истории исламской цивилизации и исламской культуры. Этот год также называется «хиджра», то есть «бегство», он стал точкой отсчета в исламском летоисчислении. Датируются события в исламском мире до сегодняшнего дня не по годам от рождества Христова, а по годам хиджры.

Из Мекки Мухаммед со своими сторонниками переехал в город Ясриб. Этот город стал называться Медина («город пророка»). Мекканцы поняли, что сторонники Мухаммеда, которые стекаются в Медину, вполне могли бы стекаться и в Мекку. В 630 году Мухаммед был приглашен обратно. Он вернулся в свой родной город, но настоял на том, чтобы именно ислам был признан официальной религией не только в Мекке, но и на тех территориях, на которые этот город распространял свое влияние. Именно в 630 году, когда Мухаммед возвращается в Мекку, начинается отсчет существования общего арабского государства. Это государство имело форму имамата (в одних руках сочеталась светская и религиозная власть). Имамат – это форма исламской теократии. После смерти Мухаммеда в 632 году к власти приходят его наследники или заместители – халифы. Первые четыре халифа, так называемые праведные халифы, правили в то время, когда арабский мир очень быстро расширяет свои границы. Халифы Абу Бакр, Оман Осман и Али, правившие до 661 года, внесли огромный вклад в распространение религии ислама на территории не только Азии и Северной Африки, но и на прилегающие территории Европы. Ислам оказался очень популярной религией благодаря тому, что исламское государство очень быстро набирало силу (Рис. 2).

Рис. 2. Первые халифы – Омар и Абу Бакр (Источник)

Росту популярности ислама не помешала даже гражданская война, которая началась в халифате в 650-е годы. Два последних праведных халифа (Осман и Али) были убиты во время междоусобиц в 656 и 661 годах. Все это не помешало расширять территорию Арабского государства. Под руководство Мекки и халифов перешла вся территория Аравии, а затем были завоеваны новые земли.

Завоевательные походы арабов в VII веке:

v 640 год – завоевание Палестины и Сирии,

v 642 год – завершение покорения Египта,

v 649 год – завоевание Карфагена,

v 651 год – распространение власти на территории современного Ирана (Рис. 3).

Рис. 3. Территории Арабского халифата (

)

Переход от воинствующего сознания на мирное

Многие понимали, что действия правящей династии не соответствуют исламским канонам и нужно было предпринимать какие-то действия. На тот момент положение арабов на завоеванных территориях только усугублялось, так как им приходилось платить налоги, и большую часть времени они находились в постоянной боеготовности.

Важно!

Халифат, созданный для войны, не является халифатом, его главная задача создать лучшие условия жизни для людей, проповедующих ислам.

Арабский халифат – стал школой для воинов профессионалов. Их основной задачей и работой было завоевание других народов и покорение неверных. Также воинам запрещалось иметь свои земли и вести оседлый образ жизни, это полностью ограничивало их мышлением и в любом случае им приходилось кочевать с войском.

В последствие династия Омейядов исчезла и к власти пришли новые правители, которые решили выбрать мирный путь. Все запреты были сняты и исламский народ направили по мирному пути.

Нужно понимать, что халифат создается не для войны и поиска наживы, а как государство, которое сможет создать для своего народа лучшие условия жизни мирными инструментами. Именно это и пропагандировал Мухаммед, которые старался внушить своим пророкам правильные действия в отношение приближенных.

Читайте еще: Медсправка для водительских прав: как получить в 2019 году

Для большинства читателей простыми словами донести что это такое халифат очень трудно. Касаясь истории возникает множество спорных вопросов.

Арабский халифат и исламизация

 Арабский халифат — феодальное теократическое арабо-мусульманское государство, возникшее в результате арабских завоеваний в VII-IX вв.

После смерти Мухаммеда государство возглавили халифы (по-арабски — «заместитель, преемник»), которых первоначально избирала община верующих из сподвижников пророка. Несмотря  на внутриусобицу, ислам распространяется. Перейдя через Гибралтар, арабы завоевали Испанию и, пройдя через Пиренеи, вторглись во Францию, где лишь в битве при Пуатье (732 г.) их победоносное продвижение было остановлено.

К 750 г. владения халифата (Арабского государства) раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая, Столицей халифата первоначально была Мекка, затем Дамаск в Сирии. Причиной побед стал, с одной стороны, ислам, сплотивший арабов, а с другой стороны, то, что главные противники арабов — Византия и Персидское царство — были давними соперниками и истощили друг друга во взаимных войнах, население было разорено налогами и не оказывало арабам серьезного сопротивления. В ходе завоеваний ислам превратился в мировую религию.

Арабские завоевания зиждились на весьма прочной основе, завоевание шло параллельно с исламизацией завоеванных народов. И если вначале, во времена пророка, едва ли не важнейшим побудительным стимулом для завоеваний была погоня за военной добычей, которая одна только могла возместить убытки, что понесли арабские города от упадка торговли, то позже обстоятельства изменились.

Распространение ислама достигалось разными способами, В районах близких, где издревле обитало немало арабов или родственных им семитских племен, исламизация практически свелась к арабизации. Сложнее обстояло дело в Ливане, где сравнительно сильные корни пустило христианство, но и там процесс шел достаточно успешно. Примерно такой же была ситуация в северной Африке — с той лишь разницей, что местное население здесь (особенно в долине Нила) не было семитским.

В Испании исламизация шла за счет экономических привилегий, которые были установлены для перешедших в ислам. Эти привилегии, во всяком случае вначале (позже они были пересмотрены либо отменены), сыграли очень существенную роль. Вся земля в халифате была объявлена государственной собственностью. Как правило, все земли оставляли их прежним владельцам. Рента-налог почти со всех земель стекалась в казну халифа. Но мусульмане в качестве налога платили ушр — одну десятую часть дохода, а все остальные — харадж, размер которого колебался от одной до двух третей урожая, а также подушную подать (джизию). Торговая пошлина для мусульман тоже была льготной (2,5% против 5% для остальных).

Исламизация сильно унифицировала образ жизни, систему семейных и общественных отношений, этику, право на всей территории халифата.

Арабский халифат постепенно сформировался в огромную державу, объединившую силой оружия ряд стран Азии, Африки  и Европы. Эти страны были населены народами, имевшими различное историческое прошлое, с несходным образом жизни и верованиями, языками и обычаями.

Верховным собственником всех земель халифата являлось государство. Существовало несколько категорий землевладения, которые делились на облагаемые налогами общинные земли и условные землевладения, получаемые воинами за службу.

Во второй половине VIII-IX вв. Арабский халифат переживал кризис, вызванный внутриполитической борьбой за власть среди потомков Мухаммеда, значительным социальным расслоением и неравноправным положением мусульман неарабского происхождения. В результате, к концу IX века халифат распался на ряд независимых государств.

Вы смотрели конспект по всеобщей теории «Арабский халифат и исламизация». 

Вернуться к списку конспектов по Всеобщей истории.

Расцвет

В 750 году к власти пришла династия Аббасидов, происходившая от дяди пророка Мухаммеда. При них Арабский халифат стал общемусульманским государством, а ислам – интернациональной религией. Столица халифата была перенесена в Багдад.

Халиф в Арабском халифате обладал неограниченной верховной властью. Он был не только главой государства, но и религиозным лидером, главнокомандующим, судьей и прочее. Провинциями халифата управляли эмиры и султаны, назначаемые лично халифом. В их обязанности входили сбор налогов, руководство местной администрацией и командование армией.

В период правления Аббасидов бурное развитие получили наука и культура. С конца VIII века началась активная работа по переводу значимых греческих, персидских и индийских трудов на арабский язык. Халифы всячески поощряли развитие науки и искусств, допуская свободу мысли.

В начале VII века повсеместно стал использоваться арабский язык и были составлены первые упорядоченные грамматики. Благодаря этому ученые из разных регионов халифата получили возможность общаться на одном языке.

В эпоху «Золотого века ислама» мусульманские ученые, философы, поэты, инженеры и купцы внесли весомый вклад в мировую науку, медицину, математику, астрономию, философию, сельское хозяйство и другие отрасли. Практическое значение их достижений помогло развитию халифата.

Литература и каллиграфия

Направлением всей культуры мусульман можно назвать стремление к красоте и совершенству. Поступки арабы оценивали по Корану, а характеристику человеку давали по его делам и отношению к окружающим. Их мудрые изречения записаны в книгах, сборниках стихов.

Много внимания на уроках в классах учителя уделяли каллиграфии. Дети и взрослые учились красиво писать, это умение считалось настоящим искусством. Религиозные фразы наносили на разные предметы:

  • монеты;
  • керамические плитки;
  • стены;
  • тарелки;
  • деревянные и металлические пластины.

Наиболее известной является поэзия мусульман. Почти все книги состоят из стихотворений. Даже научные труды по медицине, экономике, математике и философии содержат рифмованные строки. Популярными стали панегирики и эпическая поэзия. В этом государстве создали знаменитый сборник сказок Шахерезады «Тысяча и одна ночь».

История возникновения Арабского государства

Арабы, как группа племен, возникают задолго до начала эпохи средневековья. Еще в I тысячелетии до н.э. на территории современного Аравийского полуострова возникают первые государства. Но племенные объединения здесь существовали и ранее.

Основным видом деятельности для арабских племен этой эпохи была посредническая торговля. Именно этот фактор предопределил возвышение государств, расположенных на территории современного Йемена. Например, Химьяритское царство. Арабы в это время занимались торговлей между Эфиопией, Индией и территориями Ближнего Востока. Это позволяло накапливать значительные богатства, но в то же время приводило к тому, что три очень развитых региона Древнего Востока оказывали на зарождающийся арабский мир свое влияние. Например, в начале I века н.э. на территории Эфиопии появляется христианство. Ближний Восток влиял на арабский мир благодаря серьезному движению иудаизма.

Что касается индийского влияния, то оно осуществлялось со стороны науки и философии. Именно это привело к тому, что в арабском регионе между собой соприкасаются и сталкиваются различные религиозные учения. Все это дополнялось религиозными учениями самих арабов, которые также играли значительную роль.

Единое государство, которое бы охватывало весь Аравийский полуостров, в это время так и не сложилось. Государства были не очень многочисленными, и у них не было поводов для объединения. Наоборот, они соперничали друг с другом за торговые пути. На рубеже эр многие из этих государств переживали период упадка, связанный с климатическими изменениями.

В середине I тысячелетия до н.э. возвышается территория Хиджаза – района на западе Аравийского полуострова, прилегающего к Красному морю. Города этого региона также занимались посреднической торговлей. Большую роль там играли и такие отрасли хозяйства, как скотоводство и ремесло. Земледелие в Хиджазе было возможно далеко не всегда. В районе города Мекка земледелия не было вовсе. Там попросту не было плодородных земель, земли были непригодны для выращивания каких-либо злаков. Тем не менее, именно этот регион сыграл огромную роль как в истории Арабского мира, так и в истории человечества.

Мухаммад и новая религия

Постепенно язычество перестало устраивать арабов, и они стали пытаться создать новую религию.

В VI веке в городе Мекке жил Мухаммад, которому стал являться архангел Гавриил. Он передавал молодому человеку откровения Бога. Мухаммад передавал эти откровения жителям города и убеждал их оставить язычество и перейти в веру в единого Бога — Аллаха, и выполнять все его откровения, начав праведную жизнь и отрекшись от старой, раскаявшись в своих грехах. Но из всех горожан юношу поддержали только его друзья и родственники. Местные жители осудили его, обвинили в предательстве отеческой веры и хотели жестоко расправиться. Поддержку Мухаммаду оказал народ другого крупного города — Ясриба, где в то время общество раскололось на враждебные группировки. Новая вера давала им надежду на объединение. И он бежал в Ясриб, где смог примирить жителей. Жители Ясриба перешли в новую веру. Город был переименован в Медину, что означало просто «Город» или «Город Пророка».

Мухаммад несколько лет вел военные действия с Меккой и сумел покорить ее. Аль-Кааба осталась главной святыней арабов, но стала святым местом иной веры — ислама, а идолов возле нее Мухаммад уничтожил. Перед смертью он совершил хадж к аль-Каабе и приложился к черному камню.

Архитектура халифата

Самая богатая архитектура представлена арабскими дворцами правителей-халифов. Внешне они напоминают неприступные крепости: окружены стенами с башнями. Внутри же вид их совершенно сказочен: большие залы для приемов, уютные жилые помещения, бани и гаремы. Стены покрыты цветными орнаментами и напоминали ковры. На территории дворцов было много фонтанов и зелени. А дворы со всех сторон были оформлены колонными галереями. Везде царила удивительная роскошь.

Особое внимание следует отвести в нашем рассказе традициям арабской религиозной архитектуры, которые связаны с разработкой пророком Мухаммадом ритуала церемоний. И хотя мусульмане могут молиться Аллаху в любом месте, даже на открытом воздухе, все же в традицию исламской культуры вошло возведение специальных храмов — мечетей. За основу этого типа храма было взято строение дома Мухаммада

За основу этого типа храма было взято строение дома Мухаммада.

Багдад

Багдад быстро рос. «Для постройки города были собраны зодчие из Куфы, Васита, Басры, Сирии, Западной Персии» В результате он превратился в самый роскошный город мусульманского мира, который стали описывать путешественники, про который стали слагать легенды и рассказывать истории, самым ярким примером чему может служить памятник арабской литературы «Тысяча и одна ночь». Это был центр, куда стремились люди самых различных профессий — от плотников до ученых В IX-X вв. арабы впитывают научные знания и различные аспекты культур многих стран: Греции, Индии, Персии.

Багдад. Схематический план. А — круглый город 766—941 гг. с дворцом в центре; Б — пригород Карх; В — Багдад с 1095 г.Ворота: 1 — Баб ал-Муазем, 2 — Баб ал-Вастани, 3 — Баб ал-Халаба или Ворота талисмана, 4 — Баб ал-Шарки, 5 — дворец Аббасидов, 6 —медресе Мустансирия, 7 — -минарет Сук ал-Газаль, 8 — мавзолей шейха ас-Сухраварди, 9 — хан Ортма, 10 — мечеть — усыпальница Гайлани (1515 г.), 11 — мавзолей Зубейды, 12 — мечеть — усыпальница Мааруфа ал-Кархи (1215 г., перестроена в XVIII —XIX вв.)

Тот удивительный город времени Аббасидов мы можем себе представить только по описаниям современников и археологическим раскопкам, которые проходили вплоть до американского вторжения в Ирак в 1991 г. Первое, что бросается в глаза при изучении города, — его удивительный план. Он построен в виде круга с двойной стеной (в диаметре — 2638 м). Выезд из четырех ворот города был направлен на важнейшие города и

Багдад. Круглый город. План.

земли мусульманского Востока того времени — Куфу, Дамаск, Басру и Хорасан. В центре Багдада размещались государственные постройки — дворец халифа (Златые врата) с мечетью с зеленым куполом (Куббат ал-Хадра, Зеленый свод), государственные учреждения (семь диванов), дома ближайших родственников халифа. Над воротами и дворцом находился флюгер с изо­бражением всадника, который, скорее всего, демонстрировал могущество города и государства в целом.

Багдад, заложенный Мансуром на западном берегу Тигра, неподалеку от Ктесифона, по круглому плану, достигал в поперечнике 2,5 км. По словам арабских авторов, среди города стоял дворец со сводчатым айваном, подводившим к тронному залу под высоким зеленым куполом—отсюда название Куббат ал-Хадра. Есть основания думать, что композиция здания отвечала принципам сасанидского дворцового строительства, четко выявленным уже во дворце Куфы. Размеры дворца были 400 локтей, к нему примыкала мечеть 200 локтей шириной. Дворцовый ансамбль отделялся от жилых кварталов круглой стеной. Двойная внешняя городская стена была прорезана четырьмя воротами и укреплена 112 башнями — по 28 между воротами. К югу от города вырос пригород Карх, тоже обведенный стеной. Багдад — значительный культурный и экономический центр средневекового Востока, средоточие наук и искусства, составлял славу и гордость мусульманского мира. Он назывался Мадинат ас-Салам — «город мира». Закончив в 766 г. постройку столицы, Мансур приступил к строительству загородного дворца и мечети на восточном берегу реки; это место получило название Русафа.

Именно в плане Багдада была развито мусульманское понима­ние мира и места халифа в нем. Круг должен был показывать модель вселенной, центром которой стал дворец, где восседал на троне халиф. В этом архитектурном комплексе впервые мечеть была сдвинута в сторону. Аббасидский правитель стал наместником не Пророка на земле, а самого Бога.

Несмотря на высокое предназначение, Багдаду выпала тяжелая судьба — средневековый город-сказка до нас не дошел. «Судьба Багдада со временем разошлась с судьбой творения ал-Мансура, так и оставшегося уделом суверена, а затем практически заброшенного и в конечном счете разрушенного в ходе осады, которая повлекла смерть халифа ал-Амина».

В 1258 г. Багдад был разрушен монгольским ханом, а в конце XIV в. город пережил нападение Тимура. В результате древняя архитектура города не сохранилась, а самые старые постройки в современном городе появились относительно недавно.

Многие аббасидские правители строили резиденции в других городах. Несмотря на огромные затраты на строительство, жизнь комплексов была недолгой. Когда любовь халифа к ним ослабевала или если престол занимал новый правитель — двор, административный аппарат, войска и т.д возвращались в Багдад, а город, где возводилась резиденция, приходил в запустение. Ухайдир и Самарра — примеры таких городов-резиденций.

Елизавета открывает в Москве первый университет.

В годы правления Екатерины II (1762 – 1796г.г.) Российская империя значительно отодвинула свои границы на запад. В ее состав вошла Восточная Польша и остальная часть Украины. Было ликвидировано запорожское казачество.

В ходе Крымской войны Османская империя потеряла Крым, в состав империи вошла Кубань. Были основаны десятки новых городов, где открывались школы и гимназии для всех сословий общества.

Император Александр I запомнился победой над Наполеоном в 1812-1814 гг. Также при нем в состав империи вошли грузинские земли – Мегрелия и Имеретинское царство.

Были победы над Османской империей, в результате которых к России присоединили часть Персии – сегодняшнего Азербайджана. Очередная русско-шведская война завершилась расширением границ на территорию Финляндии.

Николай Первый защищал империю от вторжения персов в 1826 году. Война длилась два года и Армения вошла в состав Российской Империи. Была построена первая железная дорога.

При Александре II Россия воевала на Кавказе против чеченских горцев. В состав империи вошел Туркестан (Казахстан), Узбекистан, Таджикистан, Киргизстан и Туркменистан. Но империя лишилась Аляски, которая была продана Американскому правительству.

Было отменено крепостное право

Болгары и сербы до сих пор чтут имя этого императора, называя его царем-освободителем. Война с Османской империей закончилась освобождением Болгарии, Сербии и Черногории.

Власть в империи стала рушится в 1905 году, а Первая мировая война 1914 года ускорила этот процесс. Император Николай II отрёкся от престола. Власть в стране была объявлена народной, а на территории Российской империи возникло другая империя – Советский Союз…

Подпишись, поделись, поддержи сайт!

Читайте еще Жестокое усмирение Армении

Читайте еще Пять самых выдающихся пари в мире

Читайте еще Музей мерзкой еды

Читайте дальше Танцевальное безумие

Читайте дальше Иван-дурак и худое ведро

Читайте дальше Летучий человек. Реальная история

Читайте еще Топ три самых дорогих блюд

6.Британская империя. 1497 – 1949 гг.

Эта империя была самой крупной в истории человечества как территориально, так и по количеству населения. Захват в XII веке Англией Ирландии стал началом присоединения земель и образования Соединенного Королевства. В 1607 году у Англии появилась первая колония в Северной Америке — Виргиния, затем были Испания, Голландия, Португалия.

Английская Корона вступает в противоборство с Францией за торговое пространство и власть над колониями. Она лишают Францию Канады и начинает Ост-Индскую компанию, в итоге, Индия становится колонией Англии. Захвачен китайский остров Сянган (Гонконг). Результатом войны с Наполеоном стало решение Венского конгресса закрепить за Англией Капскую колонию в Южной Африке, а также Мальту, Цейлон и еще ряд территорий. В начале следующего века империя раздвинула границы своих владений, присоединив Австралию, Новую Зеландию и Южную Африку.

После Первой мировой войны под влиянием Великобритании оказались Ирак, Палестина, Трансиордания, Танганьика, частично Того и Камерун, Юго-Западная Африка, области Новой Гвинеи и острова Океании, Новая Зеландия. Под контроль империи попали Ближний и Средний Восток и государства Аравийского полуострова.

Своего наивысшего могущества империя достигла в 30-е годы XX столетия. Тогда общая площадь  её территорий достигла 34 млн. 650 тыс. кв. км. – это 22% поверхности земного шара, незанятого водой. Под властью империи оказалось 480 млн. человек.

Что такое Халифат — простыми словами

Настолько древняя форма правления государствам появилась после смерти Мухаммеда. Власть перешла в руки четырех халифов, которые разделили территорию на равные части и обязаны были нести наследие и его идеи в народ. На начальных этапах зарождения государственности и в средние века, халифаты были распространены и представляли собой небольшие образования.

Также Османская Империя носила статус халифата до 1924 года. В последствие к власти пришел первый президент, что ознаменовалось созданием демократического общества. Не многие понимают, что это такое халифат даже самыми простыми словами.

Читайте еще: Что значит, если водитель показывает ладонь с растопыренными пальцами

Ближний Восток – это территория, которая на протяжении всего существования человечества была во власти халифов. Но в современных реалиях такой вид государственности утратил ценность, так как в значительной степени прижимал права народа.

Восстановить халифаты решили террористические группировки такие как «Исламское государство» и «Аль-Каида». На данный момент были предприняты безуспешные попытки, но все это привело только к большим потерям, так как народ не хочет тоталитаризма в своей стране.

Интересно!

В 2014 году один из лидеров ИГ (запрещенная организация в РФ) сообщил о создании собственного халифата в Ракке.

Создание таких небольших государственных объединений в современных условиях только преследует единственную цель – завладеть природными ресурсами в частности нефтью. Поэтому любые попытки создания незаконных государств и халифатов ведет к вооруженным конфликтам и уничтожению всех террористических группировок.

Современный ИГ не ставит перед собой цель создать полноценное государство и помочь народу – это только личное обогащение и считать их завоеванные территории халифатом ни в коем случае нельзя.

Аль-Кааба — главный храм Арабского халифата

«Что это такое «аль-Кааба»?» — спросите вы. В переводе это слово означает «куб» или «четыре стены». «Почему?» — опять зададите вы вопрос. Ответ простой: это сооружение действительно имеет форму куба. Сделано оно из камня и имеет размеры основания 12х10 м, а высоту — 15 м. Углы Каабы располагаются соответственно сторонам света, и их названия связаны с расположением: северный — иракский, западный — сирийский, южный — йеменский. А вот главный — восточный угол называется по-другому — «черный». Это связано с тем, что в угол вмурована святыня арабов — черный камень, заключенный в серебряное обрамление. Он расколот на три части красновато-черного цвета.

Существует несколько версий об обретении камня. Некоторые считают, что это метеорит, а другие — что это дар. Дар Аллаха Адаму. Согласно известной истории из Ветхого Завета о грехопадении Адама, вкусивший яблоко вместе Евой, он был отправлен на землю. Только в вариации исламского вероучения они оба были сброшены на землю и попали в разные места, долгое время бродили по Земле в поисках друг друга. Адам раскаивался в свершенном и молил Бога о прощении. И однажды к нему явился Аллах. Он вручил Адаму белый яхонт. В глубине камня был виден рай. Именно для яхонта сын Адама возвел Каабу. Во время Всемирного потопа Аллах поднял ее в воздух, чтобы она не была разрушена стихией. За много тысячелетий Кааба не один раз разрушалась, но пророк Исмаил ее восстанавливал. Так почему же белый яхонт вдруг почернел и раскололся? В Мекку ходило много паломников. Во искупление грехов каждый стремился дотронуться до святыни рукою. От огромного бремени человеческих грехов камень поменял цвет, и рай в нем уже не виден. Но поговаривают, будто если человечество осознает греховность своего бытия и искупит все совершенные грехи, камень снова станет белым, и рай в нем станет виден всем.

Внутри аль-Кааба выстлана коврами, а на территории рядом есть священный колодец — Земзем. Доступ в Каабу разрешен всем, кроме христиан и иудеев.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.