Сторожевой корабль «ярослав мудрый» вернулся из полугодового похода

Алан-э-Дейл       26.07.2022 г.

Новым чипам – подержанное оборудование

Со слов источников «Коммерсанта», план по «Микрона» по развитию отечественного производства микроэлектроники и удвоению собственных мощностей заранее включает моменты, позволяющие сэкономить на тратах. Коснется это в первую очередь производственного «железа».

Отечественное производство кремниевых пластин получило шанс выйти на новый уровень. Хотя бы по объемам выпуска

По информации издания, «Микрон» намерен оснащать новые линии оборудованием, приобретенным на вторичном рынке. В частности, это будут установки травления, осаждения и фотолитографии.

С одной стороны, использование подержанного оборудования на новых линиях выглядит как попытка выжить в условиях антироссийских санкций, введенных иностранными государствами после начала спецоперации. С другой, в начале нынешнего десятилетия это стало повсеместной нормой. CNews писал, что вторичное оборудование для производства микросхем скупают компании по всего мира. Оно и стоит дешевле (хотя и не всегда), и задержки с поставками изменяются лишь парой месяцев, тогда как новое «железо» из-за повышенного спроса на него в условиях дефицита полупроводников приходится ждать годами.

Оценка проекта

Решение о строительстве многоцелевых сторожевых кораблей этого типа вызвало неоднозначную реакцию. С одной стороны, ряд специалистов указывает на то, что одновременно российский флот заказывает корабли сразу двух типов — фрегаты проекта 22350 и сторожевые корабли проекта 11356, что противоречит ранее провозглашённой политике стандартизации. Действительно, «разнотипье» оборачивается увеличением расходов на содержание и ремонт кораблей. Это подтверждено отечественной и мировой практикой.

С другой стороны, фрегаты проекта 22350 — корабли новые, и, несомненно, потребуется время для окончательной доводки всех их систем. Как показывает отечественная практика, процесс этот по разным причинам, начиная от недостаточного финансирования и кончая недобросовестностью некоторых контрагентов, может затянуться на годы. Фрегаты же проекта 11356 освоены промышленностью: шесть кораблей этого проекта для ВМС Индии построены Балтийским заводом и Судостроительным заводом «Янтарь» и успешно эксплуатируются. Конечно, российские фрегаты будут отличаться от индийских. Как отметил главный конструктор проекта Вилор Перевалов: «корпус — такой же, а вот начинка вся — отечественного производства».

Второй веский аргумент в пользу проекта 11356 — эти корабли предназначены именно для Черноморского флота. В их задачи будут входить демонстрация Андреевского флага в Средиземном море и участие в антипиратских операциях. Разумеется, они способны выполнять оборонительные и ударные миссии в Чёрном море и прилегающих к нему акваториях. В то время как фрегаты проекта 22350 больше подходят для службы на Северном и Тихоокеанском флотах.

Следует обратить внимание и на то, что сторожевые корабли проекта 11356 — по сути, ни что иное, как глубокая модернизация сторожевых кораблей проектов 1135 и 1135М «Буревестник», которые с 1968 года большой серией строились на «Янтаре» (18 единиц), а также пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 «Нерей». Военно-Морской Флот Российской Федерации и Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России (морские части КГБ СССР) в общей сложности получили 39 кораблей этого семейства. Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали симпатии у моряков

Большая часть «буревестников» уже отправлена на слом. Только два корабля — «Ладный» и «Пытливый» на Черноморском флоте ВМФ России — в строю (по состоянию на февраль 2018 года). По-прежнему дальневосточные рубежи охраняют два «Нерея» — «Дзержинский» и «Орёл» (быв. «Имени XXVII съезда КПСС»)

Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали симпатии у моряков. Большая часть «буревестников» уже отправлена на слом. Только два корабля — «Ладный» и «Пытливый» на Черноморском флоте ВМФ России — в строю (по состоянию на февраль 2018 года). По-прежнему дальневосточные рубежи охраняют два «Нерея» — «Дзержинский» и «Орёл» (быв. «Имени XXVII съезда КПСС»).

Сторожевые корабли проекта 11356Р фактически созданы на основе «бюджетного» фрегата для Индийского ВМФ 11356. Данный проект построен в основном на технологиях и системах вооружения 1990-х годов, что по замыслу заказчиков в ВМФ РФ должно было ускорить строительство и введение в строй. Более того, даже по сравнению с индийскими 11356 часть систем была снята, например 11356Р лишился буксируемой ГАС. Другая часть была заменена упрощёнными аналогами, в частности установлена устаревшая подкилевая ГАС (максимальная дальность обнаружения МГК-335 12 км, против 15 км у не самой современной APSOH в индийской версии, ГАС «Заря» на пр.20380/22350 от 18 до 45 км), не самый современные ЗРАК «Каштан» заменены на ещё более устаревшие АК-630М. На фрегатах пр. 11356 имеется ракетный комплекс Калибр-НК. Средства ПЛО (торпедные аппараты) и противоторпедной обороны РБУ-6000 (РГБ-60, 90Р, 90Р1) имеют избыточную массу и пониженные ТТХ, например по сравнению с комплексом «Пакет-НК». ЗРК 3С90М1 + 9М317М менее совершенна по ТТХ и массе в сравнении с ЗРК «Редут» на фрегатах проекта 22350. БИУС «Требование-М», установленная на 11356, уступает по возможностям автоматизации БИУС «Сигма» фрегатов 22350 и корветов проекта 20380. Конструкция фрегата 11356 не отвечает современным требованиям радиолокационной малозаметности.

В целом, если сторожевики проектов 1135 и 1135М имеют главным образом противолодочную специализацию, то фрегаты проекта 11356 — фрегаты ПВО (радиус зоны обороны до 70 км) с ограниченными ударными возможностями. По большинству параметров (кроме цены) фрегаты 11356, задуманные как переходное, временное и «бюджетное» решение, значительно уступают фрегатам пр. 22350,а в чем-то, и даже корветам пр. 20380/20385.

Служба

С момента вхождения в состав ВМФ корабли проекта неоднократно участвовали в различных учениях, в том числе совместных с НАТО;

Сопровождали официальные визиты Президента РФ В. В. Путина в Лондон и Лиссабон, обеспечивая безопасность с российской стороны;

Заходили с дружественными визитами в порты Франции, Испании, Бельгии и других государств;

Несли боевую службу в Балтийском, Норвежском, Средиземном и других морях, участвовали в борьбе с сомалийскими пиратами и проводке судов по «коридору безопасности» у берегов Сомали.

За время службы экипажи кораблей проекта неоднократно отмечались различными призами в соревнованиях Балтийского флота и ВМФ России.

В сентябре 2006 года СКР «Неустрашимый» принимал участие в мероприятии по перезахоронению императрицы Марии Фёдоровны (сторожевик встречал и сопровождал корабль КВМС Дании «Эсберн Снаре» с прахом императрицы).

В июле 2010 года сообщалось, что корабли проекта в 2011 году, после согласования этого вопроса с Украиной, будут перебазированы на Черноморский флот и будут ориентированы командованием ЧФ на поддержание оперативного режима в зоне ответственности флота — Чёрном и Средиземном морях. Однако переход не состоялся, хотя оба сторожевика часто появляются в Средиземном море и у Африканского Рога.

С 7 декабря 2011 года по 10 февраля 2012 года участвовал в совместном походе межфлотской объединенной группировки в Средиземное море, во главе с ТАВКР «Адмирал Кузнецов».

25 апреля 2012 года СКР «Ярослав Мудрый», с согласия Командующего Балтийским флотом вице-адмирала В. В. Чиркова, был передан под шефство главы Российского Императорского Дома — Великой Княгини Марии Владимировны.

В мае 2013 года он сопровождал паломническую миссию по доставке иконы Фёдора Ушакова братству Ватопедского монастыря на Святой Горе Афон из итальянской Генуи в Средиземном море.

По данным на 24 января 2014 года СКР «Неустрашимый» Балтийского флота ВМФ России находится на доковом ремонте у причала Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» с целью восстановления технической готовности. Будет произведена замена форсажных двигателей, вспомогательных дизель-генераторов; будет выполнен средний ремонт всех основных систем: водоотливной, противопожарной, топливной, электрической, системы автоматики и управления.

Судьба проекта 11540 в наши дни

Так как проект 11540 было решено закрыть, корабли «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый» так и остались в единичных экземплярах. Первый корабль типа «Ястреб» сейчас находится на длительном ремонте, включающем в себя серьёзную модернизацию. Второй корабль проекта 11540 находится на боевом посту, исправно неся службу в рядах боевых кораблей Балтийского флота. В настоящее время постройка фрегатов признана несоответствующей духу времени, поэтому далее предполагается строить более универсальные корветы.

Сторожевые корабли проекта 11540 служат напоминанием о том, что затягивание сроков постройки самой современной модели может со временем превратить её в никому не нужный хлам.

Особенности конструкции СКР проекта 1540

Сторожевой корабль, создаваемый еще советскими корабелами на судостроительном в Калининграде стал логическим продолжением СКР проекта 1135, успешно несущих боевую службу на разных морских театрах. Новый корабль должен был стать универсальным боевым судном, способным выполнять одновременно и охранные и атакующие функции. Основная конструктивная особенность нового корабля — это применение в постройке судна материалов со слабой отражающей поверхностью.

Первый корабль типа «Ястреб» серии из трех судов заложили в 1987 году.

Корабль получил заводской номер 401 и спустя год, в мае 1988 года был спущен на воду. В течение последующих двух лет шла достройка корабля, включающая установку элементов вооружения и оснащение судна основными узлами и агрегатами. В декабре 1990 года новый сторожевик вступил в строй. Боевая служба корабля под именем «Неустрашимый» в составе Балтийского флота началась весной 1991 года.

Второй корабль серии с заводским номером 402 под именем «Неприступный» так и не успел вовремя вступить в строй. Заложенный в 1988 году, он был спущен на воду в 1990 году, однако из-за развала Советского Союза, дальнейшее строительство и доводка корабля затянулись на целых 19 лет. Только в 2009 году было окончательно закончено строительство, и корабль вступил в строй Балтийского флота, получив звучное имя Ярослав Мудрый.

Третий корабль, который имел название «Туман» заложили уже в 1993 году, однако недостаточное финансирование строительства привело к тому, что корабль так и не был достроен. В 2020 году было принято решение утилизировать недостроенный корпус судна.

На судне впервые в советском флоте были применены новые технологии, которые были направлены на снижение уровня шума работающих винтов и на увеличение мореходных качеств корабля. Еще на стадии проектирования в проект вносились изменения, касающиеся силовой установки, видов и количества вооружения корабля, компоновки основных агрегатов. Основные изменения, вносимые в проект, привели к созданию кораблей модификации 11541 типа «Корсар», рассчитанных в качестве экспортного варианта.

Корпус корабля и силовая установка

Корпус головного корабля имел 12 отсеков и удлиненный полубак, был выполнен из стали. В конструкции корпуса на носу установлен бульб, в котором разместилась гидролокационная станция. Новшеством можно считать успокоители качки и установленные на боковых скулах дополнительные кили. Корабль был оборудован необходимыми устройствами и приспособлениями для проведения дозаправки и принятия грузов с судов обеспечения прямо в море.

Конструкция корпуса была создана таким образом, что при затоплении трех смежных отсеков корабль сохранял свою плавучесть и остойчивость.

Характерными отличительными внешними признаками кораблей типа «Ястреб» являлись две мачты и две дымовые трубы. Основные узлы управления и агрегаты жизнеобеспечения были сосредоточены в четыре отдельные цитадели. Верхние надстройки корабля, как было уже сказано ранее, имели специальный угол наклона 8-100, что заметно снизило отражающую способность корабля под воздействием радиолокационных волн.

Все сторожевики планировалось оснастить четырьмя газотурбинными двигателями. Два двигательных агрегата конструкции М-70 обеспечивали сторожевикам маршевую скорость, тогда как два других двигателя типа М-90, могли обеспечить движения корабля на формированном ходу. Главная энергетическая установка была разделена на две независимые друг от друга группы. Ближе к носовой части сторожевика размещались маршевые двигатели. Более мощные, высокоскоростные двигатели ставились ближе к корме корабля. Такая компоновка двигательной группы значительно повышала живучесть корабля, обеспечивая ему ход даже при критических повреждениях. Мощность маршевых двигателей составляла 37 тыс. л.с. С включенными двигателями форсажной группы, общая мощность энергетической установки достигала 55-57 тыс. л.с.

Вооружение

Противолодочное вооружение

Корабль оснащён противолодочным ракетно-торпедным комплексом «Водопад-НК», состоящим из двух трёхтрубных горизонтальных пусковых установок, каждая из которых установлена по борту корабля в направлении носа с фиксированным углом в 18°. Боезапас 6 ракет с дальностью действия до 40 км.

Другим средством борьбы с подводными лодками является реактивная бомбомётная установка РБУ-6000, состоящая из 12 радиально размещённых труб. Установлена на верхней палубе, управление осуществляется с помощью системы управления огнём комплекса ПЛО «Онега-11540». Боезапас — 60 ракет, максимальная дальность стрельбы — 6000 м, максимальная глубина цели — 500 м.

Средства ПВО

Основным средством ПВО корабля является комплекс ЗРК «Кинжал» с 32 ракетами. Комплекс состоит из четырёх модулей вертикального пуска, установленных в носовой части.

Альтернативным средством защиты являются 2 модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик». Боекомплект — 64 зенитных ракеты и 600 выстрелов. «Кортик» обеспечивает оборону от высокоточного оружия, включая ракеты и авиабомбы.

Артиллерия

Артиллерия на СКР «Неустрашимом» представлена одной самозарядной артиллерийской установкой АК-100 с боезапасом в 350 снарядов. Наведение осуществляется с помощью РЛС управления МР-145 «Лев». Система установлена в носовой части корабля и предназначена для поражения воздушных, морских и береговых целей, включая противокорабельные ракеты. Скорострельность 60 залпов в минуту. Угол вращения в каждую из сторон 110°, угол подъема ствола 80°

Также для ведения зенитного огня и поражения малых судов возможно использование 30-мм орудий системы «Кортик».

Прочее

Для защиты корабля от оружия с тепловыми головками наведения установлено восемь десятитрубных установок ПК-10 для стрельбы 120 мм снарядами тепловых помех. Для защиты от систем наведения, использующих радиолокацию и оптику предназначены две 16-трубных установки ПК-16 калибра 82 мм. Дальность стрельбы последних составляет от 200 до 1800 м.

Из средств Радиационно-Химическо-Биологической Защиты (РХБЗ), корабль оснащен системой аэрозольной маскировки необходимой для скрытия корабля от визуально-оптического и оптикоэлектронного наблюдения противника и имеет по 8 дистанционных шашкосбрасывателя (ДШС) вдоль каждого борта снаряженных дымовыми шашками ([www.himvoiska.narod.ru/mdsh.jpg МДШ], [pbgear.ru/products_pictures/DM_11.jpg МДШ-М]).

Для защиты личного состава корабля от облучения в момент радиационной опасности, по всей внешней площади корабля установлена Универсальная Система Водяной Защиты (УСВЗ) управляемая дистанционно из поста смешения и приготовления растворов (СПР)

Так же корабль имеет обманные средства предназначенные для того, что бы сбить противника с толку, и тем самым сбить прицел с корабля. В этих целях используют [www.freepatent.ru/images/patents/95/2368988/2368988-4.jpg Надувные Радио-Локационные Отражатели] которые отлично имитируют корабль на вражеских радарах.

Авиация

Корабль оснащён штатным противолодочным вертолётом Ка-27, для которого на верхней палубе предусмотрены: освещаемая посадочная площадка, диспетчерская надстройка и ангар для хранения и обслуживания вертолёта, оснащенный системой быстрого выката аппарата из ангара.

Ракетное вооружение

Начальный проект корабля пришлось изменить в сторону увеличения водоизмещения со специальной целью: позволить кораблю нести современную противокорабельную ракетную установку.

Система противокорабельных ракет «Уран» неоднократно упоминалась в СМИ в качестве вооружения «Неустрашимого», однако, с момента её принятия на вооружение в 2003 году так и осталась не установлена на корабль. Таким образом, на всём протяжении своего существования «Неустрашимый» не оснащён основным вооружением.

Модернизация кораблей ВМФ России

  1. Модернизации подвергнется ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» по проекту 1143. На нем будут демонтированы пусковые установки 3М45 П-700 «Гранит», что позволит увеличить ангар до 4500-5000 м² для дополнительных самолетов. Боевые системы ПВО будут усилены новейшими зенитными ракетами средней дальности. Будут также установлены ЗРПК «Панцирь-С1». Корабль станет площадкой для 26 истребителей модели МиГ-29К. К тому же у ВМФ имеется намерение продлить срок службы Су-33 вплоть до 2025 года. Кроме того, авианесущий крейсер оснастят вертолетами и истребителями пятого поколения ПАК ФА Т-50 военно-морской серии. 15-20 таких истребителей должны быть построены до ввода авианосца в строй — который состоится ближе к 2020 году.
  2. До 2020 года в состав флота должны войти боевые атомные тяжелые ракетные крейсера: «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков». Проекты этой серии получат УКСК – Универсальныйкорабельныйстрельбовыйкомплекс 3С14. Его основным оружием станут боевые ракеты «Калибр» или «Оникс». Усилят и противовоздушную оборону – будут поставлены системы ПВО ближнего боя и С-400. «Орланы» в общей сложности будут иметь порядка 300 ракет различных типов.
  3. Будут модернизированы и оснащены новейшим оружием по проекту 949А «Антей» лодки проекта 877 «Палтус», 971 «Щука-Б», 945А «Кондор» и 945 «Барракуда».
  4. БПК проекта 1155 будут оснащены современными ракетами «Калибр», пушками А-192, новейшим комплексом ПРО и ПВО с ракетами от комплекса С-400 серии «Редут». Благодаря этой переделке флот получит совершенно новые корабли, фактически универсальные эсминцы, способные уничтожать любые цели: наземные объекты, ракеты, самолеты, надводные корабли и подводные лодки.

Флот РФ #2

Значит, либо: — отечественная промышленность не может наладить серийное производство данных ракет (но это не так); — производство наладить можно, но ВМФ не имеет средств на закупки (очень возможно); — а скорее всего конструктивные особенности пр. 11540 не позволяют размещать на нем ПКРК со стартовомй массой ракеты почти в 4 тонны, в отличие от 600-кг «Уранов».

Как пример: когда на базе пр. 1134Б проектировали 1164, то попытка поставить вместо ПЛРК «Метель» (с ракетами длиной 7,2 м. и массой 3 800 кг. ПКРК с ракетами П-500 «Базальт» — длиной 11,7 м. и массой 4 800 кг) обернулась увеличением длины корпуса на 13 м., ширины на 2,3 м. и приростом водоизмещения на 2 700 тонн.

Ну а 300-км дальность — совершенно избыточна для такого, собственно, скромного корабля, да и опять же кто будет давать ему загоризонтное целеуказание — единственный имеющийся на борту противолодочный вертолет?

semen_izdali

Но и, конечно, назначение — больше противолодочное, главное оружие: противолодочным ракето-торпедным комплексом (ПЛРК) «Водопад-НК» (боезапас 6 ракет с дальностью стрельбы до 120 км).

А так, как уже Гарри отмечал

semen_izdali

Надо иметь в виду, что произошел разрыв по времени (18 лет от закладки). Проект 11540, по которому построен «Ярослав Мудрый», является развитием проекта 1135 (сначала 1135 был БПК 2 ранка с сильным ПЛО для его водоизмещения, потом СКР). По программе, принятой в конце 80-х годов, предполагалось построить свыше семидесяти кораблей нового проекта в течение 20 лет, однако .

Это одна из причин, имея такую длину морской границы, имеем минимум кораблей — и пытаемся компенсировать «впихивая» на корабль, у которого полное водоизмещение 4250т . Получился, как отметил Гарри, уже не противолодочный, а многоцелевой корабль.

Плюс оружие развилось, а проект несколько устарел. Надо бы комплексную программу развития флота, но «кризис» и .

На «Ярославе Мудром»х сейчас «обкатываются» отдельные технические решения, которые в дальнейшем должны будут использоваться при строительстве новых кораблей этого класса – фрегатов проекта 22350. http://paralay.com/22350.html http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_22350 Головной «Адмирал Горшков», был заложен на Балтийском заводе в 2006 году. Его спуск на воду предполагался в 2009 году (будет позже). Их планируется до 20 шт. Вот там планируется ПКР до 300 км.

Так, что и общая тенденция, и нужда, заставляют так вооружать.

Вооружение

Противолодочное вооружение

Корабль оснащён противолодочным ракетно-торпедным комплексом «Водопад-НК», состоящим из двух трёхтрубных горизонтальных пусковых установок, каждая из которых установлена по борту корабля в направлении носа с фиксированным углом в 18°. Боезапас 6 ракет с дальностью действия до 40 км.

Другим средством борьбы с подводными лодками является реактивная бомбомётная установка РБУ-6000, состоящая из 12 радиально размещённых труб. Установлена на верхней палубе, управление осуществляется с помощью системы управления огнём комплекса ПЛО «Онега-11540». Боезапас — 60 ракет, максимальная дальность стрельбы — 6000 м, максимальная глубина цели — 500 м.

Средства ПВО

Основным средством ПВО корабля является комплекс ЗРК «Кинжал» с 32 ракетами. Комплекс состоит из четырёх модулей вертикального пуска, установленных в носовой части.

Альтернативным средством защиты являются 2 модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик». Боекомплект — 64 зенитных ракеты и 600 выстрелов. «Кортик» обеспечивает оборону от высокоточного оружия, включая ракеты и авиабомбы.

Артиллерия

Артиллерия на СКР «Неустрашимом» представлена одной самозарядной артиллерийской установкой АК-100 с боезапасом в 350 снарядов. Наведение осуществляется с помощью РЛС управления МР-145 «Лев». Система установлена в носовой части корабля и предназначена для поражения воздушных, морских и береговых целей, включая противокорабельные ракеты. Скорострельность 60 залпов в минуту. Угол вращения в каждую из сторон 110°, угол подъема ствола 80°

Также для ведения зенитного огня и поражения малых судов возможно использование 30-мм орудий системы «Кортик».

Прочее

Для защиты корабля от оружия с тепловыми головками наведения установлено восемь десятитрубных установок ПК-10 для стрельбы 120 мм снарядами тепловых помех. Для защиты от систем наведения, использующих радиолокацию и оптику предназначены две 16-трубных установки ПК-16 калибра 82 мм. Дальность стрельбы последних составляет от 200 до 1800 м.

Из средств Радиационно-Химическо-Биологической Защиты (РХБЗ), корабль оснащен системой аэрозольной маскировки необходимой для скрытия корабля от визуально-оптического и оптикоэлектронного наблюдения противника и имеет по 8 дистанционных шашкосбрасывателя (ДШС) вдоль каждого борта снаряженных дымовыми шашками (, ).

Для защиты личного состава корабля от облучения в момент радиационной опасности, по всей внешней площади корабля установлена Универсальная Система Водяной Защиты (УСВЗ) управляемая дистанционно из поста смешения и приготовления растворов (СПР)

Также корабль имеет обманные средства предназначенные для того, чтобы сбить противника с толку и тем самым сбить прицел с корабля. В этих целях используют


, которые отлично имитируют корабль на вражеских радарах.

Авиация

Корабль оснащён штатным противолодочным вертолётом Ка-27, для которого на верхней палубе предусмотрены: освещаемая посадочная площадка, диспетчерская надстройка и ангар для хранения и обслуживания вертолёта, оснащенный системой быстрого выката аппарата из ангара.

Ракетное вооружение

Начальный проект корабля пришлось изменить в сторону увеличения водоизмещения со специальной целью: позволить кораблю нести современную противокорабельную ракетную установку.

Система противокорабельных ракет «Уран» неоднократно упоминалась в СМИ в качестве вооружения «Неустрашимого», однако, с момента её принятия на вооружение в 2003 году так и осталась не установлена на корабль. Таким образом, на всём протяжении своего существования «Неустрашимый» не оснащён основным вооружением.

Реаниматоры из «Новика»

В декабре 1991-го вместе с исчезновением СССР на территории РФ исчезло и производство корабельных газотурбинных установок (ГТУ). Занимавшееся в советские времена проектированием и производством таких ГТУ проектное бюро «Машпроект» и производственное объединение «Зоря» остались на Украине. 2 ноября 2001-го года «Зоря» и «Машпроект» слились в ГП НПКГ «Зоря—Машпроект» со штаб-квартирой в Николаеве.

Меж тем значительная часть боевых кораблей ВМФ РФ была оснащена именно газотурбинными установками. Возникшая в 1991-м зависимость от украинских контрагентов в вопросе производства и ремонта ГТУ к концу нулевых стала для российского флота критической. Вопрос о необходимости создания собственного предприятия соответствующего профиля неоднократно поднимался и обсуждался на самых разных уровнях в РФ. И столь же неоднократно эти инициативы к какому-либо конструктивному решению проблемы с производством/ремонтом корабельных ГТУ не приводили.

СКР «Ярослав Мудрый»

Проблемы с ГТУ всерьез привлекли внимание Министерства обороны лишь в октябре 2013 года. Причиной послужил выход из строя после почти семимесячного боевого похода форсажной ГТУ на одном из самых новых на тот момент кораблей Балтийского флота — сторожевом корабле «Неустрашимый»

Аварийная ГТУ была демонтирована с корабля и приготовлена к отправке на ремонт в украинский Николаев

Правда, с важной оговоркой. «Зоря-Машпроект» на сей раз обязывалось контрактом не только отремонтировать ГТУ «Неустрашимого», но и обучить аналогичным операциям специалистов из РФ

С российской стороны в число предприятий, участвовавших в работе по восстановлению технической готовности сторожевика, вошла промышленная группа «Новик». Именно специалисты «Новика» должны были проходить обучение и стажировку на украинском предприятии «Зоря-Машпроект».

Промышленная группа «Новик» появилась в 2008 году. Практически сразу «Новик» стал многопрофильным предприятием, способным предложить большой перечень услуг, включая сервисное обслуживание, ремонт и восстановление технической готовности не только паротурбинных энергетических установок, но также главных и вспомогательных котельных установок. Наравне с этим «Новик» занялся сервисным обслуживанием комплексов минно-торпедного вооружения в пунктах базирования кораблей и подводных лодок ВМФ.

При таком широком спектре работ «Новику» потребовались компетенции в сфере прикладной науки. Создание собственного проектно-конструкторского бюро — задача не из легких. Во времена СССР подобные коллективы формировались на протяжении десятилетий при профильных предприятиях. Но на помощь «Новику» пришел случай. Руководство завода «Киров-Энергомаш» в рамках кампании реструктуризации и оптимизации бывшего госпредприятия решило избавиться от собственного конструкторского бюро турбостроения. В результате оставшийся без работы коллектив кировского КБ практически в полном составе летом 2011 года перешел в «Новик», где и образовал одноименное проектно-конструкторское бюро (ПКБ).

Как показали последующие события, создание этого кадрового задела оказалось критически важным. Согласованным с украинскими контрагентами планам по ремонту аварийной ГТУ СКР в Николаеве и обучению там же специалистов «Новика» помешал государственный переворот в Киеве и последующие события в Крыму и Донбассе. Военно-техническое сотрудничество РФ и Украины прекратилось. В чрезвычайных обстоятельствах российской стороне пришлось организовывать ремонт корабельных ГТУ исключительно своими силами. Вопреки бытовавшему в определенных кругах пессимизму в отношении таких работ, положительный результат был достигнут.

ПКБ «Новик» вместе с самарским ОАО «Кузнецов» на заводе, занимавшемся не корабельными, а авиационными турбинами, развернули ремонт доставленной в Самару ГТУ «Неустрашимого». Технической документации для этого ни у «Новика», ни у «Кузнецова» не имелось — ее пришлось создавать прямо по ходу ремонтных и пусконаладочных работ. Реанимировать в срок турбину «Неустрашимого» не получилось. В феврале 2015-го такая же форсажная турбина вышла из строя на другом СКР проекта 11540, «Ярославе Мудром». Командование ВМФ оперативно приняло решение о первоочередном ремонте ГТУ именно этого корабля. В Самаре приостановили работы над форсажной турбиной «Неустрашимого», дождались доставки ГТУ «Ярослава Мудрого» и взялись за нее. Все работы по ГТУ «Мудрого» были закончены четко в обозначенные заказчиком сроки.

Эксплуатация

В последние годы существования СССР в Калининграде заложили три корабля проекта – «Неустрашимый», «Неприступный» и «Туман». Достроить и сдать в эксплуатацию успели только «Неустрашимый». Постройка его «систершипов» фактически остановилась.

«Традиционное» имя «Неприступный» зачем-то сменили на имя князя, никакого отношения к морским походам не имеющего. Достройка затянулась на несколько лет, и только в 2009 году (спустя 20 лет после закладки) «Ярослав Мудрый» встал в боевой строй.

«Туману» повезло меньше всех. Этим фрегатом пытались заинтересовать зарубежных покупателей, даже был подготовлен проект достройки по изменённому, «экспортному» проекту. Однако покупателей не нашлось. После достройки «Ярослава Мудрого» заниматься «Туманом» тоже не стали, заявив, что ещё один фрегат «не вписывается в стратегию развития» и потому попросту не нужен. Сообщалось, что в 2016 году корпус «Тумана» всё же решили утилизировать.

В 2008 году «Неустрашимый» получил долю мировой известности – его направили на патрулирование у берегов Сомали для защиты торговых судов от пиратов. Там он минимум трижды применял оружие, отбивая пиратские атаки. В 2010 и 2013 годах боевые дежурства в Аденском заливе продолжились. В настоящее время сторожевик находится на ремонте. В 2020 году бороться с пиратами отправился и «Ярослав Мудрый», но к этому времени их активность снизилась, и столь широкого освещения в СМИ этот поход не получил.

«Ярослав Мудрый»

Главная / Россия / Состав ВМФ / Надводные корабли / «Ярослав Мудрый»

«Ярослав Мудрый». navsource.narod.ru

«Ярослав Мудрый» — сторожевой корабль ВМФ РФ, второй корабль проекта 11540 — серии фрегатов, предназначенных для защиты боевых кораблей и судов от подводных и надводных атак, поиска, обнаружения и слежения за подлодками, атаки кораблей и судов, обеспечения десантирования и решения других задач.

Постройка, имя

Корабль заложен на в Калининграде в 1988 году по проекту 11540 и спущен на воду в 1990 году. Строительство заморожено в связи с недофинансированием в 1994 году. В 2002 году строительство возобновлено с планами на модернизацию. Корабль передан ВМФ 24 июля 2009 года.

Вехи

В период с 7 декабря 2011 года по 14 февраля 2012 года корабль совершил дальний поход в Средиземное море в целях обеспечения военно-морского присутствия кораблей ВМФ России в оперативно важных районах Мирового океана. С 10 июля по 28 сентября 2012 года выполнял задачи в районах Северной Атлантики, Северного и Средиземного морей в составе объединенной межфлотской группировки ВМФ РФ.

25 апреля 2012 года передан под шефство главы Российского императорского дома великой княгини Марии Владимировны.

С 17 декабря 2012 по 5 июля 2013 гг. выполнил задачи дальнего похода в районах Атлантического океана, Северного и Средиземного морей.

5 сентября 2014 года приступил к выполнению задач по обеспечению безопасности гражданского судоходства в районе Красного моря и Аденского залива. Потом отправился в Индийский океан, посетил Пакистан, Индонезию, Малайзию, Шри-Ланку. 21 февраля 2015 года вернулся в Балтийск.

16 июня 2015 года корабль посетила глава Российского Императорского дома великая княгиня Мария Владимировна.

Осенью 2015 году встал на ремонт на Прибалтийском судостроительном . В марте 2021 года прошел испытания после ремонта.

В апреле 2021 года участвовал в конкурсе профессионального мастерства «Кубок моря-2016».

В июне 2021 года отправился в Средиземное море, чтобы пополнить постоянное оперативное соединение российских кораблей.

В апреле 2021 года отправился в дальний морской поход в Средиземное море и Индийский океан.

28 октября 2021 года вернулся в Балтийск из дальнего морского похода.

В конце октября 2021 года корабль, выполняющий задачи дальнего похода, прибыл в Тартус.

Тактико-технические характеристики

Энергетическая установка: двухвальная газо-газотурбинная типа COGAG2 — 2 маршевые ГТУ суммарной мощностью 20000 л.с. и 2 форсажные ГТУ суммарной мощностью 37000 л.с. Мощность: 57000 л.с. (общая) Скорость: 30 узлов; экономичная: 18 узлов Автономность плавания: 30 суток Экипаж: в настоящее время 27 офицеров, 31 мичман и 155 матросов и старшин

Вооружение

6 533 мм торпедных аппаратов 2 противолодочных ракето-торпедных комплекса «Водопад-НК» Противолодочная реактивная бомбометная установка РБУ-6000 4 зенитных ракетных комплекса «Кинжал» 2 зенитных ракетно-артиллерийских комплекса «Кортик» 100 мм артиллерийская установка АК-100 с РЛС управления МР-145 «Лев» Противолодочный вертолет Ка-27

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.