Оглавление
История праздника
Своим профессиональным торжеством строители обязаны Жигулевской гидроэлектростанции и ее создателям, ведь именно ее строительством был восхищен Никита Сергеевич Хрущев, занимавший в то время должность Генерального Секретаря ЦК КПСС. Последствием этого стало издание указа Президиума Верховного Совета Союза, который и положил начало этому знаменательному празднику.
12 августа 1956 года строители Советского Союза впервые отметили свой профессиональный день и до сих пор в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Кыргызстане второе воскресение месяца августа всякого года посвящается мастерам строительного дела.
Однако грандиозность построенной Жигулевской ГЭС является не единственной предпосылкой празднования Дня строителя.
В начале 50-х годов прошлого века во всех уголках Союза ССР наиболее острой проблемой являлось обеспечение собственным жильем жителей территории государства.
Статистика того времени отражает ужасающую ситуацию, которая сложилась в те времена: треть всего населения имела возможность проживать лишь в общежитиях и коммунальных квартирах.
Поэтому планы по исправлению сложившегося положения были действительно колоссальными: каждому было обещано новое отдельное место жительства в пределах 1980 года.
В осуществлении этих грандиозных планов наиболее важную роль должны были сыграть строители Советского Союза, чем и заслужили свой профессиональный праздник.
Проведение самого первого дня строителя тщательно планировалось и затем подверглось длительной подготовке. Ведь тогда этим днем правительство хотело выразить свое уважение и заботу работникам строительной сферы и выделить их авторитетность и значимость в жизни всего Союза ССР.
День этот был предан широкой огласке, поздравления непрерывно и с молниеносной скоростью разлетались по всему Союзу по радио и телевидению, что не могло не заставить каждого строителя гордиться результатами своего бесценного труда, своими талантливыми и трудолюбивыми коллегами и своей благодарной страной.
Грандиозность и размах того дня надолго отпечатались в памяти всех людей, которые стали его свидетелями.
На территории всей страны проводились многочисленные гуляния, доклады, концерты и выставки, посвященные строительному искусству.
Наиболее значимым мероприятием того дня считают собрание строителей, которое состоялось в Московском парке культуры и отдыха имени Горького, где собралось огромное количество неравнодушных и глубоко заинтересованных людей.
В тот момент строителями, которые считаются создателями неповторимого ансамбля зданий Московского Государственного Университета, стадиона имени Ленина и целых кварталов жилых помещений, обсуждались планы и их решения по дальнейшему возведению жилых зданий.
Накануне первого праздника строителей возникло такое явление, как социальные соревнования, благодаря которому Советский союз обрел множество строительных объектов высокого качества, сохранившихся и до наших дней.
Одним из таких объектов считается популярный стадион «Лужники», который был возведен к первой годовщине возникновения Дня строителя в 1956 году.
Эта полезная традиция не утратила своей актуальности и в наше время, и каждый год в преддверии Дня строителя сдаются в эксплуатацию новые дома, мосты, больницы, школы и другие необходимые и востребованные объекты.
Ярким примером осуществления этой традиции является непревзойденный Московский храм Христа Спасителя, который создавался в течение пяти долгих лет и был воспроизведен в 2000 году к 45-й годовщине появления праздника строителей.
ОПАСНЫЕ РЕГИОНЫ
Вопреки сложившемуся мнению, служба в строительных отрядах была отнюдь не безопасна. В 1986 году «стройбатовцы» были брошены на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы – по некоторым данным, они составляли не менее 70% контингента, работавшего в зараженной зоне. Через два года стройотряды отправились в Армению разбирать завалы и отстраивать города после разрушительного землетрясения.
Служили они и в Афганистане. В 1979 году, сразу после ввода советских войск в эту страну, встал вопрос о расквартировании личного состава. В кратчайшие сроки от строителей требовалось создать и благоустроить военные городки со всей инфраструктурой, жилыми и военно-административными зданиями, построить склады для боеприпасов и техники, фортификационные сооружения по периметру воинских частей, аэродромы.
В 1982 году советский строительный батальон был направлен на Фолклендские острова в порт Стэнли удлинять бетонную взлетно-посадочную полосу. Именно в это время на острова вторглись британские войска, оспаривавшие с Аргентиной контроль над данными территориями.
По сведениям участника тех событий, советские солдаты заминировали все подходы к аэродрому, вооружились трофейным оружием и в течение трех дней выдерживали осаду со стороны британских военных. Только благодаря вмешательству Москвы локальный военный конфликт был остановлен – советским солдатам приказали сложить оружие.
Сейчас в ВС России существует Управление начальника расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации и Федеральное агентство специального строительства («Спецстрой»), выполняющее те же функции.
P.S. Кстати, сегодня день Строителя, так что поздравляем всех стройбатовцев с профессиональным праздником !!!
«Королевские войска»
Строительные войска были учреждены в 1942 году, когда необходимо было отстраивать заново разрушенные во время немецкой оккупации здания. В последующие десятилетия советский стройбат стал выполнять и другие функции. Например, силами солдат стройбатов строились автодороги, жилые здания и различные хозяйственные объекты.
Работы проводились ударными темпами, что совсем неудивительно, учитывая численность стройбатовцев. В восьмидесятые годы в этих войсках служили около 400 000 человек. Из-за многочисленности стройбаты Советской Армии и стали называть «королевскими войсками». Но с настоящей королевской честью и доблестью эти войска имели мало общего.
Рекомендуемые подарки
Строители принимают подарки на протяжении всего дня. А также сами презентуют значимые вещи коллегам.
Строительная каска
Один из самых распространенных тематических подарков для строителей. Многие наносят надписи по центру каски или делают специальные гравировки. Члены семьи дарят каски из необычных материалов или приобретают строительную каску и наполняют ее любимыми конфетами виновника торжества.
Набор инструментов
Выбор вида инструментов зависит от рода деятельности строителя. Малярам презентуют набор кистей. Ремонтникам дарят чемодан с дрелью и сверлами. Монтажникам дарят наборы отверток.
Термос и кружка
Тем, кто часто работает на улице, принято дарить термосы или термокружки. Выбирают экземпляры с надписями, которые будут напоминать о дарителе.
Униформа
Практичным подарком является комплект униформы. Для мужчин приобретают универсальные комплекты, которые подходят по размеру. Заказывают именные куртки, ветровки, футболки.
Сувенир
Строителям часто дарят тематические сувениры:
- статуэтку в виде мастерка;
- графин для алкогольных напитков с логотипом предприятия;
- ручку или письменные принадлежности с символикой завода;
- настольную подставку в виде строителя в каске.
Оригинальный плакат
Те, кто хорошо знает строителя, делают оригинальные плакаты. На них собирают интересные фотографии, делают подписи. Чаще всего используют фотографии с мест строительства, с пожеланиями коллег, бывших сотрудников.
Накидка от дождя
Для строителей, которые работают на улице, хорошим подарком станет накидка из полиэтилена. На них делают специальные водоотталкивающие надписи.
Контейнер для обедов
Практичным подарком является набор ланч-боксов. К ним присоединяют термос для горячего первого блюда. Для полного комплекта приобретают именные столовые наборы.
Подарок своими руками
Своими руками делают оригинальные букеты из конфет, которые заворачивают в специально распечатанные фанты со строительной символикой. Букеты украшают разнообразными деталями.
Как украсить торт
Для строителей делают торты на любой вкус. На покрытие из мастики укладывают каски, сформированные из теста, украшенные кремом. Особой популярностью пользуются торты в виде объекта, над которым работала команда весь предыдущий год.
Тем, кто возводит мосты, дарят торты со съедобными мостиками из крекера, распечатывают фотографии объектов на специальном кондитерском принтере и устанавливают в центре торта.
История создания
Стройбат – строительный батальон, хотя в официальных документах всё было иначе. Своё начало ВСО (военно-строительные отряды) берут с 1942 года, когда постановлением Совета народных комиссаров СССР было принято решение создать Военно-восстановительное управление. Под его началом строились все объекты инфраструктуры, разрушенные немцами-оккупантами во время Великой Отечественной войны. Сам термин «стройбат» был придуман народом и вышел из обращения в 1970 году
Стоит обратить внимание, что сами солдаты называли себя весьма иронично – королевские войска
Факты – в 1980 году количество личного состава ВСО составляло около 300–400 тысяч человек, что перекрывает общее количество таких подразделений, как: ВДВ, морская пехота и пограничные войска.
Солдат спит – служба идет. Условия службы
Говоря честно, далеко не все солдаты срочной службы хотели попасть в стройбат. И этому есть ряд причин:
- Солдаты имели к военной службе формальное отношение. Они могли больше времени провести не в окопе или стрельбах, а на стройке или рытье котлована.
- Национальная составляющая. Отряды формировались из многонациональных групп. Часто в стройбат брали детей из неблагополучных семей или подростков, состоящих на учете в милиции. Такое сочетание разных типов национальностей и людей, склонных к криминалу, пугало молодого бойца. Часто происходили случаи дезертирства из частей.
- ВСО могли направлять в потенциально опасные места, даже в мирное время. Их бросали на устранения техногенных катастроф или на ликвидацию последствий стихийных бедствий. Такая работа была связана с риском получения опасного заболевания или различных по сложности травм.
- Само отношение общества к такому виду войск было снисходительное. В народе ходило много анекдотов про стройбат, поэтому служить в таком виде войск было несолидно.
Несмотря на все недостатки, были и отличительные плюсы среди остальных видов войск. Например, солдат получал зарплату за свою службу, причем её размер составлял порядка 120–180 рублей. Из этой суммы нужно вычесть 30 рублей за обслуживание бойца и его пропитание. Но даже в таком случае остается приличная сумма. Эти деньги откладывались на личный счет бойца, и лишь в случае острой необходимости солдат мог ими воспользоваться. Оклад мог доходить и до 250 рублей в месяц. Все зависело от специальности, которой обладал молодой боец. Ценились специалисты узкого профиля, связанного с машинами и техникой, такие как бульдозеристы, крановщики, экскаваторщики и прочие. Иногда демобилизованный солдат привозил со службы домой сумму до 5 000 рублей.
Когда появились знаменитые советские строительные батальоны
Считается, что стройбат в армии появился в начале 1942 года, после публикации постановления Совмина о создании Военно-восстановительного управления. Ему предписывалось восстанавливать объекты на территориях, освобожденных от немцев.
Официально подобные подразделения назывались ВСО – военно-строительные отряды. Именно они составляли основу советских строительных войск. Сокращение «стройбат» появилось уже в 70-е годы, когда численность этого формирования заметно возросла. Организационно строительные подразделения СССР можно разделить на две группы:
- части, входящие в структуру Министерства обороны;
- подразделения, находящиеся в составе других ведомств и министерств СССР.
В каждом округе существовало управление, которому подчинялись подразделения и структуры ВСЧ на данной территории. По сути, оно было аналогично гражданскому тресту.
ВСЧ внесли немалый вклад в победу над гитлеровской Германией. На протяжении всей войны они действовали в составе фронтов и армий, возводя укрепления, прокладывая дороги, мосты, строя предприятия и линии коммуникаций. Нередко военные строители несли потери от огня противника.
Нарукавный знак и петлицы строительных войск СССР
Уже после войны на МО была возложена задача по обеспечению гражданских ведомств страны рабочей силой. Так появились строительные подразделения в составе других министерств. Эти войска также относились к стройбату. Рядовые бойцы попадали в них через военкоматы, а сержантов и офицеров поставляла армия. Руководил строителями замминистра обороны, а ему подчинялись все управления.
На протяжении послевоенного период численность советских строительных войск постоянно росла. Если в 1956 году она составляла 231 тыс. военнослужащих, то в середине 80-х годов достигла 400 тыс. человек. Советский стройбат был больше ВДВ, морской пехоты и пограничных войск вместе взятых. Возможно, что именно поэтому ВСО получили шутливое обозначение «королевские». По другой версии, такое название строительные войска получили благодаря продолжительной и плодотворной работе на советский космос, руководителем которого был Сергей Королев. Руками военных строителей были возведены большинство космических объектов, включая знаменитый Байконур и менее известный космодром Восточный.
Чем отличался стройбат от других рядов войск
Было принято считать, что в стройбат направляли только неблагополучных призывников, однако это далеко не так. Туда мог попасть любой парень призывного возраста, если эти войска не были укомплектованы.
О стройбате времён СССР ходило очень много шуток. Считалось, что американцы не понимали, что такое строительные войска. Они рассказывали о мужественных советских десантниках, пограничниках и моряках, упоминали и о стройбате: «Эти вообще звери, им даже автоматы в руки не дают».
Действительно, в строительных войсках не было военной подготовки, их главной задачей была стройка с утра до вечера. Сами солдаты шутили, говоря, что главное оружие для них — это лопата и мастерок.
В стройбат направляли даже тех призывников, которые по состоянию здоровья не могли служить в других войсках. Именно поэтому «откосить» от этих войск было очень тяжело.
Люди, служившие в стройбате, вспоминают, что были даже хромые и косые солдаты, те, которые должны быть комиссованными. Было очень много кавказцев, процветала жёсткая дедовщина. В военкоматах молодых призывников часто пугали стройбатом.
Как служили в советском стройбате?
Среди молодежи стройбат не пользовался популярностью и уважением. К военному делу солдаты здесь не имели никакого отношения. Однако военные строители имели и свои преимущества. В отличие от других родов войск строителям здесь начислялась зарплата, правда, из нее высчитывали расходы на содержание, но все равно к окончанию срока службы удавалось скопить неплохую сумму. Кроме этого, солдаты могли заработать дополнительно на объектах, где была добавочная зарплата. Офицеры стройбата могли оперативно решить свои жилищные проблемы.
Дональд и Мелания Трамп последний раз позируют в рождественском Белом доме: фото
О чем скажет сумочка Елизаветы II и почему плохо, если королева ставит ее на пол
Семейный праздник – время чудес: Сергей Лазарев с детьми украсил елку
Непопулярность службы в стройбате была вызвана, скорее, комплектацией личного состава. Чаще всего здесь служили призывники, которые даже не знали русского языка. Это были выходцы из горных аулов. В некоторых случаях даже принимать присягу им помогали офицеры, они зачитывали по одному предложению на русском, а призывник его повторял, совершенно не понимая смысла. В СССР шутили даже, что “в стройбате солдаты в первый год говорят: “не понимай”, а во второй год: “не положено”. Сержантскому составу приходилось, ох, как не просто со своими солдатами находить общий язык.
История инженерных войск
Люди еще в древности заметили, что даже самые простые полевые укрепления существенно повышают эффективность проведения военных действий. А при передвижении войск часто приходится ремонтировать дороги или прокладывать новые, возводить переправы или мосты через реки, а также разбирать завалы различных сооружений.
В те далекие времена для выполнения инженерно-строительных работ привлекали рабов и рядовых пехотинцев. Несколько позднее для этих целей начали создавать специальные подразделения, личный состав которых предварительно проходил профессиональную подготовку.
Уже в XI веке до н.э. в ассирийском войске были специальные «землекопные» отряды. А наилучшего расцвета военно-инженерное дело в античные времена достигло в Риме и Древней Греции. В состав каждого римского легиона обязательно входили инженеры.
Саперы в тот период занимались возведением мостов, сооружали орудия и осадные башни, делали подкопы под стены крепостей и участвовали в их штурме. Подобные задачи лежали на военных инженерах Средневековой Европы. Чаще всего это были вольнонаемные специалисты, поступавшие служить на конкретный период времени.
Приблизительно к концу XVII столетия, когда появилась регулярная армия, начали формировать специальные инженерные подразделения. Французы в подобных изменениях в армии стали первыми. Именно от них в инженерные войска пришло понятие «сапер», которое в переводе с французского означало «подкапывать». А первое саперное подразделение официально появилось в 1672 г. именно во французской армии, позднее уже каждую пехотную роту обязательно входил военный инженер.
В те времена у саперов была необычная форма. Они существенно отличались от простой пехоты ношением окладистой пышной бороды и фартука из кожи (каждый другой солдат обязательно должен был быть гладко выбритым).
Еще одним из существенных отличий французских саперов от остальных солдат было ношение ими знаменитого топора, который использовался одновременно как основной рабочий инструмент инженера и оружие. Именно с тех времен в символике военных саперов большинства стран мира используются «топорики», а не «лопата», которая больше подходит инженерным войскам.
Уже в XVIII веке практически в каждой армии европейских стран появились специализированные инженерные войсковые формирования. При этом солдат, входящих в такие подразделения, везде называли по-разному: пешеходами, понтонерами, минерами, даже пионерами.
Французские саперы в 1812 г. фактически спасли армию Наполеона, которая отступала.
Со временем подразделения инженерных войск стали комплектовать лошадьми, что позволило значительно повысить их мобильность. В результате появились конно-пионерные эскадроны, которые расчищали различного рода завалы для прохождения кавалерии, занимались ремонтом дорог и мостов, обустройством переправ через реки.
Описание строительных профессий
Когда отмечают День строителя, всегда упоминают о том, что это одна из древних и мирных профессий, ведь первое построенное человеком сооружение — жилище. Перечисление всего, что создано людьми в течение тысячелетий, заняло бы немало времени. Существует множество специальностей, связанных со строительной отраслью. Их можно разделить на группы:
- Профессии с указанием на вид выполняемой операции. Это инженеры-строители, проектировщики, прорабы (организаторы производственного процесса). Исполнители по специальностям — монтажники, каменщики, маляры, штукатуры, кровельщики, электрогазосварщики, отделочники и многие другие.
- Военные строители. Армия не может обойтись без собственных специалистов, готовых строить фортификационные сооружения и в условиях боевой обстановки.
- Косвенно относящиеся к строительству профессии. Архитекторы, инженеры нестроительных специальностей, разнорабочие, водители транспорта, машинисты грузоподъёмных кранов, студенты и преподаватели строительных школ.
Сфера деятельности строителей охватывает всё обозримое окружение человека, ими выполняются ремонты и реконструкции зданий, транспортных путей, мостов, архитектурных памятников, сооружений военного назначения. Подготовку кадров для строительной отрасли осуществляют профильные колледжи и вузы. Военно-строительные подразделения комплектуются из выпускников гражданских и военных учебных заведений и молодёжи, знакомой с молотком и топором.
Кого посылали служить в советский стройбат
«Пойдешь служить в стройбат!» – этим словом пугали многих призывников в Советском Союзе. Так называли военно-строительные отряды (ВСО), которые занимались не боевой подготовкой, а строительством различных объектов на территории страны. Но почему же служить в строительных батальонах было так позорно?
Откуда взялось прозвище «королевские войска»?
«Днем рождения» стройбата считается 13 февраля 1942 года. В этот день вышло постановление Совета народных комиссаров СССР о создании Военно-восстановительного управления, занимавшегося ремонтом и строительством объектов на территориях, освобожденных от немецкой оккупации.
Еще одно, неофициальное наименование стройбата – «королевские войска». Согласно одной из версий, такое прозвище стройбатовцам дали из-за их численности: в 1980-х годах там служило от 300 до 400 тысяч человек.
В то же время в ВДВ служило около 60 000 человек, в морской пехоте – около 15 000, в погранвойсках – около 220 000. Хотя имеется и версия о том, что это связано с именем знаменитого ракетного конструктора Сергея Королева.
Дело в том, что все советские космодромы возводились именно силами строительных войск.
Пугало для призывников
Почему же стройбат был так непопулярен у призывников и почему все так боялись туда попасть?
Во-первых, в «обычных» войсках солдат обучали стрельбе и прочим боевым умениям, а эти занятия всегда считались истинно мужскими. А стройбатовцы были по сути просто работягами, таких много и на «гражданке».
Во-вторых, формирование личного состава «королевских войск» имело свои особенности. Костяк их составляли выпускники строительных учебных заведений. Были и жители сельской местности, умеющие держать в руках строительный инструмент.
Считалось, что для «классических» войск они не подходят, а вот для строительства – в самый раз.
И наконец, в некоторых строительных отрядах до 90% контингента составляли выходцы из Средней Азии и с Кавказа. Почему их туда отправляли? Считалось, что основная причина – плохое знание русского языка.
В условиях боевой подготовки иметь дело с плохо говорящими по-русски солдатами было крайне неудобно и даже опасно – им просто боялись доверять оружие… Но во время строительных работ это не играло большой роли.
Кроме того, стройотряды часто превращались в точки сбыта наркотиков, в частности, гашиша, который распространяли уроженцы Средней Азии. Это приводило к тому, что многие, отслужив положенный срок, возвращались домой законченными наркоманами.
Советская легенда со знаком «минус»
Надо сказать, что от стройбата были не в восторге не только призывники, но и военное руководство, которое не раз высказывало мысль о «неэффективности» и даже «незаконности» таких подразделений.
Еще в 1956 году министр обороны Георгий Жуков и начальник Генштаба Василий Соколовский заявляли о том, что «использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как, согласно статье 132 Конституции воинская служба… должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР».
Не раз высказывались претензии по поводу плохой организации производственной деятельности и материально-бытового обеспечения в таких войсках. Например, солдат-строителей часто размещали в недостроенных зданиях, где отсутствовали отопление и элементарные санитарно-гигиенические условия.
Сегодня советский стройбат стал легендой, к сожалению, носящей скорее негативный оттенок. Впрочем, он все равно остается неотъемлемой и даже колоритной частью нашего советского прошлого.
День инженерных войск России
Сегодня инженерные войска Российской Федерации состоят из инженерно-саперных, инженерных, понтонно-мостовых бригад, инженерно-саперных и инженерно-маскировочных полков, включают в свой состав Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова, в котором осуществляется подготовка военных специалистов с высшим и средним образованием для нужд инженерных войск Вооруженных сил Российской Федерации. Военные инженеры остаются одним из наиболее важных родов войск, получают качественную подготовку.
В День инженерных войск «Военное обозрение» сердечно поздравляет всех генералов, офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат инженерных войск, курсантов, военнослужащих запаса, имеющих отношение к службе в инженерных войсках, с профессиональным праздником. Самое главное пожелание – это отсутствие боевых и небоевых потерь, а остальное приложится.
Разновидности батальонов
Различают виды наименьших тактических формирований в зависимости от выполняемых ими боевых задач. Схема строения каждого типа воинских частей отличается мало:
- В мотострелковых войсках штат подразделения составляют кроме 3 рот минометная батарея, взвод управления, материального, технического обеспечения, противотанковый и гранатометный взвод. Имеют на вооружении БТР и БМП.
- Парашютно-десантный, или десантно-штурмовой, относится к воздушно-десантным и сухопутным войскам. По структуре мало отличается от мотострелкового формирования.
- В частях морской пехоты роты военнослужащие выполняют задачи путем высадки с вертолетов на парашютах. Дивизионы артиллерии в подразделении имеют более мощные дальнобойные орудия.
- Танковый батальон входит в состав бригады или является отдельным формированием. На вооружении – 40 боевых машин.
- Разведывательный батальон относится к отдельным подразделениям в танковых и мотострелковых войсках. В нем кроме штаба 4 роты и несколько взводов.
- Отдельные тактические части имеются у связистов, в инженерных, химических войсках. Они различаются в зависимости от решаемых задач. Так инженерно-саперный полк состоит из подразделений, занимающихся постановкой и снятием заграждений, оборудованием понтонной переправы.
- Для обеспечения медицинского обслуживания в войсках имеют отдельные подразделения. Большое количество офицеров в медсанбатах связано с необходимым специальным образованием врачей и медсестер.
Специальные формирования занимаются ремонтом и восстановлением автомобильной и военной техники, средств связи. Для выполнения задач строительства используют военно-строительный отряд, носящий раньше название стройбат.
Во внутренних войсках существует несколько разновидностей военных групп, которые несут охрану на объектах стратегического значения, конвоируют заключенных, выполняют круг задач по борьбе с терроризмом, подавлению беспорядков.
Стройбат в царской России и РСФСР
В составе царской российской армии имелись вспомогательные войска, занимавшиеся возведением и ремонтом различных объектов. Они были сформированы в 1881 году. В их состав входили телеграфные, рабочие и железнодорожные подразделения. Данные войска участвовали в русско-японской и мировой войне. Инженерные части в русской армии существовали всегда: во времена Киевской Руси их называли Посошной ратью, а при Петре I – Саперами. В 1917 году все ВСЧ были расформированы.
В 1918 году в молодой Советской республике было сформировано так называемое тыловое ополчение. В его состав нередко попадали бывшие дворяне, царские офицеры, священники, зажиточные крестьяне и прочие категории граждан, которые считались советской властью неблагонадежными, поэтому не имели право служить в строевых подразделениях РККА. В 30-е годы части тылового ополчения входили в состав Наркомата тяжелой промышленности, путей сообщения и дорожного управления.
Такое положение дел сохранялось вплоть до начала 1937 года, когда на базе тылового ополчения появилось Управление строительных частей РККА. На счету советских военных строителей множество объектов, возведенных в предвоенный период, среди которых есть промышленные предприятия, линии коммуникаций, дороги и жилые дома. Кроме того, ВСЧ участвовали во всех войнах и локальных конфликтах, которые СССР вел в это время.

Эта тема закрыта для публикации ответов.