Су 37 самолет

Алан-э-Дейл       07.02.2023 г.

Популярный истребитель

В свою очередь, Су-30СМ2 является новой модификацией истребителя Су-30СМ, разработанного ОКБ Сухого. Это тяжёлый многоцелевой истребитель поколения 4++, предназначенный для завоевания господства в воздухе. Он был создан по заказу ВКС России на основе экспортного варианта Су-30МКИ, который был разработан в конце 1990-х годов для поставок в Индию.

  • Полёт пары истребителей Су-30СМ в ходе учения по ПВО

Максимальная взлётная масса Су-30СМ составляет 34,5 т при максимальной скорости 2125 км/ч. Полная боевая нагрузка истребителя — 8 т, он может нести шесть управляемых ракет для воздушного боя и авиационные бомбы массой до 500 кг. Также Су-30СМ оснащён 30-мм авиационной пушкой ГШ-30-1.

«На Су-30СМ стоят двигатели с изменяемым вектором тяги, модули РЭБ «Хибины» последнего поколения, которые защищают его от оружия класса «воздух — воздух», зенитных управляемых ракет, РЛС «Барс», которая позволяет видеть различные цели и, соответственно, применять самолёту различные типы вооружения, в том числе ракеты класса «воздух — воздух», крылатые ракеты», — рассказал RT военный эксперт Алексей Леонков.

Также установлена электродистанционная система управления, которая позволяет самолёту с полным комплектом вооружения совершать фигуры высшего пилотажа, добавил Леонков. По словам специалиста, эта техника делает Су-30СМ многофункциональной боевой единицей.

Также по теме

«Никаких ограничений по боевому применению»: в чём преимущества российского Су-57 перед американским F-35

На воздушном параде 9 мая в небе над Москвой пролетит звено самолётов пятого поколения Су-57. Новейшая отечественная машина…

«Су-30СМ2 отличается от Су-30СМ тем, что на нём было изменено бортовое оборудование — теперь в состав силовой установки входят два двигателя АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги. Это значительно повысило его манёвренность во время воздушного боя. Данный истребитель претерпел изменения в связи с боевой эксплуатацией в Сирии», — рассказал Леонков.

Стоит отметить, что интерес к Су-30СМ, Су-30МКИ и других модификаций этой платформы проявляют целый ряд зарубежных заказчиков.

Так, в январе 2018 года во время турне министра обороны Сергея Шойгу по странам АТР была достигнута договорённость о продаже шести Су-30 Мьянме.

В начале 2019 года Минобороны Армении сообщило о планах закупить у России четыре истребителя Су-30СМ. В октябре 2019 года глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев сообщил, что РФ поставила восемь истребителей Су-30К в Анголу.

Одним из главных импортёров этого истребителя является Индия — модификация Су-30МКИ была создана именно по её заказу. К 2018 году на вооружении индийских войск состояло не менее 240 истребителей Сухого.

В июле 2019 года замдиректора ФСВТС Владимир Дрожжов сообщил, что Индия закупит у России ещё 18 истребителей Су-30МКИ. Кроме указанных стран, различные модификации истребителей Су-30МК и Су-30СМ эксплуатируют Китай, Вьетнам, Венесуэла и Алжир.

Модификации Су-30 пользуются большой популярностью у иностранных заказчиков из-за соотношения цены и качества, пояснил Юрий Кнутов.

«Индийские пилоты довольно хорошо владеют этим самолётом, их техники знают, как эти самолёты ремонтировать, отработаны вопросы запчастей, за счёт этого следующие поколения модификации Су-30 привлекательны для ВС Индии. Кроме того, последний конфликт Индии с Пакистаном продемонстрировал определённое достоинство российских самолётов, которые обладают сверхманёвренностью и могут уходить от любых самолётов и ракет», — подчеркнул эксперт.

В свою очередь, Су-30СМ2, полученные на основе этих самолётов, усилят боеспособность ВКС России и повысят её обороноспособность, считает Юрий Кнутов.

«Эти самолёты, находясь на вооружении ВКС РФ, позволят надёжно обеспечить безопасность российских границ, несмотря на то что США сейчас делают ставку на прорыв российских ПВО с использованием самолётов, имеющих технологию «стелс», — например F-35, F-22, B-2 Spirit и F-15. Россия принимает ответные меры и берёт на вооружение самолёты, которые имеют новейшие прицелы, ракеты повышенной дальности и обладают сверхманёвренностью», — подытожил эксперт.

След в истории

Самолёт Су-37 просуществовал не так долго, но оставил крайне яркий след в умах. И до сих пор мало кто задаётся вопросом – а что, собственно, это за самолёт? Опередивший своё время суперистребитель – или демонстратор технологий, эффектный, но непригодный и неприспособленный для повседневной эксплуатации? Факт: «Терминатор» продемонстрировал уникальные маневренные качества, на нём впервые были продемонстрированы новые манёвры.

Но по сей день остаётся спорным вопрос о реальной пользе впечатляющих пилотажных фигур, выполненных на Су-37

«Терминатор» неизменно привлекал внимание на выставках –но на его закупку, вопреки радужным прогнозам, никто не решился

Бесспорно то, что на «тридцать седьмом» впервые обкатали двигатели с изменяемым вектором тяги. На современных Су-35 сейчас устанавливаются именно такие.

Значит, в качестве экспериментального образца «тридцать седьмой» был успешен и позволил накопить опыт, необходимый для работы над серийными истребителями. Показательно и то, что не предпринималось никаких попыток построить второй экземпляр Су-37.

Почему же «летающую лабораторию» рекламировали, как готовый к серийному производству самолёт? Вероятно, разгадка в том, что России в те годы было жизненно необходимо продемонстрировать, что её авиационная промышленность в состоянии создавать по-настоящему передовую технику. А когда новейшие достижения демонстрирует боевой самолёт, близкий по конструкции к серийному – это впечатляет сильнее, чем опытный образец, явно не имеющий другого применения.

Конструкционные особенности

Внушительный и в то же время эстетичный – именно так можно в 2-х словах описать внешний вид военного истребителя. А фото с полным вооружением приводит в некоторое замешательство, ведь мощь военного транспорта действительно поражает. Внешняя форма Су-35 в некотором роде напоминает парящего в небе хищника, гордо раскинувшего свои огромные крылья. У крылатой грозной «птицы» поворотные рулевые панели установлены в хвостовой части корпуса.

Конструкторам удалось в значительной степени улучшить управляемость, оснастив самолет дополнительным горизонтальным оперением. Среди самых значимых изменений, внесенных в базовую модель Су-27, можно отметить следующие:

  • для изготовления корпуса была использована прочная основа из прочного алюминия и титана;
  • кабина летчика была оснащена современным креслом для катапультирования модели К-36;
  • носовую часть авиатехники было решено оснастить так называемым приемником для потока воздушных масс, выполненного в копьеобразном исполнении;
  • благодаря увеличению площади вертикального оперения, удалось увеличить дальность полета и в значительной степени улучшить маневренность военно-воздушного транспорта;
  • изменил свое место расположения и парашют необходимый при торможении: конструкторы решили перенести его в верхнюю часть фюзеляжа.

Особого внимания заслуживает двигатель Су-35, точнее два авиадвигателя, оснащенных векторами тяги «УВД», модели «Ал-41-Ф1С». Данная конструкция является прототипом двигателя, которым были оснащены военные самолеты 5-го поколения.

После проведения определенных модернизаций, инженерам удалось занизить как безфорсажную, так и форсажную тягу, что в свою очередь с несколько раз снизило рабочий ресурс. Такой двигатель помогает набрать сверхзвуковую скорость самолету даже без перехода в режим под названием «Форсаж». Управляется двухдвигательная силовая установка в электронно-механическом режиме.

Каждая модель Су-35 оснащена современной радиолокационной системой, способной обнаружить цель на расстоянии, превышающем 350 км, под названием «Ирбис, РЛС-НО-35». В дополнение к этой конструкции идет ОЭИС и локационная станция.

ТТХ и летные данные в сравнении с аналогами

Напрашивается сравнение Су-37 со знаменитым американским истребителем F-22 Raptor. В качестве другого аналога выступит принятый на вооружение ВКС России истребитель Су-35. Он необходим, чтобы оценить, так ли много российская авиация потеряла, отказавшись от «Терминатора».

Надо уточнить, что нынешний Су-35 – не тот самолёт, из которого вырос Су-37. Это гораздо более глубокая модернизация базовой платформы, а прежнему «тридцать пятому» сейчас возвращено наименование Су-27М. Приведём их основные технические характеристики.

Су-37 F-22 Су-35
Длина, м. 22 19 22
Размах крыла, м. 14,6 13,5 14,7
Взлётный вес, т. 25 29 25
Максимальный вес, т. 34 38 34
Максимальная скорость, М 2,35 2 2,35
Боевой радиус, км 800 760
Потолок, км 18 20 18
Встроенное вооружение 30мм пушка, 150 выстрелов 20мм пушка, 480 выстрелов 30мм пушка, 150 выстрелов

Необходимо заметить, что приведённые данные о скорости самолётов касаются предельной скорости на высоте. По наибольшей скорости у земли Су-37 даже несколько уступал «Раптору». Пушка, установленная на американском истребителе, имеет меньший калибр, но для поражения бронетехники она и не предназначается, а при атаке самолётов меньшая мощность снарядов может компенсироваться темпом стрельбы и большим боезапасом.

Если судить по цифрам, то Су-35 почти не отличается от «Терминатора». Но в таблицу не вошли такие данные, как применение на «тридцать пятом» новых двигателей с увеличенной тягой, большим моторесурсом и изменяемым всеракурсно (не только в одной плоскости) вектором тяги. Установлена на Су-35 и новая РЛС с увеличенным вдвое радиусом действия.

Особенности Су-35С

Истребитель Су-35 является глубокой модернизацией Су-27. Он имеет в значительной степени новый усиленный планер; в отличие от «старого» Су-27М, не имеет переднего горизонтального оперения и тормозного щитка. Торможение при посадке осуществляется отклонением рулей направления в разные стороны.

Су-35С обладает передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией с пассивной фазированной антенной решёткой «Н035 Ирбис», а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С разработки НПО «Сатурн» с плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги (УВТ). Данные двигатели удовлетворяют требованиям к двигателю для истребителя пятого поколения, в том числе позволяют развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, однако используют старую электронно-механическую систему управления. Согласно заявлению КБ «Сухой», назначенный ресурс Су-35 — 6000 лётных часов или 30 лет. Заявленный назначенный ресурс двигателей — 4000 часов.

Конструкция

Планер Су-35 имеет токопроводящее напыление фонаря кабины, кромки планера покрываются специальными материалами для снижения ЭПР.

Двигатели

На Су-35 установлены два двухконтурных турбореактивных двигателя «АЛ-41Ф1С» с форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги. С целью увеличения числа ракурсов отклонения тяги двигателя и создания псевдо-всеракурсности оси поворота отклоняемых сопел наклонены, что хорошо видно на фотографии (сопла при этом отклоняются вниз-внутрь и вверх-наружу). Данные двигатели являются «упрощённым» вариантом двигателя «АЛ-41Ф1» для истребителя пятого поколения. От него АЛ-41Ф1С отличает сниженная форсажная и бесфорсажная тяга и применение электронно-механической системы управления. Форсажная тяга каждого двигателя АЛ-41Ф1С составляет 14500 кгс, в бесфорсажном режиме максимальная тяга составляет 8800 кгс. Двигатели позволяют истребителю развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Ресурс 4000 часов, межремонтный 1000 часов.ВГТД ТА14-130-35 — современный вспомогательный газотурбинный двигатель с эквивалентной мощностью 105 кВт. Двигатель предназначен для использования в ВСУ самолёта Су-35. Обеспечивает кондиционирование кабины и отсеков самолёта и электропитание переменным током 200/115 В мощностью до 30 кВА бортовых потребителей.

Авионика

На Су-35 установлена РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 Ирбис, имея дальность обнаружения целей с ЭПР 3 м² до 400 км. В дополнение к радиолокационным средствам используется оптико-локационная станция и ОЭИС.Самолёт оснащается средствами радиоэлектронной борьбы, а также может оснащаться станциями групповой радиоэлектронной защиты.Кабина пилота оборудована 3 дисплеями с возможностью работы в многоэкранном режиме и голографическом индикаторе на лобовом стекле.Самолёт оборудован системой предупреждения об облучении Л-150-35 (вариант исполнения Л-150 (СПО)).

Поставки и экспорт

В 2009 «Сухой» заключил соглашение с Министерством обороны на поставку 48 истребителей Су-35С, срок поставки — к концу 2015 года в ВВС России должны поступить 48 таких истребителей.

В декабре 2015 года подписан второй контракт на поставку 50 единиц до 2020 года в ВКС РФ.

Планируются поставки Су-35 в Индонезию. В ноябре 2015 правительство Индонезии утвердило закупку 12 многофункциональных истребителей Су-35.

В 2015 подписан договор на поставку 24 многофункциональных истребителей Су-35 в Китай. В 2016 году планируется передать первые 4 машины.

Дизайн и развитие

ОКБ Сухого приступило к исследованиям вектор тяги еще в 1983 г. когда Советское правительство поручило бюро отдельную разработку Су-27М, который был модернизацией Су-27. По настоянию Генеральный директор Михаил Симонов, который был главным конструктором Су-27, Сухого и Сибирский научно-исследовательский институт авиации учился осесимметричный направляющие сопла. Это контрастировало с преобладающим акцентом на двумерные сопла в западной прессе. Люлька (потом Люлька-Сатурн) также начал исследования двигателей с вектором тяги в 1985 году. К концу 1980-х годов «Сухой» оценивал свои исследования на своих летающих испытательных стендах.

В ходе испытательных полетов Су-27М, начавшихся в 1988 году, инженеры обнаружили, что летчикам не удается поддерживать активное управление самолетом на высоких скоростях. углы атаки из-за неэффективности поверхности управления полетом на малых оборотах. Поэтому инженеры установили двигатели с вектором тяги на одиннадцатый Су-27 (заводской код Т10М-11), построенный на заводе. Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение в Дальний Восток страны и использовался как испытательный стенд для радаров. После завершения сборки планера в начале 1995 года самолет был доставлен на подмосковный опытный завод ОКБ, где инженеры приступили к установке сопел на самолет. Хотя Сухой планировал использовать Люлька-Сатурн АЛ-37ФУ для питания самолета, двигатель еще не был очищен от полета. Самолет временно оснащался менее мощным двигателем АЛ-31ФП, который по сути представлял собой двигатель АЛ-31Ф с соплами управления вектором АЛ-100 от АЛ-37ФУ. Самолет выкатили в мае. Через два месяца временные двигатели заменили на АЛ-37ФУ; его сопла могли отклоняться только на 15 градусов вверх или вниз в ось тангажа, вместе или по-разному.

За исключением добавления сопел управления вектором тяги, Су-37 внешне мало чем отличался от Су-27М с уткой. Вместо этого инженеры сосредоточились на авионике самолета. В отличие от предыдущих Су-27М, Су-37 имел цифровую (а не аналоговую) по проводам система управления полетом, который был напрямую связан с системой управления вектором тяги. Вместе с габаритной высотой самолета тяговооруженность и двигатель полное управление цифровым двигателем Особенностью интегрированной силовой установки и систем управления полетом была повышенная маневренность на больших углах атаки и малых скоростях. Самолет система управления оружием также был улучшен, так как он включал N011M Бары (буквально «Пантера») импульсный допплер фазированная решетка радар, который обеспечивал самолет одновременной возможностью воздух-воздух и воздух-земля. Радар мог отслеживать двадцать воздушных целей и наводить ракеты на восемь из них одновременно; для сравнения, базовый Су-27М N011 мог отслеживать только пятнадцать воздушных целей и поражать шесть из них одновременно. Самолет сохранил от Су-27М радиолокационную станцию ​​самообороны N012, расположенную в выступающей назад хвостовой балке.

Значительно улучшена компоновка кабины пилота. В добавок к проекционный дисплейу Су-37 было четыре Sextant Avionique многофункциональный цвет жидкокристаллические дисплеи расположены в Т-образной конфигурации; у них была лучшая защита от подсветки, чем у монохромных Су-27М электронно-лучевая трубка отображает. Дисплеи представляли пилоту информацию о навигации, состоянии систем и выборе вооружения. Пилот сел на катапультное сиденье который был наклонен на 30 градусов для улучшения перегрузка толерантность.

Самолету, раскрашенному в песочно-коричневый цвет, был присвоен код 711 Синий, позже изменено на 711 Белый. После наземных проверок на Громова ЛИИ, самолет совершил первый полет 2 апреля 1996 г. Жуковский аэродром под Москвой, пилотирует Евгений Фролов. Фиксация сопел проводилась в течение первых пяти полетов. Из-за отсутствия финансирования со стороны ВВС России»Сухой» был вынужден профинансировать проект за счет собственных средств; По словам Симонова, компания направила на проект выручку от экспорта Су-27 в Китай и Вьетнам. Самолет был публично представлен в Жуковском позже в том же году и получил новое обозначение — Су-37.

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 22,183 м
  • Размах крыла: 14,698 м
  • Высота: 6,35 м
  • Площадь крыла: 63,5 м²
  • Шасси: 3-точечное
  • Масса пустого: 18500 кг
  • Нормальная взлётная масса: 25670 кг
  • Максимальная взлетная масса: 34000 кг
  • Двигатель: 2 × АЛ-31ФП с управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги
  • Тяга

    на форсаже: 2 × 12500 кгс

  • Тяговооружённость:
    • при нормальной взлетной массе: 1,09 кгс/кг
    • при максимальной взлетной массе: 0,82 кгс/кг

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость на большой высоте: 2500 км/ч (М=2,35)
  • Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч
  • Дальность полёта: 4000 км
  • Боевой радиус: 800 км
  • Практический потолок: 18 000 м
  • Нагрузка на крыло:
    • при нормальной взлетной массе: 404 кг/м²
    • при максимальной взлетной массе: 535 кг/м²
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G

Вооружение

  • Встроенная пушка: ГШ-30-1
  • Боевая нагрузка: до 8000 кг
  • Точки подвески: 12
  • Подвесное вооружение:
    • Р-77
    • Р-27
    • Р-60
    • Р-73
    • Х-31
    • Х-29
    • Авиабомбы и кассеты весом до 500 кг

Также на узлах внешней подвески размещаются подвесные топливные баки и различное вооружение, (а также спец. контейнеры с аппаратурой РЭБ, или разведаппаратурой) общей массой до 8000 кг. Всего возможно более 70 вариантов внешней подвески, включающих ракеты класса «воздух-воздух» малой, средней и большой дальности, ракеты «воздух-корабль», «воздух-РЛС» и «воздух-поверхность», а также бомбы и бомбовые кассеты весом до 500 кг.

Внешние ссылки [ править ]

Викискладе есть медиафайлы по теме Су-37 .
  • Су-37 на EnemyForces.com
  • Су-37 в российской военной аналитике
vтеСамолет Сухого
Истребители / перехватчики
  • Су-9
  • Су-11
  • Су-15
  • Су-27
  • Су-30 ( МКК / МКИ / МКМ )
  • Су-33
  • Су-35
  • Су-57 (ПАК ФА, Т-50)
Бомбардировщики / атака
  • Су-2
  • Су-4
  • Су-7
  • Су-17
  • Су-24
  • Су-25
  • Су-34
  • Су-39
  • Т-12 Штурмовик-90
  • С-70 Охотник
Разведка
Тренеры
  • Су-26
  • Су-28
  • Су-29
  • Су-31
Транспорт
  • Су-80
  • Суперджет 100
Экспериментальный
  • Су-1
  • Су-3
  • Су-5
  • Су-6
  • Су-7 (1944 г.)
  • Су-8
  • Су-9 (1946 г.)
  • Су-10
  • Су-11 (1946 г.)
  • Су-13
  • Су-15 (1949 г.)
  • Су-17 (1949 г.)
  • Су-37
  • Су-47
  • П-1
  • Т-3
  • Т-4
  • Т-49
  • Т-405
  • Т-431
Сельскохозяйственная
Отмененные проекты
  • КР-860
  • Для мальчиков-6
  • С-21
  • Т-60С
  • Сухой Шквал

Советский тяжелый истребитель поколения «4» Су-27.

Су-27

В 1965г. США приступили к разработке перспективного истребителя 4-го поколения. В результате в 1974 в Америке начинают серийное производство самолетов F-15.

Советский Союз, в качестве симметричного ответа объявляет тендер на проектирование нового фронтового истребителя. Участниками конкурса стали три ОКБ Сухого, Яковлева и Микояна. После состоявшегося в 1972г. научно-технического совета победителем стало конструкторское бюро Сухого.

До 1979г. строятся три прототипа Т-10-1, Т-10-2 и Т-10-3, которые поднялись в воздух в 1977-м, 1978-м и 1979-м годах соответственно. К этому времени в союз стали поступать данные о летно-технических характеристиках F-15. После чего стало ясно, что наш образец по ряду параметров сильно уступает американскому. В кратчайшие сроки инженеры Сухого разрабатывают улучшенный вариант Т-10С-1, который отрывается от взлетной полосы весной 1980г.

После летных испытаний комиссия удовлетворенно заявила, что наш самолет не уступает, а по некоторым параметрам превосходит истребитель США.

В 1981г. разворачивают массовое производство Су-27 сразу на нескольких авиазаводах. А в 1990г. самолет принимают на вооружение. Всего со стапелей заводов-изготовителей сошло 809 машин этого типа.

Впоследствии Су-27 подвергся глубокой модернизации, в результате чего появился самолет с передним горизонтальным оперением Су-27М.

Зачем строили «Су-37/47»

Начать стоит с парадокса: четыре рабочих прототипа были в конечном итоге завершены, хотя формального принятия их на вооружение российскими ВВС не состоялось.

Таким образом, «Су-37/47» остался в истории авиации как «испытательный» самолет, на котором «обкатывали» различные инженерные решения. В частности, именно благодаря данным, полученным после тестов «Су-37/47», был создан «Су-35», а за ним — и «Су-57».

Ключевой особенностью «Су-47» стало использование крыла обратной стреловидности. Такое крыло дает некоторые преимущества перед обычным расположением крыльев, наблюдаемым сегодня почти во всех реактивных самолетах.

Например, самолет с крыльями обратной стреловидности способен обеспечить отличную маневренность на дозвуковых скоростях, уменьшить взлетные и посадочные крены, уменьшить радиолокационную заметность и дать пилоту повышенную управляемость при больших углах атаки.

Основной проблемой такой конфигурации остаются нагрузки, даваемые на каждое крыло:

из-за них оно выгибается, что при определенных обстоятельствах может привести к катастрофе в воздухе.

В конструкции «Су-37/47» крылья специально сконструированы из скручивающихся / изгибающихся композитов, чтобы уменьшить перегрузки.

Интересные факты о штурмовике

  • Шасси полностью приспособлено к взлёту и посадке на любых типах полос. Предполагалось, что полноценный военный штурмовой самолёт не должен зависеть от наличия аэродрома с бетонной ВПП.
  • Штурмовик можно заправлять бензином и дизельным топливом при отсутствии авиационного керосина.
  • На одной из стадий проектирования конструкторы высказывали идею оснащения фюзеляжа подвесным контейнером для перевозки дополнительного оборудования и… авиационного техника.
  • За время боевого применения Су-25 принимал участие в 18 войнах и вооружённых конфликтах на трёх континентах.

18 войн:в стольких воинах, за время боевого применения Су-25 принимал участие 
undefined

Высокий уровень аварийности устаревших штурмовиков Су-25 и истребителей-бомбардировщиков Су-24 вынуждает руководство ВВС производить их замену более современными Су-34. Сравнение явно не в пользу Су-25.

Уже упомянутая модификация Су-39 может дольше других продержаться в строю, так как хорошо зарекомендовал себя в борьбе с беспилотными летательными аппаратами. Его отличительная особенность — способность двигаться на минимальной скорости без сваливания в штопор, и атаковать БПЛА в любой удобный момент. Все последние модернизации (СМ, СМ2, СМ3) лишь ненадолго продлевают срок службы легендарного «самолёта поля боя» — штурмовика Су-25.

Из-за отсутствия финансирования

Су-37 был уникальным самолётом во всех смыслах — он существовал в единственном лётном экземпляре, построенном в 1993 году. В 2002 году в ходе одного из испытательных полётов истребитель потерпел крушение под Москвой, пилотировавшему его лётчику удалось катапультироваться. После этого программа по разработке и производству Су-37 была прекращена.

  • Многоцелевой сверхманёвренный истребитель Су-37
  • РИА Новости

Как рассказал в комментарии RT заслуженный лётчик России генерал-майор Владимир Попов, если бы эта машина пошла в серию и была принята на вооружение, она активно применялась бы на переднем крае боевых действий.

По его словам, главной причиной, помешавшей запустить серийное производство Су-37, стало отсутствие финансирования в 1990-х годах. Однако эта машина предвосхитила появление многих перспективных самолётов новых поколений, добавил эксперт.

Также по теме


Перспективные самолёты: Минобороны РФ подпишет контракты на поставку истребителей Су-30СМ2 и учебно-боевых Як-130

Минобороны России до конца года подпишет два госконтракта на поставку 21 истребителя Су-30СМ2 и 25 учебно-боевых самолётов Як-130,…

«Су-37 был предвестником самолётов поколения 4++ и пятого поколения, особенно это прослеживается в конструктивных особенностях, компоновке, распределении массы относительно крыла, эффективности управляемой системы», — подчеркнул Попов.

В свою очередь, военный эксперт Юрий Кнутов отметил в интервью RT, что главной особенностью Су-37 была его сверхманёвренность, которая достигалась за счёт двигательной установки с управляемым вектором тяги.

«Благодаря этому самолёт мог выполнять приёмы высшего пилотажа — «Чакра Фролова», «кобра», «колокол»

Это важно, поскольку если все прицелы на современных самолётах устроены по принципу доплеровского локатора, то самолёт, застыв на одну-три секунды, может исчезнуть с локаторов истребителей противника. К тому же можно изменить направление полёта, резко совершив манёвр, после чего, например, зайти противнику в хвост и поразить его ракетой», — пояснил эксперт

Юрий Кнутов также констатировал, что пойти в серию этому и другим уникальным самолётам помешало плачевное состояние российской экономики в 1990-х годах.

«В 1990—2000-х годах Россия переживала экономический кризис, из-за которого она так и не смогла запустить серийное производство машины и принять её на вооружение. Такая же судьба постигла и уникальный Як-141, который стал невостребованным после распада СССР», — напомнил Кнутов.

Однако влияние Су-37 на современные технические решения, применяющиеся в истребительной авиации, сложно переоценить, считает аналитик.

End of the Su-37?

The Su-37’s life ended when T10M-11 (serial 711) was lost in a crash on
flying a ferry flight in Russia.
The aircraft was not fitted with the TVC engines at the time of the crash. No other
Su-27Ms have been converted to Su-37 specifications, nor has the Su-37 design entered production.
The Su-37 was never an official
designation recognized by the Russian Air Force. The crash of 711 effectively means the end
of the Su-37 as we have known since 1996.
The possibility remains that the designation Su-37 will be re-used in the future
for other Flanker derivatives. Reportedly, localized Su-35 (Su-27BM) airframes for the Russian
Air Force will re-use the Su-37 designation.

Fomin, Andrei (2000). Su-27 Flanker Story, RA Intervestnik, Moscow, Russia.

Возможности

Благодаря техническим решениям, примененным в конструкции, у Су-37 есть следующие возможности:

  • автоматизация всех этапов боевого применения и полёта;
  • групповые автоматизированные действия по целям, находящимся на земле и в воздухе;
  • обстрел целей, находящихся на земле, при этом, не залетая в зону противовоздушной обороны средней и малой дальности;
  • способность нанесения предупреждающих ударов по воздушному противнику любого класса, включая малозаметные самолёты;
  • дозаправка в воздухе благодаря убирающейся штанге топливоприемника;
  • полет на малых высотах, огибая рельеф;
  • алгоритмическая защищённость и многоканальность прицельных и информационных систем;
  • защита от оптико-электронных и радиоэлектронных средств противника.

Sensors

The aircraft is fitted with a multifunction, forward-looking, NO-11M pulse Doppler phased array radar, which can track up to 15 targets simultaneously and provide target designation and guidance to air-to-air missiles. NO-11M is manufactured by NIIP, the Tikhomirov Scientific Research Institute of Instrument Design.

“The Su-37 can carry up to 14 air-to-air missiles.”

There is also a rear-looking NIIP NO-12 radar and optronic fire-control and surveillance system.

There are also systems for terrain-following and terrain-avoidance, mapping and multichannel employment of guided weapons.

Проект «Беркут»: «мнимое пятое поколение»

«Беркут» появился на свет в последние годы существования Советского Союза. В 1983 году советские ВВС начали финансировать (совместно с компанией «Сухой») программу создания самолета с новым типом крыла.

Создаваемой самолет первоначально маркировался как «С-32», затем стал «Су-37» и в дальнейшем «разросся» до «Су-47».

Интересно, что в 1996 году эта программа была воспринята Западом как действующий прототип российского истребителя 5 поколения, что автоматически делало его конкурентом американского «F-22».

Первый полет «С-32» произошел 25 сентября 1997 года, а широкой общественности его показали в Жуковском уже в 1999 году, что показывало — работа ведется активно и давно, поскольку пройти путь от прототипа до серии за 2 года практически невозможно. Однако к 2000 году всем стало понятно, что показывают не будущий серийный самолет, а так называемый «демонстратор технологий». В 2002 году «Су-37» был переименован в «Су-47».

История создания

С середины 80-х в советской военной авиации начал эксплуатироваться новый тяжёлый истребитель Су-27. Пока лётчики осваивали машину, конструкторы уже работали над её дальнейшим совершенствованием.

Во второй половине десятилетия в воздух поднялись палубный истребитель Су-33, бомбардировщик Су-34, и усовершенствованный истребитель Су-27М, позже сменивший обозначение на «Су-35».

Особенная роль выпала одиннадцатому самолёту (четвёртому в предсерийной партии). Истребитель с заводским обозначением Т-10М-11 и бортовым номером 711 отправился на достройку в Москву.

После установки на него новых двигателей и оборудования он и стал уникальным «Терминатором» с индексом Су-37.

История операций [ править ]

В ходе последующей программы летных испытаний стала очевидна сверхманевренность Су-37 благодаря управлению вектором тяги. По словам Симонова, такая функция позволит пилотам разработать новые боевые маневры и тактику, значительно повысив ее эффективность в воздушных боях. Среди новых маневров была «Супер Кобра», которая была вариацией «Кобры» Пугачева и была продемонстрирована во время международного дебюта самолета на авиашоу в Фарнборо в сентябре 1996 года. Пилотируемый Фроловым, самолет наклонялся на 180 градусов и сохранял оперение. -первое положение на мгновение, которое теоретически позволило бы самолету запустить ракету по боевому противнику. Супер Кобра превратилась в кульбит (сальто), в котором Су-37 выполнял петлю на 360 градусов с чрезвычайно малым радиусом поворота, равным длине самолета. По словам летчика-испытателя Анатолия Квочура , управление вектором тяги дало бы самолету значительное преимущество в ближнем бою . Тем не менее, критики сомневаются в практической пользе таких маневров; хотя они позволили бы захватить ракету на ранней стадии , это произошло бы за счет быстрой потери кинетической энергии , что сделало бы самолет уязвимым, когда пилоты промахнулись с первым выстрелом.

Самолет был продемонстрирован на Парижском авиасалоне в 1997 году. Хотя он смог выступить только в последний день салона, организаторы признали Су-37 самым выдающимся исполнителем на мероприятии. После этого самолет участвовал в авиасалоне МАКС в Москве, Международной оборонной выставке в Дубае и авиасалоне FIDAE в Сантьяго , Чили, поскольку власти пытались экспортировать самолет. Позднее по истечении срока службы двигателей на самолетах АЛ-37ФУ были заменены серийными двигателями АЛ-31Ф без подвижных сопел. Потеря вектора тяги была несколько компенсирована обновлением системы дистанционного управления полетом. На самолете зарубежная авионика также была заменена на отечественную. Он возобновил испытательные полеты в октябре 2000 года.

Программа летных испытаний была завершена 19 декабря 2002 года, когда левое горизонтальное оперение самолета отломилось во время маневра с большой перегрузкой, что привело к его падению в Шатуре под Москвой. Разрушение конструкции было вызвано многократным превышением расчетной нагрузки самолета в течение шести лет испытаний. Пилот Юрий Вашук благополучно катапультировался. Несмотря на участие Су-37 в тендерах на истребители в Бразилии и Южной Корее , самолет не получил зарубежных заказчиков. Индия в середине 1990-х годов финансировала разработку того, в результате чего получился Су-30МКИ., который представляет собой двухместную конструкцию истребителя, включающую в себя «утки», РЛС N011M и технологию управления вектором тяги, которые присутствовали и испытывались на Су-37. Кроме того, в ходе испытаний Су-27М и Су-37 инженеры определили, что управление вектором тяги может компенсировать потерю маневренности, вызванную удалением уток, конструкция которых накладывала снижение веса на самолет. планер. Модернизированный Су-35 без утки совершил первый полет в феврале 2008 года .

Тактико-технические характеристики[править | править код]

Технические характеристики

  • Экипаж : 1 человек
  • Длина : 22,183 м
  • Размах крыла : 14,698 м
  • Высота : 6,35 м
  • Площадь крыла : 63,5 м²
  • Шасси : 3-точечное
  • Масса пустого : 18500 кг
  • Нормальная взлётная масса : 25670 кг
  • Максимальная взлетная масса : 34000 кг
  • Двигатель : 2 × ТРДДФ АЛ-31ФП с управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги
  • Тяга :на форсаже : 2 × 12500 кгс

Тяговооружённость :при нормальной взлетной массе : 1,09 кгс/кг

при максимальной взлетной массе : 0,82 кгс/кг

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость на большой высоте : 2500 км/ч (=2,35)
  • Максимальная скорость у земли : 1400 км/ч
  • Дальность полёта : 4000 км
  • Боевой радиус : 800 км
  • Практический потолок : 18 000 м
  • Нагрузка на крыло :при нормальной взлетной массе : 404 кг/м²
  • при максимальной взлетной массе : 535 кг/м²

Максимальная эксплуатационная перегрузка : +9 G

Вооружение

  • Встроенная пушка : ГШ-30-1
  • Боевая нагрузка : до 8000 кг
  • Точки подвески : 12
  • Подвесное вооружение : Р-77
  • Р-27
  • Р-60
  • Р-73
  • Х-31
  • Х-29
  • Авиабомбы и кассеты весом до 500 кг

Также на узлах внешней подвески размещаются подвесные топливные баки и различное вооружение, (а также спец. контейнеры с аппаратурой РЭБ, или разведаппаратурой) общей массой до 8000 кг. Всего возможно более 70 вариантов внешней подвески, включающих ракеты класса «воздух-воздух» малой, средней и большой дальности, ракеты «воздух-корабль», «воздух-РЛС» и «воздух-поверхность», а также бомбы и бомбовые кассеты весом до 500 кг.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.