Коммуна

Алан-э-Дейл       05.11.2022 г.

Номер один: “Петр Великий”

Самым большим кораблем в России является атомный крейсер “Петр Великий”. Корабли этого класса появились в середине 60-х годов прошлого столетия. Из-за высокой стоимости и сложности постройки, похвастаться наличием таких крейсеров в военно-морском флоте могли всего две сверхдержавы – США и СССР. Сегодня в мире эксплуатируется всего один атомный крейсер – “Петр Великий”, входящий в состав ВМФ РФ.

История корабля

Начало строительства самого мощного корабля ВМФ России приходится на 1986 году. Тремя годами позже атомный крейсер был спущен на воду. При разработке, судно получило имя “Юрий Андропов”, однако в 1992 году корабль переименовали. Бортовой номер тоже сменился – с 183 на 099.

На сегодняшний день, этот тяжелый атомный крейсер является самым большим не авианесущим кораблем в мире.

К строительству и испытаниям корабля подошли со всей тщательностью. Как только крейсер спустили на воду, он был направлен на ходовые испытания в Заполярье.

На счету корабля несколько интересных достижений:

  • первым обнаружил место крушение подлодки “Курск”;
  • снимался в фильмах;
  • задержал несколько суден сомалийских пиратов;
  • входит в список самых смертоносных боевых кораблей мира.

“Петр Великий” – флагман северного флота РФ.

Характеристики самого большого корабля

Боевая численность судна насчитывает свыше тысячи человек

Самый большой военный российский корабль имеет следующие характеристики:

  • 250 метров в длину;
  • 25 метров в ширину;
  • почти 60 метров в высоту;
  • водоизмещение – до 25 тыс.тонн;
  • 60 суток автономного плавания.

Энергетическая установка представлена двумя атомными реакторами. Это делает мощный корабль еще и одним из самых опасных в мире для самого экипажа.

Интересно! Другие страны, в частности США, отказались от использования таких крейсеров, так как в случае повреждения корабль представляет опасность для своей же команды.

Самый большой военный корабль российского флота имеет скорость движения около 32 узлов, что равняется примерно 60 км/ч. Для сравнения, скорость современного атомного авианосца, построенного два года назад в США, составляет 30 узлов.

Конструкция

Самый большой крейсер в России может похвастаться внушительным экипажем – корабль рассчитан на 1035 человек команды. В корабле 49 коридоров, а общая их протяженность составляет почти 20 км.

Крейсер оснащен шестью палубами и имеет целых восемь ярусов. В распоряжении экипажа:

  • 1600 помещений;
  • 30 кубриков;
  • 140 одноместных и двухместных кают для офицеров;
  • 15 душевых;
  • 2 бани;
  • сауна и бассейн;
  • медицинский блок на 2 уровня;
  • кабинеты диагностики;
  • спортзал;
  • телестудия;
  • салон отдыха для адмиралов с бильярдом и роялем.

Мощная энергетическая энергоустановка крейсера может обеспечить электричеством и теплом средний провинциальный город, в котором проживают 150 тыс. человек.

История службы

Паровой колёсный буксир был построен в Киеве на в 1935 году.

С началом войны «Парижскую коммуну» мобилизовали по предвоенному плану и 1 июля полностью переоборудовали в военный корабль на заводе им. И. В. Сталина в Киеве. По разрешению Главного Морского Штаба (ГМШ) корабль вооружили двумя универсальными артиллерийскими установками 34-К в полубашнях, которые могли также вести огонь по воздушным целям.

11 июля «Парижская коммуна» (в военных документах даётся также и номерное название «СК-3») включёна в состав Припятского отряда речных кораблей (ОРК) Пинской военной флотилии (ПВФ). Его командиром стал лейтенант запаса Н. Н. Гордиенко. 10 августа по приказу сторожевой корабль переводится в состав Киевского ОРК ПВФ для действий на реке Днепр на флангах Киевского укрепрайона. Тогда же на корабль был назначен новый командир — младший лейтенант Сутужко С. Ф. 22 августа сторожевик получил приказ прикрывать днепровскую переправу отступающей 5-й армии Юго-Западного фронта у села Навозы.

Вечером 23 августа передовой отряд 111-й пехотной дивизии немцев, усиленный самоходными орудиями StuG III, опрокинул отступающие по приказу, но плохо организованные части 27-го стрелкового корпуса 37-й армии Юго-Западного фронта и захватил плацдарм на левом берегу Днепра у села Окуниново. Таким образом корабли ПВФ, действовавшие севернее, оказались отрезаны от Киева, где в то время находился штаб флотилии.

В ночь на 26 августа 1941 года «Парижская коммуна» совместно с другими кораблями флотилии участвует в прорыве в Киев из района Чернобыль — Домантово, мимо немецкого окуниновского плацдарма. На подходе к окуниновскому мосту сторожевой корабль попал под сильный обстрел, было подбито кормовое орудие, а его расчёт убит. «Парижская коммуна» смогла пройти под мостом, но через несколько минут получила ещё одно попадание снаряда в двигатель. Потерявший ход корабль отнесло течением на мель. Попытки отремонтировать паровую машину и снять сторожевик с мели оказались неудачными. Поэтому на рассвете по приказу командира экипаж подорвал свой корабль. Как минимум один член экипажа попал в плен к противнику.

31 августа «Парижскую коммуну» исключили из списков кораблей ВМФ по приказу командующего флотом, а в 1948 году обломки корабля были cданы на слом.

«Все дело — в воронении»

Стрелецкая бухта — одна из самых живописных в Севастополе. Когда-то здесь проходила пристрелка корабельных орудий, а сейчас базируется 145-й отряд спасательных судов Черноморского флота.

«Коммуну», защищенную молом, видно издалека. Судно, выполненное в виде катамарана, стоит у причала, опираясь на две гигантские металлические гондолы.

Длина спасателя — 96 метров, ширина — 18,5. Над корпусом возвышаются четыре массивные металлические арки. Увидишь в тумане — подумаешь, что впереди железнодорожный мост.

— Судно считалось судоподъемным и строилось на перспективу, — говорит штурман «Коммуны» Олег Евдокимов. — В начале XX века подводные лодки были водоизмещением 100–250 тонн и предназначались в основном для прибрежного плавания и обороны баз с моря. А «Волхов», как тогда называлась «Коммуна», мог поднять до 1000 тонн.

Современную подлодку «Коммуна», конечно же, уже не поднимет. Водоизмещение подводных лодок проекта «Варшавянка», например, около 4–5 тысяч тонн. Зато теперь на борту «Коммуны» стоит глубоководный обитаемый подводный аппарат АС-28. По сути — это — мини-подлодка со своей двигательной установкой и радиоэлектронным оборудованием. Эта тринадцатиметровая маневренная «рыбка» способна «нырять» на глубину до 1000 метров и стыковаться к аварийным выходам терпящей бедствие подлодки. Скорость хода — 3,7 узла. Когда «Волхов» строился — о таких мини-субмаринах и не мечтали, другие были технологии.

— На одной подзарядке экипаж может дважды спускаться под воду, принимая на борт до 20 человек за один подъем, — говорит старший помощник капитана Геннадий Логвиненко.

Фото автора
Старпом Геннадий Логвиненко.

Удивительно, судно оснащено современной аппаратурой, а рядом, на юте, кормовой надстройке судна, сохранились таблички с буквой «ять» исторической кириллицы и глаголицы, которой пользовались наши предки.

Рядом хлопает дверь. Кажется, вот-вот из ходовой рубки покажется офицер Русского императорского флота в кителе, с орденом Святого Владимира с мечами…

Действительно, судно времен царской России уже больше века находится в агрессивной морской среде, а следов коррозии не видно.

— Оно было заложено на верфях Путиловского завода в Петрограде, при строительстве использовалась особая мартеновская ковкая сталь, — объясняет Анатолий Александрович.

— Немало тех, кто считает, что стальные листы для судна вымачивали в пинских болотах, в Полесской низменности. А потом подвергали холодной прокатке.

— Это все слухи. Слабо верится, что такое количество металла могли на лошадях затащить в болота. Три года назад к нам нагрянули специалисты главного материаловедческого предприятия Роскосмоса, которые создают и испытывают сплавы для космических кораблей. Мы им отпилили кусок неиспользуемой конструкции. Они провели исследования. Все дело оказалось в особой пленке — воронении. Мастера-металлурги в начале века смогли нанести на поверхность стали тончайший слой окислов железа.

— Тут нужно вспомнить, что Путиловский завод ранее выпускал рельсовый прокат, вагоны, паровозы, и только потом на стапелях стали строиться миноносцы, крейсеры и эсминцы, — говорит штурман «Коммуны» Олег Евдокимов. — У железнодорожников в ходу было такое понятие, как «золотой костыль». Последний костыль (специальный крепеж в виде массивного гвоздя) вбивали при завершении строительства, стыковке двух железнодорожных веток. Где-то он был сделан из золота. Во избежание кражи после торжества его сразу меняли на обычный, металлический крепеж. А легенда о «золотом костыле» осталась. Его продолжали искать. То же самое было и с «золотой заклепкой». Считается, что легенду придумал капитан судна, чтобы матросы усерднее чистили корпус судна, когда оно первый раз вставало в док.

Мини-субмарины и «Пантера»

После войны катамаран продолжил свой боевой путь. В 1967 году его перевели на Чёрное море. Когда в конце 60-х годов прошлого столетия на флот стали поступать сверхмалые подводные лодки поисково-спасательного назначения, самым подготовленным их носителем оказалась «Коммуна». Она и обеспечила погружения глубоководного аппарата «Поиск-2» на глубину 2026 метров — впервые в истории ВМФ СССР. В декабре 1975 года «Коммуна» доставила аппарат в точку погружения и поддерживала с его экипажем непрерывную связь. Сверхмалые подводные лодки, которые работали вместе с «Коммуной», были способны не только обнаружить на дне затонувшую субмарину, но и «присосаться» к её люку. После этого моряки терпящего бедствие подводного корабля могли перейти на борт сверхмалой лодки и подняться на поверхность. На уникальном катамаране испытывали новые типы оружия. Было смонтировано уникальное устройство, позволяющее опускать экспериментальные макеты-отсеки перспективных подводных лодок на глубину до 2000 метров, чтобы проверить их на прочность. Сейчас на судне установлен уникальный телеуправляемый аппарат «Пантера плюс», предназначенный для поиска и обследования затонувших объектов, снабжённый видеокамерами и сложнейшими манипуляторами. Он с помощью лебёдки опускается с «Коммуны» на глубину до 1000 метров.

Тактико-технические характеристики

При наибольшем водоизмещении в 61 тыс. тонн ТАВКР имеет следующие размеры:

  • длина от носа до кормы — 306 м;
  • ширина — 72 м в самом широком месте;
  • габаритная высота — 65 м.

Броня катаная, с корпусным дублированием «сухими отсеками», защита от торпедирования состоит из 3 слоев. Двигательная установка (котлотурбинная с 4 валами) позволяет развивать скорость до 54 км/ч (29 узлов). Запас хода — от 4 до 9 тыс. морских миль в зависимости от скорости.

На борту крейсер несет комплексы радиолокационного и навигационного оборудования, зенитное, противолодочное и ракетное вооружение и комплекс РЭБ — в настоящий момент проводится обновление оснащения. На полетной палубе допускается базирование до 50 самолетов (Су-33, МиГ-29, Су-27) и вертолетов (Ка-27, Ка-29).

Численность экипажа — 1960 человек. Продолжительность автономного плавания — 45 суток.

«Трофей: более 150 поднятых подлодок и кораблей»

У «Коммуны» славное как прошлое, так и настоящее. До 1985 года на судне был чисто военный экипаж, в команду входила группа водолазов. Сейчас экипаж — смешанный, в штате 41 человек. Подводный аппарат АС-28 обслуживают военнослужащие, остальные — гражданские специалисты.

— Смешанные экипажи на флоте не редкость. Такие суда есть, например, в гидрографии, — говорит штурман Олег Евдокимов.

— Мы несем службу, дежурим на случай экстренной ситуации. Экипаж делится на две смены: смена капитана и смена старпома. Готовность к выходу в море — один час, — говорит Геннадий Логвиненко, у кого за плечами 31 год флотского стажа.

Каждый в команде «Коммуны» — настоящий, просоленный всеми ветрами морской волк. Сергей Ильченко, например, работает на судне уже 30 лет.

— В 1986 году после школы поехал учиться в Кронштадт, в 42-ю мореходную школу ВМФ, получил специальность электрика. И попал по распределению в бригаду спасательных судов на СБ «Орион», — рассказывает Сергей Викторович. — Год проработал, судно уходило в море, визы у меня тогда еще не было. И я перевелся на «Коммуну», которую называли кузницей кадров. Через «Коммуну» прошли все, кто попадал в бригаду. Потом уже их распределяли по буксирам.

Сергей Ильченко застал времена, когда «Коммуну» хотели сделать научно-исследовательским судном, передать в ведение Академии наук. На борту работали ученые, в бочку, покрытую специальной оболочкой из резины, ставили записывающую аппаратуру и опускали ее на глубину 2 тысячи метров.

Фото автора
Электрик Сергей Ильченко.

— Макет имитировал малошумную подлодку

Ученым важно было, чтобы акустика ее «не брала», — объясняет электрик

За 30 лет работы на «Коммуне» ему довелось участвовать во многих спасательных операциях. Но особенно Сергею Викторовичу запомнилась та, что проходила в 1991 году.

— Из Балаклавы тогда буксировали списанную подводную лодку проекта 613. Канаты оборвались, и она затонула. Для обследования подлодки и отработки учебно-тренировочной задачи с судна «Михаил Рудницкий» спустили два подводных аппарата: АС-4 и АС-5. Один удачно всплыл, а другой запутался в пропиленовых канатах. К тому же на маршевый винт у них намотался капроновый сигнальный конец. Произошла разгерметизация, в отсек стала поступать забортная вода. Спасательному отряду была объявлена боевая тревога. Мы подошли на «Коммуне». Опустили подводный аппарат АС-32. С помощью манипулятора, в котором был закреплен резак, удалось перерезать канаты и освободить из «плена» подводников. Вся операция заняла около часа. Когда красно-белый корпус АС-4 появился на поверхности, раздалось дружное «ура!».

Штурман Олег Евдокимов ходит по морям 27 лет.

— В Каспийском высшем военно-морском училище, которое я заканчивал в 1972 году, на стене висел плакат: «Штурман, в морях твои дороги». Смысл его до конца понял, когда сам стал прокладывать курсы кораблей, — говорит Олег Александрович. — В 1995 году начали делить Черноморский флот. Надо было принимать украинскую присягу, я написал рапорт и уволился. Службу заканчивал в училище имени Нахимова. Был заместителем начальника кафедры. В 2011 году меня на даче в Фиоленте встретил Анатолий Ишинов, кто был тогда капитаном на «Коммуне», и предложил идти к нему штурманом.

Сейчас в ведении Олега Евдокимова — уход за материальной частью, корректировка карт и пособий. Гидрография выпускает извещения мореплавателям. Всю информацию, которая касается безопасности плавания, нужно нанести на карту.

Весной 2017 года «Коммуна» участвовала в поиске и спасении аварийной подводной лодки, лежащей на грунте. С борта был спущен обитаемый поисково-спасательный аппарат АС-28, который успешно состыковался с дизель-электрической подлодкой «Старый Оскол».

В январе 2018-го экипаж «Коммуны» вновь отрабатывал взаимодействие с командой подводного обитаемого поисково-спасательного аппарата. АС-28 тогда производил стыковку с макетом комингс-площадки подводной лодки (специальное устройство на корпусе субмарины в районе выходных шлюзовых камер. — «АС»), который располагался на глубине около 40 метров.

Недавно судно выходило на полигон для измерения магнитных полей. А сейчас экипаж готовится к доковой операции. У «Коммуны» будут зачищать и красить подводную часть корпуса.

Корабль дороже золота

Это удачное начало как бы задало тон судьбе корабля. Кажется, нет в истории России такого значительного события, в котором не приняла бы участие «Коммуна». Вместе с Балтийским флотом в 1918 году она совершила знаменитый Ледовый поход из Гельсингфорса в Кронштадт, где её команда немедленно приступила к ремонту повреждённых кораблей. А спустя десять лет «Коммуна» оказала советской власти неоценимую услугу. В стране не осталось инженеров, способных проектировать подводные лодки: один умер от тифа, другого расстреляли, третий уехал за границу, подобно знаменитому изобретателю вертолётов Сикор-скому. И тут вспомнили о лежащей на дне новехонькой английской подлодке L55, потопленной советскими эсминцами. И вот в 1928 году субмарина весом 860 тонн была извлечена на поверхность силами «Коммуны». Посмотреть на уникальную операцию прибыл сам нарком-военмор Клим Ворошилов. Говорят, что объявляя благодарность экипажу катамарана, он сказал: «Если бы вы подняли со дна моря у Балаклавы все золото «Чёрного принца», то и тогда не сделали бы нам большего подарка!». Разобрав британскую субмарину «по винтикам», советские инженеры обнаружили ряд конструктивных упущений, но всё же по тем временам это была одна из самых передовых моделей. Учтя все её недостатки и достоинства, отечественные специалисты разработали несколько проектов лодок, которые и стали основой подводного флота СССР. К чести советского правительства, останки английских подводников, обнаруженные на L55, были отправлены на родину… С марта 1942 года 38 водолазов и такелажников «Коммуны» под непрерывными обстрелами и бомбёжками работали на Дороге жизни, ведущей к блокадному Ленинграду. Несмотря на то что на корабле оставалась лишь половина экипажа (остальные ушли на фронт), было проведено более 60 спасательных операций, и со дна Ладожского озера подняли одиннадцать военных и гражданских судов. Во время жестоких боёв катамаран поднимал также танки и автомобили, потопленные во время бомбёжек, а также подлодку «Щука» и целую плавбазу. А ещё на судне во время войны подготовили 159 водолазов. Знаменательно, что на «Коммуне» ремонтировали подлодку «Малютка» легендарного капитана 3-го ранга Александра Маринеско.

История [ править ]

Корабль стал первым российским двухкорпусным судном, созданным по заказу Главного штаба ВМФ. СМС Вулкан использовалась в качестве прототипа.

Контракт на постройку корабля выиграла Путиловская компания, получившая приказ Главного управления судостроения № 3559 30 декабря 1911 г., контракт на постройку был подписан 5 мая 1912 г. Корабль был заложен 12 ноября. 1912 г. под руководством морского архитектора Н. В. Лесникова. 17 ноября 1913 года корабль был спущен на воду под названием « Волхов» , а 15 июля 1915 года принят в состав Балтийского флота .

Спуск на воду Волхова в Санкт-Петербурге 17 ноября 1913 г.

Первоначально Волхов базировался на Ревеле, где служил тендером для подводных лодок , способным нести 10 запасных торпед и 50 тонн топлива, а также жилые помещения для 60 подводников. Она обслуживала российские подводные лодки, а также британские подводные лодки класса E и C.

Летом 1917 года Волхов осуществил свой первый успешный подъем подводной лодки, подняв на воду подводную лодку класса « Американский Голланд» (Голландия) AG 15 , затонувшую у Аландских островов . С 24 сентября 1917 г. Волхов мели БАРС -класса подлодки единорог с глубины 13,5 м (44 футов).

С конца 1917 года Волхов участвовал в Гражданской войне , обслуживая подводные лодки Советского Балтийского флота, а 31 декабря 1922 года (всего через несколько дней после образования СССР ) она была переименована в Коммуну . Под новым именем она продолжила службу на Балтике, тушив пожар на подводной лодке « Змея» , поднимая курьерский катер « Кобчик» и катер « Красноармеец» . В середине 1928 года Коммуна подняла британскую подводную лодку HMS  L55 , затонувшую в Финском заливе в июне 1919 года, с глубины 62 метра (203 фута), которая затем послужила прототипом для подводной лодки.Ленинец класс . «Коммуна» продолжала служить аварийно-спасательным судном, а также поднимала буксир, торпедный катер и разбившийся самолет.

После немецкого вторжения в июне 1941 года « Коммуна» базировалась в Ленинграде и, хотя и была повреждена бомбардировками, продолжала служить в течение всей блокады . В марте 1942 года она вывезла четыре танка КВ , два трактора и 31 машину из Ладожского озера , которое провалилось по ледяной дороге , называемой « Дорога жизни », которая была единственным маршрутом снабжения Ленинграда. В том же году она отремонтировала шесть подводных лодок класса М , а также утилизировала « Щука» класса 411 , буксир Austra , шхуны « Труд» и « Водолей-2»., и несколько других судов. В феврале 1943 года экипаж « Коммуны» был отправлен на Волгу, где они обнаружили буксир « Иван» и самолет «Ильюшин» Ил-2 . В 1944 году Коммуна вернула 14 затонувших кораблей общим весом 11 767 тонн и отремонтировала 34 корабля. По окончании блокады весь экипаж был награжден медалью «За оборону Ленинграда» . Корабль продолжал служить после войны, а в 1954 году его переоборудовали, заменив двигатели на более современные голландские. В ноябре 1956 г. она обнаружила подводную лодку М-200 , а в октябре 1957 г. подняла М-256 .

В 1967 году корабль прошел от Балтики до Черного моря и был переоборудован за 11 миллионов рублей для перевозки подводных аппаратов. В 1974 году он был оснащен подводным аппаратом типа АС-6 « Поиск-2» , который 15 декабря 1974 года совершил рекордное погружение на глубину 2026 метров (6 647 футов). В 1977 году он использовался для поиска самолета Су-24, который потерпел крушение и затонул у берегов Кавказа на глубине 1700 метров (5600 футов).

В 1984 году судно было поставлено на прикол для передачи Российской академии наук . Однако передача была отменена, и она была полностью разграблена, и ее пришлось полностью переоборудовать перед возвращением на военно-морскую службу. В 1999 году его переименовали из «спасательного корабля» в «спасательное судно».

В октябре 2009 года она получила построенный в Великобритании подводный спасательный подводный корабль Pantera Plus , способный работать на глубине до 1000 метров (3300 футов). С января 2012 года она входит в отряд спасательных судов, базирующихся в Севастополе .

Музейный флот

Самое большое количество кораблей, место которым скорее в музее, служит в филиппинском флоте. В 60-е и 70-е годы Филиппины в крупных размерах получали американскую военную помощь, и им досталось большое число находившихся в резерве ветеранов. Удивительно, но некоторые из них все ещё в строю.

Например, пара живых танкодесантных кораблейБенкет» иЛагуна».

Лагуну» построили в октябре 1943 года, дав ей непримечательное имя LST-230. Под американским флагом корабль высаживал солдат на пляжи Нормандии в знаменитый D-Day в 44-м, а также принимал участие в высадке в южной Франции в сентябре того же года.Бенкет» в девичестве был LST-692, постройки весны 1944 года и боевым опытом высадки в южной Франции, а также корейской войны.

Британские корабли, среди которых иЛагуна», в Дартмуте 2 июня 1944 года в ожидании сигнала(источник фото)

Оба корабля затем использовало американское Командование морских перевозок с гражданскими экипажами, пока в 1976-м году их не передали филиппинцам. Они до сих пор на ходу и готовы к выполнению задач.

Бенкет» в одном из филиппинских портов(источник фото)

Ещё один филлипинский танкодесантник формально пока в строю, но в необычной роли.

LST-821 построили в конце 1944 года. С этого корабля высаживались американские солдаты на Окинаву. В годы вьетнамской войны, уже под собственным именемХарнетт Каунти», он выступал в роли плавбазы и корабля снабжения для американских противопартизанских сил в дельте Меконга.

Харнетт Каунти» в 1968-м(источник фото)

В 1970 году его передали южному Вьетнаму, и в 75-м корабль вместе с экипажем убежал после падения Сайгона на Филиппины. В следующем году он формально вошёл в состав их флота под именемСиерра Мадре».

(Источник фото)

В 1999 годуСиерра Мадре» посадили на мель в оспариваемом с Китаем архипелаге Спратли в качестве эдакого форпоста.

Мигель Малвар» также начинал свою жизнь в американском флоте. Построенный в 1944 году, этот патрульно-спасательный корабль под американским флагом и названием EPCE(R)-852 принимал участие в боях на Тихом океане и в Атлантике. В августе 1944-го на нём везли в Америку команду захваченной немецкой подводной лодки U-505, а в следующем году на тихоокеанском фронте на корабле оказали медицинскую помощь более чем тысяче раненых моряков. В послевоенные годы корабль стал опытовым судном, на котором испытывались новые акустические, инфракрасные и оптические приборы и комплексы.

EPCE(R)-852 в 1958 году(источник фото)

В 1966 году корабль переделали в патрульный и передали Южному Вьетнаму. В 1975 году онубежал» на Филиппины и после многочисленных ремонтов и модернизаций стал одним из самых активных кораблей филиппинского флота.

Мигель Марвал» в мае 2015-го(источник фото)

Ещё один патрульный корабль филлипинцев,Кесон», имеет американские корни и богатую историю. В качестве американского тральщикаВиджиланс» он принимал активнейшее участие в боях. Корабль не только тралил японские мины, но и деятельно помогал другим отбиваться от атак камикадзе у берегов Окинавы. На его боевой счёт даже записали несколько сбитых японских пикировщиков.

Виджиланс» в маскировочной окраске в 1944 году(источник фото)

После войныВиджиланс» отправился в резерв, где и оставался до передачи филиппинскому флоту в 1967 году.

Кесон» в 2013-м году(источник фото)

«Создал в кубрике Свято-Никольский собор»

Когда я уже собираюсь сойти на берег, меня останавили: «Вы еще не видели нашу судовую церковь». Мы спускаемся по нескольким трапам в трюм. Здесь, в одном из кубриков, и располагается корабельная церковь Николая Чудотворца.

— Была ли ранее на «Волхове» судовая церковь — доподлинно не известно. Старый циркуляр был утерян, — говорит ветеран поисково-спасательной службы Черноморского флота Анатолий Ишинов. — Но еще во время боевой службы в 80-х годах на морском тральщике «Харьковский комсомолец» в Персидском заливе я подумал: если вернусь благополучно домой, воздам Господу за наше спасение. Во время «танкерной войны» нам пришлось заниматься боевым тралением — уничтожением мин.

За эту операцию Анатолий Ишинов получил орден Красной Звезды. А когда стал капитаном «Коммуны», создал на судне, по собственному выражению ветерана, маленький Свято-Никольский собор. На службу сюда приходит помощник благочинного Севастопольского округа отец Стефан.

По трапу вслед за мной идут хвостатые «члены экипажа» — черная, как смоль, собака Блэк и рыжая Вишня. На палубе, в укромном уголке, у них есть свой «кубрик» — крепко сбитая будка.

Чем дальше я удаляюсь от «Коммуны», тем больше мне хочется остановиться и оглянуться. Судно, построенное еще в императорской России и пережившее со страной немало потрясений, притягивает как магнит. Не удивительно, что стаж работы у многих на «Коммуне» — по 20–30 лет. «Живая история «на ходу», — говорит, прощаясь, старпом Геннадий Логвиненко.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.